Факторы среды и общие закономерности их воздействия на живые организмы. Презентация на тему "абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы" Презентация факторы влияющие на живой организм






























Включить эффекты

1 из 30

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы" подготовлена для раскрытия особенности абиотических факторов среды. Данный материал поможет аудитории рассмотреть действие абиотических факторов на живой организм.

  • Хладнокровные животные
  • Теплокровные животны
  • Растения по отношению к свету
  • Светолюбивые растения
  • Теневыносливые растения
  • Наземные растения

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Коврова Т.В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Урок биологиив 9 кл

Учитель биологии

МБОУСОШ №2

ЗАТО г.Большой Камень

Приморский край

Коврова Т.В.

Слайд 2

Экологические факторы

1. Абиотические (факторы неживой природы) – температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф и т.д.

2. Биотические (факторы живой природы) – внутривидовое и межвидовое взаимодействие организмов

3. Антропогенные (факторы влияния человека) – прямое воздействие человека на организмы и воздействие на среду их обитания

Слайд 3

1.температура

3.влажность

4.концентрация солей

5.давление

8.движение воздушных масс

Слайд 4

Температура

Различают животные организмы:

1. с постоянной температурой тела (теплокровные)

2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные).

Слайд 5

Хладнокровные животные

  • Слайд 6

    Теплокровные животные

  • Слайд 7

    Свет

  • Слайд 8

    Растения по отношению к свету

    1. светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.

    2. тенелюбивы

    3. теневыносливые .

    Слайд 9

    Светолюбивые растения

  • Слайд 10

    Тенелюбивые растения

  • Слайд 11

    Теневыносливые растения

  • Слайд 12

    Фотопериод – это продолжительность и интенсивность воздействие света на организмы

    Слайд 13

    Животные, ведущие дневной образ жизни

  • Слайд 14

    Животные, ведущие ночной и сумеречный образ жизни

  • Слайд 15

    Группы растений по отношению к воде

    1. водные растения

    2. околоводные растения (наземно-водные)

    3.наземные растения

    4. растения сухих и очень сухих мест -

    5. суккуленты

    Слайд 16

    Водные и околоводные растения

  • Слайд 17

    Наземные растения

  • Слайд 18

    Растения сухих и очень сухих мест

  • Слайд 19

    Группы животных по отношению к воде

    1. влаголюбивые животные

    2. промежуточная группа

    3. сухолюбивые животные

    Слайд 20

    Влаголюбивые животные

  • Слайд 21

    Промежуточная группа животных

  • Слайд 22

    Сухолюбивые животные

  • Слайд 23

    Приспособленности организмов к колебаниям температуры, влажности и света:

    1. теплокровность животных – поддержание организмом постоянной температуры

    2. зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время

    3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны и отсутствуют все видимые признаки жизни

    4. морозостойкост

    5. состояние покоя – приспособленность многолетних растений, для которых характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности

    6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.

    Слайд 24

    Задание №1

    ладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела).

    Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга.

    Слайд 25

    Задание №2

    Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела).

    Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь.

    Слайд 26

    Задание №3

    Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми.

    Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой, ковыль степной, папоротник орляк.

    Слайд 27

    Задание №4

    Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.

    Слайд 28

    Задание №5

    Выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде.

    Слайд 29

    Задание №6

    Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде.

    Слайд 30

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    �PAGE � �PAGE �12�

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ.

    Урок биологии в 9 классе

    ЦЕЛЬ

    ЗАДАЧИ

    ОБОРУДОВАНИЕ

    УРОК нового материала.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    ХОД УРОКА:

    Организационный момент

    Учитель: Слайд 1 Экологические факторы

    Новый материал

    Учитель: трех абиотических факторов Слайд 3.

    ТЕМПЕРАТУРА. Слайд 4.

    (Сообщение учащихся).

    Ученик 1:

    Различают животные организмы :

    Слайд 5.

    Слайд 6

    Учитель:

    СВЕТ Слайд 7.

    ультрафиолетовое излучение

    длина волны более 0,3 мкм-

    (фотосинтез)

    По отношению к свету растения делят на: Слайд 8.

    светолюбивые Слайд 9

    тенелюбивы е – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц. Слайд 10

    теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения Слайд 11

    Ученик 2: Слайд 12 – фотопериод.

    Движения растений фототропизм.

    Ученик 3:

    Слайд 13

    Животные , активность которых зависит от времени суток , бывают - с Слайд 14

    Учитель:

    ВЛАЖНОСТЬ Слайд 15

    По отношению к воде растения делят: Слайд 16

    водные растения повышенной влажности

    околоводные растения, наземно-водные

    наземные растения Слайд 17

    обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху

    суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела Слайд 18

    По отношению к воде животных делят: Слайд 19

    влаголюбивые животные Слайд 20

    промежуточная группа Слайд 21

    сухолюбивые животные Слайд 22

    Ученик 4: Слайд 23 Виды приспособленностей:

    1. теплокровность –

    2. зимняя спячка – продолжительный

    3. анабиоз –

    4. морозостойкост ь – способность организмов переносить отрицательные температуры

    5. состояние покоя –

    6. летний покой

    Ученик 5:

    Активный путь

    Пассивный путь –

    Ученик 6:

    Учитель

    Учитель

    (Приложение 1)

    1. ЗАДАНИЕ хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела) Слайд 24

    Слайд 25

    Слайд 26

    4. ЗАДАНИЕ Слайд 27

    Слайд 28

    Слайд 29

    5. Выводы урока

    Сделаем вывод,

    Оценки. Спасибо за урок!. Слайд 30

    Приложение 1

    1. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите хладнокровных

    2. ЗАДАНИЕ : Из перечисленных животных назовите теплокровных

    3. ЗАДАНИЕ

    светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента – хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.

    тенелюбивы е – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.

    теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения

    4. ЗАДАНИЕ : Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.

    Сова, ящерица, леопард, окапи, белый медведь, летучая мышь, бабочка.

    5. ЗАДАНИЕ отношению к воде растения делят:

    1. водные растения повышенной влажности

    околоводные растения, наземно-водные

    наземные растения

    растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху

    суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела

    Одуванчик лекарственный, лютик едкий, росянка, василек, кактус, кувшинка, толстянка

    6. ЗАДАНИЕ к воде животных делят:

    влаголюбивые животные

    сухолюбивые животные

    Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, водосвинка, белка, рыба-клоун, бобр.

    Абиотические факторы (неживой природы)

    1.температура

    3.влажность

    4.концентрация солей

    5.давление

    8.движение воздушных масс

    �PAGE � �PAGE �12�

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ.

    АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

    Урок биологии в 9 классе

    Учитель биологии высшей категории МБОУСОШ № 2

    ЗАТО г. Большой Камень Приморский край

    Коврова Татьяна Владимирована

    ЦЕЛЬ : раскрыть особенности абиотических факторов среды и рассмотреть их влияние на живые организмы.

    ЗАДАЧИ : познакомить учащихся с экологическими факторами среды; раскрыть особенности абиотических факторов, рассмотреть влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы; выделить различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотического фактора; выполнить практическое задание по определению групп организмов, в зависимости от абиотического фактора.

    ОБОРУДОВАНИЕ : компьютерная презентация, задания по группам с картинками растений и животных, практическое задание.

    ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА: 45 мин

    УРОК нового материала.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    ХОД УРОКА:

    Организационный момент

    Актуализация знаний. Определение задач урока.

    Учитель: Все живые организмы, населяющие Землю, живут не обособленно, они постоянно испытывают влияние экологических факторов среды. На уроке мы рассмотрим, какие экологические факторы можно выделить и как они влияют на живые организмы. Слайд 1 Экологические факторы – это отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий индивидуального развития. Экологические факторы многообразны. Существует несколько квалификаций, в зависимости от подхода. Это по влиянию на жизнедеятельность организмов, по степени изменчивости во времени, по длительности действия. Рассмотрим классификацию экологических факторов, основанную на их происхождении. (Смотрим на экран, на котором демонстрируется схема экологических факторов) Слайд 2.

    Новый материал

    Учитель: Мы рассмотрим влияние первых трех абиотических факторов среды, так как их влияние более значительно – это температура, свет и влажность. Слайд 3.

    Например, у майского жука личиночная стадия проходит в почве. На него влияют абиотические факторы среды: почва, воздух, косвенно влажность, химический состав почвы – совсем не влияет свет.

    Например, бактерии способны выжить в самых экстремальных условиях – их находят в гейзерах, сероводородных источниках, очень соленой воде, на глубине Мирового океана, очень глубоко в почве, во льдах Антарктиды, на самых высоких вершинах (даже Эвересте 8848 м), в телах живых организмов.

    ТЕМПЕРАТУРА. Слайд 4.

    Большинство видов растений и животных приспособлены к довольно узкому диапазону температур. Некоторые организмы, особенно в состоянии покоя или анабиоза способны выдерживать довольно низкие температуры. В основном организмы живут при температуре от 0 до +50 на поверхности песка в пустыни и до – 70 в некоторых областях Восточной Сибири. Средний диапазон температур находится в пределах от + 50 до – 50 в наземных местообитаниях и от + 2 до + 27 – в Мировом океане. Например, микроорганизмы выдерживают охлаждение до – 200, отдельные виды бактерий и водорослей могут жить и размножаться в горячих источниках при температуре + 80, +88. (Смотрим на экран с презентацией, где показаны разные группы животных) (Сообщение учащихся).

    Ученик 1:

    Различают животные организмы :

    с постоянной температурой тела (теплокровные)

    с непостоянной температурой тела (хладнокровные).

    Организмы с непостоянной температурой тела (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся) Слайд 5.

    Организмы, которые живут в умеренных широтах и подвергаются колебанию температур, хуже переносят постоянную температуру. Резкие колебания – зной, морозы – неблагоприятны для организмов. Животные выработали приспособления для борьбы с охлаждением и перегревом. Например, с наступлением зимы растения и животные с непостоянной температурой тела впадают в состояние зимнего покоя. Интенсивность обмена веществ у них резко снижается. При подготовке к зиме в тканях животных запасается много жира, углеводов, количество воды в клетчатке уменьшается, накапливаются сахара, глицерин, препятствующий замерзанию. Так морозостойкость зимующих организмов увеличивается.

    В жаркое время года наоборот, включаются физиологические механизмы, защищающие от перегрева. У растений усиливается испарение влаги через устьица, что приводит к снижению температуры листьев. У животных усиливается испарение воды через дыхательную систему и кожу.

    Организмы с постоянной температурой тела. (птицы, млекопитающие) Слайд 6

    У этих организмов произошли изменения во внутреннем строении органов, что способствовало их приспособленности к постоянной температуре тела. Это, например –

    4-х камерное сердце и наличие одной дуги аорты, обеспечивающие полное разделение артериального и венозного кровотока, интенсивный обмен веществ благодаря снабжению тканей артериальной кровью, насыщенной кислородом, перьевой или волосяной покров тела, способствующий сохранению тепла, хорошо развитая нервная деятельность). Все это позволило представителям птиц и млекопитающим сохранять активность при резких перепадах температур и освоить все места обитания.

    В природных условиях температура очень редко держится на уровне благоприятности для жизни. Поэтому у растений и животных возникает специальные приспособления, которые ослабляют резкие колебания температуры. У животных, например слонов большая ушная раковина, по сравнению с его предком мамонтом, живущем в холодном климате. Ушная раковина кроме органа слуха выполняет функцию терморегулятора. У растений для защиты от перегрева появляется восковой налет, плотная кутикула.

    Учитель:

    СВЕТ Слайд 7.

    Свет обеспечивает все жизненные процессы, протекающие на Земле. Для организмов важна длина волны воспринимаемого излучения, его продолжительность и интенсивность воздействия. Например, у растений уменьшение длины светового дня и интенсивность освещения приводит к осеннему листопаду. (Смотрим на мультимедийный экран, на котором демонстрируется схема составляющей света)

    ультрафиолетовое излучение

    Видимые лучи инфракрасные лучи длина волны более 0,3 мкм-

    (основной источник (вызывает мутации) 10% лучистой энергии. В

    жизни на Земле) основной источник небольших количествах

    длина волны 0,4-0,75 мкм тепловой энергии необходимы (витамин Д)

    45%-от общего кол-ва 45%-от общего кол-ва

    лучистой энергии на Земле лучистой энергии на Земле

    (фотосинтез)

    По отношению к свету растения делят на: Слайд 8.

    светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента – хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи. Слайд 9

    тенелюбивы е – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц. Слайд 10

    теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения Слайд 11

    Ученик 2: Слайд 12 Важную роль в регуляции активности живых организмов и их развитии играет продолжительность и интенсивность воздействие света – фотопериод. В умеренных широтах цикл развития животных и растений приурочен к сезонам года, и сигналом для подготовки к изменению температуры служит продолжительность светового дня, которая в отличии от других факторов всегда остается постоянной в определенном месте и в определенное время. Фотопериодизм – это пусковой механизм, включающий физиологические процессы, приводящие к росту и цветению растений весной, плодоношению летом, сбрасыванию листьев осенью у растений. У животных к накоплению жира к осени, размножению животных, их миграции, перелету птиц и наступлению стадии покоя у насекомых.

    Движения растений связаны с реакцией на свет, например фототропизм. Экологическое значение – ассимилирующие органы стараются занять положение, при котором растение будет получать оптимальное количество света. Листья «отворачиваются» от избыточного света, а у теневыносливых видов, наоборот, «поворачиваются» к нему.

    Ученик 3: Свет для животных, в том числе и для человека, имеет в первую очередь информационное значение. Он необходим им для ориентации в пространстве. Уже у простейших организмов имеются в клетках чувствительные к свету органеллы. Пчелы своим танцем показывают собратьям путь полета к источнику пищи. Установлено, что фигуры танца (восьмерки) совпадают с определенным направлением по отношению к Солнцу. Доказана врожденная навигационная ориентация птиц, выработанная в процессе естественного отбора в течение длительной эволюции. При весенне-осенних перелетах птицы ориентируются по звездам и Солнцу. В водной среде широко распространена биолюминесценция – способность особей (рыбы, головоногие моллюски) светиться для привлечения добычи, особей противоположного пола, отпугивания врагов и т.д. У животных и одноклеточных организмов наблюдается перемещение в сторону наибольшей (положительный) или наименьшей (отрицательный) освещенности для достижения наиболее подходящего местообитания. Например, ночные бабочки летят на свет в поисках партнера.

    Кроме сезонных, есть еще и суточные изменения режима освещенности, смена дня и ночи определяет суточный ритм физиологической активности организмов. Важное приспособление, которое обеспечивает выживание особи – это своего рода «биологические часы», способность ощущать время. Слайд 13

    Животные , активность которых зависит от времени суток , бывают - с дневным, ночным и сумеречным образом жизни. Слайд 14

    Учитель:

    ВЛАЖНОСТЬ Слайд 15

    Вода – это необходимый компонент клетки, поэтому ее количество в тех или иных местах обитания является ограничивающим фактором для растений и животных и определяет характер флоры и фауны данной местности.

    Избыток влаги в почве приводит к заболачиванию почвы и появлению болотной растительности. В зависимости от влажности почвы видовой состав растительности меняется. Широколиственные леса сменяются мелколиственными, затем лесостепной растительностью, далее низкотравьем, и пустынной. Осадки в течении года могут выпадать не равномерно, живым организмам приходится переносить длительные засухи. Интенсивность растительного покрова, а так же интенсивное питание копытных животных зависит от сезона дождей.

    У растений и животных появились приспособления к разной влажности. Например, у растений – развита мощная корневая система, утолщена кутикула листа, листовая пластинка уменьшена или превращена в иголки и колючки. У саксаула фотосинтез идет зеленой частью стебля. Рост в период засухи у растений прекращается. Кактусы запасают влагу в расширенной части стебля, иголки вместо листьев уменьшают испарение. Растения – эфемеры к началу лета, после кратковременного цветения, могут сбрасывать листья, отмирать наземные части и так переживать период засухи. При этом до следующего сезона сохраняются луковицы, корневища.

    У животных тоже появились приспособленности, позволяющих переносить недостаток влаги. Мелкие животные – грызуны, змеи, черепахи, членистоногие – добывают влагу из пищи. Источником воды может стать жироподобное вещество, например у верблюда. В жаркое время некоторые животные – грызуны, черепахи впадают в спячку, продолжавшуюся несколько месяцев. (Смотрим на экран с презентацией, где показаны разные группы растений и животных)

    По отношению к воде растения делят: Слайд 16

    водные растения повышенной влажности

    околоводные растения, наземно-водные

    наземные растения Слайд 17

    растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху

    суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела Слайд 18

    По отношению к воде животных делят: Слайд 19

    влаголюбивые животные Слайд 20

    промежуточная группа Слайд 21

    сухолюбивые животные Слайд 22

    Ученик 4: Слайд 23 Растения и животные выработали приспособленности к колебаниям температуры, влажности и света. Виды приспособленностей:

    1. теплокровность – поддержание организмом постоянной температуры тела;

    2. зимняя спячка – продолжительныйсон животных в зимнее время года;

    3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни (наблюдается у холоднокровных и у животных зимой и в жаркий период времени);

    4. морозостойкост ь – способность организмов переносить отрицательные температуры

    5. состояние покоя – приспособительное свойство многолетнего растения, для которого характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание наземных побегов у травянистых форм растений и опадение листьев у древесных форм;

    6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь;

    Ученик 5: При всем многообразии форм и механизмов адаптаций живых организмов к воздействию неблагоприятных факторов среды их можно сгруппировать в три основных пути: активный, пассивный и избегание неблагоприятных воздействий. Все эти пути имеют место по отношению к любому экологическому фактору, будь то свет, тепло или влажность.

    Активный путь – усиление сопротивляемости, развитие регуляторных способностей, дающих возможность пройти жизненный цикл и дать потомство, несмотря на отклонения условий среды от оптимальных. Этот путь свойствен теплокровным организмам, но проявляется и у ряда высших растений (ускорение темпов нарастания-отмирания побегов, корней, быстрое цветение).

    Пассивный путь – подчинение жизненных функций организма внешним условиям. Заключается в экономном использовании энергетических ресурсов при ухудшении условий жизни, повышении устойчивости клеток и тканей. Проявляется в снижении интенсивности обменных процессов, замедлении скорости роста и развития, летнем сбрасывании листьев, минимизации растений. Выражен у растений и холоднокровных животных, у млекопитающих и птиц (только у некоторых видов, обладающих способностью впадать в спячку).

    Избегание неблагоприятных условий среды – характерно для всех живых существ. Прохождение жизненных циклов в наиболее благоприятное время года (активные процессы – в вегетационный сезон, зимой – состояние покоя). Для растений – защищенность почек возобновления и молодых тканей снежным покровом, подстилкой; отражение солнечных лучей.

    Ученик 6: Многие мелкие растения переносят низкие зимние температуры, зимуя под снегом, не имея никаких адаптивных черт в виде изменения органов или клеток. Пример – перезимовка мелких растений под слоем опада и снега, полегание с наступлением морозом ветвей кедрового стланика на поверхность, принимая горизонтальное положение, ложится на землю. Весной происходит обратный процесс, но более быстрый. Извилистость стволов каменных берез некоторыми исследователями тоже трактуется, как адаптация вида к холоду. «Извиваясь», ствол дерева еще какое-то время задерживается в более теплом приземном слое. Это имеет место, как на европейском Севере, так и на Севере Дальнего Востока.

    У животных тоже несколько состояний покоя. Спячка – летняя – из-за высоких температур и дефицита воды, зимняя – из-за холода. Не всегда у млекопитающих во время зимнего сна замедляются обменные процессы – у бурых и белых медведей зимой рождаются детеныши. Анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замирают, что признаки жизни отсутствуют. Организм обезвоживается и потому может переносить очень низкие температуры. Анабиоз характерен для спор, семян, высохших лишайников, муравьев, простейших одноклеточных.

    Все животные активно перемещаются в места с более благоприятными температурами (в жару – в тень, в холодные дни – на солнце), скучиваются или рассредоточиваются, во время спячки скручиваются клубком, выбирают или создают убежища с определенным климатом, проявляют активность в определенное время суток.

    Учитель : Исторически приспосабливаясь к абиотическим факторам среды, вступая во взаимоотношения, друг с другом, растения, животные и микроорганизмы распределяются в пространстве по различным средам, формируя самые разнообразные экосистемы (биогеоценозы), в конечном итоге объединяющиеся в биосферу Земли.

    4. Закрепление полученных знаний

    Учитель : Чтобы закрепить полученные на уроке знания проведем практическую работу по группам. Класс делится на 6 групп, ребята двух парт образуют группу. Каждая группа получает лист с заданием.

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ: (Приложение 1)

    Слайд 24

    2. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела) Слайд 25

    3. ЗАДАНИЕ: выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми. Слайд 26

    Слайд 27

    5. ЗАДАНИЕ: выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде. Слайд 28

    6. ЗАДАНИЕ: выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде. Слайд 29

    Через 3 – 4 минуты подготовки, каждая группа ребят, дает устный ответ на свои задание.

    5. Выводы урока

    Сделаем вывод, на все живые организмы, т.е. на растения и животные действуют абиотические факторы среды (факторы неживой природы), особенно температура, свет и увлажненность. В зависимости от влияния факторов неживой природы, растения и животных делят на различные группы и у них появляются приспособленности к влиянию этих абиотических факторов.

    Оценки. Спасибо за урок!. Слайд 30

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Каменский А.А. Криксунов Е.А. Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. – М., Дрофа, 2005.

    Федорос Е.И. Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, - М., Вентана-Граф, 2007.

    Федорос Е.И. Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: практикум для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, - М., Вентана-Граф, 2007.

    Приложение 1

    1. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела). Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга.

    2. ЗАДАНИЕ : Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела). Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь.

    3. ЗАДАНИЕ : Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми. Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой, ковыль степной, папоротник орляк.

    светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента – хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.

    тенелюбивы е – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.

    теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения

    4. ЗАДАНИЕ : Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.

    Сова, ящерица, леопард, окапи, белый медведь, летучая мышь, бабочка.

    5. ЗАДАНИЕ : Выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде. По отношению к воде растения делят:

    1. водные растения повышенной влажности

    околоводные растения, наземно-водные

    наземные растения

    растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху

    суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела

    Одуванчик лекарственный, лютик едкий, росянка, василек, кактус, кувшинка, толстянка

    6. ЗАДАНИЕ : Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде. По отношению к воде животных делят:

    влаголюбивые животные

    промежуточная группа (водно-наземная группа)

    сухолюбивые животные

    Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, водосвинка, белка, рыба-клоун, бобр.

    Экологические факторы, влияющие на организм

    Абиотические факторы (неживой природы)

    1.температура

    3.влажность

    4.концентрация солей

    5.давление

    8.движение воздушных масс

    Биотические факторы (живой природы)

    1.влияние организмов или популяций одного вида друг на друга

    2.взаимодействие особей или популяций разных видов

    Антропогенные факторы (связанные с воздействием человека на природу)

    1.прямое воздействие человека на организмы и популяции, экологические системы

    2.воздействие человека на среду обитания различных видов

    Скачать конспект

    Абиотические факторы среды Презентацию подготовила: ученица 10 «А » класса МБОУ СОШ № 131 Гнездилова Юлия

    Абиотические факторы-это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм(температура, давление, радиационный фон, влажность, состав атмосферы др.)

    Среди абиотических факторов выделяют основные: Климатические (влияние температуры, света и влажности); Геологические (землетрясение, извержение вулканов, движение ледников, сход селей и лавин и др.); Орографические (особенности рельефа местности, где обитают изучаемые организмы).

    Рассмотрим действие основных прямодействующих абиотических факторов: - свет; -температура; -наличие воды. Температура, свет и влажность являются наиболее важными факторами внешней среды. Эти факторы закономерно изменяются как в течение года и суток, так и в связи с географической зональностью. К этим факторам организмы обнаруживают зональный и сезонный характер приспособления.

    Свет как абиотический фактор Солнечное излучение является основным источником энергии для всех процессов, происходящих на Земле. В спектре солнечного излучения можно выделить три области, различные по биологическому действию: - ультрафиолетовая - видимая - инфракрасная

    Ультрафиолетовые лучи с длиной волны менее 0,290 мкм губительны для всего живого, они задерживаются озоновым слоем атмосферы. До поверхности Земли доходит лишь небольшая часть. Эти лучи обладают высокой химической активностью - могут повреждать живые организмы. В небольших количествах они необходимы: под влиянием этих лучей в организме человека образуется витамин Д, а насекомые зрительно различают эти лучи, т.е. видят в ультрафиолетовом свете. Они могут ориентироваться по поляризованному свету.

    Видимые лучи с длиной волны от 0,400 до 0,750 мкм, достигающие поверхности Земли, имеют особенно большое значение для организмов. Зеленые растения за счет этого осуществляют фотосинтез. Для большинства растений и животных видимый свет является одним из важных факторов среды, хотя есть и такие, для которых свет не является обязательным условием существования (почвенные, пещерные и глубоководные виды).

    Инфракрасные лучи с длиной волны более 0,750 мкм глаз человека не воспринимает, но они являются источником тепловой энергии.Эти лучи поглощаются тканями животных и растений, вследствие чего ткани нагреваются. Многие хладнокровные животные используют солнечный свет для повышения температуры тела. Световые условия, связанные с вращением Земли, имеют отчетливую суточную и сезонную периодичность. Почти все физиологические процессы у растений и животных имеют суточный ритм с максимумом и минимумом в определенные часы: например, в определенные часы суток цветок у растений открывается и закрывается, а у животных возникли приспособления к ночной и дневной жизни. Длина дня (или фотопериод), имеет огромное значение в жизни растений и животных.

    Температура как абиотический фактор Все химические процессы, протекающие в организме, зависят от температуры. Изменения тепловых условий, часто наблюдаемые в природе, глубоко отражаются на росте, развитии и других проявлениях жизнедеятельности животных и растений. Различают организмы с непостоянной температурой тела - пойкилотермные и организмы с постоянной температурой тела. – гомойотермные.

    Пойкилотермные животные способны приспосабливаться и к высоким температурам. Это происходит также разными способами: теплоотдача может происходить за счет испарения влаги с поверхности тела или со слизистой верхних дыхательных путей, а также за счет подкожной сосудистой регуляции (например, у ящериц скорость тока крови по сосудам кожи увеличивается при повышении температуры).

    Наиболее совершенная терморегуляция наблюдается у птиц и млекопитающих - гомойотермных животных. В процессе эволюции они приобрели способность поддерживать постоянную температуру тела благодаря наличию четырехкамерного сердца и одной дуги аорты, что обеспечило полное разделение артериального и венозного кровотока; высокого обмена веществ; перьевого или волосяного покрова; регуляции теплоотдачи; хорошо развитой нервной системы. П риобрели способность к активной жизни при разной температуре. У большинства птиц температура тела несколько выше 40 oС, а у млекопитающих - несколько ниже.

    Вода как абиотический фактор Вода играет исключительную роль в жизни любого организма, поскольку она является структурным компонентом. Значение воды в жизни клетки определяется ее физико-химическими свойствами. Вследствие полярности молекула воды способна притягиваться к любым другим молекулам, образуя гидраты, т.е. является растворителем.

    В зависимости от требований, предъявляемых к водному режиму, среди растений различают следующие экологические группы: Гидратофиты – растения постоянно живущие в воде; Гидрофиты - растения лишь частично погружаемые в воду; Гелофиты - болотные растения; Гигрофиты - наземные растения, обитающие в чрезмерно увлажнённых местах; Мезофиты - предпочитают умеренное увлажнение; Ксерофиты - растения, приспособленные к постоянном недостатку влаги; среди ксерофитов различают: Суккуленты - накапливающие воду в тканях своего тела (сочные); Склерофиты - теряющие значительное количество воды.

    Многие животные пустынь способны обходиться без питьевой воды; некоторые быстро и долго могут бегать, совершая длинные миграции на водопой (сайгаки, антилопы, верблюды и др.); часть животных добывает воду из пищи (насекомые, пресмыкающиеся, грызуны). Жировые отложения пустынных животных могут служить своеобразным резервом. Многие животные перешли к ночному образу жизни или скрываются в норах, избегая иссушающего действия низкой влажности и перегрева. В условиях периодической сухости ряд растений и животных переходят в состояние физиологического покоя - растения приостанавливают рост и сбрасывают листья, животные впадают в спячку. Эти процессы сопровождаются пониженным обменом веществ в период сухости.

    Спасибо за внимание!

    «Мониторинг окружающей среды» - Для АТС (0,1- 3 чел. на кв.км) плотность сети на порядок и более ниже критериев ЕС. Полная программа наблюдений предусматривает 4-х разовый отбор проб в сутки – в 1.00, 7.00, 13.00 и 19.00 час. 10. Размещение пунктов наблюдений – жилые и промышленные зоны, районы крупных автомагистралей. 6. 2. 1,2,3,4.

    «Экологическое развитие» - Загрязнение почвы, воды и воздуха. В России – от 20 до 400 1,1 млрд человек на Земле лишены доступа к чистой воде. Так ли устойчив рост за счет наращивания добычи углеводородов? Верит ли общество заверениям в лояльности к природе? Результаты опроса «Что такое экология?». Чем занимается экологическая программа ПРООН?

    «Воздействие экологических факторов на организм» - Частично или полностью безразличны организму. Все приспособления организмов к существованию в различных условиях выработались исторически. Экологические факторы. Абиотические и биотические факторы среды. Предел толерантности. Экологические факторы действуют не по одиночке, а целым комплексом. Оказывают отрицательное воздействие.

    «Защита окружающей среды» - Кафедра химической технологии материалов и изделий сорбционной техники (нанопористых материалов). Международное Агентство по атомной энергии. Срок обучения 5,5 лет. Постоянно модернизируемая научная и техническая база, связи с отечественными и иностранными компаниями. В соответствии с учебным планом на кафедре читаются следующие дисциплины:

    «Экологические факторы среды» - Гигрофильные (влаголюбивые) – калужница болотная, лютик ползучий, мокрицы, комары, стрекозы. По отношению к свету различают следующие виды растений: Иногда тесные взаимоотношения, приносящие пользу обоим участникам, обозначают термином симбиоз. Под пассивной формой понимают использование ресурса, необходимого обоим видам.

    Всего в теме 11 презентаций


    Среда обитания - это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Живые организмы освоили 4 основные среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную и среду самих живых организмов. Приспособление организмов к среде носит название адаптации. Способность к адаптациям - одно из основных свойств жизни вообще, так как обеспечивает самую возможность ее существования, возможность организмов выживать и размножаться. Адаптации проявляются на разных уровнях: от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообществ и экологических систем. Адаптации возникают и изменяются в ходе эволюции видов.


    Экологические факторы Отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы, называются экологическими факторами. Факторы среды многообразны. Они могут быть необходимы или, наоборот, вредны для живых существ, способствовать или препятствовать выживанию и размножению. Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия. Экологические факторы делятся на абиотические, биотические и антропогенные.


    Абиотические факторы Абиотические факторы - температура, свет, радиоактивное излучение, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, ветер, течения, рельеф местности - это все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы.


    Биотические факторы Биотические факторы - это формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм постоянно испытывает на себе прямое или косвенное влияние других существ, вступает в связь с представителями своего вида и других видов - растениями, животными, микроорганизмами, зависит от них и сам оказывает на них воздействие. Окружающий органический мир - составная часть среды каждого живого существа.


    Антропогенные факторы Антропогенные факторы - это формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни. В ходе истории человечества развитие сначала охоты, а затем сельского хозяйства, промышленности, транспорта сильно изменило природу нашей планеты. Значение антропогенных воздействий на весь живой мир Земли продолжает стремительно возрастать.


    Изменения факторов среды Изменения факторов среды во времени могут быть: 1)регулярно-периодическими, меняющими силу воздействия в связи со временем суток или сезоном года, или ритмом приливов и отливов в океане; 2)нерегулярными, без четкой периодичности, например без изменения погодных условий в разные годы, явления катастрофического характера - бури, ливни, обвалы и т.п.; 3)направленными на протяжении известных, иногда длительных отрезков времени, например, при похолодании или потеплении климата, зарастании водоемов, постоянном выпасе скота на одном и том же участке и т.п.


    Экологические факторы среды оказывают на живые организмы различные воздействия, т.е. могут влиять как: -раздражители, вызывающие приспособительные изменения физиологических и биохимических функций; -ограничители, обусловливающие невозможность существования в данных условиях; -модификаторы, вызывающие анатомические и морфологические изменения организмов; -сигналы, свидетельствующие об изменениях других факторов среды.


    Общие закономерности Закон оптимума: каждый фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организмы. Результат действия переменного фактора зависит прежде всего от силы его проявления. Как недостаточное, так и избыточное действие фактора отрицательно сказывается на жизнедеятельности особей. Благоприятная сила воздействия называется зоной оптимума экологического фактора или просто оптимумом для организмов данного вида. Чем сильнее отклонения от оптимума, тем больше выражено угнетающее действие данного фактора на организмы (зона пессимума). Максимально и минимально переносимые значения фактора – это критические точки, за пределами которых существование уже невозможно, наступает смерть. Пределы выносливости между критическими точками называют экологической валентностью живых существ по отношению к конкретному фактору среды. Представители разных видов сильно отличаются друг от друга как по положению оптимума, так и по экологической валентности




    Закон минимума Ю.Либиха (1873): а) выносливость организма определяется слабым звеном в цепи его экологических потребностей; б) все условия среды, необходимые для поддержания жизни, имеют равную роль (закон равнозначности всех условий жизни), любой фактор может ограничивать возможности существования организма.


    Общие закономерности Закон ограничивающих факторов, или закон Ф. Блехмана (1909): факторы среды, имеющие в конкретных условиях максимальное значение, особенно затрудняют (ограничивают) возможности существования вида в данных условиях. Закон толерантности В.Шелфорда (1913): ограничивающим фактором жизни организма может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, диапазон между которыми определяет величину выносливости организма к этому фактору.


    Общие закономерности Неоднозначность действия фактора на разные функции. Каждый фактор неодинаково влияет на разные функции организма. Оптимум для одних процессов может являться пессимумом для других. Правило взаимодействия факторов. Сущность его заключается в том, что одни факторы могут усиливать или смягчать силу действия других факторов. Например, избыток тепла может в какой-то мере смягчаться пониженной влажностью воздуха, недостаток света для фотосинтеза растений - компенсироваться повышенным содержанием углекислого газа в воздухе и т.п. Из этого, однако, не следует, что факторы могут взаимозаменяться. Они не взаимозаменяемы.




    Общие закономерности Правило лимитирующих факторов: фактор, находящийся в недостатке или избытке (вблизи критических точек),отрицательно влияет на организмы и, кроме того, ограничивает возможность проявления силы действия других факторов, в том числе и находящихся в оптимуме. Например, если в почве имеются в достатке все, кроме одного, необходимые для растения химические элементы, то рост и развитие растения будут обусловливаться тем из них, который находится в недостатке. Все другие элементы при этом не проявляют своего действия. Лимитирующие факторы обычно обусловливают границы распространения видов (популяций), их ареалы. От них зависит продуктивность организмов и сообществ. Поэтому крайне важно своевременно выявлять факторы минимального и избыточного значения, исключать возможности их проявления (например, для растений - сбалансированным внесением удобрений).


    Общие закономерности Человек своей деятельностью часто нарушает практически все из перечисленных закономерностей действия факторов. Особенно это относится к лимитирующим факторам (разрушение местообитаний, нарушение режима водного и минерального питания растений и т.п.).


    Общие закономерности Закон максимизации энергии, или закон Одумов: выживание одной системы в соперничестве с другими определяется наилучшей организацией поступления в нее энергии и использования ее максимального количества наиболее эффективным способом.Этот закон справедлив и в отношении информации. Таким образом, наилучшими шансами на самосохранение обладает система, которая в наибольшей степени способствует поступлению, выработке и эффективному использованию энергии и информации. Любая природная система может развиваться только за счет использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей среды. Абсолютно изолированное развитие невозможно.


    Общие закономерности Правило лимитирующих факторов: фактор, находящийся в недостатке или избытке (вблизи критических точек),отрицательно влияет на организмы и, кроме того, ограничивает возможность проявления силы действия других факторов, в том числе и находящихся в оптимуме. Например, если в почве имеются в достатке все, кроме одного, необходимые для растения химические элементы, то рост и развитие растения будут обусловливаться тем из них, который находится в недостатке. Все другие элементы при этом не проявляют своего действия. Лимитирующие факторы обычно обусловливают границы распространения видов (популяций), их ареалы. От них зависит продуктивность организмов и сообществ. Поэтому крайне важно своевременно выявлять факторы минимального и избыточного значения, исключать возможности их проявления (например, для растений - сбалансированным внесением удобрений).


    Следствия правила лимитирующих факторов а) абсолютно безотходное производство невозможно, поэтому важно создавать малоотходные производства с малой ресурсоемкостью как на входе, так и на выходе (экономность и незначительные выбросы). Идеальным на сегодняшний день являются создание циклического производства (отходы одного производства служат сырьем для другого и т.д.) и организация разумного захоронения неизбежных остатков, нейтрализация неустраняемых энергетических отходов;


    Следствия правила лимитирующих факторов б) любая развитая биотическая система, используя и видоизменяя среду жизни, представляет потенциальную угрозу менее организованным системам. Поэтому в биосфере невозможно повторное зарождение жизни - она будет уничтожена существующими организмами. Следовательно, воздействуя на среду обитания, человек должен нейтрализовать эти воздействия, поскольку они могут оказаться разрушительными для природы и самого человека.


    Общие закономерности Закон ограниченности природных ресурсов. Правило одного процента. Поскольку планета Земля представляет собой естественное ограниченное целое, то на ней не могут существовать бесконечные части, поэтому все природные ресурсы Земли являются конечными. К неисчерпаемым ресурсам можно отнести энергетические, полагая, что энергия Солнца дает практически вечный источник получения полезной энергии. Ошибка здесь заключается в том, что при таких рассуждениях не учитываются ограничения, накладываемые самой энергетикой биосферы. Согласно правилу одного процента изменение энергетики природной системы в пределах 1 % выводит ее из равновесного состояния. Все крупномасштабные явления на поверхности Земли (мощные циклоны, извержения вулканов, процесс глобального фотосинтеза) имеют суммарную энергию, не превышающую 1 % от энергии солнечного излучения, падающего на поверхность Земли. Искусственное же привнесение энергии в биосферу в наше время достигло значений, близких к предельным (отличающихся от них не более чем на один математический порядок - в 10 раз).




    Световой режим Солнечная радиация. Всем живым организмам для осуществления процессов жизнедеятельности необходима энергия, поступающая извне. Основным источником ее является солнечная радиация, на которую приходится около 99,9 % в общем балансе энергии Земли. Если принять солнечную энергию, достигающую Земли, за 100%, то примерно 19% ее поглощается при прохождении через атмосферу, 33 % отражается обратно в космическое пространство и 47% достигает земной поверхности в виде прямой и рассеянной радиации. Прямая солнечная радиация - это континуум электромагнитного излучения с длинами волн от 0,1 до нм. На ультрафиолетовую часть спектра приходится от 1 до 5 %, на видимую - от 16 до 45 % и на инфракрасную - от 49 до 84 % потока радиации, падающего на Землю. Распределение энергии по спектру существенно зависит от массы атмосферы и меняется при различных высотах Солнца. Количество рассеянной радиации (отраженные лучи) возрастает с уменьшением высоты стояния Солнца и увеличением мутности атмосферы. Спектральный состав радиации безоблачного неба характеризуется максимумом энергии в нм.


    Световой режим Действие разных участков спектра солнечного излучения на живые организмы. Среди ультрафиолетовых лучей (УФЛ) до поверхности Земли доходят только длинноволновые (нм), а коротковолновые, губительные для всего живого, практически полностью поглощаются на высоте около км озоновым экраном - тонким слоем атмосферы, содержащим молекулы О 3. Длинноволновые УФЛ, обладающие большой энергией фотонов, имеют высокую химическую активность. Большие дозы их вредны для организмов, а небольшие необходимы многим видам. В диапазоне нм УФЛ оказывают мощное бактерицидное действие и вызывают у животных образование из стеролов антирахитичного витамина D; при длине волны нм - у человека загар, который является защитной реакцией кожи. Инфракрасные лучи с длиной волны более 750 нм оказывают тепловое действие.


    Световой режим Видимая радиация несет приблизительно 50% суммарной энергии. С областью видимой радиации, воспринимаемой человеческим глазом, почти совпадает физиологическая радиация (ФР) (длина волны нм), в пределах которой выделяют область фотосинтетически активной радиации ФАР (нм). Область ФР можно условно разделить на ряд зон: ультрафиолетовую (менее 400 нм), сине-фиолетовую (нм), желто-зеленую (нм), оранжево-красную (нм) и дальнюю красную (более 700 нм).






    Температурные условия Температура отражает среднюю кинетическую скорость атомов и молекул в какой-либо системе. От температуры окружающейсреды зависит температура организмов и, следовательно, скорость всех химических реакций, составляющих обмен веществ. Поэтому границы существования жизни - это температуры, при которых возможно нормальное строение и функционирование белков, в среднем от 0 до +50 °С. Однако целый ряд организмов обладает специализированными ферментными системами и приспособлен к активному существованию при температуре тела, выходящей за указанные пределы.




    Влажность Протекание всех биохимических процессов в клетках и нормальное функционирование организма в целом возможны только при достаточном обеспечении его водой - необходимым условием жизни. Дефицит влаги - одна из наиболее существенных особенностей наземно- воздушной среды жизни. Вся эволюция наземных организмов шла под знаком приспособления к добыванию и сохранению влаги. Режимы влажности среды на суше очень разнообразны - от полного и постоянного насыщения воздуха водяными парами в некоторых районах тропиков до практически полного их отсутствия в сухом воздухе пустынь. Велика также суточная и сезонная изменчивость содержания водяных паров в атмосфере. Во-дообеспечение наземных организмов зависит также от режима выпадения осадков, наличия водоемов, запасов почвенной влаги, близости грунтовых вод и т. п. Это привело к развитию у наземных организмов множества адаптации к различным режимам водообес-печения.




    Воздух как экологический фактор Плотность воздуха. Низкая плотность воздуха определяет его малую подъемную силу и незначительную опорность. Обитатели воздушной среды должны обладать собственной опорной системой, поддерживающей тело: растения - разнообразными механическими тканями, животные - твердым или значительно реже гидростатическим скелетом. Кроме того, все обитатели воздушной среды тесно связаны с поверхностью земли, которая служит им для прикрепления и опоры. Жизнь во взвешенном состоянии в воздухе невозможна.


    Плотность воздуха Правда, множество микроорганизмов и животных, споры, семена и пыльца растений регулярно присутствуют в воздухе и разносятся воздушными течениями, многие животные способны к активному полету, однако у всех этих видов основная функция их жизненного цикла - размножение - осуществляется на поверхности Земли. Для большинства из них пребывание в воздухе связано только с расселением или поиском добычи.


    Плотность воздуха Малая плотность воздуха обусловливает низкую сопротивляемость передвижению. Поэтому многие наземные животные использовали это свойство воздушной среды в ходе эволюции, приобретя способность к полету. К активному полету способны 75 % видов всех наземных животных, преимущественно насекомые и птицы, но встречаются летуны и среди млекопитающих и рептилий. Летают наземные животные в основном с помощью мускульных усилий, но некоторые могут и планировать за счет воздушных течений.


    Воздух как экологический фактор Газовый состав воздуха. Кроме физических свойств воздушной среды для существования наземных организмов чрезвычайно важны ее химические особенности. Газовый состав воздуха в приземном слое атмосферы довольно однороден в отношении содержания главных компонентов (азот - 75,5, кислород - 23,2, аргон - 1,28, углекислый газ - 0,046%) благодаря высокой диффузионной способности газов и постоянному перемешиванию конвекционными и ветровыми потоками. Кислород из-за постоянно высокого его содержания в воздухе не является фактором, лимитирующим жизнь в наземной среде.


    Газовый состав воздуха Низкое содержание углекислого газа тормозит процесс фотосинтеза. В условиях закрытого грунта можно повысить скорость фотосинтеза, увеличив концентрацию углекислого газа; этим пользуются в практике тепличного и оранжерейного хозяйства. Однако излишнее количество CO 2 приводит к отравлению растений. Азот воздуха для большинства обитателей наземной среды представляет инертный газ, но ряд микроорганизмов (клубеньковые бактерии, азотобактерии, клостридии, сине-зеленые водоросли и др.) обладают способностью связывать его и вовлекать в биологический круговорот.


    Газовый состав воздуха Местные примеси, поступающие в воздух, также могут существенно влиять на живые организмы. Это особенно относится к ядовитым газообразным веществам - метану, оксиду серы, оксиду углерода, оксиду азота, сероводороду, соединениям хлора, а также к частицам пыли, сажи и т.п., засоряющим воздух в промышленных районах. Основной современный источник химического и физического загрязнения атмосферы - антропогенный: работа различных промышленных предприятий и транспорта, эрозия почв и т.п.


    Воздух как экологический фактор Кислородный режим воды. В насыщенной кислородом воде содержание его не превышает 10 мл в 1 л, это в 21 раз ниже, чем в атмосфере. Поэтому условия дыхания обитателей водной среды значительно усложнены. Кислород поступает в воду в основном как продукт фотосинтеза, осуществляемого водорослями, и путем диффузии из воздуха. Поэтому верхние слои водной толщи, как правило, богаче этим газом, чем нижние. С повышением температуры и солености воды концентрация в ней кислорода понижается. В слоях, более заселенных животными и бактериями, может создаваться резкий дефицит О 2 из-за усиленного его потребления. Например, в Мировом океане богатые жизнью глубины от 50 до 1000 м характеризуются резким ухудшением аэрации: она в раз ниже, чем в поверхностных водах, заселенных фитопланктоном. Около дна водоемов условия могут быть близки к анаэробным. Особенности почвы. Почва представляет собой рыхлый тонкий поверхностный слой суши, контактирующий с воздушной средой. Почва представляет собой не просто твердое тело, как большинство пород литосферы, а сложную трехфазную систему, в которой твердые частицы окружены воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, и поэтому в ней складываются чрезвычайно разнообразные условия, благоприятные для жизни множества микро- и макроорганизмов.


    Особенности почвы В почве температурные колебания по сравнению с приземным слоем воздуха сглажены, а наличие грунтовых вод и проникновение осадков создают запасы влаги и обеспечивают режим влажности, промежуточный между водной и наземной средами. В почве концентрируются запасы органических и минеральных веществ, поставляемых отмирающей растительностью и трупами животных. Все это определяет большую насыщенность почвы жизнью. В почве сосредоточены корневые системы наземных растений


    Особенности почвы В среднем на 1 м 2 почвенного слоя приходится более 100 млрд клеток простейших, миллионы беспозвоночных коловраток и тихоходок, десятки миллионов нематод - круглых червей, десятки и сотни тысяч клещей и первичнобескрылых насекомых, тысячи других членистоногих, десятки и сотни дождевых червей, моллюсков и прочих беспозвоночных. 1 см 2 почвы содержит десятки и сотни миллионов бактерий, микроскопических грибов и других микроорганизмов. В освещенных поверхностных слоях в каждом грамме обитают сотни тысяч фотосинтезирующих клеток зеленых, желто-зеленых, диатомовых и сине-зеленых водорослей.


    Почва как промежуточная среда По целому ряду экологических особенностей почва является средой, промежуточной между водной и наземной. С водной средой почву сближают ее температурный режим, пониженное содержание кислорода в почвенном воздухе, насыщенность его водяными парами и наличие воды в других формах, присутствие солей и органических веществ в почвенных растворах, возможность двигаться в трех измерениях. С воздушной средой почву сближают наличие почвенного воздуха, угроза иссушения в верхних горизонтах, довольно резкие изменения температурного режима поверхностных слоев.


    В. И. Вернадский отнес почву к "биокосным" телам природы, подчеркивая насыщенность ее жизнью и неразрывную связь с нею.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы ООШ №11 с. Прасковея учитель биологии: Киреева Т.М. урок биологии в 9классе

    План урока: Среда обитания (понятие и определение) Типы сред обитания и приспособленность к живых организмов к ним Наземно-воздушная Водная Почвенная 3. Экологические факторы Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенные факторы 4. Вывод, проверка знаний

    Определение: Среда обитания - совокупность условий, в которых обитает организм. Место обитания – наиболее благоприятные условия среды обитания.

    НАЗЕМНО - ВОЗДУШНАЯ СРЕДА

    ВОДНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ

    ПОЧВЕННАЯ СРЕДА

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Абиотические (Свет, вода, температура) Биотические (Другие живые организмы) Антропогенные (Влияние человека) ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

    ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Как вы думаете, почему сказка называется «Грустная история?» Как люди вели себя в сказке? А как вы будете вести себя в лесу? А на другой природной территории? Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. К чему это может привести.

    ЗАДАНИЕ В три колонки написать слова согласно среде обитания: корень моркови лиса, медуза, водоросли, ель, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, червяк, морская звезда, личинка майского жука

    ОТВЕТ корень моркови, крот, червяк, личинка майского жука лиса, ель, гриб, медведь, водоросли, акула, медуза пингвин, морская звезда,

    ЗАДАНИЕ Распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения, дождь

  • Популярные статьи

    © 2024 sistemalaki.ru
    Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы