Древнерусские названия мастеров по дереву. Старинные русские профессии. Яркие краски на тёмном фоне

Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться.
Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. Что же представлял собой рынок труда на Руси?

    Плевальщики
    Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме - больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота.

    Дегтекуры
    На Руси эта профессия была довольно массовой. Дегтекуры гнали деготь из бересты. Деготь являлся универсальным средством, применяемым как для смазки осей колес, замков или сапог, так и для пропитки шпал и промазки нижних венцов деревянных срубов для защиты от влажности и воды. Но главное, для чего был нужен деготь, - это для производства черной (иначе русской) юфти, кожи особенной выделки с приятным смолистым запахом, которая шла на изготовление обуви и сбруи. Рядом с дегтекурами трудились смолокуры - они добывали смолу из хвойных деревьев при помощи перегонки.


    Ямщики и извозчики
    Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики - это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики - водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30-70 копеек. Грузовое такси - ломовики - работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики - «голубчики», или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже. Такая поездка редко обходилась дороже рубля.

    Косари
    Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись все же косари - обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определенное положение рук, взмах косы, ее направление - в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели - дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается - и до беды недалеко. Сенокос - один из самых популярных сюжетов в русском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идет не о кошении травы.


    Коробейники
    Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название - коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других русских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: русские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой - русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.


    Скоморохи
    Царя при дворе развлекал шут, ну а людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. Особенно любили скоморохи работать во время ярмарок и различных народных гуляний. Еще бы! Народ шел добрый, за хорошую шутку и шапкой новой мог одарить. Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Народу нужны острые ощущения? Вот вам медведь! Хочется резкости да прыти? Скоморох готов неустанно выполнять всевозможные акробатические па. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно. На одном месте они не задерживались, кочуя из одного города в другой.


    Плакальщицы
    Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица стенала, тем большое вознаграждение в итоге получала. Если слезы по усопшему в большинстве случаев были родственниками проливаемы искренне, то не всем невестам, прощаясь с родителями, удавалось по-настоящему горевать по своей девичьей жизни. Вот и приглашались женщины, способные проливать слезы часы напролет, сопровождая плач различного рода причитаниями. Присутствовали плакальщицы и во время проводов рекрутов. Плакальщицы были обязательным атрибутом, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным.

    Горшечницы
    В те далекие времена гончарное ремесло целиком было в умелых женских руках. Особой красотой и изысканностью эти миски не отличались, но зато были сделаны своими руками, у каждой хозяйки своя мисочка. Каждая мастерица приправляла свою работу индивидуальным стилем и какой-нибудь причудой, будь то простой речной песок, красивые камешки, а кто побогаче - украшал поделку и мелким жемчугом. Кроме мисок для домашнего обихода мастерицы изготавливали игрушки для своих малышей, и даже глиняные бусы.


    Пастильщицы
    Чтобы помочь производителям этого воздушного лакомства, девушки подбирались очень крепкие и выносливые. Двум работницам приходилось двое суток непрерывно взбивать однородную массу из кислой антоновки. После чего крестьянки раскладывали пасту ровным слоем, чтобы та подсохла и ждали несколько суток пока яблочное пюре застынет, тогда нарезали это лакомство полосками. Это был достаточно тяжкий труд. Пастилу очень любил Лев Николаевич Толстой, его супруга даже придумала свой особенный рецепт,который пользовался большим успехом у близких и гостей дома, рецепт имел свое название - "Пастила Толстых".


    Наузницы
    Нередко в русском низшем фольклоре упоминается о всевозможной нечисти, которая путала конские гривы и пряжу. Издревле известны различные узлы, несущее как плохое, так и хорошее. Оказывается, были и женщины,большие мастерицы по этой части хитросплетений... Плелись ими обереги-лестнички, чтобы уберечь человека от худого, другие плетения могли приворожить или даже погубить напрочь. В шелковые или шерстяные веревки вплетались разные необычные предметы: кости,иглы, даже крылья летучих мышей. Такая магия считалась очень сильной и опасной для человека.


    Повитухи
    Такие женщины принимали в семьях новорожденных малышей, и после этого повитухе должно было оказывать почет и уважение всю жизнь. Иное поведение в народе это считалось грехом.Особенно хороших повитух в гроб клали в варежках, из одного уважения к их умелым и волшебным рукам. Мужчин в то время не подпускали к роженицам, поэтому повитухи весь процесс брали в свои руки. Они знали огромное количество древних молитв и заговоров, чтобы уберечь мать и новорожденного ребенка. Повитуха оставалась у молодой матери на сорок дней, помогала купать, лечить малыша, а главное вить. В старину пеленание называлось витьем! Вот такие существовали ремесла на Руси, для нас это интересные факты, а в то время эти ремесла конечно же были востребованными, и являлись важной частью жизни этих людей.

    C развитием технологического прогресса во многих профессиях отпала необходимость, ведь теперь их заменяют автоматизированные устройства и разнообразные гаджеты. Но в прошлом столетии эти профессии были очень полезны и востребованы. К примеру, на Руси, чтобы заработать себе на хлеб наши предки лупили палкой по болотной жиже, вопили во всё горло на похоронах и свадьбах, а также копались в мусоре в поисках наживы.

    Плеватели репы

    Умение виртуозно плеваться вполне могло обеспечить безбедную жизнь. Но главное тут было не увлечься - посылать «залпы» определенной силы на строго установленное расстояние. Разговаривать во время работы возбранялось, и рот профессионала был полон семенами популярнейшего на Руси корнеплода - репы.

    До XIX века, когда, по указам свыше, картофель все-таки начал постепенно ее вытеснять, репа была основным продуктом на столе: из нее варили супы и каши, запекали, ели сырую, начиняли ею пирожки (и гусей), квасили ее и солили на зиму. Неурожай репы приравнивался к стихийному бедствию, но для начала надо было осуществить грамотный посев. А семена корнеплода столь мелки, что в 1 кг их умещается до миллиона - разбрасывая вручную, ровно не посеять. Неизвестно, кто первый это придумал, но репу стали на пашню «расплевывать» - определенную порцию семян на определенную площадь. Хорошие плевальщики ценились высоко и обучали своему искусству других.

    Ловцы пиявок

    Они проводили рабочее время, лупя палкой по болотной жиже - имитировали вхождение в воду скота. Глупые пиявки принимали это за звук обеденного гонга и торопились к трапезе. Также их приманивали на живца, в роли которого выступал сам ловец: заходил повыше колен в воду и ноги его немедленно облепляли кровососущие. Тут-то их и собирали. Правда, не всегда и не всяких. Так, запрещалось ловить пиявок во время размножения - в мае, июне и июле. Также «при ловле должны быть избираемы одни лишь годные ко врачебному употреблению, то есть не менее 1 1/2 вершков длины; пиявки мелкие, как равно слишком толстые, должны быть при ловле бросаемы обратно в воду». Хранить добычу следовало в холодке, в емкости, наполненной землей.

    Гирудотерапия с древних времен была в почете: при любом недомогании лекари первым делом «пускали дурную кровь», и каждый любящий гульнуть купец знал, что лучшим средством от похмелья являются пиявки, поставленные за уши. Мало того, Россия с успехом занималась экспортом кровососущих. До революции в Европу ежегодно вывозилось до 120 млн пиявок - доход в казну составлял 6 млн руб. серебром, что было сопоставимо с доходом от экспорта хлеба.

    Изготовители хвостов

    Это была не просто профессия, а целый бизнес, появившийся в «нужном» месте в «нужное» время. О нем поведал Александр Дюма, автор «Трех мушкетеров», посетивший Россию в 1859 году.

    Это была лютая зима, когда волки вышли из лесов и, подойдя вплотную к деревням, нападали не только на скотину, но и на людей. Власти приняли решительные меры и за каждый предъявленный волчий хвост (стало быть, уничтоженного волка) стали выплачивать по 5 руб. Народ вошел в азарт, предъявил 100 000 хвостов, за что были выплачены 500 000 руб. Но что-то пошло не так: стали наводить справки, провели расследование и обнаружили в Москве фабрику по производству волчьих хвостов.

    «Из одной волчьей шкуры стоимостью в десять франков, - подсчитал писатель, - выделывали от пятнадцати до двадцати хвостов, которые приносили триста пятьдесят - четыреста тысяч: как видим, сколько бы ни стоила сама выделка, доход составлял три с половиной тысячи на сотню».

    Подобная история, по некоторым источникам, будто бы случилась также в Вологодской губернии - правда, раньше. Там 1 апреля 1840 года началось слушание дела о волчьих хвостах. Этому также предшествовало нашествие волков и обещанная за каждый хвост награда - 1 коп. медью (пуд ржаной муки стоил тогда 50 коп.). Когда поголовье волков практически сошло на нет, крестьяне, привыкшие к дополнительному доходу, загрустили и нашли выход из положения - стали делать волчьи хвосты из пеньки. Возникло целое производство: одни изготавливали стержни, другие прикрепляли пеньку, третьи расчесывали, четвертые красили. Достигли в итоге почти полного натурализма. Сам губернатор был в доле, а потому изготовители хвостов работали спокойно, покуда благодетель не вышел в отставку.

    Вопленицы

    Профессиональные плакальщицы существовали еще в древности - в Египте, Греции, Риме. Причем в империи их чрезмерную скорбь пытались даже ограничивать: законодательно запрещали царапать себе лицо и причитать во время погребения. В русских деревнях были свои плакальщицы - вопленицы. Их приглашали не только на похороны, где они могли часами тянуть трагическую ноту, но и на свадьбы. Ведь невесте полагалось покидать родительский дом, заливаясь слезами, но никак не сияя начищенным медяком. Тут очень кстати приходился соответствующий речитатив плачеи: «Ой, да ж прости-прощай, родимая донюшка…».

    Настоящая вопленица должна была сочетать в себе как авторский талант, так и актерский. Некоторые достигали в этом деле подлинных высот. Так, жительнице деревни Сафроново Олонецкой губернии Ирине Федосовой посвящен очерк Максима Горького «Вопленица». «Орина, - усердно надавливает автор на «о», - с 14 лет начала вопить. Она хрома потому, что, будучи восьми лет, упала с лошади и сломала себе ногу. Ей девяносто восемь лет от роду. На родине ее известность широка и почетна - все ее знают, и каждый зажиточный человек приглашает ее к себе «повопить» на похоронах, на свадьбах… С ее слов записано более 30 000 стихов, а у Гомера в «Илиаде» только 27 815!..»

    Тряпичники, крючочники

    Могли ли предполагать труженики тряпья и помоек, что в XXI веке дело их - по раздельному сбору мусора - станет модным и актуальным? Заунывный крик «Старье-е-е бере-е-ем!» разносился по дворам еще в середине прошлого века. За тряпки, банки, старые газеты можно было получить всякие сокровища: сахарных петушков, хлопушки, дудочки и даже громко стрелявшие холостыми зарядами пистолеты-пугачи. Постепенно дело сошло на нет. А ведь раньше существовала целая империя.

    Например, в петербургских трущобах возле Сенного рынка находился целый «Тряпичный флигель», занимавший один из корпусов Вяземской лавры. Найти его было несложно: во дворе возвышались горы тряпок, бумаги, костей и прочего мусора, место которому на помойке. Но живших здесь работников тряпичного фронта это вовсе не смущало: главное - был заработок. Низшим в иерархии сборщиков считался крючочник. Главным его орудием был насаженный на палку крюк, с помощью которого он рылся, извлекая нужное, в свалках и мусорных кучах и таким образом зарабатывал около 50 коп. в день, а в месяц - целых 15 руб. Находки сдавались маклакам (или «тряпичным тузам» - хозяевам артели), которых в 1895 году в Петербурге насчитывалось более 50. Они же выделяли тряпичникам средства для скупки (или обмена) у населения тряпья, чтобы потом сдать его более крупным перекупщикам или прямо на переработку. Товар пользовался спросом. Так, владельцы Невской писчебумажной фабрики, купцы Варгунины тратили на закупки тряпья до 150 000 руб. в год. А писчебумажная фабрика Крылова ежегодно закупала в Вологодской губернии 50 000 пудов лаптей - по 60 коп. за пуд.

    06.07.2018

    У всякого общества в разные периоды его развития разная потребность в профессиональном труде. На Руси народ никогда без дела не сидел - то баклуши бил, то лясы точил , профессий было много, каждый кормил семью в зависимости от происхождения и способностей. Это сейчас существует множество технических средств, облегчающих труд, а раньше всё делалось умелыми мозолистыми руками и во всякое дело вкладывалась частичка души.

    Много профессий и ремёсел кануло в прошлое, а другие сейчас обрели своё второе рождение. Ведь в наше время массового потребления «пластиковых», искусственно выращенных и машинами созданных продуктов всё возрастает тяга к «живому», натуральному, природному - родному.

    Предлагаем познакомиться с некоторыми из тех профессий и тем самым больше узнать о своём прошлом, запечатлённом в недрах Родовой памяти .

    Первыми и самыми необходимыми были профессии, связанные со строительством жилищ, добычей пищи и созданием одежды, обуви и предметов обихода: землепашцы, косари, лапотники, кузнецы, бондари, валяльщики, кружевницы, ловцы жемчуга и многие другие...

    Вы на себя плетёте петли
    И навостряете мечи.
    Ищу вотще: меж вами нет ли
    Рассвета алчущих в ночи?

    На мне убогая сермяга,
    Худая обувь на ногах,
    Но сколько радости и блага
    Сквозит в поруганных чертах.

    В мой хлеб мешаете вы пепел,
    Отраву горькую в вино,
    Но я, как небо, мудро-светел
    И неразгадан, как оно.

    Вы обошли моря и сушу,
    К созвездьям взвили корабли,
    И лишь меня - мирскую душу,
    Как жалкий сор, пренебрегли.

    Работник родины свободной
    На ниве жизни и труда,
    Могу ль я вас, как тёрн негодный,
    Не вырвать с корнем навсегда?

    Николай Клюев

    Пахарь

    Пахарь, которого также называют ходоком за сохой, древним тружеником полей или землепашцем — человек, занимающийся вспашкой земли для нужд земледелия.

    В славянской мифологии пахарь был настоящим культурным героем, который, в соответствии с широко распространённым фольклорным сюжетом, сумел изгнать с земли первобытных великанов, воплощающих дикие, необузданные силы матушки-природы.

    Репин И.Е. "Пахарь Л.Н. Толстой на пашне"

    Косарь

    Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись всё же косари - обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определённое положение рук, взмах косы, её направление - в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели - дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается - и до беды недалеко. Сенокос - один из самых популярных сюжетов в руском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идёт не о кошении травы.

    Бондарь

    Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным.

    Бондарь посредством топора и других столярных инструментов прилаживает клёпки бочки одна к другой, выстругивает их, делает фальцы (зауторы) зауторником, в них вгоняет днище и всё связывает деревянными или железными обручами.

    Дёгтекур и смолокур

    Дегтекуры гнали из бересты дёготь. Профессия эта была массовая, т.к. дёготь использовали в производстве чёрной юфти (особенная выделка кожи, имеющая приятный смолистый запах), из которой потом делали обувь и сбруи. Дёгтем также промазывали нижние венцы деревянных срубов, тем самым защищая их от влаги; смазывали замки, оси колёс и т.д.; позже - пропитывали шпалы. А смолокуры занимались добычей смолы из деревьев хвойных пород с помощью перегонки.

    Лапотник

    Мастера по плетению лаптей - лапотники, а под иным названием «лычаки», были также распространены y белорусов, карелов, мордвы, татар, финнов, эстонцев, чувашей. Сходный вид обуви применяли и японцы, и североамериканские индейцы, и даже австралийские аборигены. .

    Сапожник

    Бурлак

    Бурлаками называли наёмных рабочих, которые, идя по берегу, тянули судно против течения. «Эх, дубинушка, ухнем», — затягивал бригадир артели — шишка, и бурлаки приступали к своей тяжёлой и монотонной работе. Для облегчения труда идти нужно было синхронно, равномерно покачиваясь. И благо если ветер был попутный. Нанимали рабочих, как правило, на сезон — весной и осенью. В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году. В некоторых странах, например в Бангладеш, можно до сих пор видеть, как бедняки тянут на себе баржи.

    При упоминании бурлаков перед глазами сразу встают образы со знаменитой картины Репина, однако первым руским художником, изобразившим этот тяжёлый труд, был Василий Верещагин (картина ниже). Проживая в 1866 году в дядином имении в селе Любец, он наблюдал бурлаков на берегу реки Шексны. Делая этюды работяг, он планировал создать большое полотно, чтобы привлечь внимание к нечеловеческим условиям работы бурлаков. Однако вскоре Верещагин отправился на службу в Туркестан и масштабную картину так и не закончил.

    Немало было на Руси и искусных ремесленников. Древнеруские ремёсла делились на женские (шитьё, вышивание, ткачество, плетение, роспись и др.) и мужские (ювелирное дело, скорняжное, кузнечное, гончарное и др.). Те вещи, которые служили для красоты, в основном, выполнялись женскими руками. Мужчины ремесленники занимались более грубыми и сложными делами.

    Плетельщик

    Ремесленник, изготавливающий плетёные изделия из лозы: домашнюю утварь и ёмкости различного назначения, такие как короба, корзины, вазы и др., мебель (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму.

    Кузнец

    Кузнечное ремесло — одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Кузница в современном хозяйстве.

    Гончар

    Сперва гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел; но со временем развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно огнеупорным кирпичом, каменной посудой, черепицей, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями и подобными изделиями.

    Ложкарь

    Деревянные ложки в России в XIX в. изготавливались в количестве не менее 150 миллионов штук (на сумму свыше миллиона рублей) в год. Материалом для ложек служат: осина, берёза, отчасти ольха и рябина и изредка лишь клён и пальма (самшит), а в западных губерниях и на Кавказе — груша.

    Игрушечник

    Мастер, изготавливающий игрушки из различных природных материалов. На Руси они вырезались из дерева, лепились из глины или плелись из соломы.

    Красильщик

    Красильщик - ремесленник, занимающийся окраской пряжи, тканей, кожи и т. п.

    Труд красильщика был тяжёл. Орудуя мешалкой и полагаясь не на спектральный анализ, а на свой глаз и чутьё, красильщик и не подозревал, что к таинству его ремесла имеют отношение химия и физика.

    Ручной процесс крашения был длительным. Например, ализарином красили пряжу или ткань в течение нескольких недель, буквально выхаживая яркий и прочный пунцовый цвет.

    Валяльщик

    Валенки — традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов.

    Ткач

    До 19-20 вв. ткачество являлось одним из самых распространённых домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы. Удивительная специальность - ткачество .

    Вышивальщица

    Вышивание известно с глубокой древности. Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры... Руская народная вышивка.

    Кружевная мастерица

    На Руси кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами, а именно: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка, для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее отрисованному рисунку — сколку. Современные модельеры используют традиции руского кружевоплетения в своих коллекциях.

    На протяжении двух с лишним столетий, вплоть до 1930-х годов, повседневную жизнь крупных городов невозможно было представить без «криков» мелких торговцев. Городские окраины, густонаселённые кварталы каждое утро просыпались, разбуженные возгласами пирожников, старьёвщиков, зеленщиков, продавцов рыбы, молочников и прочего подобного люда.

    Труд разносчиков был весьма нелёгким. Их рабочий день начинался ранним утром и заканчивался поздним вечером, а то и ночью. Им приходилось целыми днями в любое время года стоять на улице, да ещё с товаром. Поэтому представители данной профессии, как правило, были людьми нестарыми.

    Коробейник

    Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название - коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других руских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: руские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой - руский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

    Молочник

    Молочник, каждый день доставлял свежее молоко по домам.

    Водовоз

    Если в руской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряжённую лошадьми телегу или двухколёсную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зелёных бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.

    В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника. Водовозы часто пользовались тем, что выбора у горожан не было, и брали с них втридорога.

    Фонарщик

    К исчезнувшим профессиям относятся фонарщики. Фонари появились сначала в Москве в 1698 году возле царского дворца. А в 1718 г. Пётр I издал указ об освещении города Санкт-Петербурга.

    Была создана команда фонарщиков, в которой каждый обслуживал 15 фонарей, зажигал и гасил, чистил, заменял прогоревший фитиль. Первые фонари были масляными, а с середины XVIII века в обиход стали входить керосиновые.

    В XIX веке преобладающей формой уличного освещения становятся газовые фонари. Фонари должны были гореть каждую ночь от сумерек до 3-х часов за полночь во все тёмные ночи, кроме лунных.

    На позицию фонарщика обычно брали отставных военных, которые могли работать ночью и днём.

    Лишь после 30-х годов XX века появился автоматический режим зажигания фонарей, и эта некогда престижная профессия канула в Лету. В некоторых городах и сейчас можно встретить фонарщика, хотя это скорее попытка сохранить традиции, нежели необходимость.

    Шорник

    Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Отсюда же произошло слово «зашоренный» — так называют людей, неспособных принимать другие точки зрения. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: сёдел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.

    Ямщик, извозчик, ломовик

    Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала XX века и была окутана изрядным слоем романтики. В переводе на современный лад: ямщики - что-то вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Дальнобойщики, одним словом.

    А вот извозчики - водители городского такси. Они также классифицировались. К примеру, «ваньки», предоставлявшие услуги «эконом-класса», были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски. Они брали за поездку от 30 до 70 копеек.

    «Ломовики», перевозящие грузы на лошадях-тяжеловозах, были по типу грузовых такси. Состоятельные же люди пользовались услугами «лихачей», имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля.

    Ещё были среди городских извозчиков, одетых в фирменную одежду, так называемые «голубчики» и «резвые». Они имели номерной знак, их можно было заказать через специальную биржу, а поездка стоила в пределах рубля.

    Нельзя сказать, что все вышеперечисленные профессии исчезли из нашей жизни, упоминания о многих из них сохранены в безсмертных произведениях классиков руской литературы. Базовые потребности людей - иметь пищу, одежду, крышу над головой - со временем не стали менее актуальными, а скорее модернизировались. Так и те профессии, будучи «прародителями» сегодняшних, видоизменились, модернизировались, автоматизировались… А некоторые возродились.

    Летописи упоминают о присутствии на Руси художников греческих и немецких (а в Юго-Западной Руси и польских). Но нет сомнения, что даровитый русский народ имел своих собственных мастеров почти по всем отраслям художества. Например, на существование русских литейщиков, приготовлявших вещи из свинца и меди, а также умевших делать из них сплавы вроде бронзы, указывают летописные известия, в особенности по поводу построения храмов; для сих последних отливались колокола, устроивались медные или бронзовые врата, медные или свинцовые кровли и помосты, иногда слитые из олова и меди. Для исполнения таких работ требовалось значительное количество людей сведущих.

    Источники передают нам немногие имена туземных мастеров той эпохи; тем с большим тщанием история должна сохранять эти имена для потомства.

    Из русских зодчих известны: "мастер" Петр, который, по словам летописи, "трудился" над сооружением каменного храма Св. Георгия в новгородском Юрьеве монастыре, по поручению князя Всеволода-Гавриила в 1119 году; "художник" Милонег, в крещении также Петр, возведший в 1200 г. стену под Выдубецким монастырем, по поручению великого князя Рюрика; Коров Яковлевич, "мастер" с Лубянской улицы в Новгороде, построивший каменную монастырскую церковь Св. Кирилла в 1201 г., на иждивение двух богатых бояр; Алекса, "муж хитр", которого в 1276 г. волынский князь Владимир Василькович послал строить город Каменец (Литовский) и который уже при отце его Васильке многие города "рубил" (то есть строил их дубовые стены). Рубруквис, посол французского короля Людовика IX к великому хану Мангу в половине XIII века, говорит об одном молодом Русском в Орде (не называя его по имени), который хорошо знал строительное искусство.

    Из других художников упоминаются: Авдий, "хитрец", или ваятель, который украсил резаными на камне узорами двери храма Св. Иоанна, воздвигнутого в Холме Даниилом Романовичем; золотых и серебряных дел мастер Лазарь Богша, соорудивший крест по заказу Евфросинии Полоцкой в 1161 г., и другой золотых дел мастер Кузьма, взятый в плен монголами, которого встретил в главной Орде Плано Карпини; последний видел его работы трон и печать, изготовленные для хана Гаюка.

    Далее известны: Нежила, "серебряник", и Гаврило, "щитник", оба новгородцы, павшие в бою с Литвой в 1234 г.; Антон, "котельник", тоже новгородец, который пал в известной Липицкой битве с суздальцами в 1216 году. А в 1200 г. в одной битве с Литвой в числе павших новгородцев находился Страшко "сребреник весец", то есть надзиравший за достоинством или пробою серебряных изделий, поступавших в торговлю; но, вероятно, он и сам был мастер.

    По поводу татарского нашествия волынский летописец говорит о великом числе всякого рода мастеров, бежавших от варварского плена; в том числе были "седельники" и "лучники", "тульники" и "кузнецы железу, меди и сребру" .


    П. С. Р. Лет. Коплена Ober Alterthum und Kunst in Russland. Wien. 1822. Его же "Список русским памятникам". М. 1822. Забелина "Черты самобытности в древнерусском зодчестве" (Древняя и Новая Россия. 1878. 3 и 4). Его же "О металлическом производстве в России до конца XVII века" (Зап. Археол. Общ. V. 1853). Хмырова "Металлы, металлические изделия и минералы в древней России". СПб. 1875.

    Австрийская гостиница открыла вакансию шута, сообщает Associated Press. Кандидатам на эту должность необходимо иметь хорошее воображение, обладать творческими способностями и умением играть на музыкальных инструментах. В связи с этим мы решили вспомнить 7 самых чудных русских профессий, которые могут снова возродиться.

    Настоящий русич всегда мог проявить себя. Причем, не только в бою и на пиру. Даже надев женскую юбку, найдя мамонта, убитого кем-то другим, считая кошек или обманывая пчел, он мог заслужить почет и уважение.

    До сих пор не известна этимология этого слова, но историки склоняются к византийскому происхождению – от «скоммарх» - делать смешное. От шутов «золотого города» переняли наши скоморохи, прежде всего, кочевой образ жизни, а уж репертуар пестрил русской самобытностью. Со всех сторон сыпались на них оплеухи и обвинения – власть не любила их за шутки и крепкие словечки в свой адрес, а духовенство иначе как бесами не называло. Носили артисты короткополые кафтаны – это уже считалось грехом, срамных песен и рассказов не чурались, а очень даже наоборот, напяливали маски, пугая впечатлительных граждан. Была еще отдельная каста шутов городских – кукольники. Чтобы показать представление они надевали на себя юбку с обручем в подоле и задирал ее выше головы, а одевать мужчине женскую одежду и вовсе было непотребством.

    Любил скоморохов Иван Грозный. Часто он даже сам переодевался в шута горохового и принимал участие в плясках. Не случайно, опальный архиепископ Пимен был наряжен им в костюм скомороший и с бубном в руках отправлен прочь на осле верхом.

    Бубноделы. По ком звучит бубен?

    Сейчас бубны выпускает даже компания Майкрософт для особо продвинутых сисадминов. А раньше… Бубном на Руси называли любой инструмент, в котором звукоизвлечение идет при помощи туго натянутой кожи – так что некоторые бубны были даже вовсе не бубны, а барабаны. Музицирующие на этом шумном инструменте ценились в ратном деле. Для сопровождения войск делались огромные набаты – каждый везло несколько лошадей, а били по нему 4 человека разом. Посему хорошие бубноделы всегда были на слуху – вдруг для государственного дела понадобятся. Мастер должен был грамотно работать и с кожей, и с деревом. Для обода лучше всего годилась береза – дощечку из нее надо было вымачивать с неделю, прежде чем завернуть в кольцо. Шкура животного, чаще все-таки домашней скотины, долго обрабатывалась. Пересушив или сгноив сырье мастер рисковал изготовить далеко не мелодичный инструмент.

    Кошкодав, кошкарь. Кто бьет?

    Сейчас этого человека армия «зеленых» зубами бы загрызла. А раньше люди жили практичнее. Стара стала собачка или кошка – почему бы не сменять на маленькую, но годную в хозяйстве вещь? Вот и разъезжал безнаказанно такой мужичок по деревням, предлагая всякие мелочи в обмен на Жучек и Мурок. Если попадались села, сплошь состоящие из любителей домашних питомцев, кошкодав мог и украсть зазевавшуюся зверушку. Дешевый колотковый (кошачий) и сторожковый (собачий) мех шел на шитье одежды. Известна поговорка, которую будто бы повторял этот деляга, делая грязную часть своей работы: «Не я бью – хозяин бьет!».

    Бортники. Правильный мед

    То, что «Ж-ж-ж!» бывает неспроста, люди поняли давно. Мед всегда был и лакомством и лекарством. Только лезть в дупло к пчелам рвались не все. А те, кто был согласен, скоро выделились в отдельную профессию. Охотники за диким медом должны были не только знать лес и примечать всякие мелочи, но и неплохо лазать по деревьям – дупла, где селился рой, могли находиться на внушительной высоте. Ну, а потом кто-то смекнул, что вообще-то, можно пчелам подсунуть кусок бревна с выдолбленным отверстием, и искать не надо. Это бревно называлось «борть», отсюда и произошло название профессии. Сделав этот первый «улей», мастер ставил на него свое клеймо, утверждая содержимое своей собственностью. Воров люто ненавидели, пойманный у чужой борти похититель меда рисковал навсегда остаться в лесу.

    Каталь. Валяй помоднее!

    Особенно ценились эти мастера на Севере, где без валенок просто житья не было. Эту зимнюю обувку долго называли катаниками. Несмотря на то, что про валенки много развеселых частушек, труд изготовителя считался тяжелым и вредным. Работать приходилось в духоте и сырости. Овечью шерсть очищали от грязи и травы, раскладывали и «били». Раньше – просто палкой колотили, затем – низко подвешенной струной. Ее натягивали, как тетиву и отпускали. Шерсть разбивалась «в пух и прах» - отсюда, кстати и пошло это выражение. Потом «пух и прах» раскладывали в виде буквы «Т», сметывали и кипятили. Сейчас это, называется мокрым валянием. Существовала и своя мода. Одни предпочитали валенки с очень высоким узеньким голенищем, другие – покороче и пошире. Сделать точно «по ноге» мог только каталь-суперпрофессионал.

    Косторезы. Зачем рыбке зуб?

    «Дорог рыбий зуб, мудрены вырезы вырезано, а и только в вырезу муравью пройти». Некромагическое обаяние костей не оставляло наших предков равнодушными. Кубки из вражеских черепов охотно использовали великие князья – ну, до принятия христианства, конечно. После перешли на менее провокационный материал - трубчатые коровьи кости, бивни моржей – пресловутые рыбьи зубы. А, а уж если кому свезло найти ископаемые останки мамонтов с огромными бивнями, то и их пускали в ход. Дело это требовало огромного терпения и недюжинного таланта. Со временем ремесло это стало местечковым – выделились несколько областей, славящихся своими изделиями. Ларцы холмогорцев очень любила Екатерина I, у нее же хранились два образа, вырезанные из кости – в золотой и серебряной оправе. Мастера умело приспосабливались к требованиям покупателя. При Петре I они быстро научились делать модные штучки: миниатюрные игральные карты, пудреницы, крошечные шахматы, коробочки для мушек и даже резные туфельки. Золушка бы от зависти умерла!

    Зверовщики. Звери при дворе

    Охота всегда была одной из главных мужских забав. Но вождю нельзя допустить, чтобы приближенные шептали: «Акела промахнулся!», посему травить зверя следовало с умом. Эти «умы» и назывались зверовщиками. Они должны были выбрать правильное место и время, а затем, как бы невзначай выгнать дичь прямо на нужного человека. Иногда для этого нужно было подолгу жить в лесу, наблюдая его законы.

    Однако позже эти знания пригодились в неожиданном ключе. Русские цари вдруг стали разводить зоопарки. Просто иногда заморские гости дарили разные диковинки – львов, леопардов, слонов, павлинов. Но в нашем климате им были необходимы особые условия и уход. Тогда-то и вспомнили зверовщиков, которые могли «почуять душу» животного. Так и твари удивительные были сохранены, и работники жили безбедно, сочетая обязанности обеспечения охот и смотрителей зверинцев.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы