Как человек заглянул в подводный мир. История исследования океанских глубин, перспективы их освоения Перспективы океанских глубин в наше время

Около 90% морского дна по нынешний день не освоено, но в последние годы полным ходом идет прогресс в разработке способов покорения океана. Наводные суда по-прежнему выполняют роль первой степени. Можно узнать многое, везя приборы на буксире корабля, собирая различные образцы в емкости, поднимая исследовательские материалы со дна океана. Буйки, расположенные недалеко от берега передают и обрабатывают информацию, переданную по радио; космические спутники сообщают такие данные, как появление ледяного покрова, изменение температуры, высоты волн.
Маленькая, маневренная аппаратура для исследования морских глубин стала разрабатываться из-за нужды в морской нефти. Ученый Жак Кусто смоделировал и построил самый первый аппарат, носящий название «Ныряющее блюдце» в 1959 году. Аппаратура для исследования морских глубин состоит из наружной обивки, способной выдерживать большое давление на глубине, иллюминаторов, наружного переднего освещения, камер различных манипуляторов, и других датчиков.

Не малую пользу под водой приносят роботы или устройства с управлением, обычно привязанным к кораблям, с которых идут команды посредством радиоволн. Подводные аппараты и устройства с управлением на дистанции используются для прокладки трубопроводов, а так же для работ по ремонту, фотографии, сбору проб со дна, высадки ныряльщиков на глубине и многих других подводных операций.
Подводные лодки.
На океанической поверхности балластные цистерны подводной лодки полны воздуха. При погружении открываются клапаны цистерн, выпуская содержащийся там воздух, а потом вода заполняет их через отверстие в днище лодки. Для того чтобы оказаться на поверхности, в верхнюю часть цистерн впрыскивают сжатый воздух под огромным давлением, вытесняя воду. Как правило, на подводных лодках используют дизельные двигатели у поверхности воды и батареи на аккумуляторах при погружении на большие глубины. Атомные подводные лодки могут обходиться без дозаправки топливом месяцами. Пресная вода и кислород для экипажа добываются из моря. Самая первая на земле атомная подводная лодка под названием «Наутилус» была сделана в США в 1954 году, которая совершила путешествие через весь Северный полюс под кромкой льда. Аппаратура для исследования морских глубин в виде атомных подводных лодок остается популярна и по сей день.
Глубоководное погружение.
Батисфера, подвешенное на тросах, должно иметь крепкую наружную обшивку, чтобы выдерживать давление воды, средства для управления подъемной силой и регуляции расстояния до поверхности, а так же систему двигателей. Батисфера являлась неким стальным тяжелым шаром, который можно было бы спускать и поднимать на тросе с самого судна. Батисфера достигла наибольшей для того времени глубины в 30-х годах XX века - 900 метров. Такая аппаратура для исследования морских глубин , как Батискаф FNRS-З, снабжался двигателем на бензине и сбрасывал с борта железные ядра, при нужде подъема на поверхность. А в 1960 году батискаф «Триест» с размером экипажа в три человека в 1960 году смог погрузится на 11 300 метров и достичь дна Марианской впадины, самой глубокой точки Мирового океана.
Путешествия Челленджера.
Судно «Челленджер» совершило множество глубоководных исследований более чем в 300местах всех океанов. Проводились замеры глубины с помощью эхолота, а так же были взяты пробы отложений у дна, воды и образцы различных видов животных и растений. Аппаратура для исследования морских глубин , которой пользовались на Челленджере, показалась бы сегодня чрезвычайно примитивной, но собранная тогда информация смогла обеспечить основу для большого разнообразия сегодняшних сведений о мировом океане.

Исследование морских глубин. Человек начал осваивать подводный мир ещё в глубокой древности. Опытные, хорошо тренированные ныряльщики (собиратели жемчуга),задерживая дыхание на 1-2 мин, погружались без всяких приспособлений на глубину (а иногда и более) метров.


Для увеличения времени пребывания под водой люди вначале использовали дыхательные трубки из тростника, кожаные мешки с запасом воздуха, а также «водолазный колокол» (в верхней части которого при погружении в воду образовывалась «воздушная подушка», из которой человек получал воздух.




На глубине, превышающей 1,5 м, можно дышать только таким воздухом, который сжат до давления, равного давлению воды на данной глубине.На глубине, превышающей 1,5 м, можно дышать только таким воздухом, который сжат до давления, равного давлению воды на данной глубине.


В 1943 г французами Ж. Кусто и Э. Ганьяном был изобретен акваланг- специальный аппарат со сжатым воздухом, предназначенный для дыхания человека под водой. Благодаря этому изобретению плавание под водой стало увлекательным и распространенным видом спорта.


Акваланг позволяет находиться под водой от нескольких минут (на глубине около 40 м) до часа и более (на небольших глубинах). Спуски с аквалангом на глубины более 40 м не рекомендуются т.к. вдыхание воздуха, сжатого до большого давления, может привести к азотному наркозу. У человека нарушается координация движений, мутится сознание.










Батискаф не связан тросом с кораблем и представляет собой автономный (самоходный) аппарат. Первый батискаф был построен и испытан швейцарским ученым О. Пиккаром в1948 г. В январе 1960 г. сын ученого Ж. Пиккар вместе с Д. Уолшем достигли на батискафе дна Марианского желоба в Тихом океане. Его максинальная глубина (измеренная в 1957 г. советским исследовательским судном «Витязь») составляет м.

Изучение подводного мира интересовало человека с древнейших времен, многие энтузиасты сложили свои головы, изучая подводный мир. В этой статье, мы хотим рассказать о тех людях, без которых современный дайвинг был бы невозможен. , это не только те, кто начал осваивать морские глубины непосредственно находясь в море или океане, но и писатели, изобретатели, люди, которые внесли огромный вклад в развитие экстремального, и в тоже время такого увлекательного вида спорта и отдыха, как дайвинг.

Они были первые:

Первым писателем, рассказавшем миру о подводном плавании, был Геродот, который жил в V веке до нашей эры. Он поведал о герое-греке Склий из Сикеона. Склий добрался вплавь до персидской флотилии во время Греко-персидских войн. Никем не замеченный и дыша через тростниковую трубку, он перерезал якорные канаты вражеских кораблей, чем изрядно попортил настроение персидскому царю Ксерксу Первому. Ну и конечно, первым читателем была его жена.

Первопроходец, нарисовавший дыхательную трубку, баллон и ласты, был великий Леонардо да Винчи. По его задумке, ласты должны были надеваться через руки ныряльщика.

Эдмунд Галлей, был первым астрономом в изучении подводного мира. Помимо того, что он открыл известную комету Галлея, этот ученый первым запатентовал устройство водолазного колокола, хотя различные варианты этих устройств использовались и ранее, еще со времен Александра Македонского. Колокол Галлея, напоминал огромный перевернутый стакан, который устанавливался на дно водоема. Затем, с помощью сложной системы, внутрь доставлялись герметично запечатанные бочки с воздухом. Когда ныряльщик открывал бочку внутри колокола, воздух выходил и постепенно вытеснял воду. Таким образом, человек под колоколом мог ходить по морскому дну и осматривать его.

Александр Македонский – исследователь, первыйспустившийся под воду. Аристотель писал, что во время осады Тира, Александр спускался под воду с помощью устройства, напоминавшего водолазный колокол, для проверки боновых заграждений неприятеля.

Первым крестьянином, который решил изучать подводный мир , был житель села Покровское Ефим Никонов. В 1719 году он предложил деревянный шлем для плавания под водой и кожаный костюм.

Чарльза Энтони Дина и его брата Джона, можно назвать первопроходцами-пожарными в истории подводного плавания. Они в 1823 году, запатентовали защитный шлем для английских пожарных, который затем, после незначительной модификации стал использоваться водолазами.

Американец Гай Гилпатрик изобрел очки для плавания. Он стал использовать очки пилотов, смазывая их для водонепроницаемости оконной смазкой.

Возможно вас заинтересуют похожие статьи:

Жизнь в Арктике

Сборщики меда в тропиках

Жизнь на деревьях

Первые ласты, маска и трубка появились в 20-30-е годы 20 века. Изобретателем маски для плавания считают русского инженера А. Крамаренко, который жил в то время в Ницце. До него ныряльщики использовали скафандры со шлемом, или плавательные очки. Но в очках было неудобно погружаться на большую глубину, из-за того, что при погружении, давление воды постепенно увеличивалось, а внутри очков оставалось прежним. Крамаренко предложил использовать маску вместо очков, закрывающую не только глаза, но и нос. Это позволило выравнивать давление простым выдохом внутрь маски.

В 1856 году, были сделаны первые снимки подводного мира. Сделал их, во время испытаний в Балтийском море, с борта подводной лодки ” Черный принц “, немецкий изобретатель Вильгельм Бауэр.

Изучение подводного мира было-бы невозможно без изобретения акваланга!

Первыми создателями первого акваланга, считаются Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян. Они в 1942 году разработали, а в 1943 году, запатентовали устройство для дыхания под водой и назвали его акваланг. А история этого изобретения началась с того, что молодой французкий офицер Жак-Ив Кусто женился по счастливой случайности на дочери одного из крупнейших владельцев французкой корпорации по производству бытового газа ” Air Liquide “ . В 1942 году Франция была оккупирована Германией, и весь бензин забирался на нужды Третьего рейха. Но французы все равно желали перемещаться на автомобилях не ограничивая себя в возможностях, и в лабораториях Air Liquide, была разработана система подачи газа в двигатель. Изобрел ее, штатный инженер компании Эмиль Ганьян.

Жак-Ив Кусто и предложил ему совместно создать систему дыхания под водой. Основное отличие акваланга от предыдущих прототипов состояло в том, что дыхательная сисема подавала воздух, автоматически выравнивая его давление с окружающей средой, и ныряльщик на любой глубине получал воздух, под необходимым давлением для вдоха. А само слово ” акваланг ” состоит из двух слов- латинского aqua (вода) и немецкого lunge (легкое), и патент на него принадлежал компании ” Air Liquide ” до начала 1960-х годов.

Первое испытание акваланга состоялось в январе 1943 года в реке Марна, недалеко от Парижа, испытания проводил Эмиль Ганьян, изучая подводный мир этой реки. Самый известный исследователь подводного мира современности, это режиссер Джеймс Камерон, который недавно совершил погружение на дно Марианской впадины.


Первым ныряльщиком, который напал на акулу, был ловец жемчуга Трикл. Жестокое нападение произошло в Торресовом проливе (между Новой Гвинеей и Австралией). Когда Трикл увидел рядом с собой огромную тигровую акулу, он вцепился ей в глаз и начал наносить мощные удары в нос, таким образом нанеся ей тяжкие телесные повреждения. Остальные акулы уплыли в разные стороны, отделавшись легким испугом.


Исследователи подводного мира , совершившие погружение в самую глубокую впадину Мирового океана, стали американец Джон Уолш и швейцарец Жан Пикар. Используя собранный Пикаром батискаф ” Триест “, они 23 января 1960 года, спустились в Марианскую впадину Тихого океана в 250 милях к юго-западу от острова Гуам. Глубина погружения составила 10 916 метров.

Автономная некоммерческая организация "Центр подводных исследований Русского географического общества" (ЦПИ РГО) основана в 2014 году. Её учредители – Русское географическое общество (РГО) и Национальный центр подводных исследований (НЦПИ). Организация объединяет представителей самых разных профессий и отраслей: историков, археологов, водолазов, океанологов и многих других. Цель работы Центра – приоткрыть завесу тайны, окутывающей события морской истории, а также попытаться разгадать многочисленные загадки природы.

Наибольшую известность ЦПИ РГО приобрел в августе 2015 года, когда его специалисты обеспечивали погружение Президента России Владимира Путина на дно Чёрного моря к обломкам затонувшего византийского судна. Однако исследование лежащих на дне кораблей – далеко не единственное, чем занимается Центр. В планах ЦПИ – создание музея подводной археологии в Кронштадте, проектирование отечественного обитаемого подводного аппарата и другие масштабные проекты.

Страсть к исследованиям

Одно из важнейших направлений работы Центра подводных исследований Русского географического общества – экспедиционная деятельность. Уже несколько лет специалисты ЦПИ РГО ведут археологические исследования в Балтийском море.

Летом 2013 года – ещё до официальной организации ЦПИ – Русским географическим обществом совместно с Национальным центром подводных исследований была организована экспедиция по обследованию парусно-винтового фрегата "Олег", потерпевшего крушение между островами Гогланд и Соммерс в 1869 году. Причиной его гибели стало столкновение с другим судном при выполнении сложных маневров. В рамках экспедиции группой водолазов-археологов был проведён внешний осмотр корабля, выполнены его фото- и видеосъемка, со дна подняты некоторые артефакты. По мнению специалистов, фрегат, затонувший более 150 лет назад, отлично сохранился. Балтийская вода законсервировала все: от посуды и мебели до корабельного колокола и пушек. 15 июля 2013 года корабль с борта обитаемого подводного аппарата осмотрел президент России Владимир Путин. Он отметил важность продолжения подобных исследований для популяризации знаний об истории российского флота.

С 2014 года специалисты Центра проводят археологические исследования на немецком торговом судне "Архангел Рафаил", затонувшем в Выборгском заливе в 1724 году. Здесь ведутся работы по расчистке внутреннего пространства корабля, обнаружено множество артефактов, представляющих историческую ценность, некоторые из них в настоящий момент подняты на поверхность. В частности, водолазы достали со дна прекрасно сохранившийся кафтан, реставрация которого впоследствии проводилась специалистами Государственного Эрмитажа.

Ещё один перспективный для дальнейшего изучения объект был найден подводными археологами ЦПИ РГО в Финском заливе неподалеку от Кронштадта. Не исключено, что здесь на глубине около 10 метров лежит построенный по чертежам Петра I линейный корабль "Портсмут" – один из первых линкоров российского флота, затонувший в 1719 году. Специалисты надеются обнаружить на дне артефакты, которые позволят достоверно провести идентификацию судна. Планируется создать его фотокарту и 3D-модель.

Центр подводных исследований принимает участие и в международных проектах. Один из них связан с подводной лодкой «Сомъ», обнаруженной в 2015 году в территориальных водах Швеции. В настоящее время идут переговоры со скандинавской стороной, цель которых – проработка деталей совместной экспедиции по обследованию и определению дальнейшей судьбы российской субмарины, пролежавшей в шведских водах более 100 лет.

– В середине октября мы вернулись из Кабардино-Балкарии, где обследовали самое глубокое в России карстовое озеро Церик-Кёль. Окончательные итоги экспедиции еще предстоит подвести, но о некоторых фактах можно сказать уже сейчас. В частности, были актуализированы данные о глубине озера. Ранее считалось, что она равняется 258 метрам, нам же удалось найти подводную пещеру в юго-восточной части водоема, глубина которой составила 279 метров. Кроме того, была создана 3D-модель подводной части озера, взяты пробы грунта, уточнен химический состав воды. Мы надеемся, что полученные данные позволят ученым объяснить, как именно образовалось озеро Церик-Кёль, а главное – понять, как сохранить этот уникальный природный проект для будущих поколений, – говорит исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.

Разработка подводного аппарата

Второе направление деятельности ЦПИ РГО – научно-техническое. Его специалисты активно сотрудничают с различными российскими и зарубежными компаниями в сфере обеспечения водолазных работ, а также создания водолазного оборудования. В рамках научно-исследовательских и археологических экспедиций регулярно проводятся испытания новых аппаратов и экипировки.

Также Центром начато проектирование обитаемого подводного аппарата исследовательского класса. Водолазные работы имеют физиологические ограничения по продолжительности пребывания человека под водой, по эффективной глубине погружения и по видам подводных работ. Поэтому разработка обитаемых подводных аппаратов остается на сегодняшний день весьма актуальной задачей. Они, во-первых, позволят увеличить глубину и время погружений. А во-вторых, дадут возможность доставить к исследуемому объекту узкопрофильного специалиста: археолога, историка, океанолога, гидролога и т. д., который не обладает навыками погружения с аквалангом.

– Сегодня в мире существуют зарубежные модели аппаратов, которые с успехом применяются для подводных погружений, но каждая из них предназначена для решения своих задач. Наша цель – создать российский обитаемый подводный аппарат, изначально предназначенный для осуществления исследовательской деятельности. Разработать модель, которая позволит обеспечить всесторонний осмотр затонувших объектов, даст возможность проведения технических работ на глубине, будет оборудована манипуляторами, специальной аппаратурой и приспособлениями. Для нашей страны этот проект является уникальным, ведь сегодня в России разработкой сверхмалых подводных аппаратов никто не занимается. В настоящий момент формируется рабочая группа, которая будет решать эту задачу,

– рассказывает исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.

Музей подводной археологии

Еще одно направление – это культурно-просветительская деятельность Центра, важнейшей частью которой является создание научного комплекса "Петровский док".

– Проект предусматривает восстановление уникального гидротехнического комплекса "Петровский док" в Кронштадте и создание на его базе музея подводной археологии. Любой объект, который пролежал в воде несколько сотен лет, после извлечения на поверхность начинает очень быстро разрушаться. Чтобы этого не случилось, необходимо его законсервировать. Существуют методики, позволяющие сохранить подобным образом небольшие объекты, однако проделать это с целым судовым корпусом по ряду причин невозможно. Поэтому возникла идея оставить найденные суда в водной среде, но при этом сделать так, чтобы увидеть их смогли не только специалисты, но и обычные люди, – отмечает Сергей Фокин.

Согласно разработанной концепции, "Петровский док" будет сохранён как объект культурного наследия, а также как действующее инженерное сооружение с частичным сохранением первоначальной функции, в том числе в качестве судостроительной верфи.

После реставрации и восстановления его планируется разделить на секции. Сверху док будет укрыт стеклянным ангарным куполом с дополнительным ярусом-этажом. Такое техническое решение позволит разместить экспозицию затонувших кораблей, а также более мелких объектов непосредственно в водной среде, что обеспечит их сохранность. Помимо этого, в музейном комплексе планируется организовать Центр подводной археологии, включающий в себя исследовательские, реставрационные и консервационные отделения. Также здесь будут созданы учебные классы, конференц-зал, лаборатории, библиотека.

Подбирать потенциальные объекты для экспозиции будут специалисты Центра подводных исследований РГО. На данный момент у них на заметке около 200 подобных раритетов, находящихся на дне Балтийского моря. Однако говорить о том, когда и какие именно корабли займут свое место в музее, можно будет лишь после того, как территория дока будет окончательно готова к приему объектов. Согласно планам процесс заполнения музейного комплекса "Петровский док" экспонатами начнется в 2022 году.

Все наверняка слышали утверждение, что до сих пор исследован лишь небольшой процент океанских глубин. И многие ждут развенчания этого мифа, что несложно было бы сделать, если бы данная информация не соответствовала действительности . Но это так, представление о том, что скрыто на дне у нас весьма размытое, несмотря на все развитие технологий и прилагаемые усилия.

Как исследовали глубины раньше?

Активным изучением этого вопроса занялись лишь в XX веке, ранее, видимо, не до того было. Первые попытки предпринимались ещё в 20-30-хх годах, но выглядели они комично.

Поскольку эхолот ещё не изобрели, для определения глубины и рельефа необходимо было опускать подвязанный на верёвку груз. Учитывая затрачиваемое время и низкую информативность - особых результатов данные исследования не принесли .

Вторая половина прошлого столетия вышла более продуктивной. Эхолоты, батискафы, подводные лодки и целые станции, чьей единственной задачей было исследование океанских глубин.

Жак Кусто внёс огромный вклад в популяризацию данного направления, благодаря его работам миллионы подростков и молодых людей по всему миру загорелись идеей покорения неизведанных глубин. Но даже этого оказалось недостаточно, чтобы получить исчерпывающие данные о рельефе морского дна и его содержимом.

Что могут дать нам знания о дне?

Изучение этого вопроса обладает огромным практическим значением :

  • Поиск месторождений нефти и их дальнейшая разработка;
  • Развитие рыболовного промысла;
  • Поиск новых видов животных;
  • Определение климатических особенностей планеты;
  • Изучение особенностей тектонического строения Земли;
  • Составление оптимальных маршрутов для судов.

Поскольку мы живём в постиндустриальном обществе, огромное значение для дальнейшего экономического развития имеют углеродные энергоносители - нефть и газ. Залежи на суше, в большинстве своём, изучены, разработаны и частично даже истощены. У человечества есть только два варианта - переход на альтернативную энергетику или поиск другого источника нефти. Именно им может являться океан, таящий в себе множество сюрпризов. Остаётся лишь вопрос себестоимости добычи.

Новые виды интересны морским биологам, но учитывая дальнейшую разработку и рыбный промысел - не праздный интерес может появиться у каждого жителя планеты.

Океан способен обеспечить пищей большую часть населения, правда, в основном за счёт водорослей.

Климат во всём мире зависит от морских и океанических течений, любое их изменение может нести катастрофические последствия. Заранее предупредить о них, забить тревогу или даже что-то исправить могут только исследователи.

Это же касается тектонических плит, ведь именно благодаря океану мы поняли, как именно устроена наша планета, что является причиной землетрясений и с какой скоростью может измениться вид современных континентов.

Трудности в изучении океана

У любого направления есть свои проблемы и трудности:

  1. Низкий вклад в изучение вопроса со стороны большинства стран;
  2. Сложность задачи, обусловленная площадью исследования;
  3. Наличие такого понятия как «территориальные воды»;
  4. Относительно небольшой срок проведения исследований;
  5. Малая заинтересованность со стороны правительства, выражающаяся в скромных дотациях для частных экспедиций.

Вопрос хоть и важен, но для многих стран не имеет никакого практического смысла. США, к примеру, заинтересовано в изучении проблемы, учитывая наличие двух океанов «под боком». А вот та же Беларусь не понимает, почему её это вообще должно волновать. По понятным причинам.

На изучение суши на всех континентах ушли столетия, а ведь площадь водной поверхности гораздо больше. Да и нельзя по дну проехаться на автомобиле, человек вообще не предназначен для этой среды. Поэтому небольшие сроки и объём необходимых исследований ставит в тупик многих учёных.

Каждое государство стремится защитить свои границы, в том числе и морские. Поэтому у любой исследовательской группы вне международных вод могут возникнуть проблемы с получением доступа к территории и проведению всего комплекса работ.

Кто сейчас заинтересован в изучении морских глубин?

Десятилетиями исследования проводились на голом энтузиазме, но благодаря популяризации данного направления и заинтересованности нефтяных компаний, ситуация несколько изменилась. По большому счёту, группа учёных получает грант от корпорации или правительства для выполнения задач, которые интересны нанимателю, и старается попутно получить те данные, которые помогут развитию науки.

Отдельно стоит поговорить о тех людях, которые ищут затонувшие корабли, подводные лодки и даже целые города. Нет, в древности города не плавали, но изменение прибрежной линии могло внести свои коррективы в жизнь населения и переместить всех на несколько десятков метров ниже уровня моря.

За счёт батискафов с ручным или радиоуправлением в течение второй половины XX века было найдено множество затонувших судов - как старинных, так и потерянных в ходе Первой и Второй Мировой Войны.

По большому счёту, это имеет значение для развития культуры, установления исторической справедливости и успокоению ещё живых родственников или потомков экипажей.

Перспективы океанских глубин в наше время

Человек может уйти в морские и океанские глубины, если того потребуют условия на поверхности. На данный момент это совершенно нерентабельно и лишено смысла, когда на суше есть огромные неосвоенные площади с минимальной инфраструктурой. Но учитывая рост населения и степень загрязнения поверхности, такой день может наступить гораздо раньше, чем может показаться на первый взгляд.

Основные проблемы, которые предстоит преодолеть - трудность проведения строительных работ на глубине и давление. Учитывая тот факт, что за счёт законов физики морская толща воды пытается попросту раздавить всё то, что находится в ней достаточно глубоко, у населения будущих подводных станций или городов могут возникнуть серьёзные проблемы. Ресурс материалов, используемых для их постройки, будет очень сильно ограничен в зависимости от отметки на приборах.

С другой стороны, переселение части населения на дно поспособствует развитию океанологии и значительно пополнит запасы знаний, имеющихся у человека о том, что же происходит где-то там, под волнами.

Все те романтики, страдающие от того, что не осталось на Земле мест для изучения и покорения, могут обратить своё внимание на голубую гладь прибоя. Это не так модно, но подарит не меньше эмоций и послужит на благо человечества.

Видео: что нашли на дне океана?

В данном ролике Илья Потапов расскажет про 5 самых странных и необъяснимых находках на дне океанов:

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы