Большинство предприятий различных форм ведения бизнеса нуждается в организации логистики, поскольку это позволяет грамотно сделать доставку различной продукции и товаров конечному потребителю. Не все знают, что правильно налаженная работа отдела логистики позволит существенно снизить себестоимость выпускаемой продукции, избежать простоев производства, а также минимизировать издержки, что в конечном итоге влияет на увеличение чистой прибыли.
Логистика – это наука, изучающая рациональную транспортировку различных ресурсов от производителя до конечного потребителя с наименьшими затратами. Она является неотъемлемым инструментом для ведения прибыльного бизнеса каждой компании. На сегодняшний день без логистики невозможно представить стабильную работу большинства торговых и производственных предприятий.
Логистика (как практическая деятельность) представляет собой систему спланированного управления информационными, материальными и денежными потоками любой компании. Разберем детально определение каждого из них.
Под материальными потоками принято понимать сырьевую базу, комплектующие и всевозможные материалы, которые используются в производстве. Для его бесперебойной работы отдел закупок и снабжения обязан заблаговременно приобретать все необходимое, к тому же важно, чтобы доставка сырья осуществлялась строго в определенный срок. Сюда же следует отнести внутрипроизводственную транспортировку и перемещение материалов и оборудования.
Распределение денег и поступление их на счета компании представляют собой финансовые потоки. Контроль над производственными затратами, перемещением денежных средств, оплатой счетов и прибылью осуществляет финансовый отдел любой компании.
Что касается информационных потоков, простыми словами это можно объяснить так: логистика обеспечивает систему распределения необходимой информации таким образом, чтобы наладить взаимосвязь между подразделениями компании и с конечным потребителем.
В итоге логистика определяет способ транспортировки (доставки) необходимой продукции в назначенное время в нужное место, обеспечив при этом оптимальную стоимость услуг и надлежащие условия их оказания. На предприятии логистический отдел выполняет ряд важнейших функций, к которым следует отнести:
Деятельность логистического подразделения направлена на улучшение работы предприятия и повышение прибыли. Важно понимать, что большая часть компаний вкладывает прибыль в эффективную работу логистики, и эти затраты являются самой значительной частью статьи расходов, что подчеркивает исключительную важность работы в данном направлении.
Логистами называют специалистов, которые занимаются организацией доставки продукции от производителя до конечного потребителя, обеспечивая при этом минимальные растраты временных и финансовых ресурсов.
В обязательном порядке логист учитывает интересы производителя, потребителя и перевозчиков, ведь от этого в конечном итоге зависит качество предоставляемых услуг и прибыль компании. Такой специалист также занимается:
Помимо этого, логист управляет комплексом информационных и сервисных услуг, связанными с его деятельностью. Одним из важнейших навыков, которыми обязан владеть логист, является умение предусмотреть возможные риски. К примеру, при сотрудничестве с поставщиком, который расположен на значительном расстоянии от предприятия, повышается вероятность сбоя доставки сырья. Это означает, что на пути следования возможны дорожно-транспортные происшествия и поломки грузовых автомобилей. Поэтому для максимально быстрого завоза необходимого компании сырья логист выберет ближайшего к ней поставщика, чтобы исключить риск простоя производства.
Важно : специфика ведения бизнеса, особенности производства и место его расположения, погодные условия, удаленность поставщиков от компании и множество других факторов напрямую влияют на развитие работы отдела логистики. По этой причине не существует стандартных схем распределения средств, организации доставки, оптимизации маршрутов следования и других важных функций, которые выполняют логисты. Это ведет к тому, что специалисты с учетом специфики работы предприятия разрабатывают оптимальные логистические модели работы, направленные в первую очередь на минимизацию издержек и получение прибыли.
Говоря простыми словами о целях и задачах логистики, необходимо понимать, что они направлены на оптимизацию движения продукции от производителя к покупателю. Для этого специалисты логистического отдела комплексно подходят к решению всевозможных вопросов еще на этапе производства товаров, их хранения, доставки и сбыта.
Логистика производства призвана обеспечить планирование изготовления различной продукции в соответствии с потребительским спросом. Данные об этом и подробный анализ рынка представляют специалисты отделов продаж и маркетинга.
Сюда же следует отнести решение задач, направленных на обеспечение необходимых условий для бесперебойной работы предприятия и выпуска необходимого количества товара. Это обязывает логистов обеспечить закупку оборудования и сырья в нужном объеме, необходимом на всех этапах производства.
К основным задачам отдела логистики следует отнести также оптимизацию работы складского хозяйства и доставку продукции на склады конечного потребителя. Специалисты в обязательном порядке планируют объемы складских запасов и отслеживают сроки хранения товара.
Логисты планируют маршруты следования грузовых автомобилей, воздушных и морских судов, что необходимо для минимизации затрат на перевозку грузов. Также они оформляют необходимую для транспортировки документацию, включая путевые листы и таможенные декларации.
Рассмотрим подробнее разновидности логистических услуг.
Рассматривая виды логистических услуг, необходимо начать именно с логистики производства, поскольку она призвана управлять потоками денежных средств, сырья и готовой продукции непосредственно внутри компании. К тому же данный вид деятельности оказывает влияние на развитие технологического процесса.
Логистика производства преследует важнейшую цель, направленную на оптимизацию затрат деятельности предприятия. Специалисты в данной отрасли выполняют:
Логисты осуществляют контроль над процессом производства продукции на предприятии. При необходимости ими могут вноситься коррективы, направленные на оптимизацию работы и повышения доходности.
Данный вид деятельности логистики направлен на грамотное управление информационными потоками, которые параллельно сопровождают материальные. Это связано с тем, что правильная работа с информацией (своевременное оповещение сотрудников о различных проблемах доставки, изменении в производственной деятельности, обеспечение взаимодействия между подразделениями, прочее) так же важна, как и грамотное распоряжение финансовыми средствами.
Специалисты данного направления занимаются оптимизацией внутренних и внешних информационных потоков, каналов их поступления и передачи, а также разработкой внутренней нормативной документации.
Эти услуги направлены на оптимизацию и разработку маршрутов следования, используемых для доставки готовой продукции, сырья и оборудования для производственного предприятия. Логистика автотранспорта является наиболее актуальной, поскольку большая часть перевозок осуществляется грузовыми машинами. Одной из важнейших целей данного направления является авизация, которая заключается в доставке продукции конечному потребителю строго в оговоренную дату и время.
Что касается таможенных услуг в логистике, стоит отметить, что данная отрасль является одной из самых важных в компаниях, осуществляющих международные перевозки различных грузов. Специалисты несут огромную ответственность за свою деятельность, поскольку от качества их работы зависит своевременность доставки груза.
Логисты отвечают за сопровождение продукции до места доставки, а также наличие всей необходимой документации. К тому же специалисты подкованы во многих юридических вопросах, что позволяет им грамотно оформить таможенные декларации и сопроводительные листы. Это дает возможность избежать задержки груза, простоя производства на предприятии, а также потери продукции.
Логистические услуги в сфере закупок представляет собой, по сути, работу отдела снабжения, поскольку данная отрасль занимается управлением материальных потоков. Сюда следует отнести покупку и распределение комплектующих материалов, оборудования, сырьевой базы и прочих компонентов, которые необходимы для бесперебойно работающего производства. Специалисты этого направления также выполняют следующие функции:
В обязанности логистов также входит оптимизация закупок сырья и вспомогательных материалов таким образом, чтобы их хватало на все производственные циклы (включая непрерывные) и не происходил простой. Специалисты данной отрасли исполняют важную роль в развитии компании, поскольку от качества их работы зависит в конечном итоге сумма расходов и себестоимость производимых товаров.
Данная отрасль необходима для управления складскими процессами. К ним следует отнести прием, выдачу со склада оборудования материалов и сырья, их хранение, а также отгрузку готовой продукции. Специалисты складской логистики принимают непосредственное участие в выборе для организации и постройки складских помещений, подборе специального оборудования.
Также в обязанности отдела логистики этого направления входит организация работы производственных складов, ведение учетной деятельности и контроль процессов приема и отгрузки продукции.
Эффективная работа производства на предприятии напрямую зависит от организации процессов управления запасами готовой продукции, сырья и необходимых материалов. Этим занимается логистика запасов. Специалисты отдела рассчитывают необходимый объем запасов сырья и готового товара (продукции) на производстве в целом и формируют их. Основной задачей данной отрасли является обеспечение непрерывной работы производственных процессов на предприятии.
Как показывает практика, система логистики в Российской Федерации на порядок сложнее и требует значительных затрат в сравнении с другими странами. Это связано с определенными причинами и спецификой государства.
Прежде всего следует отметить, что территория страны обширна, поэтому предприятиям, которые занимаются перевозкой грузов, приходится сталкиваться с проблемой преодоления значительных расстояний. Это приводит к существенным затратам на приобретение топливных и смазочных материалов, запчастей, выполнение ремонтных работ. Несложно догадаться, что даже те логистические компании, которые осуществляют грузоперевозки в пределах своего региона, несут весомые затраты из-за необходимости больших расстояний.
Следующей важнейшей проблемой всех логистический предприятий является низкое качество дорожного покрытия на территории России. Выполнение ремонтных и сервисных работ не может не отразиться на итоговой стоимости транспортировки продукции.
Не радуют логистов и суровые климатические условия, ведь зимнее время в большинстве регионов достаточно продолжительное, что ведет к существенному расходу топлива и удорожанию услуг по хранению продукции в складских помещениях. Это связано с тем, что стоимость отопления больших площадей существенна, а без обеспечения необходимых температурных условий хранение большинства товаров попросту не представляется возможным.
К проблемам логистики также следует отнести недоработки в законодательной базе РФ. К примеру, компании нередко сталкиваются с невозможностью получения денежных компенсаций (естественно, по решению судебных органов) от поставщиков или транспортных организаций, виновных в срыве поставки продукции либо сырья, а также в простое производства.
Важно : в связи с некоторыми пробелами в законодательстве юротдел предприятия обязан предусмотреть возможные форс-мажорные обстоятельства и прописать в договоре о сотрудничестве с поставщиками пункт о штрафных санкциях.
Чтобы правильно выбрать компанию, которая сможет грамотно организовать все логистические процессы, руководству предприятий необходимо учесть несколько важных факторов. К ним следует отнести:
Выбирая логистическую компанию, необходимо узнать отзывы о ее работе и качестве услуг. Для этого можно поинтересоваться у коллег либо найти мнения пользователей в Интернете.
Важным фактором, который необходимо учитывать, являются сроки и дальность доставки продукции. Некоторые компании осуществляют ее только в черте города, другие, наоборот, специализируются на региональных и международных грузоперевозках. Очень важно на начальных этапах сотрудничества обсудить сроки доставки и нюансы по предстоящей работе.
Для каждого предприятия важно получить квалифицированную помощь в решении различных ситуаций. По этой причине необходимо поинтересоваться у претендента на сотрудничество, имеются ли в штате специалисты, способные оперативно решать логистические задачи любой сложности и оказывать содействие при возникновении любых вопросов.
При поиске транспортно-логистической компании следует обратить внимание на стоимость представляемых услуг. Это важный фактор, поскольку он напрямую влияет на статью расходов предприятия. Возможно, имеет смысл обратить свое внимание на организации, представляющие услуги по железнодорожным перевозкам грузов. Как показывает практика, такая транспортировка является экономически выгодной, особенно если это касается доставки продукции или сырья на большие расстояния.
Обратите внимание на состояние автопарка претендента. Большое количество грузового автотранспорта и спецтехники, находящейся в надлежащем техническом состоянии, говорит о серьезности ведения бизнеса логистической компании.
Также необходимо поинтересоваться классностью водителей и опытом экспедиторов, которые будут сопровождать грузы во время перевозки. Если требуются постоянная транспортировка негабаритов, нелишним будет узнать о мастерстве и опыте работы водителей.
Каждый бизнесмен, заинтересованный в сотрудничестве с транспортной компанией, желает получить гарантии на представляемые услуги. Они заключаются в том, что перевозчик обязуется доставлять груз, сохраняя его целостность. Сюда же следует отнести точное время выполнения заказа. Не рекомендуется сотрудничать с логистическими компаниями, которые не могут гарантировать безопасную перевозку.
Сохраните статью в 2 клика:
Как видно, логистика на предприятии является важнейшим подразделением, сфера которой многогранна. От ее работы зависит не только бесперебойная работа производства, своевременная доставка продукции конечному потребителю, но и объем прибыли.
Вконтакте
Прежде чем рассматривать вопросы организации, планирования и управления службой логистики ча предприятиях и в организациях, остановимся на основных ее составляющих. В логистике (глобальный масштаб) выделяются два основных раздела - управление материальными ресурсами и их распределение.
К материальным ресурсам в данном случае относятся первичные и вторичные, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, конечная готовая продукция, упаковочные материалы, запасы.
Распределение материально-технических ресурсов осуществляется товародвижением промежуточных и конечных готовых продуктов по двум направлениям. Первое - движение напрямую (прямой канал распределения) к промежуточному потребителю для осуществления дальнейшего производственного процесса или к конечному потребителю. Второе - движение к промежуточному или конечному потребителю через разветвленную сеть посредников (косвенный канал распределения) - крупными, средними или мелкими партиями.
Логистика на предприятии, в зависимости от направлений его деятельности, подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя предусматривает решение производственных вопросов непосредственно на фирме. Внешняя решает задачи по обеспечению товародвижения на рынок.
Задачи, стоящие перед внутренней логистикой, сводятся к материально-техническому обеспечению и управлению ресурсами. Это - закупка сырья и материалов для предприятия, их складирование и хранение, транспортировка как от поставщика, так и на самом предприятии между подразделениями, постоянный контроль за объемами запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, их корректировка.
Задачи, стоящие перед внешней логистикой, состоят в распределении конечного готового продукта через различные каналы распределения. Это - транспортировка готового промежуточного или конечного продукта потребителям; выявление их запасов на собственных складах, промежуточных логистических платформах и у потребителей; хранение, упаковка и комплектование заказов по всему ассортименту производимой продукции; наблюдение за спросом изготавливаемых товаров, корректировка объемов их производства при необходимости.
Служба логистики на предприятии имеет несколько обязательных уровней управления. При этом в нее входит какая-то часть администрации, ответственная за принятые решения (по задачам, целям и проблемам фирмы) и штатные сотрудники отдела логистики и ее службы в целом.
Организация и менеджмент службы логистики на предприятии включает следующие основные структурные звенья:
Исполнительный директор по логистике. Он входит в состав совета фирмы или является одним из заместителей генерального директора.
Менеджеры, ответственные за деятельность отделов и подчиненный им персонал.
Группы реализации отдельных проектов логистики - планирование новых центров распределения конечной готовой продукции, расширение существующих и организация новых логистических платформ, формирование дизайна проектируемых информационных систем логистики.
Управляющие персоналом. Они ведут оперативную работу, отвечают за центры распределения конечной готовой продукции, за доставку сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, их хранение и упаковку.
Что касается группы реализации отдельных проектов логистики, то существует несколько наиболее распространенных способов формирования таких групп на предприятии как внутри службы логистики, так и самостоятельных:
группы функционируют как неотъемлемая часть в составе службы логистики на предприятии, например, такие как контроль за выполнением проектов, инжиниринг в транспортном и складском хозяйстве, в информационных логистических системах;
группы существуют как отдельные, самостоятельные подразделения со своим персоналом, организованные на предприятии и выполняющие определенные функции системы логистики, например, организация доставки материально-технических ресурсов; формирование логистических платформ,
группы формируются оперативно из персонала, занятого в отдельных сферах деятельности логистики, например, в сфере транспортного или складского хозяйства - в этом случае группа выполняет свои обязанности по реализации проектов по возникающей необходимости в такого рода работах.
Любая промышленная фирма, стремящаяся достичь высокой эффективности закупок, производства, складирования, хранения и формирования запасов материально-технических ресурсов, а также распределения конечного готового продукта, должна иметь правильно организованную службу логистики.
6.2. 1. Основные виды деятельности служб логистики но фирме
Служба логистики на предприятии подразделяется, как правило, на пять основных функциональных групп, отвечающих за транспортировку; структуру основных средств, запасы, маневрирование материальными
ресурсами, коммуникации и информацию. В соответствии с назначением функциональных групп предусматривается перечень видов их деятельности, а именно:
транспортировка - внутренние, внешние и международные перевозки, выбор вида транспорта, транспортных средств и вариантов их обслуживания;
планирование и управление складским хозяйством и оборудованием, центрами распределения, складскими производственными площадями;
снабжение сырьем и материалами; формирование запасов (страхового, подготовительного, производственного) и готовой продукции, обработка возвращенной продукции;
маневрирование материальными ресурсами, их сортировка, обработка, упаковка;
обработка заказов, прогнозирование спроса, планирование производства, связь с центрами распределения; расширение информационной сети коммуникаций; обновление банка данных.
Следует отметить, что такое формирование функциональных групп службы логистики на предприятии не соответствует традиционным организационным структурам фирм, так как все названные виды деятельности в течение довольно длительного времени делегировались отделом снабжения материально-техническими ресурсами (закупки), который относился к производству; обработки заказов и связи с клиентами, занимавшемуся маркетингом; транспортных операций (существовал как самостоятельный); управления складским и тарным хозяйством (также являлся самостоятельным).
6.2.2. Практическое достижение успеха
Фирма, занимающаяся промышленным производством или оказанием различного рода услуг, в системе логистики должна ориентироваться на практическое достижение успеха. Для этого на каждой фирме необходимо обязательное выполнение трех важнейших условий.
Первое - необходима точная формулировка и перечень функций каждого отдельного сотрудника службы логистики на предприятии. А именно, название должности, организационные связи (подотчетность), границы ответственности, обязанности и права.
Второе - фирма должна располагать необходимой информацией о том, какое количество сотрудников персонала службы логистики потребуется в ближайшее и отдаленное будущее; какими знаниями и навыками они должны обладать; какие организации и фирмы могут обеспечить требуемое количество работников в ближайшем и отдаленном будущем. В этом случае необходима следующая информация: объем предполагаемых работ, масштаб расширения фирмы, нужное количество работников, положение на рынке рабочей силы.
Третье -фирма должна находить и подбирать будущего менеджера (сотрудника) службы логистики на определенную, конкретную должность, а не подбирать должность будущему сотруднику. В последнем случае его некомпетентность может привести к негативным последствиям. Обязателен направленный подбор кадров; соответствие кандидатов должности по знаниям и навыкам, компетентности.
По мере развития бизнеса и углубления партнерских связей деловые отношения часто упираются в вопросы доставки и транспортировки сырья, и готовой продукции; передачи информации и финансовых средств. Как осуществляется эта трудоемкая работа, поговорим в статье.
В логистике выделяют два основных раздела - распределение материальных ресурсов и управление ими.
Материальными ресурсами считаются основные (второстепенные) и первичные (вторичные) материалы, готовая продукция и полуфабрикаты, комплектующие и запасные части, упаковка и запасы продукции. Они распределяются путем перемещения готовой и промежуточной продукции в двух направлениях, точнее по двум каналам - прямому и косвенному.
Обычно у владельцев крупного и среднего бизнеса отдел логистики на предприятии представляет собой отдельное подразделение, где работают специалисты разного уровня - менеджеры-логисты, рядовые сотрудники, водители, диспетчеры. Мелкий бизнес зачастую обходится силами отдельных специалистов, закрепленных за отделами со схожими функциями (к примеру, транспортный или складские помещения). В лучшем случае возможен немногочисленный отдел. Организовать его с нуля поможет наш алгоритм, который вы найдете далее в статье.
Бывает, что в обязанности отдела логистики входит таможенное оформление с документальным обеспечением или управление внешними экономическими связями.
Исходя из этого, функции менеджера-логиста заключаются в следующем: документальный учет поставок и продаж, налаживание и укрепление сотрудничества с поставщиками, транспортными компаниями, страховщиками, финансовыми учреждениями и др.
Логистика бывает двух видов - внешняя и внутренняя. Она определяется направленностью компании.
Внутренняя логистика способствует решению производственных задач самой компании. Работники этого подразделения занимаются менеджментом и материально-техническим снабжением предприятия необходимыми ресурсами. Функциями внутренней логистики являются: контроль запасов всех имеющихся ресурсов, закупка сырья и материалов, складирование, хранение, доставка от поставщиков, перемещение в самой организации.
Внешняя логистика решает вопросы отправки товаров прямо к потребителям или на рынок через посредников. Отдел логистики, выполняя внешние функции, работает с различными каналами распределения. К главным задачам внешней логистики относят:
Поскольку отделы логистики выполняют много специфичных функций, рационально будет из крупных подразделений создать небольшие профильные группы.
Приведем простой пример стандартного деления согласно выполняемым задачам.
Отдел закупок осуществляет следующие функции:
Производственная логистика решает вопросы:
Отдел управления запасами и ассортиментом проводит аналитику, чтобы на ее основе регулировать резервы и номенклатуру изделий, выпускаемых компанией.
Отдел контроля над поставками готового товара реализует следующие цели:
Главное условие для сохранения бизнеса - оптимизация затрат. Редакция журнала «Коммерческий директор» предлагает восемь советов, которые помогут наладить логистику в непростой экономической ситуации.
Несмотря на безусловную пользу службы логистики, до сих пор отсутствует четкий порядок и принципы ее создания. Однако, опираясь на опыт множества компаний, можно добиться довольно большой отдачи от этого подразделения.
Очевидно, что организация отдела логистики - процедура довольно сложная, коль этим не занимались раньше. Но при реформировании устоявшихся бизнес-процессов еще сложнее преодолеть противодействие традиционных и зачастую неэффективных методов работы.
Рассказывает практик
Юрий Игумов ,
руководитель управления логистики ОАО «НПГ «Сады Придонья», Волгоград
Для поставок товара по России и ближнему зарубежью мы прибегаем к услугам транспортно-экспедиционного оператора. Львиную долю перевозок составляют автомобильные. Примерно четверть грузов уходит по железной дороге, для чего мы привлекаем таможенных экспедиторов и брокеров.
После оценки потенциальных затрат было принято решение передать обязанности отдела логистики профильным организациям. В любом случае аутсорсинг гораздо выгоднее с точки зрения финансов, чем расходы на создание и содержание собственного автопарка вместе с обширной службой логистики. Причем разница на сегодня громадная, следовательно, мы однозначно будем пользоваться аутсорсингом. В компании, разумеется, есть небольшой автопарк, но он создан для доставок на короткие расстояния и рассчитан на экстренные ситуации.
После создания прообраза будущего отдела логистики на бумаге наступает черед подбора персонала. Здесь нужно определиться: искать и выбирать людей конкретно для нового подразделения или отдать эти полномочия кадровикам. Выбирая один из вариантов, нужно учесть состояние рынка труда, стандарты предприятия и возможности специалистов по кадрам среднего звена. Очевидно, что поиск кандидатов, стопроцентно подходящих под запросы руководства, затянется надолго.
На данном этапе нужно понимать, что сформированная модель не может быть однозначным строгим стандартом. Иногда в штате сотрудников встречаются специалисты, не совсем подходящие под намеченную схему. Но их знания и опыт, в которых нуждается создаваемый отдел, допускают отступление от утвержденных требований. В этих случаях даже изменение схемы будет вполне оправданным.
Отдельным условием отбора претендентов считается знание иностранных языков, особенно английского на уровне уверенного пользователя. Это довольно распространенное обязательное требование. Ведь многие зарубежные компании ведут документацию только по-английски, именно этот язык у них является корпоративным и применяется в работе менеджеров. Если предприятие находится в составе иностранной компании, требование владения английским в качестве второго делового языка может усложнять бизнес-процессы. Основная часть документации готовится на диалекте головной компании, к тому же большие зарубежные организации могут и сами заказывать услуги транспортировки. Обычно фирмы-перевозчики расположены там же, где и продавцы. Поэтому для них английский будет не основным, а дополнительным.
В результате довольно часто возникают ситуации, когда взаимодействие затруднено и вызывает массу осложнений. Это вполне понятно и ожидаемо, поскольку язык общения, как правило, не родной и не единственный для каждого участника логистической цепочки. Так что специалисты отдела логистики, владеющие английским на должном уровне, - большой плюс для всех организаций. Администрации дочерних структур просто необходимо укомплектовать свой штат как минимум одним работником с достойным знанием основного языка головной компании.
При наборе сотрудников необходимо помнить, что этика отечественного бизнеса и его корпоративная культура находятся на низком уровне. К сожалению, во многих предприятиях ведение и учет документооборота считается необязательным, и для сокращения расходов даже успешные компании стараются избежать оформления документов, необходимых для отправки грузов.
На структурную организацию отдела логистики предприятия влияет его специфика и объемы оборота продукции, но в основном она представлена в следующем виде:
Проектные группы реализации на предприятии создаются в виде обособленных подразделений или внутри самих отделов логистики. Есть несколько способов их образования.
Рассказывает практик
Андрей Яновский ,
генеральный директор ОАО «Нидан Соки», Москва
Когда перед нами встал вопрос о поиске руководителя (менеджера) отдела логистики, я сосредоточился на поиске особо энергичного сотрудника. Чаще всего логисты абсолютно безынициативны и совершенно не предлагают даже простых и реально выгодных для бизнеса идей. Разумеется, при таком отношении к обязанностям на возможную экономию рассчитывать неразумно. В качестве примера можно привести идею о необходимости регламентации вопроса о выборе поставщика с обязательным проведением ежеквартального тендера.
Я намечаю высокие, но достижимые задачи. Для их реализации менеджеру нужна целеустремленность. Иными словами, нам требуется инициативный сотрудник, который неравнодушен к своей работе.
У правления производственных компаний и предприятий, тесно связанных с поставщиками, проблема поиска руководителя отдела логистики появляется со дня основания коммерческой структуры. В одних организациях логист всего лишь направляет транспортные потоки, в других играет ключевую роль, так как при координации перемещения товаров старается снижать расходы на логистику и таможенное оформление всеми подходящими способами.
Перед поиском кандидата на вакансию генеральному директору необходимо определиться со статусом главного логиста в компании. Он не должен быть «равным среди равных», поскольку владеет не только сведениями по всем отгрузкам, но и подробными данными о клиентах. Директор по логистике имеет доступ к коммерческой и даже конфиденциальной информации (в основном это относится к производственным компаниям и дистрибьюторам). Он должен принимать решения, которые обязаны выполнять подчиненные, а также менеджеры отдела продаж. Одновременно, согласно своим полномочиям, руководитель отдела логистики полностью отвечает за результат. А значит, его статус должен быть аналогичен должности заместителя генерального директора.
Очень важно, чтобы персонал компании не относился к главному логисту как к человеку, претендующему на чью-то прибыль либо дополнительные доходы. То есть задача генерального директора - объяснить персоналу, что логист:
Внутренняя логистика предприятия, которая распространяется на большую часть мероприятий по оптимизации, подразумевает комплекс логистических функций по созданию материального потока в самой компании.
Заметим, что очень часто к внутренней логистике относят совокупность двух ее базовых секторов - транспорта и склада.
Причины для построения оптимизированной работы отдела логистики и модификации ее системы разнообразны. Самые общепринятые их них:
Предприятию необходимо выбрать, какие логистические операции для достижения намеченных задач потребуется реорганизовать, расширить или просто исключить. Особое внимание нужно уделить работе:
По большому счету, модернизация логистических систем должна проходить как минимум в четыре этапа:
Для проведения корректного анализа и диагностики системы необходимо:
На основании полученных данных формируется программа совершенствования (модернизации) общей системы логистики и утверждается методика ее практической реализации. Программа может содержать:
Стремление быстро перестроить работу отдела логистики без надлежащего анализа его деятельности рождает массу сложностей. К примеру, в одной торгующей организации руководитель ликвидировал отдел закупок, усомнившись в его результативности. Обязанности закупщиков перешли к сотрудникам отдела продаж. Свое решение директор объяснил так: продукция приходит с опозданием и нарушением количества, а цены на товары не всегда приемлемы. Далее он уточнил, что продавцы знают больший толк в покупках, нежели закупщики.
Сразу после реорганизации все шло нормально, но потом продажи у компании упали. Вывод очевиден: перед осуществлением радикальных перемен необходимо уточнить, насколько эффективен упраздняемый отдел.
Контролируя работу отделов логистики, руководители допускают ряд ошибок:
Этап 1. Выделение критериев оценки.
Здесь возможны два способа - функциональный и целевой. Если в организации внедряется система оперативного менеджмента и создаются должностные инструкции, используется функциональный метод. Если планируется смена политики компании или введение стратегического управления, то оптимальным будет целевой подход.
Характеристики эффективности определяются с учетом обязанностей и функций, порученных отделу или конкретным работникам. Данный подход рационален, когда итог работы можно измерить. В основе лежат должностные инструкции, поэтому при их подготовке лучше не использовать общих терминов, таких как «контролирует», «координирует», «обеспечивает работу». Вместо них следует точно формулировать желаемый результат труда, к примеру «готовит логистический план», «формирует логистический бюджет».
Материал для скачивания
Если оценка вклада отдела логистики в общий результат затруднена, то его эффективность можно определить по итогам работы организации.
Допускается использование целевого подхода совместно с функциональным.
Рассказывает практик
Григорий Коломейцев ,
администратор системы управления складом группы компаний «Оптитрейд», Москва
Рассматривать деятельность отдела логистики только по суммам количественных характеристик не совсем корректно. Причина в том, что ряд факторов, определяющих уровень работы логистов, сложно выразить в баллах.
Во-первых , это относится к сложным схемам бизнеса. Логистически идеальный план перемещения товаров не каждый раз будет самым экономичным. Так, довольно часто происходит, что быстрота доставки важнее ее цены. К тому же схемы транспортировок и оборота документов могут значительно разниться в мелочах. А значит, качество работы подразделения нельзя рассматривать только с позиции расходов на логистику. Более того, понятие «оптимум» невозможно перевести в цифровой вид. Мерило продуктивности логистов можно обозначить так: даже при повышении расходов на доставку с одновременным и очевидным ростом прибыли компании результат будет считаться позитивным.
Во-вторых - это modus operandi (по латыни образ действий) менеджера отдела логистики. Часто случается, что руководство предприятия относится к логистике как к очень важному фронту работ (либо, напротив, преуменьшает его значение) и назначает на должность начальника «своего» человека. Зачастую такие лица стараются угодить руководству, не думая об эффективности работы, или совершают опрометчивые действия. Вот пример из личного опыта. Однажды я трудился в фирме «Керхер», которая передала обслуживание автотранспорта и складского хозяйства известной международной компании на аутсорсинг. Этот подрядчик специализировался прежде всего на перевозках, поэтому работа со складом стала для него добавочной нагрузкой. В то время в штате «Керхера» работал куратор склада, на которого был возложен контроль запасов, документооборот и помощь кладовщикам в работе с товаром.
Но руководство компании менее чем через полгода работы назначило начальником отдела логистики своего ставленника, а он поручил контроль над действиями удаленного работника (куратора склада) менеджеру по обслуживанию клиентов аутсорсинговой компании. Таким образом руководство «Керхера» стало получать отчеты от внешней организации. Что до куратора склада, то у него осталось только право молча одобрять любые действия подрядчиков. При таком положении дел контроль над складом, разумеется, был невозможен. Начальник логистов «Керхера» мог только посылать аутсорсерам возмущенные письма: «Как вы могли допустить подобную ошибку? Вы же профессионалы!». Положение усугубилось, когда на склад стали звонить директора клиентских компаний с уговорами отгрузить оплаченный товар, пусть даже с задержкой в пределах разумного. Чтобы исправить ситуацию, из Германии несколько раз прилетал директор по логистике самого концерна «Керхер». Но начальник московского отдела логистики и ухом не повел. При этом специалисты отдела старались следить за транспортными и складскими расходами, чтобы выполнять план.
При использовании любого подхода к работе нужно всегда соблюдать шесть правил.
Этап 2. Выбор методики оценки.
Вначале следует осмыслить цель проверки, чтобы правильно выбрать методику. А если цель отсутствует, то выходит, что проверку проводят для проверки. Определим четыре главные цели.
С учетом необходимой цели выбирают подходящую методику оценки.
Материал для скачивания
Главное, чтобы выбранная методика не допускала субъективного подхода («нравится или не нравится»). Каждый показатель отражается в цифрах, и даже мнения экспертов должны быть показаны в баллах на общей шкале. Еще один важный момент при выборе способа оценки - это учет внешнего положения компании (иначе говоря, примите во внимание конкурентов, клиентов и поставщиков, проанализируйте возможные колебания конъюнктуры, изменения нормативов и др.).
Этап 3. Определение периодичности проверки и ее участников.
Эффективная методика оценки не должна быть очень дорогой. Расходы на проведение проверки должны соответствовать ожидаемому эффекту. Самые экономичные и результативные - простые и понятные оценки, главная цель которых - определить, отвечают ли цели отдела логистики политике компании и заинтересованы ли сотрудники материально в реализации ее стратегии.
Проведение проверок на больших предприятиях доверено руководству департаментов, на средних этим часто занимаются заместители директоров, в малых - лично директор или бухгалтер.
Одиночные проверки нужно устраивать по факту невыполнения плана или, к примеру, по жалобам клиентов. Задача таких мероприятий - найти причины недобросовестной работы и, если нужно, внести поправки в план либо откорректировать действия подразделения.
Целью плановых проверок часто становится предупреждение возможных проблем, а не решение уже возникших. Их практикуют ежегодно, но не менее одной оценки в год. При этом персонал отдела должен быть осведомлен о дате намеченного мероприятия и плане проведения проверки (что именно рассматривают), чтобы вовремя подготовить материалы. По итогам мероприятия необходимо принять действенные меры (допустим, переформатировать отдел) и сделать перестановку кадров (подкорректировать штат отдела, повысить или понизить должности).
Этап 4. Изменение системы стимулирования.
Каждый работник должен знать, за что конкретно он будет поощрен (оштрафован) и в чем состоит вознаграждение (взыскание). При этом если оценка работы отдела логистики соответствует выполнению корпоративных целей, деятельность сотрудника можно считать продуктивной только тогда, когда сама компания успешно решает намеченные задачи.
Главными недоработками большинства систем стимулирования являются: во-первых, зависимая взаимосвязь доходов работников и показателей, не входящих в зону их ответственности; во-вторых, преувеличение плановых задач. Так, в торгующих компаниях часты случаи, когда намеченный план вообще не выполним, даже самым лучшим менеджером. Подобное стимулирование убивает стремление эффективно работать.
Статистика показывает, что для специалистов отдела логистики (маркетинга, продаж) идеальна схема оплаты труда, когда 75-80 процентов суммы составляет оклад и только 20-25 процентов отводится переменной части, связанной с результативностью отдела и персональными успехами сотрудников. В то же время довольно много предприятий, где данное соотношение установлено как 50 на 50. Кроме того, известен ряд развитых компаний, где зарплата в отделе сбыта на 100 процентов увязана с выполнением плана продаж. К примеру, в некой фирме по реализации сувениров, которая располагает небольшими торговыми точками в ТРЦ, продавцы довольствуются только процентом с продаж.
После введения такой системы оплаты часть работников рассчиталась, зато у остальных доход повысился на 30-50 процентов. Общий оборот компании при этом вырос более чем в два раза. Если до этого офисные менеджеры обзванивали розничные точки для уточнения поставок нового товара, то теперь реализаторы самостоятельно заказывают товар, имеющий спрос, даже за 2-3 месяца до ожидаемых пиков продаж (как правило, это Международный женский день, Новый год и Рождество).
Бесспорно, чем больше итоги работы подразделения определяют доходы персонала, тем лучше. Однако в действительности такая схема возможна не всегда. Допустим, вы сделали зарплату менеджеров по продажам на 100 процентов зависящей от масштабов сбыта. Но возможен вариант, когда из-за недоработки отдела закупок на склад не привезут товар, который клиенты заказали благодаря стараниям менеджера. В итоге сотрудник потеряет свой процент.
Логистика управление материальными потоками в сферах производства и обращения.В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением в данной области является логистика.
Возрастающий интерес со стороны предпринимателей к логистике обусловлен потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем. Практика показывает, что компании, использующие логистику добились преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за счет снижения затрат связанные с сокращением производственных издержек в области ресурсного потенциала. Прохождение товара по различным техническим операциям производственного процесса занимает около 90% всех временных затрат. Применение логистики позволяет существенно сократить временной интервал на всех стадиях производственного цикла. Сокращение времени происходит в первую очередь в производственном процессе между приобретением сырья, материалов и доставкой готового продукта потребителю.
Эффективность функционирования предприятия, использующего логистику достигается в основном за счет:
Информационные потоки возникают там, где есть материальные потоки и являются характеристикой этих материальных потоков. Поэтому использование термина материальные потоки предполагает наличие информационных потоков и оптимизация управления затрагивает как материальные, так и информационные потоки. Использование логистики ускоряет процесс получения информации и повышает уровень обслуживания производственного процесса.
Схематическое изображение материального потока можно представить в следующем виде
Применение логистики на одном предприятии предполагает тесное взаимодействие с партнером/покупателем, которое направлено на принятие обязательств по сокращению издержек и точном выполнении своих обязательств перед партнером.
Основу успешной деятельности при использовании логистического подхода составляют принципы, предполагающие высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем.
При организации логистики на предприятии должны выполняться шесть правил:
Основной задачей стоящей перед логистикой является снижение затрат связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
Создание на предприятие система учета издержек производства и обращения должна выделять затраты, возникающие в процессе применения функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах и характере их взаимодействия друг с другом. При соблюдении этих условий можно добиться минимизации совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.
Логистика предполагает фиксирование пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока, который позволяет использовать показатель изменения суммы издержек в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками.
Эффективность функционирования логистики на малом предприятии определяется оптимальным соотношением баланса между затратами, повышением прибыли и уровнем качества обслуживания потребителей.
Все затраты возникающие в процессе производства можно разделить на две группы: затраты на преобразование и затраты на взаимодействие. Считается, что основным фактором стратегического успеха является исключительно рыночная ориентация ориентация на потребителя. Однако для обеспечения стабильной рентабельности предприятия должны правильно выбираться и рационально использоваться ресурсы. Такая политика обеспечивает предприятию наиболее серьезные конкурентные преимущества.
Учет расходов, связанный с процессом продвижения ресурсов, складывается из множества специфических издержек, которые возникают на следующих этапах:
Традиционные методы учета, происходящие на всех этапах логистической системы, направлены на определение затрат по функциональным областям (снабжение, транспорт, производство, запасы, сбыт) не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а так же о характере их взаимодействия друг с другом.
При традиционном учете издержек известно только во что обходится реализация той или иной функции.
При учете логистических издержек на всем пути движения материального потока получается наглядная картина формирования затрат, связанных с выполнением заказа.
Например, суммируя все расходы каждого из подразделений можно определить затраты, связанные с отдельным процессом (табл. 1).
Снабжение | Транспорт | Производство | Запасы | Сбыт | Издержки по процессам | |
---|---|---|---|---|---|---|
Закупка | 45 | 50 | 80 | 130 | 30 | 335 |
Производство | 15 | 35 | 70 | 80 | 40 | 240 |
Сбыт | 30 | 55 | 40 | 30 | 25 | 180 |
Издержки по функциям | 90 | 140 | 190 | 240 | 95 |
Использование на малом предприятии логистической системы предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Материальный поток на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции проходит в основном производстве ряд звеньев. Управление материальными и информационными потоками на этом этапе имеет ряд специфических особенностей и называется производственной логистикой.
Указанные предпосылки позволяют сформулировать некоторый комплекс задач внутрипроизводственной микро-логистической системы в рамках заданной (прогнозируемые и планируемыми спросом и заказами) производственной программы.
Созданная на предприятии логистическая служба в лице отдела или одного человека должна выполнять следующие функции:
Учет издержек в производственном процессе предполагает:
Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя в определенный промежуток времени.
Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.
Например, движение материального потока, поступающего на склад в рабочее время, может быть сразу направлен на хранение или предварительно пройти приемку. В выходной день, прибывший груз размещают в приемочную экспедицию. В первый рабочий день из приемочной он переходит на склад. В конечном итоге весь товар перемещается на участок хранения.
На Рис. 1 стрелками показаны различные варианты перемещения груза от участка разгрузки до участка хранения и далее до участка погрузки.
По ходу движения с грузом происходят различные операции: разгрузка, укладка в соответствующую тару, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т.д. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени (месяц, год), представляет собой материальный поток по соответствующей операции.
Внешний протекает во внешней для предприятия среде и имеют непосредственное к нему отношение.
Внутренний образуется в результате операции внутри предприятия.
Входной поступает из внешней среды и может определяться суммой величины материальных потоков при разгрузке груза.
Выходной поступает из предприятия во внешнюю среду. «Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, отслеженные при выполнении операции по погрузке различных видов транспортных средств. При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.
По натурально-вещественному составу:
Одноассортиментные и многоассортиментные от этих параметров зависит построение логистического процесса с грузом.
По количественному признаку:
Массовые
Крупные
Средние
Мелкие
По удельному весу:
Тяжеловесные
Легковесные
По степени совместимости:
Совместимые и несовместимые
По консистенции грузов:
Насыпные
Навалочные
Тарно-штучные
Наливные
Логистическая система это адоптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции на предприятии. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.
Основным направлением по развитию малых предприятий является создание механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистической системы (ЛС): «закупка производство складирование транспортировка сбыт». Современные условия развития экономических процессов настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных, коммерческих предприятий и предприятий инфраструктуры рынка в интегрированные логистические цепочки. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.
Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:
Макрологистическая система это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.
Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий по транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.
Границы логиститческой системы определяются производственным циклом, начиная от организации производства и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Организация производственного процесса начинается с закупки необходимых средств производства. Они поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы (рис.2.).
Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа»уплаты денег получение денег.
Управление логистическими системами базируется на методе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс бизнеса с целью предотвращения нерациональных потерь материальных, финансовых, трудовых ресурсов. Большинство же фирм организовано по традиционному функциональному признаку, не приспособленных к извлечению дополнительного эффекта от логистики.
Для благополучной деятельности предприятия совокупная деятельность подсистем должна обладать следующими свойствами: стремление выполнить единую цель, иметь тесную и порядочную взаимосвязь всех подсистем предприятия, обладать интегративными качествами, т.е. обладать способностью поставить нужный товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества и количества, с минимальными затратами, обладать способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
Логистическая система предприятия, обладающая интегративными качествами, отвечает за поставку материала, весь производственный цикл и сбыт произведенного товара, достигая при этом заранее намеченных целей.
Динамично развивающиеся предприятия, использующие логистическую систему способны быстро ответить на возникающий спрос поставкой нужного товара.
Логистическая система должна обладать развитыми связями с внешней средой, что позволяет ориентироваться в происходящих изменениях на рынке.
Логистическая система ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материальных потоков, с заданными параметрами на выходе. Отличает эту систему высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.
Различают четыре основных свойства логистических систем.
Первое свойство (целостность и членимость) система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт.
На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:
Закупка подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.
Управление производством эта подсистема принимают материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда.
Сбыт подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.
Элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционированию логистических систем.
Второе свойство (связи): между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интерактивные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.
Движение материального потока может происходить по следующим схемам:
С прямыми связями
Материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников
Эшелонированные
На пути материального потока встречается хотя бы один посредник.
Гибкие
Движение материального потока может осуществляться как напрямую, так и через посредников.
Третье свойство (организация): связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система, имеет организацию. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организацию системы.
Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).
Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.
Выделяют пять основных функциональных областей логистики:
Логистика занимается управлением материальных, информационных и иных потоков, предусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах.
Особое внимание со стороны промышленного и торгового менеджмента к концепции логистики обусловлено тем, что больше уделяется внимание к балансу и эффективности комплекса функций: снабжения, производства, распределения и реализации. Нарушение в одном из вышеперечисленных комплексных функций может расстроить работу всей производственно-хозяйственной системы.
Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое содержанием запасов, третье сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.
Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиками и кончая доставкой покупателю готовой продукции.
Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики с другими службами предприятия.
Наиболее тесное взаимодействие логистики происходит именно с маркетингом.
По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг в сущности представляют собой части единого процесса удовлетворения потребностей потребителей.
Маркетинг и логистика представляют собой самостоятельные направления производственно- хозяйственной деятельности, тесно интегрированные между собой. Предприниматели могут использовать для управления предприятием независимо друг от друга концепции маркетинга и логистики. В то же время наилучший результат можно получить при умелом использовании обеих концепций одновременно.
Сущность маркетинга заключается в управлении производством, продвижением на рынок и выгодной реализации продукции, ориентированном на существующий спрос.
Одной из важнейших функций логистики является организация материально-технического обеспечения потребителей. Требования потребителей заключаются не только в удовлетворении потребности производства в сырье, материалах и изделиях высокого качества, но и в обеспечении точно в срок, по выгодным ценам на услуги логистического характера при минимальном уровне совокупных затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования и удовлетворить мотивации потребителей, необходима активная маркетинговая деятельность.
Если не решены вопросы логистического сервиса, то невозможно осуществлять эффективное продвижение товаров на рынок. Данная проблема еще более обостряется в условиях, когда рынок насыщен, а качество и цена товара, как мотивационные критерии потребителя при выборе поставщика, отходят на второй план.
Современная концепция маркетинга выделяет четыре основные комплексные функции:
В рамках первой комплексной функции маркетинг предопределяет предметную специализацию и ассортиментную структуру производства, что влияет на формирование и дальнейшее развитие логистической системы«. В свою очередь логистика может оказывать обратное влияние на маркетинг, корректируя управления потоковыми процессами номенклатуры выпускаемой продукции, внося корректировки в ассортиментную структуру, производственную программу, бюджет предприятия, а также в маркетинговую стратегию и тактику продуцента.
Принятие маркетингового решения о выпуске нового вида продукции в реальных условиях, как правило, вызывает непредусмотренные издержки по закупкам, доставке, хранению и предварительной переработке материально технических ресурсов, их дальнейшему использованию в производственном процессе, а затем в физическом распределении, подготовке и доставке продукции потребителям.
Кроме того, возникают потребности в совершенно новых ресурсах. Недостаточно обоснованное решение или изменение ассортимента при узкоцелевом маркетинговом подходе усложняет задачи, стоящие не только перед производством, но и перед логистикой, особенно в области управления запасами, заказами, транспортировкой и управлением информационными потоками в рамках системы информационного обеспечения. Все это негативно отражается на снижении совокупных издержек.
Например, принятие решения об изменении упаковочного материала, принятое под воздействием маркетинговых предпосылок, но не учитывающее логистических требований, может значительно усложнить продвижение товара на рынок из-за отсутствия необходимого оборудования позволяющего делать это качественно.
Вторая функция задает параметры логистической системе и маркетинговой стратегии. Организация эффективного управления информационными потоками, создание современной системы информационного обеспечения является важнейшим проявлением логистики. Кроме того, в результате исследований комплекса мотиваций потребителей значительную часть занимают условия доставки и связанные с этим вопросы.
Третья функция связанна с логистикой наиболее тесно.
Если не налажено приемлемое транспортно экспедиционное обслуживание потребителей и торговых посредников, то все маркетинговые исследования и дальнейшая работа маркетологов по продвижению на рынок товарной продукции, а также производственников по ее изготовлению может быть напрасной. Из-за некачественного выполнения договорных обязательств по поставкам, что может повлечь за собой разнообразные штрафные санкции.
Маркетинг помогает определить логистике рамки и параметры сервисного обслуживания, проследить структуру и динамику мотиваций и потребностей потребителей, спрогнозировать развитие конъюнктуры и спроса и т.д.
Соблюдение логистических принципов на этапе реализации готовой продукции повышает затраты на логистику и на выполнение третей маркетинговой функции. Однако они быстро окупаются, приносят хорошую прибыль, позволяют в целом значительно укрепить маркетинговые позиции предприятия на рынке и получить преимущества в конкурентной борьбе.
Четвертая функция также предполагает взаимодействие с логистикой.
Еще более увеличивает стимулирующую роль логистики в маркетинге расширение комплекса логистических услуг. Нет лучшей рекламы для производителя, как имидж ответственного и надежного поставщика. Надежность партнера в бизнесе всегда ценится очень высоко.
Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов.
Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно и организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.
С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.
Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение готовой продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на различных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.
Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организацию всего логистического процесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением также совместная задача службы логистики предприятия и службы планирования производства.
Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельности службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.
Сравнительно недавно рынок труда взорвало направление логистики. Вакансии в данной сфере занимают 2-10%. Предприятия активно ищут специалистов по логистике. Многие нуждаются сегодня не просто в отдельных специалистах, а в создании целого профильного отдела логистики.
В глобальном смысле логистика включает два основных раздела – распределение и управление материальными ресурсами.
Под материальными ресурсами понимают основные и вспомогательные, первичные и вторичные материалы, комплектующие, полуфабрикаты, готовая продукция, запасные элементы, упаковка и запасы.
Распределение ресурсов производится перемещением промежуточной и готовой продукции по двум направлениям.
Чаще всего у представителей среднего и крупного бизнеса отдел логистики выделен в обособленное подразделение, состоящей из различных профессионалов данной сферы деятельности (начальников по логистике, обычных сотрудников отдела логистики, диспетчеров и водителей). Малый бизнес чаще всего имеет в своей структуре небольшие отделы или вовсе обходится силами отдельных специалистов, которые часто закрепляются за подразделениями с родственным функционалом, например, за складом или транспортным подразделением.
Бывает, что на отдел логистики возлагается функционал по таможенному оформлению с ведением соответствующей документации или обязанности управления внешними связями.
Менеджер по логистике и внешним экономическим связям как следует из названия ведет документацию по поставкам или реализации, устанавливает и ведет отношения с транспортными и страховыми компаниями, поставщиками, банковским сектором и пр.
В деятельности всех предприятий есть логистическое направление. Кроме того, существуют компании, которые оказывают услуги по ведению данного вида деятельности для других предприятий. В любом случае, в компании логистическая деятельность делится на внутреннюю и внешнюю и зависит от направления деятельности компании.
Внутренняя логистика сориентирована на выполнение задач производства в самой компании. Сотрудники отдела логистики в этом случае решают вопросы по менеджменту и материально-техническому обеспечению ресурсами предприятия. Так к задачам внутренней логистики относятся контроль запасов (сырья, комплектующих, полуфабрикатов, материалов), закупка материалов и сырья, их складирование, хранение и перемещение от поставщиков и внутри предприятия.
Внешняя логистика занимается вопросами по движению товаров на рынок к посредникам или напрямую потребителям. Внешняя логистика для выполнения своих функций использует разные каналы распределения. Основные задачи внешней логистики заключаются в следующем:
В силу необходимости осуществления отделом логистики различных специфических функций, для больших отделов целесообразно деление отдела на рабочие группы. Самый простой и распространенный пример деления с функционал приведен ниже.
Структурная организация отдела логистики на предприятии зависит от специфики и масштабов деятельности предприятия, однако в общем виде включает в себя следующие элементы:
Начальник отдела логистики зачастую выполняет обязанности руководителя транспортного отдела. Он осуществляет также общий менеджмент, контролирует исполнение и определяет оптимальность схем маршрутов.
Сотрудники среднего звена. Средний уровень специалистов отдела логистики проводит аналитическую деятельность с целью определения оптимальных маршрутов. Также они заняты организацией и менеджментом процессами логистики на складе и в других частях отдела логистики. Это звено структуры отдела готовит новые системы и маршруты и передают на согласование начальнику отдела логистики.
Ведущий менеджер отдела логистики.Этот специалист отдела логистики составляет планы закупок и продаж, сохраняя непрерывность процесса производства. Задачи ведущего менеджера включают в себя аналитику продаж, ведение ценовой политики компании и составление отчетов по деятельности и проведенным анализам.
Диспетчеры транспортного цеха. Они ведут оперативную деятельность по работе транспорта, ведут учет ГСМ и рабочего времени водителей, готовят документы для перевозки грузов.
Группы реализации отдельных проектов логистики. Группы, создаваемые для осуществления отдельных проектов, выполняют следующие функции:
Организация групп реализации в компании возможна, как обособленными отделами, так и внутри отдела логистики. Существует несколько вариантов создания таких проектных групп:
Говорит Генеральный Директор
Андрей Яновский, Генеральный Директор ОАО «Нидан Соки», Москва
Когда возникла необходимость найти начальника отдела логистики, я сконцентрировал своё внимание на том, чтобы сотрудник был особенно инициативным. Зачастую специалисты, занятые в логистике, совершенно не проявляют инициативу и не выдвигают даже очевидно полезных и простых предложений для совершенствования бизнес-процессов. Конечно, с таким отношением к работе о потенциальной экономии речь не идет. В качестве примера, можно использовать предложение о необходимости регламинтировать задачи по отбору поставщика услуг с обязательным ежеквартальным тендером.
Я ставлю высокие, но вполне реализуемые задачи. Для их решения специалист отдела логистики должен быть целеустремленным. Проще говоря, нужен инициативный сотрудник, который действительно любит свое дело.
Невзирая на очевидную важность создания эффективной службы логистики, к сожалению, не разработаны конкретные принципы и правила ее организации. Но благодаря опыту, приобретенному многими компаниями, можно выстроить довольно эффективную работу отдела логистики.
Принципы создания отдела логистики
Конечно, организация отдела логистики не является простым процессом, если его не было раньше, однако при перестройке существующих бизнес-процессов еще труднее обойтись без сопротивления со стороны уже традиционных, хоть и зачастую неэффективных схем работы.
Что отдавать на аутсорсинг?
Рассказывает практик
Юрий Игумов, Руководитель управления логистики ОАО «НПГ «Сады Придонья», Волгоград
В своих поставках товара по РФ и странам СНГ мы прибегаем к услугам транспортно-экспедиционного оператора. Автоперевозки составляют основную долю транспортировок. Около двадцати пяти процентов грузов отправляет ЖД-транспортом, для реализации этого варианта наша компания обращается к таможенным экспедиторам и брокерам.
Решение о передаче этих функций отдела логистики сторонним организациям было принято на основе сравнения потенциальных затрат. Аутсорсинг намного экономичнее, чем организация и управление своим парком автомобилей и большой службой логистики. При чем разница на сегодняшний день просто огромная, поэтому мы, само собой, будем использовать аутсорсинг. Наша компания имеет небольшой автопарк, но применяется он только для поставок на небольшие расстояния или в непредвиденных случаях.
Оптимальная модель отдела
Система обязанностей и подчинения
Специфика кадровой политики
После создания прототипа будущего отдела логистики в письменном виде следует этап поиска подходящих кадров. Можно заниматься наймом строго для организации нового подразделения, а можно передать эту обязанность отделу кадров. При выборе подхода стоит учитывать стандарты компании, положение рынка труда и возможности кадровых специалистов среднего менеджмента. Однако, нужно понимать, что найти кандидатов, полностью удовлетворяющих требования составленных инструкций для отдела логистики, быстро не выйдет.
На этом этапе важно осознавать, что составленный прототип не является одновариантным строгим требованием. Порой в процессе комплектации штата сотрудников появляются профессионалы, не совсем вписывающиеся в составленную схему, однако их опыт и навыки могут быть настолько нужны создаваемому подразделению, что отступление от изначальной системы и даже в несение в нее изменений становятся весьма оправданными.
Отдельным критерием отбора специалистов является владение иностранными языками, в частности, уверенное знание английского языка вполне обычное обязательное требование. Объясняется этот пункт тем фактом, что многие зарубежные компании сделали английский языком корпоративного менеджмента и принимают в работу документы только на этом языке. В случае, когда фирма являются частью иностранной компании, то обязательное применение английского, как второго рабочего языка, влечет за собой усложнение бизнес-процессов. Часть документов составляется на языке главной компании, при этом крупные зарубежные организации способны самостоятельно приобретать услуги транспортной перевозки. Кроме того, транспортные фирмы зачастую расположены в той же стране, что и продавец, а значит и для них английский выступает как дополнительный, а не основной. В итоге довольно распространены ситуации, когда коммуникации очень затрудняются и провоцируют различные проблемы, что понятно и предсказуемо – ведь язык коммуникаций зачастую не является родным и основным для всех участников процесса логистики. Большим плюсом в работе любой организации будут специалисты отдела логистики с хорошим владением английского. При этом руководство дочерних компаний просто обязано сделать так, чтобы был хотя бы один специалист, владеющий языком, который для главной компании основной.
Кроме того, следует помнить в процессе найма сотрудников, что культура и этика бизнеса в РФ на рынке логистики весьма слабо развита. К несчастью, соблюдение норм документооборота для большинства предприятий не является обычным делом. В частности, даже весьма благополучные организации с целью минимизации издержек на перевозку грузов грешат отсутствием необходимых документов при отправке товаров.
Чаще всего на предприятиях встречаются отделы логистики, состоящие из трех ступеней менеджмента.
Первый уровень: общий менеджмент (постановка планов).
Эту ступень занимает директор по логистике, в зависимости от компании называть этот пост могут по-разному. Невзирая на разность наименований, функционал высшей ступени остается неизменным.
Входными данными данной системы выступают внешние условия (например, уровень конкуренции), общие трудности и вопросы подсистем и деятельность в целом. Эти данные изучаются, анализируются и оцениваются. На «выходе» получают управленческие решения по изменению деятельности отдельных элементов или отдела логистики в целом, предложения по корректировкам политики и стратегии компании или отдельных направлений ее деятельности.
Второй уровень : программное менеджмент (планирование по программе).
Эта ступень менеджмента представлена одним или несколькими сотрудниками, которые осуществляют контроль как минимум за двумя отдельными подсистемами.
Функции программного менеджмента: