Семейное чтение как. «Семейное чтение». Рекомендации для родителей. Помогают привить любовь к чтению диафильмы

В вашей семье есть семейное чтение? Да, ответят многие, мы читаем ребёнку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книгу. Ребёнок взрослеет, и оказывается, что чтение вслух сродни застёгиванию пуговиц на рубашке: пока ребёнок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками (чтения или застёгивания пуговиц), вы какое-то время контролируете его, а затем облегчённо вздыхаете и отпускаете ребёнка в «самостоятельную жизнь». «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти»…»

А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребёнок больше не нуждается в вашей помощи, или его и не было? Просто вы читали ребёнку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберёмся, в чём разница. Что такое семейное чтение, и почему специалисты в один голос говорят об исчезновении традиции семейного чтения, несмотря на то, что большинство родителей, бабушек и дедушек продолжают читать вслух своим детям?
Традиции семейного чтения уходят корнями в далёкое прошлое нашей истории. О них можно говорить, начиная примерно с IX века, с процесса воспитания в семьях древних восточных славян. Большинство населения занималось земледелием и охотой. Воспитанию в семье придавалось всё большее значение, так как требовался сильный и умелый работник (пахарь, охотник, воин). Эти и другие жизненно важные качества формировала народная педагогика, которая рождалась в семьях в результате целенаправленного творчества.
К древнейшим видам устного народного творчества относят заговоры, в которых переплетались сказки, реальность и мечты. В народной педагогике восточных славян использовались пословицы, поговорки, сказания, рассказы о мифических персонажах (волхвах, летучих змеях), где говорилось о героях, которым следовало подражать, о моральных нормах и требованиях к поведению ребёнка.
Постепенно семейное чтение входит в быт русской семьи. Замечательный этап в развитии семейного чтения и расширении его традиций начинается с середины XVIII века. К этому времени особую роль в русской культуре начинает играть женщина-мать, которая чётко улавливала общественные настроения и потребности. С большой долей вероятности можно сказать, что именно она поняла роль семейного чтения в детской жизни и воспитания гражданина.
XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».
Подобные семейные чтения проходили в семьях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста. В качестве примера можно сослаться на высказывания старшего сына Льва Николаевича Сергея: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна “80 дней вокруг света”. Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована. И он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него бывали характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки отца и с нетерпением ждали следующего вечера».
А. Г. Достоевская вспоминает о том, что их гостиная оживлялась тогда, когда в ней устраивали музыкальные вечера. Но особенно памятными были семейные чтения, проходившие при свечах за овальным столом. Читали вслух Н. Карамзина, биографию М. Ломоносова, стихи Г. Державина, В. Жуковского, романы М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Пушкина.
Пожалуй, самое яркое, запоминающееся воспоминание о роли и значении семейного чтения в детские годы даёт отечественная писательница И. Грекова. Она пишет, что детство было всякое: и горе, и бедность, и голод, детство «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». Семейные вечера были ежедневными: «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу… и начинал читать».
Это было систематическое чтение — «чтение-ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности, а они сопровождали нас постоянно… Даже в тяжёлые времена гражданской войны, голодного и холодного «военного коммунизма» вечернее чтение не отменялось… Эти, год за годом, чтения вслух были, как я теперь понимаю, настоящим подвигом».
Можно предположить, что чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему «смотрению» телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета — выпуск новостей, фельетон из еженедельника — выступление юмористов. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие ещё в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли.
Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий и которая требует сознательных и немалых усилий?
Один из напрашивающихся ответов: дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребёнка к чтению. Но семейное чтение — это не только чтение детям. Это традиционно взрослый досуг, к которому дети допускаются лишь по мере взросления. Если для неспешного XIX века чтение вслух — естественное занятие, то сегодняшнему взрослому, живущему в постоянном цейтноте, выделить время на чтение вслух и собрать всю семью — весьма проблематично.
А ведь само по себе чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности. Если продолжить аналогию с просмотром телевизионных программ, то можно смело утверждать, что телевизор не даёт нам возможности творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения. Да, программу для просмотра тоже, но, если сравнить — мировая художественная литература и программа передач на сегодня — возможности для выбора не сопоставимы.
А ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса. Вместе с автором книги вы творите её содержание, как театральный спектакль, для тех, кто слушает вас. Это театр одного актёра, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и читателей. Они, в свою очередь, — не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание — источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить. Обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому — всё это дарите своим близким вы, а не телевизор.
Почему ваш ребёнок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит вас почитать вслух? Он ещё не осознаёт полезность чтения вслух для развития речи и совершенствования в родном языке, для развития эмоциональности и образного мышления. Просто он хочет, чтобы вы были рядом, а не телевизор. Это рождает в нём чувство уверенности, защищённости, даже если ребёнку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно. И даже если это вовсе не ребёнок, а взрослый и успешный во всех отношениях супруг. Ведь в этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору.
А когда дети становятся старше и возможностей для того, чтобы собраться и почитать вместе любимую книгу, становится всё меньше, можно предложить другую форму семейного чтения — самостоятельного прочтения с последующим обсуждением. Ребёнок-подросток, взрослея, всё чаще попадает в различные жизненные ситуации, требующие социально-психологического анализа, готовности к решительным поступкам. Как подготовить своё чадо к адекватной оценке реальной обстановки и помочь сделать правильный нравственный выбор?
В этом и заключается волшебная сила художественной литературы, которая предоставляет нам возможность почувствовать себя в самых разнообразных образах и вместе с литературными героями переживать их жизненные коллизии, радоваться, огорчаться. По сути — это ролевая игра, где каждому предоставляется возможность прожить какое-то время жизнью и мироощущением другого человека. Именно здесь и необходимо участие близкого взрослого человека в совместном поиске правильного вывода, решения. Более того, во время семейного обсуждения, обмена мнениями о прочитанном взрослый имеет возможность ненавязчиво передать ту нравственную установку, которую он считает важной в воспитании и становлении своего ребёнка как личности. Появляются неосязаемые мосты духовной близости и взаимопонимания между родителем и ребёнком, что особенно важно в так называемом «переходном» возрасте.
И тут возникает проблема круга чтения. Если два-три десятилетия назад мы обсуждали с подростками произведения А. Гайдара, В. Железникова, Ю. Яковлева, Р. Погодина, Б. Васильева, В. Распутина, А. Алексина и др., то сегодня в ежедневно меняющемся мире актуальными становятся книги, написанные новыми авторами, поднимающими проблемы современных подростков, их взаимоотношений с родителями, с окружающим миром. Можно отметить как положительную тенденцию появление новых литературных произведений для подростков — Т. Воробей «Жирафа», «Журавль в небе», «Свидание вслепую»; Е. Мурашовой «Класс коррекции»; Е. Габовой «И отец мой и мама моя» и др., которые можно рекомендовать для семейного чтения и обсуждения.
А для тех родителей, которые ещё находятся в начале своего педагогического пути, спасителем и добрым другом станет книга Даниэля Пеннака «Как роман». Ни пересказывать, ни цитировать эту книгу невозможно — не остановишься. Автор напоминает нам о том, какими читателями были в юности мы сами; что испытывает ребёнок, впервые прочитавший слово, подробно и очень правильно показывает момент, когда книга становится для подростка наказанием. Вы невольно соглашаетесь и вдруг понимаете, чего нельзя делать, если хочешь, чтобы ребёнок любил читать. В третьей части мы находим описание того, как Пеннаку удалось приохотить к чтению целый класс подростков, отвергнутых «хорошими» школами. Он просто читал им вслух.
Заставить читать нельзя. Можно только любить чтение вместе с ребёнком. И для того, чтобы это не оставалось пустыми призывами, Пеннак напоминает нам, какие права мы сами себе как читатели присвоили: читать по своему выбору, не дочитывать то, что не нравится, перечитывать любимое помногу раз, молчать о прочитанном…
«Когда учитель достал из своего портфеля “Парфюмера” Зюскинда, они были в шоке, увидев перед собой айсберг! И вот он принимается читать, и они видят, как айсберг тает буквально на глазах! Время уже больше не время, минуты летят секундами, и сорок страниц прочитано, и час прошёл, как не бывало.
Единственное условие этого примирения с чтением: ничего не требовать взамен. Совсем ничего. Не выстраивать вокруг книги никакой стены предварительных сведений. Не задавать ни единого вопроса. Ни малейшего задания. Не добавлять ни слова к словам прочитанных страниц. Никаких оценок, никаких объяснений лексики, никаких анализов текста, никаких биографических данных… Настрого запретить себе “говорить вокруг да около”. Читать, читать и довериться глазам, которые открываются, лицам, которые веселеют и проясняются, вопросу, который вот-вот сорвётся и повлечёт за собой следующий».
www.niknas.narod.ru/tambovsp/ta/ta6/ta6-greben.htm‎

Что дает семейное чтение Вам и вашему ребенку?

Вы незаметно для ребенка, очень ненавязчиво прививаете ему любовь и интерес к книге. Ведь ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их, рассказывают друг другу и детям. А, хотим мы этого или нет, в ребенке закладывается не то, что мы говорим, а то, что он видит вокруг себя.

Вы облегчаете ребенку понимание текста, задавая вопросы по тесту и уточняя, как он понял смысл. Объясняете непонятные слова и понятия. Обращаете внимание на юмористические моменты.

Вы обсуждаете прочитанное вместе с ребенком, направляете его мысль в нужную сторону, помогаете увидеть важное, то, что скрыто в подтексте.

Вы учите обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи. Вы развиваете речь ребенка и расширяете его кругозор, объясняя непонятные слова и новые понятия.

Вы знаете интересы ребенка, его мечты и желания, которые проявляются в процессе чтения и обсуждения. Можете направлять его мысли в нужную сторону и чуть-чуть корректировать их.

Вы ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком, дарите ему всего себя в эти минуты, укрепляется ваша дружеская связь, которая помогает ребенку всю его жизнь.

И все это Вы получаете, затратив всего 20-30 минут в день на совместное чтение!

Не лишайте ребенка радости общения с Вами, и потом Вам не придется жаловаться, что ребенок не хочет читать. Возродите традицию семейного чтения в своей семье, помогите ребенку полюбить мир книги и живого общения со взрослыми.
А что вы думаете по поводу семейного чтения? Нужна ли эта традиция в семье?
chitalochka-ru.ru/chteniye/semeynoe-chtenie.html

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру , взаимопонимание , тепло духовного общения. Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.


Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.

Детская литература" href="/text/category/detskaya_literatura/" rel="bookmark">детской литературы для домашнего чтения.

· Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.

· Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в детскую библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы.

· Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге.


· Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.

· Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_234.gif" width="794" height="1123"> Если вы видите, что ребенок устал, «поиграйте в книжки».

Пусть ребенок покажет, как «идёт бычок, качается».

А как Таня заплакала? А как мячик скачет?

Введите обязательный ритуал чтения книг на ночь.

Не отказываете детям в покупке книг. Возьмите за правило ходить в книжный магазин вместе с ребенком. Пусть это станет для него знаменательным событием.

Помогают привить любовь к чтению диафильмы.

Обратите внимание на книги с наклейками. Особенно там, где маленькие наклеечки нужно вставлять в текст. Получается чтение совместно с активным занятием. Причём, если позволяют средства, можно купить книжку с многоразовыми наклейками, и тогда можно будет читать-играть почти бесконечно.

Для закрепления прочитанного попробуйте такую игру: убирая игрушки, каждый читает про убираемый предмет наизусть короткий стишок. Про мячик, машинку, мишку, паровозик, куклу…

Попробуйте сами писать книги. Составьте книжку про Вашего сына (дочку), детям нравится слушать истории про самих себя.

Ещё один приём – составлять книжки вместе с ребёнком. В эти самодельные книги можно включить детские рисунки, фотографии, стихи.


Можно лепить сказочных героев из пластилина, устраивать кукольный театр.

И ещё, важный момент – надо прививать и культуру обращения с книжками. Рисование в книжках должно пресекаться сразу и жёстко. Книжки нельзя кидать на пол и рвать. После прочтения их надо обязательно класть на место, иначе они обижаются и уходят к другим детям. Книжки должны находиться в пределах досягаемости ребёнка.

Пока книжек мало, можно облегчить ребёнку работу по их хранению. Не используйте коробки, так как из них трудно доставать нужную книжечку, приучайте сразу к тому, что место книг – книжная полка. А чтобы книжечки не падали, купите пластмассовую подставку-сушилку для посуды. В отделениях для ложек-вилок удобно хранить книжки-малютки, картонные книги размером побольше, располагаются в отделениях для тарелок.

margin-top:0cm" type="disc">Начинайте чтение немедленно: чем раньше, тем лучше. Читайте детям регулярно. Необходимо сделать семейное чтение непременной частью вашей жизни. Подключайте к чтению всех членов семьи. Это сплотит семью, сделает ее дружней. Окружайте ребенка книгами. По мнению ученых, в доме, где много книг, дети рано начинают читать. Постепенно прививайте привычку, интерес и любовь к книге в процессе ознакомления с художественной литературой Прививайте навыки слушания, восприятия художественных текстов; возможность наслаждаться звуками, словом, музыкой стиха; умение увидеть за словами конкретный образ и передать его в разговоре, рисунке, движении; Сочетайте слушание с другими видами деятельности : звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям Развивайте в малыше познавательную активность на основе энциклопедических изданий. После прочтения литературного произведения побеседуйте с ребенком. Главное направление беседы – помочь осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые он еще не может раскрыть сам. Обменивайтесь книгами с другими семьями. А еще лучше - запишитесь в библиотеку всей семьей. При выборе книг прислушивайтесь к мнению библиотекаря

Читайте, рассказывайте сказки

Рассказывайте, читайте сказки вашим детям, а если они

выросли - внукам.

Пусть дети участвуют в сказках как главные герои, руководят событиями, вмешиваясь в сочиненную сказку, подсказывают свое решение, придумывают конец сказки. Ведь в сказках как бы проигрывается будущее вашего малыша: станет ли он потом искать выход из трудной ситуации или придумывать повод, как отвертеться. Будет ли он щедрым или же мелочным.

Человечество не зря придумало сказки. Где еще несмышленому человечку можно победить драконов и притом совершенно безопасно - у теплого родного плеча мамы.

А как хороши сказки для семьи!

Пройдут годы, ваш ребенок, впитав тепло и добро прочитанных и придуманных вами сказок, воздаст вам вниманием и заботой. Человек, когда он счастлив, этого не забывает, большой он или маленький. А дети, участвуя в чтении и сочинении сказок, подлинно счастливы: они сокрушают зло и становятся на ступеньку выше в освоении добра.

Не спешите расстаться с прочитанной книгой:

Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.

Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т. д.

А еще можно устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть в нем любимые сказки.

И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую.

Подготовила: воспитатель

"Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души" (Я.Корчак) Сегодня, в Международный день семьи хочется напомнить о важности семейного чтения . В прошлом учебном году с темой "Актуально ли сегодня семейное чтение?" на ежегодной конференции в гимназии выступила ученица 4/3 класса Антропова Полина. Эта девочка много и с увлечением читает, хорошо учится. А "привили" желание к чтению в семье. Об этом я писала в сообщениях ..",
Читайте также:

Публикую работу Антроповой Полины "Актуально ли сегодня семейное чтение?" Читайте! Это рассуждения ученицы 4 класса. Научный руководитель Кузнецова О.Н.

1. Введение............................................................................................................... 3

2. Основная часть..................................................................................................... 4

2.1. Интересные факты.......................................................................................... 4

2.2. Результаты анкетирования.............................................................................. 4

2.3. Кризис детского чтения.................................................................................. 4

2.4. Историческая справка..................................................................................... 6

2.5. Что даёт семейное чтение? ............................................................................. 8

2.5.1. Семейное чтение прививает любовь к чтению........................................ 8

2.5.2. Семейное чтение - процесс общения и сближения взрослых и детей.. 9

2.5.3. Семейное чтение - нравственное воспитание.......................................... 10

2.5.4. Что же даёт семейное чтение? ................................................................... 12

2.6. Процесс семейного чтения.............................................................................. 13

2.7. Задачи родителей.............................................................................................. 13

3. Заключение............................................................................................................. 16

Список использованных источников и литературы............................................... 17

Приложение №1. Бланк "Анкета для родителей"

Приложение №2. Бланк "Анкета для детей"

Приложение №3. Диаграмма "Как часто читают родители?"

Приложение №4. Диаграмма "Как часто читают дети?"

Приложение №5. Диаграмма "Количество книг во взрослой домашней библиотеке"

Приложение №6. Диаграмма "Количество книг в детской домашней библиотеке"

Приложение №7. Диаграмма "Родители дают советы по выбору книг"

Приложение №8. Диаграмма "Посещение книжного магазина родителями с детьми"

Приложение №9. Диаграмма "Обсуждение книг в семье"

1. Введение

В прошлом году я готовила доклад на тему "Школьник и книга". В нём я рассматривала роль учителей и библиотекарей в приобщении учеников к чтению.

кризис детского чтения.

Тема очень актуальна , т.к. "снижение интереса к чтению, в первую очередь у детей, ... вызывает сегодня тревогу не только у тех, кто занимается этой проблемой профессионально - учителей и библиотекарей. Во всём мире разрабатываются программы содействия чтению..." пишет Ольга Мяэотс в статье "Что читаешь, приятель?". [ 4 ]

В данной работе я хочу рассмотреть связь "родители - книга- ребёнок", то есть коснуться вопросов семейного чтения.

Моя гипотеза : У родителей, в связи с большой занятостью, мало времени остаётся на общение с детьми, а ребята больше времени уделяют ТВ и ПК, чем чтению книг.

Чтобы выяснить так ли это, я поставила перед собой цель :

узнать как велика роль родителей в приобщении детей к чтению и актуально ли сегодня семейное чтение?

Для этого необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Провести анкетирование среди детей и их родителей.

3. Проанализировать анкеты

4. Выяснить "Что даёт семейное чтение?".

2. Основная часть

2.1. Интересные факты.

Некогда Советский Союз (СССР) был "самой читающей страной в мире".

Сейчас, по статистике, больше всех читают индусы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. У россиян этот показатель составляет семь с небольшим часов (7 место) — при среднемировом в 6,5 часа в неделю.

По данным исследовательского центра Юрия Левады (2013г.), 44% россиян вообще не читают (в 2003г. их было 40%). Доля российских семей, не имеющих дома книг, составляет 24%.

По данным ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения): свою жизнь без чтения не представляют всего 6 % россиян.

2.2. Результаты анкетирования

Я провела анкетный опрос среди учеников 4"2" и 4"3" классов и их родителей

(бланки анкет - приложение №1 и №2).

На вопрос "Как часто читают родители?" были получены следующие данные, которые представлены на диаграмме № 1. (Приложение №3)

На вопрос "Ваши любимые занятия?" - ответ "Чтение" упоминается только у 40% ребят.

На вопрос "Как часто читают дети?" были получены следующие данные, которые представлены на диаграмме № 2. (Приложение №4)

На вопрос "Актуально ли сегодня семейное чтение?" - "Да" ответили только 40% родителей.

Хочу пояснить: под "чтением" у детей понимается чтение художественной литературы сверх школьной программы, у взрослых - чтение художественных произведений.

2.3. Кризис детского чтения.

Современный кризис детского чтения – проблема, о которой говорят много и страстно.

Раньше литература была неотъемлемой частью жизни и была не столько источником информации, сколько способом воспитания сердца и души. Сейчас для большинства детей чтение – тяжкая повинность, которую они пытаются избежать. Для родителей чтение – родительская мука, неприятная необходимость

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения, так как происходит изменение семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными и т. д.

Как тут не вспомнить слова Н. В. Федорова «Есть данные, что если до 90-х годов XX века 50 процентов родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7 процентов».

Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. "вторичной неграмотности”) тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный. Функциональная неграмотность в дальнейшем приводит к «учебному поражению».

Отмечено, что после перехода из начальной школы в среднюю читательская активность детей резко падает.

Неутешительные результаты российских школьников в международном тестировании РISA (2012г.) на понимание текста (41 и 42 места с Турцией среди 65 стран).

Приобщение детей к чтению объявлено задачей государственной важности.

Президент РФ В.Путин предложил 2015 год объявить Годом Литературы.

В обществе нарастает убежденность, что книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности. Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается в последние годы мировым сообществом.

Чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать.

Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Установлено, что интерес к чтению начинает формироваться в детстве — с дошкольного образования и чтения в семье.

На расширение прав и ответственности родителей как «первых педагогов» обращается внимание в Законе Российской Федерации «Об образовании», обязывающем родителей «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте».

Поэтому, без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно. Во всем мире прилагаются огромные усилия по возрождению и стимулированию именно семейного чтения.

2.4. Историческая справка.

Традиции семейного чтения уходят корнями в далёкое прошлое нашей истории. О них можно говорить, начиная примерно с IX века. У древних восточных славян большинство населения занималось земледелием и охотой. Воспитанию в семье придавалось всё большее значение, так как требовался сильный и умелый работник (пахарь, охотник, воин).

Эти и другие жизненно важные качества формировала народная педагогика, которая рождалась в семьях в результате целенаправленного творчества. В народной педагогике восточных славян использовались пословицы, поговорки, сказания, рассказы о мифических персонажах (волхвах, летучих змеях), где говорилось о героях, которым следовало подражать, о моральных нормах и требованиях к поведению ребёнка.

Постепенно семейное чтение входит в быт русской семьи. Замечательный этап в развитии семейного чтения и расширении его традиций начинается с середины XVIII века. К этому времени особую роль в русской культуре начинает играть женщина-мать, которая чётко улавливала общественные настроения и потребности. С большой долей вероятности можно сказать, что именно она поняла роль семейного чтения в детской жизни и воспитания гражданина.

XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И.Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».

Подобные семейные чтения проходили в семьях Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста.

А.Г.Достоевская вспоминает о том, что их гостиная оживлялась тогда, когда в ней устраивали музыкальные вечера. Но особенно памятными были семейные чтения, проходившие при свечах за овальным столом. Читали вслух Н.Карамзина, биографию М.Ломоносова, стихи Г.Державина, В.Жуковского, романы М.Загоскина, И.Лажечникова, А.Пушкина.

Ф. М. Достоевский, вспоминая своё детство, писал: «Я вынес из этих чтений столько прекрасного и возвышенного». Не случайно к двенадцати годам им были прочитаны все произведения А.С.Пушкина, Ф.Купера и В.Скотта, а Ф.Шиллера вся семья знала наизусть. О большой начитанности будущего писателя свидетельствует и Д.В.Григорович, его соученик по Инженерному училищу: «Достоевский знал любое произведение западной и русской литературы». Обычным материальным достатком семья Достоевских не отличалась, но в ней был культ книги, и на книгу часто тратились последние деньги.

2.5. Что даёт семейное чтение?

Попробуем разобраться, что же даёт семейное чтение детям и взрослым.

2.5.1. Семейное чтение прививает любовь к книге.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинается задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения.

"Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало духовной потребностью, в годы отрочества душа ребёнка будет пустой" написал В.А.Сухомлинский, талантливый педагог ХХ века.

По данным анкет число родителей, которые читают сегодня своим детям, составляет 20%.

«Каждый по-своему воображает рай, мне он с детских лет представлялся библиотекой » Хорхе Луис Борхес

"Дом без книг, как тело без души" Марк Туллий Цицерон

В результате опроса я выяснила, что домашние библиотеки есть не во всех семьях.

25% семей имеют взрослую и детскую библиотеки;

23% семей имеют только взрослую библиотеку;

16% семей имеют только детскую библиотеку.

«Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотревши его библиотеку» Шарль Блан

Данные по количеству книг в домашних библиотеках представлены на диаграмме "Количество книг во взрослой домашней библиотеке" и на диаграмме "Количество книг в детской домашней библиотеке". (Приложения №5 и №6)

Интересные данные приводит Г.А.Цукерман: одно из зарубежных исследований выявило взаимосвязь между уровнем читательской компетентности детей и размером домашней библиотеки. Продолжить можно было бы следующим образом: наличие библиотеки, наверное, напрямую не формирует любовь к чтению, а вот её отсутствие...

2.5.2. Семейное чтение - процесс общения и сближения взрослых и детей.

Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.

"Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души" Я.Корчак

А ведь само по себе чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. Ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса. Вместе с автором книги вы творите её содержание, как театральный спектакль, для тех, кто слушает вас. Это театр одного актёра, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и читателей. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание — источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить. Обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому — всё это дарите своим близким вы, а не телевизор.

А когда дети становятся старше и возможностей для того, чтобы собраться и почитать вместе любимую книгу, становится всё меньше, можно предложить другую форму семейного чтения — самостоятельного прочтения с последующим обсуждением.

Между тем на современном этапе в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей.

Из анкет видно, что не все родители дают советы своим детям по выбору книг. Результаты приведены на диаграмме "Родители дают советы по выбору книг".(Приложение № 7)

По данным анкет я выяснила как часто ходят родители с детьми в книжный магазин. Результаты приведены на диаграмме "Посещение книжного магазина родителями с детьми". (Приложение №8)

2.5.3. Семейное чтение - нравственное воспитание.

Школьник, взрослея, всё чаще попадает в различные жизненные ситуации, требующие социально-психологического анализа, готовности к решительным поступкам. Как подготовить его к адекватной оценке реальной обстановки и помочь сделать правильный нравственный выбор?

Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал:

"Школа - это, прежде всего, книга. Воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения”.

В том и заключается волшебная сила художественной литературы, которая предоставляет нам возможность почувствовать себя в самых разнообразных образах и вместе с литературными героями переживать их жизненные коллизии, радоваться, огорчаться.

Обсуждая с ребенком поступки героев, взрослые учат его высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Это учит ребенка тщательно взвешивать свои слова и поступки, он будет задумываться о том, как они повлияют на чувства и настроение других людей. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье.

«Мы не знаем ни одного человека, которого испортило бы в детстве чтение классических писателей, но зато скольких укрепило оно для жизни, показав впереди цели благородные, скольких отвратило от пороков среды!»

В.П.Острогорский.

Иллюстрацией к этому высказыванию является "Баллада о борьбе" В.Высоцкого.

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

"Хорошая книга выстраивает личность» пишет Оксана Леонидовна Кабачек, кандидат психологических наук.

Во время семейного обсуждения, обмена мнениями о прочитанном взрослый имеет возможность ненавязчиво передать ту нравственную установку, которую он считает важной в воспитании и становлении своего ребёнка как личности. Появляются неосязаемые мосты духовной близости и взаимопонимания между родителем и ребёнком, что особенно важно в так называемом «переходном» возрасте.

По данным анкет обсуждение книг часто проходит в 10% семей, редко в 30%, вообще не бывает в 60% семей. Результаты приведены на диаграмме "Обсуждение книг в семье".(Приложение №9)

Начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обуславливает духовный климат в школе и дома. Кем бы потом не стали выпускники школ - им жить среди людей. А значит, ребята должны уметь понимать их,общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность»

В.А.Сухомлинский

2.5.4. Что же даёт семейное чтение?

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении.

Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку.

Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов.

Семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения.

Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач общества.

2.6. Процесс семейного чтения.

Процесс семейного чтения представляет собой:

· во-первых, собственно процесс чтения взрослыми ребенку;

· во-вторых, чтение родителями педагогической и медицинской литературы для осуществления воспитания и ухода за ребенком;

· в-третьих, деятельность взрослых по организации самостоятельного чтения ребенка (рекомендация ему книг, их приобретение, получение из библиотеки, беседы о прочитанном и др.).

Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным.

2.7. Задачи родителей

На вопрос "Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок любил читать?" - большинство родителей ответило "Да".

Традицию семейного чтения создать крайне сложно. Особенно, если ранее этой традиции в семье не было. Но можно! И крайне важно, чтобы первое знакомство с книгой шло от родителей.

Для этого сегодняшним родителям необходимо:

Ориентироваться в новых писателях и новых книгах;

Во многих ли семьях сейчас практикуется семейное чтение ? Очень сомневаюсь. Взрослые настолько заняты своими делами, своими интересами, что такое понятие как семейное чтение становится уже чуть ли не архаизмом. Конечно, всегда можно найти этому объяснения: раньше телевизоров и компьютеров не было, по вечерам людям делать было нечего, вот они и читали всей семьей одну книгу; а, может, и книг было мало, поэтому читали книгу вместе и вслух. А сейчас у нас все настолько заняты своими делами, играми и телевизором, что на совместное чтение не хватает не времени, а желания.

А, может, и не нужно это совместное чтение? Пусть каждый читает то, что ему по душе. Помните, как в известном всем стихотворении: «Как хорошо уметь читать. Не надо к маме приставать… А можно взять и почитать!» И когда , многие родители радуются, что теперь читать уже не надо и на все просьбы ребенка почитать, отвечают, что ты уже умеешь читать сам. И несет малыш эту книгу в комнату, пытается читать самостоятельно.

Только забывают родители, что ребенок прочитать много еще не может, так же как не может читать с выражением. А значит, и смысл текста книги он понимает частично. А самое главное, он не получает радости от общения с книгой и родителями. Ребенок хочет прочитать, начинает, но быстро устает от чтения и от непонятных слов и предложений. И в следующий раз он может просто не взять книгу в руки. А потом мы, родители, начинаем переживать, почему , и заставляем его читать. Что тогда получаем? Конечно, полное отвращение к чтению.

А ведь эту ситуацию можно было предотвратить в самом начале и, если бы мы только потратили минут 20-30 в день на чтение вместе с ребенком. И совсем не важно, кто это будет – мама, папа, бабушка или сестра, главное, чтобы кто-нибудь из взрослых читал вместе с ребенком.

Вы, конечно, можете спросить: А зачем это надо, если ребенок уже умеет читать? Пусть читает самостоятельно.

Самостоятельно ребенок читать, рано или поздно, научится. Тем более, что этому учат в школе, но вот получать удовольствие от чтения он может и не научиться. Для того, чтобы получать удовольствие от любого процесса, надо, чтобы он был приятным и интересным. А чтение для ребенка, особенно на первых порах, - трудная работа, а не удовольствие. И станет ли оно удовольствием, зависит во многом от взрослых.

Кроме этого, в процессе чтения ребенок может не понять весь смысл прочитанного и не всегда он это может уточнить или осознать. Вот и получается, что в процессе чтения, ребенок трудится, устает и не понимает всего смысла текста, теряет мысль, не замечает причинно-следственных связей, не всегда видит смешные моменты, потому что он всецело поглощен процессом чтения. И книга становится ему непонятной или он понимает ее не совсем верно. Возьмет ли он книгу в руки в другой раз с удовольствием?

Почему старшее поколение, нынешние бабушки и дедушки, практически все любят читать и читают все свободное время? Скорее всего, именно потому, что в детстве читали вместе с родителями. Потому что во время их детства и юности в каждой семье отводили время для совместного семейного чтения книг . Так, может, и нам стоит возродить эти традиции и начать читать книги вместе с детьми, всей семьей?

Давайте подумаем,

что дает семейное чтение Вам и вашему ребенку?

Вы незаметно для ребенка, очень ненавязчиво прививаете ему любовь и интерес к книге . Ведь ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их, рассказывают друг другу и детям. А, хотим мы этого или нет, в ребенке закладывается не то, что мы говорим, а то, что он видит вокруг себя.

Вы облегчаете ребенку понимание текста , задавая вопросы по тесту и уточняя, как он понял смысл. Объясняете непонятные слова и понятия. Обращаете внимание на юмористические моменты.

Вы обсуждаете прочитанное вместе с ребенком , направляете его мысль в нужную сторону, помогаете увидеть важное, то, что скрыто в подтексте.

Вы учите обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи. Вы развиваете речь ребенка и расширяете его кругозор, объясняя непонятные слова и новые понятия.

Вы знаете интересы ребенка , его мечты и желания, которые проявляются в процессе чтения и обсуждения. Можете направлять его мысли в нужную сторону и чуть-чуть корректировать их.

Вы ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком , дарите ему всего себя в эти минуты, укрепляется ваша дружеская связь, которая помогает ребенку всю его жизнь.

И все это Вы получаете, затратив всего 20-30 минут в день на совместное чтение!

Не лишайте ребенка радости общения с Вами, и потом Вам не придется жаловаться, что ребенок не хочет читать. Возродите традицию семейного чтения в своей семье , помогите ребенку полюбить мир книги и живого общения со взрослыми.

А что вы думаете по поводу семейного чтения? Нужна ли эта традиция в семье? Будет интересно узнать и ваше мнение.

Лилия Бобошина
Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи

«Если в доме много книг , если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух , любовь к книге , интерес к печатному слову , конечно, у него возникнет, и будет расти».

Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало "немодно". И эта проблема, проблема не читающей молодёжи (подростки, молодые родители) не просто актуальна, она архиактуальна. Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время "чудесам техники" мы задаём себе вопрос : "Что делать? Как побудить читать подростков?" Но чтобы побудить ребёнка к чтению , прежде всего ему необходимо с раннего детства привить любовь к книге . Как это сделать? Прежде всего, нам, педагогам необходимо донести и объяснить молодым родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге , любовь к чтению книг . Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге , чтению , то вряд ли он будет читающим подростком, любящим книгу .

Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи . Если родителям удалось сделать это, значит, они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге , когда вокруг масса интересного , когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные , культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам? Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу вспомнить замечательные строчки из поэмы «Читающая мама» :

Может быть, у тебя и много богатств,

Скрытых в ящиках и сундуках,

Но богаче меня ты никогда не станешь,

Ибо у меня - читающая мама.

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье . Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания , родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение , к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения , когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших . Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление свое от чтения , хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.

Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.

Домашнее чтение (семейное чтение ) - источник формирования интереса к книге , одно из средств духовного обогащения семьи .

Для того, чтобы получить представление об организации чтения ребёнка в семье , об отношении к чтению родителей , об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе нами было проведено анкетирование среди родителей нашего детского сада. Анкета называлась : " Воспитание у ребенка интереса и любви к книге ".

На первый вопрос : Есть ли у вас дома детская библиотека?

92,5% семей ответили , что имеют дома детскую библиотеку,

но есть и такие семьи , где нет детских книг -7 ,5%;

На второй вопрос какие книги преобладают у вас дома, многие ответили, что в ваших детских библиотеках есть и сказки и стихи и познавательная литература.

Часто ли Вы покупаете книги ребенку ?

Часто ответили 47,5% родителей, редко 50%;

Многие из Вас руководствуясь, при покупке книге обращают внимание на возраст ребенка -62,5%; на содержание- 27,5%, на иллюстрации-2.5% и покупают случайно- 10%;

На вопрос, как часто Вы читаете книги детям , 62,5% родителей ответили 2-3 раза в неделю;

5% читают крайне редко;

2,5% вообще не читают;

лишь 22,5% родителей читают ребёнку книги каждый день .

На вопрос по чьей инициативе Вы читаете книги-77 ,5% родителей ответили по просьбе ребёнка;

22,5% родителей по своей инициативе;

О прочитанном беседуют 67,5% родителей; 25% иногда;

и не обсуждают вообще прочитанное произведение -5%;

60% детей рассказывают дома о художественной литературе, с которой познакомились в детском саду;

иногда рассказывают 15%;

совсем не рассказывают-17,5%;

Всего 30% опрошенных родителей, выписывают детские журналы.

На вопрос какова роль книги в развитии ребенка , многие родители ответили : развитие речи, воображения, логики, морально-этических качеств, знакомство с окружающим миром, историей , из этого следует, что Вы понимаете всю важность книги в развитии ребенка ,

и лишь 5% родителей затруднились ответить на этот вопрос.

Сделав определённые выводы после анкетирования, мы решили возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения .

Ведь семейное чтение - это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге . Это средство обогащения и детей , и их родителей знаниями о семье , чистоте отношений , послушании, совести, добре и зле. Одним словом - это средство духовного обогащения семьи . Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи , кровных родных, близких людей разного жизненного опыта.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов , в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем :

Совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению "жизненной копилки" знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;

Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослым, формулировать вопрос , стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями ;

После чтения предлагаемых рассказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом ;

чтение сказок , включая сказки на духовно -нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении ; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь.

1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес , и на проблему семьи и своего ребёнка (например, болезнь члена семьи , появление второго ребёнка, семейный разлад и т . д.);

2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь;

3) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;

5) если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги - это не случайно ; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло.

Чтение сказки может произвести на ребёнка большое впечатление, и в этом случае можно использовать игру-драматизацию. Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребёнку "примерить на себя" образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.

Чтобы процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно разнообразить приемы работы со сказкой :

Обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;

Создание рисунков по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

Активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;

Проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;

Проигрывание вариантов решения ситуаций, т. е. использование сказки как притчи, нравоучения и т. д.

Время, отданное ритуалу семейного чтения , сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.

В. А. Сухомлинский сказал : - «Чтение – это окошко , через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье . Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению , чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы