Правовой режим международных проливов каналов и рек. Наиболее важные проливы для мореплавателей. Международно-правовой режим Антарктики. Правовой режим Арктики

Международными проливами называются естественные морские проходы, которые соединяют между собой части морей и океанов и используются для международного судоходства. После установления Конвенцией ООН по морскому праву 12-мильной ширины территориального моря, по оценкам специалистов, более 116 таких проливов могли быть перекрыты территориальными морями припроливных государств. В связи с этим правовой режим международных проливов, закрепленный в ч. III («Проливы, используемые для международного судоходства») Конвенции ООН по морскому праву, учитывает интересы как государств, которые пользуются международными проливами, так и государств, чья территория прилегает к проливам, в целях обеспечения свободы судоходства в международных проливах и полетов над ними.

Конвенция вводит для иностранных судов право транзитного прохода через международные проливы (ст. 37-44). Проходу судов, осуществляемому единственно в целях непрерывного и быстрого транзита между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны, не должны чиниться препятствия. Суда в указанных проливах, в сущности, осуществляют свободу судоходства. Транзит не исключает проход через пролив в целях входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий входа в такое государство (ст. 38).

Согласно Конвенции режим транзитного прохода не применяется к проливу, используемому для международного судоходства, если в нем имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь, проходящий в открытом море или в исключительной экономической зоне.

Положения Конвенции не затрагивают правовой режим проливов, который регулируется специальными международными договорами. Таким договором является, например, Конвенция о режиме проливов 1936 г., регулирующая судоходство в проливах Босфор и Дарданеллы и Мраморном море (Конвенция Монтрё). Конвенция подтверждает «принцип права свободы прохода и мореплавания в проливах» (ст. 1), подробно регламентируя проход военных кораблей через проливы, предоставляя преимущество кораблям причерноморских государств, которые могут проводить через проливы любые военные корабли без ограничения тоннажа и класса с предварительным уведомлением турецких властей за восемь дней до предполагаемой даты прохода, при условии, что крупный корабль сопровождается не более чем двумя кораблями охранения. Нечерноморские государства могут проводить через проливы военные корабли и вспомогательные суда с предварительным уведомлением за 15 дней (ст. 13). В составе морского отряда, находящегося в состоянии транзита через проливы, не должно быть более девяти единиц, а их общий тоннаж должен составлять 15 тыс. т (ст. 14). Общий тоннаж военных флотов, которые нечерноморские государства могут иметь в Черном море, не должен превышать 45 тыс. т (ст. 18).

Время пребывания кораблей нечерноморских государств в Черном море не должно превышать 21 день, причем Турция должна быть уведомлена об их проходе также за 21 день. Такие условия сохраняются и в военное время, но лишь в отношении военных кораблей государств, не находящихся в состоянии войны, и в случае, когда сама Турция не является воюющей стороной. Если Турция находится в состоянии войны, она по собственному усмотрению определяет условия прохода военных кораблей через проливы.

В 1994 г. правительство Турции приняло Регламент судоходства в зоне проливов. Регламент предусматривал введение разрешительного порядка прохода через проливы и существенные ограничения для определенных категорий судов в зависимости от их длины, осадки, перевозимого груза, даже приостановление судоходства в проливах. В результате обсуждения этого вопроса в И МО и двусторонних переговоров с Россией Турция пересмотрела наиболее неприемлемые статьи Регламента 1994 г. и ввела новый Регламент в 1998 г. Регламент 1998 г. подтверждает положения Конвенции Монтрё, отменяет разрешительный порядок прохода крупных танкеров, признает правила, рекомендации и стандарты И МО. Однако в Регламент 1998 г. были включены положения, оставляющие Турции возможность создавать препятствия проходу отдельных категорий судов. В 2002 г. Турция издала инструкцию, конкретизирующую ограничения.

Воды Балтийских проливов (Зунд, Большой и Малый Бельты) перекрываются территориальным морем государств, расположенных у входа в Балтийское море. Проход судов через них регулируется Международным трактатом от 14 марта 1857 г. об освобождении от сборов за проход через проливы между Данией и рядом европейских государств, включая Россию, а также тремя вольными городами (Любек, Бремен и Гамбург). Трактат предусматривает, что любое судно при проходе через Зунд или Бельты не должно подвергаться задержке и ему не должны чиниться препятствия.

В соответствии с Законом Швеции от 17 июня 1982 г. проход иностранных военных кораблей и приравненных к ним государственных некоммерческих судов через шведскую часть Зунда осуществляется свободно, если при этом не происходит его остановка и стоянка на якоре. Пролет иностранных военных воздушных судов над шведским территориальным морем в Зунде разрешается без выполнения каких- либо формальностей. Проход иностранных военных кораблей в датской части Бельтов и Зунда регулируется Королевским постановлением от 27 февраля 1976 г. Военные корабли не должны останавливаться, бросать якорь, осуществлять военную деятельность. Проход более трех военных кораблей одновременно допускается только по предварительному уведомлению. Пролет военных воздушных судов над датской частью Балтийских проливов осуществляется только по предварительному разрешению.

Международное морское право - совокупность норм международного права , регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

Международное морское право является органической частью общего международного права : оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров , ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное, право, космическое право и т. д.). Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав ООН , в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Для международного морского права характерны следующие принципы:

  • принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства . Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т. д., а также свободу воздушного
  • принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;
  • принцип общего наследия человечества;
  • принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;
  • принцип охраны морской среды.

Кодификация международного морского права впервые была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре Конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи , должны уважаться и другими государствами. Но вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовали создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря. Ранее предел территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль. Новая конвенция закрепила право государств, не обладающих морским побережьем, на эксплуатацию экономической зоны в пределах 200 миль наравне с государствами, имеющими выход на побережье.

Помимо указанных конвенций, вопросы международного морского права отражены в:

  • Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.;
  • Конвенции о международных правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.;
  • Международной конвенции о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954 г.;
  • Конвенции о грузовой марке 1966 г.

Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море

Внутренние воды - это:

а) воды, расположенные в сторону берега от исходной линии для отсчета ширины территориальных вод;
б) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения;
в) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству , а ширина входа между отметками наибольшего отлива не превышает 24 морских миль;
г) так называемые исторические заливы, например Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия) и др.

Внутренние воды - это государственная территория прибрежного государства, находящаяся под его полным суверенитетом. Правовой режим таких вод устанавливается прибрежным государством с учетом норм международного права ; оно же осуществляет в своих водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов , плавающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства. Порядок захода иностранных судов определяется прибрежным государством (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов).

Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод, называется территориальным морем , или территориальными водами . На них распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега: Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

Согласно Конвенции 1982 г. «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль», отмеряемых от установленных ею исходных линий. Однако и сейчас около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит.

Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальное моря иностранных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения прохода, который не является мирным.

Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем . Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет государства.

Главным принципом в отношении открытого моря остается принцип свободы открытого моря, который в настоящее время понимается не только как свобода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов над морским пространством и т. д. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету.

Континентальный шельф. Исключительная экономическая зона

Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное положение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом прибрежного государства понимается естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Шельф включает дно и недра. Прежде всего в расчет принимаются соображения экономического характера (кораллы, губки, залежи полезных ископаемых и т. д.).

В основе разграничения континентального шельфа между двумя противоположными государствами лежит принцип равного отстояния и учета особых обстоятельств. Прибрежные государства обладают суверенными правами в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том случае, что если государство не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может этого делать без его согласия. Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф уже суверенитета государств на территориальные воды и их недра, являющиеся частью государственной территории.

Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе; сооружать искусственные острова, установки и сооружения, необходимые для разведки и разработки континентального шельфа; разрешать, регулировать и проводить морские научные исследования. Все государства (а не только прибрежные) имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции 1982 г.

Вместе с тем права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами и, следовательно, никак не влияют на режим судоходства и воздушной навигации.

Исключительная экономическая зона - район, прилегающий к территориальному морю шириной не свыше 200 миль, для которой международное право установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от тех же линий, что и ширина территориального моря. Права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, как в водах, так и на дне и в его недрах. Прибрежное государство вправе управлять экономической деятельностью в зоне. Таким образом, в пределах экономической зоны государства обладают ограниченным суверенитетом. Данный суверенитет предоставляет право прибрежному государству задерживать и досматривать иностранные суда , занимающиеся незаконной деятельностью в пределах экономической зоны. Однако они могут распространять полный суверенитет на искусственные острова в пределах экономической зоны. Вокруг этих островов может быть установлена 500-метровая зона безопасности. При этом искусственные острова не могут иметь своего континентального шельфа и территориального моря.

Правовой режим Международного района морского дна

Международный район морского дна - это морское дно и его недра, расположенные за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств . Его ресурсы Конвенция 1982 г. объявила «общим наследием человечества». При этом район открыт для эксплуатации исключительно в мирных целях. В соответствии с данной Конвенцией должен быть создан Международной орган по морскому дну, который будет осуществлять контроль над добычей ресурсов. Главными органами Международного органа по морскому дну являются Ассамблея, Совет, включающий 36 человек , избираемых Ассамблей, а также Секретариат. Совет обладает полномочиями устанавливать и проводить конкретную политику по любому вопросу или проблеме деятельности Международного органа. Половина его членов избирается в соответствии с принципами справедливого географического представительства , другая половина - по иным основаниям: от развивающихся стран, имеющих особые интересы; от стран-импортеров; от стран, добывающих аналогичные ресурсы на суше, и т. д.

В Конвенции указано, что финансовые и экономические выгоды, получаемые от деятельности в международном районе, должны распределяться на основе принципа справедливости с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые еще не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления. Такое распределение доходов , получаемых от деятельности в международном районе, не потребует прямого или обязательного участия в этой деятельности неготовых к ней развивающихся государств.

Определяя правовое положение Международного района морского дна, Конвенция устанавливает, что «ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части района или его ресурсов и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть».

Добыча ресурсов в Международном районе морского дна будет осуществляться самим Международным органом через свое предприятие , а также «в ассоциации с Международным органом» государствами - участниками Конвенции, либо государственными предприятиями, либо физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным контролем этих государств, если последние поручились за указанных лиц. Такая система разработки ресурсов района, в которой наряду с предприятием Международного органа могут участвовать государства-участники и иные субъекты внутреннего права этих государств, получила название параллельной.

Политика в отношении деятельности в районе должна проводиться Международным органом таким образом, чтобы содействовать расширению участия в освоении ресурсов со стороны всех государств независимо от их социально-экономических систем или географического положения и предотвращать монополизацию деятельности на морском дне.

Общее поведение государств и их деятельность в Международном районе морского дна наряду с положениями Конвенции регулируются принципами Устава ООН и другими нормами международного права в интересах поддержания мира и безопасности, содействия международному сотрудничеству и взаимопониманию.

Международные проливы: понятие, право транзитного прохода

Международные проливы - это естественные морские сужения, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над ними регулируются нормами международного права . Конвенция 1982 г. не затрагивает проливы, режим которых определен специальными конвенциями. Так, например, режим Черноморских проливов оговорен в Конвенции Монтре 1936 г. Через Черноморские проливы могут беспрепятственно проходить гражданские суда. Военные корабли перед проходом должны уведомлять правительство Турции. Только черноморские страны могут проводить через проливы линейные корабли и подводные лодки. Важнейшими международными каналами также являются Суэцкий канал (режим определен Константинопольской конвенцией 1888 г.), Панамский канал (режим определен Договором между США и Панамой 1903 г.), Кильский канал (режим определен Версальским договором 1919 г.).

По правовому режиму выделяются следующие виды международных проливов:

а) проливы, которые соединяют одну часть открытого моря (экономические зоны) с другой частью и ширина которых не перекрывается территориальными водами прибрежных государств (Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский и др.);
б) проливы, используемые для международного судоходства, но ширина которых перекрывается территориальными водами прибрежных государств.

В проливах первой группы проход иностранных судов, военных кораблей и пролет летательных аппаратов осуществляется за пределами территориальных вод на основе принципа свободы судоходства без какой-либо дискриминации в сочетании с уважением суверенитета, территориальной целостности и политической независимости прибрежных к проливам государств.

В проливах, перекрытых территориальными водами, действует режим мирного прохода, с тем отличием, что приостановление мирного прохода в проливах не допускается. Иностранные суда, военные корабли и летательные аппараты в таких проливах «пользуются правом транзитного прохода и пролета, которым не должно чиниться препятствий».

Согласно Конвенции 1982 г. под транзитным проходом понимается «осуществление исключительно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив». Осуществляя транзитный проход, суда и военные корабли обязаны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом. Они также должны воздерживаться от любой деятельности, не свойственной их обычному непрерывному и быстрому проходу или пролету (не следует останавливаться, становиться на якорь, ложиться в дрейф и т. д.).

Государства, граничащие с проливом, имеют широкие права по регулированию транзитного и мирного прохода: они могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства, принимать законы и правила, относящиеся к рыболовству, к безопасности движения, предотвращению загрязнения вод пролива и др.

Используемых для прохода судов, имеет важное значение для мирового сообщества ввиду первостепенной роли морского судоходства в перевозке пассажиров и грузов. Могут или нет иностранные суда пользоваться через проливы, соединяющие части открытого моря, – вопрос, который неоднократно поднимался в рамках международного морского права . В деле о проливе Корфу (Великобритания против Албании, 1949) Международный Суд дал на него положительный ответ.

Данное дело возникло в результате инцидентов, происшедших в 1946 год в пролив Корфу, когда по британским военным кораблям, проходящим через пролив, албанская батарея открыла огонь. Несколько месяцев спустя два британских эсминца наскочили на мины в албанских территориальных водах и понесли серьезный ущерб, включая потери человечески жизней. Это вынудило британские власти провести траление пролива, во время которого было выловлено двадцать две якорные мины. Совет безопасности ООН рекомендовал правительствам обоих государств обратиться в Международный Суд.

В соответствующем решении суда говорится:

в мирное время государства имеют право направлять свои военные суда через проливы, используемые для международного судоходства между двум частями моря вне пределов территориальных вод, при условии, что такой проход носит мирный характер.


Также отмечается, что действия британского военно-морского флота по обезвреживанию мин «составляют нарушение суверенитета Албании».

Решение Международного суда по данному делу нашло свое отражение в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, статья 16 (4) которой гласит:

не допускается приостановление мирного прохода иностранных судов через проливы, которые, соединяя одну часть открытого моря с другой частью открытого моря или с территориальным морем иностранного государства, служат для международного судоходства.

Как можно заметить, решение по делу о проливе Корфу относится к проливам «между двум частями моря». Положения Конвенции 1958 года расширили сферу применения права мирного прохода судов, дополнив проливами между открытым морем и территориальным морем иностранного государства. Таким образом, можно сказать, что статья 16 (4) является результатом развития морского права, а не простой кодификацией обычного права.

Правовой режим международных проливов согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Полностью урегулировала правовой режим международных проливов . Согласно Конвенции все международные проливы можно условно разделить на две группы: поливы, для которых применяются положения части III Конвенции, и проливы вне ее сферы действия.

Правовой режим международных проливов, для которых применяются положения части III Конвенции по морскому праву 1982 года.

Для начала выясним, к каким международным проливам применяются нормы Конвенции 1982 года. В соответствии со ст. 35(а) положения конвенции не затрагивают:

любых районов внутренних вод в пределах пролива, за исключением случаев, когда установление прямой исходной линии согласно методу, предусмотренному в статье 7, приводит к включению во внутренние воды районов, которые до того не рассматривались как таковые.

Таким образом, можно сделать вывод: согласно конвенции международные проливы рассматриваются как территориальное море. Можно выделить два типа проливов первой группы.

Первый тип относится к проливам, для которых применяется режим транзитного прохода .

Правовой режим международных проливов согласно ст. 37 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Режим транзитного прохода более либеральный по сравнению с режимом мирного прохода и позволяет осуществлять полет воздушных судов и проход подводных лодок в подводном положении. Также режим транзитного прохода имеет меньше ограничений на действие судов во время прохождения и предоставляет прибрежным государствам меньше прав по контролю прохода. Транзитный проход не может быть приостановлено в целях безопасности или по какой-либо другой причине.

Проливами, на которые распространяется режим транзитного прохода, согласно ст. 37 Конвенции считаются проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны (ИЭЗ) и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны.

Данное определение включает в себя два критерия. Первый – географический критерий: проливы, соединяющие одну часть открытого моря или ИЭЗ и другую частью открытого моря или ИЭЗ. Второй – функциональный: проливы, используемые для международного судоходства.

В свою очередь, функциональный критерий поднимает вопрос, как можно определить, какие «проливы, используются для международного судоходства». В связи с этим, утверждается, что обе стороны пролива должны действительно использоваться для международного судоходства. Наличие потенциальной возможности эксплуатации маршрута для международного морского сообщения не является достаточным основанием.

Как было сказано выше, в соответствии со ст. 38 (1) режим транзитного прохода относится к проливам между одной частью открытого моря или ИЭЗ и другой частью открытого моря или ИЭЗ. В качестве примера международного проливов, к которому применяется подобный режим можно назвать Дуврский пролив между о. Великобритания и европейским континентом.

В некоторых случаях возникает спорный вопрос: считается ли пролив «транзитным». Например, канадский Северо-западный проход через Канадский Арктический архипелаг. Данный проход является трансконтинентальным морским путем вдоль северного берега Северной Америки, соединяющим Атлантический и Тихий океаны. В последнее время этому проливу уделяется все больше внимания, так как в связи с уменьшением толщины ледяного покрова в Северном Ледовитом океане в будущем через Северо-западный проход открывается удобное судоходное сообщение.

В 1985 году Канада провела прямые исходные линии вокруг Арктического архипелага и объявила Северо-Западный проход своими внутренними водами. Таким образом, Канада отвергла «любые предположения о том, что Северо-Западный проход представляет собой международный пролив». США в свою очередь настаивают, что данный пролив используется для международного судоходства, к которому должен применяется режим транзитного прохода. Свои разногласия США и Канада урегулировали в 1988 году заключением соглашения «О сотрудничестве в Арктике».

Аналогичный вопрос поднимается и в отношении правового статуса Северного морского пути, проходящего вдоль северных берегов России.

В дополнение к вышесказанному следует упомянуть о Малаккском и Сингапурском проливах. Эти проливы формируют важный морской путь из Тихого в Индийский океан, по которому осуществляется интенсивное движение судов, обслуживающих международную торговлю и коммерцию. В совместной декларации от 16 ноября 1971 правительства Индонезии, Малайзии и Сингапура заявили, что Малаккский и Сингапурский проливы не являются международными проливами, хотя полностью признали возможность их использования в соответствии с принципом мирного прохода. Однако, после присоединения всех трех государства к Конвенции о морском праве, в проливах действует режим транзитного прохода, соответствующий положениям Конвенции 1982 года.

Второй тип составляют международные проливы, для которых применяется право мирного прохода . К данному типу относятся:

Во-первых, проливы, которые образуются «островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью», «если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне» (ст. 38(1) Конвенции 1982 года).

Правовой режим международных проливов согласно ст. 45 (1b) Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

В качестве примера пролива, образованного островом и континентальной частью государства, можно назвать Мессинский пролив между Апеннинским п-овом. и о. Сицилия в Средиземном море.

Во-вторых, проливы между открытым морем или ИЭЗ и территориальным морем иностранного государства.

Правовой режим международных проливов согласно ст. 38(1), ст. 45(1a) Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Примером пролива между открытым морем или ИЭЗ и территориальным морем является Эт-Тиран – пролив, соединяющий залив Акаба с Красным морем.

Правовой режим международных проливов вне сферы действия части III Конвенции по морскому праву 1982 года.

Ко второй группе проливов относятся международные проливы, на которые не распространяется сфера действия части III Конвенции по морскому праву 1982 года. В данной группе можно выделить три типа проливов.

Во-первых, в соответствии со статьей 36 Конвенция не применяется к международным проливам, если в этих проливах «имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь, проходящий в открытом море или в исключительной экономической зоне». Статья 36 подразумевает, что если маршрут, проложенный в открытом море или в ИЭЗ международного пролива не достаточно удобный в отношении навигационных и гидрографических характеристик, к территориальному морю в пределах пролива будет применяться положения части III Конвенции.

В связи с этим интересно отметить, что Япония ограничила свои притязания на территориальное море в отношении пяти международных проливов, а именно: пролива Лаперуза, Сангарского пролива, Западного прохода Корейского пролива, Цусимского пролива или Восточного прохода Корейского пролива и пролива Осуми, создав коридор в своей ИЭЗ в середине этих проливов. В результате, эти пять проливов перешли в разряд международных проливов, в который «имеется столь же удобный путь, проходящий в ИЭЗ» в соответствии со статьей 36 Конвенции.

Во-вторых, часть III в согласно статье 35 (с) не касается международных проливов, «проход в которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, которые относятся специально к таким проливам». Хотя Конвенция не дает определения, к каким именно проливам должна применяться статья 35 (с), в качестве примера можно привести следующие международные проливы:

Черноморские проливы - система проливов, включающая два морских пролива Босфор и Дарданелл и находящееся между ними Мраморное море, соединяющая Черное и Эгейское моря. Правовой статус Черноморских проливов регулируется Конвенцией о режиме Проливов 1936 года (Конвенция Монтре). Конвенция Монтре сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей в отношении черноморских и нечерноморских государств различается.

Балтийские проливы - система проливов, соединяющие Балтийское с Северным морем и мировым океаном, включающая проливы Большой Бельт, Малой Бельт и пролив Зунд. Режим пролива регулируется действующим в настоящее время Трактатом об отмене пошлин 1857 года (Копенгагенским трактатом), заключенным между Данией, Россией и рядом европейских государств. Трактатом предусматривается право свободного прохода иностранных судов, в том числе третьих стран, через Балтийские проливы. Согласно статье 1 «никакое судно не может отныне, под каким бы то ни было предлогом, при проходе чрез Зунд или Бельты быть подвергаемо задержанию или какой-либо остановке». В 1951 году Дания в одностороннем порядке вела некоторые ограничения для прохода военных кораблей через Балтийские проливы.

Магелланов пролив - пролив между Аргентиной и Чили, соединяющий Тихий и Атлантический океан. Договором между Аргентиной и Чили 1881 года закрепляется нейтралитет Магелланова пролива и свобода судоходства для флагов всех стран. Данное положение усилено Договором о мире и дружбе между Аргентиной и Чили 1984 года.

Гибралтарский пролив - пролив между Средиземным морем и Атлантическим океаном. Режим беспрепятственного прохода через пролив Гибралтар был установлен Совместной декларацией Британской империи и Франции о Египте и Марокко в 1904 году и подкреплен Договором между Францией и Испанией о Марокко 1912 года.

Третью категорию проливов, к которым не применяется часть III Конвенции 1982 года, составляют международные проливы, расположенные в пределах архипелажных вод. В соответствии со статьей 52 (1) Конвенции при соблюдении определенных условий «суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды».

Определенной спецификой отличается правовой режим международных проливов и международных каналов – водных путей, которые традиционно могут использоваться для международного судоходства . Наиболее интенсивно в целях международного судоходства используются такие проливы, как Гибралтарский, Черноморские, Балтийские, Сингапурский, Ла-Манш, Па-де-Кале и ряд других. Некоторые проливы целиком находятся под юрисдикцией одного государства (Мессинский, Корейский, Санникова), однако их правовой режим в целом соответствует международно-правовым нормам.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, правовой статус вод, составляющих международные проливы, характеризуется суверенитетом и юрисдикцией соответствующего прибрежного государства. Вместе с тем, особая значимость проливов для осуществления морского судоходства обусловила закрепление такого института, как право транзитного прохода , которое представляет собой разновидность международно-правового сервитута – возможности пользоваться чужой территорией.

В проливах, используемых для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны, все суда пользуются правом транзитного прохода. Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив, а также для прохода через пролив с целью входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом. При осуществлении права транзитного прохода суда обязаны:

Без промедления следовать через пролив;

Воздерживаться от любой угрозы силой или её применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом;

Воздерживаться от любой деятельности, кроме свойственной обычному порядку транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием;

Соблюдать общепринятые международные правила, касающиеся безопасности на море;

Соблюдать общепризнанные международные правила, касающиеся предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов;

Воздерживаться от проведения каких-либо исследований или гидрографических съёмок без предварительного разрешения государств, граничащих с проливами.

Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения при транзитном проходе с целью обеспечения безопасности международного судоходства. Такие коридоры и схемы предварительно должны быть переданы на утверждение компетентной международной организации (ИМО). Кроме того, граничащие с проливами государства вправе принимать законы и правила, касающиеся транзитного прохода. Такие законы и правила могут регулировать безопасность судоходства, контроль загрязнения с судов, недопущение рыболовства, погрузки или выгрузки любых товаров в нарушение законодательства заинтересованного государства. Указанные акты не должны носить дискриминационного характера и должны предварительно и должным образом публиковаться. В случае несоблюдения иностранным судном правил осуществления транзитного прохода государство флага судна несёт международно-правовую ответственность.


Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу и должны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства в проливе. Право транзитного прохода не может быть приостановлено.

Вместо права транзитного прохода правовой режим отдельных проливов может включать право мирного прохода , характерное для статуса территориального моря. Право мирного прохода относится к проливам, образуемым островом и континентальной частью прибрежного государства, а также к проливам между частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем прибрежного государства. Особенностью права мирного прохода через такие проливы (в отличие от мирного прохода через территориальное море) является то, что оно не может быть приостановлено.

Наконец, Конвенция 1982 года не затрагивает правового режима проливов, проход в которых регулируется в целом или частично существующими и находящимися в силе международными конвенциями, которые относятся специально к таким проливам. В частности, специальный правовой режим установлен в Черноморских, Балтийских проливах, Магелланове и Гибралтарском проливах.

Правовой режим Черноморских проливов (Дарданеллы, Босфор, Мраморное море) установлен Конвенцией о режиме Проливов 1936 года. Порядок судоходства в Балтийских проливах (Зунд, Большой Бельт и Малый Бельт) предусмотрен национальным законодательством прибрежных государств (Дании и Швеции), а также некоторыми правилами Международной морской организации (ИМО). Правовой режим Магелланова пролива регулируется договором между Аргентиной и Чили, заключенным 23 июля 1881 года. Навигационное использование Гибралтарского пролива осуществляется на основании соглашения между Англией, Францией и Испанией 1907 года. По общему правилу, закрепленному во всех этих соглашениях, в проливах, используемых для международного судоходства, устанавливается свобода судоходства для всех судов независимо от флага. Однако в отношении Черноморских проливов данное право может быть ограничено во время войны, если Турция является воюющей стороной. Кроме того, Конвенция 1936 года ограничивает общее число и тоннаж одновременно находящихся в проливах судов нечерноморских государств. В настоящее время режим судоходства в Черноморских проливах фактически контролируется Турцией, ряд законодательных актов которой (Регламенты о порядке морского судоходства 1994 и 1998 годов) значительно ограничивают свободу транзитного прохода. Ряд международных соглашений и внутренних актов предусматривает уведомительный порядок прохода через международные проливы. Так, для прохода через Магелланов пролив необходимо не менее чем за 12 часов до входа в пролив сообщить об этом морским властям Чили. Особенностью судоходства в некоторых проливах (например, в Балтийских и Магелланове) является обязательная лоцманская проводка отдельных категорий судов. Как правило, лоцманскую проводку всех судов на платной основе осуществляют дипломированные специалисты прибрежных государств. Граничащие с проливом государства не могут взимать какие либо сборы и пошлины с иностранных судов, кроме сборов за конкретные оказываемые услуги (санитарные, спасательные, маячные, лоцманские). Некоторые международные проливы (Гибралтарский, Магелланов) объявлены демилитаризованными зонами и не могут использоваться в военных целях.

Морское судоходство во всех перечисленных международных проливах осуществляется в соответствии с правилами и рекомендациями, одобренными Международной морской организацией (ИМО).

Международные каналы являются, в отличие от проливов, искусственно созданными судоходными путями . Особенностью каналов является их прохождение по сухопутной территории какого-либо государства. Следовательно, любой канал автоматически находится под суверенитетом и юрисдикцией соответствующего государства и правовой режим канала в принципе регулируется национальным законодательством. Однако на практике правовой режим каналов, имеющих значение для международного судоходства, нередко устанавливается международными соглашениями. В настоящее время наиболее важными искусственными судоходными путями являются Суэцкий, Панамский и Кильский каналы.

Одним из каналов, используемых для международного судоходства, является расположенный на территории Египта Суэцкий канал . Суэцкий канал соединяет Средиземное море с Красным, его общая протяжённость составляет 161 километр. На сегодняшний день порядок и условия использования канала регулируется, во-первых, внутренними законами Египта, во-вторых – Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу от 29 октября 1888 года. Данная Конвенция была подписана девятью государствами, позже к ней присоединились еще семь стран.

Суэцкий канал открыт и свободен для плавания любых судов (шириной не более 64 метров) независимо от флага. При этом в канале запрещаются военные действия, блокада, строительство иностранных военных баз и любые действия, нарушающие неприкосновенность канала, его материальную часть. Согласно Конвенции, военные суда сторон в случае войны имеют право снабжаться в канале и во входных портах провиантом и запасами лишь в пределах строгой необходимости, а их проход по каналу должен совершаться в самый короткий срок и без остановок. Конвенция (статья 12) закрепляет также принцип равенства государств-участников во всем, что касается пользования каналом. Обеспечение безопасности и поддержание общественного порядка в Суэцком канале находится в ведении властей Египта, а конкретно – Администрации Суэцкого канала. Администрация управляет каналом с 1957 года, когда канал был национализирован египетским государством. К полномочиям Администрации относится издание специальных правил плавания по каналу, обеспечение лоцманской проводки, расследование всех связанных с плаванием инцидентов и т.д. Судоходство по Суэцкому каналу осуществляется на основании системы регулирования движения, принятой египетскими властями в 1980 году. При прохождении через канал действует уведомительный порядок: капитан судна обязан зарегистрировать его путем уведомления Администрации не менее чем за четверо суток до вхождения в канал. Правила судоходства по Суэцкому каналу требуют обязательной лоцманской проводки.

По территории Панамы проходит другой канал, имеющий международное значение – Панамский канал . Он соединяет Атлантический и Тихий океаны, его протяжённость – около 82 километров. До 2000 года управление, эксплуатация и содержание канала, в том числе издание специальных правил судоходства и взимание пошлин за пользование каналом осуществлялись Соединенными Штатами Америки. Однако по Договору 1977 года о Панамском канале между Панамой и США с 1 января 2000 года управление каналом перешло в ведении панамских властей.

7 сентября 1977 года США и Панама заключили также Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала. Правовой режим канала характеризуется постоянным нейтралитетом, а также свободой мирного прохода всех судов на основе равенства флагов как в мирное, так и в военное время. Согласно статье 2 Конвенции, Панама обеспечивает, чтобы канал оставался безопасным и открытым для мирного транзита судов всех государств на условиях полного равенства и отсутствия любого рода дискриминации. За проход через канал взимаются специальные пошлины и сборы, однако обязательная лоцманская проводка осуществляется безвозмездно. Конвенция, в частности, устанавливает, что сборы и другие виды платы за транзит и вспомогательное обслуживание должны быть обоснованными, разумными, справедливыми и соответствовать принципам международного права. Конвенция оговаривает право предъявления судам в качестве предварительного условия транзита требования об определении финансовой ответственности и гарантии выплаты компенсации за ущерб, являющийся результатом действий или упущений судов при проходе через канал. Данные компенсации должны соответствовать международной практике и нормам.

Кильский канал , построенный в 1895 году Германией и проходящий по ее территории, первоначально полностью находился под суверенитетом немецкого государства. Однако после поражения Германии в Первой мировой войне державы-победительницы не упустили возможности включить в Версальский мирный договор положения о международном режиме судоходства по Кильскому каналу. В настоящее время канал открыт для плавания судов всех государств, но за это взимается установленный немецким законодательством сбор. Правила судоходства по каналу также устанавливаются внутренними законодательными актами Германии.

В целом спецификой правового режима международных каналов является возможность их беспрепятственной эксплуатации всеми заинтересованными государствами без какой-либо дискриминации. Международные каналы рассматриваются в доктрине международного права как “общественная дорога”, пользование которой имеет существенное значение для свободы международных сообщений. Поэтому суверенитет государства, по территории которого проходит международный канал, как правило, ограничен правом мирного прохода. При этом условия осуществления этого права устанавливаются законодательством соответствующего государства. Тенденцией настоящего времени является расширение административных полномочий государств, по территории которых проходят международные каналы.

  • 19.Понятие и юридическая природа международного договора.
  • 20. Порядок заключения международного договора. Принципы договорного процесса.
  • 22.Действие международных договоров, действительность и толкование международных договоров.
  • 23. Международные договоры в правовой системе Российской Федерации
  • 31. Международные неправительственные организации
  • Ассоциация международного права
  • Международная ассоциация по уголовному праву
  • Международный Комитет Красного Креста
  • 32. Международный суд оон: состав, порядок деятельности и полномочия.
  • 33. Понятие и основания международно-правовой ответственности
  • 34. Понятие и виды международных правонарушений.
  • 35. Виды и формы международно-правовой ответственности
  • 36. Обстоятельства, исключающие международно-правовую ответственность
  • 37. Ответственность международных организаций.
  • 38. Международная уголовная ответственность физических лиц.
  • 40. Органы внешних сношений государства: понятие и виды.
  • 41. Дипломатические представительства: состав, функции, порядок назначения дипломатов.
  • 42. Консульские представительства: состав, функции, порядок назначения консулов
  • 43. Иммунитеты и привилегии дипломатических и консульских учреждений
  • 44. Международно-правовые средства обеспечения мира
  • 45. Обеспечение всеобщей и региональной безопасности
  • 46. Разоружение и ограничение вооружений.
  • 47. Коллективная безопасность и международное право
  • Договоры оон по правам человека
  • 49. Международные стандарты прав и основных свобод человека.
  • 50. Международно-правовые вопросы гражданства.
  • 51. Международно-правовые вопросы двойного гражданства и безгражданства
  • 52. Правовое положение иностранцев и международное право. Режимы пребывания в стране иностранных граждан.
  • 55. Международные экономические организации.
  • 56. Классификация и правовой режим морских пространств.
  • 57. Международные реки, каналы, проливы.
  • 58. Международно-правовой режим Антарктики. Правовой режим Арктики
  • 60. Правовой режим международных полётов. Международные авиационные организации.
  • 63)Международное сотрудничество государств в сфере космоса в международных организациях.
  • 66)Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения разногласий между государствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.
  • 67)Международно-правовые средства разрешения международных споров
  • 68. Непосредственные переговоры и консультации.
  • 69) Разрешение споров в международных организациях.
  • 70. Международная примирительная процедура.
  • 71.Международные третейские суды (арбитраж)
  • 74. Механизм обеспечения прав и свобод человека в рамках системы Организации Объединенных Наций
  • 75. Условия подачи жалобы в еропейский суд по правам человека
  • 80. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности
  • 81.Нейтралитет в войне
  • 83. Понятие и виды международных уголовных преступлений.
  • 57. Международные реки, каналы, проливы.

    В основе деления морских пространств по их правовому статусу находится объем власти (полномочий) на то или иное пространство.

    По этому признаку выделяют две группы таких пространств:

    1) морские пространства, расположенные в пределах государственных границ;

    2) морские пространства, находящиеся за пределами государственных границ.

    К первой группе относят: внутренние морские воды, территориальное море, архипелажные воды, международные проливы с правом транзитного и мирного прохода.

    Ко второй группе относят: прилежащую зону, открытое море, экономическую зону, континентальный шельф, морское дно за пределами национальной юрисдикции ("Район").

    Морские пространства отсчитываются от исходных линий. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. к исходным линиям относят:

    1. Линию наибольшего отлива вдоль берега (нормальную исходную линию). Такая линия указывается ни официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба. Как разновидность нормальной исходной линии выступает:

    а) линия наибольшего отлива осыхающего при отливе возвышения для измерения территориального моря, если такое возвышение полностью или частично находится от материка или от острова на расстоянии, не превышающем ширины территориального моря;

    б) линия рифа при наибольшем отливе для измерения ширины территориального моря в случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами.

    Международными реками следует считать те, что протекают по территории двух или более государств и неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств. Международные реки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а на другом – разделять.

    Морские проливы имеют важное значение для морского судоходства, значительно сокращая время в пути и расходы. Велико их значение и для военного судоходства, особенно крупных морских держав. Не случайно США практически в ультимативной форме поставили на Конференции по морскому праву вопрос о максимальной свободе прохода военных кораблей через проливы. Наиболее важны для судоходства такие проливы, как Гибралтарский, Ла-Манш, Сингапурский. Для нашей страны особое значение имеют Черноморские и Балтийские проливы. В Конвенции речь идет о международных проливах, под которыми понимаются такие, которые используются для международного судоходства и ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую. Конвенция не затрагивает проливов, в которых режим определен специальными конвенциями. Примером могут служить Черноморские проливы.

    58. Международно-правовой режим Антарктики. Правовой режим Арктики

    Антарктика – район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным или Антарктическим океаном. Собственно шестой материк Земли – Антарктика занимает площадь, в два раза превышающую площадь Австралии. А площадь Антарктики в целом составляет около 50 млн. кв. км., что примерно равно 10 % площади нашей планеты, при этом сам материк покрыт на 96 % льдом, максимальная глубина которого – 4,4 км.

    Материк Антарктида был открыт в 1820 г. русскими мореплавателями М.П.Лазаревым и Ф.Ф.Беллингсгаузеном на парусном шлюпах «Восток» и «Мирный». С целью разрешения проблемы Антарктики 15 октября 1959 года в Вашингтоне была созвана Международная Конференция. Ее участниками стали 12 государств, которые ко времени созыв Конференции непосредственно вели научные исследования в Антарктике. 1 декабря 1959 года Конференция приняла Договор об Антарктике, который на длительное время определил ее международно-правовой режим и стал заметным событием международной жизни. В основу договора положен принцип мирного использования Антарктики. «Запрещается, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытание любых видов оружия». Одной из ключевых статей Договора об Антарктике является ст.V, которая гласит, что любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещается. Таким образом, как видно из приведенных положений, огромная часть земного шара – целый материк и прилегающий к нему большой район – была превращена в безъядерную и демилитаризованную зону, что явилось серьезным шагом к укреплению международного мира и безопасности.

    Территория Арктики относится к группе территории со смешанным режимом. Юридический статус Арктики формировался под воздействием таких факторов, как удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятных для жизнедеятельности климатических условий, что существенно затрудняло проникновение сюда граждан, судов, иных объектов под флагом несопредельных Арктики стран. С другой стороны, приарктические государства, экономические инфраструктуры и интересы населения, которые тесно увязаны с пространственным и ресурсным потенциалом Крайнего Севера, на протяжении многих лет предпринимали усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона.

    Данный процесс выражался в постепенном фактическом подчинении арктической территории власти стран региона, причем это подчинение сопровождалось юридическим оформлением, принадлежности определенных частей континента той или иной стране. Правовое закрепление базировалось, главным образом, на издаваемых приарктическими государствами законах и иных нормативных актов. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а также по использованию и охране природных ресурсов Арктики.

    К настоящему времени все известные сухопутные образования в Арктике разделены на сектора и подчинены исключительной власти – суверенитету того или иного приарктического государства – Росси, Дании, Канады, Норвегии и США. Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной – Северный полюс, а боковыми границами – меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства.

    Необходимо отметить, что на пространства Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке претензий не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными к Северному Ледовитому океану государствами, исходит тем не менее из международного признания суверенитета Норвегии над ним.

    Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

    "

    Популярные статьи

    © 2024 sistemalaki.ru
    Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы