Конспект занятия в старшей группе, по экологическому воспитанию на тему «Птицы нашего края. Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "прилетайте, птицы, в родные края" Материал к занятию

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Программные задачи:

Познание

— формирование целостной картины мира

— расширять представление детей о лесе и о его обитателях (группах животных и птиц), о различных средах обитания животных и птиц, о приспособленности их к сезонам;

— побуждать устанавливать простейшие причинно-следственные изменения в природе;

— развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;

— воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Чтение художественной литературы

Социализация

– по средствам художественного слова закрепить правила поведения в лесу;

Коммуникация

— развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;

— развивать умение слушать друг друга.

– побуждать детей вступать в диалогическую речь, правильно использовать предлоги (на; около; под).

Физическая культура.

– развивать двигательные умения детей.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Предварительная работа:

Беседы о диких и домашних животных, о перелетных и зимующих птицах, о насекомых. Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких и домашних животных, перелетных и зимующих птиц, насекомых. Заучивание стихотворений, песен.

Материал: панорама весеннего леса, полумаски перелетных и зимующих птиц; муляжи домашних и диких животных, иллюстрации правил поведения в лесу, запись голосов птиц, мультимедийное оборудование.

Ход занятия

Ведущая: — Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной. Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, красно солнышко – руки вверх

Здравствуй, ветерок – покачивание рук

Солнечные зайчики, – взмахи рук перед собой

Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук

Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек

Здравствуй, шумная листва – трут ладошки

Здравствуйте, мышата – хлопок за спиной

Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте

Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок

Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны

Песня «О дружбе»

Ведущая: — Ребята, вы слышите, кто-то поет вместе с нами за окном? (аудиозапись «Песня сороки»). Посмотрите, кто к нам прилетел? (ответы детей). Правильно, это сорока.

Сорока: Я, сорока-белобока!

О весне я стрекотала,

Ох устала, ох устала!

Я вам новость принесла,

Что весна-красна пришла!

Ведущая: Сорока к нам не просто так прилетела, она нам принесла письмо. Это письмо от Лесовичка. «Ребята, скоро праздник леса. А Баба — яга заколдовала жителей леса и чтобы они опять появились в лесу, она задала мне сложные задания. Но я не смог с ними справиться. Помогите мне».

Ведущая: — Я предлагаю вам отправиться в весенний лес и помочь Лесовичку! Так что же такое лес?

Лес – зеленый наряд нашей земли.

Лес – дом для птиц и животных.

Лес – наше богатство.

Лес – красота нашей природы.

Лес – врач, очищает воздух, дает кислород.

Слайд-шоу «Весенний лес и его обитатели»

— Ребята, а как вы думаете, на чём можно путешествовать? (ответы детей). Я предлагаю отправиться в путешествие пешком.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

— Вот мы и добрались до полянки. Посмотрите, как здесь красиво: птички поют, веселое солнышко, деревья кругом. Ребята, кто-то нам оставил записку. Слушайте внимательно.

Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.

Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.

Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,

Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.

— Ребята, правильно это. Объясните, пожалуйста, как надо правильно вести себя в лесу. Правила

1. Наблюдать за птичьими гнездами – можно, а вот трогать п подходить к ним – нельзя.

2. Наблюдать за муравейником – можно, вот разрушать его – нельзя.

3. В лесу старайся ходить по тропинке, не шуметь.

4. Не лови насекомых, не ломай ветки кустарников и деревьев, не рви цветов. Пусть красивое остается в природе.

5. Не разжигай костры. От огня погибают многие растения и насекомые.

6. Не лови и не уноси домой птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Ведущая: Ребята, что-то Лесовичка не видно. Давайте позовем Лесовичка:

Крикнем все ему ау, в ответ услышим у-у-у

Скажем все, иди сюда, он ответит а-а-а

Крикнем, дедушка ты где?

Отвечает он бе-бе-бе.

Хватит дедушка шалить,

Только бы тебе шутить.

Иди сюда, мы ждем тебя!

Выходит Лесовичок.

Лесовичок:

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок,

Старичок-Лесовичок!

Дети: Здравствуй, Лесовичок, мы друзья леса, пришли помочь птичкам, зверушкам.- Мы можем сделать много добрых дел.

Первое задание «Зверушки и домишки».

Животные перепутались. Надо их поселить в то место, где они проживают.(Дети выполняют задание). Проверьте, правильно ли мы выполнили задание.

Лесовичок: Молодцы, справились с заданием. — Пойдём дальше?

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Вот ещё одна полянка.

Второе задание «Перелетные и зимующие птицы».

Вы сейчас превратитесь в птичек и полетите перелетные к солнышку, а зимующие к снежинке.

Лесовичок: Молодцы, ребята справились с заданием!

Что за славный денек – собирайтесь в хоровод

Станем кругом ходить, да весну веселить,

Хоровод заведем, дружно все запоем!

Песня «Весна»

Ведущая: А наши ребята знают стихи о весне. Послушай их

1-й ребенок: Зажурчал ручей в овражке

Прилетели с юга пташки

Греет солнышко с утра

В гости к нам пришла весна.

2 ребенок: Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

3 ребенок: Пришла весна

Звенит капель

Повсюду слышна птичья трель

И выше стали небеса

Видна растений всех краса.

4 ребенок:

Солнце ласково смеется

Светит ярче горячей

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Ой! Тропа обрывается на краю реки. Как же нам перебраться на другой берег? (ответы детей)

Можно на лодке, на плоту, по веревке. Если переплавляться на лодке, то из чего ее лучше сделать? У нас есть дерево, камни.

Опыт. Давайте по очереди будем опускать предмет в воду и определять, какой предмет пригодится нам:

Дерево – легкое, прочное, не тонет, потому что, оно легче, чем вода

Камень – тяжелый, прочный, тонет, потому, что он тяжелее воды

Вывод: лодку лучше сделать из дерева, так как, оно прочное, легкое, не тонет, потому что легче воды. Сделали лодку и поплыли:

Физкультминутка.

Динь-дон, динь-дон!

Мы на лодочке плывем.

Ветер по реке гуляет,

Ветер лодочку качает.

Вправо лодочку качает,

Влево лодочку качает.

Динь-дон, динь-дон!

Дружно к берегу гребем.

Вправо к берегу гребем,

Влево к берегу гребем.

К берегу пристала лодка,

Мы на берег прыгнем ловко.

Ведущая: вот мы и перебрались на другой берег. Какая интересная загадочная полянка. (Модули). Присядем, отдохнем.

Лесовичок: Ребята, я вам загадки загадаю. Слушайте внимательно.

1.Шевелились у цветка все четыре лепестка

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

2.На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)

4.Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи)

Лесовичок: заколдовала Баба – Яга всех насекомых в лесу

Не летают здесь жучки,

Не проснулись червячки.

Бабочек не видно,

Очень мне обидно.

Ведущая: не огорчайся, Лесовичок, сейчас ребятки станцуют весенний танец насекомых и расколдют всех насекомых в лесу.

«Весенний танец насекомых» (под музыку русской народной песни «Земелюшка-чернозем»)

Лесовичок: Молодцы, ребята все задания выполнили! Поздравляю вас с лесным праздником. Лес-большой друг не только человеку, но и зверям и птицам. Для них он родной дом и кормилец. Мы должны беречь и любить большой, могучий, лес.

Ребенок: Будем лес любить, оберегать,

Будем взрослым в этом деле помогать:

Беречь леса, поля и реки

Чтобы сохранилось все навеки!

Ведущая: Лесовичок а мы не с пустыми руками пришли. Мы дарим лесу солнышко, которое сделано из наших ладошек. Пусть от нашего солнышка будет тепло, светло и весело растениям, птицам, животным, насекомым.

Лесовичок:-Вы ребята, чудо право!

Постарались вы на славу!

Молодцы, не скучно с вами,

Будете профессорами!

Раздает сладкие угощения.

Киямова Гульнара Мидхатова – воспитатель 1 квалификационной категории Альметьевского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения- детского сада комбинированного вида № 51 «Радуга» г.Альметьевск, РТ

Кудрявина Татьяна Петровна- воспитатель Альметьевского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения- детского сада комбинированного вида № 51 «Радуга» г.Альметьевск, РТ

Раганова Наталья Викторовна- музыкальный руководитель, Альметьевского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения- детского сада комбинированного вида № 51 «Радуга» г.Альметьевск, РТ.

Программное содержание:

  1. Закрепить и систематизировать представления детей о птицах (понятие перелетные птицы, узнавание, название, отличительные признаки).
  2. Учить находить признаки и сходство и различия водоплавающих и не водоплавающих перелетных птиц, выражать их в речи.
  3. Обогащать словарь путем выделения слов: зимующие, перелетные, водоплавающие, перепонка, длинноногая, длинноклювая, длинношеяя, короткохвостая, ширококрылая.
  4. Упражнять в словообразовании сложных прилагательных способом двух основ по образцу.
  5. Продолжать учить самостоятельно составлять описательный, сравнительный описательный рассказ про птиц по индивидуальным моделям.
  6. Развивать восприятие, память, мышление, внимание.
  7. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением птиц, их силуэты (без клюва, лап, хвоста), модель схема «Птиц».

Раздаточный материал: картинки с изображением птиц, модели схемы «Птиц» на каждого ребенка.

Ход НОД

(Дети сидят на стульчиках полукругом).

Ребята, давайте закроем глаза и послушаем.

  1. Скажите, что вы слышите? (Голоса птиц, пение птиц).
    Как они поют? (Звонко, весело, красиво, радостно).

Сегодня мы будем говорить о птицах.

  1. За какими птицами мы наблюдали зимой? (Воробьями, синицами, сороками, воронами, голубями).
  2. Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие).
  3. А почему мы их называем зимующими? (Потому что они остались у нас зимовать, не улетели в теплые края).
  4. За какими птицами мы не можем наблюдать зимой? (За скворцами, грачами, цаплями, журавлями).
  5. Почему за этими птицами мы не наблюдали зимой? (Потому что они улетели в теплые края).
  6. А почему они улетели? (Им было бы голодно и холодно, потому что наступили холода, насекомые спрятались, не стало ягод, выпало много снега).
  7. Как мы назовем этих птиц, одним словом? (Перелётные).

Ребята у меня два обруча.

  1. На какие две группы мы можем разделить тех птиц, о которых мы с вами говорили? (На зимующих и перелётных).
  2. К перелётным птицам какой обруч выберем? (Жёлтый).
  3. Почему жёлтый обруч? (Жёлтый - это тёплый цвет, а перелётные птицы любят тепло).

Для зимующих птиц мы выберем голубой обруч, потому что это холодный цвет, который напоминает нам зиму.

А теперь подойдите к столу, выберете себе птицу, подумайте и положите её в нужный обруч. (Дети выполняют задание) .

Давайте проверим, правильно ли выбрали птиц. (В жёлтый обруч положили картинки перелётных птиц: скворца, грача, журавля. А в голубой обруч положили картинки зимующих птиц: воробья, синицы, сороки, ворона, голубя) .

А ещё я хочу познакомить вас с птицами, которые живут на озёрах, реках, прудах, болотах и питаются рыбками, лягушками, мелкими рачками, водорослями. (Воспитатель выставляет картинки с птицами: лебедя, чайки, утки, гуся) .

  1. Ребята, подумайте и скажите, чем же эти птицы отличаются от остальных? (У них в лапках вместо когтей перепонки).
  2. Что у них в лапках вместо когтей? (Перепонки, 2-3 ответа детей).

И с помощью этих перепонок они очень хорошо плавают. И поэтому их называют водоплавающими птицами. Какими птицами называют? (Водоплавающими, 2-3 ответа детей) .

И ещё у этих птиц перья смазаны жиром, и они не мокнут в воде.

Ребята, а в какой обруч мы их разместим? В голубой обруч или жёлтый, где перелётные птицы? (В жёлтый обруч, потому что они перелётные) . Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили о зимующих, перелетных и познакомились с водоплавающими птицами.

Физкультминутка «Аист»

Мы скачем, скачем по дорожке, (Прыжки со сменой ног вперёд)
Сменяя часто ножки, ножки. (Назад, туловище держать прямо.)
Поскакали, поскакали,
А потом, как аист, встали.
Встать на одну ногу, другую согнуть
вперёд, руки вперёд (в стороны),
туловище прямое. При повторении
Встать на другую ногу.

Воспитатель выставляет картинки с птицами, у которых не хватает некоторых частей тела. Посмотрите внимательно на эти птицы.

  1. Что вы заметили? (Дети отвечают: У этой птицы нет клюва, а у этой лап и т.д.)
  2. Зачем ей нужен клюв? (Клюв нужен птице для того, чтобы пить водичку, клевать пищу).
  3. Зачем птицам нужны крылья? (Крылья нужны птицам летать).

Игра «Какая цапля?»

Воспитатель выставляет картинку с изображением цапли.

Кто это? (Цапля) . Хотите узнать какая цапля? (Да) . Сейчас поиграем в игру, «Какая цапля?»

У цапли длинный клюв - цапля длинноклювая.
У цапли длинная шея - цапля длинношеяя.
У цапли широкие крылья - цапля ширококрылая.
У цапли короткий хвост - цапля короткохвостая.
У цапли длинные лапы - цапля длинноногая.

Воспитатель приглашает детей за стол.

Вдруг в лесу раздался стук.

Пальчиковая гимнастика

Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.

Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки и по очереди среднего, безымяного и мизинчика. Затем то же самое повторяют левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

- Ребята, скажите птицы все одинаковые или разные? (Ответы детей) .

Воспитатель выставляет картинки с изображением воробья, цапли и вызывает детей. Один ребёнок рассказывает про воробья, другой про цаплю, а третий ребёнок рассказывает один про этих двух птиц и сравнивает их.

Это воробей, а это цапля. У воробья голова маленькая, а у цапли большая. У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное. У воробья клюв короткий, а цапли длинный. У воробья крылья узкие, а у цапли широкие. Воробьи живут в лесу и в городе, а цапли живут в болоте. Воробьи питаются семенами и семечками, а цапли лягушками и рыбками. Воробьи, зимующие птицы, а цапли перелётные. Воробьи прыгают, а цапля ходит.

Игра «Найди домик»

Воспитатель надевает детям нагрудные знаки с изображением птиц и объясняет правила игры. Дети выполняют разные движения и на сигнал воспитателя каждый занимает свой домик. (Синица, воробей, сорока встают вокруг синего обруча - это домик зимующих птиц, а утка, гусь, журавль в жёлтый домик - это домик для перелётных птиц) .

В природе птицы живут дружно, давайте и мы возьмёмся за руки улыбнемся друг другу.

  1. Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (О птицах). О каких птицах говорили? (О зимующих и о перелётных).
  2. Что нового узнали о птицах? (Птицы бывают водоплавающие и что у них в лапках вместо ногтей перепонки, с помощью которых они хорошо плавают).
  3. Два-три ответа детей, чем сегодня занимались и что понравилось.
  4. Вы любите птиц? (Да). Вы их бережёте, охраняете? (Да).

Спасибо ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня играли.

Светлана Городнянская
Конспект занятия по экологии на тему «Птицы»

Кантемировский детский дом

Занятие по экологии .

Тема : «Птицы » .

Воспитатель : Городнянская С. И.

Программное содержание. Продолжать закреплять и систематизировать знания о птицах .

Активизировать словарь : перелётные, зимующие, певчие.

Развивать интерес к жизни птиц . Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам .

Предварительная работа :

1. Наблюдение за птицами во время прогулок .

2. Загадывание загадок.

Материал : Иллюстрации и фотографии с изображением птиц , птичьи стаи; записи «Голоса птиц » , графическая модель с обобщёнными признаками птиц .

Ход занятия:

1. Дети сидят за столами.

2. Загадывание загадок :

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это. (Снегири)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей)

На сосне, в лесу густом

Сидит плотник с долотом :

В пестренькой рубашке,

В красненькой фуражке. (Дятел)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Кому посвящена наша встреча, догадались? Да, каких только птиц нет на свете ! (Рассматривают иллюстрации и фотографии) . В какое время года птиц больше . Как называют птиц , которые на зиму улетают в тёплые края? А тех, которые остаются с нами? А каких зимующих птиц вы знаете ? А почему всё-таки многие птицы улетают ? Может быть они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают : или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми … (им зимой нечем прокормиться) . А каких насекомоядных птиц вы знаете ? Как их отличить? Не знаете? По клюву : он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, снегирь, воробей, дятел.

А что произойдёт, если у нас не будет птиц ?

Как мы можем помочь птицам ?

Как мы можем помочь птицам весной (построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)

Физкультминутка.

Летели птички

Собой невелички.

Как они летели

Все люди глядели.

Как они садились

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели

Песенки запели.

Хотите знать, какие птицы возвращаются к нам первыми, а какие последними?

Воспитатель читает рассказ В. Бианки «Прилёт, пролёт, отлёт» . Кто скажет, какие птицы прилетают первыми , и какие – последними. А кто улетает весной на север?

Дидактическая игра «Прилетели птицы » .

Я сейчас буду называть только птиц , но если я вдруг ошибусь, то меня надо остановить. Итак. Начинаем :

Прилетели птицы :

голуби, синицы

мухи и стрижи

аисты, вороны

галки, макароны.

Воробьи, кукушки

Комары и совы-сплюшки.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы

Галки и стрижи

Чибисы, чижи

Аисты, кукушки

Даже совы-сплюшки

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы!

Дидактическая игра «Какая птица лишняя » -работа с иллюстрациями. Из перелётных птиц выбрать и назвать зимующую.

Дидактическая игра «А вы знаете»

1. У кого самый красивый хвост?

2. У кого самая длинная шея?

3. У кого самые длинные ноги?

4. У кого самые большие глаза?

5. У кого самый длинный клюв?

6. Кто лучше всех поёт?

7. Кто выше всех летает?

Птица -это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен , стихов, легенд, сказок. Предлагаю нарисовать фрагменты сказок о птицах .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по экологии «Перелетные птицы» (старший возраст) Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: продолжать развивать и закреплять знания о перелетных.

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с перелетными птицами. Задачи: Образовательная – знакомить с внешним видом перелетных птиц и их образом жизни; Развивающая.

Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.

Тема: «Домашние птицы» Цели: 1. Развитие координации движений со сменой темпа в зависимости от темпа музыки. 2. Улучшение функции дыхания,.

Задачи: Формировать обобщенные представления о птицах Продолжать прививать интерес ко всему живому Развивать умение сравнивать, устанавливать.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе "Птицы"

Воспитатель: Вакулина Наталья Ивановна

Цель:

Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о перелетных и зимующих птицах нашего края.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое и развитие речи, взаимодействие друг с другом.

Задачи:

Образовательная:

  1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны.
  2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний и зимний период.
  3. Расширять представление о повадках птиц.
  4. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд) .

Воспитательная:

  1. Воспитывать чувство любви к родной природе.
  2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
  3. Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающая:

  1. Развивать интерес к жизни птиц;
  2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;
  3. Развивать речь детей, обогащать их словарь;
  4. Учить понимать образный смысл загадок.

Развитие словаря:

  1. Продолжать развивать связную речь детей;
  2. Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;

Предварительная работа:

  1. Беседы на темы «Жизнь птиц зимой» , «Что мы знаем о птицах?» , «Что было бы, если бы не было птиц?» .
  2. Чтение «Птичья столовая» С. Михалкова, «Появились синички» В. Скребицкого, «Скворец на чужбине» А. Ладонщикова, «Ласточка» Т.Нужина, Т.А Шорыгина «Зелёные сказки» , В.В. Бианки «Синичкин календарь» .
  3. Чтение русских народных песенок, закличек, загадывание загадок про птиц. 4. Дидактические игры и занятия И.А Лыковой.
  4. Рассматривание картин с изображением перелётных и зимующих птиц.
  5. Наблюдение за птицами во время прогулок.
  6. Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой» , «Звуки окружающего мира» , «Природа, птицы и животные» .
  7. Загадывание загадок.
  8. Подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Птички в гнездышках".

Материал к занятию:

  1. Демонстрационный материал «Птицы»
  2. Атрибуты к занятию (искусственные ёлочки, кустики, цветы, лесные обитатели., гнёзда и т.д)
  3. Звуковые фонограммы «Звуки природы»
  4. «Жаворонки» , испечённые из сдобного теста.
  5. Мультимедийное оборудование.
  6. Костюмы персонажей.

Ход образовательной деятельности:

Звучит мелодия

Входит воспитатель в образе лесной феи.

Фея. Я фея леса,
К Вам я шла
Чтоб пригласить Вас в гости.
Здравствуйте мои друзья

Рада видеть всех Вас я
Дети. Здравствуйте.
Фея. Ой! Посмотрите,
К нам летит маленькая птичка

А, Вы не знаете друзья,
Что же это за птичка-невеличка?
Дети. Синичка.

Фея. Правильно, а посмотрите, у неё в клювике конверт. Давайте его скорее откроем и посмотрим, что же там написано.

Ребята! Это письмо от солнышка. Послушайте, что оно нам пишет.

(Фея читает письмо)

«Беда! Беда!
Скорее приходите!
Птицы перестали петь свои песни, и улетают из леса…»

Фея. Ох, пока я к Вам шла у меня в лесу что-то случилось. И солнышко, видя всё сверху, отправило синичку к нам за помощью.

Ну, что ребята проверим, что же там произошло?

Дети. Да, проверим.

Фея. Ну, что ж скорее в путь!

Фея. Давайте вместе скажем волшебные слова:

Звучит мелодия

Физкультминутка:

Мы крепко за руки возьмёмся,
И немного улыбнёмся.
По тропинке мы пойдём
И все лужи обойдём.

С кочки на кочку скок, да скок
И на пути у нас уже лесок.

Слайды леса

Фея. Давайте поздороваемся

Здравствуй лес,
Дремучий лес.
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь: мы свои! (дети повторяют последние слова)
Лесовичок. Это кто здесь расшумелся?

Кто нарушил тишину леса?

Фея. Не шуми! И не пугай моих гостей. Ты лучше расскажи кто ты?

Лесовичок. Я - седой старик
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу
За порядком здесь слежу.

Что Вы здесь делаете? Зачем пожаловали? Расшумелись! Не пущу Вас в лес! Птицы шумели – шумели, так я их взял и выгнал.

Фея. Ах! Так вот почему у нас в лесу случилась беда? Это ты виноват?

Лесовичок. А, что они раскричались, распищались. Как было хорошо зимой, холодно, морозно, птиц было мало. Они почти не пели.

Фея. Да, действительно птиц зимой было мало, и поют они намного тише.

А, ты хоть знаешь, какие птицы были у тебя в лесу зимой.

Лесовичок. Я знаю. А, вот дети знают?

Фея. А, ты проверь!

Лесовичок. Тогда, я загадаю им загадки, а они пусть попробуют их отгадать.

Фея. Ну, что ребята, отгадаем?

Лесовичок. Ну, тогда присядьте на пенёчки и слушайте.

Слайды с загадками о птицах

Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?

(Воробей)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её...

(Сорока)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.

(дятел)

Прилетела на базар,
Громко всем сказала: "Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я – (ворона) "

Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня - (синичка) .

Лесовичок. Ух, какие! Всё знают.

Фея. Ребята, а, как одним словом можно назвать этих зимних птиц?

Дети. Зимующие.

Лесовичок. Правильно, правильно – зимующие. Вот они-то не такие шумные.

А, эти! Прилетели, галдят, шумят, суетятся.

Фея. А, откуда же эти птицы прилетели?

Лесовичок. Откуда же я знаю. Как только солнышко пригрело, и весна наступила, так они и прилетели.

Фея. Ребятки, а кто знает, как называются птицы, которые прилетают к нам весной? И из каких мест они летят?....

Дети. Перелётные. Летят с юга.

Фея. А, почему они были на юге?

Дети. Они улетали в тёплые края, потому, что наступала зима, стало холодно, исчезали мошки, и нечем стало питаться…

Фея. А, куда же теперь улетели птицы, где их искать?

Лесовичок. А, чего их искать-то? Не нужны они тут. Ещё и вы тут мешаете. Не даёте мне насладиться тишиной и свежим воздухом.

Фея. Да! Воздух тут действительно свежий. Ребятки вдохните глубоко.

Дыхательная гимнастика.

Воздух мы лесной вдохнём,
Дышим носом, а не ртом.
Плечи мы не поднимаем
Животом мы помогаем.

Фея. Ну, а в остальном ты не прав. Птицы нам ох, как нужны. И вести мы себя умеем. Ведь, правда, ребята? Давайте расскажем как нужно вести себя в лесу.

Дети. Нельзя: шуметь, кричать, слушать громкую музыку ломать ветки на деревьях, разорять гнёзда птиц.

Лесовичок. Ох и правда, Вы очень хорошие. Ну, ладно в лес я Вас пущу. Проходите и наслаждайтесь тишиной леса. А, вот птицы мне не нужны.

Фея. Ну как же так, птицы столько пользы приносят? Ребята, как Вы думаете, какую пользу приносят птицы?

Дети. Они спасают лес от гусениц, от вредных мошек, если бы не было птиц, то деревья погибли и т.д.

Лесовичок. Ох! Что же я наделал? Как же теперь быть? Как вернуть птиц обратно?

Фея. А, мы тебе поможем. Ребятки становитесь скорее в кружок и при помощи хоровода-за клички позовём птиц обратно.

Звучит мелодия

Хоровод с элементами ритм декламации.

Летели две птички - ростом невелички (чик, чирик, чик, чик чик…)
Как они летели - все люди глядели
Как они садились - все люди дивились
Сели посидели - взвились, полетели

Взвились, полетели – песенки запели.
Вы летите птички- птички невелички.
Слышится пение птиц.
Лесовичок. Ох! Ну, наконец-то они вернулись.

Фея. Ребята, посмотрите, вот и возвращаются перелётные птицы. Послушайте и отгадайте, какая птица поёт эту песню.

Звучат звуки пения птиц и слайды, перелётные птицы:

1. Соловей, 2.скворец, 3.грач, 4.кукушка, 5.кряква.

Дети. Соловей, скворец, грач, кукушка, кряква

Лесовичок. Ну, а почему же они так шумят и суетятся?

Фея. Ребятки, давайте расскажем и покажем лесовичку, что вы про это знаете.

Звучит мелодия

Психологический этюд.

Птички с юга прилетели (машем руками) ,
И на поле они сели (приседаем)
Стали бегать и скакать (прыжки на месте)
Стали ветки собирать (делаем хватательные движения)

Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно много их собрать.
Птички гнёздышки совьют (крутим руками перед собой)
Будет в гнёздышке уют (обнимаем себя за плечи)

А, потом в гнезде на ветке,
Запищат у птичек детки. (изображаем клювики, касаясь большим пальцем остальных)
Сколько будет их пищать
Раз, два, три, четыре, пять.

Лесовичок. Дети, а вы знаете, какие птички живут в этих гнёздах?

Фея. Ребятки, давайте мы с вами вместе посадим каждую птичку в своё гнёздышко.

Дети рассаживают и обнаруживают, что у кукушки нет гнезда.

Фея. Ребятки, а почему же вы кукушку никуда не посадили?

Дети. У неё нет гнезда.

Фея. А, куда она откладывает яйца и где у неё появляются птенцы?

Дети. Яйца она откладывает в чужие гнёзда и птенцы у неё появляются тоже в чужих гнёздах.

Лесовичок. Значит, кукушка приносит вред?

Дети. Нет, оказывается кукушка – единственная птица в наших лесах, которая поедает вредных для леса мохнатых гусениц. (если дети не отвечают на этот вопрос, то фея сама даёт ответ)

Давайте просто посадим её на дерево.

Ну, что ж ребята, в лесу теперь порядок, а нам уже пора возвращаться обратно в детский сад.

Лесовичок. Спасибо ребятки, выручили Вы меня и спасли лес от беды.

До свидания! Приходите, я буду рад Вас видеть.

Дети. До свидания.

Фея. До свидания лесовичок. Но, я с тобой прощаюсь ненадолго, я провожу ребяток и вернусь. Ведь у нас с тобой ещё очень много дел.

Фея. Ну, что, мои хорошие,
По волшебному пути
Мы домой должны пойти
Музыка сейчас раздастся
В детский сад попасть удастся.

Звучит мелодия

Физкультминутка:

По тропинке мы пошли
и все кочки обошли
Лужи перепрыгнули.
Дружно, весело мы шли
И к детсаду подошли.

Фея. Ну, вот мы и вернулись. Спасибо, что не оставили мой лес в опасности, а я хочу Вас отблагодарить и рассказать ещё про одну птичку, которая прилетает весной. Когда на полях ещё лежит снег, и кое-где появляются проталинки, прилетает к нам вот эта птичка – Жаворонок. Посмотрите, какая она маленькая, но голосок у неё звонкий, звонкий.

Вот послушайте (звучит песня жаворонка)

Фея. Как Вы думаете, на какой музыкальный инструмент похож голос этой птички?

Дети. На колокольчик

Фея. Правильно. Я предлагаю Вам поиграть в игру с сюрпризом.

Вы закройте глаза, а я спрячу колокольчик. Ну, а Вы попробуйте его найти.

Динамическая пауза.

В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел
Порезвился в вышине
Спрятал песенку в траве

Тот, кто песенку найдёт
Будет счастлив целый год.

(Дети ищут колокольчик и находят сюрприз.)

Фея. А, это тоже жаворонки. В старину их пекли весной и раздавали на счастье. Возьмите по одному, а остальными мы угостим наших гостей.

(Звучит тихая спокойная мелодия.)

Список используемой литературы:

  1. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» (Москва, «Вако» , 2008г.)
  2. А.В. Аджи Образовательная область «Познавательное развитие» (Метода, Воронеж, 2014г.)
  3. А.В. Аджи «Открытые мероприятия для детей 2-ой младшей группы детского сада» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Метода, Воронеж, 2014г.)
  4. Е.А. Ульева «Времена года» (творческие задания с детьми 4-х лет, Москва, «Вако» , 2014г)

Тема: «Птицы»

Цель: Закрепить знания детей о птицах.

Задачи: формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней; углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулках, рассматривание живописных полотен, где художники изобразили разные времена года, иллюстрации птиц.

Материал к занятию: презентация, аудиозапись; цветной картон, кусочки ниток коричневого цвета, клей, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня замечательный, прекрасный, солнечный день. Давайте, возьмемся за руки и передадим тепло друг другу. Сейчас я прочту фрагменты стихотворений о временах года. Вы должны сказать, о каком из них идет речь, и как вы об этом догадались. Какое сейчас время года? (Весна)

(Воспитатель читает стихотворение о весне)

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

С. Маршак.

Воспитатель: Ребята, а вы еще какие времена года вы знаете?

(Дидактическая игра «Какое время года? »)

Воспитатель: Вот картинки, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их и выберите картинку о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.

(Воспитатель показывает несколько картинок. Дети выбирают ту, на которой изображена весна, мотивируют свой выбор.)

(Звучит аудиозапись)

Воспитатель: Ребята, вы слышите, что это такое? (Птицы)

А какие это птицы? (перелетные) Давайте, мы с вами поиграем в игру «Узнай птицу» (работа со слайдами)

(Дети называют птиц. Словарная работа)

Воспитатель: Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? Найдите зимующих птиц на картинках и назовите их. А давайте повторим, как называют птиц, которые прилетают к нам весной? Найдите перелетных птиц на картинках и назовите их.

(Дети находят изображения перелетных птиц на картинках и называют их. Воспитатель помогает при затруднении в ответах.)

Воспитатель: Чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост) .

Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев)

(Дети вспоминают общие признаки и отличия птиц.)

Воспитатель: Давайте отгадаем загадки.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне скачет,

А зовется птица (Грач)

(Выходит слайд)

Эту птицу всякий знает:

На шесте ее дворец,

Червяков птенцам таскает,

Да трещит весь день (Скворец)

(Выходит слайд)

Спереди шильце,

Сзади вильце.

Сверху – черное суконце,

А снизу белое полотенце. (Ласточка)

(Выходит слайд)

Хоть и скромен с виду он:

Пестренькие перья, маленький носок,

В поле он живет,

Всю весну и лето песенки поет. (Жаворонок)

(Выходит слайд)

Физкультминутка

Черные грачи летели,

На лужайке тихо сели.

Походили, поклевали

Потом снова полетели

Воспитатель: Как вы думаете, чем будут заниматься птицы, вернувшись домой (на родину? (строить гнезда) А где птицы строят, вьют гнезда? (на деревьях, на кустах, под деревьями итд)

А из чего они их делают? (веток, сухой травы итд)

(Рассматривание слайдов)

Дети, а какие правила нужно соблюдать по отношению к птицам? (вспоминают правила, рассматривают слайды) (не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т. д.)

Воспитатель: Ребята, а давайте мы поможем сделать гнезда для наших птиц. Давайте подойдем к столам. А делать мы будим их с помощью обыкновенных кусочков вязальных ниток коричневого цвета (дети выполняют работу самостоятельно) .

Итог занятия. О ком мы с вами сегодня говорили? Что нового об этих птицах вы узнали? Было ли вам интересно, трудно? А сейчас я предлагаю устроить выставку ваших работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Птицы»

Тема: «Птицы»

Цель: Закрепить знания детей о птицах.

Задачи: формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней; углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулках, рассматривание живописных полотен, где художники изобразили разные времена года, иллюстрации птиц.

Материал к занятию: презентация, аудиозапись; цветной картон, кусочки ниток коричневого цвета, клей, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня замечательный, прекрасный, солнечный день. Давайте, возьмемся за руки и передадим тепло друг другу. Сейчас я прочту фрагменты стихотворений о временах года. Вы должны сказать, о каком из них идет речь, и как вы об этом догадались. Какое сейчас время года? (Весна)

(Воспитатель читает стихотворение о весне)

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

С. Маршак.

Воспитатель: Ребята, а вы еще какие времена года вы знаете?

(Дидактическая игра «Какое время года? »)

Воспитатель: Вот картинки, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их и выберите картинку о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.

(Воспитатель показывает несколько картинок. Дети выбирают ту, на которой изображена весна, мотивируют свой выбор.)

(Звучит аудиозапись)

Воспитатель: Ребята, вы слышите, что это такое? (Птицы)

А какие это птицы? (перелетные) Давайте, мы с вами поиграем в игру «Узнай птицу» (работа со слайдами)

(Дети называют птиц. Словарная работа)

Воспитатель: Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? Найдите зимующих птиц на картинках и назовите их. А давайте повторим, как называют птиц, которые прилетают к нам весной? Найдите перелетных птиц на картинках и назовите их.

(Дети находят изображения перелетных птиц на картинках и называют их. Воспитатель помогает при затруднении в ответах.)

Воспитатель: Чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост) .

Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев)

(Дети вспоминают общие признаки и отличия птиц.)

Воспитатель: Давайте отгадаем загадки.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне скачет,

А зовется птица (Грач)

(Выходит слайд)

Эту птицу всякий знает:

На шесте ее дворец,

Червяков птенцам таскает,

Да трещит весь день (Скворец)

(Выходит слайд)

Спереди шильце,

Сзади вильце.

Сверху – черное суконце,

А снизу белое полотенце. (Ласточка)

(Выходит слайд)

Хоть и скромен с виду он:

Пестренькие перья, маленький носок,

В поле он живет,

Всю весну и лето песенки поет. (Жаворонок)

(Выходит слайд)

Физкультминутка

Черные грачи летели,

На лужайке тихо сели.

Походили, поклевали

Потом снова полетели

Воспитатель: Как вы думаете, чем будут заниматься птицы, вернувшись домой (на родину? (строить гнезда) А где птицы строят, вьют гнезда? (на деревьях, на кустах, под деревьями итд)

А из чего они их делают? (веток, сухой травы итд)

(Рассматривание слайдов)

Дети, а какие правила нужно соблюдать по отношению к птицам? (вспоминают правила, рассматривают слайды) (не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т. д.)

Воспитатель: Ребята, а давайте мы поможем сделать гнезда для наших птиц. Давайте подойдем к столам. А делать мы будим их с помощью обыкновенных кусочков вязальных ниток коричневого цвета (дети выполняют работу самостоятельно) .

Итог занятия. О ком мы с вами сегодня говорили? Что нового об этих птицах вы узнали? Было ли вам интересно, трудно? А сейчас я предлагаю устроить выставку ваших работ.


Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы