Требование членства сро при выполнении строительных работ. Требование о предоставлении свидетельства сро в составе заявки на участие в закупке Фз 44 когда нужен допуск сро

Дата: 22.05.2017

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ) отдельные виды работ, связанные с объектами капитального строительства, могут выполнять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к этим видам работ. В настоящий момент к данным работам относятся:

  1. Работы по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства 1 . Перечень данных работ установлен Министерством регионального развития РФ и включает: гидрогеологические исследования, инженерно-экологическую съемку территории, физическое и математическое моделирование взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой и др. 2
  2. Работы по архитектурно-строительному проектированию, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства 3 . Перечень конкретных работ также установлен Министерством регионального развития РФ, в него входят: подготовка генерального плана земельного участка, подготовка проектов внутренних систем газоснабжения, подготовка проектов наружных сетей слаботочных систем и др. 2
  3. Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность этих объектов 4 . Как и в двух предыдущих случаях, такие конкретные работы установлены Министерством регионального развития РФ - это, например, искусственное замораживание грунтов, арматурные работы при устройстве бетонных и железобетонных монолитных конструкций, укладка водопроводных трубопроводов, устройство оснований автомобильных дорог и др. 2

Указанное свидетельство выдается со стороны СРО юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, состоящим в этой СРО, при условии подтверждения ими соответствующих требований без ограничения срока и территории его действия по установленной форме 5 .

В соответствии с 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в число которых входит и соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки 6 . Таким образом, если объектом закупки является выполнение вышеуказанных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то наличие у участника закупки соответствующего свидетельства СРО о допуске к этим видам работ является правомерным требованием заказчика. Этого же мнения придерживается и ФАС 7 .

Пример

В середине апреля 2017 г. муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района (Чукотский автономный округ) объявило о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка магистральной сети горячего водоснабжения ЦТП с НМЦК в размере 2,55 млн руб. 8 Согласно аукционной документации одним из документов, которые требовалось предоставить от участника закупки, была копия свидетельства СРО о допуске участника аукциона к организации работ, указанных в п. 33.7 части III Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в отношении объектов водоснабжения и канализации.

Однако с 01.07.2017 описанную выше систему ожидают изменения, которые вызваны вступлением в силу большинства положений Федерального закона от 03.07.2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рассмотрим их.

Во-первых, из ГрК РФ исключается понятие «работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства». Теперь критерии работ, для выполнения которых требуется свидетельство СРО о допуске , будут иные.

В отношении инженерных изысканий это любые работы, выполняемые в рамках договоров, заключенных с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; при этом работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами СРО 9 .

В отношении архитектурно-строительного проектирования это любые работы по подготовке проектной документации в рамках договоров о подготовке проектной документации, заключенных с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором; и так же как и в предыдущем случае работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами СРО 10 . Абсолютно такая же норма теперь будет действовать и в отношении работ по строительству, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства 11 .

Во-вторых, вводятся следующие дополнительные случаи, когда членство в СРО и наличие свидетельства о допуске не требуется:

  1. В отношении всех трех категорий работ (инженерные изыскания; архитектурно-строительное планирование; строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) - если подрядчиком является государственное (муниципальное) унитарное или казенное предприятие, государственное (муниципальное) учреждение или коммерческая организация, которая контролируется органами государственной власти или органом местного самоуправления (создана тем или иным публично-правовым образованием или более, чем наполовину прямо или опосредованно принадлежит этому образованию) 12 .
  2. Следует уточнить, что данное условие касается ситуаций, когда такие организации заключают договоры с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а в отношении третьей категории работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) это условие действует только применительно к случаям заключения договора строительного подряда. Таким договором в соответствии с гражданским законодательством считается договор, когда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену, при этом такой договор заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ 13 .

    Однако обратим внимание, что в новой редакции ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда 14 . Поэтому по логике градостроительного законодательства нормы, относящиеся к договору строительного подряда, могут применяться и к договорам, в рамках которых осуществляется не строительство новых зданий или сооружений, а капитальный ремонт существующих объектов. В пользу такого подхода говорит и то, что в гражданском законодательстве установлено, что правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором 15 .

  3. В отношении заключения договора строительного подряда - если размер обязательств (то есть цена) договора не превышает 3 млн руб 16 .

В-третьих, из ГрК РФ вообще исключается как таковое понятие «свидетельство СРО о допуске к работам», а Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» утратит свою силу. При осуществлении закупок документом, подтверждающим членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствующей СРО, будет выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки. Новая форма такой выписки уже установлена и действует 17 , при этом позиции данной формы, которые относятся к свидетельству о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (п. 8-10), не будут применяться с 01.07.2017.

Таким образом, заказчикам по 44-ФЗ необходимо при осуществлении закупок, извещения о которых размещаются в ЕИС с 01.01.2017, учитывать указанные изменения в градостроительном законодательстве при подготовке документации о закупке в части установления требований к этим участникам. Например, если бы приведенный выше в примере аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту участка магистральной сети горячего водоснабжения ЦТП на Чукотке проводился во втором полугодии 2017 г. (то есть уже после вступления в силу рассмотренных изменений), то заказчик не имел бы права требовать от участника закупки членства в СРО и предоставления соответствующей выписки из реестра членов СРО, так как НМЦК не превышает 3 млн руб. 16 А вот если бы НМЦК превышала этот порог, то требование о предоставлении выписки было бы правомерным, так как заказчик (муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства) в данном случае является лицом, ответственным за эксплуатацию систем водоснабжения 17 . Но поскольку здесь в роли заказчика выступает муниципальное предприятие, при составлении аукционной документации следовало бы «освободить» от этой обязанности отдельные категории организаций, установленные новой редакцией градостроительного законодательства (государственные и муниципальные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, коммерческие организации с государственным или муниципальным участием) 18 .

1 Ч. 2 ст. 47, ч. 1 и 4 ст. 55.8 ГрК РФ.

2 Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

3 Ч. 4 ст. 48, ч. 1 и 4 ст. 55.8 ГрК РФ.

4 Ч. 2 ст. 52, ч. 1 и 4 ст. 55.8 ГкР РФ

5 Ч. 8 и 9 ст. 55.8 ГкР РФ, Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

6 П. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7 См., например, Письмо ФАС России от 02.11.2015 № АЦ/60557/15.

8 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0588600001517000019.

9 Новая редакция ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.

10 Новая редакция ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.

11 Новая редакция ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.

12 Более подробно см. ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ, вступающие в силу с 01.07.2017.

13 Ч. 1-2 ст. 740 ГК РФ.

14 Новая редакция ч. 3 ст. 52 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.

15 Ч. 2 ст. 740 ГК РФ.

Вряд ли кто-то поспорит с тем фактом, что закупки, связанные со строительством, проектированием, инженерными изысканиями являются одними из самых сложных для составления документации и подачи заявки.

Начиная от надлежащего, объективного описания объекта закупки, заканчивая установлением требований к разрешительным документам, процесс требует от сторон наличия специализированных узких знаний в сфере строительства, а также в сфере законодательства о закупках.

Свидетельство СРО

При проведении упомянутых закупок, основным разрешительным документом для потенциальных участников является свидетельство саморегулируемой организации. В соответствии с положениями Градостроительного Кодекса, только организация, обладающая таковым имеет право выполнять упомянутые работы.

Само собой, в документации Заказчик обязан установить требование о наличии свидетельства.

Существует небольшая особенность при составлении такой аукционной документации. Как известно, в государственных закупках могут принимать участие юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица. Данное указание содержится в документации. Вместе с тем, при проведении закупки, требующей от участников наличие свидетельства , физические лица исключаются из списка возможных участников.

Дело в том, что согласно с требованиями градостроительного законодательства, свидетельство выдается только юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. Следовательно у физ.лиц возможность участия автоматически исключена.

Требование о выполнении работ лично

Исходя из потребности Заказчиков, выполнение работ, предусмотренных контрактом может выполняться как лично Подрядчиком, так и с привлечением сторонних субподрядных организаций. При этом, стоит обратить внимание на то, что требования документации не должны противоречить друг другу.

В том случае, если работы должны быть выполнены лично, требование о наличии свидетельства должно содержать весь перечень видов работ, которые должны быть прописаны в свидетельстве. В том случае, когда работы могут быть выполнены с привлечением иных организаций, следует предусмотреть оба варианта, которые возможно будут выбраны победителем закупки. В данном случае прописывается требование о наличии свидетельства со всеми видами работ, в том случае, если участник принимает решение о личном выполнении. А также допускается возможность наличия свидетельства, разрешающего организацию выполнения работ, в случае, когда участник планирует привлечение субподрядных организаций.

Кроме того, следует отметить, что в случае, когда выполнение работ необходимо проводить собственными силами, проект контракта должен обязательно содержать данное условие. В противном случае, как следует из норм Гражданского Кодекса, если контракт не содержит условия о личном выполнении работ, то есть если контракт в принципе не отражает данного условия, Подрядчик имеет право на привлечение сторонних организаций.

Разумеется, Заказчику, в случае установления требования о личном выполнении работ, стоит заранее позаботиться о том, что в случае необходимости ему необходимо будет обосновать свою потребность и отсутствие ограничения конкуренции.

Свидетельство и иные разрешительные документы

Речь идет о тех случаях, когда выполнение работ требует не только наличия свидетельства, но также лицензии на осуществление той или иной деятельности (к примеру, частным случаем является необходимость наличия у участника лицензии МЧС).

В данном случае единственным возможным остается вариант с возможностью привлечения субподрядной организации, для отсутствия признаков ограничения конкуренции при проведении закупки.

В данном случае Заказчику необходимо предоставить участнику возможность выбора. Во второй части заявки могут быть предоставлены либо свидетельство, разрешающее организацию тех или иных работ без необходимости предоставления лицензии или иного разрешительного документа, либо наличие свидетельства с конкретным перечнем разрешенных видов работ в совокупности с лицензией или иным документом, предусмотренным законодательством.

Ограничение по сумме контракта

Свидетельство содержит условие о предельной сумме контракта, который может быть заключен на организацию работ.

При этом, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке перед Аукционной комиссией возникает вопрос о том, какая сумма должна входить в определенный свидетельством разрешенный диапазон.

К примеру, Заказчик проводит закупку с начальной (максимальной) ценой контракта 10 миллионов рублей. Предложенная участником цена контракта составляет 5 миллионов рублей, при этом свидетельство ограничивает цену одного контракта 5 миллионами. Встает вопрос, каким образом Аукционной комиссии следует применить данное ограничение – к НМЦК или к предложенной участником цене?

Как следует из судебной практики, и, в принципе, является вполне логичным, данное ограничение должно применяться к предложенной участником цене. Единственным условием является невозможность изменения цены контракта в ходе его исполнения (к примеру, в пределах допустимых законодательством 10%), если сумма превысит установленный в свидетельстве предел.

РЕШЕНИЕ

05.03.2018 Дело № 14 759/03-2018

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

Заместителя руководителя управления Попова К.Ю.;

членов

в присутствии

Ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.,

Ведущего специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.;

- от МБУ «Стройзаказчик»:

А<….>

Х <….> (доверенность б/н от 11.01.2018 г.),

- от ООО «Росстройком»:

Б <….> (доверенность № 01/2018 от 22.02.2018 г.),

рассмотрев дело № 14 759/03-2018 по жалобе ООО «Росстройком» (далее - заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона № 0168200002418000028 заказчик - Муниципальное бюджетное учреждение «Стройзаказчик», далее - заказчик; уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, далее - уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта -518 436 960,00 руб.; дата подведения итогов аукциона - 21.02.2018 г.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 933 от 26.02.2018 г. и вх. № 949 от 27.02.2018 г., в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Росстройком» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона № 0168200002418000028 (вх. № 980 от 28.02.2018 г., поступила аналогичная жалоба, перенаправленная из ФАС России).

Содержание жалобы составило указание на следующее.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 21.02.2018 г. аукционной комиссией было принято решение о несоответствии заявки ООО «Росстройком» требованиям документации по причине того, что в составе представленной выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 23.01.2018 г. № 26/18 указано, что участник аукциона имеет второй уровень ответственности (предельный размер обязательств не превышает 500 млн.).

По мнению заявителя жалобы, отклонение заявки по указанным основаниям является незаконным и необоснованным, так как участником в составе заявке были прикреплены документы, соответствующие требованиям документации. Никаких дополнительных требований к выписке из реестра членов саморегулируемой организации в документации установлено не было. Представленная выписка содержит указание на то, что ООО «Росстройком» имеет третий уровень ответственности (предельный размер обязательств не превышает три миллиарда рублей), что соответствует требованиям части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ).

Фактически совокупный размер обязательств общества по договорам строительного подряда заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров соответствует предельному размеру обязательств, исходя из которого ООО «Росстройком» был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Вх. № 979 от 27.02.2018 г. и № 1040 от 01.03.2018 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «Росстройком» поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Саморегулируемой организации «Ассоциация строителей Мордовии», членом которой является заявитель.

В отношении указанного ходатайства Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет, что рассмотрение жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при осуществлении закупок на основании Закона о контрактной системе осуществляется в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14, согласно которому не предусмотрено привлечение третьих лиц.

На заседании Комиссии 02.03.2018 г. представители ООО «Росстройком» поддержали доводы, изложенные в жалобе и пояснили, что несоответствие уровня ответственности участника по компенсационному фонду возмещения вреда не может является основанием для отклонения заявки, так как участник закупки вправе повысить уровень ответственности указанного фонда до заключения контракта, в случае, если он станет победителем и требование о соответствии уровня ответственности указанного фонда предложению участника не было установлено в документации.

Кроме того, представители ООО «Росстройком» отметили, что протокол подведения итогов указанного электронного аукциона содержит некорректное, вводящее в заблуждение основание для отклонения заявки.

Представитель заказчика на заседании Комиссии 02.03.2018 г. с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения (исх. № 279/03-08 от 01.03.2018 г.) содержащие, в том числе, указание на следующее.

Уровни ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда и компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств ограничивают разные параметры, а именно:

Уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда определяет максимальную стоимость работ по одному (любому) договору строительного подряда;

Уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств определяет максимальный совокупный размер обязательств по всем договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Таким образом, если член СРО уплатил взнос в компенсационный фонд возмещения вреда по второму уровню ответственности, а в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств по третьему уровню, то максимальный размер обязательств по каждому из заключаемых им договоров не может превышать 500 млн. руб.

Исходя из положений ГрК РФ предельный размер обязательств по одному договору определяется уровнем ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда и наличие соответствующего взноса в указанный фонд является необходимым условием наличия у члена СРО права на выполнение работ по любому договору строительного подряда, не зависимо от способа заключения договора, соответственно второго уровня ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда, имеющегося у ООО «Росстройком», не достаточно для соответствия требованиям аукциона.

На основании изложенного, заказчик считает жалобу ООО «Росстройком» необоснованной.

Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии 02.03.2018 г. не согласилась с доводами жалобы, представила письменные возражения (исх. б/н от 01.03.2018 г.) содержащие, в том числе, указание на следующее.

ГрК РФ предусматривает формирование в СРО двух компенсационных фондов, которые не заменяют друг друга и по которым СРО несет различные виды ответственности. При этом не допускается освобождение члена СРО от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет требований к СРО, а также освобождение члена СРО, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Размеры взносов в компенсационные фонды в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлены в частях 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Так размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда зависит от стоимости одного договора строительного подряда, а размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств определяет предельный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключаемым на торгах.

Таким образом, представленная заявителем жалобы выписка из реестра членов СРО свидетельствует о том, что он имеет право принимать участие в конкурентных процедурах по итогам которых совокупно могут быть заключены контракты на сумму не более 3 млрд. руб, при этом стоимость одного такого договора строительного подряда не должна превышать 500 млн. руб. Учитывая, что по итогам аукциона предложение о цене контракта составило более 500 млн. руб. заявка ООО «Росстройком» была обоснованно отклонена комиссией.

Вх. № 1047 от 02.03.2018 г. в Ульяновское УФАС России от Саморегулируемой организации «Ассоциация строителей Мордовии» поступили письменные пояснения (исх. № 59-с от 01.03.2018 г.), в которых СО «Ассоциация строителей Мордовии» поддерживает позицию ООО «Росстройком» и выражает мнение, что аукционная комиссия ошибочно (неправомерно) в протоколе в качестве причины отклонения заявки ООО «Росстройком» указывает на то, что «участник аукциона имеет второй уровень ответственности (предельный размер обязательств не превышает 500 млн.), так как эта информация не соответствует действительности.

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16:00 05.03.2018 г. для документального анализа материалов по делу.

Вх. № 1095 от 05.03.2018 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «Росстройком» поступили возражения на отзыв МБУ «Стройзаказчик», содержащие указание, в том числе, на следующее.

ООО «Росстройком» соответствует всем требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ и для участия в закупке на право заключения договора строительного подряда в соответствии с законодательством о контрактной системе, член СРО должен подтвердить внесение взноса в сформированный СРО компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Указанная позиция поддерживается письмом Заместителя председателя Правительства РФ <….> (№ ДК-II 9-6702 от 09.10.2017 г.) и письмом Саморегулируемой организации «Ассоциация строителей Мордовии» (исх. № 59-с от 01.03.2018 г.). При этом, вносить дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе вправе Правительство РФ.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 30.01.2018 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0168200002418000028 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства муниципальной собственности города Ульяновска «Здание муниципального общеобразовательного учреждения города Ульяновска на 1000 мест» на земельном участке, расположенном по адресу: в квартале «Центральный» Заволжского района г. Ульяновска» (начальная (максимальная) цена контракта -518 436 960,00 руб.).

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок участников открытого аукциона в электронной форме от 16.02.2018 г. на участие в указанном аукционе было подано 3 заявки, все заявки были допущены к участию в аукционе.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона № 0168200002418000028 от 19.02.2018 г. ценовые предложения поступили от 2 участников закупки, цена была снижена на 1,00 %.

0168200002418000028 от 21.02.2018 г. заявка участника № 2 (ООО «Росстройком») была признана не соответствующей требованиям законодательства и документации.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Росстройком» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Извещением о проведении электронного аукциона № 0168200002418000028 в разделе «Требования к участникам», разделом 2 «Требования, предъявляемые к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ» и пункта 5.1 раздела 3 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и инструкция по её заполнению» документации установлены единые требования к участникам о соответствии части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе: документы подтверждающие, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, установленных частями 2.1, 2.2. статьи 52 ГрК РФ): выписка из реестра членов саморегулируемой организации (ч. 4, 5 ст. 55.17 ГрК РФ) и (или) информация о наименовании саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, адресе официального сайта саморегулируемой организации (ч.1, 2 ст. 55.17 ГрК РФ, ст. 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»).

Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0168200002418000028 от 21.02.2018 г. заявка участника № 2 (ООО «Росстройком») была признана не соответствующей требованиям законодательства и документации на основании следующего: в составе представленной выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 23.01.2018 г. № 26/18 указано, что участник аукциона имеет 2 уровень ответственности (предельный размер обязательств не превышает 500 млн.).

При этом предложение ООО «Росстройком», в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0168200002418000028 от 21.02.2018 г., о цене контракта составляет 513 252 590,4 руб.

В ходе анализа аукционной документации и заявки на участие в аукционе ООО «Росстройком» Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что в качестве документа, подтверждающего соответствие участника аукциона требованиям установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 23.01.2018 г. № 26/18.

Пункт 5 указанной выписки содержит указание на то, что ООО «Росстройком» имеет второй уровень (предельный размер обязательств не превышает 500 млн.) ответственности по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, в соответствии с которым обществом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.

В силу части 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.

Согласно части 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных ГрК РФ, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 ГрК РФ.

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда , в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда.

На основании вышеизложенного, член СРО не может быть освобожден от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда.

Части 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ определяют размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и соответствующие взносам уровни ответственности участника СРО.

Из системного толкования статей 55.8 и 55.16 ГрК РФ следует, что компенсационный фонд возмещения вреда формируется СРО в обязательном порядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения , а компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса которого зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом СРО с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.

Таким образом, даже если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложения в ходе проведения аукциона участник планирует осуществить строительство, реконструкцию или капитальный ремонт по указанной цене.

Следовательно, решение аукционной комиссии в части признания второй части заявки заявителя несоответствующей требованиям аукционной документации на основании, указанном в протоколе подведения итогов электронного аукциона, является правомерным и жалоба ООО «Росстройком» является необоснованной.

Доводы заявителя о том, что уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда может быть повышен победителем на момент заключения контракта, а также о том что документация не содержала требований о соответствии ценового предложения участника уровню ответственности по фонду возмещения вреда не может быть принят во внимание на основании следующего.

Согласно положениям Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя.

При этом, на основании части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность по проверке аукционной комиссией документов и сведений, представленных участниками закупки в составе заявки на участие, как в единой информационный системе, так и у заказчика. Решение о соответствии участника требованиям документации и законодательства принимается на основании документов, представленных участником закупки в составе заявки на участие в закупке.

При этом, аукционная документация содержит требование о предоставлении документов подтверждающих, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства а именно: выписки из реестра членов саморегулируемой организации и (или) информация о наименовании саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, адресе официального сайта саморегулируемой организации, то есть документов и сведений из содержания которых можно сделать вывод о том, что участник закупки соответствует требованиям, предъявляемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ являющихся объектом закупки.

При этом, довод ООО «Росстройком» о наличии права повысить уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда на момент заключения контракта противоречит принципу обеспечения конкуренции, установленному в статье 8 Закона о контрактной системе, так как это может привести к созданию неравных условий между участниками закупки, одни участники, совершившие все необходимые действия (внесение взносов, повышение уровня ответственности) будут иметь уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда соответствующий их ценовым предложениям, а другие будут вправе его изменить после подведения итогов лишь в случае, если им это выгодно. Фактически данный довод заявителя делает бессмысленным требование о соответствии участников закупки требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе и Градостроительного кодекса РФ.

Доводы заявителя относительно содержания протокола подведения итогов электронного аукциона № 0168200002418000028 от 21.02.2018 г. также не могут быть приняты во внимание, поскольку заявителю жалобы доподлинно известно содержание представленной им выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 23.01.2018 г. № 26/18, что позволяет однозначно определить основание для отклонения заявки.

Учитывая, что жалоба ООО «Росстройком» признана необоснованной и в действиях аукционной комиссии не установлено нарушений Закона о контрактной системе, оператору электронной торговой площадки необходимо прекратить приостановление закупки № 0168200002418000028.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА :

Признать жалобу ООО «Росстройком» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

1. Что нужно знать о реформе СРО в сфере строительства

Шесть главных изменений, о которых нужно знать заказчику, таковы:

  • допуски саморегулируемых организаций (СРО) на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, уходят в прошлое. С 1 июля эти допуски не действуют, поэтому требовать их наличия от участников закупок нельзя. В отношении субподрядчиков законодатель сделал уточнение: им допуски не нужны уже с 18 июня;
  • участники закупок любых проектно-изыскательских работ должны быть членами СРО. Исключение сделано для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием, но только по видам контрактов, описанных в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ;
  • участники закупок любых работ по строительству, реконструкции, капремонту также должны состоять в СРО. Есть два исключения.

Первое - такое же, как для проектно-изыскательских работ (касается только унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием).
Второе предусмотрено для подрядчиков, выполняющих строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 3 млн руб.;

  • субподрядчики состоять в СРО не обязаны (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ);
  • член СРО, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке, должен внести деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков;
  • СРО смогут в суде защищать интересы своих членов, если заказчик подаст иск о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязательств.

2. Как с 1 июля провести конкурентную закупку работ по инженерным изысканиям или проектированию

При закупке любых работ по инженерным изысканиям (подготовке проектной документации) в извещении и документации укажите следующие требования:

  • участник конкурса должен быть членом СРО в области инженерных изысканий (в области архитектурно-строительного проектирования). Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юрлицам с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ;
  • совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
  • в составе заявки участник должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.

В проекте контракта рекомендуем указать условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

3. На что обратить внимание в извещении, документации, проекте контракта

При закупке любых работ по строительству, реконструкции, капремонту объектов капстроительства в извещении и документации укажите следующие требования (п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ):

  • участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
  • совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
  • во второй части заявки участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, нужно сделать оговорку, что все перечисленные выше требования не распространяются:

  • на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52ГрК РФ;
  • на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

В проект контракта рекомендуем включить условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

4. На что обратить внимание при проверке вторых частей заявок

Если во второй части заявки не окажется выписки из реестра членов СРО, не спешите отклонять заявку. Возможно, участник не обязан состоять в СРО.

Например, НМЦК аукциона 3,8 млн руб. Во время торгов НМЦК была снижена до 2,9 млн руб. В заявке участника, сделавшего такое предложение, нет выписки из реестра СРО. Отклонять заявку не следует, так как участник не обязан состоять в СРО и, соответственно, не должен представлять выписку.

При проверке выписки из реестра членов СРО обратите внимание на поле "дата": выполнил ли участник требование о давности выписки? Выписка должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок. Например, если подача заявок заканчивается 17 июля, а выписка выдана 5 июня, заявку нужно отклонить (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).
В графе 3 не должно быть сведений о том, что участник аукциона исключен из СРО.
В графе 4 нужно проверить, имеет ли право участник аукциона выполнять закупаемые работы.
В графе 6 обратите внимание на информацию о том, соответствует ли указанный в ней уровень ответственности цене, которую предложил участник аукциона. Например, предложение участника с первым уровнем ответственности составило 70 млн руб. Заявку этого участника нужно отклонить, так как предельный размер обязательств по первому уровню составляет 60 млн руб.

5. Как с 1 июля провести аукцион на строительство, реконструкцию, капремонт с НМЦК 3 млн руб. и менее

С 1 июля для того, чтобы исполнять контракты на сумму 3 млн руб. и менее, организации или ИП не обязаны состоять в СРО в области строительства, реконструкции, капремонта. Проверьте, чтобы в извещении, документации, проекте контракта не было требований о членстве в СРО или наличии допусков СРО.

С 01.07.2017 вступают в силу изменения в ГрК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. С названной даты не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (далее - СРО). Кроме того, с 1 июля лицо будет иметь право осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, если оно является членом соответствующей СРО и иное не установлено ГрК РФ. С 01.07.2017 заказчики не вправе устанавливать требование о наличии свидетельства о допуске у участников закупки.
Каким образом с 01.07.2017 заказчики должны устанавливать требования к участникам контракта по закупке работ, по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства? Какие необходимо требовать документы, если цена контракта превышает 3 млн. руб.?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий, или подготовке проектной документации, или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 3 млн. рублей обязан установить требование о необходимости по общему правилу членства участника закупки в объединяющей лиц, выполняющих соответствующие работы, саморегулируемой организации, в которой сформирован компенсационный фонд, обеспечивающий обязательства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в предельном размере, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный фонд, превышающем размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.
В качестве подтверждения соответствия данному требованию заказчик вправе требовать предоставления в составе заявки:
- выписки из реестра членов вышеуказанной саморегулируемой организации, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки на участие в закупке и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода;
- декларации участника закупки о том, что общая сумма его обязательств по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, меньше предельного размера соответствующих обязательств, обеспеченных вышеуказанным компенсационным фондом, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.

Обоснование позиции:
В соответствии с , Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, прежде всего, необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) или получения свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ для осуществления определенных законом видов деятельности ( ГК РФ). В отношении права на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие требования устанавливаются нормами РФ (далее также - ГрК РФ).
При этом, действительно, с 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в РФ, внесенные от 03.07.2016 N 372-ФЗ (далее - Закон N 372-ФЗ), в связи с которым в соответствии с Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенной в указанный Закон Закона N 372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.
Соответственно, с 1 июля 2017 года заказчики не вправе устанавливать требование о наличии вышеуказанных свидетельств у участников закупки.
В соответствии с ГрК РФ, ГрК РФ, ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее - СРО в области строительства), если иное не установлено нормами РФ.
Исключения установлены в отношении нижеперечисленных категорий работ для следующих лиц:
- в отношении выполнения любых вышеуказанных работ - для лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, а именно государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, иных коммерческих организаций, созданных публично-правовыми образованиями или в уставном капитале которых публично-правовые образования или вышеперечисленные юридические лица владеют более 50%, при условии выполнения ими таковых работ по договорам с органами государственной власти или органами местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;
- в отношении выполнения строительных работ:
для любых подрядчиков по договорам, размер обязательств по которым не превышает 3 млн. рублей ( ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ);
для физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома ( ГрК РФ);
для любых лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, на выполнение работ по которых не требуется разрешения на строительство в соответствии с ГрК РФ ( ГрК РФ).
Дополнительные требования к выполнению всех вышеуказанных работ (далее также - работы в области строительства) по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, выдвигает ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ, согласно которой член СРО имеет право выполнять работы в области строительства по таким договорам при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со и ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11 или 13 ГрК РФ (количество таких договоров не ограничивается).
При этом в силу ч. , ГрК РФ компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств формируются СРО в области строительства только по заявлению 15 ее членов или 30 - для СРО, объединяющих лиц, осуществляющих строительные работы, о намерении принимать участие в заключении соответствующих договоров с использованием конкурентных способов заключения ( , ГрК РФ).
Из вышесказанного следует, что заказчик при закупке любых работ в области строительства, в том числе строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) свыше 3 млн. рублей, конкурентным способом по общему правилу должен установить следующие требования, выполняемые в совокупности:
- членство участника закупки в СРО в области строительства, объединяющих лиц, выполняющих соответствующие работы;
- наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- подтверждение того, что предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный компенсационный фонд, превышает размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, поскольку контракт в случае признания такой закупки несостоявшейся может быть заключен именно по такой цене (ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 71, ч. , Закона N 44-ФЗ).
Данные требования не применяются в отношении лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, в ситуациях, описанных в вышеперечисленных нормах.
В связи с этим следует иметь в виду, что, во-первых, сведения о СРО в области строительства согласно ч. ГрК РФ, Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) вносятся в государственный реестр СРО, а сведения, содержащиеся в данном реестре, являются открытыми и общедоступными ( Закона N 315-ФЗ).
Во-вторых, в силу ГрК РФ, Закона N 315-ФЗ каждая СРО обязана вести реестр ее членов, сведения из которого согласно ч. , Закона N 315-ФЗ должны размещаться на официальном сайте этой СРО в сети Интернет. Ведение реестра членов СРО в области строительства в соответствии с ГрК РФ может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения СРО такого реестра ее членов на своем сайте. Причем согласно ГрК РФ в реестре членов СРО в области строительства в отношении каждого ее члена должны содержаться, помимо прочего, сведения о наличии у него права выполнять соответствующие работы в области строительства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне его ответственности по обязательствам по договорам такого рода, в соответствии с которым им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. По логике из приведенных норм следует, что указанные сведения вносятся в реестр членов СРО только при условии, что в СРО уже сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и член СРО уже внес в него соответствующий взнос.
При этом СРО обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов СРО в срок не более чем 3 рабочих дня со дня поступления указанного запроса, срок действия выписки из реестра составляет 1 месяц с даты ее выдачи ( ГрК РФ). Форма выписки в силу ГрК РФ устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями, на основании этой нормы такая форма утверждена Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58.
Таким образом, заказчик в качестве подтверждения членства участника закупки работ в области строительства, в том числе строительных работ с НМЦК свыше 3 млн. рублей, в соответствующей СРО, формирования в ней компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и внесения в этот фонд участником закупки соответствующего взноса вправе требовать предоставления выписки из реестра членов СРО, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.
Достоверность сведений, указанных в выписке, может быть проверена по реестру членов СРО, размещенному на ее официальном сайте, а правомочность СРО давать такого рода выписки - по данным государственного реестра СРО.
Превышение же предельного размера обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, над общей суммой обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным им в качестве подрядчика с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, может быть подтвержден при подаче заявки только декларацией самого участника. Вместе с тем достоверность данных такой декларации может быть проверена путем сличения данных выписки об уровне ответственности и данных реестра контрактов, предусмотренного Закона N 44-ФЗ, о заключенных данным участником контрактах на выполнение аналогичных работ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голубев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы