63 ф3 об электронной подписи. Внесение законопроектов в государственную думу. Президент Российской Федерации Д. Медведев

И на каких условиях могут использоваться. Им предусматриваются два вида ЭП – простая и усиленная. В зависимости от наличия специального сертификата усиленные электронные подписи делят на неквалифицированные и квалифицированные.

Согласно ФЗ-63, электронной подписью называется информация в электронной форме, зашифрованная с помощью криптографических программных средств и присоединенная к электронному документу. Она служит для определения лица, которое подписывает этот документ, и при достаточной степени защиты может заменять обычную подпись и печать.

Простая электронная подпись

Этот вид электронной подписи подтверждает личность того, кто подписал электронный документ. Она не дает указаний на то, что в этот документ от момента подписания до момента отправки не вносились изменения третьими лицами. ФЗ-63 об электронной подписи требует в этом случае выполнения двух условий:

  1. Содержание простой электронной подписи в самом документе.
  2. Соблюдение правил использования ключа электронной подписи, действующих в информационной системе, где создается и отправляется документ.

Простой электронной подписью можно пользоваться для отправки электронных писем должностным лицам, однако государственные структуры могут потребовать, чтобы письма в их адрес были подписаны усиленной электронной подписью или продублированы на бумаге с обычной подписью.

Закон не допускает использование этого вида электронной подписи для документов, касающихся государственной тайны.

Усиленная электронная подпись

По сравнению с простой электронной подписью, усиленная электронная подпись имеет ряд преимуществ. Она может применяться в случаях, когда документ наряду с личной подписью руководителя должен быть заверен еще и печатью. Усиленная электронная подпись позволяет определить, были ли внесены в документ изменения между его подписанием и отправкой.

Владельцу усиленной электронной подписи выдаются ключ ЭП и ключ проверки ЭП. Первым ключом он пользуется сам, а второй отсылает вместе с документами, чтобы получатель мог удостовериться в подлинности ЭП. Ключ проверки может указываться в специальном сертификате. Его получение делает усиленную электронную подпись квалифицированной. Усиленная квалифицированная электронная подпись является самой надежной, и ее использование юридически приравнивается к подписи и печати на бумажном документе.

Для представления документов государственным органам допускается использование только усиленной квалифицированной электронной подписи. В связи с этим лучше оформить именно такую электронную подпись, которая подходит для всех возможных случаев.

Квалифицированный сертификат

Выдавать такие сертификаты имеют право:

  • аккредитованные удостоверяющие центры;
  • федеральные уполномоченные органы исполнительной власти.

Квалифицированный сертификат перестает действовать, если выдавшая его организация утрачивает свои полномочия. Также законом предусмотрен срок действия, после которого требуется замена сертификата, – один год. Владелец электронной подписи при получении сертификата знакомится под расписку со всей необходимой информацией, касающейся мер безопасности.

в полную силу вступил в 2014 году. До этого отношения в сфере регулировались посредством постановления, изданного в 2011 году. В документе оговаривались понятия и особенности работы ЭЦП. Им также давалось понятие квалифицированной и неквалифицированной подписи. На сегодняшний день правовое регулирование электронной подписи осуществляется на основании данной бумаги. По всем спорным вопросам рекомендуется обращаться к ней.

делить данное понятие на два группы:

  • Простая ЭЦП.
  • Усиленная ЭЦП. Данная группа также разделяется, ведь подпись может быть квалифицированной и неквалифицированной.

ФЗ об электронной цифровой подписи говорит о том, что только квалифицированная электронная подпись приравнивается бумажному варианту. Человек может подписать ее собственноручно или доверить выполнение другому лицу. Закон об электронной подписи 63 ФЗ дополняется особыми нормативно-правовыми актами. В них отдельно рассматриваются требования, которые выдвигаются к бумажному и электронному носителю. При их несоблюдении законность выполнения сделки ставится под вопрос и может быть опротестованной в судебном порядке.

Оформить подпись

Электронный документооборот активно внедряется в различные сферы хозяйственных отношений. Посредством него удается существенно сэкономить не только денежные средства, но и время. Большинство предприятий уже успели привыкнуть к тому, что в электронном виде можно сдать отчет в налоговую службу. Такой вариант используется также для оплаты телекоммуникационных и банковских счетов. Согласно ст. 174 налоговые агенты и плательщики НДС не только должны, но и обязаны подавать декларацию в электронном виде. Изменения в ФЗ 63 об электронной подписи предусматривают ведение только такой отчетности. При этом абсолютно неважно, сколько сотрудников работает на предприятии. Закон об электронной цифровой подписи предусматривает исключение из данного правила только для организаций, которые привыкли функционировать по упрощенной системе.

Федеральный закон об электронной подписи обязывает все крупные предприятия приобрести квалифицированный вариант заверения. Благодаря этому удается в течение короткого промежутка времени полностью отказаться от бумажного варианта ведения документации. При этом все необходимые данные удается сохранить в электронном виде и при необходимости иметь возможность к ним обратиться.

Закон об ЭЦП предлагает на каждом предприятии использовать специальные электронные системы для организации быстрого документооборота. Для современного человека научиться с ними правильно обращаться не составляет большого труда. Достаточно иметь элементарные навыки владения персональным компьютером. Федеральный закон об электронной цифровой подписи направлен на экономию времени и средств предприятия. Ему больше не потребуется оплачивать почтовые и курьерские услуги. Когда будет полностью внедрен закон о цифровой подписи, то в сфере хозяйственной деятельности произойдет настоящая революция. Субъекты предпринимательства смогут работать с контрагентами даже в удаленном режиме.

ФЗ об ЭЦП заботится и пытается ее внедрить во все сферы хозяйственной деятельности. Данной программой пользуются все компании, которые предоставляют бухгалтерский аутсорсинг. Теперь для того чтобы подписать документ совсем не обязательно покупать свой кабинет. Достаточно пройти авторизацию и получить все бумаги на визирование.


Федеральный закон 63 ФЗ об электронной подписи
предусматривает также ее использование на сайте Госуглуг. Благодаря ей пользователю становятся полностью доступны все функции. К примеру, такой способ используется для оплаты услуг большинства коммунальных компаний. ЭЦП - помощник физического лица. Для ее оформления достаточно обратиться в разрешительный центр. Подпись показывает не только автора, но также человека, который внес изменения.

Закон 63 ФЗ об ЭЦП необходим также индивидуальным предпринимателям. Электронная подпись физическому лицу позволяет существенно сэкономить. В удаленном режиме можно также осуществлять контроль пенсионных накоплений. Человек может подать заявление на получение визы или оформление загранпаспорта. Портал специально создан для оптимизации работы предприятий. ЭЦП – инновационный атрибут, который подтверждает ценность документа и дает возможность отслеживать авторство поправок. В результате фирма получает возможность участвовать в торгах и выставлять свои предложения на федеральном ресурсе. Именно поэтому подпись необходимо получать каждому предприятию. Она существенно упростит жизнь и откроет новые возможности перед руководителями.

ФЗ-63 об электронной подписи регламентирует использование специальных программ, необходимых для удостоверения электронных документов. Рассмотрим, какие изменения вносили в закон в последнее время и как это повлияло на правоотношения.

Практика подтверждения документов программными средствами существует уже не первое десятилетие, и законодательство корректирует отдельные положения и порядок работы. Сейчас использование таких средств регулирует ФЗ-63 об электронной подписи (). Закон периодически обновляют. Рассмотрим последние изменения, которые внесли в закон.

В ФЗ об электронной подписи внесли поправки об удостоверяющих центрах и сфере применения ЭЦП

В закон включили изменения, которые касаются возможности госорганов или органов самоуправления выполнять функции удостоверяющего центра (ч. 7 ст. 2 ФЗ-63 об электронной подписи от 06.04.2011 № 63-ФЗ). В прежней редакции статьи законодатель эти структуры не упоминал. Определение удостоверяющего центра указывало на то, что им является юридическое лицо, которое создает и выдает сертификаты ключей проверки подписей, а также выполняет иные функции (п. 7 ч. 1 ст. 2 закона № 63-ФЗ).

Возникал вопрос: могут ли быть такими центрами государственные органы или местное самоуправление? Получить аккредитацию (подтверждение) вправе только юридические лица (ч. 1 ст. 16 закона № 63-ФЗ). Закон указывает на право органов власти действовать как юридические лица (ст. 41 ). Но однозначной точки зрения о статусе госорганов не было. Статью скорректировали: законодатель ответил утвердительно о праве таких органов на аккредитацию. Вопрос теперь не требует дополнительного толкования.

Согласно ФЗ-63 электронную подпись можно применять в любых правоотношениях

В другом деле суд посчитал незаконным отклонение заявки участника. Он указал, что оператор электронной площадки необоснованно отказал в регистрации. Оператор неправомерно лишил компанию возможности участия в аукционе. Заявление и необходимые документы участник подписал электронной подписью, закон это допускал. Отказ принять заявку - нарушение законодательства ().

По ФЗ-63 вдвое сократили срок внесения сведений о прекращении действия сертификата ключа проверки подписи

Чтобы поменять сведения, вместо одного дня теперь понадобится двенадцать часов (ч. 7 ст. 14 закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

Внести изменения о прекращении действия ключа проверки подписи понадобится, когда:

  • истечет срок действия ключа;
  • владелец сертификата ключа проверки направит соответствующее заявление;
  • удостоверяющий центр прекратит свою деятельность без перехода его функций другим лицам.

Удостоверяющий центр аннулирует сертификат ключа если:

  • не подтверждается, что владелец сертификата ключа владеет ключом, который соответствует ключу, указанному в таком сертификате;
  • ключ проверки уже содержится в ином ранее созданном сертификате;
  • суд установил, что сертификат ключа содержит недостоверную информацию, и судебный акт вступил в силу (ч. 6, 6.1 закона № 63-ФЗ).

Обратиться в удостоверяющий центр целесообразно, например, когда уволился сотрудник, на чье имя компания оформляла сертификат ключа проверки электронной подписи по ФЗ. Если компания этого не сделает, возникают риски споров с бывшими работниками. Последние могут втянуть компанию в судебное разбирательство, но материальный ущерб бывшему работодателю не грозит. Суд не считает, что использование сертификата ключа, который ответчик не переоформил на другого работника, приносит ущерб.

Например, бывший работник неоднократно обращался к прежнему работодателю и просил аннулировать действие сертификата ключа проверки, который стороны трудового договора оформили на его имя. Компания сделала это, когда истекли почти два месяца со дня первой просьбы. Бывший работник считал, что такие действия причинили ему моральный ущерб, и обратился в суд. Суд отказал в иске. Он посчитал, что ответчик не нарушил права истца. Бывший работник не предъявил доказательств того, как несвоевременное аннулирование сертификата привело к негативным последствиям (апелляционное определение Московского городского суда от 16.09.2016 по делу № 33-37356/2016).

Стало больше сведений в квалифицированном сертификате

В ФЗ-63 об электронной подписи изменения внесли в отношении перечня сведений о владельцах сертификатов. Владелец сертификата ключа проверки подписи - лицо, которое в установленном порядке получило данный сертификат. Законодатель добавил в перечень сведений о владельцах сертификатов ИНН в отношении физических лиц (п. 3 ч. 2 ст. 17 закона № 63-ФЗ). Таким образом, после этой новеллы в ФЗ-63 об электронной подписи стало проще идентифицировать владельца.

1) электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию;

2) сертификат ключа проверки электронной подписи - электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи;

3) квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) - сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный аккредитованным удостоверяющим центром или доверенным лицом аккредитованного удостоверяющего центра либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи (далее - уполномоченный федеральный орган);

4) владелец сертификата ключа проверки электронной подписи - лицо, которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке выдан сертификат ключа проверки электронной подписи;

6) ключ проверки электронной подписи - уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом электронной подписи и предназначенная для проверки подлинности электронной подписи (далее - проверка электронной подписи);

7) удостоверяющий центр - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

8) аккредитация удостоверяющего центра - признание уполномоченным федеральным органом соответствия удостоверяющего центра требованиям настоящего Федерального закона;

9) средства электронной подписи - шифровальные (криптографические) средства, используемые для реализации хотя бы одной из следующих функций - создание электронной подписи, проверка электронной подписи, создание ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи;

11) участники электронного взаимодействия - осуществляющие обмен информацией в электронной форме государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также граждане;

12) корпоративная информационная система - информационная система, участники электронного взаимодействия в которой составляют определенный круг лиц;

13) информационная система общего пользования - информационная система, участники электронного взаимодействия в которой составляют неопределенный круг лиц и в использовании которой этим лицам не может быть отказано.

1. Отношения в области использования электронных подписей регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также соглашениями между участниками электронного взаимодействия. Если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или решением о создании корпоративной информационной системы, порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней.

2. Виды электронных подписей, используемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, порядок их использования, а также требования об обеспечении совместимости средств электронных подписей при организации электронного взаимодействия указанных органов между собой устанавливает Правительство Российской Федерации.

1) право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия;

2) возможность использования участниками электронного взаимодействия по своему усмотрению любой информационной технологии и (или) технических средств, позволяющих выполнить требования настоящего Федерального закона применительно к использованию конкретных видов электронных подписей;

3) недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.

1. Видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются настоящим Федеральным законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее - неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись).

2. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

4. Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. При использовании неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие электронной подписи признакам неквалифицированной электронной подписи, установленным настоящим Федеральным законом, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи.

Статья 6. Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью

1. Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

2. Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 настоящего Федерального закона.

3. Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.

2. Электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа проверки электронной подписи выдан в соответствии с нормами иностранного права.

Ввиду того, что использование электронной цифровой подписи с каждым годом становилось все более необходимым, как для гражданско-правовых сделок, так и для участия в электронных торгах муниципального или коммерческого уровня, был разработан и принят Федеральный закон №63 об электронной подписи.

Он описывает виды ЭЦП и регламентирует принципы ее использования и отношения, которые попадают под эту область. А также многие другие аспекты, связанные с использованием электронной цифровой подписи.

Согласно закону 63-ФЗ об электронной подписи выпускать ЭЦП имеют право только удостоверяющие центры, а квалифицированную электронную подпись с повышенной защитой и особым квалифицированным ключом, только аккредитованные государством удостоверяющие центры.

Данный ФЗ описывает существующие виды электронных подписей: простую и усиленную. Усиленная в свою очередь может быть неквалифицированной и квалифицированной. Чем они отличаются, и какие особенности имеет каждая из них подробно описано в ст. 5 63-ФЗ.

Федеральный закон №63 об ЭЦП также контролирует деятельность и обязанности Удостоверяющих центров, которые имеют право на выпуск ЭЦП. Правительством РФ определяется уполномоченный федеральный орган, который осуществляет функции главенствующей организации среди остальных аккредитованных удостоверяющих центров и отвечает за всю деятельность, связанную с исполнением центрами своих обязанностей. Например, уполномоченный федеральный орган должен проводить аккредитацию удостоверяющих центров, следить за выполнением ими своих обязанностей, публиковать списки и адреса действующих организаций, а также центров, деятельность которых прекращена или приостановлена.

Более подробную информацию о том, какие функции выполняет уполномоченный федеральный орган вы можете прочитать в ст. 8 ФЗ-63 об электронной подписи.

Закон 63-ФЗ: пункты и статьи

Основными статьями 63 Федерального Закона являются следующие:

    принципы и правила использования ЭЦП;

    процедура выдачи ЭП и квалифицированного сертификата в удостоверяющем центре;

    виды подписи и особенности использования каждого из них;

    основания признания ЭЦП эквивалентной собственноручной подписи и, следовательно, равенство заверенного электронного документа бумажному;

    возможность использования ЭЦП для заверения любых документов, в том числе органами государственной власти;

    права и обязанности человека, который использует ЭП.

Участнику закупок ЭЦП необходима, чтобы подать документы для участия в закупках в электронной форме: документы без подписи не принимаются. Для ее получения необходимо обратиться напрямую в аккредитованный удостоверяющий центр или обратиться в компанию РусТендер для более простого и быстрого ее оформления.

63-ФЗ - основные понятия закона

Федеральный закон 63 об электронной подписи дает определение основным понятиям, используемым в области использования электронной цифровой подписи, таким как: электронная подпись, сертификат ключа проверки ЭЦП, ключ ЭЦП, ключ проверки ЭЦП, удостоверяющий центр и многое другое.

В 63-ФЗ есть четкое описание и руководство к действиям по получению, использованию и хранению цифровой подписи, пренебрегать которыми нельзя.

Закон об электронной подписи запрещает:

    передавать ЭЦП не уполномоченным лицам;

    оставлять флеш-накопитель без присмотра;

    игнорировать правила хранения и защиты ЭЦП.

Скачать последнюю редакцию

Вы можете скачать ФЗ-63 от 28.06.14 с последними изменениями и комментариями на нашем сайте и изучить его самостоятельно .

Мы всегда следим за актуальностью размещаемых законодательных актов, чтобы у вас был доступ к последним редакциям законов.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы