Трудовая операция, ее элементы и их характеристика. Что такое трудовое движение, действие, прием? Есть ли необходимость деления трудового движения на составные части? Трудовое действие трудовой прием

План

1. Трудовые движения как предмет психологического исследования

2. Рабочие движения

3. Особенности трудовых движений человека

1. Трудовые движения как предмет психологического исследования

Все виды трудовой деятельности реализуются в сенсомоторно регулируемых движениях. Задачи подготовки производства также реализуются с помощью сенсомоторно регулируемых движений, таких, как письмо, черчение, ввод с помощью клавишей или свето­вого луча данных в диалоговую систему. Следовательно, и речь является сенсомоторным регулируемым процессом.

Значимые для производства аспекты можно обобщить в виде тезисов следующим образом:

1. Психические процессы чаще всего проявляются в действии, которое направлено на решение задач. Поэтому к области психологических исследований относятся не только умственные опера­ции, но также и практические действия и даже движения, которые необходимо еще более точно определить.

2. Действия детерминируют выбор, вид и структуру подлежащих исполнению движений; в зависимости от характера задачи и уста­новки на ее решение изменяются нейронные центры и механизмы движении.

3. Следовательно, свойства движений можно объяснить лишь на основе действий. Поэтому выходящее за рамки физиологическо­го рассмотрения исследование движений является исследованием моторного аспекта действия. Психологическое исследование движений заключается в иссле­довании их регуляции с помощью различных форм психической деятельности.

4. Действия, включая содержащиеся в них движения, являются основным источником когнитивных процессов благодаря направ­ленности действий на решение задач и их предметной направлен­ности. Наряду с этим действия подчинены постоянно действующим сенсорным регуляциям (обратные связи, например, коррекции).

5. Регуляция движений протекает на различных уровнях, которые Рубинштейн (1946) расположил в порядке их психической обусловленности:

- последовательности движений физиологического уровня регу­ляции;

- движения, регулируемые ощущениями, несмотря на то, что раз­дражители не являются объектами, а ощущения-их образами;

- движения, ставшие зависимыми компонентами действий, при­чем реакция на раздражитель преобразовалась в действие с пред­метом.

Данный уровень регуляции движений обнаруживает различные подуровни, среди которых имеется и регуляция «абстрактных» дви­жений (движение с представляемым объектом).

Действия, осуществляемые с помощью движений, отличаются от самих движений, поскольку одни и те же действия могут осуще­ствляться с помощью различных движений.

2. Рабочие движения

Элементом психомоторной деятельности человека является психомоторное, или двигательное действие, представляющее собой одним или несколькими движениями. Двигательное действие, развивающееся в процессе упражнения, называется двигательным или психомоторным навыком. Имеется две группы психомоторных процессов: сенсомоторные и идеомоторные. Первые играют более заметную роль в большинстве видов трудовой деятельности.



На рабочих местах различают: сенсорное поле, т.е. часть рабочего места, которое воздействуя на анализаторы человека является источником профессионально значимых информаций, и моторное поле, т.е. ту часть рабочего места, на которую человек воздействует своими трудовыми движениями. В сенсорное поле входят только те раздражители, на которые рабочий должен реагировать.

В каждом рабочем движении можно различать три его стороны: механическую, физиологическую и психологическую. Механическая характеристика трудового движения определяется:

- путем совершаемых конечностью в пространстве, т.е. траекторий, в которой в свою очередь различают форму, направление и объем движения;

- скоростью, т.е. величиной пути проходимого в единицу времени, причем в зависимости от изменения скорости и ускорения движения могут быть равномерными, равномерно ускоренными, равномерно замедленными, неравномерно-ускоренными, неравномерно-замедленными;

- темпом, т.е. частотой повторения циклов однообразных движений;

- силой, т.е. производимым давлением или тягой.

Наиболее общая психологическая характеристика рабочих движений предусматривает деление их на следующие группы:

- основные - минимально необходимые для достижения трудовой деятельности, осуществляющиеся в теоретически наиболее благоприятных условиях;

- поправочные - уточняющие основные в соответствии с отклонением условий труда от наиболее благоприятных условий;

- дополнительные - не относящиеся к основному заданию, но необходимые в силу побочных для основного трудового процесса факторов;

- аварийные - дополнительные, необходимые для ликвидации возникшей аварийной ситуации и выделяемые в отдельную группу ввиду их важности;

- лишние - ненужные и обычно мешающие движения первых четырех групп;

- ошибочные - выполняемые вместо движений первых четырех групп и не достигающие цели.

3. Особенности трудовых движений человека

Движения человека имеют некоторые особенности, источник которых находится в трудовом процессе человека, а в более общей взаимосвязи-в его общественном бытии. Именно на эти особен­ности следует обратить внимание при исследовании труда, так как в итоге нас интересуют особенности регуляции этих движении:

1. Вместо органических движений человек выполняет предметно организованные движения. Изменение характера движений насту­пает вследствие воздействия человека на предметный мир, им же созданный: ввиду направленности движений на производимые предметы (лишь потребляемые предметы можно схватить за ручку, у камней нет ручек);

ввиду использования орудий (использование орудий формирует моторику человека; наглядным примером является развитие движе­ний, с помощью которого дети ко рту подносят ложку, наполненную жидкостью).

Оба воздействия имеют двойное назначение: они дополняют систему движений человека и изменяют систему движения; рождается «логика труда» движений.

2. Таким образом, предметно организованные движения являются зависимыми составными частями действий и, следовательно, функциями сверх сложных психических процессов.

3. На основе непосредственно предметно организованных движений развивалась опосредованная семантическая организация движения (на основе содержательного смысла действия).

4. Непроизвольные и произвольные движения человека нельзя классифицировать по анатомическим признакам (например, разли­чие между гладкой и поперечно-полосатой мускулатурой). Разли­чие между этими движениями функционально обусловлено общест­венно опосредованным значением сообщений, передаваемых движениями. Осознание и, следовательно, произвольное включение движений человека является функцией его общественного бытия на базе экстеро- и интероцептивных взаимосвязей.

Литература

1.Хаккер В. Психология труда и инженерная психология. -М.: Машиностроение, 1985. 376с. (С.211-256).

2.Платонов К.К. Вопросы психологии труда. -М.: Медицина, 1970. 264 с.(С.70-96.)

3.Бедный Г.З. Инженерная психология на производстве. - К.: 1975. 168с. (112-140).

4.Бернштейн Н.А. О построении движений. -М.:Медгиз, 1974.

5.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: МГУ, 1982. 432с.

6.Виноградов М.Н. Физиология трудовых процессов. - М.: Медицина, 1966.


Построение развёрток многогранников

Трудовой процесс является основой любого производства — как ручного, так и механизированного. В условиях меха-низации и автоматизации производства особенно повышаются требования к организации трудовых процессов исполнителей, и прежде всего обслуживающих механизированные и автоматизи-рованные комплексы, так как именно от этого в конечном счете зависит эффективность их использования.

Трудовой процесс представляет собой совокупность действий, осуществляемых исполнителем в процессе выполнения конкрет-ных работ (функций). Содержание и структура трудового процесса зависят от производственного задания, применяемой технологии и ис-пользуемых материальных и технических средств.

Основным элементом трудового процесса является опера-ция — часть производственного процесса, осуществляемая одним работником или группой на одном рабочем месте и включающая все их действия по выполнению единицы заданной работы над одним предметом труда.

Трудовые движения классифицируются следующим образом:

  • по виду движения - на переместительные, хватательные, освободительные и поддерживающие;
  • по напрвленности - активные и пассивные;
  • по технологческому содержанию - основные и вспомогательные;
  • по способу выполнения-движения пальцев, кисти, рук, ног, корпуса, головы, глаз;
  • по точности движения - приноровительные и свободные.

Несмотря на многообразие трудовых процессов, каждая ручная работа выполняется последовательно, параллельно или последовательно - параллельно путем сочетания основных четырех видов трудовых движений:

  • хватательные, направленные на то, чтобы взять или захватить пальцами рук тот или иной предмет или отдельные части орудий труда:,
  • переместительные для выполнения хватательного движения, а также движения рук, ног, корпуса, совершаемые для перемещения предмета труда или отдельной части орудии труда /протянуть руку, переместить руку с предметом или части орудия труда, в т.ч. передвинуть, повернуть, поднять, опустить, совместить;
  • поддерживающие движения, направленные на сохранение на некоторое время положение предмета относительно других предметов или частей оборудования и т.п. /поддержать, удержать/;
  • освободительные движения, направленные на то, чтобы освободить руку работника от находящейся в ней предмета или части орудий труда /освободить, отпустить, отнять руку/.

Применительно к основным видам движений, характерным для любого трудового процесса, разработаны микроэлементные нормативы времени, которые рекомендуются для использования в нормативно-исследовательской работе по труду.

Комплекс приемов представляет собой совокупность трудовых приемов по выполнению какой-либо законченной, тех-нологически однородной части операции. Например, комплекс приемов «установка и закрепление детали в трехкулачковом патроне» может быть расчленен на два трудовых приема: «уста-новить деталь в патрон» и «закрепить деталь».

Трудовые приемы в свою очередь могут быть расчленены на трудовые действия.

Трудовым действием называется совокупность трудовых дви-жений, совершаемых без перерыва рабочими органами человека для выполнения части приема, например «взять деталь», «вста-вить деталь в патрон».

Движением называется однократное перемещение рук, ног, пальцев и туловища работника при выполнении трудового дейст-вия. Так, трудовое действие «взять деталь» состоит из двух движений — «протянуть руку к детали» и «взять деталь паль-цами».

Эффективность и качество труда во многом зависят от методов труда, которые они применяют при выполнении опе-раций.

Под методом труда понимается способ выполнения производ-ственного задания, характеризующийся совокупностью опреде-ленных трудовых приемов (действий и движений) и последовательностью их выпол-нения.

Степень рациональности методов труда, применяемых различ-ными исполнителями при выполнении аналогичных операций, зависит от их мастерства, производственных навыков и сноровки, организации рабочих мест и других факторов.

Организация трудового процесса включает проектиро-вание и внедрение прогрессивных методов, приемов труда и рациональных условий его осуществления.

Критериями оптимальности трудовых процессов яв-ляются высокая производительность труда при полном использовании оборудования, соблюдении установленных требований к качеству продукции, а также правильное сочетание элементов физического и умственного труда, способствующее повышению удовлетворенности трудом.

В результате ускорения научно-технического прогресса на первый план выдвигаются вопросы эффективного взаи-модействия человека и техники. В этих условиях повыше-ние производительности и привлекательности труда за-висит преимущественно от построения трудового процесса в целом, от характера взаимодействия рабочего с ору-диями труда.

С учетом указанных критериев в практической работе по совершенствованию организации трудового процесса используется ряд принципов , сущность которых изло-жена ниже.

Принципы трудового процесса

Принцип оптимального содержания трудового про-цесса заключается в том, что в его состав должны вклю-чаться элементы, обеспечивающие наиболее благоприят-ное для человека сочетание умственной и физической деятельности, равномерную нагрузку на различные органы и ритмичность трудового процесса. Правильное сочетание умственной и физической деятельности достигается выбо-ром оптимальных форм технологического и функциональ-ного разделения труда. Большое значение имеет равно-мерная работа рук, ног, корпуса, что создает условия не только для роста производительности труда, но и для снижения утомления рабочего в процессе труда. Выработке чет-кого трудового ритма способ-ствуют специализация рабочих мест на выполнении определен-ного круга аналогичных операций, укрупнение партий обрабатывае-мых деталей, устранение случаев отвлечения рабочего от его основ-ной работы.

Одним из главных показа-телей содержания труда является количество различных трудовых движений в операции. Умень-шение их разнообразия, а следовательно, увеличение количества одинаковых движений, выполняемых в те-чение рабочего дня, ведет к образованию у рабо-чего устойчивого динамического стереотипа и в опре-деленных пределах к повышению производительности труда. Дальнейшее обеднение содержа-ния операций влечет за собой повышение монотонности труда и снижение его производительности. Следует под-черкнуть, что оптимум содержания труда зависит от психофизиологической характеристики рабочего, имеющей большое значение для правильного подбора трудовых функций и операций каждому рабочему.

При бригадной форме организации труда оптимизации содержания труда способствует проектирование содержа-ния коллективных трудовых процессов, в осуществле-нии которых участвует вся бригада или звено, и органи-зация чередования выполнения рабочими различных опе-раций.

Принцип параллельности заключается в обеспечении одновременной работы человека и машины, одновременной работы нескольких машин, одновременного участия в тру-довом процессе обеих рук исполнителя. Соблюдение принципа параллельности сокращает затраты времени на выполне-ние операций и тем самым повышает эффективность про-изводства. С точки зрения физиологии выполнение па-раллельных действий различными органами не только не повышает утомления человека, но и при частичном совмещении действий и наличии некоторых микропауз способствует его снижению. Соблюдение принципа па-раллельности работы человека и машины означает выполнение по возможности приемов вспомогательной, под-готовительно-заключительной работы и обслуживания ра-бочего места во время автоматической работы оборудова-ния, одновременную обработку нескольких деталей на одном станке, параллельную работу различных инстру-ментов, многостаночное обслуживание и т. д.

Принцип экономии мускульной и нервной энергии предусматривает исключение из трудового процесса лиш-них приемов, трудовых действий и движений. Лишними часто оказываются перекладывания, например, предмета труда или инструмента из одной руки в другую, стати-ческие приемы (держать, поддержать), переходы в пре-делах рабочего места и вне его и т. д. Лишними движе-ниями чаще всего являются нагибания, повороты, при-седания и т. д.

При выборе траектории движений отдается предпочте-ние симметричным движениям по сравнению с несимме-тричными, плавным и непрерывным движениям по срав-нению с зигзагообразными, круговым движениям по срав-нению с прямолинейными и т. д.

При выборе рабочей позы следует учитывать, что мышечное напряжение при работе стоя и прямой позе на 15 %, а при согнутой позе почти вдвое выше, чем при работе сидя. Чередование работы стоя и сидя значительно снижает утомление, поскольку в этом случае чередуется нагрузка на различные группы мышц. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы рабочая поза была непринуж-денной и естественной, чтобы рабочий имел возмож-ность попеременно работать сидя и стоя, изменять позу.

Сопряжение рук рабочего с органами управления оборудованием должно быть устойчивым и обеспечивать быстроту и удобства взятия предмета, выгодное прило-жение усилий и правильное их распределение. Практическое осуществление этих рекомендаций обес-печивается главным образом конструированием оборудо-вания, технологической и организационной оснастки с учетом антропометрических данных человека, рацио-нальной планировкой рабочего места, исключающих лиш-ние трудовые приемы и движения.

На производственных участках экономия мускульной и нервной энергии работников достигается за счет рационального размещения оборудования, рабочих мест, складов, кладовых, организацией активного обслуживания производства, в результате чего сводятся к минимуму переходы их вне рабочих мест.

Экономии мускульной и нервной энергии способствует такое построение трудового процесса, при котором каж-дый последующий прием, трудовое действие или движение является естественным продолжением предшествующих им элементов трудового процесса. Важно, чтобы последо-вательно обрабатываемые поверхности или сборочные переходы непосредственно следовали один за другим, чтобы отсутствовали возвратные движения, возвратные переходы внутри цикла и т. д.

Принцип плановости и предупредительности обслужи-вания рабочих мест заключается в согласовании во вре-мени и установлении строгого регламента выполнения основных и вспомогательных работ. Соблюдение этого принципа позволяет сократить перерывы в работе, свя-занные с недостатками обслуживания рабочих мест и оборудования, путем выполнения всех или большей части работ по обслуживанию рабочих мест без простоев обо-рудования и потерь рабочего времени основных ра-бочих.

Принцип соответствия работника выполняемой работе заключается в подборе рабочих таким образом, чтобы они по своим психологическим и физиологическим данным; общеобразовательной и профессиональной подготовке в на-ибольшей мере соответствовали характеру и содержанию выполняемой работы.

Эти цели достигаются путем про-ведения профессионального отбора, а также организации обучения, повышения квалификации, производственного инструктажа и тренировок, обеспечивающих приобретение необходимой квалификации и производственных навыков и быстрое освоение им рациональных методов и приемов труда.

Принцип оптимальной интенсивности труда заклю-чается в установлении на основе нормативов по труду такого уровня интенсивности труда, который обеспечи-вает высокую его производительность при оптимальном физическом и нервном напряжении.

Принцип оптимальной производительности работы обору-дования заключается в установлении на основе нормати-вов или специальных исследований таких режимов работы оборудования, которые обеспечивали бы наименьшие сум-марные затраты живого и прошлого труда на выполнение как отдельных технологических операций, так и производственного процесса в целом. Исходя из этого требования, предельно высокие режимы работы устанавливаются преимущественно на наиболее загруженном оборудовании, лимитирующем пропускную способность уча-стков и цехов.

Принцип оптимального режима труда и отдыха рабо-чих на производстве означает установление времени на-чала и окончания работы, чередования смен, начала и окончания обеденных и других регламентированных внутрисменных перерывов, обеспечивающих наиболее бла-гоприятные условия труда, а также создающих условия для своевременного проведения ремонтных, наладочных и других подготовительных работ, закрепления обору-дования за рабочими и т. д.

Соблюдение перечисленных принципов является одним из главных условий высокой производительности и бла-гоприятных условий труда.

Содержание работы по изучению, проектированию и внедрению рациональных приемов и методов труда

Работа начинается с выбора объектов исследования и заканчивается внедрением проектирования трудового процесса.

При выборе объектов исследования необходимо в зависимости от поставленной задачи определить исполнителя (круг исполнителей).

Не менее важным на этапе подготовки к исследованию является выбор способа проведения исследования и технических средств. Этот вопрос решается с учетом дифференциации исследуемого трудового процесса, сферы его применения.

Наиболее простым способом является визуальное наблюдение как непосредственно на рабочем месте исполнителя, так и дистанционное.

Для более детального анализа трудового процесса целесообразно использовать кино и видео съемку, современные технические средства.

Выбор способа и технических средств изучения методов труда обусловлен степенью механизации изучаемого процесса, необходимой точностью измерений, предполагаемыми масштабами внедрения рационального метода труда, ожидаемой экономической эффективностью.

При проведении работы по рационализации трудовых процессов целесообразно создание рабочих групп в состав которых должны входить как специалисты по труду, так и мастер, технолог и т.д.

Большое значение имеет участие в исследовании трудовых процессов работников, опыт которых изучается.

В завершение подготовительного этапа необходимо дать предварительную экономическую оценку рационализации трудового процесса.

При анализе содержания трудового процесса выявляются лишние и нерационально выполняемые приемы, действия, движения.

Как правило, лишние приемы и движения являются результатом неправильной или недостаточно продуманной планировки рабочего места или не-полного его оснащения.

Анализ последовательности выполнения трудовых приемов и действий позволяет выявить возможности для перекрытия вре-мени выполнения ручных приемов машинным временем работы оборудования, для совмещения во времени отдельных приемов за счет одновременной работы правой и левой рук, рук и ног и т. д.

При изучении содержания приемов, методов выполнения и траекторий движений ставится цель совершенствовать:

рабочую позу (выявляется удобство и устойчивость положе-ния рабочего, степень наклона и поворота корпуса и головы, правильность положения рук, предплечья и плеча, отсутствие лишних статических напряжений);

сопряжения рук рабочего с инструментом, материалами, при-способлениями и элементами управления (рассматривается распо-ложение пальцев, кистей рук, исследуется степень обеспечения быстроты и удобства взятия предмета, правильность приложения усилий и их распределения);

способ выполнения движений (выявляется траектория, длина пути, оптимальная скорость, точность, своевременность, простота движений, соразмерность усилий);

характер движений во времени (рассматривается наличие пауз, не связанных с потребностью в отдыхе, совмещение движений во времени, естественность и удобство координированных движений, наличие невызываемых необходимостью остановок, торможений, изменение направления движений и их ритмич-ность).

В качестве примера рационализации приемов и методов труда рассмотрим результаты совершенствования трудового процесса на одном из рабочих мест поточной линии по обработке распре-делительного вала на машиностроительном предприятии. Исследовались приемы, связанные с очисткой призм приспособления от струж-ки. При существующих условиях работница осуществляла прием по очистке трех пар установочных призм от стружки одной пра-вой рукой, т. е. ее левая рука при выполнении этого приема (в течение 0,125 мин) бездействовала. Выполняя прием, работ-ница 6 раз повторила действие по очистке призм и совершила лишнее движение — перемещение руки со щеткой от первого ряда призм ко второму. Это приводило к неоправданным затра-там рабочего времени.

Анализ показал, что прием «очистить призмы установочного приспособления от стружки» рациональнее выполнять одновре-менно двумя. Для этого необходимо оснастить рабочее место дополнительным лотком для щетки и второй щеткой-смет-кой. Вновь спроектированный трудовой процесс предусматри-вает совмещение движений правой и левой рук во времени и устранение лишнего движения по перемещению руки со щеткой ко второму ряду призм (левая рука очищает левый ряд призм, правая—правый). В результате рационализации трудового про-цесса удалось сократить трудоемкость выполнения анализируе-мого трудового приема с 0,125 до 0,078 мин, т. е. на 63%.

При нерациональных методах труда может возникнуть необходимость технических усовершенствований, до-полнительного оснащения рабочего места.

Примером может слу-жить метод труда, применяемый на одном из рабочих мест той же поточной линии при выполнении комплекса приемов, свя-занных с установкой и снятием детали.

При существующих условиях комплекс приемов включал 16 движений левой руки, 20 движений правой руки и 8 движений, выполняемых двумя руками одновременно. Трудоемкость выпол-нения этого комплекса составляла 0,137 мин.

Анализ выполняемых работницей трудовых движений показал, что нерациональная конструкция зажимного устройства приспо-собления вынуждает работницу затрачивать лишнее время и фи-зические усилия на закрепление и открепление детали. Причем эти приемы работница выполняла в неудобной позе, нагибаясь вперед и вы-тягивая обе руки вправо и влево 800—900 раз в смену. Неудов-летворительными оказались конструкция и расположение рычага крепления верхнего центра. При установке и снятии детали ра-ботница вынуждена была также 800—900 раз в смену вытяги-вать руку вверх на 105 см , приподнимаясь на носках и неестест-венно вытягиваясь при захватывают рычага рукой. Изменение конструкции зажимного устройства и формы рычага (придание ему изогнутой формы) дало возможность сократить протяжен-ность движения «протянуть руку к рычагу» до 65 см и выпол-нять его в нормальной зоне досягаемости.

Был спроектирован более рациональный и менее трудо-емкий метод выполнения комплекса приемов по установке и сня-тию детали, на который требовалось всего лишь 0,09 мин. вместо 0,137 мин. (за счет устранения 19 трудовых движений).

В результате был увеличен выпуск деталей на данном рабочем месте с 440 до 462 шт.

Применение нерациональных методов труда нередко связано с недостатками в планировке и оснащении рабочего места, не-своевременным и некачественным его обслуживанием, отсутст-вием надлежащей связи со службами и т. д. Поэтому работа по совершенствованию трудовых процессов должна носить много-целевой характер, т. е. включать исследование не только прие-мов и методов труда, но и вопросов рациональной организации и оснащения рабочих мест, совершенствования системы их об-служивания.

Необходимым условием успешного внедрения запроектирован-ного трудового процесса является разработка инструкционных карт, в которых указываются приемы, трудовые действия и дви-жения, входящие в них, время на их выполнение, а также эле-менты рационализации. Трудовые действия и движения описы-ваются в соответствии с последовательностью их выполнения и т.п.

Элементы рационализации, указанные в карте, и время на выполнение отдельных приемов нацеливают рабочего именно на те трудовые действия и движения, которые могут вы-полняться более правильно и быстрее.

Составление инструкционных карт наряду с инструктажем и обучением рабочих имеет важное значение, так как требует от исследователя ответственного отношения ко всем предложе-ниям в области рационализации приемов и методов труда. Он должен еще раз тщательно проанализировать весь трудовой про-цесс, последовательность его выполнения и при необходимости, с помощью микроэлементных нормативов времени дополнительно уточнить эффективность предлагаемого метода.

Большое значение для внедрения передовых приемов и мето-дов труда имеет производственный инструктаж. Так, при теку-щем устном инструктаже, осуществляемом мастером или брига-диром в процессе обходов рабочих мест на участке, обычно обна-руживаются и оперативно устраняются нерациональные приемы и методы труда у отдельных рабочих. Весьма действенным и эффективным средством является индивидуальный показ на ра-бочем месте исполнителя рациональных методов работы.

Особое внимание следует уделять техническим средствам обу-чения передовым приемам и методам труда. Среди современных технических средств обучения следует выделить киносъемку, видеомагнитную запись и телевидение, а также специальные тре-нажеры. При киносъемке средством изучения трудовых процес-сов и распространения передового опыта служит кинофильм. Построение учебных фильмов зависит от поставленной задачи и особенностей трудового процесса.

Применение промышленного телевидения при обучении ра-ботников передовым методам труда возможно в следующих ос-новных вариантах: 1) прямая передача из цеха (лаборатории) в учебный класс; 2) передача кинофильмов или видеомагнитной записи в учебные классы через специальную или общую теле-визионную сеть. Выбор того или иного варианта определяется конкретными условиями работы предприятия, уровнем техниче-ского оснащения, имеющимися средствами телевидения, харак-тером трудовых процессов, задачами, которые предполагается решить прямой демонстрацией опыта и показом фильма.

Применение телевидения позволяет демонстрировать большим группам рабочих, как выполнять ту или иную операцию. При этом показ опыта может сопровож-даться необходимыми пояснениями. Технические возможности телевидения позволяют проводить последовательную и парал-лельную демонстрацию на нескольких экранах одинаковых и од-нотипных операций, выполняемых разными рабочими.

Значительно ускорить процесс освоения новых приемов и методов труда, а также повысить качество обучения позволяет применение тренажеров и контрольно-тренировочных приспособ-лений.

Широкое применение рациональных приемов и методов труда на производстве позволит улучшить использование современного высокопроизводительного оборудования и рабочего времени, значительно повысить произ-водительность труда.

Производственная операция - это часть производственного процесса, осуществляемая одним рабочим (или группой) на одном рабочем месте и охватывающая все их действия по выполнению единицы заданной работы над одним предметом труда.

Операция характеризуется постоянством предмета труда, рабочего места исполнителей. При изменении двух последних условий работа над одним предметом труда делится на отдельные операции. Например, изготовление детали станочником на одном станке является операцией, состоящей из ряда моментов (переходов): черновая, чистовая обточка, нарезка резьбы и т.д. Если эти элементы по изготовлению детали будут выполняться на разных станках, управляемых разными рабочими, то выполнение каждого из элементов станет самостоятельной операцией.

В свою очередь, производственную операцию можно рассмотреть с технологической стороны, тогда технологическая операция - это процесс воздействия рабочего органа машины, инструмента на предмет труда, в результате которого происходит достижение определенной цели его технологической обработки или изменение состояния.

В составе производственной операции можно выделить вспомогательные операции, при которой не меняется форма и физическое состояние предмета, а осуществляется необходимая подготовка к процессу технологи­ческого воздействия на него или размещение предмета труда.

При рационализации работы вспомогательные операции устраняются, тогда как технологические операции, отдельные их элементов объединяются за счет применения более совершенных технических средств работы.

Как правило, операция - объект технического нормирования. Однако в тех случаях, когда расчленить производственный процесс на регулярно по­вторяющиеся операции невозможно, объектом нормирования может быть комплекс операций или группы однородных работ (обслуживание произ­водства).

Производственные операции могут быть объединены в единый ком­плекс. Комплекс операций - это группа операций по изготовлению одного изделия на одном производственном участке при неизменном составе ис­полнителей. Например, ремонт уникального станка комплексной бригадой.

Производственная операция, в свою очередь, подразделяется:

в технологическом отношении - на переходы (технологический, вспомогательный), установки, проходы (рабочий и вспомогательный), по­зицию;

в трудовом отношении - на трудовые приемы, трудовые действия и трудовые движения.

Состав производственной операции в технологическом и трудовом от­I!ошениях на примере станочных работ приведен на рис. 4.

Механическая обработка и сейчас занимает доминирующее положение в общей трудоемкости производства машин (30-40%). Технологический процесс механической обработки деталей - это последовательное превращение; заготовки в готовую деталь путем механической обработки поверхности рабочей заготовки. Все действия, из которых состоят операции, делят на основные (резание) и вспомогательные необходимые для подготовки и завершения основных. Среди вспомогательных действий особое место занимают установка и закрепление обрабатываемой детали, так как они необходимы почти в каждой станочной операции. Установка создает нужную определенность положения детали в рабочей зоне станка. Закреплением фиксируется положение детали, достигнутое установкой.

Установка - часть операции, выполняемая при одном положении (креплении) детали. Установка может состоять из одного или нескольких переходов.

Каждое положение детали на станке при одном ее закреплении называют позицией детали.

Технологический переход - это технологически однородная часть опера­ции, в результате которой происходит только одно технологическое изме­нение предмета труда, выполненное при одном режиме работы оборудова­ния (температура, давление, режим) и неизменном инструменте.

При механической обработке под одним технологическим изменением (переходом) понимается обработка одной поверхности, например, черновая обточка заготовки, нарезка резьбы и Т.д. Характерная особенность перехо­да - возможность его выделения из общего процесса обработки и выпол­нения на другом станке как самостоятельной операции.

При ручных работах под переходом понимается часть операции по обра­ботке определенной поверхности одним инструментом или одно сочленение двух или нескольких сборочных единиц (деталей) при помощи одних и тех же инструментов, приспособлений.

При аппаратурных процессах переход - это часть операции, соответст­вующая периоду выдержки при определенном режиме (температура, давле­ние), периоду доведения режима до определенных параметров.

Например, операцию отжига металла можно разделить на следующие переходы: нагрев до определенной температуры, период выдержки при дан­ной температуре; период охлаждения заготовки в печи до температуры, предусмотренной технологией.

Вспомогательный переход - это законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относи­тельно заготовки, не сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхности или свойств заготовки, но необходимого для выпол­нения рабочего хода.

При некоторых работах операции, кроме переходов, могут делиться на рабочий и вспомогательный ходы.

Рабочий ход - это законченная часть технологического перехода, со­стоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготов­ки, сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхно­сти, или свойств заготовки.

Вспомогательный ход - это законченная часть технологического пере­хода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготовки, не сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхности, или свойств заготовки, но необходимого для выполнения ра­бочего хода.

Позuция - это фиксированное положение, занимаемое неизменно закрепленной обрабатываемой заготовкой или собираемой сборочной единицей совместно с приспособлением относительно инструмента или неподвижной "части оборудования для выполнения определенной части операции.

Расчленение на установки и проходы в настоящее время принимается в основном при механической обработке материалов (металла, дерева и др.).

Трудовое движение - это любое функциональное движение работника, выполняемое им в процессе трудовой деятельности(это однократное перемещение рабочего органа человека (руки, ноги, корпуса и т.д.)). Например, «протянуть руку к инстру­менту», «взять (захватить) инструмент».

Трудовое действие - это несколько взаимосвязанных трудовых движений, выполняемых с определенной целью (взять деталь, запустить станок, остановить машину и т.д.).(это логически завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека при неизменных предметах и средствах труда. Например, «взять инструмент», «положить деталь».)

Трудовой прием - представляет собой технологически завершенную часть операции, состоящую из совокупности трудовых действий, имеющих определенное назначение. (законченная совокупность трудовых действий работника, характеризуемая определенным законченным целевым назначением, и представляющая собой технологически завершенную часть операции из нескольких трудовых действий). Например, прием«установить деталь в патрон токарного станка» имеет определенное и законченное целевое назначение: подготовить заготовку к обработке с креплением в патроне. Он включает следующие действия: поднести деталь к патрону и вставить ее в патрон.

Трудовые приемы в зависимости от назначения подразделяются на:

    основные (технологические);

    вспомогательные.

Основные (технологические) приемы предназначены для непосредственного осуществления (реализации) цели данного технологического процесса по изменению физико-химических свойств, формы или положения предмета труда.

Целевое назначение вспомогательных приемов - обеспечение подготовки к выполнению основных приемов.

Приемы объединяются в комплексы приемов. Если приемы объединяются в их технологической последовательности, то создаются технологические комплексы приемов (например, приемы «установить деталь в патроне» и (зажать деталь в патрон» можно объединить в один технологический комплекс «установить деталь в патроне и зажать»).

Если приемы объединяются не по принципу последовательности их выполнения, а по признаку единства (общности) какого-либо фактора, влияющего на их продолжительность, то речь идет о расчетных комплексах. Так, длительность времени на установку и снятие детали одним и тем же спосо­бом определяется, в основном, такими общими факторами, как вес и размер детали. Поэтому можно все приемы по установке и снятию детали объеди­нить в один расчетный комплекс «установка и снятие детали».

Основные элементы трудового процесса - это трудовые приемы, охва­тывающие совокупность трудовых действий, состоящих из трудовых дви­жений. Самые универсальные элементы трудового процесса - трудовые движения. Универсальность трудовых движений и действий определяет их высокую повторяемость. Так, при укладке мармелада в лотки трудовое дей­ствие «взять мармелад» повторяется за смену 4550 раз. Трудовое действие «снять» при центровке детали на вертикально-сверлильном станке повторя­ется 1500 раз и Т.д.

Исследования, проведенные НИИ труда в различных отраслях промыш­ленности, показали, что при одинаковых условиях, составе и последова­тельности движений в трудовых действиях время на их выполнение практи­чески одинаково. Так, затраты времени на выполнение трудового движения «взять предмет» весом до 3 кг одной рукой по группам предприятий раз­личных отраслей промышленности составляли, (сек.):

в машиностроении - 0.56;

в текстильной - 0.5;

в швейной - 0.6;

В пищевой - 0.55.

Трудовые движения, действия и приемы, их состав и последовательность выполнения формируют, определяют метод труда, Т.е. способ выполнения трудового процесса. Отсюда вытекает важность анализа трудовых приемов, действий и, прежде всего, трудовых движений, как первичного, исходного и наиболее универсального элемента трудового процесса, с целью выявления лишних, менее эффективных движений", установления возможности их со­вмещения, изменения траектории и Т.п. и на основе их совершенствования рационализировать сам трудовой процесс в целом и метод его выполнения. Многочисленные системы рационализации труда и микроэлементного нор­мирования основаны на тщательном изучении и анализе трудовых движе­ний.

Для изучения и анализа трудовых движений необходимо знать основные их характеристики, параметры, которые зависят от вида движений. В этих целях производится классификация трудовых движений.

Правильное расположение и компоновка рабочего места , обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования , отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии , обеспечивают наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшают утомляемость и предотвращают опасность возникновения профессиональных заболеваний.  


На формирование рабочей позы в положении сидя влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной поверхности, на которой совершаются трудовые движения. Высоту рабочей поверхности устанавливают в зависимости от характера, тяжести и точности работ. Оптимальная рабочая поза при работе сидя обеспечивается также конструкцией стула размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте. Основные требования к размерам и конструкции рабочего стула в зависимости от вида выполняемых работ приведены в ГОСТ 12.2.032-78 и ГОСТ 21889-76.  

Трудовое движение - это однократное перемещение рабочего органа (пальцев, руки, ноги, корпуса), осуществляемое работником в процессе работы.  

Трудовые движения, действия и приемы формируют метод труда . Метод труда - это система приемов, действий работающего в процессе выполнения работы (производственного задания).  

ТРУДОВОЕ ДВИЖЕНИЕ - однократное перемещение исполнителя или одного из его органов (пальцев, рук, ног, корпуса и т.д.). Напр., протянуть руку, захватить деталь, наклониться, сесть и т.п.  

ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС - совокупность трудовых действий и приемов, осуществляемых в определенной последовательности исполнителем при производстве материальных благ или выполнении иных функций в др. сферах деятельности человека. В целях проектирования рациональных методов труда и его нормирования Т.п. расчленяют на составные части (трудовые движения, действия и приемы).  

Разнообразие задач, решаемых при помощи передвижных агрегатов, предопределило высокую инженерную сложность их конструкций. Это в свою очередь значительно усложнило производственную функцию человека-оператора, конструкцию его профессии, рабочего места , актуализировало инженерно-психологические проблемы в структуре биологического комплекса по ремонту скважин, так как известно, что состав, структура и содержание всякой операторской деятельности определяются той частью технологического процесса , которая закреплена за их рабочим местом и комплексом инженерно-психологических факторов , зависящих от состава и разнообразия трудовых движений, расположения средств индикации, управления, рабочей позы, объема поступающей информации, видов работ.  

Динамическая структура трудовых движений, действий оператора, как правило, чрезвычайно сложна. Нормирование и оптимизация производственной среды только на основании данных статической антропометрии оказываются недостаточными, так как данные о размерах тела и его различных частей не содержат информации о взаимосвязи антропометрических характеристик, структуры и динамики движений, специфичных для каждого вида выполняемой работы, человеко-машинной системы.  

При разработке новых видов технологического оборудования конструктор должен обеспечить максимальную экономию трудовых движений, исключить длительную работу оператора за пределами оптимальной зоны, сохранить за ним право выбора удобной рабочей позы. Он должен знать, что положение сидя предпочтительнее при отсутствии производственной необходимости в частой смене рабочей позы, при выполнении размашистых движений, при величине усилий, не превышающих 5 кгс на обе руки . Человек вообще с меньшими затратами энергии более точно выполняет короткие движения, без резких изменений их скорости, в положении сидя, по направлению справа налево, сверху вниз, на себя.  

Эффективность деятельности бурильщика в значительной степени определяется конструкцией рабочего места (работа сидя, стоя, расположение средств индикации и управления, формы и размеры сидения, зоны досягаемости и обзора и др.). Элементы рабочего пространства формируют и определяют рабочую позу, структуру трудовых движений и трудоемкость деятельности. В зависимости от рабочей позы энергозатраты могут изменяться от 198 до 252 ккал/ч .  

Состав, структура и количество трудовых движений, выполняемых правой и левой рукой при спуске и подъеме бурильной колонны у разных бурильщиков, существенно неодинаковы. Это означает, что одну и ту же работу бурильщики реализуют при разном количестве и сложности рабочих движений.  

Неоднозначно участие левой и правой рук в выполнении производственных операций по спуску и подъему у разных профессионалов. С помощью левой руки бурильщик М выполняет значительно больший объем трудовых движений при меньшем числе и продолжительности интервалов, чем бурильщик Т.  

В качестве исходной единицы функционально-атомистического уровня можно принять акт. Состав, структура, и характер взаимозависимых связей этой элементарной функциональной единицы описаны выше. Показано также, что всякое последующее расчленение этой единицы лишает ее смысла, целостности. Эта единица деятельности, а также трудовые движения, трудовые действия , трудовые приемы, операции, процессы должны служить основой дифференциации труда при эргономической оценке его безопасности.  

Прием - определенное, вполне законченное действие исполнителя, имеющее целью включить или выключить из трудового процесса какой-либо фактор (например, запустить газоперекачивающий агрегат). Трудовое движение - простейшее, поддающееся измерению действие исполнителя (взять ключ, протянуть руку и т. д.). Рабочее место - это зона производства работ, в пределах которой работают участвующие в производственном процессе рабочие и расположены необходимые средства и предметы труда.  

Трудовое движение - простейшее, поддающееся измерению действие исполнителя (взять ключ, протянуть руку и т. д.).  

При изучении трудового процесса в высокомеханизированном и автоматизированном производстве необходимо учитывать ограниченные возможности рационализации трудовых движений и приемов. В этом случае основной целью изучения и рационализации процесса труда является синхронизация во время работы машины и человека, обеспечение перекрытия времени ручной работы машинным временем. Особое внимание должно быть уделено разработке мер по снижению напряженности труда рабочего.  

Метод выполнения трудовых процессов и условия работы подробно описываются в типовых картах организации рабочего места , в технологических операционных картах, в профессиограммах, которые составляются по каждой операции. Важнейшей составной частью описания метода труда является разработка и изложение в письменном виде следующих элементов трудового процесса состава и последовательности трудовых движений применяемого оборудования, технологической оснастки и тары характеристики планировки рабочего места способа перемещения деталей, изделий, заготовок на рабочем месте сведений о материалах, заготовках и полуфабрикатах данных об условиях труда.  

Нормативы времени разрабатывают в зависимости от регламента выполнения отдельных элементов трудового процесса , на которые устанавливают эти нормативы (трудовое движение, трудовое действие , трудовой прием , комплекс приемов, трудовая операция). Объектами разработки нормативов времени могут быть также категории основного, вспомогательного, оперативного, подготовительно-заключительного времени и времени обслуживания рабочего места -Нормативы численности работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимой для выполнения единицы или общего объема работ,обосновывают регламентом этих работ.  

Организационно-технические факторы характеризуют содержание и структуру выполняемых трудовых движений и технологических операций , форму и массу обрабатываемых деталей, расстояние и скорость перемещения изделий, рабочую позу (стоя, сидя и др.), темп труда, коэффициенты занятости работников в течение смены и иные показатели, используемые для оценки затрат труда на рабочем месте . Для выявления воздействия этих факторов могут применяться эргономические показатели работающих.  

Так как прошлая деятельность может быть неэффективной, то стандарты лучше устанавливать на базе хронометрирования и изучения трудовых движений, нежели основываясь на предыдущих результатах.  

Прием - совокупность трудовых движений и действий рабочего. Передовыми приемами называются те, которые выполняются с наименьшим числом движений и при минимальных затратах времени и энергии, т. е. наиболее экономично. У передовых рабочих отсутствуют лишние и приноровительные движения, траектории исполнительных движений короче, преобладают точные решительные движения.  

Эргономическое изучение сложноорганизованных систем, к которым относится комплекс капитального ремонта скважин, возможно только на основе системного подхода , с привлечением современных научных методов . В настоящей работе общая оценка условий труда операторов основной группы выполнялась на основе эргономических контрольных карт . Деятельность, рабочие позы, трудовые движения человека, функционирование отдельных машин, систем, их элементов, планировка рабочего места , компоновка средств отображения информации исследовались при помощи киносъемки, метода плоских маникенов (М 1 10), подсчета количества информации и ее распределение в пределах пульта, мнемосхемы и т. д. Это позволило дифференцировать процесс труда, составить алгоритм спуско-подъемных операций и исследовать его количественно.  

Для биотехнической системы бурения скважин, где объем физической работы остается значительным, исследования биомеханической и двигательно-силовой сфер деятельности представляют особый интерес. Состав и структура трудовых движений, количество, динамические и статические нагрузки и развиваемые усилия изучались нами на буровых установках Уралмаш-ЗД при помощи стереоскопической киносъемки (двумя синхронно действующими камерами по специальной методике при частоте 24 кадра в 1 с) и ганиографического метода с применением трехканального медицинского осциллографа. Жесткое закрепление оптических осей, параллельных друг другу и перпендикулярных к линии базиса (объекта киносъемки), позволило количественно изучать (на основе перспективно-ортогональных сопряженных проекций по кинокадрам, как показано на рис. 48) рабочие позы, траектории перемещения центров тяжести работающих при выполнении отдельных операций, приемы, действия и определять усилия, энергозатраты и др.  

Последующая расшифровка (интерпретация) ганиограмм (записей на ленте) позволяет вычислить количество трудовых движений по каждой оперативной единице деятельности (включить, соединить, перенести), приему, операции в единицу времени и оценить по ним общую эффективность двигательных действий человека. В качестве показателей эффективности используются количество движений и их кинематическая сложность.  

Записи обрабатывались следующим образом. На исследуемом участке кривой, соответствующей спуску или подъему одной свечи, реперными вертикальными линиями четко обозначили четыре названные выше оперции. В интервале каждой операции по каждому сочленению отмечали типичные участки (вогнутость, выпуклость, плотная синусоида, аппликация, частота, амплитуда) осциллограммы. По каждому участку и характерной точке определяли фактическое содержание трудовых движений (действий, приемов и др.) и реализуемую производственную задачу , цель. По отметкам времени оценивали продолжительность выполнения каждого микродвижения, действия, приема, операции. По характеру и величине изменения кривой теоретически можно определить углы поворота рук и суставов, состав, структуру и количество движений. Объем реализуемых движений характеризовался числом и временем их выполнения.  

На вопрос Как часто в Вашей работе встречается операция (прием, трудовое движение), на которой произошел несчастный случай -19,5% бурильщиков и 9% помощников ответили - редко 14,6% и 17,6% -очень редко 26,4% бурильщиков и 18,7% помощников в день несчастного случая впервые выполняли травмоопасную операцию (прием). Оба профессионала указали на большую значимость в их деятельности функции внимания 34% бурильщиков и 32% помощников были травмированы из-за того, что внимание их было отвлечено от реализуемого элемента деятельности 19,5 и 12,2% из-за рассеянности внимания.  

Работы Ф. Тейлора нашли отклик у его многочисленных последователей. Один из них, Ф. Гилбрет, плодотворно развил методику изучения трудовых движений и разработал нормативы времени на выполнение каждого элемента производственных операций.  

По системе МТМ все трудовые движения расчленены на 19 микро-элгментов 8 вариантов движения рук 9 - движений корпуса и ног и 2 - глаз. Всего система содержит 460 нормативов. Система МОДАПТС несколько проще системы МТМ, так как за основу берется модуль - укрупненный комплекс микроэлементов. Эта система имеет только 21 разновидность нормативов.  

Важной особенностью указанных систем является не только классификация трудовых движений, но и классификация и сведение к сравнительно немногим группам разнообразных условий выполнения тру-дсвых движений. Необходимо создать такие группы условий, которые обеспечили бы малые колебания продолжительности трудовых движений. В связи с этим следует подчеркнуть, что микроэлементом считается не вообще движение того или иного рабочего органа, а движение при строго определенных условиях его выполнения, включая сочетание с предыдущими и последующими движениями.Системы микроэлемент-  

Трудовое движение - эго наименьший возможный элемент операции для ее изучения и измерения. Под движением понимается однократное перемещение всего тела рабочего или отдельно рук, кистей рук и т. д. с целью взять (схватить, взяться), переместить (вставить, вынуть, совместить и т. д.) или поддержать предмет Все движения рабочего в процессе труда совмещаются с работой органов чувств и мышления и по характеру выполнения могут быть решительными (короткими) и приноровительными (замедленными).  

Действие состоит из совокупности нескольких движений/ выполняемых рабочим без перерыва. Оно характеризуется одним целевым назначением и состоит из двух и более трудовых движений, например трудовое действие взять гаечный ключ состоит из следующих движений протянуть руку к гаечному ключу (решительное, -переместительное движение) захватить пальцами гаечный ключ (приноровительное движение).  

Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.  

1. Дайте определение политехническому принципу.

2. Охарактеризуйте основные требования политехнического принципа обучения технологии.

3. Какие умения относятся к общетрудовым?

4. Охарактеризуйте общепроизводственные умения.

5. Охарактеризуйте базовые технологии.

6. Какие объекты техники изучаются на занятиях по технологии?

7. Какие технологические процессы изучаются на занятиях по технологии?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

(4 часа)

Цель работы:

− формирование умений поэлементного анализа составных частей технологического процесса;

− выявление основных элементов технологических операций как содержательной части упражнений.

Комплексное исследование технологических процессов позволяет успешно решать проблемы совершенствования содержания, принципов, методов и организационных форм технологической подготовки школьников.

Технологический процесс - это совокупность действий, осуществляемых человеком в ходе создания материальных ценностей или выполнения определенных функций в других сферах человеческой деятельности. Технологический процесс на промышленном предприятии складывается из изучения задания, технической документации, подготовки рабочего места, наладки оборудования, выполнения технологических операций и контроля качества выполняемой работы .

По степени механизации технологические процессы подразделяют на: немеханизированные, частично-механизированные, комплексно-автоматизированные.


Технологический процесс расчленяется на трудовые движения (элементарный акт), трудовые действия, трудовые приемы, трудовые операции. Трудовое движение - это однократное и однородное непрерывное перемещение рабочего или его корпуса, ног, рук, пальцев с целью перемещения или поддержания какого-либо предмета.

Трудовые движения подразделяют на движения пальцев, запястья, предплечья, плеча и корпуса.

Выделяют движения короткие и длинные, горизонтальные и вертикальные, прямолинейные и радиальные, индивидуальные и совмещенные, прерывные и непрерывные, решительные; рабочие и холостые.

Трудовое действие - это комплекс трудовых движений, выполняемых без перерыва одними или несколькими рабочими органами человека (рукой, ногой, корпусом или двумя руками и т. д.). Трудовое действие характеризуется одним целевым назначением-постоянством обрабатываемого материала и применяемого инструмента.

Трудовые действия группируются по следующим функциональным признакам: 1) подготовительные, 2) исполнительные, 3) контрольные, 4) корректирующие.

Критериями высокой организации технологического процесса является доминирование исполнительных действий и минимальная трата времени на вспомогательные действия.

По характеру использования применяемых инструментов и приспособлений различают трудовые действия: 1) обработочные, 2) монтажно-установочные, 3) проверочно-контрольные.

Трудовой прием - это совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществления операции. Выделяют следующие приемы:

Планирования (изучение технической документации и технологического процесса; условия выполнения форм выработки и др.);

Организации рабочего места и ухода за ним;

Рабочие (управление станком; установка деталей и инструментов; обработка, сборка и т. д.); контроля (обеспечение технических требований чертежа, инструкционной, технологической и операционной карт и т. д.).

По технологическому признаку трудовые приемы подразделяют на: основные, вспомогательные и подготовительно-заключительные.

Различают также статические (поза, исходное положение рук, ног и т. д.) и динамические (движения, действия).

Трудовая операция - это элемент трудового процесса, направленного на достижение конкретной цели, и состоящий из одного или нескольких трудовых приемов. Технологическая операция - часть технологического процесса, непрерывно выполняемая на одном и том же рабочем месте при обработке одного и того же продукта труда.

Из трудовых движений, приемов и операций формируется метод труда, под которым принято понимать конкретный комплекс операций и составляющих их элементов, применяющихся при определенной технологии и в данных производственных условиях на рабочем месте.

Учитель технологии должен уметь расчленять операцию на трудовые приемы для последовательного обучения ее элементам, организации учебного процесса, чтобы изученные ранее трудовые приемы повторялись при выполнении новых видов работ и обогащались новым содержанием. Повторяемость трудовых приемов обеспечивает формирование определенных умений и навыков.


Трудовые умения - это способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности.

Они делятся на общетрудовые (планирования, самоконтроля и организации рабочего места), общепроизводственные (обработочные, вычислительные, измерительные, графические, сборочные, монтажные, наладочно-регулировочные и др.) и специальные (установка заготовки и резца у токаря и т. д.)..

Для формирования общетрудовых и общепроизводственных умений учителю технологии необходимо учитывать возможность повтора действий и приемов во время работы. Общетрудовые навыки и умения в результате постоянного углубления, уточнения и закрепления совершенствуются и складываются в систему.

Трудовые навыки - способность человека выполнять безошибочно определенную работу с наименьшими затратами труда и времени, т. е. автоматизированное (без контроля сознания) выполнение трудовых операций.

Различают навыки: двигательные, умственные и сенсорные. Навыки вырабатываются в процессе деятельности и являются составной частью умения, образовавшегося в результате упражнения.

Порядок выполнения работы

2. Проанализировать технологический процесс (по выбору) и заполнить таблицу 1:

Таблица 1

Технологический процесс

Трудовые действия

Трудовые приемы

Трудовые операции

Контрольные вопросы

1. Что такое "технологический процесс"?

2. Из каких элементов состоит "технологический процесс"?

3. Что такое "трудовое движение"?

4. Назовите виды трудовых движений.

5. Что такое "трудовой прием", "трудовое действие", "трудовая операция"?

6. Как классифицируют трудовые умения?

7. Для чего учителю технологии необходимо знать составные элементы технологического процесса?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

(4 часа)

Цель работы:

− формирование представлений о различных дидактических системах;

− анализ возможностей дидактических систем в реализации целей и задач технологической подготовки школьников.

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

В соответствии с этим общим определением под системами трудового обучения понимают различные варианты планирования и организации процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков. Правильный выбор системы обучения с учетом характера педагогических ситуаций позволяет достичь учителю наибольшего эффекта в своей деятельности.

Наиболее известными являются следующие системы производственного обучения: предметная, операционная, операционно-предметная, моторно-тренировочная (система ЦИТ), операционно-комплексная, конструкторско-технологическая.

Предметная система . Основная отличительная черта этой системы заключается в том, что учащийся овладевает совокупностью приемов и операций изготовления определенного ограниченного числа конкретных изделий.

Исторически это самая старая система обучения. Большое распространение она имела в период развития ремесленничества, а также на ранних стадиях промышленного производства, когда техника и технология не были унифицированы. Программой обучения по предметной системе служил перечень изделий. Тем самым предметная система обучения приводила к технической и технологической узости специалиста. Достоинством этой системы было то, что, осваивая умения и навыки, ученик достигал высокой степени мастерства.

В современном массовом производстве возникает необходимость в подготовке высококвалифицированных рабочих редких специальностей. Их обучение ведется по усовершенствованной предметной системе в индивидуальном порядке.

Дальнейшее совершенствование систем производительного обучения было связано с развитием промышленного производства. Переход на массовый выпуск сложной продукции обусловил в организации производства операционное разделение труда. Подготовка к труду должна быть связана не с обучением способам изготовления конкретных изделий, а с формированием приемов выполнения технологических операций. Это привело к возникновению операционной системы производственного обучения.

Операционная система предложена русскими инженерами и, первые три программы по этой системе были сделаны для обучения слесарным, токарным и столярным работам.

Операционная система предлагала две фазы обучения: овладение основными операциями в процессе изготовления учебных объектов (тренировка); применение полученных навыков при изготовлении товарной продукции.

Для первой фазы обучения подбирались специальные учебные объекты. Их последовательность устанавливалась в зависимости от сложности изделия и существующих в производстве переходов от операции к операции.

На второй фазе обучения приемы и навыки выполнения работ совершенствовались непосредственно в процессе производства изделий.

Операционная система отличается универсальностью, облегчает контроль и коррекцию усвоения умений и навыков.

Вместе с тем, операционная система имеет существенные недостатки.

Во-первых, учебный характер объектов, на изготовлении которых ведется обучение, снижает интерес к учению.

Во-вторых, существует временной и содержательный разрыв между теми операциями, которые приходится выполнять при изготовлении товарной продукции. Ученики за время обучения теряют приобретенные навыки.

В трудовом обучении школьников организация процесса формирования умений и навыков по операционной системе целесообразна в том случае, когда требуется повысить уровень подготовки школьников в заданной области деятельности.

Например, перед выполнением производственных работ, связанных с изготовлением изделий по заказам предприятий или перед допуском к управлению техникой (работа на станке, вождение автомобиля).

Моторно-тренировочная система (система ЦИТа) была предложена для подготовки рабочих в нашей стране в конце 20-х годов. В этот период начала индустриализации жители деревни пополнили ряды рабочих. Поэтому институт труда предложил систему подготовки рабочих с учетом низкого уровня их общего образования.

Для этого был проведен тщательный анализ трудовых операций по ряду основных профессий и четко охарактеризовано не только содержание операций, но и особенности работника, отдельных движений рук и тела, даже элементов движений.

Во главу угла этой системы обучения ставилась задача отработки путем специальных тренировок правильного выполнения характерных для трудового процесса движений, затем приемов и операций, что определило название этой системы - моторно-тренировочная.

Система ЦИТа на отдельном этапе развития производственного обучения сыграла свою положительную роль.

Несомненными достижениями были: анализ двигательных составляющих трудового процесса, использование письменных инструкций в методике, применение тренажеров и приспособлений для формирования умений и навыков.

Вместе с тем эта система имела существенные недостатки. Она строго регламентировала в учебном процессе деятельность учителя и ученика. Ученик был оторван от реальных объектов труда.

Система ЦИТа применима в тех случаях, когда идет процесс формирования сложных навыков ручного труда, например, опиливание плоских поверхностей, строгание рубанком, пиление ножовкой и т. д.

Операционно-предметная система возникла в целях устранения формализма в обучении поиск, которого позволял научно организовать учебный процесс, опираясь на познавательный интерес учащихся. Для изготовления производственно-значимых объектов необходимо выполнить 2-3 операции. Постепенно, изготавливая разные объекты, ученик осваивает совокупность предусмотренных программой производственного обучения операций, в результате чего у него формируются соответствующие умения и навыки.

При обучении по этой системе ученик видит реальные, практически значимые результаты своего труда и с большим старанием и прилежанием относится к учению.

Операционно-предметная система не смогла преодолеть такой существенный недостаток, как изолированность овладения отдельными операциями, временной разрыв между процессом формирования и процессом закрепления умений и навыков. Процесс изготовления по строго заданной технологии приводит к тому, что похожие изделия учащиеся не могут выполнить.

Операционно-комплексная система обязана своим появлением процессу совершенствования техники и технологии производства, усложнению характера выпускаемой продукции, необходимости для исполнителя быстрого переключения с одних объектов труда на другие, что потребовало формирования у рабочего "гибких" умений и навыков.

Это, предопределило необходимость разработки соответствующей системы обучения. Операционно-комплексная система производственного обучения возникла в нашей стране в середине 30-х годов, в тот период, когда быстрыми темпами осуществлялось техническое перевооружение промышленности. Требовались рабочие кадры, обладающие высоким профессиональным мастерством и технологической мобильностью.

Операционно-комплексная система включила в себя все лучшее, что имели предыдущие системы. Обучение по этой системе начинается с упражнений по овладению навыками правильного пользования инструментами, приспособлениями и т. п.

Операционно-комплексная система предусматривает несколько этапов работы.

На первом внимание учащихся акцентируется на трудовых движениях, рабочих приемах, организации рабочего места.

Следующий этап связан с обучением учащихся отдельным операциям и комплексным работам. При этом объекты работ могут носить как учебный, так и производственно значимый характер.

Затем учащиеся учатся выполнять освоенные операции в комплексе. Объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы при их изготовлении применялись все освоенные технологические операции в различном сочетании.

На завершающем этапе обучение проводится в условиях реального производства.

При овладении следующей группой операций данная последовательность этапов обучения повторяется.

По этой системе осуществляется трудовое обучение в старших классах на базе УПК.

Эта система требует совершенствования. В операционно-комплексной, как и во всех предыдущих системах, главное внимание уделяется исполнительской части производственного процесса. А такие элементы, как конструирование изготовляемых изделий и планирование технологического процесса, в систему обучения не входят. Поэтому в настоящее время в обучение по этим системам включают творческие элементы.

В связи с этим, возникли технологическая, конструкторско-технологическая системы. В середине 90-х годов начал разработку творческой проектно-технологической системы обучения учащихся технологии.

Использование конструкторско-технологической системы развивает техническое мышление и конструкторские способности учащихся.

Ведущей идеей конструкторско-технологической системы обучения является органическое сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся.

Учащихся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки. Таким образом, учащиеся вначале решают ряд технических вопросов и только после этого переходят к обработке изделий, их сборке и т. д. Следовательно, в данном случае в процессе трудового обучения учащиеся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и решают в связи с этим технические задачи.

Нетрудно заметить, что конструкторско-технологическая система предопределяет содержание лишь интеллектуальной деятельности учащихся, а формирование трудовых практических умений и навыков отходит на второй план.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться со справочно-информационным блоком.

2. Оценить возможности дидактических систем и заполнить таблицу

Таблица

Дидактические системы

Достоинства

Недостатки

Контрольные вопросы

1. Что понимают под системами трудового обучения?

2. Какие системы наиболее известны?

3. Что общего во всех системах трудового обучения?

4. Какая, на Ваш взгляд, наиболее прогрессивная система? Почему?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

АНАЛИЗ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

(4 часа)

Цель работы:

− формирование умений и навыков анализа школьных программ;

− закрепление знаний структуры и содержания программ;

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися, подбирая объекты труда и т. д. Для того чтобы анализировать программу, необходимо знать ее содержание, представлять ее в целом и четко просматривать дидактические связи между разделами.

Порядок выполнения работы

(вариант для технического труда)

1.Ознакомиться с построением и содержанием программы потехнологии в V-VII классах.

2.Выявить цель и указать основные задачи трудового обучения учащихся в V-VII классах.

3.Определить трудовые операции, с которыми учащиеся знакомятся в процессе изучения разделов:

а) «Технология создания изделий из древесных материалов» в V-VII классах;

б) «Технология создания изделий из металлов» в V-VII классах.

4.Подобрать возможные объекты труда при обработке:

а) древесины в V-VII классах;

б) металлов в V-VII классах.

5.Перечислить графические понятия, с которыми знакомятся ученики.

4. Какие объекты труда (по классам) возможны по разделам «Практические работы»?

5. Какие объекты (изделия) могут быть выбраны (по классам) для творческих проектов?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ОБОРУДОВАНИЕМ ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ

(4 часа)

Цель работы:

− ознакомление с требованиями к соблюдению санитарно-гигиенических норм и оборудованию школьных мастерских;

− формирование навыков по анализу состояния материальной базы.

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Учебные мастерские являются необходимым условием эффективного обучения технологии. Задачи технологической под­готовки школьников не могут быть реализованы без хорошо оснащенной учебно-материальной базы.

К материальной базе предъявляют следующие требования:

Соответствие площади мастерских Типовым положениям по количеству учащихся в школе;

Оснащенность оборудованием, инвентарем и материалами по Перечням;

Соблюдение санитарно - гигиенических норм;

Наличие условий безопасного труда учащихся;

Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1, заточные - относятся к оборудованию, их устанавливают в специальных помещениях. Указанные станки оборудуются вентиляционными отсосами.

Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

Требования к мастерским по обработке тканей и кулинарии

Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25% площади).

Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со швейными машинами типа «Чайка-ЗМ», укомплектованными ручным и электрическим приводами, укладками с инструментами.

Рабочими местами коллективного пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование. В мастерской по обработке тканей устанавливается стол или съемный щит для раскроя тканей.

Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться со справочно-информационным блоком.

2. Провести анализ соответствия учебных мастерских ФТиП нормативным требованиям.

4. Оформить отчет в виде таблицы

Таблица

Мастерская ………

Состояние

Помещение (площадь, м)

Размещение учебного оборудования

Организация индивидуальных рабочих мест

Организация мест группового пользования

Организация рабочего места учителя

Оснащение дидактическими материалами

Эстетика интерьера и оформление мастерской

Контрольные вопросы

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы