Сокращение штата в музыкальных школах. Сокращение педагогических работников. Сокращение педагогических работников: варианты проведения

Митинг профсоюзов «За справедливую бюджетную политику», проходивший 7 октября по всей стране, собрал в Волгограде на площади Ленина более 2000 человек. При нынешнем росте цен и тарифов, увеличении налогов и введении, по сути, нового налога на капремонт, недопустимо планируемое финансовым сектором правительства России повышение пенсионного возраста, уменьшение расходов на заработную плату бюджетникам, пенсии, социальные пособия и отказ от их индексации, считают митингующие. Особенно много было в этот раз на митинге учителей музыкальных школ Волгограда и Волжского, которым уже урезают зарплату, сокращают часы и надбавки. Сокращен до минимума и прием нового контингента учеников в музыкальные школы двух крупнейших городов региона.

«Требуем введени я прогрессивной шкалы налогообложения доходов »

За этот год страна по уровню бедности работающего населения откатилась на шесть лет назад: реальные доходы россиян уже сократились на 25%, по оценкам ВЦИОМ. А что будет до конца года при нынешней инфляции, вообще никто предсказать не может.

При этом разрыв между зарплатами топ-менеджеров компаний «народного достояния», от которого народ почему-то не получает никаких дивидендов, и зарплатами простых работяг и педагогов составляет сотни тысяч рублей. Но налоги все платят одинаковые. Правительство и Госдума уже много раз отказывались даже рассматривать вопрос о налоге на роскошь.

«Требуем введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов», — говорили на митинге профсоюзов, — «А то для одних суп жидок, а для других — жемчуг мелок».

А накануне промелькнула новость: «Правительство РФ засекретит данные о владельцах яхт и вилл».

Инициативы финансового блока правительства участники митинга назвали антинародными и бездумными. Вместо того, чтобы еще ниже опускать качество жизни трудового населения, лучше бы прекратили вкладывать деньги бюджета в доллары США, а начали, наконец, помогать реальному сектору экономики своей страны — заводам и аграриям. Тогда и денег бы в федеральном бюджете прибавилось.

Профсоюзы поддерживают курс президента России Владимира Путина и рассчитывают на то, что реформы в экономике будут осуществляться не за счет ущемления трудовых прав и снижения гарантий работников, — сказал с трибуны председатель Волгоградского областного Совета профсоюзов Владимир Стариков.

Участники митинга единогласно приняли резолюцию, в которой потребовали от власти: Не допустить сокращения социальных расходов в бюджетах всех уровней на 2016 год, принятия законов, направленных на пересмотр мер социальной поддержки населения в сторону ограничения социальных выплат;

Довести минимальный размер оплаты труда к 2017 году до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, повысить реальную заработную плату;

Обеспечить безусловное выполнение указов Президента РФ в части повышения зарплаты работников бюджетной сферы, не допустить махинаций с методикой подсчета средней заработной платы;

Ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов граждан;

Приостановить взимание налога на недвижимость граждан на основе ее кадастровой стоимости;

Ликвидировать теневую занятость;

Вести решительную борьбу с коррупцией.

Митингующие также потребовали прекратить перекладывать бремя экономических проблем на плечи трудового народа.

Учителя музыки могут остаться без зарплаты

И даже после того, как большинство участников митинга профсоюзов разошлись, учителя музыкальных школ остались. У них сегодня сложилась самая тревожная ситуация по зарплате. Как «СП-Юг» писала ранее, власти Волгограда начали «оптимизацию» с того, что сократили всех педагогов дополнительного образования — музработников, ИЗО, а также логопедов и психологов в детских садах города-героя. Сейчас они взялись оптимизировать музыкальные школы. До себя-то, любимых, все никак руки у чиновников не дойдут.

С нового года учителей музыкальных школ Волгограда ждет сокращение на 10%. А учителей музыкальных школ соседнего города Волжского — вообще сократят на 20%. Также на 25% сокращают набор учащихся в музыкальные школы. Всем музыкальным школам дана рекомендация переводить как можно большее число учеников на платные услуги. Но реальная стоимость музыкального образования довольно дорогая — около 4000 рублей в месяц получается. Не каждый родитель потянет такую сумму.

Между прочим, дети в России по закону имеют право на бесплатное дополнительное образование. Часть наших налогов идет на это. Но, судя по логике городских чиновников Волгограда, даже если придет на прослушивание в музыкальную школу новый юный Ростропович или Чайковский, учителя должны будут рекомендовать ему обучаться за 4000 рублей в месяц или «от ворот поворот».

Более того, недавно директора музыкальных школ города-героя получили план перевода семилетнего музыкального образования на четырехлетнее: т.е. будут выпускать недоучек.

Несколько финансовых распоряжений мэрии свели на нет действие ФЗ 1601 о повышении зарплат педагогам дополнительного образования. Никакого повышения зарплат, как это должно было быть согласно указу президента России и этому закону, учителя музыки Волгограда и Волжского так и не увидели. Вместо этого всем посокращали учебные часы, а некоторых педагогов в августе еще и отправляли в вынужденные отпуска без оплаты.

Очередным новшеством от городских властей стало требование платить учителям музыки зарплату из расчета не за академический час (урок длится 40 минут), а за астрономический час: т.е. урезать зарплату за каждый урок на том основании, что учителя якобы «недорабатывают».

Интересно, что федеральный закон об образовании, в котором академический час приравнен к астрономическому, никто не отменял. Но для чиновников мэрии Волгограда, эта «мелочь», видимо, не преграда.

А недавно учителям музыкальных школ Волгограда объявили на экстренном совещании, что у мэрии нет денег на зарплату учителям музыкальных школ на ноябрь и декабрь этого года.

На днях руководителям муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей пришло письмо за подписью председателя комитета по культуре администрации Волгограда Е.В. Фоминой . Согласно этому письму, «Руководителями муниципальных учреждений, начисление и выплаты заработной платы работникам муниципальных образовательных учреждений было осуществлено в нарушение вышеуказанных положений (о том, чтобы выдавать деньги педагогам в пределах средств, направляемых на оплату труда на календарный год), что привело к тому, что на 1. 09.2015 года учреждения имеют финансовые средства, достаточные лишь для выплаты должностных окладов и части стимулирующих выплат». На основании этого директорам музыкальных школ Волгограда предписано «прекратить выплату стимулирующих выплат работникам, за исключением обязательных надбавок за стаж и наличие ученой степени, почетного звания, а также сумм обеспечивающих доведение работникам учреждений установленной зарплаты до уровня минимального размера оплаты труда в РФ на оставшийся период календарного года».

Эта бездумная оптимизация грозит развалом лучшего в мире музыкального образования: так считают музыканты во многих странах, куда педагоги Волгограда и Волжского возят на концерты своих учеников. Многие выпускники музыкальных школ Волгограда и соседнего Волжского сейчас музицируют на престижных сценах Парижа, Иерусалима и других городов мира и страны. А в это время их учителей сокращают потому, что чиновники мэрии не смогли организовать работу так, чтобы наполнить городской бюджет.

Учителя нескольких музыкальных школ Волгограда наняли юристов, чтобы помогли составить обращение в прокуратуру с просьбой разобраться в законности действий мэрии Волгограда.

Департамент культуры Москвы приступил к реорганизации детских музыкальных школ и школ искусств. Главный вектор - укрупнение, объединение и, как следствие, сокращение административных расходов. В некоторых районах Москвы останется всего по одной школе искусств. Так, ДМШ имени Андреева, ДМШ имени Голованова, ДМШ имени Флиера и ДШИ «Надежда» к 31 августа 2015 года должны слиться в Московскую городскую объединенную детскую школу искусств «Щукино».

Процесс направлен на укрепление административно-финансовой деятельности школ и не повлияет на численность преподавательского состава или контингента учащихся, - заверили «Известия» в департаменте.

Как рассказал директор ДМШ имени Флиера Вячеслав Горлинский, реорганизация приведет к сокращению штата в каждой школе.

Все финансы будут сконцентрированы в одном центре, у генерального директора, который сможет ими распоряжаться и более эффективно использовать различные структуры, которые сам же и создаст. Они по принципу диспетчерской службы будут обслуживать все четыре школы. Один профессиональный коллектив будет обслуживать школы и по хозяйственной, и по инженерной части. Конечно, штат каждой школы будет сокращен, ведь сейчас у всех есть своя бухгалтерия, свой хозяйственник, есть своя маленькая техническая служба, - пояснил директор ДМШ.

По его словам, в 1970–1980-е годы подобная система уже существовала: все музыкальные школы находились в подчинении у главного управления культуры и централизованной бухгалтерии. Нынешнее объединение позволит подтянуть материально-хозяйственный уровень «отстающих» школ, в частности, повсеместно внедрить инновационные технологии, считает Горлинский.

По его словам, четыре школы уже приступили к творческому объединению: к 70-летию Победы там готовят театрализованную музыкально-литературную композиция «Память» на стихи Роберта Рождественского.

В постановке будут участвовать 240 детей из всех школ. Это большая и довольно интересная работа. Планируются три выступления: в Школе имени Прокофьева в центре, затем в культурном центре «Салют» и на площади перед ТРК «Калейдоскоп» 9 мая. Это будет уже реальное воплощение нашего объединения, - пояснил Горлинский.

Однако с реорганизацией согласны не все коллективы. Педагоги ДМШ имени Андреева выразили протест против увольнения директора школы, заслуженного работника культуры Татьяны Симоновой. 260 педагогов и родителей направили обращение мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой позволить директору продолжить работу в прежней должности.

Коллектив пишет, что внезапное увольнение директора было проведено в неуважительной форме и вызвало шок у учеников и сотрудников. В знак протеста оба завуча школы написали заявления об уходе. Педагоги запланировали митинг, который в итоге превратился в производственную встречу с департаментом культуры.

Коллега Татьяны Симоновой Вячеслав Горлинский на протесты отреагировал в философском ключе.

Если коллективу нравится директор, люди вправе высказаться по этому поводу. А увольнять или не увольнять директора - право департамента культуры. Мы ведь не знаем причины, по которой это было сделано, - считает директор ДМШ имени Флиера.

В департаменте культуры «Известиям» пояснили, что причиной смены директора послужил длительный больничный Татьяны Симоновой.

За последние годы Татьяна Симонова перенесла несколько операций и большую часть времени находилась на больничном листе (133 дня за 2014 год), что значительно усложняло процесс руководства школой. В настоящее время директором ДМШ имени Андреева назначена Татьяна Кислухина, которая 3 года проработала в школе заведующей отделением струнных народных инструментов, один год - в должности заместителя директора, а последние 5 лет возглавляла школу искусств «Надежда», которая под ее руководством стала одной из лучших московских школ искусств, - заявили в ведомстве.

Сама Кислухина рассказала «Известиям», что в декабре и январе уже была и.о. директора школы, пока Татьяна Симонова находилась на больничном.

У всех у нас есть такой пункт в трудовом договоре: учредитель вправе в любой момент освободить директора от должности. Все мы об этом знали, ведь ставили свою подпись под трудовым договором, - заявила Татьяна Кислухина. - В ближайшем будущем мы должны создать устав новой объединенной школы, составить штатное расписание, зарегистрировать новое юрлицо в налоговых органах. Школы же как работали в режиме учебного процесса, так и будут. Госзадание на 2015 год мы получили.

Имя нового генерального директора объединенной школы пока не объявлено. Как сообщили «Известиям» в ДМШ имени Голованова, не исключено, что им станет Татьяна Кислухина.

Директор Московской специальной музыкальной школы имени Гнесиных Михаил Хохлов считает объединение «крайне полезным». По его словам, оно позволит каждой из школ сократить затраты на специалистов, в которых школа не нуждается каждый день, и, следовательно, сэкономить часть городского бюджета. Также музыкальные школы смогут безвозмездно пользоваться привилегиями друг друга, например, бесплатно арендовать концертные залы. Самое главное - не растерять контингент учеников.

Минус реорганизации только в одном - в увольнении некоторых руководителей школ. В итоге человек - распорядитель бюджета теряет рычаги управления. Это может привести к противодействию как конкретно этой реформе, так и реформам в принципе. Но плюсов все-таки больше, - уверен Михаил Хохлов.

В отличие от коллеги, пианистка, доверенное лицо президента Екатерина Мечетина говорит, что реорганизация вряд ли пойдет школам на пользу.

Я не знаю ни одного человека, который был бы за такое объединение. Педагоги пробовали протестовать еще на этапе обсуждения инициативы, но теперь уже, видимо, поздно. Даже если формально численный состав администрации уменьшится, на практике бюрократии и беготни будет только больше. К тому же у каждой школы есть свое лицо, и риск, что оно пострадает, - очень велик, - отметила Мечетина.

В итоге реформы в СЗАО Москвы планируется создать три объединенных школы искусств: «Щукино», «Тушино» (ДМШ имени Оборина, ДМШ имени Докшицера и ДМШ имени Майкапара) и ДШИ имени Стравинского (с присоединением ДМШ в Куркино).

Всего в Москве сейчас насчитывается 122 ДМШ и ДШИ.

В музыкальных школах и других учреждениях культурного образования паника. В ходе оптимизации чиновники сокращают предметы и ставки преподавателей. Педагоги, соответственно, лишаются своих мест, а украинские дети - качественного эстетического образования.

Еще в июне 2013 года уполномоченный президента по правам ребенка Юрий Павленко заявлял, что оптимизация должна вывести все эти учреждения на «новый уровень развития». АиФ.ua попытался разобраться, к чему приведет это развитие.

Что ждет музыкальные школы

Обычные украинцы начали ощущать плоды оптимизации с началом нового учебного года, когда начали искать музыкальные школы для своих детей. Одним из них стал киевский блогер Роман Химич , который хотел записать своего сына в одно из таких учреждений на Оболони. В нескольких школах преподаватели посоветовали ему повременить с этим и обратиться к ним позже. По их словам, сейчас проходит сокращение и педагогов, и предметов. Из-за этого специалисты обращаются в разные инстанции, в том числе и в городское управление культуры.

В январе Минфин направил в Минкультуры письмо по оптимизации сети музыкальных и художественных школ и переводе их на самоокупаемость. Пообщавшись с педагогами, АиФ.ua выяснил, что в ближайшем будущем учреждения ждет:

  1. Сокращение общего количества часов преподавания по всем предметам.
  2. Полное исключение из программы занятий по теории, в частности, сольфеджио и музлитературе. На этих предметах обучают чтению нот и музыкальной грамоте.
  3. Увеличение количества учеников в группах с 10 до 18 человек.
  4. Повышение нагрузки на педагогов.
  5. Увеличение платы за обучение.
  6. Увольнение преподавателей.
  7. Покупка нужных для преподавания вещей за счет педагогов (журналы отчетности, мел).

Как уже оптимизировали учреждения

Из обозначенных прогнозов преподавателей пока воплотились не многие, но они уже ощутимы:

  1. В 2013 г. в киевских музыкальных школах плата за обучение уже возросла на 10-30 грн, хотя чиновники обещали ее не повышать. В Тернополе с родителей стали брать больше еще в 2011 г., в том числе и в художественных учреждениях. В этом же году на постепенное повышение оплаты стали жаловаться в Одессе. В 2012 г. цены возросли в харьковских музыкальных школах.
  2. Сокращение специалистов. К примеру, в этом году рассчитали педагогов пяти музыкальных школ Оболонского района Киева. До этого такая же участь постигла преподавателей учреждений на Печерске.
  3. Некоторые предметы отбирают у профессионалов и передают тем специалистам, которые не имеют соответствующего образования.
  4. Сокращение учебных часов. В частности, в Днепропетровском театрально-художественном колледже некоторым преподавателям нагрузку уменьшают больше, чем на 100 часов при традиционной нагрузке в 720 часов.
  5. Закрытие и объединение нескольких учреждений в одно. Яркий пример - апрельская ликвидация музыкальной школы № 1 в Калуше Ивано-Франковской обл. Ее совместили с другим учреждением.

Что обещают власти

В начале июня на пресс-конференции уполномоченный президента по правам ребенка Юрий Павленко обещал, что оплату за обучение в музыкальных школах не повысят. По его словам, для некоторых категорий детей она даже уменьшится. Плату намерены сделать экономически обоснованной, не ниже себестоимости и в то же время доступной для любой семьи.

В Верховной Раде переведение школ эстетического воспитания на самоокупаемость не поддержали. По словам нардепов, оптимизация противоречит социальным инициативам президента, которые предусматривают привлечение к внешкольному образованию до 70% детей.

Депутаты зарегистрировали проект постановления о введении моратория на закрытие школ эстетического воспитания. Один из его авторов - глава парламентского комитета по вопросам науки и образования Лилия Гриневич. По ее словам, правительство вынуждает органы местного самоуправления сокращать такие учебные заведения вместо того, чтобы сохранить и наполнить их новым содержанием.

Система образования разваливается?

«Любое сокращение учебной программы неизбежно ведет к потере в знаниях и снижению уровня общей культуры учащихся, - считает директор киевской музыкальной школы № 3 им. Косенко Николай Лукьянчук . -Сейчас в Украине система детского эстетического воспитания и образования разваливается. Нововведения правительства приведут к невосполнимым потерям».

По его словам, если в музыкальных школах сократят уроки по теории, то, к примеру, на изучение Моцарта вместо трех-четырех уроков будут выделять половину занятия или рассказывать о нем «вперемешку» с Бахом. А если ученик пропустил урок, то тему уже не будет знать.

При сокращении предметов учеников будут бегло знакомить с азами дисциплин, а основной упор по ним придется на училища, где будут готовить желающих заниматься музыкой профессионально. Об этом АиФ.ua сообщила преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы Елена Осипенко . К тому же, при увеличении нагрузки зарплату педагогам не увеличат.

А в Днепропетровском театрально-художественном колледже преподавателям создают «интересные» ситуации, при которых они увольнялись бы сами. Об этом АиФ.ua сообщил источник из учреждения. Сокращения в основном касаются тех, кто не приближен к администрации. По данным источника, в этом году некоторым выпускным курсам по второму кругу поставили предметы «БЖД» и «Охрана труда», хотя они прошли это все на третьем курсе и сдали экзамены. Таким образом педагогам, наоборот, пытаются добавить учебные часы.

По словам Осипенко, Украину ждет аналог западной системы образования, в которой, в частности, нет предмета «теория музыки». За рубежом все упрощено до минимума - преподаватели просто обучают игре на инструменте. Вместо сохранения давних наработок музыкально образование просто «кастрируют», отметила специалист.

«Западная модель значительно уступает отечественной, - рассказал Н. Лукьянчук. - Диплом украинских музыкантов - единственный в мире, который не требует подтверждения. К примеру, медикам и инженерам за рубежом нужно переучиваться».

Музыкальная теория сохранилась только в регионах бывшего СССР, добавила Осипенко. Она считает, что из-за оптимизации «теоретики» могут стать исчезающим видом и «уйти в подполье». Коллега педагога из Германии рассказал, что в немецких музыкальных школах азы таких предметов преподаватель может дать только по своей инициативе. И то, уделить всего несколько минут, ведь уроки длятся до 45 минут и проходят раз в неделю. Теорию и ритмику иногда преподают в немецких консерваториях.

Кстати

Оптимизация входит в программу экономических реформ на 2010-2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». В рамках процедуры с 2010 по 2013 гг. объединили 25 украинских вузов, из-за чего в стране на 18 высших заведений стало меньше.

В частности, в этом году Закарпатский государственный университет присоединили к Ужгородскому национальному университету. В Днепропетровске создали Государственный экономический университет. По словам министра образования Дмитрия Табачника , для этого Таможенную академию объединили с «маленьким финансовым вузом».

Подобные действия властей вызвали волну протестов педагогов во Львове, Днепропетровске, Одессе и в Сумах.

Этой весной набор новых учеников может сократиться в среднем на 10%. Школы испытывают финансовые трудности, подумывают о возвращения родительской платы и готовятся к оптимизации: сокращению штатных сотрудников, росту платных услуг и запуску электронной системы учёта посещаемости. Все эти темы прозвучали на встрече представителя Депарамента культуры Москвы с зеленоградцами.

Зал в ДМШ 71

Зеленоградские школы искусств - музыкальные, Детская школа искусств имени Дягилева (ДШИ), школа хореографии «Фуэте» и художественная школа - уже начали получать цифры госзаданий на будущий учебный год из Департамента культуры, которому они подчиняются. Утвержденный приём учеников в них урезан: значит, конкурс на поступление будет более жестким, придётся отсеять многих детей из подготовительных отделений.

«Финансирование не сокращается», - заявил Владимир Филиппов, замглавы Департамента культуры, заменявший на встрече в ДМШ №71 своего руководителя Сергея Капкова, который приехать не смог. Вопросы сайт о причинах сокращения набора и о сокращении штатов школ он проигнорировал, но пообещал объяснить всё директорам учреждений.

«Сокращаем не деньги, а услуги»

«Мне час тому назад пришло госзадание, в котором на сентябрь у нас 65 детей вместо 90, - заявил на встрече директор Школы хореографии „Фуэте“ Сергей Горовой. - Я уже звонил по этому вопросу в соответствующую организацию, где мне было сказано, что такое сокращение у всех, и что нам позже объяснят, как всё будет происходить. Если у меня госзадание на 65 детей, при том, что у меня их 90 - мне остальных в сентябре выгонять?»

Занятия в школе хореографии «Фуэте»

«Мы же вам не уменьшаем финансирование, - удивился Филиппов. - Другая сторона вопроса - это ответственность руководителя учреждения за эффективное использование средств, которые получены по госзаданию. Понятно, что у нас нет задачи оставить детей без музыкального образования и просто выгнать. Но есть школы, где не все 100% детей всегда ходят на занятия. С 1 марта мы начнем вводить электронные системы учета, чтобы это понимать».

Не все дети всегда ходят на занятия - с 1 марта начнем вводить электронные системы учета

Чиновник пояснил, что у многих директоров встаёт вопрос: как быть, если кого-то из учеников нужно отчислить в середине года - тогда госзадание не будет исполнено? «Мы уже сообщили директорам, чтобы они этого не боялись. Мы не загоняем их в прокрустово ложе, чтобы соблюдалось число детей строго по госзаданию. Всё, что мы делаем - это не ограничиваем вас в правах», - заявил Филиппов. Как это связано с сокращением набора, осталось неясно.

«Если у руководителей учреждений есть какое-то непонимание - соберем вас и расскажем, что и как. Ситуация не законсервирована, давайте общаться и смотреть, вы же знаете - особенно зеленоградцы - что мы гибки и учитываем мнения вас, как профессионалов, - отметил Филиппов, видимо, имея в виду историю с отменой объединения музыкальных школ . - Судя по вопросам, где-то есть ощущение, что всё сократили, детей отчислят, школы закроют».

Не только детей, но и штаты

В музыкальной школе имени Мусоргского (ранее №53) педагоги тоже знают, что набор на сентябрь планируется сократить на 10%. Эту же новость открыто обсуждают педагоги и родители в Детской школе искусств имени Дягилева. На самые популярные направления - хор или хореографию - конкурс там всегда был высоким.

Набор на сентябрь могут сократить на 10% (фото: musorgskiy.music.mos.ru)

«Теперь, раз из девяти подготовительных групп будут формировать один первый класс, из каждой группы возьмут только по два человека, - рассказывают родители. - А ведь наша школа всегда очень востребована, многие зеленоградцы, которые учились в ней сами, только сюда приводят своих детей. И это единственная школа, дающая музыкальное и хореографическое образование, на весь „новый город“».

Названная средняя зарплата в 42 тысячи не очень-то соответствует действительности

«Оптимизация» учеников ударит другим концом по педагогам - по сведениям родителей, в ДШИ уже начался процесс выведения за штат ряда сотрудников, которые вели дополнительные занятия, а у учителей может упасть нагрузка и, соответственно, зарплаты.

«Мы опасаемся, что руководству этого не преодолеть, хотя оно сейчас маневрирует и пытается минимизировать потери. Но они всё равно скажутся на учебном процессе. У нас отличные учителя, настоящие профессионалы, дающие качественное образование, многие из них приезжают из Москвы или даже из других городов. Что с ними будет?», - беспокоятся родители.

В ДМШ им. Мусоргского педагоги жалуются на низкие ставки и приводят конкретные цифры: за один индивидуальный урок (инструмент) или групповой (сольфеджио, хор) учитель получает 185 рублей. Тарифная сетка по стажу сохраняется, но оплата складывается в основном из наработанных часов - поэтому озвученная на встрече «средняя зарплата в 42 тысячи рублей» не очень-то соответствует действительности для простых учителей. Им предлагается зарабатывать за счет дополнительных уроков и убеждать родителей их брать - но на деле с этим сложно.

«Просим вернуть родительскую плату»

На встрече прозвучало неожиданное на первый взгляд предложение - снова ввести в музыкальных и других школах искусств традиционную родительскую плату для всех учеников. С сентября 2013 года в Москве она была отменена приказом Департамента культуры. При этом не произошло ни жесткого нормирования часов бесплатных занятий, ни введения высоких цен за дополнительные или индивидуальные уроки, против которых родители протестовали в конце 2012 года.

Родительскую плату могут вернуть

«Все занятия у нас продолжаются в полном объеме, но теперь бесплатно», - пояснила сайт Елена Давиденко, председатель родительского комитета ДМШ им. Мусоргского, это же подтвердили и другие родители. Однако, по бюджету школ отмена родительской платы нанесла серьёзный удар. Они остались без дополнительного источника дохода, который получали от своих традиционных учебных программ - очевидно, по замыслу сверху, это должно было простимулировать учреждения развивать платные программы, к чему настойчиво призывает Департамент культуры.

Деньги с родителей нельзя получить, их нужно заработать - таков посыл московских властей. Похоже, к этому оказались не очень-то готовы

Сам приказ об отмене родительской платы следующим пунктом гласил: «Развивать практику оказания гражданам и юридическим лицам за плату услуг […] сверх установленного госзадания, а также дополнительных платных услуг, не являющихся основными видами деятельности в соответствии с уставами учреждений». Государство заплатит за госзадание, а дальше крутитесь сами, деньги с родителей нельзя получить, их нужно заработать - таков посыл московских властей. Похоже, к этому оказались не очень-то готовы ни «продавцы» услуг, ни тем более «покупатели».

«У школы до отмены родительской платы были определенные средства, но сейчас многие вещи не покрываются одним лишь бюджетом на госзадание, - говорит Давиденко. - Да, наша школа готова предоставлять много платных услуг, я сама видела огромный перечень занятий, которые ведут классные специалисты, например, по актёрскому мастерству, по вокалу и т. д. Но у наших детей, которые уже учатся на бюджете, очень мало времени ходить еще куда-то. В основном школе удается привлечь малышей, для которых подготовительные занятия платные, но на них много не заработаешь. Мы знаем, что у школы есть финансовые сложности, и, в общем-то, согласны платить, тем более что раньше это была небольшая сумма около 200 рублей, ну, пусть теперь будет до 500 - это нормально».

В Департаменте культуры к вопросу возвращения родительской платы собираются вернуться. «Давайте посмотрим, может быть, стоит пересмотреть старое решение, чтобы у руководителей были какие-то дополнительные возможности финансирования», резюмировал замглавы департамента на встрече в Зеленограде.

Построить дом для ДШИ

В ДШИ им. Дягилева родители готовы платно учить детей-дошкольников - и хор, и хореография очень популярны в городе, а на фольклорном отделении Михаила Танского в ансамбле «Околица» и вовсе занимается много многодетных семей целыми поколениями. Но им уже озвучили предварительные суммы до 6-11 тысяч рублей в месяц на недалекое будущее. Сейчас плата в разы меньше плюс действует 50% скидка для многодетных.

Известному хору «Кантилена» в Зеленограде теперь выступать негде (фото: cult.mos.ru)

Школа могла бы заработать больше, просто увеличив число учеников, но для расширения у ДШИ попросту нет возможности - всё упирается в слишком маленькое здание, явно неподходящее для учреждения такого уровня. «У нас полуподвальные помещения для занятий, маленький концертный зал на 50-60 человек и никаких перспектив - школа постоянно ходит с протянутой рукой, хотя имеет и статус, и признание, и прекрасных педагогов», - сетуют родители. То же рассказывал три года назад в интервью сайт Евгений Ротчев, директор ДШИ.

«Слушайте, сколько можно об этом говорить?», - отозвался префект. - «Пока не построите!»

Вопрос о новом здании поднимается практически на каждой встрече с населением по теме культуры. В этот раз Ирэна Сарнацкая, руководитель хора «Кантилена» ДШИ им. Дягилева, который известен по всей России и за рубежом, пожаловалась, что в Зеленограде хору выступать негде. Зал ДШИ слишком мал для этого, а во Дворце культуры теперь нужно платить за аренду, поскольку в рамках своего госзадания Культурный центр (ДК) проводит там бесплатные отчетные концерты только своих коллективов.

Необходимо построить для школы искусств новое здание - об этом в который раз напомнила префекту Зеленограда муниципальный депутат Людмила Дружинина. «Слушайте, сколько можно об этом говорить?», - отозвался Анатолий Смирнов. - «Пока не построите!», - ответила Дружинина и сообщила, что документы на строительство нового здания для школы, по данным Департамента культуры, уже переданы в Департамент финансов и градостроительной политики Москвы для включения в инвестиционную программу и выделение финансирования. Дальнейшего развития тема не получила.

Здравствуйте, когда сокращать это прерогатива работодателя.

Увольнение по сокращению численности или штата работников школы осуществляется, как правило, по окончании учебного года. Решение о сокращении принимает орган, которому соответствующее право предоставлено по уставу или правилам внутреннего трудового распорядка данной школы. Если речь идет о массовом увольнении, администрация школы по установленной форме своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме представляет органам службы занятости и профсоюзному органу или иному представительному органу работников информацию о возможном таком увольнении трудящихся, числе и категориях работников, которых оно может коснуться, и сроке, в течение которого массовое увольнение намечено осуществить.

Когда решение о сокращении принято в принципе, администрация должна определить, кто конкретно из работников школы подлежит увольнению. При этом, если из двух (или более) работников, занимающих одноименную должность, сокращению подлежит только один (несколько), учитывается преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное статьей 179 ТК РФ и коллективным договором (ч. 3 ст. 179 ТК РФ).

При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (ч. 1 ст. 179 ТК РФ). Поскольку у педагогических работников трудно, если вообще возможно, измерить производительность труда, при сокращении этой категории речь идет о квалификации. Квалификация в данном случае понимается широко. Учитывается на основе документов образование, педагогический стаж, тарифный разряд, наличие или отсутствие квалификационной категории, прохождение курсов повышения квалификации, наличие или отсутствие почетных званий, иных государственных наград и т.п. По этим позициям сравниваются все педагоги (учителя, воспитатели), занимающие одноименные должности (скажем, все учителя математики данной школы), одна или несколько из которых подлежат сокращению (например, в связи с сокращением учебной нагрузки). Таким образом, администрация (на практике часто не единолично, а с привлечением профсоюзов, методобъединений, широкой общественности) устанавливает, кто из педагогов персонально имеет сравнительно более низкую квалификацию и подлежит увольнению по п.2 ст. 81 ТК РФ.

Лишь при равной (на практике - примерно равной) квалификации у двух и более педагогов предпочтение в оставлении на работе отдается лицам, перечисленным в ч. 2 ст. 179 ТК РФ, а именно: семейным - при наличии двух или более иждивенцев; нетрудоспособных членов семьи, находищихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Коллективным договором, действующим в школе, этот перечень может быть расширен (но не сужен).

О предстоящем высвобождении работник предупреждается персонально и под расписку не менее чем за два месяца (ч. 2 ст. 180 ТК РФ) Так же как в случае увольнения при ликвидации школы, администрация, не позднее чем за два месяца обязана довести до сведения местного органа службы занятости данные о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда по утвержденной форме.

Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с сокращением численности или штата администрация предлагает работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника (ч. 1 ст. 180 ТК РФ). Предложение работы целесообразно делать в письменной форме и/или в присутствии свидетелей. Предложение следует повторить, например, когда профком будет рассматривать представление администрации об увольнении. Следует предложить работу, если это возможно, и в третий раз - в день увольнения. При наличии вакансии педагогическим работникам прежде всего предлагается работа, которая засчитывается в педагогический стаж. Если таких вакансий нет, может быть предложена неквалифицированная работа. Работника следует ознакомить с исчерпывающим перечнем вакансий в школе. Лишь при отсутствии вакантных должностей в школе перевод вообще не предлагается.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы