Основы менеджмента спортивной школы. Особенности менеджмента в детско-юношеской спортивной школе. Категории спортивных менеджеров

Номенклатура учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, их цели и задачи

В России продолжает функционировать эффективная си­стема подготовки спортивного резерва, которая складывалась на про­тяжении последнего полувека. Основу ее составляют детско-юношес­кие спортивные, спортивно-технические школы (ДЮСШ, ДЮСТШ), специализированные детско-юношеские (спортивно-технические) школы олимпийского резерва (СДЮШОР, СДЮСТШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

На основе Закона "Об образовании" все перечисленные спортив­ные школы включены в номенклатуру учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ее дополняют детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП) и структурные подразделения физкультурно-спортивной направленно­сти домов детского творчества и т.п.

Известно, что понятие "спортивные резервы" в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в деле воспи­тания молодежи, развития массовой физической культуры и высшего спортивного мастерства.

В более узком понимании "спортивные резервы" – это спортсме­ны, достигшие определенного уровня спортивного мастерства и охва­ченные современными организационно-методическими формами под­готовки, обеспечивающими дальнейший рост спортивных результатов. В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов.

Действующий резерв – перспективные в возрастном плане спортс­мены высокого класса, являющиеся кандидатами в сборные команды страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на крупных меж­дународных соревнованиях.

Ближний резерв – молодые, одаренные спортсмены, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближнего спортивного резерва учи­тывается комплекс показателей, определяющих дальнейший рост спор­тивных результатов, а также возможность успешного выступления на юниорских, юношеских первенствах мира, Европы и других между­народных и всероссийских соревнованиях. В характеристике ближне­го резерва учитываются возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки, соответствие модель­ным характеристикам.

Потенциальный резерв - юные спортсмены, занимающиеся опре­деленным видом спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, спортивных училищах олимпийского резерва.

Спортивная подготовка детей, подростков, юношей и девушек осу­ществляется в соответствии с такими принципами спортивной трени­ровки, как направленность на максимальные достижения; углубленная специализация и индивидуализация; единство общей и специальной подготовки спортсмена; непрерывность тренировочного процесса; взаимосвязь постепенности нагрузки и тенденция к "предельным" нагрузкам: волнообразность динамики нагрузок; цикличность трени­ровочного процесса.


На основе охарактеризованной выше философии Федеральные ор­ганы государственного управления физической культурой и спортом в стране и органы образования сформулировали конкретные задачи спортивных школ на этапах многолетней подготовки. Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования, призва­на способствовать:

Самосовершенствованию;

Формированию здорового образа жизни;

Профессиональному самоопределению;

Развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей;

Достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Исходя из закономерностей становления спортивного мастерства, установлены этапы многолетней подготовки обучающихся в спортив­ных школах (табл. 2).

Таблица 2. Этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах и детско-юношеских клубах

Номенклатура учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, их цели и задачи

В России продолжает функционировать эффективная си­стема подготовки спортивного резерва, которая складывалась на про­тяжении последнего полувека. Основу ее составляют детско-юношес­кие спортивные, спортивно-технические школы (ДЮСШ, ДЮСТШ), специализированные детско-юношеские (спортивно-технические) школы олимпийского резерва (СДЮШОР, СДЮСТШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

На базе Закона "Об образовании" всœе перечисленные спортив­ные школы включены в номенклатуру учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ее дополняют детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП) и структурные подразделœения физкультурно-спортивной направленно­сти домов детского творчества и т.п.

Известно, что понятие "спортивные резервы" в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в делœе воспи­тания молодежи, развития массовой физической культуры и высшего спортивного мастерства.

В более узком понимании "спортивные резервы" - ϶ᴛᴏ спортсме­ны, достигшие определœенного уровня спортивного мастерства и охва­ченные современными организационно-методическими формами под­готовки, обеспечивающими дальнейший рост спортивных результатов. Сегодня принята следующая классификация спортивных резервов.

Действующий резерв – перспективные в возрастном плане спортс­мены высокого класса, являющиеся кандидатами в сборные команды страны. Οʜᴎ должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на крупных меж­дународных соревнованиях.

Ближний резерв – молодые, одаренные спортсмены, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определœении ближнего спортивного резерва учи­тывается комплекс показателœей, определяющих дальнейший рост спор­тивных результатов, а также возможность успешного выступления на юниорских, юношеских первенствах мира, Европы и других между­народных и всœероссийских соревнованиях. В характеристике ближне­го резерва учитываются возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки, соответствие модель­ным характеристикам.

Потенциальный резерв - юные спортсмены, занимающиеся опре­делœенным видом спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, спортивных училищах олимпийского резерва.

Спортивная подготовка детей, подростков, юношей и девушек осу­ществляется в соответствии с такими принципами спортивной трени­ровки, как направленность на максимальные достижения; углубленная специализация и индивидуализация; единство общей и специальной подготовки спортсмена; непрерывность тренировочного процесса; взаимосвязь постепенности нагрузки и тенденция к "предельным" нагрузкам: волнообразность динамики нагрузок; цикличность трени­ровочного процесса.

На базе охарактеризованной выше философии Федеральные ор­ганы государственного управления физической культурой и спортом в стране и органы образования сформулировали конкретные задачи спортивных школ на этапах многолетней подготовки. Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования, призва­на способствовать:

Самосовершенствованию;

Формированию здорового образа жизни;

Профессиональному самоопределœению;

Развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей;

Достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Исходя из закономерностей становления спортивного мастерства, установлены этапы многолетней подготовки обучающихся в спортив­ных школах (табл. 2).

Таблица 2. Этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах и детско-юношеских клубах

Условные обозначения: + - основная функция; х - по решению учредителя; * - в неспециализированных отделœениях СДЮШОР.

В нормативно-правовых основах, регулирующих деятельность спор­тивных школ, указывается, что перед спортивными школами, деятель­ность которых направлена на развитие массового спорта͵ на этапе на­чальной подготовки ставятся задачи привлечения максимально воз­можного числа детей и подростков к систематическим занятиям спор­том, ориентированным на развитие их личности, утверждение здоро­вого образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

На учебно-тренировочном этапе подготовки ставятся задачи:

Улучшения состояния здоровья, включая физическое развитие;

Повышения уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований про­грамм по видам спорта;

Профилактики вредных привычек и правонарушений.

Перед спортивными школами, деятельность которых направлена на развитие спорта высших достижений, на этапах спортивного совер­шенствования и высшего спортивного мастерства ставится задача при­влечения к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабиль­ных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.

Современная система спортивных школ объединяет около 4000 школ различного типа, принадлежащих 9 ведомствам и спортивным общест­вам, и охватывает всœе регионы России. На развитие массового спорта ориентировано около 3000 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), на подготовку высококвалифицированных спортсменов - 920 специализированных школ. В спортивных школах и детско-юношеских клубах физической подготовки систематически занимаются более 2 млн. детей, подростков, юношей и девушек, из которых 34,5 тыс. - спортсме­ны высокого класса. Доля занимающихся массовым спортом и спортом высших достижений соответствует социальным нормам и нормативам по физической культуре и спорту Российской Федерации. В спорте высших достижений задействовано 2,1% от общего количества занимающихся и около 10% тренеров. В спортивных школах и детско-юношеских клубах физической подготовки трудятся около 40 тыс. штатных специалистов.

Деятельность спортивных школ и детско-юношеских клубов фи­зической подготовки как учреждений дополнительного образования регулируется двумя нормативно-правовыми документами: 1) Законом "Об образовании" и 2) документом Министерства образования и Госкомспорта РФ от 25.01.95 ᴦ. под названием "Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ" (№ 96-ИТ от 25.01.95).

Создание спортивной школы. Спортивная школа любого вида и наименования создается учредителœем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления в заявительном порядке.

Учредителями спортивной школы как учреждения дополнительного образования в соответствии со статьей 11 Закона "Об образовании" бывают:

Органы государственной власти, органы местного самоуправ­ления;

Отечественные и иностранные организации всœех форм собст­венности, их объединœения (ассоциации и союзы);

Отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

Общественные и религиозные организации (объединœения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

Граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Статус учредителя (учредителœей) определяет организационно-пра­вовую форму спортивной школы или клуба физической подготовки.

Обобщение опыта свидетельствует, что в настоящее время учредите­лями более 70% спортивных школ России являются органы образова­ния, которые и финансируют свои школы. В спортивных школах орга­нов образования занимается около 80% от общего контингента школ, и на их долю приходится 75 % тренерско-преподавательских кадров.

Для регистрации спортивной школы учредитель представляет в соответствующий регистрирующий орган: заявление о регистрации; решение учредителя о создании спортивной школы; ее устав; документ об уплате государственной регистрационной пошлины.

Права юридического лица спортивной школы в части ведения ус­тавной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момен­та ее государственной регистрации. Спортивная школа как юридичес­кое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учрежде­ниях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наиме­нованием.

Права на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ образовательным учреждениям, возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке ли­цензии (разрешения). В лицензии, выдаваемой учреждению дополнительного образования, фиксируются предельная численность контингента обучающихся в школе, контрольные нормативы и срок дей­ствия этой лицензии.

Основой государственных гарантий получения детьми России возможности заниматься в спортивной школе является государствен­ное и муниципальное финансирование.

Организация учебно-тренировочного процесса. Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года, на­чало и окончание которого зависят от специфики вида спорта. Основ­ными формами учебно-тренировочного процесса в спортивной шко­ле являются:

Групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;

Работа по индивидуальным планам (обязательна на этапах СС и ВСМ);

Медико-восстановительные мероприятия и медицинский кон­троль;

Тестирование;

Участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах;

Инструкторская и судейская практика учащихся.

В целях повышения эффективности работы спортивных школ Госкомспорт России утвердил "Типовой план-проспект учебной програм­мы для ДЮСШ и СДЮШОР.

Зачисление в спортивную школу осуществляется на добровольной базе по заявлению желающего заниматься спортом в установлен­ном для соответствующего вида спорта возрасте и не имеющего для этого медицинских противопоказаний. Комплектование учебных групп производится с учетом выделœенных в таблице этапов подготовки.

"Нормативно-правовые основы" устанавливают минимальную наполняемость учебных групп и максимальный объём учебно-трениро­вочной работы (часов в неделю) дифференцированно по этапам подго­товки занимающихся. Регламентируются и порядок перевода занима­ющихся в спортивной школе на последующий год обучения, и этап многолетней подготовки. С этой целью установлены критерии оценки деятельности спортивных школ на этапах многолетней подготовки, которые подробнее будут рассмотрены в последнем разделœе главы.

Самоуправление в спортивной школе. Статья 35 Закона "Об образо­вании" устанавливает, что управление государственными и муници­пальными образовательными учреждениями, к числу которых отно­сятся и спортивные школы, строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Исходя из принципов единоначалия и самоуправления, спортив­ную школу возглавляет прошедший соответствующую аттестацию ди­ректор, назначаемый ее учредителœем.

Формами самоуправления в спортивной школе как учреждении дополнительного образования являются педагогический совет, общее собрание трудового коллектива, тренерские советы отделœений и дру­гие формы.

Рис. 3. Организационная структура управления спортивной школой

В организационную структуру спортивной школы входят заведую­щий учебной частью, старший инструктор и инструктор-методист, бух­галтер и врач школы, обслуживающий персонал (рис. 3).

В структуру спортивной школы входят также администрация и обслуживающий персонал спортивных сооружений, находящихся на балансе или в непосредственном подчинœении школы.

Организационная структура спортивной школы нормативно закрепляется в ее штатном расписании. Штатное расписание - ϶ᴛᴏ перечень должностных наименований и общее количество постоянных должностей в организации с указанием ее структурных подразделœений, а также должностных окладов по штатной должности. Штатное распи­сание спортивной школы определяется ее администрацией самостоя­тельно, исходя из целœей и задач, объёма учебно-тренировочной нагрузки, финансовых возможностей и других факторов.

Должностные обязанности работников спортивной школы регламентируются соответствующими тарифно-квалификационными характеристиками и должностными инструкциями. В качестве примера можно привести тарифно-квалификационную характеристику замес­тителя директора спортивной школы:

Заместитель директора спортивной школы (примерная должностная инструкция)

Должностные обязанности. Организует учебно-тренировочную, вос­питательную и методическую работу в спортивной школе. Несет от­ветственность за организацию учебно-тренировочного процесса, ком­плектование школы, отбор и спортивную ориентацию занимающих­ся, повышение квалификации тренеров-преподавателœей по спорту. Обеспечивает проведение внутришкольных спортивных соревнований. Принимает меры по совершенствованию методики обучения и трени­ровки спортсменов-учащихся. Осуществляет контроль за содержани­ем учебно-тренировочного процесса, выполнением спортсменами-учащимися требований учебных программ, качеством знаний, умений и навыков, уровнем физического развития и подготовленности, свое­временным прохождением ими углубленного медицинского осмотра. Возглавляет работу по пропаганде физической культуры и спорта͵ обоб­щению и внедрению передового опыта работы.

Должен знать: нормативные и методические документы, опре­деляющие направления развития физической культуры и спорта

в стране; достижения отечественной и зарубежной науки в органи­зации занятий физической культурой и спортом и подготовки спор­тивных резервов; опыт передовых спортивных школ; основы граждан­ского и трудового законодательства; основы экономики, организации труда и управления; правила охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы в физкультурно-спортивных организациях не менее 5 лет.

Тарифно-квалификационные характеристики заместителя ди­ректора спортивной школы определяются на базе характеристик директора. Должностные оклады заместителœей устанавливаются на 10-20% ниже оклада соответствующего руководителя.

Заработная плата. Месячные ставки заработной платы тренеров спортивных школ как государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования определяются по Единой тарифной сет­ке с учетом различных надбавок или по нормативам за одного занима­ющегося.

Экономическая и предпринимательская деятельность спортивной школы. Спортивная школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Она имеет самостоятельный баланс и расчетный счёт в банковских учреждениях. Деятельность спортивной школы (клуба) финансируется ее учредителœем в соответствии с дого­вором между ними.

Спортивная школа вправе привлекать дополнительные финансо­вые средства за счёт предоставления платных услуг, а также за счёт добровольных пожертвований и целœевых взносов физических и юриди­ческих лиц, в т.ч. иностранных. Спортивная школа вправе вес­ти любые виды предпринимательской деятельности, предусмотренные ее уставом.

Менеджмент в спортивной школе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Менеджмент в спортивной школе" 2017, 2018.

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

МЕНЕДЖМЕНТ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

(нормативно-правовой аспект)

Рецензенты:

Канд. юр. наук, депутат

Канд. пед. наук, глава

Менеджмент спортивной школы (нормативно-правовой аспект): учебно-методическое пособие / , . – Омск: СибГУФК, 2010. – 212 с.

Учебно-методическое пособие посвящено вопросам регулирования деятельности спортивных школ в настоящих социально-экономических условиях. В соответствии с нормами российского законодательства авторами предлагаются комментарии к Типовому положению об образовательных учреждениях дополнительного образования детей, которое является одним из основных документом, регламентирующих деятельность рассматриваемых образовательных учреждений.

Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников и специалистов по профилю высшего учебного заведения (направление 032100 «Физическая культура», специальность 032101 «Физическая культура и спорт»), а также для аспирантов и специалистов-практиков, занимающихся вопросами управления спортивными школами.

Печатается по решению

редакционно-издательского совета университета

© ФГОУ ВПО СибГУФК

Введение ………………………………………..…………..….………..…..


Список принятых сокращений…………………..…………………………

К истории развития внешкольных объединений………………..………..

Государственное руководство деятельностью

спортивных школ в России………………………………………………....

Типовое положение об образовательном

учреждении …………………….

Раздел I. Общие положения …...…………….……………………………

Пункт 1……………………………………………………………..…….

Пункт 2.…………………………………………………………..………

Пункт 3.…………………………………………………………..………

Пункт 4.………………………………………………………………..…

Пункт 5.………………………………………………………………..…

Пункт 6.……………………………………………………………….….

Пункт 7.……………………………………………………………..……

Пункт 8.………………………………………………………………..…

Контрольные вопросы …………………………………………………..….

Раздел II . Организация учреждения

дополнительного образования детей ……………………………………

Пункт 9………………………………………………………………..….

Пункт 10………………………………………………………………….

Пункт 11……………………………………………………………….....

Пункт 12……………………………………………………………….....

Пункт 13……………………………………………………………..…...

Пункт 14……………………………………………………………….....

Пункт 15……………………………………………………………..…...

Пункт 16……………………………………………………………..…...

Пункт 17……………………………………………………………….....

Пункт 18……………………………………………………………….....

Контрольные вопросы ………………………………………………...........

Раздел III . Основы деятельности учреждения

дополнительного образования детей ………………………………........

Пункт 19……………………………………………………………..…...

Пункт 20……………………………………………………………..…...

Пункт 21……………………………………………………………...…..

Пункт 22……………………………………………………………….....

Пункт 23……………………………………………………………….....

Пункт 24……………………………………………………………….....

Пункт 25……………………………………………………………….....

Пункт 26……………………………………………………………….....

Пункт 27……………………………………………………………….....

Пункт 28………………………………………………………………….

Пункт 29……………………………………………………………...…..

Контрольные вопросы ……………………………………………………...

Раздел IV . Участники образовательного процесса …………………....

Пункт 30……………………………………………………………….....

Пункт 31………………………………………………………………….

Пункт 32……..…………………………………………………………...

Пункт 33……………………………………………………………….…

Пункт 34………………………………………………………………….

Пункт 35……………………………………………………………….…

Пункт 36…………………………………………………………….……

Пункт 37……………………………………………………………….…

Пункт 38……………………………………………………………….…

Контрольные вопросы ……………………………………………………...

Раздел V. Управление и руководство ……………………………….…..

Пункт 39………………………………………………………………….

Пункт 40……………………………………………………………….....

Пункт 41……………………………………………………………….....

Контрольные вопросы ……………………………………………………...

Раздел VI . Имущество и средства учреждения ……………………..…

Пункт 42……………………………………………………………..…...

Пункт 43……………………………………………………………..…...

Пункт 44……………………………………………………………….....

Пункт 45……………………………………………………………….....

Пункт 46……………………………………………………………….....

Пункт 47……………………………………………………………….....

Пункт 48……………………………………………………………..…...

Контрольные вопросы ……………………………………………………...

Список использованной литературы ………………………………..….

Приложение 1. Примерное положение

о Совете ОУ ДОД «Спортивная школа»…………………………………..


Приложение 2. Примерное положение

о педагогическом совете ОУ ДОД «Спортивная школа»………………...

Приложение 3. Примерное Положение

о методическом совете ОУ ДОД «Спортивная школа»…………………..

Приложение 4. Примерное ПОЛОЖЕНИЕ о тренерском совете ОУ ДОД «Спортивная школа»……………………………................................

Приложение 5. ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых документов,

по мерам безопасности и регламентации

проведения учебно-тренировочных занятий

и спортивных соревнований………………………………………………..

Приложение 6. ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ

в образовательном учреждении дополнительного образования детей….

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

ВЦСПС СССР

ДОСААФ СССР

Минобразования РФ

Минпрос СССР

Минспорттуризма России

Минфин РФ

Рособразование

Рособрнадзор

Роспотребнадзор

Росспорт

Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов СССР

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту СССР

Единый государственный реестр налогоплательщиков

Единый государственный реестр юридических лиц

Единый социальный налог

Идентификационный номер налогоплательщика

Лечебно-профилактическое учреждение

Министерство внутренних дел РФ

Министерство образования и науки РФ

Министерство просвещения СССР

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ

Министерство финансов РФ

Налог на доходы физических лиц

Федеральное агентство по образованию

Федеральная служба по надзору в сфере образования

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по труду и занятости

Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Указом Президента РФ от 01.01.2001 упразднено)

Российская Федерация

Совет народных комиссаров СССР

Санитарные правила

Федеральный закон

Физическая культура

«Человек, не обладающий информацией

не может взять на себя ответственность.

Человек, которому представили информацию

не может не взять на себя ответственность»

Ян Карлсон

(президент шведской авиакомпании SАS

в 80-х гг. XX века)

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день спорт становится не только социальным, но и политическим фактором в современном мире. Вовлечение широких масс населения в занятия физической культурой, успехи российских спортсменов в международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, что в целом отражается на эффективности государственного управления .

В сложившихся социально-экономических условиях в РФ во всех отраслях, включая сферу физической культуры и спорта, проблема правового обеспечения деятельности каждого субъекта правоотношений по-прежнему актуальна .

Государство придает огромное значение развитию физической культуры и спорта. Значительную роль в привлечении к занятиям физической культурой играют учреждения дополнительного образования детей (в частности, спортивные школы). По утверждению «государство должно нести груз ответственности по поддержанию спортивных школ» . Тем более, в настоящее время, по его словам, в России увеличивается количество спортивных школ и занимающихся в них детей. Здоровье детей и обеспечение их досуга, а значит, отстранение детей от «улицы», будет и дальше связано с открытием новых спортивных школ .

Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России в последние годы, по мнению и, является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической и спортивной культуры, обеспечивающее укрепление физического и нравственного здоровья, умственной и физической работоспособности детей, подростков и молодежи .

Однако, по словам ведущих специалистов сферы физической культуры и спорта и руководителей страны высшего ранга, сегодня полностью исчерпан спортивный потенциал советской системы .

На последнем заседании Государственного совета по вопросам физической культуры и спорта Президент РФ был вынужден констатировать, что «система физического воспитания в образовательных учреждениях требует коренной модернизации» . В связи с этим необходимо создание полноценной спортивной инфраструктуры. По мнению Президента РФ, в системе спорта «ключевую роль должны играть детско-юношеские спортивные школы», а «забота о таких школах должна стать приоритетной» .

Совершенно очевидно, что без изучения законодательных основ и других форм правотворчества, с помощью которых определяются компетенции и выстраиваются взаимоотношения граждан РФ, образовательных учреждений, общественных организаций, предприятий и государственных органов, невозможно обеспечить эффективность развития сферы физической культуры и спорта. Совершенствование информационно-правового обеспечения данной сферы позволит создать единый правовой режим, являющийся важнейшим элементом законности.

В связи с тем, что проблема качественной подготовки спортивного резерва по-прежнему остается острой, возникает необходимость применения специалистами сферы физической культуры и спорта разработанного нормативно-правового материала по регулированию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей в практической деятельности .

Анализ официальных документов и материалов, а также научно-методической литературы по названной проблеме позволяет утверждать, что в настоящее время не существует современных сборников нормативно-правовых актов, ориентированных на деятельность спортивных школ и соответствующих групп работников сферы физкультурно-спортивной деятельности (административный, педагогический и учебно-вспомогательный персонал).

В большинстве случаев вопросами правового характера занимаются административные работники физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, которые не имеют достаточных знаний в области права . Это, в свою очередь, создает определенные проблемы в организации образовательного процесса в спортивных школах (например, создание и дальнейшее функционирование образовательных учреждений дополнительного образования детей; осуществление права детей на дополнительное образование; трудовые отношения спортсменов и тренеров и т. д.).

Представленная систематизация нормативно-правовых актов с комментариями к отдельным положениям и статьям позволит успешно ориентироваться в действующем законодательстве РФ и повысит эффективность образовательного процесса в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и других физкультурно-спортивных организациях, работающих с детьми и молодежью.

При изложении требований нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные направления деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей, авторы данного пособия приводят ссылки с использованием материалов справочных правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант», а также журнала «Учреждения физической культуры: бухгалтерский учет и налогообложение».

К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШКОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Первыми внешкольными объединениями, решающими задачи по развитию личности в конце XIX века, были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Своим появлением они обязаны представителям прогрессивной интеллигенции: , и др. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования. С этой целью стремились создавать благоприятные условия для развития, как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества.

Помимо этих ярких представителей интеллигенции, организатором активного досуга был. По его инициативе с 1909 г. в садах и скверах стали проводиться детские массовые игры («Волки и овцы», «Гуси и волки», «Третий лишний» и др.), собиравшие до 400 детей и взрослых. Кроме игр, проводил с детьми экскурсии, устраивал дальние походы и поездки. В дальнейшем Городская дума г. Москвы выступила инициатором создания сети специально оборудованных площадок по типу стадионов с детскими спортивными школами.

В предвоенные годы (до 1914 г.) новым явлением в жизни средней школы стало занятие спортом, которое ранее признавалось «неинтеллигентным». В это время в образовательных учреждениях создавались футбольные и теннисные клубы, детские и молодежные гимнастические организации: «потешные» (в память детских игр Петра I), «соколы» (по типу чешских организаций) и «бойскауты» (по английскому образцу).

Правительство России придавало большое значение развитию скаутского движения, получившего в начале XX века широкое распространение в Англии, Германии, Франции, Австрии и даже в Китае. В России первый отряд скаутов был создан в 1909 г. гвардейским офицером в г. Павловске. К тому же Николай II, понимая важность внешкольного образования, 22 мая 1910 г. утвердил «Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе». При содействии генерал-майора, возглавлявшего первый государственный орган руководства физической культурой и спортом, активно формируются всероссийские союзы по видам спорта, создается система учебно-тренировочных сборов, разрабатываются нормативы физического развития населения. Кроме этого, в годы Первой мировой войны были созданы военно-спортивные клубы.

К 1917 г. дружины и отряды скаутов действовали в 143 русских городах и насчитывали около 50 тыс. человек. Оживлению скаутского движения способствовало создание в 1914 г. в крупных городах (Петроград, Москва, Киев) «Обществ содействия юным разведчикам» «Русский скаут» (под председательством генерал-майора в отставке).

В летние месяцы для скаутов открывались специальные лагеря, где каждый мог провести около двух недель. Девиз скаутов «Будь готов!» впоследствии был заимствован пионерской организацией вместе с атрибутикой этого движения.

Итак, деятельность внешкольных учреждений в дореволюционный период приобретала самостоятельность, хотя и курировалась политическими силами страны.

В послереволюционный период (1917–1941гг.) внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов и форм демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики.

В Народном Комиссариате просвещения в ноябре 1917 г. был создан отдел внешкольного образования. Основная задача отдела заключалась в развертывании культурно-просветительной работы среди детей и подростков.

Первое внешкольное государственное детское учреждение открылось в 1918 г. в Москве. Оно называлось «Станция юных любителей природы», а в 1920 г. было преобразовано в «Биостанцию юных натуралистов им. ». Это учреждение считается «началом» государственной системы внешкольного образования детей. В 1919 г. были созданы первые общества любителей спорта, гимнастические кружки.

С середины 20-х годов XX века в общеобразовательных школах вводятся обязательные уроки по физической культуре. В резолюции XV партийной конференции содержится требование «…полнее и шире развить физкультуру, сделать ее активнее и многообразнее», «...заботиться о создании площадок для физкультуры».

Картина развития внешкольного образования в 20–30-е гг. XX века была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию, создавались новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства. Потрясает уже само обилие форм: детские лагеря отдыха , школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы .

В 1925 г. был открыт Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». В послевоенные годы пионерские лагеря получили дальнейшее развитие и решали задачи не только оздоровления детей, но и общественно-политического, трудового и физкультурно-спортивного воспитания.

Первые детские спортивные школы и стадионы открылись в 1934 г. в Москве, Тбилиси, Киеве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Ташкенте и других городах. В системе профсоюзов подобные учреждения были открыты в 1936 г. Их главной задачей было проведение оздоровительной работы среди детей и подростков.

Важную роль в развитии военно-прикладного направления физической подготовленности учащейся молодежи сыграло введение в марте 1931 г. комплекса по 15 видам спорта «Готов к труду и обороне». С этой целью повсеместно создаются военно-спортивные клубы. Но через 3 года (март 1934г.) для детей пионерского возраста утверждают комплекс из 13 упражнений под названием «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). Это некоторым образом оживило работу с детьми во внеучебное время.

Позже появляются и такие учреждения, как детские автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, дома детской книги, картинные галереи, киностудии.

В системе народного образования спортивные школы появились в 1943–1944 гг. Сначала они действовали на базах общеобразовательных школ, но в конце 1940-х годов стали выделяться в отдельные учреждения. Дальнейшее развитие внешкольных учреждений было приостановлено Великой Отечественной войной.

Жизнь детей, подростков после войны была нелегкой. На Всероссийском августовском совещании учителей (1945 г.) в соответствии с постановлением секретариата ВЦСПС «Об улучшении работы по физическому воспитанию детей и подростков» (март 1945 г.) были определены внеклассные и внешкольные формы работы, направления развития физической культуры.

Постановлением СНК СССР от 01.01.2001 г. «Об оказании помощи комитетам по делам физической культуры и спорта и улучшении их работы» различным органам власти было рекомендовано немедленно освободить все спортивные сооружения, занятые не по назначению. Также предусматривалось открытие 80 спортивных школ. Необходимо было внести поправки в их штатное расписание, учредить должность государственного тренера по виду спорта.

Началом следующего этапа развития сети внешкольных учреждений стало постановление ЦК ВКП (б) от 01.01.2001 г., в котором были определены главные направления дальнейшего развития физической культуры и спорта. Приоритетной стала задача повышения мастерства советских спортсменов и на этой основе завоевания ими мирового первенства в важнейших видах спорта. отмечает, что в послевоенные годы лозунг «Превратить массовость физической культуры во всенародность» был весьма актуален. В соответствии с данной целью быстрыми темпами развивалась сеть внешкольных учреждений, и в 1948 г. в стране функционировало свыше 460 детских спортивных школ, в которых занимались более 80 тысяч учащихся.

В апреле 1952 г. постановлением Совета Министров СССР «Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении должностных окладов работников внешкольных учреждений» была установлена единая номенклатура внешкольных учреждений, определено правовое положение их работников, намечены пути дальнейшего развития. В это время усиливается роль внешкольных учреждений как методических центров, укрепляются связи со школой. В 1953 г. Министерство просвещения СССР утверждает единое Положение о внешкольных учреждениях в системе воспитания подрастающего поколения, регламентирующее содержание, формы и методы работы.

Период 50-60-х годов характеризуется дальнейшим подъемом внешкольной деятельности. Важным моментом, определившим резкий скачок в росте численности учащихся, было решение о проведении Министерством просвещения СССР спартакиад школьников. Первая спартакиада состоялась в 1954 г. С целью подготовки к новым стартам в стране стали создаваться районные спортивные школы. С 1956 г. в СССР началось бурное развитие детско-юношеского спорта. Возникают новые детские автотрассы, клубы моряков, речников, детские и юношеские астрономические общества, появляются специальные учреждения по работе со старшеклассниками (дома комсомольцев-школьников, военно-спортивные клубы и др.), укрепляется их материально-техническая база. На базе крупных предприятий , научно-исследовательских институтов, колхозов были созданы станции юных техников, детские технические станции, военно-технические школы.

Большую культурно-просветительную и физкультурно-оздорови-тельную работу среди детей и подростков с учетом их возраста и интересов проводят парки культуры и отдыха, специализированные детские парки, а также профсоюзы.

В системе народного образования в 60-х годах создаются областные, краевые, республиканские спортивные школы, которым отводится роль координаторов физкультурно-спортивного движения в регионах. В 1961 г. открываются спортивные школы-интернаты. Первая школа-интернат была открыта в г. Ташкенте, а всего по стране насчитывалось 26 спортивных школ-интернатов.

Несмотря на позитивные сдвиги в детско-юношеском спорте, стали более заметны и некоторые недостатки в работе внешкольных учреждений: наличие большого числа отделений по видам спорта в одной школе; рост числа учащихся, выбывающих еще до окончания школы; острая нехватка квалифицированных тренерских кадров; недостаточное обеспечение спортивными базами, финансами и спортивной формой.

В соответствии с постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры» от 01.01.2001 г., а также целым рядом решений, принятых партийными и государственными органами, за этот период в стране были созданы новые внешкольные учреждения и укреплена материально-техническая база уже имеющихся.

В 1972 г. при Министерстве просвещения СССР открылась Республиканская специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва, которая отвечала за развитие детско-юношеского спорта в системе образования.

Таким образом, выстроились логические «вертикаль» и «горизонталь» внешкольных учреждений физкультурно-спортивной направленности.

Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, введенном в действие с 01.01.1974 г., спортивные школы были отнесены к внешкольным учреждениям. В соответствии с номенклатурой спортивных школ, утвержденной Спорткомитетом СССР в 1974 г., и номенклатурой внешкольных учреждений, утвержденной Минпросвещения СССР (приказ № 10 от 01.01.2001), ДЮСШ подразделялись на две категории: ДЮСШ и СДЮШОР. Согласно Типовому положению о детско-юношеской спортивной школе, спортивные школы создавались в системе Минпросвещения СССР, МПС, профсоюзов, профессионально-технических образовательных учреждений, комитетов по физической культуре и спорту и других ведомственных организаций, как в городской, так и в сельской местности.

В данный период создавалась широкая сеть специализированных внешкольных учреждений с учетом дифференциации интересов детей, обеспечивающая развитие творческих способностей в той или иной области знаний, велась большая спортивно-массовая работа. Усилилась тенденция повышения ответственности предприятий, организаций, учреждений за организацию материально-технического обеспечения по своему профилю детско-юношеской деятельности в свободное время . Эта функция реализовывалась ими, как правило, посредством создания и развития сети различных видов внешкольных учреждений.

В эти годы постоянно увеличиваются ассигнования на внешкольные учреждения из государственного бюджета , создается разветвленная сеть внешкольных детских учреждений, которые проводят активную работу со школами, семьей, общественностью.

Большую роль играют внешкольные учреждения в организации непрерывности процесса образования. Стремление к педагогически целесообразной организации досуга детей способствовало созданию множества клубов по интересам, детских площадок , комнат школьника по месту жительства, организации работы с детьми в разнообразных отрядах.

Непрерывность процесса образования детей проявляется и в летних формах работы – организации массовых мероприятия, смотров-конкурсов, клубов, профильных, туристских и спортивных лагерей и т. д.

В общеобразовательной школе дополнительное образование было представлено внеурочными занятиями (кружками, факультативами, секциями), внеурочной воспитательной работой , которая проводилась, как правило, под эгидой пионерской и комсомольской организаций. Их уставные документы, а также различные программы («Законы», «Ступени», «Марши», «Смотры», «Ленинский зачет» и т. д.) с непреложной обязательностью для каждой школы задавали и цели, и содержание, и формы его реализации в процессе «самостоятельной деятельности» детей под педагогическим руководством учителя или родителей. Кружковая работа носила в основном «предметный» (по учебным предметам школьной программы) характер и охватывала преимущественно детей младшего школьного возраста 7–12 лет. Номенклатура факультативов жестко задавалась из центра, их содержание также имело «предметный» характер. Они и зарождались как «дополнительные главы» к тому или иному предмету учебного плана. Однако в лучшем случае это были курсы подготовки в вузы.

Однако, несмотря на то, что практически все звенья системы подготовки спортивных резервов были созданы, отсутствие плановости, преемственности в их работе снижало эффективность учебно-тренировочного процесса в спортивных школах. На эти недочеты в деятельности спортивных школ было указано спортивным организациям страны в сентябрьском (1981 г.) постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». Спортивным организациям было поручено усилить работу по подготовке спортивных резервов. По данным органов статистики и многих ученых, постепенно увеличивалось количество спортивных школ и соответственно охват занимающихся.

В 1987 г. было введено в действие Положение о спортивных школах и классах в соответствии с приказом Госкомспорта СССР «О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта» (вместе с «Положением о специализированных классах по видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах»).

Повсеместно пропагандируется внешкольная работа в семье. Подчеркивается, что физическое совершенство детей и подростков во многом определяется в семье: в общении с родителями формируются взгляды на окружающую действительность, убеждения, складываются привычки. Физическое воспитание детей эффективно только тогда, когда родители воспитывают ребенка не только активно, но и достаточно целенаправленно, системно. Успех зависит от умения родителей использовать соответствующие средства, формы, методы. Особое внимание уделяется режиму дня школьников. Основными формами внешкольной работы являются: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутка и физкультпауза, самостоятельные тренировочные занятия с родителями, семейные соревнования, прогулки, закаливающие процедуры. Правильная организация занятий, личный пример родителей в значительной мере способствуют выявлению у детей способностей, наклонностей к определенному виду физической активности.

В 1989 г. общеобразовательные школы-интернаты спортивного профиля реорганизуются в училища олимпийского резерва, и это дает новый импульс развитию системы внешкольных учреждений. К тому же приказом Госкомитета по народному образованию СССР «О создании детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП)», которым было признано необходимым создать новый вид внешкольных учреждений физкультурного профиля – детско-юношеские клубы физической подготовки.

Итак, в 1991 г. функционировало более 8 тыс. ДЮСШ, в которых занималось более 4 млн. человек; 1500 СДЮШОР – 550 тыс. человек; 156 ШВСМ и 50 УОР – 18 тыс. человек. В данных учреждениях культивировалось в эти годы 45 олимпийских видов спорта, 46 видов спорта, не входящих в олимпийскую программу, и 14 видов спорта для инвалидов.

Таким образом, в послевоенные годы наблюдается период наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью социума. Именно в это время определились главные направления в содержании деятельности, и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и формы воспитательной работы. Содержание основных видов деятельности удалось сориентировать на учет возрастных и личностных особенностей детей, а также сформировать своеобразную «индустрию» организации досуговой деятельности детей и молодежи.

В советской системе образования принципами внешкольной работы выступали:

– массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам;

– развитие их инициативы и самодеятельности;

– общественно-полезная направленность деятельности;

– разнообразие форм внешкольной работы;

– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Период начавшейся «перестройки» устоев и властных партийных структур оказал значительное влияние на деятельность внешкольных учреждений как открытых социально-педагогических систем, в большей степени учитывающих факторы воздействия внешней среды, постоянно на них ориентирующихся и оперативно изменяющих содержание социально-педагогической деятельности.

В 1991 г. после распада пионерской и комсомольской организаций возник вакуум , который постепенно заполнялся за счет трансформации прежних внешкольных ассоциаций и появления новых.

Стало очевидным, что для дальнейшего развития внешкольных учреждений требуется предоставление им бόльшей финансовой и хозяйственной самостоятельности в решении жизненно важных вопросов: в выборе содержательных видов деятельности, установлении структуры и штатного расписания, в вопросах оплаты труда .

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» -1 начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние. Внешкольным учреждениям придан новый статус – образовательные учреждения дополнительного образования детей.

Образовательные учреждения дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения, реализующего программы различной направленности. Они выходят за пределы основных общеобразовательных программ в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан. В связи с этим повысились требования к созданию условий для организации учебно-воспитательного процесса и культурного досуга детей, содержанию образования, профессиональному мастерству педагогов в учреждениях такого типа.

В дальнейшем (с 1992 г.) учреждения независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности недостаточно финансировались из-за дефицита бюджетных средств. Помимо бюджетных организаций, проблемы в финансировании наблюдались во внешкольных учреждениях, принадлежащих коммерческим предприятиям и общественным организациям. Уменьшилось количество проводимых соревнований в масштабах города, области, страны. Именно с 1992 г. начинается новая эпоха в истории развития образовательных учреждений дополнительного образования детей, характеризующаяся их резким сокращением независимо от типа и ведомственной принадлежности.

В этот весьма сложный период развитие детско-юношеского спорта нуждалось в поддержке государственных структур, но руководители высшего ранга в этом отношении ничего не предприняли.

В настоящее время система дополнительного образования детей в России включает более 18 тыс. образовательных учреждений, которые находятся в ведении различных ведомств (образования, по делам молодежи, физической культуры и спорта) и органов (министерств, агентств, департаментов, управлений) федерального, регионального и местного уровней.

В России существуют различные виды образовательных учреждений дополнительного образования детей. Причем приказом Минспорттуризма России № 000 установлены требования к спортивным школам, реализующим различные этапы многолетней спортивной подготовки. Согласно приказу Минспорттуризма России № 000 для учреждений императивно установлены требования к реализуемым ими этапам и задачам. В настоящее время спортивно-оздоровительный этап подготовки имеют право реализовывать только ДЮКФП и ДЮСШ; начальной подготовки (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮСШОР); учебно-тренировочный (ДЮСШ, СДЮСШОР), совершенствование спортивного мастерства (ДЮСШ, СДЮСШОР); высшего спортивного мастерства (СДЮСШОР).

Государственное руководство системой спортивных школ в России

Государственное управление системой спортивных школ представляет собой процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти . Но после принятия Конституции РФ (1993) и пришли к выводу о том, что термины «государственное управление», «органы управления », «публичное управление» трансформировались в термины «исполнительная власть», «органы исполнительной власти».

В России продолжает функционировать эффективная система подготовки спортивного резерва, которая складывалась на протяжении почти 50 лет. Основу ее составляют спортивные детско-юношеские школы (ДЮСШ), СДЮШОР, ШВСМ. Все вышеперечисленные организации входят в систему или номенклатуру учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Понятие “спортивные резервы” в широком смысле обозначает всю совокупность достижений общества в деле развития массовой физической культуры и спортивного высшего мастерства. В узком смысле - это спортсмены, достигшие определенного уровня мастерства и охваченные современными организационно-методическими формами подготовки, которые обеспечивают дальнейший рост спортивных результатов. В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов.

Действующий резерв - перспективные в возрастном плане спортсмены высокого класса, являющиеся кандидатами в сборные команды страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на крупных международных соревнованиях.

Ближний резерв - молодые, одаренные спортсмены, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближнего резерва используют комплекс показателей, определяющий дальнейший рост спортивных результатов, учитывают возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки.

Потенциальный резерв - юные спортсмены, занимающиеся разными видами спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и т.п.

Спортивная школа, как организация дополнительного образования, призвана способствовать:

  • · самосовершенствованию;
  • · формированию здорового образа жизни;
  • · профессиональному самоопределению;
  • · развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей;
  • · достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Исходя из закономерностей становления спортивного мастерства, установлены этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах.

Спортивно-оздоровительный этап рассчитан на весь период подготовки, если это предписано нормативными документами или учредительными. Этап начальной подготовки - 2-3 года, предполагает решение задачи привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом. Социальные нормы охвата занимающихся таковы - 10-12% от детей в возрасте 6-15 лет. На учебно-тренировочном этапе (4-5 лет) ставятся задачи: улучшение состояния здоровья, физического развития, повышение уровня физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта, а также профилактика вредных привычек и правонарушений.

Этап спортивного совершенствования - 3 года, спортивного высшего мастерства - 3-5 лет. Социальная норма 0,2% от 16-25 летнего возраста. На этих этапах ставится задача привлечения к специализированной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов.

Современная система спортивных школ объединяет 4000 школ различного типа и охватывает все регионы России. На развитие массового спорта ориентировано 3000 ДЮСШ, на подготовку высококвалифицированных спортсменов - 920 специализированных школ. Систематически занимается около 2 млн., из них 34,5 тысячи - спортсмены высокого класса. Количество штатных специалистов составляет - 40 тысяч человек.

Менеджмент в спортивной школе

Деятельность спортивных школ регулируется двумя нормативно-правовыми документами:

  • 1) законом “Об образовании”;
  • 2) документом Минобразования «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ» №96-ИТ от 25.01.95.

Спортивная школа любого типа и названия создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется органом местного самоуправления в заявительном порядке. Учредителями могут быть:

  • · органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  • · отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения;
  • · отечественные и иностранные фонды, общественные и частные;
  • · общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ;
  • · граждане РФ и иностранные граждане.

Статус учредителя определяет организационно-правовую форму спортивной школы. В России более 70% спортивных школ учреждены органами образования, которые и финансируют свои школы.

Для регистрации спортивной школы учредитель представляет заявление о регистрации, решение учредителя о создании спортивной школы, ее устав, документ об уплате госрегистрационной пошлины. Права юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента регистрации. Таким образом, спортивная школа как юридическое лицо имеет устав, расчетный счет в банке, печать, штамп, бланки со своим наименованием. Права на образовательную деятельность возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке -- лицензии, в которой фиксируется предельная численность обучающихся, контрольные нормативы и срок действия.

Основой государственных гарантий является государственное и муниципальное финансирование.

Организация учебно-тренировочного процесса

Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года, учитывая специфику вида спорта. Основные формы учебно-тренировочного процесса:

  • · учебно-тренировочные и теоретические занятия;
  • · групповые, работа по индивидуальным планам (СС и ВСМ);
  • · медико-восстановительные мероприятия и медконтроль;
  • · тестирование;
  • · участие в соревнованиях и сборах;
  • · инструкторская и судейская практика.

Внутришкольный менеджмент

Спортивную школу возглавляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначаемый учредителем. Формами самоуправления являются педагогический совет, собрание трудового коллектива, тренерские советы отделений (см.ст.35 закона “Об образовании”).

В оргструктуры спортшкол входят зав. учебной частью, бухгалтер, врач, инструктор-методист, обслуживающий персонал. В случае находящихся на балансе спортсооружений, то и администрация и обслуживающий персонал спортсооружения.

Организационная структура нормативно закрепляется в штатном расписании. Штатное расписание- это перечень должностных наименований и общее количество постоянных должностей в организации, а также должностных окладов по штатной должности. Заработная плата определяется по ЕТС с учетом различных надбавок или по нормативам за одного занимающегося.

Экономическая и предпринимательская деятельность спортивной школы

Школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Она имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в банке. Деятельность ее финансируется учредителем в соответствии с договором между ними. Спортивная школа вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе и иностранных.

Допустимы любые виды предпринимательской деятельности, предусмотренные уставом.

Эффективность деятельности спортивных школ

Для оценки эффективности работы спортивных школ Комитетом по ФК и туризму установлены педагогические критерии.

На этапе начальной подготовке: стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности, уровень освоения основ техники" видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля. На учебно-тренировочном этапе: состояние здоровья, уровень физического развития, динамика уровня подготовки, освоение объемов нагрузки, теории. На этапе спортивного совершенствования: уровень физического развития, выполнение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, динамика показателей, результаты выступлений во всероссийских соревнованиях. На этапе спортивного высшего мастерства: стабильность результатов выступления на всероссийских и международных соревнованиях, число спортсменов подготовленных в составы сборных команд России.

Научный анализ результатов работы спортивных школ показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. По оценке специалистов система подготовки спортивного резерва позволяет обеспечить конкурентное пополнение сборной команды России. Расчеты сделаны исходя из того, что по олимпийским видам спорта на единицу стартового состава сборной России приходится 2мсмк, 8мс, 29 кмс.

Для достижения спортсменом мастерства международного уровня его необходимо готовить 10-12 лет. Наглядна и крутизна подъема к вершинам мастерства, которую одолевает соответственно один из 7,28,168 и более 2 тысяч занимающихся на этапах многолетней подготовки. Эти расчеты могут служить основой для прогнозирования показателей подготовки спортивного резерва как источника пополнения сборных команд по разным видам спорта.

Контрольные вопросы

  • 1. Понятие спортивных резервов.
  • 2. Цели и задачи спортивной школы.
  • 3. Организация, формы и этапы подготовки.
  • 4. Организационная структура управления спортивной школой.
  • 5. Критерии эффективности деятельности спортивных школ.

Сегодня среди студентов наблюдается интерес к индустрии спорта и специальностям, связанным с ней. Это связано с развитием международного рынка услуг в сфере спортивного бизнеса. Интерес к спорту возрастает и у рекламодателей, инвесторов и журналистов. Россия была отмечена международным спортивным сообществом, которое доверило проводить в стране ряд крупных международных спортивных мероприятий. Для их организации была проделана титаническая работа: строительство, а затем управление спортивными объектами, встреча и размещение иностранных болельщиков, организация церемоний и стартов на высочайшем уровне, подготовка личного и тренерского состава, развитие спортивной медицины… Аналитики прогнозируют рост потребности в профессиональных кадрах в данной области, так как уже сегодня ощущается их острая нехватка. Это значит, что выпускники такой специальности должны с легкостью найти достойно оплачиваемую работу.

Понятие, суть и задачи профессии «спортивный менеджмент»

Для того чтобы понять, как стать спортивным менеджером, необходимо сначала рассмотреть суть данной специальности. Она включает в себя теорию и практику эффективного управления предприятиями спортивной культуры в условиях современного рынка. Объектом изучения являются организации спортивной направленности (множество ФСО - спортивных школ, клубов, команд, стадионов, центров, федераций и т.п.), деятельность которых направлена на предоставление физкультурно-спортивных услуг. Сам спортивный менеджментнацелен на управление внутренними и внешними отношениями субъектов и объектов ФСО. Его сущность - целенаправленное воздействие субъекта управления на управляемый объект для достижения нового запланированного качественного состояния последнего. Общая цель - обеспечить эффективное функционирование ФСО на современном рынке, а задача - познание закономерностей их функционирования и социального развития в обществе, а также разработка механизма эффективного управления этими процессами.

Функции спортивного менеджера

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что не всегда ими становятся но обязательно люди, увлекающиеся спортом и занимающиеся им хотя бы на любительском уровне. Возможно, человек, который мог бы стать успешным управленцем банка, стал спортивным менеджером, и все потому, что он неравнодушен к спорту и в детстве занимался в спортивной секции. Вообще, как профессия спортивныйменеджментпоявился с утверждением должности руководителя ФСО. Для этой специальности важно владеть искусством научного управления спортивной организацией. Отдельные элементы такой деятельности присущи и тренерам, и преподавателям физической культуры.

Но полномочия менеджера как управленца намного шире. Его функции:

  • принятие ответственных решений по направлению деятельности ФСО и распределению ресурсов;
  • сбор информации о ее распространение в виде фактов и нормативных установок, разъяснение персоналу политики, ближайших и перспективных целей;
  • формирование внутренних отношений, мотивация, координация, представительство во внешних отношениях с другими организациями.

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что искусство менеджмента заключается в умении использовать принципы, методы и технологии управления в конкретном случае. Ему необходимо обладать специфическими умениями по производству и использованию спортинвентаря, установлению взаимосвязей между физическими нагрузками, диетой и т. п. Итак, традиционно в состав функций входят: планирование, организация, мотивация, руководство, контроль и анализ. Кроме того, работа спортивным менеджером предполагает подопечных, физкультурно-спортивную работу с населением, подготовку высококвалифицированных спортивных кадров в своих видах и резервного состава, проведение соревнований и зрелищных мероприятий, научно-методическое обеспечение физвоспитания, организация производственных ресурсов спорттоваров, международные связи.

Принципы спортивного менеджмента

Когда будущий студент планирует поступление в ВУЗ, он задумывается над выбором профессии. Многие спортсмены ищут специальность, близкую к спорту, и приходят к мысли: «Как статьспортивным менеджером, и что для этого нужно?» Прежде всего необходимо побольше разузнать о самой деятельности такого специалиста. В сфере менеджмента спорта и физической культуры существуют свои принципы и правила, положения и нормативные документы, которые необходимы для осуществления управленческого процесса. К ним относятся принципы:


Методы управления

Профессиональная подготовка спортивных менеджеровпредполагает изучение которые делятся на:

  • организационные;
  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Для достижения высокого профессионализма необходимо уметь формировать психологический климат, давать положительную оценку индивидуальным достижениям каждого сотрудника. Именно такой уровень предполагает подготовка спортивных менеджеров, так как важно быть социально и психологически грамотным специалистом, владеющим методами:

  • проведения совещаний, приучения и упражнения;
  • убеждения, одобрения и поощрения, осуждения и наказания (созидающие и тормозящие методы).

Выбор методов зависит от целей, типа организации и конкретной ситуации. Эффективность применения тех или иных методов требует от спортивного менеджера искусства, постоянного творческого поиска и обучения.

Специализации

Стоит отметить, что под данной профессиональной подготовкой подразумевают разные специализации с общим названиемспортивный менеджер. Обучениесогласно выбранного направления осуществляется после общей подготовки по программе соответствующего учебного заведения. Типы специализации спортивных менеджеров постоянно развиваются. Наряду с общим, выделяют функциональный менеджмент. Вот основные специализации:

Стили

Каждый профессионал имеет свой стиль деятельности. Не исключение испортивный менеджер. Обучение профессиональному стилю возможно теоретически, а его устойчивое формирование происходит уже с опытом на практике. Согласно теории менеджмента, управленческие отношения делят на демократические и авторитарные. Соответственно формируется :

  • авторитарный - чрезмерная централизация власти, жесткая регламентация деятельности;
  • демократический - использует мотивацию и убеждения;
  • либеральный.

Авторитарным стиль обычно становится тогда, когда по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовленности менеджер ниже подчиненных и когда подчиненные имеют профессиональную культуру, ответственность и дисциплину.

Демократичным менеджер становится при доверии к коллективу, уважении мнения подчиненных, взаимовыручке и поддержке.

Либеральным менеджер будет при отсутствии перспективы и инициативы, масштабности мышления и ожидании указаний «сверху». Такой руководитель слабо контролирует подчиненных и, как следствие, получает низкую результативность.

Бывает так, что стиль работы может изменяться при смене коллектива, места работы или глубоком самоанализе руководителя.

Категории спортивных менеджеров

В конце XX - начале XXI века такая специальность называлась начальник спортивного клуба или администратор школы и т.п. Сегодня все изменилось, и теперь наименование должности звучит как менеджер спортивного клубаили ФСО. Каждая спортивная организация имеет своих управляющих. Они разного уровня и решают разные задачи. Но традиционно есть категории спортивного менеджмента, которые делят всех управленцев на три группы:

  1. Занимающихся стратегией развития (например, президент футбольного клуба).
  2. Тех, кто сам управляет (например, структурными подразделениями).
  3. Нижний уровень исполнителей (например, администраторы спортивных школ).

Обучение

Обучение профессии «менеджер в спортивной организации» осуществляется во многих вузах. Есть московские и региональные университеты, которые дают возможность получить данную специальность. Более всего в этой сфере известно учебное заведение МЭСИ. Здесь на специальном факультете обучаются профессиональные спортсмены и студенты, увлекающиеся спортом. Их планируемая будущая месячная заработная плата должна составить 80 тыс. руб. И это неплохо. В современном мире спорт - это зрелище. В 2010 г. летом организовали Федерацию спортивных менеджеров России. Спортивный менеджер автор бестселлера «Фитнес — это легко», ведет обучение на спортивного менеджера в бизнес-школе RMA. В свое время он занимал должность фитнес-директора, президента фитнес-центра Olympic Star в Москве, управляющего сетью фитнес-клубов MaxiSport и Reebok, редактором соответствующей рубрики журналов Men’s Health и Men’s Fitness, ведущим спортпрограмм и турниров. Он на протяжении долгих лет занимался фитнесом и работал тренером.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы