Вопросы баба яга добро или зло. Детский проект на тему "Баба Яга: добро или зло?" (5 класс). Обратимся к поступкам Бабы Яги

ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»

ШКОЛЬНАЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Баба Яга: добро или зло?

Лашманов Андрей, 5А класс

Сербина Алёна, 5А класс

Руководитель:

Кудрявцева Галина Михайловна,

учитель русского языка

Рязань

2016

Проект «Баба Яга: добро или зло?»

В нашей жизни не хватает доброты. А ведь делать добро – это большое счастье. К сожалению, мы часто встречаем и зло.

На уроке чтения мы часто приводим примеры о добре и зле, рассказываем о добрых и злых героях. Но однажды нам был задан вопрос: Баба Яга-добрая или злая? Мы решили обратиться к русским народным сказкам. Почему именно к ним? В сказках есть добро, и зло; добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга.

Мы выбрали тему проекта «Баба Яга:добро или зло?».

Мы допустили: Баба Яга может быть разной.

Цель проекта: Доказать, что образ Бабы Яги может быть не только злой, но и доброй.

Задачи проекта:

1. Познакомиться с русскими народными сказками, в которых встречается Баба Яга.

2. Познакомиться с образом Бабы Яги.

3. Сравнить поступки Бабы Яги в сказках.

Чтобы выполнить эти задачи, мы проделали следующую работу:

1. Посетили городскую библиотеку имени Сергея Есенина.

2. Прочитали сказки, послушали аудиосказки, в которых встречается Баба Яга.

3. Поработали с толковым словарём и интернетом.

4. Подвели итоги.

Кто же такая Баба Яга?

В Толковом словаре Владимира Ивановича Даля мы прочитали: «Яга –ведьма. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, помелом след заметает. Она ездит за человечьим мясом, похищает детей».

Получается, что Баба Яга злая.

Чтобы узнать лучше образ Бабы Яги, познакомились со сказками:

1. Царевна – лягушка.

2. Финист- ясный сокол

3. Баба- яга.

4. Марья Моревна.

Во всех этих сказках Баба Яга выглядит одинаково. Это–старая некрасивая бабка: у неё сгорбленная спина, нос крючком, волосы нечесаные, длинные ногти, костяная нога; она умеет колдовать. Баба Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках, которая умеет поворачиваться к лесу задом, а пришедшему к ней передом. Но мы заметили, что Баба Яга в некоторых сказках приветливо встречает героев, вкусно угощает, парит в баньке, дает им в дорогу волшебных помощников. Сделали вывод: не такая уж Баба Яга и злая.

Мы сравнили поступки Бабы Яги.

В двух сказках она злая. В сказке «Марья Моревна» она хотела убить Ивана-царевича, в сказке «Баба- яга» - хотела съесть девочку.

Но в других сказках мы увидели и добрые поступки Бабы Яги. В сказке «Царевна-лягушка» она дала совет Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного. А в сказке «Финист-ясный сокол» помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола.

Мы сделали вывод:

Заключение: Таким образом, в ходе своего проекта мы нашли ответ на свой вопрос. Нам очень понравилось читать, слушать сказки. Но самое главное, мы поняли, что нужно всегда внимательно читать книги, чтобы сделать какие-нибудь новые открытия.

Алматинкая область

Илийский район

Средняя школа № 30

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Баба Яга: добро или зло?

Секция: литература

СШ № 30 , 6 класс

Научный руководитель: Калдыбаева Жазира Курмантаевна, учитель,

Введение 3 – 4 стр.

Основная часть

Глава 1.Теоретическая часть

    1. Кто такая Баба Яга? 5 – 6 стр.

      Баба яга в славянской мифологии 7 – 8 стр.

1.3.Образ Бабы Яги в русских народных сказках 9 - 11

1.4Образ Бабы Яги в сказках разных народов мира 12

Глава 2. Практическая часть 13 - 1 8

Заключение 19

Список литературы 20

Приложения:

    Приложение 1. Притча «Два волка» 21

    Приложение 2

Иллюстрации «Йогиня – Матушка» и «Баба Яга» 22

    Приложение 3.

Таблица «Баба Яга в русских народных сказках» 23

    Приложение 4.

Схема «Образ Бабы Яги в сказках народов мира» 24

    Приложение 5. Музей Бабы – Яги 25

Введение

В современном мире проблема добра и зла очень актуальна. В нашей жизни не хватает доброты и бескорыстия. А ведь делать добро – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас ещё от далёких предков. Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда не узнал бы, что такое добро. Всё познаётся в сравнении. Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Здесь, уместно будет вспомнить, притчу о двух волках.

К уроку словесности нам надо было привести примеры о добре и зле из художественной литературы. Я решила обратиться к сказкам. Почему именно к ним?

Сказки входят в жизнь человека в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Со сказками связаны наши первые представления о справедливости, где добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. А те впечатления, которые ребёнок получает в детстве, остаются с ним на всю жизнь.

Я провела опрос среди одноклассников, оказалось, что почти все любят читать сказки.

Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем нам она прекрасно известна с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали нам перед сном. Но многие ли из вас задумывались над тем, зачем она в этих сказках нужна? Так ли страшна Баба Яга, как старались нам её преподнести? Ведь в сказках, как и вообще в любой литературе, продумана каждая мелочь. И не одна деталь не может быть там без уважительной причины. Так зачем же в наших любимых сказках есть Баба Яга? И отражением чего она является: добра или зла?

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно попробовать проанализировать сам персонаж и все детали, которые нам о нём известны. Сделать это несложно, надо лишь внимательно прочитать сказки. Ещё я решила узнать у своих сверстников их мнение о данном образе.

У меня возникло желание узнать больше о Бабе Яге и попробовать доказать, что Баба Яга представляет не только силы зла, ведь многие её поступки говорят об обратном. Я решила провести практические и теоретические исследования:

    Чтение и анализ русских народных сказок, составление таблицы об образе Бабы Яги как представители сил добра или зла;

    Изучение научной литературы и словарей по данной теме;

    Опрос одноклассников и составление диаграмм по результатам опросов;

    Теоретическое сравнение образа Бабы Яги в сказках и мифах;

    Сравнение образа Бабы Яги и похожих персонажей в сказках других народов.

Цель исследования: Доказать, что образ Бабы Яги неоднозначный,

противоречивый, которому присущи и силы добра, и

силы зла.

1.Узнать значение имени Бабы Яги в разных словарях и научных трудах;

2.Проанализировать поступки, которые, совершает Баба Яга в сказках, соотнести их с добром или злом;

3. Познакомиться с мифическим образом Бабы Йоги и перерождением его в образ Бабы Яги.

3. Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение о образе Бабы Яги.

Гипотеза: Мы предположили, что Баба Яга может быть разной.

Предмет исследования: образ Бабы Яги.

Объект исследования: образ Бабы Яги как олицетворение сил добра и зла

Глава 1.Теоретическая часть

    1. Кто такая Баба Яга?

На краю полянки малой,
Вся трава как изумруд.
Там в избушке старой-старой
Кот с Ягою век живут.

Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, мы читали энциклопедии, толковые словари.

Баба – первая часть имени показывает, что она старая женщина.

Ведь наши слова « баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей, намного старше нас.

Современный толковый словарь Ефремовой сообщил, что «баба, бабушка» – это:

1. Мать отца или матери по отношению к их детям.

2. Старая женщина.

Этот же толковый словарь русского языка говорит, что «яга» это:

1 Злая старуха-колдунья как персонаж русских народных сказок.

2. Шуба мехом наружу.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля сказано, что «яга» - «шуба шерстью наружу из жеребячьих шкур; шуба, тулуп, халатного покрою».

Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать». (Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля)

Получается, что Баба Яга - это пожилая женщина, которая наверняка носит шубу мехом наружу и ругается, громко кричит.

Энциклопедия «Мифы народов мира» говорит, что «Баба Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей.

Кроме образов Бабы Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Бабы Яги одна нога – костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она – старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых.

    1. Баба яга в славянской мифологии.

Страшная Баба Яга, да еще на костяной ноге – это тот сказочный персонаж, которого мы знаем с раннего детства!

Существует еще и Русь по-настоящему древняя, со своим укладом, своей культурой, своими языческими богами и ритуалами служения им, и со своими мифическими героями и героинями. Образ Бабы Яги принадлежит мифологическому миру:

    она хозяйка леса, повелительница зверей и птиц;

    всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти;

    богиня-покровительница детей сирот.

Так вот, еще до колобка и репки, до Добрыни Никитича и Соловья Разбойника жила – была прекрасная, юная богиня, с карезелеными роскошными глазами и мягкими длинными русыми косами – Йогиня . Всем она была хороша – и красива, и добра необычайно. А уж какая щеголиха! Самое главное – это ее прекрасные Золотые сапожки, которые носили ее по белу свету. И была у нее особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне, собирая беспризорных детей-сирот. В каждом славянском поселении Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты.

Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-просту - Йогиней- Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.

Йогиня- Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, перевод детей из мирской жизни в другую. Именно из этого мифа перенесено в сказки то, что Баба Яга предлагает своим гостям сесть на лопату и отправляет их в печь.

Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.

Баба Йога (Яга) была полноправной богиней, чей образ почитался нашими предками на ровне с образами других Богов древности. Почему же так изменили образ? Почему пытались превратить образ «добра» в образ «зла»?

Однозначных ответов на эти вопросы нет. Большинство учёных считают, что после христианизации Руси, когда появилась необходимость отвлечь народ от языческого образ красивой молодой Богини, подменили образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей. жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей

1.3.Образ Бабы Яги в русских народных сказках.

Я прочитала одиннадцать русских народных сказки, где говорилось о Бабе Яге:

    Баба Яга и Заморышек.

    Василиса Прекрасная.

    Гуси-лебеди.

    Заколдованная королева.

    Марья – Моревна.

    Морской царь и Василиса Премудрая.

7. Сказка о молодильных яблочках и живой воде.

8. Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что.

9. Терешечка.

10. Царевна – Лягушка.

11. Финист- ясный сокол

В пяти сказках она представляет «зло», в шести сказках - «добро».

Во всех сказках Баба Яга выглядит одинаково . Это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она безобразная: например, в сказке «Финист-Ясный сокол» описана так: «…баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос...». «Царевна-лягушка»: «.. на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-Яга, костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос». «Марья-Моревна»: «… в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос, руки как крюки». А для того, чтобы попасть к Бабе Яге, приходится идти долго, преодолевая разные препятствия. В сказке «Василиса Прекрасная» Василиса шла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы Яги. Марьюшка из сказки «Финист-Ясный сокол» шла чистым полем, шла темным лесом, высокими горами, износила башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала, пока пришла к избушке Бабы Яги. Дом у Бабы Яги – это избушка на курьих ножках. «Огляделся Иван кругом, увидал тропинку и пошёл по ней – авось куда и приведёт. И п...

Лена Рафалович
Исследовательская работа «Баба-яга: добро или зло?»

Отдел образования, спорта и туризма Ивьевского райисполкома

Липнишковский детский сад-средняя школа

БАБА ЯГА : ДОБРО ИЛИ ЗЛО ?

Рафалович Елена Степановна,

воспитатель дошкольной группы

1. Введение…. 3

2. Основная часть… …. 5

2.1. Прототипы Бабы - Яги …. …. 5

2.2. Общая характеристика Бабы Яги…. 6

2.3. Основные образы Бабы Яги в волшебных сказках …. 9

2.4. Оправдание Бабы Яги…. 10

3. Заключение…. 11

Список источников информации…. 12

Приложение…. 13 1. Опрос детей «Баба Яга - положительный персонаж или отрицательный» . 13

2. Ритуальные обряды, связанные с Бабой Ягой…. 14

3. Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребёнка» ….15

1. Введение

Я был в избушке на курьих ножках.

Там всё, как прежде : сидит Яга,

Пищали мыши и рылись в крошках,

Старуха злая была строга.

К. Д. Бальмонт

Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. Сказки добрые , веселые, поучительные. В них очень много положительных героев. Но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Хорошо, что этих героев совсем немного. Но без них тоже нельзя, иначе не было бы сказки. Среди них нас больше всего заинтересовала Баба Яга . Вы помните, как часто вас пугали родители : «Вот не будешь слушаться, прилетит баба Яга и утащит тебя далеко - далеко». И вы боялись, и старались выполнить всё, о чём попросят мама или папа. И никогда не задумывались, а кто же такая Баба Яга ?

И только прочитав много разных сказок, нашли для себя ответ. И оказалось, что бояться-то и некого. Почему? Да потому, что в разных сказках образ Бабы Яги очень разносторонний. Она может быть злой и доброй , хитрой и смешной. Опрос воспитанников старшей дошкольной группы показал : 57 % детей считают Ягу отрицательным персонажем, коварной и злой старухой, 35% - и доброй , и злой, 8 % - положительным персонажем. (Приложение 1)

Кто же эта Баба Яга ? Что в этом существе нас манит и привлекает?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили провести исследование на тему : «Баба Яга : добро или зло

Цель : выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга .

Задачи :

1. Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги и выявить ее добрые и злые поступки .

2. Изучить личность Бабы Яги и общественное мнение о ней.

3. Составить досье на Бабу Ягу.

Гипотеза : предположим, что не так страшна Баба-Яга , как кажется на первый взгляд.

Объект исследования : русские народные сказки, мультипликация, кинематограф.

Предмет исследования : Баба Яга .

Методы исследования :

Анализ литературы;

Сбор информации;

Анкетирование;

Обобщение.

2. Основная часть

2.1. Прототипы Бабы Яги

Кто же она такая - Баба Яга ? Она не всегда была злой, кем же она была?

Одни исследователи считают Ягу обычной злой ведьмой, колдуньей. Другие величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный вход в потусторонний мир. Третьи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда появилась «избушка на курьих ножках» . Но есть и другие мнения.

При раскопках были найдены костяные и каменные женские фигурки. В древние времена Ягу считали прародительницей племени, дух которой обитает среди живущих, оберегает их от бед, помогает в делах и хранит огонь очага - символ благополучия дома. Возможно, фигурки - это первое изображение Бабы Яги. Такая Баба Яга была доброй .

Еще одним прототипом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень.

В древности умерших хоронили в домовинах - домиках расположенных над землей на срубленных деревьях. Люди боялись умерших, их нельзя было тревожить по пустякам, и одновременно приходили просить помощи в трудных ситуациях. Когда открывали отверстие в домовине, то видны были только ноги покойника (Баба Яга - костяная нога ) . Люди верили, что мертвецы летают на гробах – Баба Яга летала на ступе (выдолбленная колода - гроб) . Так что Баба Яга - это умерший предок, мертвец, поэтому ей и пугают, даже забыв, что это значит.

2.2. Общая характеристика Бабы Яги

Баба Яга – это старая сгорбленная старуха. У неё лохматые волосы, нос крючком, железные зубы и длинные руки. Самый четкий признак Бабы-Яги - ее костяная нога.

В сказке «Царевна Лягушка» так пишут про Бабу Ягу : «На печи, на девятом кирпичи, лежит Баба Яга , костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит».

В сказке «Финист – ясный сокол» сказано : «Сидит Баба Яга – костяная нога , ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос».

В сказках она ездит в ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом : «Яга – баба ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж : кто видит ягу, становится нем.». Иногда она может перемещаться, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.

Ступа в славянской мифологии - это транспорт мертвых, не живых людей. В погребальных обрядах древних европейцев ступу и пест клали в могилы еще 4 тысячи лет назад. Метла - специфическое женское средство, связанное, в представлении древних, с магией очистительной силы. Например, по древней традиции, на похоронах весь путь от дома до могилы надо было непременно промести. Иначе умерший найдет путь домой с погоста, вернется, начнет вредить людям.

Возраст Яги точно не известен : некоторые утверждают, что ей около 700 лет, другие говорят – больше. Мы обратились к сказкам.

В сказке «Ненаглядная красота» Баба Яга сама говорит : «Вот уже третью сотню лет доживаю» .

В «Сказке о Василисе и об Иване Горохе» : «Сто двадцать лет в избушке сижу, никуда не выхожу» .

Баба Яга пряжу прядёт , ткёт, чаще всего на печи лежит.

У Бабы Яги есть волшебные предметы. Она владеет ветрами и чудными конями. Обязательным атрибутом Бабы Яги во многих сказках является клубок. Волшебный клубочек, подаренный Ягой герою сказки, сам катится и путь показывает. Кроме клубка Баба Яга иногда даёт героям полотенце, гребень и щётку : если по дороге бросить полотенце, то появится быстрая, глубокая река, а гребень может превратиться в непроходимый дремучий лес.

Если вдруг прекрасный молодец просит Бабу-Ягу приворожить возлюбленную, то своими заклятьями, клюками и метлами Баба Яга вселяет страсть в тело девушки. Она разжигает дикий огонь в 77 медных печах. От того адского пламени в девушке вспыхивает великое желание любви. Она уже без молодца теперь не может ни жить, ни спать, ни пить, ни есть. (Приложение 2)

Есть у Бабы Яги семья. В сказке «Баба Яга » у неё есть сестра, племянница. В сказке «Пойди, туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» есть дочь и зять. В сказке «Золотой конь» есть сестра, а у нее сын Змей Горыныч. Но чаще всего Баба Яга живёт одна в лесу.

Друзья у Бабы Яги тоже есть : Леший, Кикимора, Соловей - разбойник, Черти, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое.

Верные слуги Бабы Яги : кот, Ворон, Гуси-лебеди, змеи, лягушки, ящерицы и всякая нечисть. В сказке «Марья Моревна» даже Кощей у неё три дня пастухом был. В сказке «Василиса Прекрасная» служат ей три всадника белый, красный, чёрный : день, солнце, ночь.

Избушка у Бабы Яги необычная. Она ходит на курьих ножках, узнаёт человеческий голос и слушает команды, может видеть окнами, говорить дверью и думать. Попросит молодец : «Избушка, избушка, повернись ко мне

передом, к лесу задом», и избушка слушается. «И привела тропинка Ивана в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души человеческой. Только стоит избушка одна-одинешенька, об одном окошке, со крутым крыльцом. Стоит, сама собой повертывается».

В «Василисе Прекрасной» вокруг избы забор из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские; вместо дверей – ноги человечьи, вместо запоров – руки». Обычно описание черепов на заборе Яги рассматривают как свидетельство ее людоедства. Ничего подобного. В этой ужасающей наше воображение картине отражен древний культ черепа. Кости и черепа умерших некоторые примитивные народы даже современного времени хранят вместо памяти об умерших предках. И даже кормят их с ложки, как, например, папуасы Новой Гвинеи. Вот и избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста - маленького домика мертвых. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство.

Николай Рерих «Изба смерти» , 1905 г. Саамский амбар. Модель на

территории парка Скансен

(Стокгольм)

Баба Яга , наверное, хорошая хозяйка, у неё под рукой всегда ступа, метла. Она приветливо встречает героя, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы.

2.3. Основные образы Бабы Яги в волшебных сказках

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги.

1. Яга-воительница : сражается с героями и побеждает многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит на верховом коне и сражается подобно богатырю : она выступает против приехавших в её царство богатырей, нападает во главе целого воинства. Её «рать – сила несметная» .

2. Яга – похитительница : в сказках Яга часто похищает детей, стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребёнка» , совершавшийся над больными или слабыми детьми : ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком (Приложение 1) .

3. Яга-дарительница : «…Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая».

4. Яга – советчица : Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре : «Послушай же, ступай по тропинке и дойдешь до пруда, спрячься за дерево и выжидай время».

5. Яга – повелительница : Яге подчиняются силы природы и животный мир, ей подвластны утро и ночь, вихри и вьюги. В народных сказках Яга повелевает волками, медведями, другим лесным зверьем. «Стала Баба Яга спать ложиться и говорит : «Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь».

6. Яга – охранительница (покровительница) : следит с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.

7. Яга – прародительница : мать-бабка для нескольких своих дочерей-внучек-ягишен, хозяйка лесных зверей (аналог лешего) .

8. Яга – певунья : почти во всех сказках Баба Яга поёт песни , частушки.

2.4. Оправдание Бабы - Яги.

Хоть и обвиняют Ягу в кровожадности, но не в одной сказке она не смогла победить ни одного героя. Никто не спорит, были у нее желания, да ничего не вышло. Сообразительные Жихарка или Иванушка, лесную волшебницу всегда обманывают и саму ее отправляют в печь. Баба Яга или ее слуги , гуси-лебеди, не могут догнать даже похищенного ранее малыша. Вот и получается, что преступления не произошло.

А ещё Баба Яга всегда помогает добрым молодцам спасти своих красавиц. Именно к ней приходит Иванушка за помощью, когда ищет Василису Прекрасную. И Баба Яга помогает и ничего за это не требует. Своих гостей она встречает как хлебосольная хозяйка : сначала в баньке помоет, затем накормит, а потом уж и речь о делах ведет. Но не всякому пришедшему к ней открывает Баба Яга путь в царство Кощеево. Как гость себя вел, такой прием и получал. Будет вежлив и трудолюбив – получит и помощь, а нет – угодит на лопату и в печь. Определит вечером задание, а потом обязательно проверит, выполнено ли оно. Нерадивость и лень она не переносит. Если человек добр , силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой из царства Кощеева. Этому нас учат русские сказки и Баба Яга .

3. Заключение

В ходе исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Во время работы пришлось познакомиться с образом Бабы Яги настолько близко, что почти «побывали в гостях в тридевятом царстве» . Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна , но при этом смешна, забавна, отзывчива на чужую беду. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает . А значит, гипотеза наша верна : «Не так страшна Баба Яга , как кажется на первый взгляд» .

Список источников информации

1. Доброе слово . Русские народные сказки / сост.: Л. Н. Теляк. - Минск : «Юнацтва» , 1998. 430с.

2. Дубинина, Д. Н. Путешествие в сказку : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Д. Н. Дубинина. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – (Серия «Мир детства» )

3. Кононенко, А. А. Персонажи славянской мифологии / А. А. Кононенко. – Корсар, 1993. 224с.

4. Мадлевская, Е. Русская мифология. Энциклопедия / Е. Мадлевская, Н. Эриашвили, В. Павловский. – Мидгард, 2005. 151.

5. По щучьему велению / сост.: В. Соколовский. – «Урал-Пресс Лтд» , 1993. 206с.

6. Пралеска : группа «Фантазёры» . Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования : в 5 ч / сост.: А. И. Саченко, Л. А. Саченко. – Минск : Нац. ин-т образования, 2011. – Ч. 1. 111с.

7. Шапарова, Н. Краткая энциклопедия славянской мифологии / Н. Шапарова. – АСС, 2011. 624с.

Интернет ресурсы :

Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: база содержит материалы по различным темам. – Электрон. дан. (122 тыс. файлов, 775 тыс. ст.) . – М., . – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki , свободный.

Какая она – Баба­Яга
Какая она – Баба­Яга
(добрая старушка или
(добрая старушка или
злая ведьма) ?
злая ведьма) ?
ИИ
Что нужно знать, чтобы
Что нужно знать, чтобы
«отправиться в гости
«отправиться в гости
к этой загадочной
к этой загадочной
старушке?»
старушке?»


Я считаю, что Баба­Яга – злая ведьма
­ Она всем вредит
­ Создает на пути трудности
­ Баба­Яга похищает детей
­ Может посадить на лопату и
отправить в печь, чтобы потом
съесть
­ У нее страшный внешний вид
­ Её бояться маленькие дети

1. Как появилась Баба­Яга?
2. Где живет Баба­Яга?
3. Какой характер у Бабы­
Яги?

­ Должна научиться анализировать
сказки
­ Давать характеристики главным
героям произведения
­ Находить полезную информацию
­ Учиться делать выводы
1. Буду искать ответы на вопросы.
2. Подготовленный материал
покажу своим одноклассникам.

1. Изучить данные литературной
энциклопедии
2. Прочитать много русских
народных сказок
3. Посмотреть художественные и
мультфильмы
4. Познакомиться с историческими
сведениями возникновения
образа, старинными ритуалами
5. Встретиться с работниками
библиотеки
6. Провести анкетирование
одноклассников

Родословная Бабы­Яги
Родословная Бабы­Яги
Баба­Яга ­ змея
Человекоподобное существо со змеиным хвостом
Божество, имеющее недостаток в ноге
(хромоногое)
Вполне «очеловеченный» персонаж с костяной ногой
Одноногое
божество

Происхождение имени
«Яга (яга­баба, ягая баба, ягабиха, ягабова,
ягая, ягишница, ягиха, ягишна) – баба­яга,
сказочный персонаж, обитающий в дремучем
лесу; ведьма.
«Баба – Яга, костяная нога, в ступе едет,
пестом упирается, помелом след заметает».
«Баба – Яга их напоила, накормила, в
баню сводила».
М. Власова
«Новая абевега
русских суеверий»

Лесная старуха­
волшебница
Баба­Яга - в славянской мифологии лесная старуха­волшебница, ведьма
. Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБА­ЯГА живет в лесу
в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы - из
человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая
нога, вместо запоров - руки, вместо замка ­ рот с острыми зубами. В печи
БАБА­ЯГА старается изжарить похищенных детей. Она - антагонист
героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из
спины ремень и т.п. В некоторых сказках БАБА ­ЯГА (Яга Ягишна,
словенск. Ежи­ баба) - мать змеев, противников богатыря.
Кроме образов БАБЫ­ЯГИ - воительницы и похитительницы, сказка
знает и образ дарительницы, помощника героя. У БАБЫ­ЯГИ одна нога
костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она - старуха. Связь с
дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа
хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты БАБЫ­ЯГИ,
как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд
перепекания ребенка), согласуются с интерпретацией сказок о ней как о
жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с БАБОЙ­ЯГОЙ,
известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и
других мифологиях.

Баба­Яга живет в избушке на курьих
ножках на границе двух миров (мира
живых и мира мертвых)
Чтобы попасть в избушку – надо ее
повернуть «к лесу задом – к себе
передом), т.е. повернуть к миру живых.
Баба­Яга, выказав свое недовольство,
накормит гостя своей (пищей другого
мира) и истопит баню. Помывшись
в бане, гость смывает с себя «дух
живых».
После этого Баба­Яга признает его за
«своего» и может оказать ему помощь.

Баба­Яга – воительница
Яга ­ похитительница
Яга ­дарительница
Дарит предметы, обладающие
волшебной силой
Яга ­ советчица
Сама ничего не делает,
но указывает, к кому
обратиться за
помощью
Яга ­ повелительница
Повелевает силами природы
и животного мира

Б а б а ­ Я г а в е д а е т
с у д ь б о й
Дарит клубок (путеводную нить)
Дает советы, которые помогают
достичь цель
«Чует сердцем»
Испытывает людей
Б а б а ­ Я г а с в я з а н а с в о з д у ш н о й и
о г н е н н о й с т и х и е й
Поднимает ветер помелом,
свистом
Летает на ступе
Лежит на печи
Связана со смертью и
подземным миром
Связана с ночью и тьмой
Она всегда старая (костяная нога)
Она слепа, не видит, а чует носом
(«русским духом пахнет»)
Живет в избушке без окон и
дверей
(домовине)
Вокруг ее дома ограда из черепов
(12 +1)
Огонь, данный ею, может убить
Похищает детей
Яга – язвить, мучить

Баба­Яга не всегда в русских
Баба­Яга не всегда в русских
народных сказках злая ведьма
народных сказках злая ведьма
Она может быть разной – и
Она может быть разной – и
доброй, и злой
доброй, и злой

Часто она помогает герою, спасает его
Баба­Яга может быть веселой и
смешной
смешной
А иногда даже красавицей
А иногда даже красавицей

Сказочный образ Бабы­Яги возник
в далекой древности
как образ смерти – страшный и
пугающий.
Сказка – продукт своей эпохи, она
изменяется во времени, народная
мысль вносит в ее
повествование свои поправки.
Современная Баба­Яга чаще приходит
на помощь герою, выручая его из
трудных ситуаций.

Сказка
«Волшебная
амфора»
В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что
жители всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а
ребятишек далеко от дома не отпускали.
Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко,
знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина
мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере,
что расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы.
Близко подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков
напускают, то ливни накликают, что дороги назад не найти.
Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу
и попросил сковать ему топор­саморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху
хлеба, топор­саморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители.
Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит! Ведьмы вылетели,
руками машут, иглами засыпают. Но Иванко не растерялся: наклонился и
шепчет: «Топор­саморуб, отруби нечисти голову!» Послушался топор, а Иванко
побежал к оврагу, набрал глины ­ и бежать! Да и топор не отстает. Прибежали
домой, заперли ставни, а топор хозяину рассказывает: «Перебил я почти всю
нечисть, да только главная такой живучей оказалась! Я ей голову оттяпал, а на
ее месте 3 других выросли! Чай Чудищу про нас с тобой уж доложила, так что
беды жди, Иванко!»

Перед закатом юноша собрал народ в свой дом, да и
ждет гостей нечистых. 12 раз пробили часы ­
прилетела нечисть, да не ожидала она только, что
гончар успеет к тому времени амфору слепить.
Обжег он ее в печи – волшебная сила наполнила
сосуд. Стоило только Иванко и его гостям
прикоснуться к сказочной амфоре, как становились
они неуязвимыми для любых злодеев. Вышли
сельчане с амфорой в руках навстречу нечисти.
Светом доброй силы волшебства ослепило ведьм в
один миг. Ничего не видя, разлетелись злыдни в
разные стороны, да и растворились совсем – свет
волшебного сосуда настиг их в пути.
С тех пор уж никто в лес ходить не боится. А Иванко
подарил амфору своей невесте и в скором времени
поженился на Марье. Живут они до сих пор душа в
душу, а сказочная амфора стоит в светлице на
столе: вечером дом освещает, утром вместо солнца
пробуждает.
Вот такая сила у волшебной амфоры из белой глины!

ГОРЕЛЫШЕВА МАРИЯ, 5

Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит.,
1992. – 245 с
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. –
248 с.
http://www.zankovcom/lit­met3.htm ­­ статьи по изучению нар. сказок
http://idea.mosuzedu.ru/ 2005/projects/getannot.php?id=64 – история и
современность в образе Бабы Яги
http://ww.paganism.ru/babayagahtm ­ о происхождении образа
http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml ­ тематические статьи по теме
http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm ­ картинки по
теме
http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba­yaga.htm ­ о славянских мифах
http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm ­ о суевериях и обрядах
http://www.bookshop.ru/docs/13069?
PHPSESSID=­ ­изучение
фольклора в школе
http://www.fio.ru/index.php?id=3156 – на уроках литературы

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы