Люди каких профессий изучают население земли. Выбираем профессии связанные с наукой географией. Наиболее перспективные направления в географии

Разделы: География

География помогает видеть мир таким, каков он есть, сделать правильный выбор жизненного пути. Курс “Мир профессий” нацелен на подробное изучение профессий в области энергетики, связи, в горнодобывающей промышленности, океанологии, метеорологии и др. Данный курс поможет школьникам определить свои интересы и возможности, найти своё место в жизни и выбрать свою будущую профессию.

Данный курс позволит обучить школьников тому, как принимать решения в ситуациях, учебных и реальных.

Курс “Мир профессий” обеспечен учебными и вспомогательными материалами:

  • Подписная научно-популярная серия “Твоя профессия”.
  • Энциклопедии.
  • Справочники для поступающих в учебные заведения.
  • Сборник тестов “Как выбрать профессию”.
  • Максаковский В.П. “Историческая география мира”.
  • Плисецкий Е.Л. “Коммерческая география России”.
  • Кучер Т.В. “Медицинская география”.
  • Кроссворды.
  • Подборки материалов о различных профессиях.
  • Интернет-ресурсы.

На изучение курса потребуется 17 часов учебного времени.

Цель курса: формирование у учащихся более полного представления о профессиях, связанных с географией, подготовка школьников к выбору будущей профессии, углубление знаний по физической и экономической географии.

Задачи курса:

  • дать школьникам систему знаний о профессиях, связанных с географией, чтобы подготовить молодёжь к активному участию в практической деятельности, пониманию необходимости получения знаний;
  • способствовать профессиональной ориентации школьников;
  • формировать у учащихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, воспитания трудолюбия, долга и ответственности, целеустремлённости.

Учащиеся должны знать:

1) состав профессий, связанных с географией;

2) качества личности, которые нужно развивать для овладения той или иной профессией;

3) какие знания необходимы для овладения профессиями.

Учащиеся должны уметь:

1) правильно определить свои профессиональные качества и интересы;

2) применить знания, полученные на уроках физической и экономической географии, при изучении курса.

Краткое описание структуры программы

І. Введение (1 час)

Цель: формирование ответственности за самостоятельный выбор, развитие мотивации учебной деятельности.

  • формировать творческие способности, направленные на овладение будущей профессией;
  • воспитывать чувство личной ответственности за своё будущее и будущее нашей цивилизации.

Профессии прошлого, настоящего и будущего.

Как правильно определить свои интересы и возможности, найти своё место в жизни и выбрать будущую профессию. Требования, предъявляемые к работнику в условиях рынка. Высокая квалификация – важнейшее качество современного работника.

ІІ. Профессии, связанные с физической географией (8 часов)

Цель: формирование знаний о профессиях, связанных с физической географией.

  • актуализаировать знания учащихся по физической географии;
  • повысить интерес учащихся к изучению географии как науки, связанной с возможной будущей профессией;
  • на примере людей, достигших замечательных успехов в своей профессиональной деятельности, формировать лучшие человеческие качества: целеустремлённость, преданность своему делу, трудолюбие, бережное отношение ко всем проявлениям жизни.

Картограф – одна из самых древних профессий. Знакомство с профессией топограф, геодезиста. Особое значение профессии топографа в настоящее время.

Геологоразведчик , гидрогеолог, гидрограф, геофизик, геодезист, морской геолог – профессии, связанные с поиском полезных ископаемых и других природных ресурсов. Горный инженер, горный мастер, маркшейдер, проходчик, буровик, машинисты разнообразных агрегатов и механизмов, обогатитель – профессии, связанные с добычей ресурсов. Профессии, связанные с восстановлением территории в местах добычи полезных ископаемых – эколог, рекультиватор. Успехи российских геологов в раскрытии минерально-сырьевых богатств нашей страны. Новые задачи, стоящие перед современной геологией в связи с необходимостью рационального природопользования.

Метеоролог и гидрометеоролог – профессии, будущего. Где работают метеорологи и гидрометеорологии. Требования, которые предъявляет метеорология и гидрометеорология к специалистам.

Морские профессии – новые и старые: морской геолог, гидрограф, литолог, геофизик, гидрохимик, акванавт, водолаз. Профессии, призванные охранять и беречь океан: фитопланктонолог, ботаник и зоолог, биохимик и физиолог, эколог и эволюционист. Рыбовод и малаколог – морские “огородники и фермеры”.

Охотничье хозяйство и егерская служба. Что такое охрана животных и что такое охота? Охотинспектор, егерь, охотник : особые требования к качествам личности. Общественная значимость этих профессий.

Редкие профессии: пастижер, титестор, змеелов.

Выдающиеся профессионалы: Э.В. Толль, Н.Н. Урванцев, В.И. Ферсман, С.В. Обручев, Ю.А. Билибин, Ф.Н. Чернышев, И.П. Кулибин, В.И. Вернадский, Д.И. Менделеев, А.И. Воейков, И.А. Кибель, Козьма Фролов, Жак Ив Кусто, М.М. Кожов, О.М. Кожова и другие.

Потребность Иркутской области в профессиях, связанных с физической географией.

Где можно получить профессии, связанные с физической географией.

Практическая работа (4 часа)

1. “Как создаётся карта”. Создание карт с использованием компьютерных технологий.

2. “Геологи на Крайнем Севере”. Разработка проектов маршрутов экспедиций для открытия и разработки новых месторождений полезных ископаемых.

3. Разработка проекта “Путеводитель по профессии”

4. Разработка проекта “Путеводитель по учебным заведениям”.

5. Разработка “Кодекса чести” для людей различных специальностей.

ІІІ. Профессии, связанные с экономической географией (8 часов)

Цель: формирование знаний о профессиях, связанных с экономической географией.

Задачи:

  • актуализировать знаний по экономической географии;
  • подготовить школьников к активному участию в практической экономической деятельности;
  • сформировать у школьников убеждённость в необходимости получения экономических знаний;
  • повысить заинтересованность учащихся в изучении экономической географии;
  • формировать у детей самостоятельность мышления, сознательность, обоснованность суждений, инициативность;
  • формировать активную гражданскую позицию.
  • Материальное производство – основа жизни общества. Краткая характеристика системы экономических наук. Профессии, связанные с экономикой: экономист, бухгалтер, служащий банка. Предприниматель. Как стать предпринимателем. Образование, необходимое для предпринимательской деятельности.

    Энергетик – профессия будущего. Энергия – означает “деятельность”.

    Энергетики ищут энергию. О реках и гидроэнергетике. Атом служит человеку.

    Ветроэнергетика. Геотермическая энергетика. Солнечная энергетика. Энергия океана. Куда пойти учиться.

    “Ты ветра и солнца брат..”. Профессии: геолог, геодезист, мастер-бурильщик . Куда пойти учиться.

    Профессии станкостроителя: конструктор, технолог, токарь, фрезеровщик, расточник, сборщик, токарь. Каким должен быть специалист станкостроения. Куда пойти учиться.

    Им покоряется сталь. Профессия электрометаллурга. Будущее профессии.

    Чаеводы. Кто работает на чайной фабрике. Таинство превращения зелёных листьев в чай. Титестер - дегустатор чая. Специалисты по механизированному завяливанию чая. Сортировщик-разборщик чая, технолог, оператор чаеперерабатывающей линии.. Куда пойти учиться.

    Профессии в лёгкой промышленности: конструктор детской игрушки, дизайнер, часовщик, ювелир и другие.

    Прошлое, настоящее и будущее профессий почтовых р аботников. Достижения различных наук в обеспечении населения быстрой, надёжной, высокоэффективной и многообразной связью. Роль информационных технологий в ХХІ веке. Наша страна на пути к постиндустриальному обществу и особое значение развития связи и информационных сетей. Оператор почтовой связи, фотооператор, электромонтёр линий связи, электромонтёр телевизионного оборудования, оператор электронной почты и другие.

    Важнейшие сельскохозяйственные профессии.

    1. Профессии в растениеводстве: агроном, агрохимик-почвовед, лаборант-агрохимик, полевод, плодоовощевод, лесовод, агроном и другие.

    2. Профессии в животноводстве: ветеринарный врач, ветфельдшер, зоотехник.

    3. Профессии по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственных машин: инженер-механик и техник-механик по земледелию и животноводству, слесарь по ремонту тракторов и автомобилей и другие.

    4. Профессии в экономике и организации сельского хозяйства: экономист по бухгалтерскому учёту, бухгалтер, работники руководства хозяйством.

    Бизнес и предпринимательство в сельском хозяйстве. Каким должен быть предприниматель в аграрном производстве? Знания, необходимые для предпринимательской деятельности в аграрном производстве. Куда пойти учиться.

    Потребность Иркутской области в профессиях, связанных с экономической географией. Куда пойти учиться?

    Практическая работа (5 часов)

    1. Составление презентации профессий, связанных с экономической географией.

    2. Разработка проекта “Куда пойти учиться”.

    3. Разработка модели “идеального” типа предпринимателя-крестьянина.

    5. Экскурсия на Выставочный комплекс г. Иркутска.

    ІV. Профессия будущего: мой выбор (1 час)

    Защита проектов “Профессия будущего: мой выбор”.

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    1.1.В мире географических профессий.

    Цель исследовательской работы: Исследование и изучение профессий, в основе которых лежат применения знаний и законов географии.

    Методы проведенных исследований: Для исследования использовались статистический и аналитический методы.

    Актуальность. В последнее время отмечается изменение набора изучаемых предметов в школе. Мне география очень нравится и я хотела бы, чтобы моя профессия была связана с ней. Поэтому я решила изучить профессии, в которых требуются знания географических законов, чтобы определиться с дальнейшим выбором своей профессии.

    В мире много профессий связанных с географией, но какую из этого множества выбрать, какая профессия полезнее всего? Безусловно, все эти профессии полезны и очень важны. И, чтобы понять их важность, давайте разберем самые интересные и важные из них.

    В своей работе я хочу рассказать и показать вам, как эта замечательная наука о планете земля нашла отражение в развитии многих профессий человека. Я считаю, что выбранная мною тема на сегодняшний день очень актуальна, так как в последние годы появляются все новые и новые профессии, связанные с географией.

    Во всех этих профессиях важным элементом является география. География - это наука о планете земля, о ее природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности.

    Я поставила себе такую цель:

      Изучить выбранные мною профессии связанные с географией и профессиональные качества нужные для них.

    Исходя из поставленной цели, в своей работе я ставлю задачи:

    Я проведу исследование отдельных профессий на предмет использования географии.

      Провести социологический опрос учащихся школы на выявление значимости предмета географии при выборе профессии;

      Выясню, какими качествами в этих профессиях должен обладать человек.

    1.2. Методы исследования

    Для исследования я использовал статистический и аналитический методы. Для доказательства гипотезы мною были разработаны вопросы для анкет. На основе их проведён социологический опрос среди учащихся нашей школы, результатом которого стал анализ полученных результатов и сделаны выводы о значимости географических знаний в жизни и при выборе профессии.

    Особенности исследуемой аудитории

    Ребята 9 - 11 классов приняли активное участие в проведении социологического опроса. На основании, которого, мною был сделан вывод о понимании учащимися нашей школы необходимости географических знаний в жизни и при выборе профессий.

    Результаты исследования

    Для проведения соцопроса была составлена анкета из следующих вопросов:

    1. Можно ли человеку обойтись без географических знаний?

    2. Нужна ли география после окончания школы?

    3. Какие профессии связанные с географией знают ученики?

    Проанализировав полученные данные, я сделал вывод, что учащиеся понимают, что географические знания нужны даже в повседневной жизни, независимо от имеющейся профессии. Но профессии, в основе которых лежат применения знаний и законов географии назвать много не могут. Поэтому я решил изучить наиболее заинтересовавшие меня профессии и рассказать о них подробнее.

    1.3.В географии есть два направления:

    1.Физико-географическое - направление изучающее природу земной поверхности.

    2 .Экономическое - направление изучает население и его хозяйственную деятельность.

    В своей работе я выбрала физика - географическое направление, так как в этом направлении, по моему мнению, самые важные профессии, связанные с географией.

    Географические профессии делятся на три категории:

      Традиционные: геоморфология, земледелие, климатология и др.

      Современные: биоклиматология, география туризма, географическая планетология и др.

      Редкие: вулканолог, метеоролог, океанолог, климатолог и др.

    1.4.Я хочу рассказать вам о самых редких и интересных профессиях в географии.

    1.Первая профессия - Вулканолог.

    Вулканолог разрабатывает методы предсказания извержений и использование вулканического тепла и горячих вод для нужд народного хозяйства. Изучать вулканы довольно проблематично. Наблюдение за жизнью вулканов ведется круглосуточно. Сейсмостанции фиксируют вулканические землетрясения. Это самые надежные предвестники грядущего извержения. Вулканологи исследуют так же потухшие и разрушенные древние вулканы. Накопление таких наблюдений и знаний очень важно для геологии. Кроме научных наблюдений вулкано-станция приносит и иную пользу. Когда идет извержение, вулканологи следят за направлением пеплового шлейфа и по их прогноза авиаторы корректируют маршруты самолетов.

    В профессии вулканолога важна физическая выносливость, аналитический ум, логическое мышление, наблюдательность, склонность к естественным наукам, хорошие слух и зрение.

      Физическая выносливость

      Аналитический ум

      Логическое мышление

      Наблюдательность

      Склонность к естественным наукам

      Хороший слух и зрение.

      Академик РАН Евгений Гордеев

    2.Океанолог.

    Океанологи изучают воды океанов и морей. Они исследуют их состав, свойства и строение. Отслеживают физические, химические и биологические процессы, происходящие в морях и океанах. Необходимо хорошо разбираться в технике, т.к. большинство исследований проводится с использованием специального оборудования. Глубина Мирового океана изучена плохо, поэтому специальсты-океанологи пользуются и хорошими знаниями английского, океанологи имеют все шансы работать в океанографических институтах США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии

    Профессионально важные качества:

      Физическая выносливость

      Хорошая память

      Внимательность

      Логическое мышление

      Любовь к природе

    Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

      Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

      Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

    3. Эколог

    Современная экология — это быстро развивающаяся наука, ее объекты относятся к очень разным уровням организации: от целой биосферы и крупных экосистем до популяций. Экология тесно связана с экономикой, правовыми и моральными аспектами природопользования, политикой. Современная экология - наука не только биологическая, но, в определенной степени, и социальная.

    Выделяют несколько разделов экологии:

    Общая экология - исследование целых экосистем и частных разделов (экология растений, животных и др.);- полевая экология - исследование живых организмов в естественной обстановке;- экспериментальная экология - изучение влияния отдельных факторов среды на живые организмы с использованием лабораторных приборов и установок.

    В настоящее время выделяют близкие и родственные этой профессии виды деятельности: инженер-эколог, физик-эколог, химик-эколог, инженер по безопасности технологических процессов и др.

    Профессионально важные качества:

      аналитические способности;

      математические способности;

      логическое мышление;

      хорошие мнемические способности (кратковременная и долговременная память);

      гибкость ума (способность изменять планы, способы решения задач в соответствии с меняющимися обстоятельствами);

      способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях;

      ответственность;

      инициативность;

      самостоятельность;

      добросовестность;

      наблюдательность

      принципиальность

      аккуратность.

    Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

      СПбГУ - Санкт-Петербургский государственный университет

      ТПУ - Национальный исследовательский Томский политехнический университет

    4.Геолог

    Геолог-разведчик и первопроходец. Он находит и отмечает на карте месторождения полезных ископаемых, составляет «портрет» изучаемого района в виде схем, карт, планов и диаграмм. Работа геолога начинается с изучения сопоставленных горных пород, взятых с поверхности земли, со дня моря или из скважин, отбора образцов, их лабораторного исследования. Геолог должен понять, есть ли в данном районе полезные ископаемые, какие именно, как они расположены и насколько целесообразна их промышленная разработка.

    Работа для мужественных, решительных и одновременно романтических людей. Твердая рука товарища - единственное, на что приходится рассчитывать в экстремальных ситуациях, которые здесь - дело обычное

    Профессионально важные качества:

      Физическая выносливость.

      Пространственное воображение.

      Наблюдательность.

      Внимание.

      Логическое и наглядно-образное мышление.

      Эмоционально-волевая устойчивость.

      Математические способности.

      Самостоятельность и гибкость мышления.

      Способность работать в условиях ненормированного рабочего дня.

      Упорство.

    Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

      КФУ - Казанский (Приволжский) федеральный университет

    5.Метеоролог.

    Профессия метеоролога окружена ореолом романтики, ведь они - непременные участники различных экспедиций; ведут наблюдения на полярных станциях и высокогорных плато, с самолетов, аэростатов и океанских лайнеров. Однако не романтика, а строгая объективность при проведении измерений и высокая точность их записи выходят на первый план профессии метеоролога.

    Метеорологи изучают состав и строение атмосферы; теплооборот и тепловой режим в атмосфере и на земной поверхности, влагооборот и фазовые превращения воды в атмосфере, движения воздушных масс; электрические, оптические и акустические явления в атмосфере. Скрасить некоторую монотонность работы позволяет большое разнообразие и изменчивость погодных условий; каждый раз приходится иметь дело с новой ситуацией и решать вновь возникающие задачи.

    Профессионально важные качества:

      Аналитические способности.

      Аккуратность.

      Ответственность.

      Терпение.

      Упорство.

      Наблюдательность.

      Умение работать в команде.

      Предусмотрительность.

      Большой объем кратковременной памяти.

      Способность к прогнозированию.

    Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

      Российский государственный

    гидрометеорологический университет

      Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова - МГУ

    6.Гидролог - исследует круговорот воды в природе, влияние на него хозяйственной деятельности человека; анализирует режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; даёт оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвует в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, ирригационных сооружений, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляет каталоги водных объектов

    Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

      МГУ имени М.В. Ломоносова - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

      ТГУ - Национальный исследовательский Томский государственный университет

    7.Маркшейдер — горный инженер или техник, специалист по пространственно-геометрическим измерениям в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности с последующим изображением на планах, картах и разрезах при горных и геологоразведочных работах

    Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

      Национальный минерально-сырьевой

    университет «Горный»

      Национальный исследовательский технологический университет МИСиС (Московский институт стали и сплавов) (НИТУ МИСиС Горный институт)

    1.5.Среди профессиональных географов были и есть известные генералы, адмиралы, государственные деятели, писатели, телеведущие, журналисты.… Например:

    Николай Дроздов (ведущий телепрограммы «В мире животных»),

    Александр Беляев («главный телесиноптик» на телевидении),

    Иван Затевахин (теле - и радиоведущий программ о животных),

    Фёдор Конюхов (знаменитый мореплаватель и путешественник-одиночка),

    Вадим Глускер (собственный корреспондент НТВ во Франции),

    Александр Кондаков (гендиректор издательства «Просвещение»),

    Борис Соколов (известный в России писатель на военно-политическую тематику),

    Жак-Ив Кусто (океанограф с мировым именем, изобретатель акваланга),

    Аугусто Пиночет (военный диктатор Чили),

    Наследный английский принц Гарри (сын принцессы Дианы и принца Чарлза)

    и многие - многие другие.

    Среди обилия географических специальностей есть « старые» и «новые», «мужские» и «женские», наиболее и наименее популярные.

    Самый высокий конкурс на географическом факультете МГУ им. Ломоносова имеют такие специальности, как мировая экономика, геоинформатика, региональная политика, туристическая география. А в МПГУ очень престижным становится специальность «учитель географии и английского языка». В Академии Генерального штаба учат военной географии (военный синоптик, военный картограф, фотограмметрист-дешифровальщик аэрокосмической разведки.)

    Заключение:

    В своей работе я разобрала профессии связанные с географией и узнала, для чего они служат нам. Выяснила, какие нужны человеку качества для работы. Я поняла что работа, связанная с географией не только полезная и сложная, но еще и интересная. Я думаю, моя работа заинтересует многих людей, не определившихся с профессией и возможно подтолкнет к выбору одной из выше рассмотренных. Результаты работы

    Много разных профессий существует в мире, в основе которых лежат знания по географии. Конечно, про все в одной работе невозможно рассказатьПрактическое значение

    На основе полученной информации и сделанных выводов планирую изготовить и распространить буклеты о профессиях, связанных с географией. Это поможет учащимся определиться в выборе профессии и проявить больший интерес к изучению географии

    Список используемой литературы:

    1. БОУ «Омский Центр профориентации»

    2.Википедия.

    3. ВУЗы России

    4. ШКОЛЬНИКУ.ру Столичный центр профориентации «Разумный выбор»

    Урок географии. Знакомство с профессиями связанные с географией

    Выбор профессии на уроках географии.

    Цели: помочь учащимся в профессиональной ориентации,
    расширить круг представлений о профессиях посредством школьного предмета «география»
    Задачи: Познакомить учащихся с профессиями, связанными с географией, расширив тем самым представления о применении знаний по данному предмету в различных сферах деятельности.
    Вступление: География – одна из интереснейших наук в школьном образовании. Современная география превратилась во множество отдельных дисциплин, каждая из которых изучает свою часть географической оболочки. Две ветви единой географии, физическая и общественная, состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 50. Посмотрите эту презентацию и, может быть, одна из этих профессий заинтересует Вас и станет любимым делом Вашей жизни!
















    Угадайте профессию:
    Стать ________ хочу –
    Камни разные учу.
    Вот руда, в ней есть металлы.
    Вот различные кристаллы.
    Камень здесь – морской коралл,
    Рядом жемчуг засверкал.
    Самый крепки, знай, алмаз,
    Я найду его не раз. геологом..

    “Мы вулкана сыны…
    Кратер гремит маня.
    Выведать мы должны
    Тайны бога огня.
    Шлак под ногами горяч,
    Бомбы дымят вокруг.
    В гору шаги тяжелы,
    По каскам лапиллей град.
    Упрямы, упрямы и злы,
    Лезем мы прямо в ад.
    Едок сернистый газ –
    Стиснув зубы, держись!
    Жизнь нам дается раз,
    Ставим на карту жизнь!.." Вулканолог

    Когда тебя со всех сторон сожмут тиски холодных стен
    Ты не грусти таков закон земля испытывает всех
    И темнотой, и теснотой, и ревом рек, и тишиной,
    И красотою неземной, и неприступною стеной.

    И если ты все это испытал

    Тебя своим признает темнота
    И холод недоверчивых глубин!

    И покоренный навсегда, решив судьбы своей вопрос
    Стремиться будешь ты туда, где столько сказок и угроз
    Туда, где шорохи живут, цветы из камня, где растут
    И пусть по службе обойдут, пусть ненормальным назовут

    Во все пещеры ты проник, не пропуская не одной
    Встречала каждая из них тебя как отчий дом родной
    Но повторяться не с руки свою пещеру ты найди,
    Чтоб глубока и чтоб не зги, и раньше не было других!

    И если ты все это испытал
    Без сил не лег, сорваться не сглупил
    Тебя своим признает темнота
    И холод недоверчивых глубин! Гимн спелеологов

    Заключение:

    Уникальность школьной географии заключается в том, что она, как ни один учебный предмет, знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в ближайшем окружении, в разных странах, в глобальных масштабах, учит пониманию сущности экологических, экономических и социальных проблем, роли географии в их решении, в пргнозировании развития взаимодействия между природой и человеком на разных территориальных уровнях. Без географических знаний и умений, без развитого пространственного представления о земной поверхности в сознании учащихся не может быть создана научная картина мира. Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.

    Спосок используемой литиратуры:

    1.Программы начального и основного общего образования. Технология. – М.: ВентанаГраф, 2012. – С. 183.
    2.Аверичев Ю.П. Ориентация школьной молодёжи на рабочие профессии//Сов.педагогика, 2010,№ 2.-С.25-30.
    3.Апостолов С.П. Рынок: молодёжная политика и профориентация учащейся молодежи/ЛИк.и пр-во,2012,№ 3.-С.73-76.
    4.Бабосов Е.М. Профессиональная ориентация в школе.-Мн.:Нар.асвета, 2011.-158с.
    5.Климов Е.А. Школа и выбор профессии.-М.:Педагогика, 2005.-241с.
    6.Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников.М.:Педа-гогика, 2008.- 184с.

    Профессии, связанные так или иначе с географией, все больше набирают популярность в современном мире и становятся востребованными . Поэтому при выборе будущей специальности стоит обратить на них внимание. Обучатся на геофаке можно в 24 классических ВУЗах страны и 41 педагогическом, что не так уж и мало. Это означает, что существует большая вероятность найти место учебы в родном городе или поблизости.

    Вконтакте

    Одноклассники

    География как дело всей жизни

    Сама по себе наука география делится на 2 типа:

    • Социальная география (исследует население страны и ее хозяйственную структуру)
    • Физическая география (изучает природные процессы и особенности местности)

    Всего географических специальностей около 50 . Среди них как и довольно старые и традиционные, так и появившиеся совсем недавно. География тесно связана с математикой, химией и биологией. Так что при поступлении, возможно, будет необходимо сдать экзамены по этим предметам. Для профессий, относящихся к социальной географии, нужны также знания в области обществознания и информатики.

    Если вы выбираете физическую географию, будьте готовы к постоянным разъездам и экспедициям . Причем длиться они могут от нескольких дней до нескольких месяцев. Если вы любите такой образ жизни, вам не сидится на месте, то такая работа придется по душе. Но если же вы предпочитаете работу в офисе или на дому, то лучше обратиться к социальной географии.

    В перспективе, пожалуй, наиболее высокооплачиваемыми окажутся географические отрасли, связанные с добычей газа и нефти, составлением астрономических карт.

    Список профессий, связанных с географией

    Физическая география

    1. . Наука, которая изучает рельеф Земли и даже других планет Солнечной системы, в том числе историю создания рельефа. Используется при строительстве новых населенных пунктов, морских и речных портов, аэропортов, пляжей, дорог, при создании водохранилищ и дамб. Эта профессия является больше мужской — здесь нужны хорошие физические данные специалиста. Работа ведется в основном в проектных строительных организациях и производственных фирмах, а также в научно-исследовательских институтах.
    2. Биогеография. Как видно из названия, эта специальность близка не только к географии, но еще и к биологии. Она изучает животный и растительный мир Земли, проще говоря, флору и фауну. Сюда относятся экологическая и медицинская отрасли географии. Они включают изучение очагов новых видов заболеваний животных, растений и человека. Работать можно в национальных парках и заповедниках, в ходе экспедиций биогеографы ищут определенные виды диких животных и растений, подходящие для одомашнивания, а также подбирают места, экологически пригодные для строительства новых городов и поселений, а также особняков.
    3. Метеорология и климатология. Эти понятия включают в себя довольно много различных направлений, например, палеоклиматологию (науку о климате Земли в Древности), биометеорологию (изучает действие климата на жизнь и развитие живых организмов), спутниковую метеорологию (составление прогноза погоды на основе данных, полученных со спутника), военную метеорологию (занимается разработкой климатического оружия), планетарную метеорологию (изучает климат и атмосферу на других и их спутниках). Женщины-метеорологи чаще всего работают на метеостанциях по всей территории России, также синоптики нужны в аэропортах, морских портах, научных океанографических судах, космодромах.
    4. Ландшафтоведение. Это, пожалуй, одно из наиболее известных направлений в области географии. И это вполне оправданно, ведь ландшафтоведение изучает не только конкретную область, а совокупность компонентов ландшафта. Это как мелкие объекты, так и вся географическая оболочка Земли. Специалисты должны уметь не только описывать ландшафт определенной местности, но и выяснять историю его происхождения и прогнозировать дальнейшее развитие. Сюда относятся такие специальности, как геофизика и геохимия ландшафта, этнокультурное ландшафтоведение, построение искусственных эстетических ландшафтов (парки и др.). Профессия ландшафтоведа дает возможность многочисленных поездок по территории России и даже за границу. А русская школа ландшафта считается самой сильной в мире. Возможные места работы: экологические фирмы, проектирование и экспертиза ландшафта, комитеты по охране природы субъектов РФ, естественно-научные музеи, ботанические сады, мастерские ландшафта, архитектурные и градостроительные организации, заповедники.
    5. . Наука занимается исследованием пещер, изучением горных пород и минералов, из которых состоят их стены (геологическая спелеология), микроклимата пещер (климатическая спелеология), живых организмов, обитающих в пещерах (биоспелеология), гидрологии пещер (гидроспелеология), следов первобытного и древнего периодов жизни человека в пещерах (археологическая спелеология), современного использования пещер (антропоспелеология) и составлением карт пещер (топографическая спелеология). Работа разнообразная и очень интересная, наполненная экспедициями, исследованиями. Спелеологи работают на военных и в спецслужбах, выполняют топографо-геодезическую съемку, могут быть инструкторами в спортивно-туристических организациях, занимающихся организацией маршрутов в различные пещеры.
    6. Также встречается спортивная и туристическая спелеология, подводная спелеология (изучает пещеры на дне морей и океанов). Безусловно, одним из главных требований к специалисту является отличная физическая подготовка.
    7. . Она состоит из физики океана (взаимодействие океана и атмосферы, акустика, оптика, радиоактивность и электромагнитное поле морской воды), химии океана (соленость, химический состав воды), геологии океана (горные породы и минералы, входящие в структуру морского дна, полезные ископаемые), биологии океана (изучение водной фауны и флоры), топографии дна (картирование подводного рельефа). Дно океана изучено ничуть не лучше, чем соседние планеты Солнечной системы, поэтому океанология – очень перспективная географическая наука. Рынок труда: гидрографические службы, научно-исследовательские институты, морские станции, океанографические суда, туристические фирмы.
    8. Гидрология суши. Это наука о пресной воде и распределении ее запасов на планете Земля. Она изучает круговорот воды в природе, анализирует рациональное использование ресурсов пресной воды, помогает в проектировании различных водных объектов, таких как ГЭС, дамбы, каналы, пляжи, водозаборы, порты и т. п. В России большое количество гидрологов суши работает на самом глубоком в мире озере — Байкал.
    9. Почвоведение — наука, которая зародилась в России, относится к биолого-географическим и изучает все, что связано с почвой. Работают специалисты в отрасли сельского хозяйства и в строительстве. Это и применение удобрений, и подбор почв для выращивания различных культур, и оценка местности для строительства объектов.

    Гуманитарная география

    1. Политическая география . Изучает политику в какой-то стране или ее части.
    2. Сюда же относится экономическая география . Она изучает пространственное размещение населения и хозяйство страны, близка к экономике. Экономогеографы оценивают стоимость земель, ищут оптимальные места под строительство, выявляют особенности и проблемы местности.
    3. Социальная география — совокупность истории, социологии, культурологии и географии. Социогеографы оценивают трудовой и интеллектуальный потенциал территории, изучают образ жизни, обычаи, традиции, менталитет населения, ведут учет миграции и оценивают качество жизни населения.

    Как это здорово и правильно,
    Что среди множества наук
    Мы изучаем географию,
    Чтоб стал понятен мир вокруг!
    География – это наука, изучающая функционирование и преобразование географической оболочки Земли. Весь комплекс географических наук делят на две большие группы: естественные (физико-географические) и общественные (экономико-географические и социально-экономические) географические науки. В рамках каждой из этих групп существует свой набор дисциплин и соответствующих им специальностей. Сегодня география предполагает около 55 различных направлений. Специалисты занимаются изучением почвы, изменений земной коры, водных ресурсов, вулканической деятельности, миграции населения и т.д.

    Геолог

    Геология – комплекс наук о составе, строении земной коры и истории развития земли. Соответственно, геолог – специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Он проводит геолого-съемочные, поисковые работы на перспективных площадях; разведывает и оценивает выявленные месторождения на суше и в морских условиях; обеспечивает геологическое обслуживание горнодобывающих предприятий; устанавливает места заложения горных выработок и буровых скважин; разрабатывает планы горных работ; изучает геологическое строение месторождений; осуществляет геологический контроль за горно-эксплуатационными работами, состоянием разработки нефти и газа; обобщает геологический материал и результаты промысловых и геофизических исследований.

    Плюсы профессии: работа нешаблонная, аналитическая и творческая; высокая оплата труда. Профессия геолога принадлежит к числу тех немногих профессий, которые считаются романтическими, поэтому имеет свои привлекательные стороны для людей разных интересов.

    Минусом профессии является вахтовый метод – геологи на несколько недель уезжают в экспедицию, где работают в очень интенсивном режиме без выходных, часто сталкиваются с трудностями походной жизни.

    Профессионально важными качествами являются: отличное здоровье и физическая выносливость; развитое логическое мышление; хорошая память; аналитическое мышление; способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях; умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; высокий уровень концентрации внимания; способность работать в условиях ненормированного рабочего дня; наблюдательность; эмоционально-волевая устойчивость; способность прогнозирования; умение работать в команде.

    Геодезист

    Геодезия («гео» – земля и «дайдзо» – делить на части) – землеразделение, изучение Земли при помощи измерений на ее поверхности. Отличие геодезии от других наук о Земле заключается в том, что изучение это основано на очень точных измерениях различных параметров и величин, характеризующих Землю как в целом, так и отдельных ее частей.

    Геодезист – специалист в области метрики пространства, его измерения и фиксирования данных. В задачи геодезиста входит проведение расчетов площадей, отведенных под строительство. Точность анализа и скрупулезность в деталях – два основных принципа качественной работы геодезиста. Строительство любого объекта начинается с геодезического измерения территории, и с этой точки зрения именно геодезист становится ответственным за качество и безопасность будущей постройки.

    Геодезические работы помогают составить предшествующую разведке полезных ископаемых карту районов их вероятного залегания, проводить геологическую и геофизическую разведку по определению мест и количества их запасов, а также осуществлять наземную и подземную съемки, позволяющие правильно и экономично проектировать горные работы. Велика роль геодезических работ в городском строительстве и строительстве различных инженерных сооружений.

    В основном специалисты этого профиля занимаются съемкой параметров местности с помощью геодезических приборов, анализом полученных результатов, произведением необходимых вычислений, на основании которых составляется карта исследуемой территории.

    Картограф

    Картография – наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов, явлений природы и общества. Это наука, изучающая теорию, методику и технические приемы создания и использования географических (плоских, рельефных, объемных) карт и глобусов. В наше время, с развитием компьютеров и интернета, помимо обычных карт в бумажном исполнении начали распространяться и электронные, цифровые карты. Такие карты выполняются на основе геоинформационных технологий (ГИС) в растровом или векторном форматах. Важные преимущества такого подхода – быстрая обновляемость и интерактивность. ГИСы позволяют привязать к карте огромный объем информации и своевременно ее обновлять. В них хранятся целые терабайты карт и снимков земной поверхности, справочная информация о разных территориях Земли. Наиболее современные ГИСы представляют карты в 4D-формате, когда четвертым измерением является время (такие карты можно моментально изменить в режиме реального времени, дополнив новейшей информацией). Картографические навигационные системы созданы в США (GPS), Евросоюзе («Магеллан»), России («Глонасс»).

    Картограф – специалист по составлению бумажных и электронных карт. На основе съемочных материалов, обмерных, графических, фотографических, цифровых и текстовых данных картограф составляет карты различного назначения и масштаба. Специализируется на создании геологических, географических, зоологических, климатологических, исторических, этнографических, экономических, исторических, военных и других карт. В своей работе картограф применяет картограммы, картосхемы, картографические проекции. Составляет карты по заказам конкретных учреждений. Перед тем, как приступить к созданию той или иной карты, картографу нужно вникнуть в специфику деятельности предприятия-заказчика. Приходится совмещать кабинетную работу с командировками на местность. Главные инструменты картографа при этом – нивелир (для определения высоты) и теодолит (для измерения расстояний).

    Профессиональных картографов отличает наблюдательность, аналитический ум, превосходная память, ответственность, пунктуальность, методичность, склонность к монотонному труду.

    Почвовед

    Почвоведение – наука, занимающаяся изучением особенностей распространения, генезиса, состава, свойств, плодородия различных почв и разрабатывающая пути их наиболее рационального использования. Почвовед – специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли. В зависимости от выбранного рода деятельности, почвовед может заниматься изучением состава почв, ландшафтом, управлением земельными ресурсами. Он принимает участие в полевых экспедициях по изучению почвенного покрова, занимается рекультивацией почв, мелиорацией.

    Почвовед является специалистом высшего уровня квалификации в области естественных наук. Занимается исследовательской деятельностью в области агрохимии и почвоведения. Ведет разработку и внедрение эффективных агрохимических приемов возведения сельскохозяйственных культур и технологических операций по обработке почв. Составляет почвенные, агрохимические, экологические карты, картограммы и картосхемы различных масштабов.

    Почвовед изучает элементный и вещественный состав, физические химические, биологические свойства почв с целью управления почвенными процессами рационального использования почвенных ресурсов; занимается проведением почвенно-экологического мониторинга и почвенно-экологической экспертизы.

    Метеоролог

    Метеорология – наука о земной атмосфере и происходящих в ней явлениях. Во многих странах метеорологию называют физикой атмосферы, что в большей степени соответствует ее сегодняшнему значению.

    Метеорологи наблюдают за природными явлениями, анализируют их и составляют прогнозы. За разные уровни обработки информации отвечают разные специалисты: метеоролог и метеоролог-синоптик.

    Метеорологи ведут непрерывное наблюдение за природными явлениями, анализируют процессы, причины их возникновения, анализируют большие массивы данных и составляют прогнозы на различные промежутки времени. При исследовании метеорологических процессов специалисты используют специальные приборы, которые собирают первичные данные и передают головному компьютеру, где вся информация сводится в таблицы и графики. Наблюдения за погодой проводятся на метеостанциях, которые могут находиться как в черте города, так и на очень большой удаленности от жилья.

    Дальнейшим анализом атмосферных явлений и составлением прогнозов занимаются синоптики. Синоптик – это метеоролог, специализирующийся на анализе атмосферных процессов и предсказаниях будущего состояния погоды. Если метеорологи занимаются наблюдением и первичным анализом, то основная задача синоптиков – составление прогнозов.

    Важнейшим элементом работы синоптика является синоптическая карта, на которой отражено состояние погоды на сравнительно большой территории, что позволяет обозревать погоду одновременно на большом пространстве.

    В профессии важны такие качества, как точность, честность, ответственность, аналитический ум, склонность к монотонной работе, к работе с цифрами, умение правильно интерпретировать информацию и составлять прогнозы.

    Работают метеорологи на гидрометеорологических станциях, в службах по мониторингу окружающей среды, в управлениях природопользования, в органах охраны природы.

    Маркшейдер

    Маркшейдер – специалист по геодезическим измерениям и разметке при разведке месторождений полезных ископаемых, строительстве горных предприятий и подземных сооружений.

    Маркшейдер – это специалист, который работает при разведке месторождений полезных ископаемых, на строящихся и действующих горных предприятиях, на строительстве подземных сооружений. Он занимается геодезическими измерениями и разметкой, и от их точности зависит качество работы проходчиков, строителей и т.д. Обычно маркшейдер состоит в штате маркшейдерской службы.

    При разведке месторождения этот специалист проводит маркшейдерскую съемку местности (пространственно-геометрические измерения), отмечает на карте расположение разведываемых участков. На земле размечает места разведочных скважин (в соответствии с проектом разведки). Вместе с геологами производит подсчет полезных ископаемых, составляет чертежи, в которых отражаются особенности земной поверхности, размеры и другие параметры залежей ископаемых и т.д.

    В горнодобывающей промышленности маркшейдер участвует в проектировании границ горных предприятий, систем разработки месторождения, размещения зданий и сооружений. Он переносит на местность элементы строительного проекта (проводит разметку), а когда идет строительство, контролирует геометрическую правильность сооружений.

    В строительстве подземных сооружений маркшейдеры играют такую же важную роль, как и в работе с месторождениями. Их участие начинается на подготовительном этапе и продолжается в процессе стройки. Сначала маркшейдер знакомится с проектными чертежами и размечает места, где будут прокладываться шахты и возводиться наземные постройки. В процессе строительства он контролирует правильность ведения подземных работ, периодически проводит измерения и корректирует отклонения от проекта.

    Маркшейдеру необходимо уметь пользоваться специальными приборами, компьютерными программами, уметь читать чертежи. Несмотря на современную измерительную технику, маркшейдеру необходим хороший глазомер, который развивается в процессе работы. Маркшейдер должен быть человеком не только знающим, внимательным и точным в своих действиях, но и физически выносливым.

    Археолог

    Археолог – это ученый, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам. Артефакт в археологии – это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие и другие свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками. Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога – создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют и т.д.

    Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны опираться на четкие доказательства. Археологи обычно специализируются на определенных регионах и исторических периодах. Например, ученый может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

    Кадастровый инженер

    Работа кадастрового инженера связана, прежде всего, с межеванием земель, то есть с определением координат границ земельной собственности, выполнением межевых планов и подготовкой всех необходимых документов для постановки собственности на государственный учет.

    С необходимостью определения границ сталкиваются все владельцы земельных участков при оформлении документов. Данные документы нужны для осуществления государственного контроля над землей и недвижимостью. Они также необходимы при купле-продаже, оформлении наследства и подтверждении права вести постройку дома на определенном месте, при решении конфликтных ситуаций. Услуги кадастрового инженера необходимы также при разделении или объединении участков собственности.

    Работа кадастрового инженера заключается в том, что сначала он убеждается в наличии всех необходимых документов у владельцев, а затем проводит тщательное техническое обследование участка собственности. После того, как все необходимые измерения были проведены и согласованы, кадастровый инженер устанавливает межевые знаки, чертит все необходимые планы и готовит полный пакет документов для подачи в органы государственного учета.

    Работает кадастровый инженер и с частными земельными и лесными участками, и с землями сельскохозяйственного назначения, и с градостроительными единицами.

    Кадастровый инженер хорошо знает земельное, гражданское, жилищное, градостроительное, а также водное и лесное законодательства. Владеет навыками работы со специальными приборами, которые используются для осуществления геодезических измерений (тахеометр, нивелир и пр.). Может оценить точность полученной с помощью них информации и изготовить картографический план объекта.

    Профессионально важными качествами такого специалиста являются: развитое пространственное воображение, хороший глазомер, наблюдательность, хорошая память, физическая выносливость.

    Менеджер по туризму

    Менеджер по туризму – это специалист в отрасли туризма, который занимается организацией туристических поездок клиентов. В настоящее время это одна из самых востребованных профессий в индустрии отдыха и развлечений.

    Менеджер по туризму воплощает наши мечты об отдыхе и путешествиях. Со стороны кажется, что это самая романтичная и интересная профессия. Но это разные вещи – отдыхать самому или грамотно организовать комфортный отдых, который зависит от множества людей и обстоятельств.

    Менеджер по туризму – обобщенное название профессии, которая является многофункциональной. Чаще всего в туристических компаниях (туроператорах) практикуется разделение труда по специализации: менеджер по работе с клиентами, менеджер по бронированию билетов, менеджер направления, менеджер по оформлению виз и страховок, менеджер по организации делового туризма и т.д. В крупных компаниях организация поездки туриста напоминает работу конвейера: на каждом этапе организации тура к делу подключаются разные специалисты. Обязанности менеджера по туризму включают разработку маршрутов; составление экскурсионных программ и развлечений; бронирование мест в отелях; выкуп билетов на регулярные авиарейсы; переговоры с принимающей стороной; оформление страховок и виз; формирование пакетов туров; заключение договоров с турагентствами и т.д.

    Учитель географии

    Учитель географии осуществляет обучение и воспитание школьников с учетом специфики преподаваемого предмета. На своих уроках он формирует у учащихся целостное представление об окружающем мире: морях и океанах, равнинах и горах, растительном и животном мире, полезных ископаемых и оболочках земного шара. Он знакомит школьников с политической картой мира, мировым хозяйством, учит понимать экономические законы, правильно истолковывать события, происходящие в природе, экономике и политике. Вырабатывает умение пользоваться картами, экономико-географическими справочниками и статистическими таблицами.

    Привлекательность труда учителя географии заключается в возможности привить своим ученикам стремление узнавать как можно больше о нашей планете и своей стране, ибо, по словам К. Паустовского, «чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями».

    Популярные статьи

    © 2024 sistemalaki.ru
    Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы