Презентация по теме соединения щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы (9-й класс). «Щелочные и щелочноземельные металлы»





















Включить эффекты

1 из 21

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

В презентации "Щелочные и щелочноземельные металлы" по химии в доступной и краткой форме изложена информация о щелочных металлах - их свойствах и применении человеком. Состоит из 21 слайда, содержит информацию о истории открытия элементов. Кроме того, включает в себя вопросы для закрепления изученного материала.

  1. Щелочные металлы - элементы IA группы
  2. Из истории открытия элементов
  3. Физические свойства
  4. Применение щелочных металлов
  5. Соединения щелочных металлов
  6. Химические свойства
  7. Вопросы

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Муравьева Н.А.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

  • NaK Li
  • Cs Ba
  • Rb Fr

Муравьева Н.А. - учитель химии МОУ «Арбузовская сош»

Слайд 2

Щелочные металлы – элементы IA группы

  • Перечислите известные вам щелочные металлы.
  • Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов всех щелочных металлов?
  • Восстановителями или окислителями являются щелочные металлы.
  • Что имеют в виду говоря о металлических свойствах элемента?
  • Слайд 3

    Из истории открытия элементов

    • 19 ноября 1907 года в Лондоне на заседании Королевского химического общества сэр Хемфри Деви объявил об открытии им новых элементов -натрия и калия.
    • На протяжении 17 лет эти элементы не находили применения, их называли «элементами только для химиков».
  • Слайд 4

    Слайд 5

    3 января 1959 года

    • В небе появилась комета. Необычная комета - искусственная: из летящей к Луне советской космической ракеты было выпущено облако паров натрия. Пурпурное свечение этих паров позволило уточнить траекторию первого летательного аппарата, прошедшего по маршруту Земля-Луна.
    • Это было первое космическое применение натрия.
  • Слайд 6

    Физические свойства

    • Какое строение характерно для кристаллов щелочных металлов?
    • Как изменяются температуры кипения и плавления?
    • Какой самый легкий из щелочных металлов?
  • Слайд 7

    Применение щелочных металлов

    • Электровакуумная техника
    • В мощных осветительных лампах
    • Производство органических веществ
    • Производство сверхлегких сплавов
    • Гальванические элементы для космических аппаратов
    • Фотоэлементы
    • Очистка инертных газов
    • Теплоноситель в ядерных реакторах
  • Слайд 8

    Соединения щелочных металлов

    • В ветхом завете упоминается некое вещество «нетер». Это вещество употребляли как моющее средство. Скорее всего оно образовалось в соленых египетских озерах с известковыми берегами. Об этом веществе, но под названием «нитрон» писали позже греческие авторы -Аристотель, Диоскорид.
    1. Каустическая сода.
    2. Кальцинированная сода.
    3. Пищевая сода.
    4. Поваренная соль.
    5. Калиевая селитра.
    6. Поташ
  • Слайд 9

    Химические свойства

    • Используя схему напишите уравнения соответствующих реакций.

    HCl NaCl Na Na2O (Na2O2)

    NaNO3 NaOH Cu(OH)2

    Слайд 10

    Щелочноземельные металлы-элементы IIA группы

    • Щелочноземельными являются не все элементы IIА группы, а только начиная с кальция и вниз по группе.
    • Оксиды этих элементов («земли» - по старинной терминологии) взаимодействуют с водой, образуя щелочи.
    • Напишите уравнения реакции любого из оксидов металлов с водой.
  • Слайд 11

    Окраска пламени соединениями щелочных и щелочноземельных металлов

  • Слайд 12

    Кальций –типичный представитель щелочноземельных металлов

    • Дайте названия соединениям кальция:
      • Ca(OH)2
      • CaCO3
      • CaHCO3
    • Вспомните тривиальные названия этих веществ
    • Как изменяются свойства элементов IIA группы с увеличением размера атомов и образуемых ими ионов при движении по группе сверху вниз?
    • Какие свойства проявляют оксиды и гидроксиды этих элементов.
  • Слайд 13

    Жесткость воды

  • Слайд 14

    Химические свойства

  • Слайд 15

    Генетический ряд кальция

    Са СаО Са(ОН)2

  • Слайд 16

    Кальций в природе

    • Кальциевые горные породы - известняк, мрамор, мел.
    • Вспомните формулу этих горных пород.
    • В чем их отличие?
  • Слайд 17

    • Мел, известняк, мрамор не растворяются в чистой воде, но растворимы в кислых растворах, даже таких слабых, как природная вода.
    1. Если порода залегает под тонким слоем почвы - образуются провалы;
  • Слайд 18

    2. Если породы залегают на большой глубине - возникают подземные карстовые пещеры.

    • Какие химические реакции при этом происходят?
  • Слайд 19

    • При воздействии кислотных дождей строения разрушаются. Какие реакции при этом происходят?
    • Известняк и мрамор используют в архитектуре и скульптуре
  • Слайд 20

    • Каково значение щелочных и щелочно-земельных металлов в жизни человека?
    • Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов в группах при увеличении заряда ядра?
    • Какой из элементов калий или цезий является более сильным восстановителем?
  • Слайд 21

    Спасибо за работу!

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок химии

    Разработала

    учитель химии Муравьева Н.А.

    Арбузовка 2011

    Тип урока -

    Вид урока

    Цели и задачи урока.

    Вещества:

    Ход урока.

    Основная часть урока.

    Слайд 2.

    щелочных металлов?

    Слайд 3.

    Слайд 4.

    Слайд 6. Физические свойства.

    Слайд 7.

    Cs - в фотоэлементах.

    Rb - в производстве часов.

    Слайд 8.

    Как вы думаете, о каком веществе идет речь?

    Вспомните названия соединений щелочных металлов и составьте их формулы:

    Каустическая сода.

    Кальцинированная сода.

    Пищевая сода.

    Калиевая селитра.

    Слайд 9. Химические свойства.

    NaNO3 ← NaOH → Cu(OH)2

    Слайд 10.

    Слайд 11. Демонстрация опыта.

    Слайд 12.

    Слайд 13. Жесткость воды.

    Слайд 14. Химические свойства.

    Кислотами

    Органическими веществами

    Слайд 15. Генетический ряд кальция.

    Са→СаО→Са(ОН)2→СаСО3↔СаНСО3

    Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения веществ.

    Слайд 16. Кальций в природе.

    Слайд 17.

    При просачивании воды с поверхности земли через залежи известняка происходят процессы:

    Как называются отложения, свисающие в виде гигантских сосулек со свода пещеры? А растущие навстречу им со дна пещеры колонны?

    Слайд 19.

    Итог урока.

    Слайд 20. Ответьте на вопросы.

    Используемая литература:

    МОУ «Арбузовская сош» Павловского района Алтайского края

    Урок химии

    «Щелочные и щелочноземельные металлы»

    Разработала

    учитель химии Муравьева Н.А.

    Арбузовка 2011

    Щелочные и щелочноземельные металлы.

    (Повторительно-обобщающий урок в 9 классе с использованием компьютера)

    Урок проводится как повторительно-обобщающий по данной теме, так как свойства щелочных металлов, т.е. химических элементов IА группы, были рассмотрены в 8 классе, свойства кальция - элемента IIА группы - в 9 классе. У детей уже есть определенные знания, которые необходимо вспомнить в ходе урока и систематизировать. Слайды этой презентации можно использовать и при объяснении соответствующих тем в 8 и 9 классах.

    На уроке ученики на основе информации на слайдах должны вспомнить полученную ранее информацию о щелочных и щелочноземельных металлах, осознать значение их в жизни человека. Кроме того, опираясь на полученные знания, выполнять предложенные задания, четко высказывать свои мысли и формулировать понятия.

    Урок-презентация проводится с использованием мультимедийного проектора. Переходя от слайда к слайду, ученики вспоминают изученный ранее материал и используют свои знания для выполнения упражнений и ответов на поставленные вопросы.

    Тип урока - повторительно-обобщающий, на котором происходит актуализация знаний по теме, через осознание и осмысление изученной на предыдущих уроках учебной информации, с использованием имеющихся навыков и умений, а также с опорой на жизненный опыт.

    Вид урока - объяснительно-иллюстративный, с элементами самостоятельной работы по нахождению правильных ответов на предложенные вопросы и задания, содержащиеся на слайдах.

    Методы и методические приемы. Самостоятельная работа по нахождению правильных ответов, составлению уравнений реакций, обсуждение выбранного ответа, демонстрация опытов, с последующим написанием уравнений реакций, обсуждение результатов работы.

    Цели и задачи урока.

    Обучающие. Создать условия: для систематизации и расширения знаний и умений по данной теме; для закрепления понятий о щелочных и щелочно-земельных металлах и взаимосвязи между группой элементов и их свойствами; показать насколько велико значение этих элементов в жизни человека; создать условия для совершенствования умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, на основе полученных ранее знаний; зафиксировать в работе учащихся последовательность действий при составлении уравнений реакций, характеризующих происходящие в природе процессы с опорой на имеющийся жизненный опыт.

    Развивающие. Стимулировать познавательную активность учеников, развивать интерес к предмету, смекалку, умения быстро и четко высказывать свои мысли, применять свои знания на практике при выполнении тех или иных заданий. Создать условия для развития: умений выделять главное; отстаивать свою точку зрения.

    Воспитательные. Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах.

    Дидактическое обеспечение и оборудование. Компьютер, запись урока-презентации на диске, мультимедийный проектор. Лабораторная посуда для демонстрации опытов.

    Вещества: оксид кальция, вода, натрий, кальций, литий, мел, мрамор, известняк.

    Ход урока.

    Мотивационно-целевой этап урока.

    Слайд 1. Тема «Щелочные и щелочноземельные металлы».

    Учитель: Вы уже знакомились с основными представителями этих групп элементов. Вспомните, где в Периодической таблице они расположены. Сегодня на уроке мы постараемся систематизировать имеющиеся у вас знания об этих металлах.

    Основная часть урока.

    Слайд 2. Щелочные металлы - элементы IА группы.

    Перечислите известные щелочные металлы.

    Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов всех

    щелочных металлов?

    Восстановителями или окислителями являются щелочные металлы?

    Что имеют в виду, говоря о металлических свойствах элемента?

    Слайд 3. Из истории открытия элементов.

    19 ноября 1907 г. в Лондоне на заседании Королевского химического общества сэр Хемфри Деви объявил об открытии им новых элементов - натрия и калия. На протяжении 17 лет эти элементы не находили применения, их называли «элементами только для химиков».

    Слайд 4. Биографическая справка о Г. Деви.

    В небе появилась комета. Необычная комета, искусственная. Из летящей к Луне космической ракеты было выпущено облако паров натрия. Пурпурное свечение этих паров позволило уточнить траекторию первого летательного аппарата, прошедшего по маршруту Земля - Луна. Это было первое космическое применение натрия.

    Слайд 6. Физические свойства. (Видеофрагмент демонстрирующий мягкость, пластичность, металлический блеск щелочных металлов).

    Какое строение характерно для кристаллов щелочных металлов?

    Как изменяются температуры плавления и кипения в группе?

    Какой самый легкий из щелочных металлов?

    Слайд 7. Применение щелочных металлов.

    Li - производство сверхлегких сплавов, очистка инертных газов, гальва-

    нические элементы для космических аппаратов.

    Na - теплоноситель в ядерных реакторах, в электровакуумной технике,

    в мощных электроосветительных лампах, в производстве органических

    Cs - в фотоэлементах.

    Rb - в производстве часов.

    Слайд 8. Соединения щелочных металлов.

    В ветхом завете упоминается некое вещество «нетер». Это вещество употребляли как моющееся средство. Скорее всего, оно образовалось в соленых египетских озерах с известковыми берегами. Об этом веществе, но под названием «нитрон» писали позднее греческие авторы - Аристотель, Диоскорид.

    Как вы думаете, о каком веществе идет речь?

    Вспомните названия соединений щелочных металлов и составьте их формулы:

    Каустическая сода.

    Кальцинированная сода.

    Пищевая сода.

    Калиевая селитра.

    Поташ (Проверка правильности составления формул).

    Слайд 9. Химические свойства.

    Используя схему, напишите уравнения соответствующих реакций:

    HCl ← NaCl ← Na → Na2O (Na2O2)

    NaNO3 ← NaOH → Cu(OH)2

    (Проверка правильности написания уравнений у одного двух учеников в тетрадях)

    Слайд 10. Щелочно-земельные металлы - элементы IIA группы.

    Щелочно-земельными являются не все элементы IIA группы, а только начиная с кальция и вниз по группе.

    Оксиды этих элементов («земли» - по старинной терминологии) взаимодействуют с водой, образуя щелочи. Демонстрация опыта «Гашение извести».

    Напишите уравнение реакции любого из оксидов металла с водой.

    Слайд 11. Окраска пламени соединениями щелочных и щелочноземельных металлов. Демонстрация опыта.

    Li - карминово-красная Ca - оранжево-красная

    Na - желтая Sr - карминово-красная

    K - фиолетовая Ba - желтовато-зеленая

    Слайд 12. Кальций - типичный представитель щелочноземельных металлов.

    Дайте названия соединениям кальция: CaO, Ca(OH)2, CaCO3, CaHCO3

    вспомните тривиальные названия этих веществ.

    Как изменяются свойства элементов IIА группы с увеличением размера атома и образованных ими ионов при движении по группе сверху вниз?

    Какие свойства проявляют оксиды и гидроксиды этих элементов?

    Слайд 13. Жесткость воды.

    Слайд 14. Химические свойства.

    Кальций взаимодействует с: - солями малоактивных металлов

    Оксидами малоактивных металлов

    Кислотами

    Органическими веществами

    Слайд 15. Генетический ряд кальция.

    Са→СаО→Са(ОН)2→СаСО3↔СаНСО3

    Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения веществ.

    Слайд 16. Кальций в природе.

    Кальциевые горные породы - известняк, мрамор, мел. (Демонстрация образцов горных пород). Вспомните формулу этих горных пород. В чем их отличие?

    Слайд 17. Мел, известняк, мрамор не растворимы в чистой воде, но растворимы в кислых растворах, даже таких слабых как природная вода.

    При просачивании воды с поверхности земли через залежи известняка происходят процессы:

    Если порода залегает под тонким слоем почвы - образуются провалы;

    Если породы залегают на большой глубине - возникают подземные карстовые пещеры.

    Как называются отложения, свисающие в виде гигантских сосулек со свода пещеры? А растущие навстречу им со дна пещеры колонны?

    Какие химические процессы при этом происходят?

    Слайд 19. Известняк и мрамор используют в архитектуре и скульптуре.

    При воздействии кислотных дождей строения разрушаются. Какие реакции при этом происходят? (Один ученик пишет на доске, остальные - в тетрадях).

    Итог урока.

    Слайд 20. Ответьте на вопросы.

    Каково значение щелочных и щелочноземельных металлов в жизни человека?

    Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов в группе при увеличении заряда ядра?

    Какой из элементов калий или цезий является более сильным восстановителем?

    Используемая литература:

    1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2009.

    2. Дибленко С.Ю. Химия. 9 класс. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2005.

    3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии.

    Скачать конспект

    Элемен т Ar Количе ство электронов на послед нем уровне СО Атомн ый радиус Металл ически е свойства Восста новите льные свойства Be9 2s2 +2)) Mg243s2+2))) Ca404s2+2)))) Sr885s2+2))))) Ba1376s2+2)))))) Ra7s2+2))))))) Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы


    Краткая электронная запись - 2s22s2 2s22s2 2p62p6 2p62p6 3s23s2 3s23s2 3p63p6 3p63p6 4s24s2 3d03d0




    Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы Одинаковое строение внешнего электронного слоя Элементы проявляют СО +2 Атомы элементов являются сильными восстановителями, т.к содержат 2 электрона на внешнем энергетическом уровне, которые отдают при взаимодействиями с другими элементами. Атомы элементов являются сильными восстановителями, т.к содержат 2 электрона на внешнем энергетическом уровне, которые отдают при взаимодействиями с другими элементами. С увеличением элементов увеличивается атомный радиус, увеличивается число электронных слоев, следовательно возрастает легкость отдачи электронов. Восстановительные свойства увеличиваются в группе сверху вниз.





    2Me 0 +O 2 2Me +2 O -2 Me 0 +H 2 Me +2 H 2 Me 0 +Cl 0 2 Me +2 Cl 2 Me 0 +S 0 Me +2 S -2 Me 0 +2HCl Me +2 Cl 2 + H 2 Me 0 +2HOH Me +2 (OH) 2 +Н 2 Химические свойства элементов II группы главной подгруппы Химические свойства элементов II группы главной подгруппы


    Соединения щелочноземельных металлов Оксиды щелочноземельных металлов легко реагируют с оксидами неметаллов с образованием соответствующих солей. Оксиды щелочноземельных металлов легко реагируют с оксидами неметаллов с образованием соответствующих солей.









    15


    Сравните атомы элементов, поставив знаки или = вместо *: Сравните атомы элементов, поставив знаки или = вместо *: а) заряд ядра: Mg * Ca, Na *Mg, Ca * К; б) число электронных слоев: Mg * Ca, Na * Mg, Ca * К; Ca * К; в) число электронов на внешнем уровне: Mg * Ca, Na *Mg, Ca * К; г) радиус атома: Mg * Ca, Na * Mg, Ca * K; д) восстановительные свойства: Mg * Ca, Na * Mg, Ca * K. Ca * K. Проверка знаний

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя школа № 24» г. Сыктывкара

    ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

    ТЕМА: Щелочноземельные металлы

    Выполнила: Малахаева Анна Львовна

    СЫКТЫВКАР, 2015

    Цель урока:

      Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов;

      Узнать о применении щелочноземельных металлов и их соединений.

    Тип урока - урок освоения нового материала.

    Технология критического мышления

    Формы организации учебной деятельности – фронтальная, парная, индивидуальная.

    Методы обучения :

      Ч астично-поисковый;

      Межпредметная беседа.

    Приемы обучения :

      самостоятельная /парная / индивидуальная работа учащихся.

    Задачи

    I Обучающие:

      Описывать физические свойства ЩЗ металлов;

      Знакомство с особенностями химических свойств и областями применения ЩЗ металлов.

    II Развивающие:

      Развитие и обобщение знаний учащихся о практическом использовании ЩЗ металлов;

    III Воспитательные :

    Оборудование:

      Мультимедийный проектор

      для демонстрационных опытов: магний, соляная кислота, ложечки для сжигания веществ, спички, склянки заполненные кислородом, пробирки;

      инструктивная карточка «Применение ЩЗ металлов и их соединений»

    Литература для учителя:

      Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2008.

      Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8-9 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.

      Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 кл.: учебно-метод. Пособие. –М.: Вентана –Граф, 2006.

      Г.О. Аствацатуров Технология целеполагания урока. – Волгоград: Учитель, 2009.

      Материалы мастерской «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам» АНО «Центр Развития Молодежи» г. Екатеринбург.

    Ход урока

    I Организационный момент

    Приветствие учителя. Готовность к уроку. Что вы видите на картинки. Что их объединяет? (Слайд 1). Металлы.

    II Актуализация знаний

    Давайте вспомним все то, что знаем о металлах («Знаю»). Металлы располагаются в нижней левой части ПС, обладают металлическим блеском, хорошо проводят электрический ток, а также изучили свойства щелочных металлов (Слайд 2). А что мы еще не изучили? Предполагают, щелочноземельные металлы и подгруппа алюминия . Итак, какова же тема урока сегодня? Щелочноземельные металлы (Слайд 3). Значит, что мы хотим узнать? Физические свойства, химические свойства и применение (Слайд 4). Целью нашего урока будет: 1. Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов; 2. Узнать о применении щелочноземельных металлов (Слайд 5).

    Физические свойства ЩЗ металлов. Как вы думаете, какими физическими свойствами будут обладать щелочноземельные металлы? Предполагают: металлический блеск, мягкость (по аналогии со щелочными), невысокая плотность. У вас на столах есть инструктивная карточка. Прочитайте текст. Что общего между ними? Имеют серебристый цвет, и все мягкие, кроме бериллия (Слайд 6) .

    Что обуславливает химические свойства щелочноземельных металлов? Наличие 2 электронов на внешнем энергетическом уровне. Как вы думаете, с чем будут реагировать щелочноземельные металлы? Могут предположить: с водой, кислотами, кислородом.

    Химические свойства ЩЗ металлов.

    Давайте рассмотри химические свойства. Для этого разделимся на три группы (по колонкам). Откройте §51 стр.237. I колонка запишет химические свойства с кислородом и с галогеном на примере магния. 2 Me + O 2 = 2 MeO (оксид), 2M g + O 2 = 2M gO . Посмотрим, как сгорает магний (демонстрационный опыт: горение магния (показывает ученик)). Me + Hal 2 = MeHal 2 ( галогениды ), Mg + Cl 2 = MgCl 2 .

    II колонка – с серой и с азотом на примере кальция. Me + S = MeS ( сульфид ), Sr + S = SrS; Me + N 2 = Me 2 N 3 ( нитрид ), Sr + N 2 = Sr 2 N 3 . III колонка – с водородом и с водою на примере кальция. Mе + H 2 = MеH 2 (гидрид), Ca + H 2 = Ca H 2 ; Ме + 2Н 2 О = M е(OH ) 2 + H 2 , Ca + 2Н 2 О = Ca (OH ) 2 + H 2 .

    Еще ЩЗ металлы будут взаимодействовать с кислотами. Посмотрим, как магний будет взаимодействовать с соляной кислотой (демонстрационный опыт: взаимодействие магния с кислотой (показывает ученик)). Внимание на слайд! Me + кислоты = соль + H 2 (Слайд 7) . Какие продукты образовались в результате реакции? Хлорид магния и выделяется водород. Mg + 2HCl = MgCl 2 + H 2.

    Нахождение щелочноземельных металлов в природе и соединения щелочноземельных металлов. Как вы думаете, где в природе можно встретить щелочноземельные металлы в чистом виде? Нигде, т.к. в чистом виде они не встречаются ввиду своей высокой химической активности. У вас на столах лежат листочки. Просмотрите текст глазами (15 секунд). Сейчас я показываю вам картинку, а вы, пользуясь текстом, который лежит у вас на столах, будете рассказывать, где встречается и используется данный металл. Отвечают, используя текст на столах (Слайды 8-9) .

    III Закрепление

    Сегодня мы с вами изучили щелочноземельные металлы. Что вы узнали о них? Достигли ли вы цели, поставленной вами в начале урока? Да, достигли, мы узнали их физические и химические свойства, нахождение их в природе и применение (Слайд 10). А теперь «Заполним пропуски!» (Слайд 11) . Домашнее задание. §51; подготовить об истории открытии ЩЗ металлов по вариантам: I вариант – Be , II вариант – Mg , III вариант – Ca , IV вариант – Sr , V вариант – Ba , VI вариант – Ra (Слайд 12).

    Инструктивная карточка «Физические свойства, применение и нахождение ЩЗ металлов и их соединений»

    Бериллий - твердый металл светло-серого цвета. Встречается в природе в виде минералов: берилла, хризоберилла и их разновидностей: изумруда, аквамарина, александрита – известных как драгоценные камни. Бериллий и его растворимые в воде соединения высокотоксичные (ядовиты). Даже ничтожно малая примесь его в воздухе приводит к тяжёлым заболеваниям. Он находит широкое применение в технике. Добавленный к меди он сильно повышает её твёрдость, прочность, химическую стойкость, делает похожей на сталь. Основной потребитель бериллия – атомная энергетика. Потребность в нём с каждым годом растёт.

    Магний - мягкий, серебристо-белый металл. Б ыл впервые получен Деви в 1808 году из белой магнезии (магнезит Mg CO 3) – минерала, найденного близ греческого города Магнезия. По названию минерала и дали название простому веществу и химическому элементу. Сульфат магния (одна из распространённых солей магния) называют ещё горькой солью – она придаёт морской воде горьковатый вкус. Данная соль магния используется в качестве слабительного средства. Сплавы с магнием прочнее, твёрже, легко полируются, обрабатываются и их используют в автомобильной промышленности, авиационной, ракетной технике.

    Кальций - мягкий серебристо-белого цвета . Занимает пятое место по распространённости. Так же впервые получен Деви в 1808 году. Название элемента происходит от латинского слова «кальс», что значит, «известь, мягкий камень». Встречается в виде кальцита (кальцит образует залежи мела, мрамора, известняка), а также в виде минерала гипса, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, в медицине для наложения гипсовых повязок, для получения слепков. Также кальций содержится в костях и зубах человека.

    Стронций - мягкий, ковкий и пластичный серебристо-золотого цвета. Встречается реже в виде минерала целестина, что с латинского означает «небесный» - сульфат стронция, образован розово-красными, бледно-голубыми кристаллами. Своё название он (стронций) получил от названия шотландской деревни Стронциан, близ которой в конце XVIII века найден редкий минерал стронцианит SrCO 3 . Основные области применения стронция и его химических соединений - это радиоэлектронная промышленность, пиротехника, металлургия

    Барий - мягкий металл серебристо-белого цвета. Встречается в виде барита BaSO 4 («барис»- тяжёлый с латинского). Применяется для изготовления радиоламп, в кожевенном деле (для удаления шерсти), в сахарном производстве, для приготовления фотобумаги, выплавке специальных окон. BaSO 4 благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике – баритовая каша.

    Радий - блестящий металл серебристо-золотого цвета.

    Используют для изготовления светящихся красок постоянного свечения (для разметки циферблатов авиационных и морских приборов, специальных часов и других приборов).

    Заполни пропуски!

      Ca + … = 2CaO

      + … = Be 3 N 2

      Mg + … = MgSO 4 + …

    Тип урока: изучение нового материала.

    Вид урока: комбинированный урок

    Задачи урока:

    Обучающие: формирование знаний учащихся о щелочноземельных элементах как типичных металлах, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими).

    Развивающие: развитие умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

    Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся.

    Оснащение: компьютер, таблица по технике безопасности, диск “Виртуальная лаборатория по химии”, презентация .

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Вводное слово учителя.

    Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На предыдущих уроках мы познакомились с элементами I группы главной подгруппы – щелочными металлами. Сегодня приступаем к изучению металлов II группы главной подгруппы - щелочноземельных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.

    3. Актуализация знаний.

    Беседа.

    Где находятся щелочные металлы в периодической системе Д.И. Менделеева?

    Ученик:

    В периодической системе щелочные металлы расположены в I группе главной подгруппе, на внешнем уровне 1 электрон, который щелочные металлы легко отдают, поэтому во всех соединениях они проявляют степень окисления +1. С увеличением размеров атомов от лития к францию энергия ионизации атомов уменьшается и, как правило, возрастает их химическая активность.

    Учитель:

    Физические свойства щелочных металлов?

    Ученик:

    Все щелочные металлы серебристо-белого цвета с незначительными оттенками, лёгкие, мягкие и легкоплавкие. Их твёрдость и температура плавления закономерно снижаются от лития к цезию.

    Учитель:

    Знания Химических свойств щелочных металлов проверим в виде небольшой проверочной работы по вариантам:

    • I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия натрия с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.
    • I I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия лития с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.
    • I I I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия калия с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.

    Учитель: Тема нашего урока “Щелочноземельные металлы”

    Задачи урока: Дать общую характеристику щелочноземельным металлам.

    Рассмотреть их электронное строение, сравнить физические и химические свойства.

    Узнать о важнейших соединениях этих металлов.

    Определить области применения этих соединений.

    Наш план урока написан на доске, будем работать соответственно плана, просмотрим презентацию .

    1. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева.
    2. Строение атома щелочных металлов.
    3. Физические свойства.
    4. Химические свойства.
    5. Применение щелочноземельных металлов.

    Беседа.

    Учитель:

    Исходя, из полученных ранее знаний ответим на следующие вопросы: Для ответа воспользуемся периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева.

    1. Перечислите щелочноземельные металлы

    Ученик:

    Это магний, кальций, стронций, барий, радий.

    Учитель:

    2. Почему данные металлы назвали щелочноземельными?

    Ученик:

    Происхождение этого названия связано с тем, что их гидроксиды являются щелочами, а оксиды по тугоплавкости сходны с оксидами алюминия и железа, носившими ранее общее название "земли"

    Учитель:

    3. Расположение щелочноземельные металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

    Ученик:

    II группа главная подгруппа. У металлов II группы главной подгруппы на внешнем энергетическом уровне содержится по 2 электрона, находящихся на меньшем удалении от ядра, чем у щелочных металлов. Поэтому их восстановительные свойства хотя и велики, но все же менее, чем у элементов I группы. Усиление восстановительных свойств также наблюдается при переходе от Mg к Ba, что связано с увеличением радиусов их атомов, во всех соединениях проявляют степень окисления +2.

    Учитель: Физические свойства щелочноземельных металлов?

    Ученик:

    Металлы II группы главной подгруппы - это серебристо-белые вещества, хорошо проводящие тепло и электрический ток. Плотность их возрастает от Be к Ba, а температура плавления, наоборот, уменьшается. Они значительно тверже щелочных металлов. Все, кроме бериллия, обладают способностью окрашивать пламя в разные цвета.

    Проблема: В каком виде щелочноземельные металлы встречаются в природе?

    Почему в природе щелочноземельные металлы в основном существуют в виде соединений?

    Ответ: В природе щелочноземельные металлы находятся в виде соединений, потому что обладают высокой химической активностью, которая в свою очередь, зависит от особенностей электронного строения атомов (наличие двух неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне)

    Физкультминутка – отдых глазам.

    Учитель:

    Зная общие физические свойства, активность металлов, предположите химические свойства щелочноземельных металлов. С какими веществами взаимодействуют щелочные металлы?

    Ученик:

    Щелочноземельные металлы взаимодействуют как с простыми веществами, и сложными. Активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами (с галогенами, водородом, образуя гидриды). Из сложных веществ с водой – образуя растворимые в воде основания – щелочи и с кислотами.

    Учитель:

    А теперь на опытах убедимся, в правильности наших предположениях о химических свойствах щелочноземельных металлов.

    4. Лабораторная работа по виртуальной лаборатории.

    Цель: провести реакции, подтверждающие химические свойства щелочноземельных металлов.

    Повторяем правила техники безопасности для работы со щелочноземельными металлами.

    • работать в вытяжном шкафу
    • на подносе
    • сухими руками
    • брать в малых количествах

    Работаем с текстом, который читаем по виртуальной лаборатории.

    Опыт № 1.Взаимодействие кальция с водой.

    Опыт № 2. Горение магния, кальция, стронция, бария

    Записать уравнения реакции и наблюдения в тетрадь.

    5. Подведение итогов урока, выставление оценок.

    5. Рефлексия.

    Что запомнилось на уроке, что понравилось.

    6. Домашнее задание.

    § 12 упр.1(б) упр.4

    Литература.

    1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9.- Москва.: Просвещение, 2001
    2. Габриелян О.С. Химия 9.-Москва.:Дрофа, 2008
    3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 9.-Москва.:Дрофа 2002
    4. Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы. Химия 9.-Москва.:Дрофа, 2005.
    5. Коллекция Виртуальной лаборатории. Учебное электронное издание

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    БЕРИЛИЙ, МАГНИЙ И ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛЫ

    Что узнаем… 18.04.17 Положение металлов в Периодической системе Изменение свойств в группе История названия Нахождение в природе Физические свойства Химические свойства Закрепление Литература

    18.04.17 Бериллий, магний и щелочноземельные металлы находятся в IIA- группе Максимальная степень окисления +2 Строение внешнего энергетического уровня ns 2 Валентность - I I

    18.04.17 Ra Ba Sr Ca М g Ве Изменение свойств группе В ряду металлов: Радиус атома увеличивается Увеличиваются восстановительные свойства (способность отдавать электроны) Уменьшается прочность химической связи металл – металл

    18.04.17 «Если не знать имен - умрет и познание вещей» Карл Линней

    ОТКРЫТИЕ МЕТАЛЛОВ Магний и кальций были впервые получены английским химиком и физиком Г. Дэви в 1808 г. Магний из белой магнезии. По названию минерала дали название элементу. Название элемента кальций происходит от лат. Слова кальс, что означает «известь, мягкий камень». 18.04.17 Гемфри Дэви (1778 – 1829)

    Магниевая горная порода – магнезит. Нахождение в природе Как активные металлы, они встречаются в природе только в виде соединений Кальциевые горные породы – известняк, мрамор, мел.

    18.04.17 Щелочные металлы легкие, мягкие и легкоплавкие, серебристы, стронций имеет золотистый оттенок. Стронций - ковкий Физические свойства Бериллий - светло-серый, твердый, хрупкий Магний - относительно мягкий, пластичный, ковкий Кальций - твердый и пластичный

    18.04.17 Химические свойства 1. Металлы взаимодействуют почти со всеми неметаллами: 2Ме 0 + О 2 0 =2Ме +2 О -2 (оксид) Ме 0 + Н 2 0 = Ме +2 Н 2 -1 (гидрид) Ме 0 + Cl 2 0 = M е + 2 Cl 2 -1 (хлорид) Ме 0 + S 0 = M е + 2 S -2 (сульфид) 3Ме 0 + N 2 0 = M е 3 + 2 N 2 - 3 (нитрид)

    18.04.17 Химические свойства 2. Бериллий с водой не реагирует, магний реагирует медленно, остальные металлы реагируют с водой, образуя щелочи и восстанавливая воду до водорода: Ме 0 + 2Н 2 О = Ме +2 (ОН) 2 + Н 2  3. Магний реагирует с кислотами. Ме 0 + 2Н Cl = Ме +2 Cl 2 + Н 2  4. Магний и кальций реагирует с оксидами. 2 М g 0 + Ti О 2 = 2 М g +2 О + Ti

    Проверь себя (работа с таблицей Д.И. Менделеева) Сравните атомы элементов, поставив знаки или = вместо *: а) заряд ядра: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * К; б) число электронных слоев: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * К; в) число электронов на внешнем уровне: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * К; г) радиус атома: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * K ; д) восстановительные свойства: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * K . 18.04.17

    18.04.17 Дополните схемы взаимодействия щелочных металлов с неметаллами общими формулами и названиями продуктов реакции. Запишите конкретные уравнения реакций, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса. а) М+ Н 2 в) М+ С1 2 Пример: ___________________ Пример: б) М+ S г) М+ N 2 Пример: _______________________________ Пример: ___________________________ Допишите уравнения реакций. Как изменяется скорость реакций, расположенных в указанной стрелкой последовательности? а) Ca + H 2 O → ………………………. б) Sr + H 2 O →………………………. в) Ba + Н 2 О→……………………….. Объясните, от какого фактора зависит скорость реакции взаимодействия щелочных металлов с водой ……………………….. Назовите продукты реакций. Опишите, как доказать их образование. ……………………… ............................................ Проверь себя

  • Популярные статьи

    © 2024 sistemalaki.ru
    Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы