Совершенствование системы планирования службы генерального конструктора. Уникальная профессия главного конструктора

рассказывает о выдающихся инженерах-конструкторах космической техники, которые внесли значимый вклад в освоение космоса и развитие отечественной космонавтики. Впрочем, и мировой тоже.

Каждый год – юбилейный?

Текущий 2017 год связан с большим количеством юбилеев, относящихся к космической отрасли. Космическая эра для всего человечества началась 60 лет назад: 4 октября 1957 года в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.


В этом году исполнилось 160 лет со дня рождения великого учёного, основоположника отечественного ракетостроения – Константина Эдуардовича Циолковского (1857 – 1935).

В 2017 году страна отметила 110-летнюю годовщину со дня рождения основоположника практической космонавтики, генерального конструктора ракетно-космической промышленности СССР Сергея Павловича Королёва (1907 – 1966). Под его руководством создавалась ракетно-космическая техника, обеспечившая Советскому Союзу неоспоримое лидерство в сфере освоения космоса. С именем этого конструктора связан запуск первого искусственного спутника Земли. По его инициативе впервые в мире в космос отправился человек – Юрий Гагарин (12 апреля 1961 года), впервые был совершён выход человека в открытый космос (Алексей Леонов в марте 1965 года), появились уникальные модели спутников Земли – спутник-разведчик «Зенит» (1962 год) и спутник связи «Молния-1» (1965 год).


С 1946 года первым заместителем С.П. Королёва стал Василий Павлович Мишин (1917 – 2001), столетие со дня рождения которого также отмечалось в этом году. Проработав с Королёвым 20 лет, Мишин после его кончины возглавил Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) и работал в должности главного конструктора до 1974 года.


В сентябре 1977 года, 40 лет назад, была запущена долговременная орбитальная станция «Салют-6». Три десятилетия назад, в мае 1987 года, впервые стартовала ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Энергия», разработанная НПО «Энергия» (сейчас – РКК «Энергия» имени С.П. Королёва – profiok.com).


Продолжать можно долго: в 1967 году беспилотные космические корабли впервые осуществили стыковку и расстыковку в автоматическом режиме, в 1997 году после столкновения грузового корабля «Прогресс М-34» со станцией «Мир» были проведены уникальные ремонтно-восстановительные работы, в результате которых сохранились и станция, и престиж отечественной космической техники.


История развития отечественной космонавтики настолько богата событиями, что 2017 год – вовсе не исключение в смысле обилия юбилеев. Так, в 2016 году отмечали юбилей коллективы НПО измерительной техники (НПО ИТ), РКК «Энергия», ЦНИИ машиностроения (ЦНИИмаш), 4-й ЦНИИ Минобороны России. В 2018 году исполнится 30 лет со дня создания знаменитого «Бурана» и 55 лет со дня полёта первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.


За каждой такой памятной датой, за каждым достижением – годы кропотливой работы, разработка уникальных инженерных решений, создание новых технологий, беспримерное человеческое мужество, упорство и талант. Неудивительно, что интересна каждая деталь из жизни тех людей, которые внесли существенный вклад в развитие отечественной, а значит, и мировой космонавтики.


Борис Черток: внимание к технологиям и к людям

Борис Евсеевич Черток (1912 – 2011) – знаменитый советский и российский конструктор, занимавшийся созданием систем управления космическими аппаратами. Работал с С.П. Королёвым, преподавал в МГТУ им. Н.Э. Баумана, занимал должность заместителя генерального конструктора НПО «Энергия». Этот заслуженный человек не дожил всего несколько месяцев до собственного векового юбилея и до последнего сохранял работоспособность. Это долголетие конструктор объяснял постоянным стрессом, в котором он пребывал всю жизнь, ведь в космосе нередко возникают нештатные ситуации.


Главный специалист ЦНИИмаш Александр Данилкин вспоминает на страницах журнала «Экономические стратегии: «Однажды, это был конец 1980-х годов, мне надо было согласовать с заместителем генерального конструктора по системам управления Борисом Евсеевичем Чертоком техническое предложение по одной из тем, которую вело НПО «Энергия». Следует сказать, что в тот период уровень технической проработки вопросов даже на стадии технического предложения был очень высок. Требовалось детальное обоснование технического облика изделия и проведение необходимых предпроектных расчётов по баллистике, прочности конструкции, различным балансам изделия (энергетическому, тепловому и др.), формированию вариантов конструктивно-компоновочных схем изделия, его массовой сводки, оценке эффективности функционирования и так далее. Борис Евсеевич, внимательно ознакомившись с представленными материалами, спросил: «Не жалко отдавать эту тему в другую организацию?» Дело в том, что незадолго до этого руководством предприятия было принято решение о передаче ряда тем, которые вело НПО «Энергия», в другую организацию. Упомянутая работа оказалась в числе передаваемых тем. Мне это запомнилось. На мой взгляд, Бориса Евсеевича Чертока всегда отличала заинтересованность в реализации новых технических решений и стремление поддержать работы, проводимые на предприятии, которые могли бы принести реальную пользу нашей стране».


«Другая наша встреча позволила судить о Борисе Евсеевиче Чертоке как о человеке, внимательно относящемся к людям, – продолжает Данилкин. – Это было в начале 2000 года. Приближался наш профессиональный праздник - День космонавтики, и я решил отметить хорошо работавших сотрудников книгой Бориса Евсеевича Чертока «Ракеты и люди» с автографом автора. Тогда вышло её первое издание (к 100-летию С.П. Королёва четырёхтомник «Ракеты и люди» был переиздан, книгу до сих пор можно найти в продаже – profiok.com ). Купив книги и договорившись о встрече, я пришел к Борису Евсеевичу. Достал из портфеля книги, а их было не меньше десятка, и попросил Бориса Евсеевича подписать их, сказав, что таким образом хочу отметить сотрудников. Я не хотел отнимать у него время, думал, что он просто распишется на каждом экземпляре. Однако Борис Евсеевич, узнав у меня имя каждого сотрудника, которому предназначалась книга, стал спрашивать, над чем конкретно работают эти люди. Сделав соответствующие записи в книгах с адресацией конкретным людям, Черток сказал, что книгу ему удалось написать после того, как в 1992 году он ушел с должности заместителя генерального конструктора: тогда появилось больше свободного времени».


Константин Феоктистов: простота и строгость

Константин Петрович Феоктистов (1926 – 2009) – выдающийся инженер и конструктор космических кораблей и орбитальных станций. Он участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, возглавлял проектирование кораблей «Восток», «Союз», «Прогресс», долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир». Феоктистов – первый гражданский специалист в космосе, единственный советский космонавт, не состоявший в КПСС . В 1964 году он стал первым конструктором космических кораблей, лично испытавшим свою разработку. В 1964 году он стал членом первого многоместного экипажа космического корабля «Восток», в котором люди впервые находились без скафандров.


«С Константином Петровичем Феоктистовым мне довелось работать в конце 1970-х годов. – рассказывает Александр Данилкин. – Он был заместителем главного конструктора Ю.П. Семёнова, а наш отдел, возглавляемый Геннадием Александровичем Долгополовым, занимался в том числе разработкой перспективных проектов. Кстати, Г.А. Долгополов был включён не только в первую группу кандидатов в космонавты-испытатели для участия инженеров ОКБ-1 в испытаниях нового космического корабля «Союз» (эта группа была создана в мае 1966 года), но и в группу инженеров-испытателей (кандидатов в космонавты) для подготовки по программе полётов на Луну (программа Н1-Л3), созданной в августе 1967 года. Одной из таких работ было проведение проектных исследований по созданию космических электростанций. Первый этап - разработка экспериментальной космической электростанции, в которой мне пришлось непосредственно участвовать. Курировал эти работы в службе главного конструктора Константин Петрович Феоктистов. Он всегда отличался активной творческой позицией, искал новые технические решения и выдавал исполнителям варианты для технической проработки.


Иногда случалось, что предложенный вариант ещё не успевали проработать в полном объёме, а Константин Петрович уже предлагал новый, считая предыдущий не совсем верным. Незавершенность начатой проработки подчас вызывала у исполнителей некоторое внутреннее неудовлетворение. Константин Петрович мог иногда, хотя такое случалось очень редко, сказать исполнителю что-то резкое, если был недоволен качеством или сроками выполнения порученного задания, но мог и извиниться, если чувствовал, что был слишком резок.


Особенно запомнилась его простота в отношениях с сотрудниками. Будучи одним из самых грамотных и выдающихся инженеров на предприятии и занимая высокую должность, Константин Петрович не считал для себя зазорным подойти к специалисту и обсудить с ним возникший технический вопрос. Вероятно, мнение о его непростом характере сложилось из-за того, что он практически всегда старался отстаивать предлагаемые новые технические решения для перспективных образцов космической техники и научные программы исследований. К Феоктистову хорошо относился и очень его ценил Валентин Петрович Глушко (генеральный конструктор НПО «Энергия» в 1974-1989 гг., возглавлял разработку многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия – Буран» – profiok.com ).


Константин Петрович ушёл с предприятия в 1990 году, перейдя на преподавательскую работу в МВТУ имени Н.Э. Баумана, где проработал до 2005 года. Если бы он продолжил работу на предприятии, то, безусловно, мог бы принести ещё больше пользы как НПО «Энергия», так и отечественной космонавтике в целом».


Пережить лихие 1990-е…

Период 1990-х годов стал очень непростым для отечественной ракетно-космической отрасли – как, впрочем, и для России в целом. Распад СССР, неразбериха периода перестройки, ориентация исключительно на «невидимую руку рынка» – всё это не могло не сказаться на перспективах отечественного ракетостроения.


По мнению Александра Данилкина, в том, что удалось сохранить предприятие в то сложное время, когда наша космическая отрасль переживала не лучшие времена, большая заслуга Юрия Павловича Семёнова. Он был генеральным конструктором НПО «Энергия», а затем РКК «Энергия» имени С.П. Королёва» в 1989–2005 годах.


«Существует мнение, что Семёнов, будучи главным, а затем и генеральным конструктором предприятия, считал основным направлением работ создание долговременных орбитальных станций, а другие направления его не очень интересовали. На самом деле это не так, – пишет Данилкин. – Действительно, под его руководством предприятие создало и развернуло на околоземной орбите целый ряд долговременных орбитальных станций. Вершиной этого проекта стала, безусловно, орбитальная станция «Мир». Без этого опыта не удалось бы создать и успешно эксплуатировать уже в течение 16 лет международную космическую станцию.


В то же время Юрий Павлович Семёнов активно занимался и другими направлениями деятельности предприятия: он был техническим руководителем работ по созданию космического корабля «Буран», под его руководством в 1970-е годы велась целая серия научно-исследовательских работ по перспективным космическим проектам. При нём РКК «Энергия» вернулась к созданию автоматических космических аппаратов: созданы и успешно эксплуатируются КА связи «Ямал», были начаты работы по космическому аппарату дистанционного зондирования Земли «Е-star», осуществлён проект «Морской старт» и ряд других проектов».


Статья главного специалиста ЦНИИ машиностроения Александра Данилкина опубликована в журнале «Экономические стратегии» №6-2017 под заголовком «Невозможное возможно».

Комментарий profiok.com

«Важным фактором развития любой отрасли является бережное сохранение её истории и традиций. Всё это в полной мере присутствует в РКК «Энергия», где историю отечественного ракетостроения помнят и чтут, – рассказывает заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Во время посещения РКК «Энергия» несколько лет назад мы имели возможность убедиться, что на предприятии гордятся не только коллективными успехами, но и самим коллективом, объединившим выдающихся специалистов, энтузиастов, профессионалов, каждый из которых внёс и вносит значимый вклад в развитие ракетно-космической отрасли.


При этом важно понимать, что успехи этой отрасли насквозь пронизывают всю историю нашей страны. Например, в серии «Военная история Российского государства» , которую выпускает ИНЭС, была книга по истории Холодной войны. В этой книге есть глава, повествующая о космической гонке СССР и США. Стоит ли говорить, что в значительной степени успех этой гонки зависел от деятельности РКК «Энергия»?


Думаю, за последние несколько лет все мы почувствовали, что ракетно-космическая отрасль в нашей стране вновь набирает мощь. Во-первых, мы построили новый космодром! В прошлом году состоялся первый пуск с космодрома «Восточный», в конце этого года запланировано ещё два пуска (28 ноября и 22 декабря – profiok.com ). Во-вторых, с 2017 года в МГУ появился факультет космических исследований. Молодые люди, а их набрали около сотни, займутся фундаментальными исследованиями, связанными с освоением космоса, и будут проходить стажировки в Центре подготовки космонавтов и ведущих компаниях отрасли. В третьих, в этом году на экраны вышли сразу два российских фильма, посвящённых теме освоения космоса: «Время первых» и «Салют 7». Можно дискутировать о том, насколько они удачны, лично мне «Салют 7» понравился меньше, но дело не в этом. Важно, что интерес к этой теме возвращается в общество. Я думаю, фильм «Время первых» нужно в обязательном порядке показывать школьникам: ведь у детей должна быть мечта, и пусть это будет мечта о великих достижениях, а не о том, как намайнить побольше биткоинов или получить максимум лайков в соцсетях.


Наша страна всегда была ведущей космической державой. Очень хочется, что бы так было всегда. И знаете, я уверен, что так и будет: по крайней мере, в этом году в Центр подготовки космонавтов поступило на 20 процентов больше заявлений, чем пять лет назад, во время предыдущего набора».

Введение

Для улучшения деятельности предприятия, а затем внедрения информационной системы необходимо проанализировать, как работает предприятие в настоящее время. Для анализа необходимо знать не только то, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом рабочем месте. Следовательно, следует собрать знания множества в едином месте - создать модель деятельности предприятия. В нашей РГР мы будем разрабатывать модель при помощи методологии SADT. На основе SADT был принят стандарт моделирования бизнес-процессов IDEF0. BPwin является инструментальным средством, полностью поддерживающим стандарт IDEF0.

Основная идея методологии SADT - построение иерархической модели предприятия. Сначала функциональность предприятия описывается в целом, без подробностей. Такое описание называется контекстной диаграммой. Взаимодействие с окружающим миром описывается в терминах входа, выхода, управления и механизма.

Диаграммы IDEF0 предназначены для описания бизнес-процессов на предприятии, они позволяют понять, какие объекты или информация служат сырьем для процессов, какие результаты производят работы, что является управляющими факторами и какие ресурсы для этого необходимы. Нотация IDEF0 позволяет выявить формальные недостатки бизнес-процессов, что существенно облегчает анализ деятельности предприятия.

Для описания логики взаимодействия информационных потоков более подходит IDEF3, называемая также нотацией моделирования, использующая графическое описание информационных потоков, взаимоотношений между процессами обработки информации и объектов, являющихся частью этих процессов.

Целью расчетно-графической работы является закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков по построению диаграмм описания бизнес-процессов в стандартах IDEFO и IDEF3.

Объектом и исследования является деятельность службы Главного конструктора ОАО "КумАПП".

Организационная структура службы Главного конструктора

Структура организационного управления СГК: линейно-функциональная - предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Основная их роль - подготовка проектов КД, вступающих в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями. Наряду с линейными руководителями (Главного конструктора, заместителей Главного конструктора) существуют руководители функциональных подразделений (отдела РСЭО, отдела систем, отдела фюзеляжа, 3D моделирования, отдела тех. документации, отдела размножения технической документации), подготавливающие проекты КД, планы, отчеты, становящиеся официальными документами после подписания линейными руководителями.

Штатная структура СГК:

Главный конструктор - руководит текущей деятельностью службы Главного конструктора через своих заместителей;

Первый заместитель Главного конструктора (по гражданской тематике и общим вопросам) и Заместитель Главного конструктора (по военной тематике и перспективным разработкам) - осуществляют руководство непосредственно через своих заместителей: начальника отдела ЭРСО, начальника отдела систем, начальника отдела фюзеляжа.

Заместитель главного конструктора (по информационным технологиям) осуществляет руководство через своих заместителей: начальника отдела 3D моделирования, начальника отдела техдокументации, начальника размножения техдокументации. В свою очередь начальник отдела ЭРСО курирует вопросы касающиеся тематики: установки оборудования, монтажей ЭРСО, электросхем оборудования и т.д. Начальник отдела систем отвечает за вопросы касающиеся: силовой установки вертолета, шасси и систем, прочности и лопастей.

Курсовая работа "Совершенствование системы компенсаций в службе главного конструктора ОАО «ХК Привод»"

Ведение…………………………………………………………………………….3

1. Исследование проблем в управлении персоналом в службе Главного конструктора……………………………………………………………………..5

Анализ структуры возрастных групп специалистов службы главного конструктора……………………………………………………………………..5

Анализ текучести кадров…………………………………………………6

Анализ существующей системы оплаты труда……………….…….…..7

2. Совершенствование системы оплаты труда в службе Главного конструктора……………………………………………………………………..10

2.1 Разработка бально - факторной шкалы…………………………………10

2.2 Проведение оценки должностей……………………………………...…11

2.3 Расчёт проектируемого фонда оплаты труда………………………….12

2.4 Анализ изменений фонда оплаты труда……………………………….15

2.5 Годовое вознаграждение по итогам за год………………………………16

3. Обоснование эффективности введения новой системы мотивации………18

4. Заключение…………………………………………………………………..20

5. Список литературы…………………………………………………………..21

6. Приложение…………………………………………………………………..23

Под текучестью кадров понимается совокупность увольнений специалистов по собственному желанию или за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины.

Коэффициент текучести кадров - это отношение числа уволенных специалистов предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести к среднесписочной численности за тот же период.

Естественная текучесть(3-5% в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и управления персоналом. Излишняя же текучесть кадров может значительно осложнить организационные и технологические трудности и соответственно привести к экономическим потерям.

Проведя анализ текучести кадров, выявили основные причины ухода специалистов:

Не конкурентная заработная плата

Не справедливая структура оплаты труда

Таблица 2. Анализ коэффициента текучести кадров.

Если для промышленного персонала менее важным является потребность в самореализации появлении инициативы, то для специалистов рассматриваемого подразделения возможность работать самостоятельно творчески решать поставленные задачи, проявлять инициативу и перспективы служебного роста очень значимы. Исходя из выше сказанного и учитывая, что рассматриваемые специалисты с высоким уровнем образования (90% имеют высшее образование) предлагаю часть оклада (постоянную часть зарплаты перевести в условно постоянную при помощи разработки коэффициента специфики труда) Должностные и устанавливаемые на их основаниях оклады, как правило отражают уровень образования и опыт специалиста применении вилки оклада в какой-то степени является субъективным решением руководителя. Поэтому при выборе критериях для расчета коэффициента специфики туда с целью избежание дублирования за одни и те же показатели дважды не берем во внимание опыт и образование.

2.1 Разработка балльно - факторной шкалы.

Определим факторы, затем установим их вес. В нашем варианте используем одинаковое количество уровней, например 5. Принимаем максимальное количество баллов 300. Для того чтобы определить максимальное количество по данному фактору, просто умножаем 300 баллов на вес данного фактора и получаем максимальное количество баллов в таблице 4. Далее устанавливаем интервалы по шкале уровней.

Таблица 4. Балльно - факторная матрица.

Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку [email protected]

Об особенностях работы главных конструкторов – ключевых фигур для многих отраслей промышленности, в том числе выпускающих продукцию для морского флота, беседуем с техническим директором – главным конструктором ЗАО «НПЦ «АКВАМАРИН» Михаилом УЛАНОВЫМ.

Михаил Валерьевич УЛАНОВ

Окончил Ленинградский ордена Красного Знамени механический институт. 53 года работает в организациях оборонной промышленности, из них 23 – в ЦНИИ «Гранит». Занимался разработками и освоением радиоэлектронной аппаратуры корабельных систем, технической подготовкой производства, изготовлением систем управления различного назначения.

С 2004 года работает в ЗАО «НПЦ «АКВАМАРИН». Награжден орденом «Знак Почета», медалями «300 лет Российскому флоту», серебряной медалью ВДНХ СССР, медалью «За заслуги перед отечественной космонавтикой» и др. Действительный член Федерации космонавтики России. Имеет 11 авторских свидетельств СССР, 10 патентов на изобретения РФ, 93 патента на полезные модели.

– «Главный конструктор» – это не только название должности, но и профессия, причем профессия уникальная.

– Михаил Валерьевич, в чем состоит различие между профессиями «конструктор» и «главный конструктор»?

– Главный конструктор не просто разрабатывает конструкцию изделия
и руководит коллективом разработчиков, он отвечает за все: от формулировки задачи до ее решения в виде конечного продукта. Это ответственность за всю цепочку жизненного цикла: техническое задание, проектирование, организация производства, изготовление, проведение испытаний, сдача заказчику и эксплуатация
до утилизации. Причем ответственность персональная и единоличная.

– Главный конструктор должен быть одновременно и исследователем, и проектировщиком, и производственником?

– Да. И одна из бед нашей производственной действительности, наряду с общеизвестными проблемами нехватки профессиональных знаний и кадров, как инженерных, так и рабочих, – это некомпетентность некоторых руководителей в области организации и технологии производства.

– То есть главный конструктор должен быть еще и грамотным технологом?

– Я сейчас скажу то, с чем наверняка не согласятся многие мои коллеги. Считаю, что главным конструктором не может стать человек, который не знает технологию производства. Он просто обязан разбираться в принципах обработки материалов, из которых будет изготовлено конструируемое изделие, хорошо представлять себе технологическое оборудование. Отсутствие таких знаний нередко оборачивается нерациональной организацией производства, что повышает себестоимость продукции. Кстати, главный конструктор обязан быть осведомленным и в экономических вопросах, это также важная составляющая профессии.

– На главных конструкторах держатся целые отрасли, а как обстоят дела с подготовкой достойной смены?

– К сожалению, неважно, поскольку образование сейчас никудышное. Я начинал трудовую деятельность в 1961 году учеником токаря и прошел все дальнейшие ступени от техника до моей нынешней должности. Честно скажу, техник образца 60-х годов даст много очков вперед нынешнему инженеру.

– В чем это выражается?

– Приведу пример, и вы, надеюсь, поймете. Приходит ко мне на собеседование для трудоустройства на инженерную должность магистр, недавно окончивший солидный технический вуз. Я его спрашиваю, чему равна площадь окружности?

Научно-производственный центр «АКВАМАРИН»

Создан в 1997 году. Предприятие изготовляет различные приборы,устройства и оборудование радиоэлектронной аппаратуры, входящие в состав бортовых, наземных и корабельных систем управления, радиолокационных комплексов кораблей и подводных лодок, активных и пассивных радиолокационных станций различного назначения.

– Окружности? Как она может иметь площадь? Речь идет, наверное, о круге!

– О! Вы, журналист, разобрались. Окружность – это линия! А современный инженер со степенью магистра задумывается и в ответ приводит формулу площади круга. И о чем с ним дальше разговаривать? А если спросить что-нибудь специфическое, касаемо, допустим, материаловедения, сопромата, теормеха, то есть основ инженерного образования, то может не ответить ничего! А материальные запросы у таких молодых людей, на мой взгляд, несоразмерны с их возможностями.

– Получается, что инженерная мысль сегодня держится на представителях старшего поколения?

– Я бы так не сказал. В области организации работ – может быть. Но есть молодые ребята, которые выдают очень интересные проекты. Однако обычно они нереализуемы на практике. Как я уже сказал, не хватает знаний по организации производственных процессов.

– Надо учить?

– Многие мои коллеги, руководители крупных предприятий, с которыми мы связаны по работе, тоже говорят, что надо учить. А как, если базовая подготовка молодых специалистов оставляет желать лучшего? Сейчас это очень трудно.

– А у вас есть ученики?

– Да. Несколько человек считают меня своим учителем. Двое из них – руководители других очень серьезных предприятий.

– В вашей отрасли бытует два мифа. Первый – приборостроение в России отстало от ведущих мировых производителей навсегда. Второй – наша страна разрабатывает и производит лучшие приборы для военных целей. Где истина?

– Мы отстаем от зарубежных конкурентов в производстве массовой продукции, доступной каждому. А уни кальную радиоэлектронную аппаратуру, штучные, редкосерийные изделия разрабатываем и изготавливаем не хуже, чем в других странах – лидерах приборостроения. Достаточно обратить свой взор в космос, где функционируют многие уникальные отечественные электронные устройства, системы и комплексы.

– Пять лет назад вас наградили медалью «За заслуги перед отечественной космонавтикой». Работая для ВМФ, вы успели оставить след в космической индустрии?

– В сферу моих интересов входит разработка и производство систем управления боевыми ракетами, носителями которых в своем большинстве являются корабли. Спутники и космические корабли запускаются также с помощью ракет, которыми необходимо управлять.

– Ваши интересы всегда были сконцентрированы на данной тематике?

– Большую часть своей 53-летней трудовой деятельности я посвятил радиоэлектронным информационным и информационно-управляющим комплексам морского, наземного и воздушного базирования, проработав 23 года в ЦНИИ «Гранит». Однако довелось решать интересные конструкторские задачи и в других сферах деятельности. Так, например, в 70-е годы был научным руководителем разработки медицинского прибора для ангиографии и лимфографии. Во второй половине 80-х годов правительство обязало оборонные конструкторские бюро разрабатывать оборудование для пищевой промышленности. Так был создан аппарат для измельчения шоколада и орехов производительностью 40 кг в сутки.

Пример реализации проекта «Организация сквозного планирования на принципах проектного управления в службе генерального конструктора» в НПО «Сатурн», запущенного в рамках 9-й волны лин-преобразований.

Бережливое производство как подход к совершенствованию процессов набирает все большее развитие на российских предприятиях. На сегодняшний день на ОАО «НПО «Сатурн» особой результативностью обладают решения задач с использованием методов проектного управления и технологий бережливого производства.

В рамках 9-й волны лин-преобразований в ОАО «НПО «Сатурн» с целью совершенствования существующей системы планирования был запущен проект «Организация сквозного планирования на принципах проектного управления в службе генерального конструктора». Гарантом проекта выступил генеральный конструктор ОАО «НПО «Сатурн» Шмотин Ю.Н. Этот проект направлен на повышение качества и сокращение трудоемкости планирования/контроля в рамках в службе генерального конструктора (рис. 1).


Рис. 1. Устав проекта

Для решения поставленных задач сформирована команда из представителей подразделений, влияющих и заинтересованных в результатах планирования. Команда сбалансирована, а именно: в состав входят как представители подразделений «заказчиков», так и представители подразделений «исполнителей» работ; специалисты ответственные за планирование, контроль работ и разработку программного обеспечения.

В ходе этапа анализ выявлен ряд проблем, но главная проблема связана с тем, что в службе генерального конструктора отсутствовала единая система планирования для всех подразделений (рис. 2). При этом подразделения службы составляют планы с использованием различного программного обеспечения (Project, Word, Exel). Система недельных заданий существует обособленно от системы месячного планирования.


Рис. 2 Система планирования службы генерального конструктора действующая до проекта

Главный результат проекта – это принципиальное изменение системы планирования (рис. 3). Новая система планирования едина для всех подразделений службы генерального конструктора, позволяет повысить оперативность работы с планами, без потери информации о выполняемых работах. Особым преимуществом этой системы является реализация линейной связи планов-графиков проектов заказчиков с непосредственными планами для исполнителей, при этом существует возможность предвидеть конфликт ресурсов на ранних этапах.

Программно система единого сетевого планирования состоит из двух подсистем.

Первая подсистема, обеспечивающая формирование единого увязанного плана, реализована на базе лицензионного программного обеспечения (ПО) Project 2007. Вторая подсистема, функционально реализующая недельное планирование и отчетность, разработана специалистами конструкторского отдела по системам автоматизированного проектирования службы генерального конструктора с использованием средства разработки Delphi и базы данных Oracle.


Рис. 3 Единая система сквозного планирования службы генерального конструктора

Для внедрения и сопровождения новой системы планирования в части, проектного управления создано в службе генерального конструктора новое структурное подразделение.

Рассмотрим основные этапы планирования в новой системе.

Формирование планов - графиков проектов служб главных конструкторов направлений (СГКН) в рамках выделенного бюджета с учетом сроков исполнения.
Проработка планов-графиков проектов с подразделениями исполнителями. Для удобства этих работ используется сетевой интерфейс, не требующий установки ПО Project.
Формирование единого сетевого плана работ всех проектов службы генерального конструктора, который позволяет увязать работы с учетом приоритетов, наличия ресурсов (рис. 4). Функции организации решения вопросов, касающихся разрешения конфликтов ресурсов возложены на группу проектного управления.
Автоматическое формирование недельных планов с горизонтом планирования 3 недели. В системе предусмотрена возможность формирования различных отчетов.


Рис. 4. Инструмент для анализа и разрешения конфликта ресурсов

По оценкам управляющего комитета ОАО «НПО «Сатурн» проект «Организация сквозного планирования на принципах проектного управления в службе генерального конструктора» занял первое место среди проектов «девятой волны» преобразований по бережливому производству.

На сегодняшний день в систему единого сквозного планирования включены 6 проектов, а к 1 апреля 2014 года планируется распространение этой системы планирования на все проекты службы генерального конструктора. Кроме того, управляющим комитетом ОАО «НПО «Сатурн» рекомендовано систему единого сквозного планирования распространить на продуктовые направления и службу главного инженера.

В ходе работы контролировались ключевые показатели проекта. Количество внеплановых работ сократилось почти в пять раз, а трудоемкость планирования снизилась на 30%.

Создание единой системы сетевого планирования – труд не только команды нашего проекта, но и большого количества специалистов привлекаемых для участия в проекте от подразделений службы генерального конструктора и службы директора по информационным технологиям. Учитывая новизну единой системы сетевого планирования с уверенностью можно сказать, что на российских предприятиях ей нет аналогов

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы