По какому критерию предприятие относиться к малым? Основные критерии определения малого предпринимательства Качественные критерии определения малого предпринимательства


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТОЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Учет на предприятии малого бизнеса
по теме: Понятие субъектов малого предпринимательства. Основные критерии определения малого предприятия.
студентки 5 курса отделения менеджмент по отраслям
Коробковой Анастасии Сергеевны

Проверил:
Погосян А.С.
Оценка:
_______
Подпись:
_______

Рязань, 2012 г.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие «малое предпринимательство» 5
2. Основные критерии определения малого предпринимательства 7
3. Количественные критерии определения малого предпринимательства 8
4. Качественные критерии определения малого предпринимательства 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

ВВЕДЕНИЕ

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов экономического и социального развития региона, так как именно малый бизнес позволяет создать дополнительные рабочие места, обеспечить занятость населения и рост производства, и, как следствие, смягчить последствия кризиса и снизить социальную напряженность в обществе.
Цель государственной политики – создание благоприятных условий для развития предпринимательства в тех направлениях, которые дают максимальный социально-экономический эффект, а также своевременное принятие решений, направленных на стимулирование бизнеса, определение наиболее перспективных направлений, которые стимулируют появление так называемых новых «точек роста». Для реализации этой цели очень важно знать понятие субъектов малого бизнеса и основные критерии их определения.
Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса. В настоящее время в странах Европейского союза, Японии, США уже существует опыт исследований национального и международного уровней по различным аспектам проблемы развития малых и средних предприятий. Появляются примеры таких исследований и в России, а также в других странах Восточной Европы. Однако полученные данные носят достаточно фрагментарный характер. Во многом это объясняется различием подходов к определению малого и среднего предприятия. Вместе с тем, отдельные попытки как зарубежных, так и отечественных исследователей выработать единое или обобщенное определение малого бизнеса, по-видимому, изначально обречены на провал.
Однако в каждой стране, параллельно существуют свои национальные подходы к определению малого предпринимательства, варьирующиеся для конкретных целей.
Цель контрольной работы – дать понятие субъектам малого предпринимательства и выявить основные критерии определения малого предприятия.

    Понятие «малое предпринимательство»

Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.
Если рассматривать расширенное понятие малого предпринимательства, оно представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.
Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.
У малого и среднего бизнеса есть своя организация - «Опора России».
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 4 настоящего Федерального Закона (далее ФЗ)
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

    Основные критерии определения малого предпринимательства

Проблемы, возникающие при сравнительных исследованиях уровня развития малого и среднего бизнеса в отдельных странах, наглядно демонстрируют методологические и практические трудности, связанные с установлением единых подходов к определению границ малого предпринимательства.
В ходе анализа международной практики выработки критериев выделения сектора малого и среднего бизнеса, как правило, используются либо количественные, либо качественные ограничения, причем первые, в силу их измеримости, используются чаще и являются более предпочтительными.
В зависимости от сложившихся экономических моделей и культуры разных стран, как количественные, так и качественные критерии могут существенно различаться. Нередки ситуации, когда различаются даже цели разграничения на малые, средние и крупные предприятия внутри одной страны.

    Количественные критерии определения малого предпринимательства

Ограничение по статусу
    Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.
Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); (п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Ограничение по численности работников

    К малому и среднему бизнесу относятся средние, малые и микропредприятия.
Число постоянных работников не должно превышать 250 человек
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

Ограничение по выручке
С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

    микропредприятия - 60 млн рублей;
    малые предприятия - 400 млн рублей;
    средние предприятия - 1 млрд рублей.

    Качественные критерии определения малого предпринимательства

Среди качественных критериальных признаков, свойственных малому предпринимательству, и традиционно указываемых в международной практике, следует назвать следующие:
единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Владелец, как правило, сам управляет предприятием, беря на себя риск и неся ответственность не только за инвестированный капитал, но и за принимаемые текущие решения;
обозримость и прозрачность малого предприятия, масштабы которого позволяют владельцу быть в курсе практически всего происходящего на фирме, от каждого изделия и его особенностей до контакта с каждым работником и знания его интересов и трудностей, что создает более действенный механизм мотивации труда;
персонифицированный характер отношений предпринимателя с партнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции, а также неформальный, личностный характер отношений с каждым работником предприятия;
относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие малой фирме оказывать существенное влияние на цены и объем реализации продукции в рамках отрасли, что вынуждает их применять стратегии приспособления к среде. Из этого правила есть исключения. Некоторые малые фирмы столь удачно определяют свою рыночную нишу, что практически становятся в ее пределах монополистами;
семейный характер предприятия, ведение дела: семья нередко включается в число работников, базовый капитал малого предприятия часто формируется за счет семейных сбережений, само дело наследуется представителями семьи и т.д.;
малым фирмам свойствен особый характер финансирования. Если крупные корпорации формируют необходимые финансовые средства через фондовые биржи, то малое предприятие может рассчитывать на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и неформальный рынок капитала (средства берутся взаймы у друзей, родственников, других предпринимателей и т.п.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.
На данный момент в России принято необходимое законодательство по поддержке малого предпринимательства. В нем сформулировано не только понятие субъектов малого бизнеса, их категории и критерии, по которым физические и юридические лица относят к предприятиям малого и среднего бизнеса, но также прописаны положения государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Однако большим рывком для нашей страны стало бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки. Это позволило бы России не только решить мелкие текущие проблемы, но и перейти на новый уровень экономического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Конституция РФ
    Гражданский кодекс РФ
    Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
    Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". б.д. http://www.auditit.ru/ articles/account/basis/a79/ 44632.html (дата обращения: 10 март 2012 г.).
5. Колесникова Л.А.. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием, М. – 2000. – 210 с.
6. Малый бизнес в России. Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. М., КОНСЭКО, 1998. – С.45 - 47.

Развитие малого предпринимательства (далее – МП) – одно из условий стабильности экономики, полноценных рыночных отношений – стало первым шагом, с которого начался путь России в цивилизованную рыночную экономику. Оно сыграло немалую роль в накоплении первоначального частного капитала в нашей стране.

В настоящее время, малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики, фундаментальной основой ее функционирования. Оно играет исключительную социально-экономическую роль в развитии современного общества и государства: обеспечивает существенный вклад в ВВП; создает основную долю рабочих мест; непосредственно связано с формированием «среднего класса»; является источником социальной и политической стабильности; наконец, способствует развитию инновационных технологий. В современной российской истории МП как экономическое явление существует более двадцати лет, на протяжении которых этот сектор формировался и развивался в сложных экономических, социальных, политических условиях, что наложило отпечаток на уровень и состояние его развития.

Малое предпринимательство как экономическое явление обладает рядом черт, характерных для предпринимательства вообще, и специфическим набором свойств, позволяющих рассматривать его в качестве самостоятельного объекта изучения. Во избежание разночтения необходимо сразу оговориться, что следует различать малое предпринимательство как определенное социально-экономическое явление, малое предпринимательство как объект статистического учета и малое предпринимательство как объект государственного воздействия (регулирующего, фискального). Если во втором и третьем случае критериями вычленения структур малого предпринимательства из всей совокупности экономических структур являются, прежде всего, четкие количественные критерии, то при рассмотрении МП в качестве социально-экономического явления на передний план выходит качественные аспекты.

Малое предпринимательство обладает множеством важных свойств как экономического, так и социального характера, а его сущность заключается в частнопредпринимательской инициативе широких слоев населения. Малое предпринимательство является частным по своей сути (хотя иногда может принимать общественные формы, например, кооперативные). И в этом контексте малое предпринимательство выступает в виде множества небольших независимых частных компаний, каждая из которых принадлежит одному лицу или небольшой группе лиц (как правило – семье). Малое предпринимательство находится в обособленном положении относительно государственного (общественного) и корпоративного (коллективного) секторов экономики, также и с точки зрения реализации права собственности: в малом предпринимательстве практически отсутствует делегирование реализации права собственности наемным менеджерам.

Вызывает интерес исследования Ф.Ф. Хамидуллина, который рассматривает малый бизнес как экономическую систему. По его мнению: «… это сложная, вероятностная, динамическая сис­тема, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потреб­ления материальных благ, и как всякая сложная система должна рассматриваться в разных аспектах. Если рассматривать ее с точки зре­ния материально-производственной, то ее входом являются материально-вещественные потоки природных и производственных ресурсов, информация, выходом – ма­териально-вещественные потоки предметов потребления, услуг, продукции, предна­значенной для накопления и возмещения, товаров для экспорта, а также отхо­дов производства. В социально-экономическом аспекте ее входом являются определенные социально-экономические отношения людей в обществе, выходом – воспроизведенные и развитые системой производственные отношения, содержание которых определяется регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов собственности» .

Ф.Ф. Хамидуллин относит малый бизнес к классу систем, обладающих определенной степенью самостоятельности и возможностями саморегулирования, при этом базовым элементом (ядром) внутренней структуры малого бизнеса является частная собственность, а необходимыми структурными элементами малого бизнеса как системы следует считать капитал (в том числе фиктивный и теневой). И в этом аспекте, думается, теневая деятельность субъектов МП усиливает возможность их саморегулирования и повышает их степень самостоятельности за счет использования теневых схем деятельности и возможностей теневого сектора экономики.

Считаем, что целесообразно было бы выделить основное экономическое свойство малого предпринимательства – его интегрирующую роль в рыночной экономической системе. Средние по размерам фирмы экономически эффективны в основном тогда, когда используют «нишевую» стратегию, а крупные компании – когда массово выпускается более менее однотипная продукция. В единое целое связывают экономику именно мелкие компании, так как они стремятся использовать любую возможность для бизнеса, позволяя тем самым крупным компаниям уйти из тех сфер, где крупные размеры снижают эффективность производства или вообще экономически нецелесообразны (значительная часть розничной торговли, сфера услуг, венчурные разработки и др.).

Малое предпринимательство – сложный и многообразный феномен, развитие его отдельных видов по-разному воздействует на экономику. Исторически малое предпринимательство представляло собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его капитал был ограничен, собственник и предприниматель совмещены в одном лице. Такие предприятия были независимы от крупного капитала, платили налоги, не нуждались в поддержке государства и не кооперировались между собой. Это – классическое малое предпринимательство, из которого по мере углубления, разделения труда, накопления капитала и роста доступности транспортных услуг выросли крупные фирмы. Сферами деятельности такого традиционного малого предпринимательства являются мелкосерийное или индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, транспорт, строительство, здравоохранение .

Малые предприятия – сложное явление, состоящие из неоднородных субъектов хозяйственной деятельности, которые в совокупности выступают в виде некой целостности и формируют определенную систему экономических отношений. Но эта целостность достаточно условна, отсюда возникает необходимость классифицировать малые предприятия по различным признакам, что дает возможность сделать выводы, касающиеся общей характеристики данного сектора экономики.

Вследствие диктуемых хозяйственной действительностью задач, экономические функции малых предприятий в российской экономикеможно определить следующие:

Расширение ассортимента и увеличение производства товаров и услуг без вложения значительных государственных инвестиций;

Обслуживание крупных предприятий, изготовление для них комплектующих изделий, отдельных узлов, организация сбыта готовой продукции;

Преодоление монополизма, развитие конкуренции, формирование рыночных отношений в российской экономике является одной из главнейших экономических функций МП;

Вовлечение в производство материальных и финансовых сбережений населения;

Разработка и внедрение в производство инновационных технологий;

Малый бизнес выполняет в обществе важнейшие функции социально-политического характера, которые особенно наглядно просматриваются и поднимают его роль и значимость в кризисные периоды развития рыночной экономики.

Итак, большое научно-практическое значение имеет проблема определения малого предприятия, поскольку точное определение объекта позволит, во-первых, вести статистический учет и определять его вклад в экономику страны, а, во-вторых, осуществлять налоговое, кредитно-финансовое и административное регулирование этого сектора.

К сожалению, до настоящего времени в экономической литературе как отечественной, так и зарубежной в определении экономической природы малого предпринимательства нет единого мнения. Авторы многих научных исследований дают более или менее произвольные определения этому сектору, исходя из численности рабочей силы или размера вложенного капитала. Однако, до сих пор, как справедливо отмечают некоторые исследователи, понятие малого предприятия не имеет устойчивой дефиниции, несмотря на достаточно широкую распространенность в социально-экономических исследованиях.

Очевидно, назрела необходимость уточнения критериев, определяющих категорию “малое предпринимательство” с позиции функционирования малого предприятия. Традиционно выделяют три группы критериев:

  • количественные,
  • качественные,
  • комбинированные.

Количественный подход в определении малого предпринимательства в современной экономической литературе предполагает такие доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Причем существуют подходы, базирующиеся только на использовании одного критерия, например, прежнее определение ЕС – численность занятых.

Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Наиболее общими критериями в зарубежной практике, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода). В настоящее время в странах – членах ЕС к микро- и малым предприятиям относят хозяйствующих субъектов экономики с численностью занятых от 1 до 9 чел. и от 10 до 49 чел., соответственно. Другими критериями в ЕС, позволяющими отнести предприятия к малым, также являются товарооборот – не более 40 млн. евро, балансовая стоимость активов – не более 27 млн. евро. В зависимости от социально-политических целей и интересов, сферы экономической деятельности (финансы, промышленность, строительство, торговля и т.п.) и специфики национальной экономики эти критерии меняют сравнительную значимость. В результате в разных странах существуют свои количественные подходы к определению малого бизнеса.

Обратимся к процессу генезиса малого предпринимательства в российской экономике. Так в российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.

Необходимо отметить произошедшие изменения в критериях, по которым определяются субъекты МП. Так, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ – утратившего силу, под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %. И в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала предельных уровней: в промышленности – 100 чел; в строительстве – 100 чел; на транспорте – 100 чел; в сельском хозяйстве – 60 чел; в научно-технической сфере – 60 чел.; в оптовой торговле – 50 чел; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» было установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Наиболее распространенной организационной формой малого предпринимательства в России являлось индивидуальное предприятие.

На сегодняшний момент понятие субъектов малого и среднего предпринимательства и критерии, по которым они к ним относятся, определяются Федеральным законом Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ .

Согласно этому закону, к субъектам малого и среднего бизнеса (МСБ) относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП – государственные унитарные предприятия и МУ – муниципальные предприятия), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. Также введено понятие не только малого предприятия, но и среднего предприятия и микропредприятия. Критерием отнесения предприятия к одному из видов осталась средняя численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения:

а) для средних предприятий от 101 до 250 человек включительно;

б) для малых предприятий до 100 человек включительно;

в) для микропредприятий до 15 человек (микропредприятия входят в состав малых предприятий).

В научной литературе дискуссионным является вопрос о правомерности зачисления к категории “малое предпринимательство” физических лиц (ПБОЮЛ). В 1990-е гг. преобладала точка зрения рассмотрения малого предпринимательства с позиции малого предприятия как юридического лица . Ситуация начала изменяться в 2000-е гг., когда отдельные исследователи стали относить к категории малого предпринимательства, помимо малых предприятий, еще и всех лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица . Например, по мнению исследователей П. Ореховского и В. Широнина, сложилась узкая трактовка термина “малые предприятия”, что приводит к “занижению показателей развития данного субъекта экономики в нашей стране в 4-5 раз” . С другой стороны, по-прежнему, анализу подвергаются преимущественно малые предприятия – юридические лица.

Критерием отнесения субъектов хозяйствования к МСБ так же является предельная выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, установленная Постановлением Правительства РФ от 22.07. 2008 г. за № 556 и применяемая к отношениям, возникшим с 1 января 2008 г., которая не должна превышать следующие предельные значения:

а) для средних предприятий – 1 000 млн руб.;

б) для малых предприятий – 400 млн руб.;

в) для микропредприятий – 60 млн руб.

Предпринимательская деятельность осуществляется перечисленными субъектами с целью получения прибыли, на свой страх и риск. Прибыль является интегральным показателем эффективности деятельности предпринимателей.

По мнению экономистов, количественное определение размеров предприятия удобно своей простотой. Такие критерии, как оборот или численность занятых, как правило, доступны для исследователей. С другой стороны, количественный подход не содержит четкой разработанной теоретичес­кой базы, определяющей выбор того или иного критерия и способа его измерения. Сегодня созданы все условия для разработки такой теоретической базы. Снижение уровня инфляции по сравнению с переходным периодом 90-х гг. XX в. до умеренных темпов делает возможным измерение товарооборота и балансовой стоимости активов. Для этого необходимо из каждой группы малых, средних, крупных предприятий, различающихся по отрас­лям, вывести “портрет” типичного предприятия для каждой группы. В качестве отправных критериев для подсчета средних по каждой группе предприятий могут быть отнесены значения фондоотдачи, материалоотдачи, производительности труда.

Еще сложнее обстоит дело с качественными показателями определения малого предпринимательства. В научной литературе нет единого мнения поданному вопросу, хотя в некоторых странах существуют официальные определения параметра мелких предприятий. Например, во Франции Всеобщая конфедерация мелких и средних предпринимателей дает следующее определение: “К мелким и средним предприятиям относятся такие, в которых владелец имеет в своей собственности большую часть капитала, обеспечивает личное руководство своим персоналом и осуществляет с ним постоянный и прямой контакт”.

Качественный вариант определения малого предпринимательства опирается в основном на субъективные суждения и опыт. В данном случае величина предприятия определяется посредством рассмотрения последствий размера для внутренней организации предприятия и характера его деятельности в хозяйственных условиях. Например, авторы монографии “Государство и малый бизнес. Сборник обзоров” считают, что главенствующим критерием малого предприятия является принятие оперативных и административно-управленческих решений одним (двумя) человеком .

Английский экономист Ф. Кларк в работе, посвященной малому бизнесу, рассматривает данный феномен следующим образом: “…Суть мелкого предпринимательства заключается не столько в извлечении максимальной прибыли, сколько в удовлетворении, получаемом людьми от таких нематериальных факторов, как независимость, творческий характер работы и особенно образ жиз­ни, которые никогда нельзя измерить в цифрах прибылей и убытков” [цит. по: 14, c. 34].

В России также сделаны попытки выделения качественных критериев малого бизнеса. Наиболее полная характеристика данного субъекта экономики с учетом его организационной и экономической специфики была предложена А. Шулусом. Он выделил следующие качественные особенности “предпринимательства в масштабе малого предприятия”: единство права собственности и непосредственного управления предприятием; ограниченность масштабов предприятия, которая приводит к особому, личностному ха­рактеру отношений между хозяином и работником; относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, реализуемого товара; семейное ведение дела и др. .

Анализируя качественные критерии определения малого бизнеса, А. и Л. Колесниковы предлагают выделять основные характеристики особеннос­тей его существования и развития. Причем малое предприятие или малую фирму следует рассматривать не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию, деятельность которой качественно отличается от крупных предприятий следующими специфическими чертами: высокой степенью неопределенности; потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком смысле); постоянным развитием и адаптируемостью к изменениям .

Таким образом, преимуществами качественного подхода в определении малого бизнеса является разработка теоретического обоснования на основе учета разнообразных критериев, таких, как цели, система менеджмента, система контроля производительности, взаимодействие с персоналом и его мотивация и др. А к недостаткам данного подхода можно отнести сложность практического применения, обусловленная, прежде всего, трудностью дос­тупа к внутренней информации предприятия и множественностью самих критериев.

Комбинированный подход сочетает количественные и качественные критерии определения МБ. Но и такая трактовка не лишена противоречий и нареканий. Показательным в данном случае является определение малого предприятия, предложенного в докладе Болтонского комитета в Великобритании (1971 г.). Для определения малой фирмы использовались “экономияческие” и “статистические” показатели. В докладе И. Болтона сказано: “Простой и даже сверх простой ответ на этот вопрос (почему одни фирмы большие, другие маленькие) содержится в факте существования разномасштабных экономических задач. Это означает, что роль малого бизнеса – в выполнении тех функций, которые они могут выполнить более эффективно, чем крупные, т.е. основой их существования является деятельность, которая не может быть эффективной в крупно­масштабной деятельности, экономической дея­тельности” [цит. по: 4, c. 7]. В докладе содержатся результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в разных странах, что яви­лось попыткой осмысления международного значения данного феномена. Но, несмотря на это, доклад вызвал огромное количество нареканий в несовершенстве как экономического, так и статис­тического определения малой фирмы.

Таким образом, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию и опираясь на зарубежный опыт, необходимо использовать как количественные, так и качественные критерии определения малого бизнеса. Количественные критерии должны включать группу статистических показателей, в соответствии с которыми к числу малых предприятий следует относить те предприятия, у которых они ниже статистически средних по всем отраслям. Причем общепризнанно, что нет нижнего предела размера малого предприятия. Такой подход позволяет отразить объективно сложившийся уровень развития и динамику малого бизнеса, включающего и предпринимательскую деятельность физических лиц (ПБОЮЛ). Кроме того, при разработке государственной политики по поддержке малого бизнеса должны использоваться и количественные, и качественные критерии, что позволит более полно и точно определить субъектов малого предпринимательства. Все это в итоге приведет к эффективным и адресным мерам государства в отношении малого бизнеса.

Малое предпринимательство как экономическое явление обладает рядом черт, характерных для предпринимательства вообще, и специфическим набором свойств, позволяющих рассматривать его в качестве самостоятельного объекта изучения. Во избежание разночтения необходимо сразу оговориться, что следует различать МП как определенное социально-экономическое явление, малое предпринимательство как объект статистического учета и малое предпринимательство как объект государственного воздействия (регулирующего, фискального). Если во втором и третьем случае критериями вычленения структур малого предпринимательства из всей совокупности экономических структур являются, прежде всего, четкие количественные критерии, то при рассмотрении малого предпринимательства в качестве социально-экономического явления на передний план выходит качественные аспекты.

Малые предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития, в частности, с такими, как: единство права собственности и непосредственного управления предприятием; обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между предпринимателем и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом; относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара; персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей; ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответствен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все, связанное с его организацией; семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем определяется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия; характер финансирования: малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой его сферы. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители МП: несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства; отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства; несовершенство системы налогообложения; недобросовестная конкуренция; несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства; неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий; проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства .

Синергетические принципы в экономичес­кой теории, рассматривающие малый бизнес с позиции самоорганизующейся, развивающейся системы, позволяют выделить особенности ма­лого предприятия как организационной структуры бизнеса, отличающейся от средних и круп­ных предприятий. Основываясь на рассмотрении малого предприятия как открытой системы, можно сделать вывод, что под влиянием взаи­модействия (энергообмена) между веществом, энергией и информацией данная организация испытывает противоречие между постоянным стремлением к устойчивости и постоянно воз­никающими внешними и внутренними флуктуациями. Это свидетельствует о достаточно неустойчивом, нестабильном развитии малых предприятий . Данный фактор следует рассматривать с позиции интуитивного, импровизационного характера ведения бизнеса. Если на средних и крупных предприятиях цели деятельности определены стратегией развития и корректируются рынком, то деятельность малых предприятиях в наибольшей степени подвержена рыночным изменениям, отсюда построение долговременной стратегии, как правило, невозможно.

Определяющее значение креативности как жизненно необходимого фактора развития малых предприятий делает их мобильными и легко приспосабливаемыми к изменяющейся ситуации. По всей видимости, можно выделить два аспекта данной проблемы. Первый аспект касается способности любого малого предприятия к изменению тактики под влиянием конъюнктуры, т.е. стоит рассматривать предприятие как единичную структуру хозяйственных отношений. Второй аспект затрагивает тенденции развития феномена малого бизнеса в различные периоды. Здесь проявляется следующая закономерность, характерная для различных стран: в периоды неблагоприятной экономической ситуации уменьшается количество малых предприятий – юридических лиц (по российской классификации) и увеличивается число единоличных и микропредприятий (ПБОЮЛ – для России).

Следующим критерием, характеризующим малое предприятие, является определяющая роль управления в лице предпринимателя , сосредоточивающего всю информацию о предприятии и выступающего гарантом его стабильности. Статистика свидетельствует, что наиболее распространенную причину закрытия мелких предприятий западные эксперты усматривают, прежде всего, в отсутствии способностей и опыта управленческой работы у их владельцев, которые одновременно являлись и администраторами. По этой причине в 90% случаев предприятия терпят неудачу. Обследования, проведенные в США, показали, что лишь у 10% предприятий владелец соответствовал стереотипу предпринимателя; остальные же вкладывали деньги, не обладая ни опытом, ни знаниями, необходимыми для эффективного хозяйствования .

Управление малым предприятием отличается относительной простотой, отсутствием необходимости в создании сложных, громоздких систем планирования, контроля, координации работы внутри фирм. Но при этом, как отмечал американский специалист в области теории управления П.Ф. Друкер, современные малые предприятия в своем производстве применяют новую технологию, заключающуюся не в электронике, или генетике, или новых материалах, а в предпринимательском управлении .

Данный подход обращает внимание государства на необходимость стимулирования предпринимательской инициативы населения в целях создания малых предприятий. Для этого следует сосредоточиться на проблемах предпринимателей без образования юридического лица как наиболее динамично развивающегося субъекта малого предпринимательства.

Обращаясь к международному опыту классификации малого бизнеса, можно отметить, что общепринятых критериев отнесения предприятий к разряду малых не существует, поскольку разграничения являются сами по себе относительными. Но законодательство различных стран выделяет микро- (мельчайшие) фирмы и малые предприятия, относящиеся к категории малого бизнеса, как имеющие общие тенденции и проблемы развития. Очевидно, что необходимость в такой классификации малого бизнеса назрела и в России. Кроме того, анализ критериев малого предпринимательства показал возможность оценки данного феномена с различных позиций.

Во-первых, малое предпринимательство выступает как социально-экономическая категория, включающая специфическую креативную деятельность субъектов в лице микро- и малых предприятий, направленную на комбинирование ресурсов, результатом чего является выпуск товаров или ус­луг и получение предпринимательского дохода.

Во-вторых, малое предпринимательство выступает как определенная форма хозяйственной деятельности. Малый бизнес как особая форма хозяйствования обусловливается системой критериев, характерной для каждой страны в зависимости от уровня социально-экономического развития, и определяется возможностью его государственной поддержки. В-третьих, разработка качественных критериев определяет малое предпринимательство как особый тип экономического поведения, осуществляемого под влиянием креативности и проявляю­щегося в технологии поиска идей, экономического и организационного творчества, самореализации. Возросший интерес к малому предпринимательству со стороны не только экономистов свидетельствует об изменении предпринимательского потенциала общества, в том числе и российского, и формировании благоприятного предпринимательского климата.

  • Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 “О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства” // Собрание законодательства РФ. – 2008. – N 30 (ч. 2). – Ст. 3642.
  • Буров В.Ю., Потаев В.С., Суходолов А.ПМалое предпринимательство в России и Байкальском регионе. – Иркутск, 2011.
  • Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование. – М., 1998.
  • Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. – 1996. – № 7.
  • Государство и малый бизнес: Сб. обзоров. – М., 1993.
  • Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. – М., 1992.
  • Еваленко М. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов // Российский экономический журнал. – 2003. – № 9-10.
  • Ерохина Е.А. Развитие малого предпринимательства в кризисных условиях // Экономика и управление. – 2010. – 12 (73).
  • Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний биз­нес: эволюция понятий и проблема определений // Вопросы экономики. – 1996. – № 7.
  • Ореховский П., Широнин В. Малое и среднее предпринимательство в России // Общество и экономика. – 2005. – № 12.
  • Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. – 1997. – № 4.
  • Разумнова И.И. Развитие российского предпринимательства и американская практика // США. Канада. Эконо­мика – Политика – Культура. – 1999. – № 3-4 .
  • Рубе В.А. Сотрудничество или эксплуатация? Мелкий бизнес глазами буржуазных экономистов. – М., 1986.
  • Хамидуллин Ф.Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2006. – № 3 (19).
  • Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. – 1996. – № 5-6.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Уважаемые Коллеги!!!

    Запрашиваемая Вами страница находиться на реорганизации.

    Предлагаем Вашему вниманию новый сервис для владельцев и руководителей малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей : "Повышение доходности малого и среднего бизнеса за счёт уменьшения непроизводительных затрат и повышения производительности труда!!! Повышение доходности бизнеса в целом". .

    Здоровье. Ваше. Ваших близких . Как Вы себя чувствуете? Есть хронические заболевания? Хроническая усталость? Не сильно, но часто болеете (при этом температура часто не превышает 37градусов)? Или просто хотите вести активный образ жизни и продлить активное долголетие!!! В этом случае рекомендуем ознакомиться с разделом нашего сайта, посвящённого восстановлению иммунной системы организма!!! Ей нужна Ваша помощь!!! Помогите ей!!! Она сотворит чудеса!!!

    Нижеприведённые материалы выложены
    исключительно для информационного использования.
    Продажей оборудования и других материалов
    компания в настоящее время не занимается
    !!!

    Счётчики пара, счётчики газа (ООО "ТИРЭС"). .

    Оборудование для систем защиты электрических сетей, автоматики и управления от компании НПП "Новатек-Электро".

    Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

    — численность персонала;

    — размер уставного капитала;

    — величина активов;

    — объем оборота (прибыли, дохода).

    По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

    Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:

    1. Характером производственного процесса: ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;

    небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;

    упрощенность системы сбыта.

    2. Спецификой системы управления и руководства:

    единство права собственности и непосредственного управления предприятием;

    особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включенность практически во все функциональные области;

    компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;

    отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;

    быстрота принятия решений.

    3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):

    особый, персонифицированный характер отношений между работником и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);

    гибкость, восприимчивость к нововведениям;

    небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;

    низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;

    высокая оборачиваемость капитала;

    существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

    4. Особенностями внешних воздействий являются:

    — локальность ресурсных и сбытовых рынков;

    — неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;

    — положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;

    — сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;

    — ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);

    — большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.

    Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малых предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:

    — совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;

    — стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;

    — общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

    — высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

    — низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

    — высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;

    — неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий;

    — стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;

    — работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

    В Соединенных Штатах Америки к мелким относятся предпринимательские единицы с числом работников до 25 человек, к малым – 25–99 человек, средним – 100–499 человек, крупным – 500–999 человек, крупнейшим – свыше 1000 человек. В ряде отраслей учитывается также сумма оборота: в оптовой торговле – до 18 миллионов долларов в год, в розничной торговле, сфере услуг и на транспорте – до 5 миллионов долларов. В Японии в качестве критерия выделения малых предприятий учитывается число занятых (в розничной торговле – до 50, оптовой торговле – до 100, в обрабатывающей промышленности и строительстве – до 300 человек) и размер уставного капитала (соответственно до 10, 30 и 100 миллионов иен). Особо выделяются мелкие предприятия (в промышленности – не более 20 человек, в торговле и сфере услуг – не более 5 человек). При этом к малому бизнесу в Соединенных Штатах Америки относится лишь бизнес, существующий и действующий независимо от других предприятий и не доминирующий на рынке. В странах Европейского Союза особо выделяется мелкий, малый и средний бизнес. При этом учитывается не только число занятых (дифференцированно по отраслям), но и размер собственного капитала и годового оборота. В Федеративной Республике Германия также используется преимущественно количественный подход. Малым считается предпринимательство с числом занятых в нем от одного до 49 человек.

    В России 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

    в промышленности – 100 человек;

    в строительстве – 100 человек;

    на транспорте – 100 человек;

    в сельском хозяйстве – 60 человек;

    в научно технической сфере – 60 человек;

    в оптовой торговле – 50 человек;

    в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

    в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

    До 1996 года в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» к ним были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со средней численностью работающих, не превышающей в промышленности и строительстве 200 человек; в науке и научном обслуживании – до 100 человек; в других отраслях производственной сферы – до 50 человек; а в розничной, оптовой торговле, общественном питании и отраслях непроизводственной сферы – до 15 человек. Таким образом, в 1995 году допустимая численность персонала малого предприятия в промышленности и строительстве была сокращена, а в торговле – увеличена.

    В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    По данным Госкомстата и МНС России, сегодня в стране имеется около 5,5 миллионов субъектов малого предпринимательства — малых предприятий (юридических лиц) и предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ), а также фермерских хозяйств.

    В городах России число малых предприятий составляет 880 тыс., на которых занято 6600 тыс. работников (8,6% всего занятого населения), около 4,5 млн. человек занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью. В промышленной сфере число малых предприятий на конец 2004 г. составляло 125 тыс., по сравнению с 2003 г. оно сократилось на 6,4%; в научно-технической сфере — 28 тыс. при сокращении на 7,4%.

    В сельской местности на конец 2004 г. действовали 265,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, по сравнению с 1997 г. их число уменьшилось на 5%. Кроме того, около 2,5 млн. семейных подворных хозяйств также поставляет свою продукцию на рынок.

    В целом в малом секторе экономики занято примерно 15 млн. человек, что составляет 20% от общей численности занятого населения.

    С 2003 года были особо выделены мелкие предприятия, которые перешли на упрощенную систему налогообложения. При этом учитывается не только численность, но и годовой объем продаж. Такой подход вполне обоснован, поскольку при высокой фондоемкости и автоматизации производства, например в энергетике, предприятие с небольшим коллективом способно выпускать продукцию на многие десятки миллионов рублей и доминировать на региональном и даже национальном рынке.

    Количественные показатели определяют не статус малого и среднего бизнеса как социально-экономического института, а лишь его разделение на средний (преимущественно в виде закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), малый (преимущественно хозяйственные товарищества и кооперативы) и мелкий бизнес (преимущественно без образования юридического лица).

    2. Порядок определения налогообложения при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности

    При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Предприятие или индивидуальный предприниматель, перешедшие на УСН могут выбрать объект налогообложения. В зависимости от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик, и будет исчисляться налоговая база по единому налогу.

    Объект налогообложения – доходы. В случае, когда в качестве объекта налогообложения выбираются доходы организации или индивидуального предпринимателя, то налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. При этом база по единому налогу определяется в тот день, в котором денежные средства поступили на счет налогоплательщика или в его кассу. Кроме того, не следует забывать о таких видах дохода, как получение иного имущества и (или) имущественных прав. День получения имущества и (или) имущественных прав будет днем поступления этих доходов.

    Согласно ст.346.15 НК РФ ч. II доходами организации, применяющей УСН, признаются доходы от реализации (ст. 249 НК РФ ч. II, внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ ч. II), при этом не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ ч. II .

    Таким образом, налоговая база в данном случае определятся налогоплательщиком как сумма всех полученных за отчетный (налоговый) период доходов. В соответствии со ст. 249 НК РФ ч. II выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

    Согласно ст. 250 НК РФ ч. II внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:

    От долевого участия в других организациях;

    В виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту;

    В виде признанных и уплаченных должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

    От сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком как доходы от реализации;

    От предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности), если такие доходы не определяются налогоплательщиком как доходы от реализации;

    В виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

    В виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ ч. II.

    При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ ч. I , но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ ч. II остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки:

    В виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе;

    В виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;

    В виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп.19 п.1 ст. 251 НК РФ ч. II;

    В виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

    Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

    В виде сумм возврата от некоммерческой организации ранее уплаченных взносов (вкладов) в случае, если такие взносы (вклады) ранее были учтены в составе расходов при формировании налоговой базы;

    В виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, с учетом положений ст. 301 — 305 НК РФ ч. II;

    В виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

    Для налогоплательщика, применяющего УСН, по большому счету, не имеет значения к какой категории доходов отнесен тот или иной доход: к доходам от реализации или к внереализационным доходам, ведь такого разделения у упрощенцев в налоговом учете нет. Самое главное правильно сформировать налоговую базу, то есть указать все полученные в данном отчетном (налоговом) периоде доходы.

    Отметить некоторые особенности при определении суммы доходов. Прежде всего, следует помнить, что суммы полученных авансов относятся к доходам и формируют налоговую базу по единому налогу. Все остальные доходы, указанные в ст. 251 НК РФ ч. II не признаются доходом налогоплательщика — упрощенца и не участвуют в формировании налогооблагаемой базы.

    Что касается индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, то они могут формировать свою налогооблагаемую базу по единому налогу, используя те же статьи НК РФ, что и организации. Такое мнение высказано в письме МНС РФ от 11.06.2003 № СА-6-22/657.

    Объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов.

    В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

    Таким образом, налоговая база в данном случае определяется, как разница между полученными налогоплательщиком доходами и понесенными им расходами.

    Все, что сказано выше относительно определения суммы доходов относится и к этой категории налогоплательщиков.

    Расходы, подробно представлены в разделе «Порядок определения и признания расходов».

    При этом, согласно положениям ст.346.18 НК РФ ч. II налогоплательщики, использующие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В данном случае под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со ст. 346.16 НК РФ ч. II, над доходами, определяемыми в соответствии со ст. 346.15 НК РФ ч. II.

    Следует учитывать, что такой убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. Оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

    Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

    Убыток, полученный налогоплательщиком при применении общего режима налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения.

    Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на общий режим налогообложения.

    У налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов есть еще одна налоговая база — это доход. Эту налоговую базу налогоплательщик применяет, когда исчисляет минимальный налог. Минимальный налог исчисляется по результатам работы за налоговый период.

    Задача

    Составить расчет ЕВНД, подлежащего к уплате за III квартал 2005 г., на основе нижеприведенных данных: ООО «Энигма» находится в г. Горячий ключ и оказывает автотранспортные услуги по перевозке груза. Услуги оказываемого на территории города и другими видами деятельности предприятия не занимается. Количество транспортных средств составляет 7 единиц.

    Ответ

    В г. Горячем Ключе проживает свыше 103 тыс. человек. В соответствии с ст. 2 (п. 3.1) Закона Краснодарского края «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» определяем корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для услуг в предоставления автотранспорта в размере К2 = 1,0

    ВД = БД(N1 +N 2+ N3)(К1+К2+К3),

    где БД – базовая доходность, БД = 6000;

    N – количество транспортных средств.

    Получаем

    ВД = 6000 *(7+7+7)*1 *1,0 *1,104 = 139104

    Ставка налога 15%

    Получаем

    ЕНВД = 15%*ВД/100% = 15%*139104 /100% = 20865,6 руб.

    Таким образом, сумма единого налога на вмененный налог составляет 20856,6 руб.

    Список литературы

      Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

      Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

      Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. ФЗ от 02.11.2004 г. № 127-ФЗ)

    Термин «малое предпринимательство» предполагает количественную определенность, отделение его от крупных форм хозяйствования. Заметная роль малого бизнеса в экономике различных стран побудила исследователей и практиков дать этому явлению более или менее универсальное определение. Определение малого предпринимательства отличается как с количественной, так и качественной точек зрения в зависимости от типа страны. Та и другая описывают различные стороны жизнедеятельности малых предприятий, позволяют составить более или менее полную картину этого сектора экономики, определить его специфическое место в социально-экономической структуре общества.

    Проблема определения малого предпринимательства имеет не только теоретическое значение. Точное определение объекта позволяет, во-первых, предметно вести статистический учет хозяйственной деятельности в этом секторе экономики и представлять его вклад в экономическое развитие страны. Во-вторых, разрабатывать программы налоговой, кредитно-финансовой, административной государственной поддержки малых предприятий.

    Традиционно в литературе к числу количественных критериев малого бизнеса относят:

    • -численность занятых. Так в США к малым и средним компаниям относят фирмы с числом занятых до 500 человек в обрабатывающей промышленности, в оптовой торговле до 100 человек, в розничной торговле и других отраслях до 50 человек. В Японии число занятых на предприятии, также является основным показателем, с помощью которого определяется принадлежность к этой категории. Оно должно быть менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек - для всех дру-гих видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек - в оптовой торговле и менее 50 человек - в розничной торговле и сфере услуг.
    • -объем продаж (оборот);
    • -стоимость активов. Этот критерий менее количественно определен, чем предыдущие два. Его используют в тех случаях, когда в рамках поддержки малого бизнеса государство поддерживает относительно крупные фирмы, играющие ключевые роли в экономике страны. Так в 1966 году Американская администрация малого бизнеса отнесла к категории малого бизнеса "Америкэн моторос". Это было сделано, для того, чтобы дать фирме возможность участвовать в торгах на получение правительственных подрядов. В то время компания "Америкэн мотрос" считалась 63-м крупнейшим производителем, имела 32 тыс. работников и выручку от продаж в размере 991 млн. долл. Свое решение Администрация малого бизнеса оправдывала тем, что предприятие не доминировало в отрасли и по своему положению и поддержка ее могла сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивости национального автомобилестроения.

    Использование только количественных критериев для отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса недостаточно по следующим обстоятельствам:

    • *объективные условия предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики несопоставимы, что требует корректировки понятия малого и среднего предприятия для каждой конкретной страны и отрасли, т. е. определения не только набора используемых параметров, но величины каждого из них;
    • *межстрановые различия в методике расчета таких количественных критериев, как объем продаж, оборот, стоимость активов и т. п., что на практике может вести к подмене объекта сравнения при сопоставлении вклада данной категории предприятий в макропоказатели экономического развития;
    • * очевидные различия количественных критериев при отнесении к категории малого предприятия.

    Формально-количественный подход необходимо дополнять качественными критериями. Такой подход позволяет рассматривать малое предприятие не как уменьшенную разновидность большой компании, а как организацию, функционирование которой отличается от жизнедеятельности крупной фирмы рядом специфических особенностей, а именно: высокой степенью неопределенности, потенциально более высокой степенью восприимчивости к техническим, организационным, управленческим нововведениям, а также вынужденной постоянной изменчивостью, необходимостью постоянно адаптироваться к изменениям внешней среды и, следовательно, видоизменяться внутренне. Таким образом, можно объединить малые и средние предприятия в особую, отличную от крупных корпораций типологическую форму предпринимательства со специфическими проблемами, методами и способами организации и ведения бизнеса, особенностями внутрифирменного управления и построения отношений с государством и корпоративным сектором экономики.

    К таким качественным критериям малого бизнеса относятся:

    • *относительно небольшое число производимых продуктов (услуг);
    • *сравнительно ограниченные ресурсы (финансовые, кадровые и т. п.) и преимущественное использование нецентрализованных (неформальных) источников финансирования, что практически не позволяет выходить за рамки основной деятельности;
    • *высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность;
    • *менее развитые системы управления, сравнительно несложные процедуры оценки и контроля стратегического положения фирмы;
    • *несистематичность менеджмента, преобладание «управления здравого смысла»;
    • *концентрация большинства акций и соответственно управленческих постов у основателей предприятия и/или их родственников (функции собственности и управления чаще всего не разделены);
    • *способность овладевать только ограниченными (локальными) сегментами рынка;
    • *устойчивое стремление сохранить юридическую независимость фирмы.

    Малые предприятия могут иметь следующие организационно-правовые формы:

    • -полное товарищество (статьи 69 - 81 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
    • -коммандитное товарищество (статьи 82 - 86 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
    • -общество с ограниченной ответственностью (статьи 87 - 94 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
    • -общество с дополнительной ответственностью (статья 95 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
    • -акционерное общество (статьи 96 - 104 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также Федеральный -Закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 N 208-ФЗ (в редакции от 13.06.96));
    • -производственный кооператив (статьи 107 - 112 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также Федеральный Закон «О производственных кооперативах» от 08.05.96 N 41-ФЗ).

    Общее представление об уровне развития малого предпринимательства в РФ можно получить, проведя классификацию по совокупности индикаторов, характеризующих текущее состояние малого бизнеса. Как наиболее показательные были выбраны следующие из них:

    • 1)количество зарегистрированных МП;
    • 2)среднесписочная численность занятых на МП;
    • 3)средний объем производства продукции (работ, услуг) одним МП в денежном выражении;
    • 4)среднее количество инвестиций в основной капитал в расчете на одно МП.

    Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей малости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны.

    Основные экономические черты малого предпринимательства:

    • *обособленность, т.е. хозяйствование на свой страх и риск;
    • *специализация на каком-либо виде деятельности;
    • *реализация производственных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке.

    Малое предпринимательство - это сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. И если крупный бизнес - это стержень современной экономики, то малый и средний бизнес - связующие его звенья. Поэтому развитие малого бизнеса важно как для всей России в целом, так и для отдельно взятого региона.

    Популярные статьи

    © 2024 sistemalaki.ru
    Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы