Функции социального обеспечения и их характеристики. Тема: Функции социального обеспечения К функциями социального обеспечения следует отнести

Демографическая и социальная (социально-реабилитационная) функции социального обеспечения

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости или ее сдерживания.

Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов.

Отсутствие эффективной системы социальной помощи семьям с детьми, безусловно, влечет за собой существенное снижение рождаемости в стране. Как это происходит на практике! Рассмотрим, а примере трудового стажа. Ранее действовавший закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривал включение в общий трудовой стаж периода ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней, но не более 9-ти лет в общей сложности.

При закреплении такого правила руководствовались следующим. Биологически непосредственная связь между ребенком и матерью наиболее тесно сохраняется в два - три года жизни ребенка; физическое и нравственное здоровье ребенка закладывается именно в эти годы. Пребывание ребенка в семье экономически выгодно, так как не требует затрат на строительство новых и содержание имеющихся детских дошкольных учреждений и т. д. Этим самым государство, включая период ухода за ребенком в общий трудовой стаж, признавало особую роль такого подхода в решении проблемы простого воспроизводства населения в России. Следовательно, наличие в семье трех детей поощрялось через правовые институты трудового стажа и трудовых пенсий. Это подкреплялось и существовавшими тогда более высокими размерами пособий в связи с материнством, отцовством и детством.

Иное дело сейчас. С 1 января 2002 г. При назначении трудовых пенсий учитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1.5 лет, но не более 3-х лет в общей сложности. Последствие такого решения государства очевидны. Эффективность действия данной пенсионной нормы сомнительно, учитывая настоящую и будущую демографическую ситуацию в России. Кроме того, необходимо признать тот факт, что государственная система социальной помощи семьям с детьми недостаточно развита и не отвечает современным требованиям. В итоге это может привести к еще более существенному уменьшению рождаемости в стране. Налицо снижение роли демографической функции социального обеспечения и недооценка возможных последствий.

Социальная (социально - реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности.) путем предоставления имеющихся видов пенсий и пособий, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Н практике она должна выражаться, например, в следующем. Как известно, инвалидам трудно устроиться на работу в силу имеющихся у него ограничений. Следовательно, государство обязано создать такие всевозможные условия для того, что бы они могли реализовать свою остаточную трудоспособность. Посредством данной функции осуществляется реабилитационное направление социального обеспечения. Целью реабилитации является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.

На ряду с указанными выше функциями социального обеспечения в литературе выделяют другие функции.

Сущность функций социального обеспечения

Социальное обеспечение как особая сфера, которая входит в поле деятельности государственных органов власти, свое назначение проявляет в ряде функций. В правовой литературе специалистами принято выделять несколько основных функций, которые отражают сущность и предназначение социального обеспечения:

  • Экономическая функция социального обеспечения;
  • Политическая функция социального обеспечения;
  • Демографическая функция социального обеспечения;
  • Социальная, реабилитационная функция социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения выражена тем, что с ее помощью органы социального обеспечения имеют возможность оказывать материальную помощь и поддержку гражданам, которые оказались в сложной жизненной ситуации и не в состоянии самостоятельно повлиять на нее для улучшения своих условий. Также эта функция заключается в содействии эффективному и последовательному развитию общественного производства в целом, а также развитию отдельных социально значимых отраслей – народного хозяйства, экономическому подъему тех зон, которые имеют приоритетное значение в развитии общества в целом.

Политическая функция социального обеспечения призвана способствовать постепенному сближению социального уровня различных слоев. Это очень актуально в России, поскольку разрыв между богатыми и бедными слоями населения катастрофически высок, а средний слой практически отсутствует, поэтому между вышеперечисленными категориями граждан нет социального единения. Также политическая функция подразумевает создание условий, которые позволят каждому человеку обеспечить достойный уровень жизни; очень велика ее роль и в стабилизации общественных отношений, которые складываются в общей сфере социальной защиты и социального обеспечения граждан.

Третья функция социального обеспечения – демографическая. Ее роль заключается в стимулировании естественного роста народонаселения страны, а также в том, чтобы способствовать воспроизведению здорового, крепкого потомства, увеличению продолжительности жизни, снижению уровня смертности населения путем реформ в сфере здравоохранения и социального обслуживания граждан.

Социально реабилитационная функция в рамках социального обеспечения призвана организовывать условия для удовлетворение специфических потребностей некоторых категорий граждан, к которым относятся престарелые граждане, а также нетрудоспособные слои населения (пенсионеры, лица с ограниченными возможностями). Социально-реабилитационная функция выражается в том, что ответственные органы и учреждения, а также лица нацелены на создание наиболее эффективных и благоприятных условий, которые будут способствовать сохранению правового статуса этих граждан, а также охране их здоровья.

Роль социального обеспечения в развитии общества

Как мы уже отметили ранее, функции социального обеспечения являются обусловленными природой данной сферы, с их помощью открываются возможности воздействовать на общество. Между социальным обеспечением и обществом существует особая система связей, общество также может оказывать влияние на социальное обеспечение. Это воздействие является определяющим, и на него опираются специалисты в выборе тех или иных стратегий в дальнейшем развитии и создании условий для социального обеспечения и социальной защиты отдельных категорий граждан.

Вместе с тем, есть также и цель обратных связей: социальное обеспечение благодаря своему функционалу оказывает заметное влияние на факторы, которые со стороны общества и его составных частей обуславливают его. Выполняя эти функции, социальное обеспечение представляет собой активный фактор, играющий значительную роль в развитии общества. сегодня многие даже не подозревают о широких возможностях социального обеспечения. Люди критикуют государственные органы власти, но не вникают в подробности их деятельности в области социальной политики. Это говорит о том, что функции по-прежнему выполняются, но из-за отсутствия реальной и доступной информации о них возникает иллюзия бездействия и отсутствия помощи и поддержки извне.

Воздействие на общество со стороны органов, которые отвечают за социальное обеспечение, должно осуществляться в виде комплексной, целостной системы. В то же время, специалисты акцентируют внимание на том, что каждая из основных сфер жизни человека (экономическая, политическая, социальная, духовная) подвергается воздействию соответствующей функции. Соответственно, сколько сегодня в жизни человека существует сфер, столько и функций выделяется в рамках социального обеспечения граждан.

Особенности функций социального обеспечения заключаются в том, что некоторые из них распадаются на подфункции. Например, распределительная функция сегодня представлена двумя подфункциями:

  • обеспечительной,
  • производственной.

Сущность обеспечительной подфункции заключается в том, что она направлена на поддержание стабильного, достаточного уровня материального благополучия лиц, для которых выделяемые средства являются единственным источником существования.

Что касается производственной подфункции, то она включает в себя механизмы, направленные на стимулирование граждан к осуществлению трудовой деятельности, а также на то, чтобы как можно сильнее повысить производительность труда и воспроизводство рабочей силы. Такие меры осуществляются через создание благоприятных условий, которые будут мотивировать людей к трудоустройству и исполнению своих обязательств в соответствии с заключенным трудовым договором.

Замечание 1

Таким образом, функции социального обеспечения сегодня складываются в соответствии с основными сферами жизни человека. Они тесно связаны друг с другом: без одной из них не сможет существовать вся система социального обеспечения граждан.

Социальное обеспечение обладает определенными функциями. Под ними обычно понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта. Наличие функций позволяет ответить на вопросы о том, каково значение и предназначение социального обеспечения в жизни общества и государства.

В правовой литературе в основном выделяют: экономическую, политическую, производственную, реабилитационную, демографическую функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения заключается: а) в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу всевозможных жизненных обстоятельств – в связи с возрастом, инвалидность, потерей кормильца, болезнью, безработицей и др.; б) в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами – рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т.п.; в) в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации – бедность, сиротство, вынужденное переселение и пр.

Источником финансирования для осуществления данной функции являются средства, которые специально предназначены для социального обеспечения. Реализация экономической функции воплощается в перераспределении средств вышеназванных источников. Практическая конкретизация этих средств выражается в предоставляемых гражданам видах социального обеспечения – пенсий, пособий, компенсаций и т.п.

Достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание – главная цель государства. От состояния объема таких средств зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего. Логично предположить, что чем больше средств имеется в указанных источниках, тем выше будет размер социальных выплат. К сожалению, их уровень в настоящее время не отвечает требованиям многих международных норм, например, Конвенции МОТ (№ 102) о минимальных нормах социального обеспечения, 1952 г..

Отсюда вытекает главная задача государства - создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении финансовых источников. Так, одним из способов, с помощью которого решается данная задача, - это создание оптимального режима уплаты страховых взносов, повышения их собираемости для всех участников рыночных отношений независимо от их организационно-правовых форм (организаций, индивидуальных предпринимателей и пр.).

Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Внешне она выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. Мировой опыт также свидетельствует, что по мере все большего воплощения в жизнь принципов обязательного социального страхования это влияние возрастает, поскольку усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих.

Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Например, уже в названии страховой пенсии по старости (до января 2015 года носившая название «трудовая пенсия») видим связь выплаты с трудом. Именно длительность труда, выражаемая в страховом стаже работника, а соответственно и уплата страховых взносов, определяют в конечном итоге право на пенсию и ее размер. Иными словами, право на пенсию напрямую зависит от участия граждан в трудовой деятельности, от их общественно-полезной деятельности и соблюдения иных условий, установленных в правовых нормах.

Для усиления производственной функции социального обеспечения было бы целесообразно включать в страховой стаж в число периодов, в которые за работников не уплачивались страховые взносы, время подготовки к профессиональной деятельности в форме обучения в образовательных учреждениях различных типов, особенно когда речь идет о подготовке рабочих профессий. Для таких лиц могут быть установлены страховые взносы в форме фиксированного платежа, вносимого из государственного бюджета на пенсионное обеспечение.

Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Она, как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений, осуществляется через меры социальной защиты и главным образом посредством частью ее системы - социального обеспечения. Так, в 1999 г. введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи - бедность. Появился новый субъект социального обеспечения - граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Таких граждан в России, по разным оценкам, насчитывается 12-13 % от общей численности населения. Число же обращающихся лиц за такой помощью не более одной четверти нуждающихся. Это свидетельствует о неэффективности данного способа борьбы с бедностью. Причин множество. Главная из них, на наш взгляд, следующая – отсутствие государственной системы обеспечения дохода независимо от статуса граждан.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения пока еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости либо её сдерживание. Так, низкий уровень пенсионного обеспечения, приводящий к резкому сокращению потребления пенсионеров, становится причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов, а недостаточно эффективная система социальной помощи семьям с детьми влечет за собой существенное снижение рождаемости в стране

На преодоление негативных демографических тенденций, стимулирование рождаемости и повышения качества жизни семей с детьми была направлена Программа «Социальная поддержка граждан» на 2013 – 2020 годы» и ее подпрограмма «Совершенствование поддержки семей и детей». В ней названы формы, методы и способы, обеспечивающих реализацию приоритетов социальной политики в области народонаселения вообще и финансовой поддержки материнства, в частности. Решение демографических проблем имеет в виду и Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11. 2008 г. № 1662 – р. В последнее десятилетие появились и нормативные правовые акты, направленные на исправление демографической ситуации в стране.

В целом законодательство о социальном обеспечении, подтверждающее действие демографической функции рассматриваемой отрасли права, направлено на:

Материальное стимулирование рождения детей (например, с помощью материнского (семейного) капитала, выплаты пособий на детей многодетным семьям);

Создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью (например, такую возможность дает право матери на отпуска и пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком);

Материальную поддержку семей с детьми, поскольку с появлением в семье детей расходы увеличиваются, а доходы, как правило, снижаются вследствие прекращения работы одним из родителей в связи с необходимостью ухода за ребенком в первые годы жизни или остаются на прежнем уровне (например, с этой целью вводятся региональные пособия на детей, семьям с детьми в субъектах РФ предоставляется бесплатно ряд социальных услуг;

Адресную поддержку малоимущих граждан, в число которых, как правило, входят многодетные семьи;

Досрочное пенсионное обеспечение по старости в целях охраны здоровья пожилых людей, занятых во вредных и иных неблагоприятных условиях труда, пенсионные выплаты детям умерших родителей.

Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социального обслуживания, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. На практике она должна выражаться, например, в следующем. Как известно, инвалидам трудно устроиться на работу в силу имеющихся различных ограничений по состоянию здоровья. Следовательно, государство обязано создать все возможные условия для того, чтобы они могли реализовать свою остаточную трудоспособность. Посредством данной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.

Наряду с указанными выше функциями социального обеспечения в научной литературе выделяют и другие функции, например защитную и духовно-идеологическую. Защитная функция, по мнению авторов, проявляется в том, что, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, общество ставит задачу защитить их в трудной жизненной ситуации, оказать помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.). Представляется, что отдельно выделять защитную функцию социального обеспечения нет необходимости, так как она заложена уже в целевом назначении данного общественного явления, проявляется в иных ранее рассмотренных функциях, а также в связи с тем, что социальное обеспечения является составной частью социальной защиты, о чем говорилось ранее (см. параграф 1.1 данной главы).

Сторонники наличия духовно-идеологической функции социального обеспечения, подразделяют её на идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции. Представляется, что правильнее было бы в таком случае вести речь о морально-этической функции социального обеспечения, исходя из того, что в основу существования социального государства заложены моральные (нравственные) начала. Они по своей сути входят в содержание принципов, которые пронизывают отношения по социальному обеспечению. Социальное обеспечение, как внешнее выражение должной деятельности социального государства осуществляет на практике его нравственное начало, воплощает его принципы.

На примере функций социального обеспечения видим, что от того, насколько государство учитывает их наличие, считается с их влиянием на общество, настолько будет зависеть не только успешность проведения экономических и социальных реформ в стране, но и будущее России.

§ 1.3. Формы социального обеспечения

В специальной литературе формы социального обеспечения рассматриваются двояко: во-первых, как способ его организации - организационно-правовая форма; во-вторых, как способ удовлетворения потребностей граждан.

Государственная система социального обеспечения имеет две основные организационно- правовые форм его осуществления. Эти формы подразделяются с помощью специфичных признаков, к которым принято относить следующие: а) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых предоставляется социальное обеспечение; б) круг лиц, обеспечиваемых за счет средств финансовых источников; в) виды материального обеспечения, предоставляемого кругу лиц, за счет средств определенных источников; г) виды социальных рисков, с наступлением которых связывается возникновение права на соответствующий вид социального обеспечения; д) система органов, осуществляющих социальное обеспечение.

К основным организационно-правовым формам социального обеспечения относятся:

Обязательное социальное страхование;

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.

Обязательное социальное страхование как организационно-правовая форма социального обеспечения получила свое законодательное закрепление только с принятием Федерального закона от 16.07. 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон об основах социального страхования). В нем определено, что «обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании».

Его специфические признаки, посредством которых выделяют обязательное социальное страхование как самостоятельную форму социального обеспечения, можно охарактеризовать следующим образом.

1. Формирование и аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых предоставляется социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования, происходит за счет страховых взносов, которые перечисляют в обязательном порядке работодатели за работающих граждан во внебюджетные страховые фонды на их будущее (а в отдельных случаях и членов их семей) социальное обеспечение.

2. К числу лиц, подлежащих социальному обеспечению по системе обязательного социального страхования, относятся застрахованные граждане, а в случае их смерти – члены их семей. Застрахованными лицами считаются российские граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; иные категории граждан, которые признаются застрахованными в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

3. Страхователями выступают организации любых форм собственности, обязанные уплачивать страховые взносы. Страхователями являются также и органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления, обязанные по законодательству о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

4. Страховщиками выступают некоммерческие страховые организации, создаваемые в соответствии с законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования. К ним относятся Пенсионный фонд России (далее - ПФР), Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (далее -ФФОМС РФ).

5. Виды обеспечения, предоставляемые застрахованным лицам, зависят от вида социального риска и соответственно предназначения на каждый из них средств определенного финансового источника. В Законе об основах социального страхования социальный страховой риск определен как предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование. Законодательно закреплены следующие виды социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. В упомянутом законе перечисляются и страховые случаи - достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В смысле способов удовлетворения потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, в случае невозможности осуществлять за собой уход и в иных случаях в социальном обеспечении существуют денежные выплаты и натуральные выдачи (натуральное обеспечение). К денежным выплатам относятся различные виды пенсий и пособий, компенсационные выплаты. «Натуральное» обеспечение - это санаторно-курортное лечение, содержание детей в детских учреждениях, оказание социальных услуг, диетическое питание, медицинское обслуживание и т.п.

К видам социального обеспечения, осуществляемым за счет средств обязательного социального страхования, относятся: оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; страховые пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию; пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет; единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, на погребение; иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из нескольких подсистем. Ими являются: 1) обязательное пенсионное страхование; 2) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 3) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 4) обязательное медицинское страхование.

В настоящее время нет единого органа обязательного социального страхования, из которого предоставлялись бы все виды обеспечения, охватываемые этой системой. По этой причине каждый социальный внебюджетный фонд, о которых шла речь выше, производит «свои» страховые расходы. Так, Пенсионный фонд России выплачивает страховые пенсии, Фонд социального страхования РФ распоряжается средствами, предназначенным на перечисленные выше пособия и страховое возмещение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - выравнивает возможности регионов страны по медицинскому лечению и обслуживанию населения.

Государственное социальное страхование необходимо отличать от государственного личного страхования. Разграничение их производится, в основном, по контингентам обеспечиваемых, видам и условиям предоставления материального обеспечения. Например, военнослужащие подлежат государственному личному страхованию. В случае увечья (или его смерти) ему (или его семье) выплачиваются страховые суммы за счет государственного бюджета. Следовательно, этот вид страхования не входит в систему государственного социального страхования.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета - это система материального обеспечения и социального обслуживания отдельных категорий граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, и предоставления отдельных видов социального обеспечения всему населению вне зависимости от принадлежности к определенным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований.

За счет бюджетных ассигнований осуществляется пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов Министерства обороны РФ и некоторых иных категорий лиц за выслугу лет, по инвалидности, а их семьям - по случаю потери кормильца. Им же выдаются различные виды социальных пособий, установленные законодательством.

За счет средств государственного бюджета производятся выплаты некоторых пособий гражданам как членам общества, например, единовременные пособия при рождении ребенка неработающим гражданам; социальное пособие на погребение; компенсационные выплаты учащимся на питание; пособия беженцам и вынужденным переселенцам и т.п. Помимо этого за счет указанных средств предоставляются многие виды социальных услуг в учреждениях социального обслуживания; профессиональное обучение и реабилитация инвалидов и др. (Подробно об этом см. в Особенной части настоящего учебника).

Формирование основ рыночной экономики, переход к новым общественно-экономическим отношениям в России породило новое явление - бедность. Естественно, появление таких категорий бедных граждан (социально слабых слоев населения) вызвало необходимость оказания им соответствующей материальной помощи. Такая поддержка установлена Федеральным законом от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а нуждающиеся в ней лица определены как малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане. Цель такой помощи - поддержание уровня жизни малоимущих граждан (семей), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета как система материального обеспечения состоит из трех относительно самостоятельных подсистем:

социального обеспечения особых контингентов граждан, находящихся на государственной или военной службе и иной приравненной к ним службе;

социального обеспечения отдельных категорий лиц вне связи их с трудом;

государственной социальной помощи гражданам в связи с бедностью.

В литературе последних лет выделяют смешанную форму социального обеспечения. Под ней понимают одновременное использование обеих организационно-правовых систем социального обеспечения в отношении определенных категорий граждан, например, государственных служащих, депутатов и др.

Социальное обеспечение осуществляется не только на централизованном, но и на региональном и местном уровнях. Обобщенно можно сказать, что они представляют собой форму дополнительного материального обеспечения, сверх выплат различных видов социального обеспечения, установленных федеральным законодательством. За счет собственных средств регионального бюджета органы государственной власти субъекта РФ устанавливают либо повышенные размеры (в виде доплат) социальных выплат (пенсий, пособий, компенсационных выплат и пр.), установленных федеральным законодательством, либо вводят новые виды социального обеспечения.

Конечно, указанные организационно-правовые формы социального обеспечения могут видоизменяться, дополняться в зависимости от конкретных социальных и экономических условий развития общества на определенном этапе его развития.

§ 1.4. Финансовые основы социального обеспечения

Как видно из предыдущих параграфов, основными источниками социального обеспечения являются средства социальных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и ассигнования из бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) бюджетные ассигнования -это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Одним из видов бюджетных ассигнований выступают ассигнования на социальное обеспечение населения (ст.69 БК РФ). Принимая во внимание структуру бюджетной системы, которая предусмотрена ст. 10 БК РФ, уместно пояснить, что бюджетные ассигнования на социальное обеспечение идут из бюджетов всех уровней – от федерального до муниципального.

Особое внимание следует уделить средствам обязательного социального страхования, поскольку их формирование представляет определенную сложность.

Законом об основах социального страхования установлена финансовая система обязательного социального страхования, в соответствии с которой средства бюджетов фондов конкретных видов страхования не входят в состав бюджетов всех уровней (т.е. являются автономными) и не подлежат изъятию.

Названным законом определены источники поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования. Ими являются:

1) страховые взносы;

2) межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

3) штрафные санкции и пеня;

4) денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

5) доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

6) иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

С января 2017 года произошли изменения в законодательстве о страховых взносах на обязательное социальное страхование, в соответствии с которыми их администрирование было передано налоговым органам, за исключением страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сбор которых по-прежнему остался за Фондом социального страхования РФ.

Главой 34 ч. II Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) установлены плательщики страховых взносов, объекты обложения страховыми взносами и суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, база для исчисления страховых взносов, тарифы страховых взносов и др.

В соответствии с НК РФ плательщиками страховых взносов являются все страхователи, которые определены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Всех плательщиков можно разделить на две категории. К первой относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями) – т.е. плательщики, уплачивающие страховые взносы за занятых у них лиц. Ко второй группе относятся те, кто не производит выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой) – т.е. плательщики, уплачивающие страховые взносы за себя. В соответствии с таким разделением дифференцируются и объекты обложения страховыми взносами (ст. 420 НК РФ). Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (см. ст. 702, 779 ГК РФ); договорам авторского заказа в пользу авторов произведений (см. ст. 1288 ГК РФ); по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности (см. ст. 1255, 1287 ГК РФ) и др.

Для плательщиков страховых взносов - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц. Исключение составляет вознаграждение, которые эти плательщики выплачивают адвокатам, нотариусам и прочим лицам, которых Налоговый кодекс относит ко второй категории плательщиков страховых взносов (см. подп. 2 п. 2 ст. 420 НК РФ). Для этой категории плательщиков объектом обложения страховыми взносами признается предпринимательская либо иная профессиональная деятельность. Для них устанавливаются свои правила определения размера страхового взноса. Если для лиц, выплачивающих вознаграждения физическим лицам, устанавливается одинаковый размер страхового тарифа в процентном отношении к выплатам, которые они производят, то для лиц, уплачивающих страховые взносы за себя, размер страховых взносов устанавливается в фиксированной сумме, размер которой зависит от величины дохода, применяемых налоговых режимов и пр. (см. ст. 430 НК РФ).

Для плательщиков, которые производят выплаты в пользу физических лиц, в рамках пенсионного страхования, страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством все виды выплат, на которые начисляются страховые взносы, учитываются суммарно по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом за расчетный период – календарный год. Учет производится в отношении каждого физического лица, за которое уплачиваются страховые взносы.

Для таких плательщиков страховых взносов устанавливаются предельные величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом для каждого вида страхования устанавливается размер предельной базы. Он ежегодно индексируется в соответствии с правилами, установленными Налоговым кодексом (п. 4 – 5 ст. 421 НК РФ). Предельная база для начисления страховых взносов используется для определения величины пенсионного коэффициента, о чем будет рассказано в главе о страховых пенсиях, а в обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – для определения максимального размера пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Тарифы страховых взносов устанавливаются отдельно для каждого вида обязательного социального страхования в процентном отношении к предельной базе для исчисления страховых взносов.

Для плательщиков, осуществляющих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам на обязательное пенсионное страхование, тариф страхового взноса устанавливается следующим образом:

В пределах установленной на расчетный период предельной величины базы для исчисления страховых взносов по этому виду страхования - 22 %:

Свыше установленной предельной базы – 10 %.

На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособность и в связи с материнством тариф страхового взноса устанавливается только в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов и составляет 2,9%.

На обязательное медицинское страхование тариф составляет 5,1 % . Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на этот вид страхования не устанавливается.

НК РФ (ст. 427) предусмотрены для ряда плательщиков пониженные тарифы страховых взносов на пенсионное страхование, страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование. Это связано со значимостью вида экономической деятельности (например, производство пищевых продуктов; производство одежды; производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, образование, деятельность в области здравоохранения и др.), применением специальных налоговых режимов (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и т.п.).

Для ряда плательщиков устанавливается дополнительный тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование . Это касается тех плательщиков, у кого заняты работники, имеющие право на досрочный выход на пенсию по старости в связи с условиями труда. Размер дополнительного тарифа для подземных работ, горячих цехов и вредных условия труда составляет 9%; за всех остальных работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию (за исключением педагогических и медицинских работников и лиц, осуществляющих творческую деятельность) дополнительный тариф составляет 6%, а при применении специальной оценки условий труда от 2 до 8 % - в зависимости от класса условий труда.

Как уже отмечалось, для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты физическим лицам, тариф будет зависеть от размера дохода, способа уплаты налогов и др. Эти плательщики уплачивают страховые взносы на два вида обязательного социального страхования – обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование. Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством они уплачивают в том случае, если добровольно вступили в отношения по этому виду страхования (см. п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

На обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний тарифы страховых взносов устанавливаются специальным федеральным законом. В настоящее время действует Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 484-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 и планируемый период 2019 и 2020 годов».

Подход к определению размера тарифа на этот вид страхования иной. Здесь размер страхового тарифа зависит от класса профессионального риска, к которому отнесен вид экономической деятельности, которым занимается плательщик страховых взносов. Класс профессионального риска определяется как уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.

С момента введения обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний все российские организации были сгруппированы по классам профессионального риска в соответствии с действующими Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2005г. № 713.

Установлено 32 класса профессионального риска. Страховой тариф определяется в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и/или оказание услуг, договора авторского заказа и включенных в базу для начисления страховых взносов в соответствии со ст. 20.1. Федерального закона от 24.07.1998 г. №125- ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Диапазон страхового тарифа составляет от 0,2 по первому классу до 8,5 % по 32 классу профессионального риска. Он возрастает пропорционально повышению степени риска, к которому отнесена основная деятельность предприятия (организации). Все эти параметры установлены законодательством.

Федеральные законы о конкретных видах обязательного социального страхования определяют круг лиц, на которых распространяется их действие и за которых необходимо уплачивать страховые взносы. Как правило, во всех системах обязательного социального страхования уплачиваются страховые взносы за занятых граждан. К ним относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В этой связи следует обратить внимание на то, что в системе обязательного медицинского страхования застрахованными лицами являются не только занятые граждане и самозанятое население, для которых работодатели-страхователи либо сами индивидуальные предприниматели и др. являются плательщиками страховых взносов, но и неработающие граждане. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» к застрахованным лицам относятся следующие неработающие граждане: дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет; неработающие пенсионеры; лица, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; безработные граждане, и др. Уплата страховых взносов за неработающее население осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет бюджетных средств. Размер и порядок расчета страхового взноса на обязательное медицинское страхование устанавливается в твердой сумме специальным законом, которым является Федеральный закон от 30.11.2011г. № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения». В настоящее время тариф составляет 18 864, 6 руб.

Как видно из изложенного выше, денежные средства на обязательное социальное страхование формируются за счет страховых взносов плательщиков этих взносов, определенных действующим законодательством о налогах и сборах, а также Федеральным законом о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на соответствующий финансовый год, источников поступлений денежных средств, определенных федеральными законами о конкретных видах страхования, а также дотаций из бюджетов бюджетной системы РФ в случаях, предусмотренных законодательством.

Эти средства предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, охрану здоровья, получение бесплатной медицинской помощи и др.

Расходование этих средств допускается только на цели, определяемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и федеральными законами, которыми утверждаются бюджеты соответствующих фондов на очередной финансовый год.

Оперативное управление этими средствами осуществляется страховщиками по конкретному виду обязательного социального страхования.

Пенсионный фонд России был создан в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 22.12.1990г. № 442-1 для обеспечения государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. В соответствии с Положением о ПФР он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на основе законодательства РФ. Положением установлено, что ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Положением установлены: функции ПФР; источники формирования денежных средств и направления их расходования; организационная структура фонда, функции аппарата управления фондом.

Фонд социального страхования РФ действует на основании Положения, в соответствии с которым является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Положением закреплены организационная структура ФСС; его функции; основные задачи; источники формирования и направления расходования денежных средств; структура правления фонда, функции руководящего состава.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. ФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность на основе действующего законодательства РФ и Устава. Среди полномочий, закрепленным Уставом за ФОМС – участие в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи, осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Имущество ФОМС является федеральной собственностью и закрепляется за фондом на праве оперативного управления. Уставом утверждена структура органов управления Фондом, вопросы, относящиеся к компетенции Правления фонда.

Контрольные вопросы

2. Что входит в содержание понятия «социальная защита населения»?

3. Совокупность каких групп общественных отношений представляет социальное обеспечение?

4. Какие основные функции присущи социальному обеспечению?

5. Раскройте содержание функций социального обеспечения.

6. Назовите основные организационно-правовые формы социального обеспечения.

7. Каковы основания разграничения обязательного социального страхования и обеспечения за счет средств (ассигнований) из государственного бюджета?

8. Назовите источники формирования финансовых средств в системе социального обеспечения.

9. Назовите нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования финансовых средств во внебюджетные фонды.

10. Кто является плательщиком страховых взносов в фонды обязательного социального страхования?

11. Где аккумулируются средства обязательного социального страхования и кто ими распоряжается?

12. Кто подлежит обеспечению в порядке обязательного социального страхования?

13. Совпадают ли виды обеспечения за счет средств обязательного социального страхования и бюджетных ассигнований?

обеспечение инструментами и оборудованием, снабжение наркотиками и психотропными веществами, обеспечение безопасности потребителей также можно отнести к действиям по содержанию притона. Такое преступление является оконченным с момента фактического совершения указанных действий.

Думается, что Пленум Верховного суда РФ не принял во внимание тот факт, что помещение, приспособленное для потребления наркотиков, может быть использовано и один раз, но в течение длительного времени (например, потребление наркотических средств происходит систематически в течение 72 часов и при этом наркоманы не выходят из помещения). При такой постановке вопроса мы видим, что содержатель притона освобождается от уголовной ответственности за использование помещения, отведенного и (или) приспособленного для потребления наркотических средств (психотропных веществ).

Притоном может являться помещение, где проживают члены семьи, сами потребляющие наркотики. Однако такое помещение должно обладать всеми признаками притона. Квартиру, где потребляют наркотики, недопустимо признавать притоном. В УК РФ отсутствует статья, предусматривающая уголовную ответственность за предоставление помещений для потребления наркотических средств (психотропных веществ).

Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что окончательная квалификация должна происходить только с учетом всех элементов состава преступления в их совокупности. Рассмотренные в этой статье вопросы требуют корректировки как на правотворческом, так и на правоприменительном уровне.

А. В. Стремоухое

Функции социального обеспечения в России

Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Это обстоятельство отмечает большинство учёных1, причем каких-либо существенных разно-

1 См.: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. 2-е изд. М., 1999. С. 6; Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения: учеб. 3-е изд. М., 2004. С. 37-39.

гласий во взглядах специалистов по поводу количества функций социального обеспечения и их содержания не существует.

В общей теории права преобладает мнение о том, что функция права - это направление правового воздействия на общественные отношения1 посредством решения совокупности однородных задач, объединенных единой целью1 2.

Из приведенной дефиниции видно, что стержнем функции является цель. В связи с этим функции социального обеспечения как общественно-полезной деятельности также формулировались, исходя из целей социальной политики Российской Федерации.

Если следовать такому значению функций социального обеспечения, то среди них следует выделить следующие: 1) экономическую; 2) защитную; 3) политическую; 4) социальнореабилитационную; 5) демографическую; 6) производственную 3.

Одной из важнейших функций социального обеспечения является экономическая. Она реализуется через перераспределение валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в государственных внебюджетных социальных фондах и через бюджеты всех уровней бюджетной системы страны.

Ее сущность состоит в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и т. д.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Защитная функция социального обеспечения предполагает как экономические меры со стороны субъектов социального обеспечения (например, увеличение с 1 января 2005 г. пособия женщине в

1 См.: Алексеев С.С. Общая теория права: курс в 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 191; Реутов В.П. О разграничении функций права и правового регулирования // Правоведение. 1974. № 5. С. 23.

2 См.: Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989. С. 124.

3 См.: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения: учеб. 3-е изд. М., 2004. С. 37-39.

связи с рождением ребёнка с 4 500 до 8 000 р.), так и правовых (например, принятие Закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, которым натуральные льготы были заменены на денежные выплаты). Защитная функция социального обеспечения реализуется отраслями, имеющими как публичный, так и частный характер. Право социального обеспечения относится к числу публичных отраслей.

В социальном обеспечении имеют место два разных защитных явления: 1) охрана социальных прав и 2) защита социальных прав1. При этом охрана социальных прав - это совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями и направленных на предупреждение нарушений социальных прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав. Под защитой же понимается принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.

Социально-реабилитационная функция1 2 направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения путём предоставления им различных видов материального обеспечения и социальных услуг с целью предупреждения обнищания и поддержания достойного уровня жизни, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества3.

С помощью социально-реабилитационной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему учиться, работать, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоёв населения. Она позволяет государству специфическими для социального обеспече-

1 См.: Иванов О.В. Защита гражданских прав как правовой институт и как научная проблема // Вопр. сов. гос-ва и права: тр. Иркутского ун-та. Т. XLV. Вып. 8. Ч. 3. Иркутск, 1967. С. 41-55; Сабикенов С. Некоторые вопросы охраны субъективных прав и законных интересов советских граждан // Пробл. гос-ва и права на совр. этапе: тр. науч. сотрудников и аспирантов. Вып. 6. М., 1973. С. 53.

2 Данная функция впервые выделена Р.И. Ивановой (см.: Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 1983. С. 75).

3 См.: Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учеб. пособие. 3-е изд. М., 2001. С. 5.

ния средствами реализовывать основные направления социальной политики. Ст. 7 Конституции РФ закрепляет положение о том, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Пока что это положение лишь провозглашено. По официальной статистике сегодня около 24 % работающих граждан имеют доходы на уровне прожиточного минимума и ниже, большая часть пенсионеров (их общее количество составляет 34 млн чел.) получают пенсию ниже прожиточного минимума.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

Демографическая функция предназначена стимулировать воспроизводство народонаселения, что жизненно необходимо для развития и деятельности общества и государства. Она реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - продолжительность жизни населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионерами, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семьям с детьми, безусловно, влечет снижение рождаемости в стране и другие отрицательные последствия.

Социальное обеспечение связано с общественным производством и влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию и выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере всё большего воплощения в жизнь принципов социального страхования это влияние будет возрастать, поскольку усилится стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.

В. Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовноидеологическую функцию социального обеспечения, в составе кото-

рой он выделяет идеологическую, моральную и социальнопсихологическую подфункции1.

Таким образом, социальное обеспечение осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, выполняя тем самым своё предназначение - создание человеку достойных его условий существования.

А. П. Федоров

О некоторых новациях закона о страховых пенсиях

28 декабря 2013 г. Президентом РФ были подписаны два закона: № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»1 2 (далее - Закон о страховых пенсиях), № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»3, давших старт третьей по счету пенсионной реформе 4. На этот раз кардинальные изменения связаны лишь с институтом нынешних трудовых пенсий, финансируемых за счет страховых пенсионных взносов.

Следует отметить, что еще один законопроект (№ 364074-6) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О страховых пенсиях” и “О накопительной пенсии”»5, стоящий по важности в одном ряду с законом о страховых пенсиях, к настоящему времени прошел только первое чтение в Государственной Думе. Следовательно, говорить о всех новациях пенсионного законодательства преждевременно, поэтому в данной статье рассмотрим ряд положений закона о страховых пенсиях, касающихся преимущественно вопросов стажа6.

1 См.: Социальная защита населения в регионе. М., 1992. С. 66.

2 СЗРФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6965; 2014. № 2 (ч. II) (поправка).

3 СЗРФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6969.

4 Первая реформа началась с принятия 20.11.1990 г. Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», вторая стартовала с принятия ныне действующих федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

5 Законопроект размещен на официальном сайте Государственной Думы

по адресу: «http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?

OpenAgent&RN=364074-6&02».

6 С точки зрения исследования соотношения объективного и субъективного в законотворчестве представляет интерес следующая информация: из 218 поправок к закону о страховых пенсиях, предложенных ко второму чтению, принято 125, из которых автором 123 поправок является председатель Комитета

Социальное обеспечение обладает определенными функциями, наличие которых позволяет ответить на вопросы: каково значение и предназначение социального обеспечения в жизни общества и государства?

В специальной правовой литературе выделяют экономическую, политическую, производственную, реабилитационную демографическую, духовно-идеологическую, защитную функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения должна заключаться, главным образом, в следующем:

♦ в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу жизненных всевозможных обстоятельств – в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и др.;

♦ в частичном возмещении дополнительных расходов гражданам, вызванных различными объективными причинами, – рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т. п.;

♦ в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации – бедность, сиротство, вынужденное переселение и пр.

Источником финансирования для осуществления этой функции являются средства, аккумулируемые в целевых источниках: в специализированных фондах социального страхования (ПФР, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС России), фонды обязательного медицинского страхования ФФОМС, ФОМС); в федеральном бюджете, в котором имеются специальные статьи расходов на социальные нужды; в региональном бюджете (в бюджетах субъектов Российской Федерации); в иных фондах социальной поддержки населения. В будущем не исключается возможность появления подобных средств в бюджетах органов местного самоуправления.

Экономическая функция состоит в перераспределении финансовых средств и на практике выражается в предоставляемых гражданам видах социального обеспечения – пенсиях, пособиях, компенсациях и т. п.

Вне всякого сомнения, достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание – это главная цель государства. От их объема зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего – чем больше средств имеется в указанных источниках, тем выше размер социальных выплат. Однако в настоящее время их уровень в России не отвечает требованиям многих международных норм, например Конвенции МОТ 1952 г. о минимальных нормах социального обеспечения.



Отсюда вытекает главная задача государства – создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении вышеуказанных источников. Это может достигаться разными приемами, применяемыми государством, например созданием оптимального общего режима налогообложения в увязке с социальными страховыми платежами для всех участников рыночных отношений независимо от их организационно-правовых форм (крупного и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей).

Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Внешне она выражается в том, что право граждан на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой или служебной деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит (и должен зависеть) от ее характера и размера вознаграждения за труд. Мировой опыт также свидетельствует, что по мере все большего воплощения в жизнь, например, принципов обязательного социального страхования это влияние возрастает, поскольку усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального уровня работающих.

Социальное обеспечение способствует также своевременному уходу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Как в реальной жизни проявляется данная функция социального обеспечения? Рассмотрим на примере трудовой пенсии по старости. Трудовая (страховая) пенсия по старости исходя из ее сущности – это денежная выплата, заработанная трудом посредством уплаты обязательных страховых платежей за счет заработной платы работника. В самом наименовании пенсии видна связь с трудом. Именно длительность труда, выражаемая в стаже работника, а соответственно, и объем внесенных страховых платежей должны определять в конечном итоге право на трудовую пенсию и ее сумму (исходя из принципа солидарности данного пенсионного страхования). Иными словами, право на трудовую пенсию должно напрямую зависеть от участия граждан в общественном производстве, от их общественно-полезной деятельности и соблюдения иных условий, установленных в правовых нормах. Поэтому под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, иных периодов времени, признаваемых социально значимыми, с учетом которых устанавливается трудовая пенсия по старости, а в соответствующих случаях и другие виды трудовых пенсий. При этом должны учитываться особенности трудового стажа: во-первых, длительность трудового стажа измеряется количественно; во-вторых, стаж имеет качественную характеристику, отражающую условия и характер, в которых протекала трудовая деятельность; в-третьих, в предусмотренных законодательством случаях в стаж работника включается время, когда он не работал, но за ним сохранялось его место работы или должность; в-четвертых, в стаж включается как оплачиваемая общественно полезная деятельность, так и время некоторой неоплачиваемой деятельности; в-пятых, в трудовой стаж включаются периоды времени, когда гражданин не работал и не был занят какой-либо деятельностью, но при соблюдении определенных условий.

В 1998 году в деловой оборот было введено новое понятие – страховой стаж . Его появление обусловлено проводимой пенсионной реформой. Главная ее задача – создание эффективного механизма, который обеспечивал бы соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий объему (доле) участия в обязательном пенсионном страховании каждого конкретного лица. Иными словами, размер трудовой пенсии должен зависеть от продолжительности периода страхования, т. е. периода внесения каждым застрахованным лицом страховых взносов от своих трудовых доходов, заработков и величины страховых взносов в ПФР.

В Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Закон 2001 г. о трудовых пенсиях) говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Из данного определения видно, что новое пенсионное законодательство сохранило некоторую преемственность в учете видов общественно полезной деятельности и некоторых иных периодов в жизни граждан, засчитываемых в страховой стаж, когда они не работали и не занимались какой-либо общественной деятельностью.

На первый взгляд в принципиальном плане здесь ничего не изменилось. Однако анализ содержания норм, касающихся иных периодов времени, засчитываемых в страховой стаж, свидетельствует о другом. Так, п. 1 ст. 11 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях не содержит, например, упоминания о периодах подготовки к профессиональной деятельности в форме обучения в образовательных учреждениях различных типов. Возникает вопрос: не повлечет ли исключение из страхового стажа этих и иных периодов общественно полезной деятельности снижение качества труда, а в конечном итоге и влияние самой производственной функции социального обеспечения? Ведь право на многие виды социального обеспечения (например, трудовые пенсии, страховые пособия, льготы) теперь уже может быть не обусловлено самой трудовой деятельностью и ее продолжительностью. В свою очередь уровень социального обеспечения уже в меньшей степени будет зависеть от самого труда, его характера и размера вознаграждения за него и т. д. В этой связи логично возникает другой вопрос: будет ли работник заинтересован в качестве своего труда, в наличии постоянного места работы, в стабильно повышающемся заработке? Скажется ли это положительно на состоянии эффективности народного хозяйства страны, и особенно в тех отраслях и производствах, где был и остается недостаточно высокий уровень оплаты труда?

Ранее действовавший принцип определения уровня пенсионного обеспечения можно было схематично представить так: длительный стаж – высокий заработок (трудовой доход) – высокий размер пенсии. Надо признать, что сейчас действует иной принцип, установленный новым законодательством о трудовых пенсиях. В настоящее время действует формула: более высокий заработок (доход) – большие отчисления страховых взносов (на будущую трудовую пенсию) в ПФР – страховой стаж – больший размер пенсии. Подтверждением этому может служить следующая новелла. Согласно п. 2 ст. 6 и 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», предусмотрено добровольное вступление лиц в правоотношения по одноименному пенсионному страхованию – как за себя, так и за другое физическое лицо. Мотивы здесь понятны – вовлечение дополнительных финансовых средств в ПФР и снижение числа лиц, претендующих на получение социальной пенсии. Она выплачивается тем, кто по каким-либо причинам не имеет права на трудовую пенсию, т. е. не выработал пятилетнего минимального страхового стажа. Для таких лиц установлены страховые взносы в форме фиксированного платежа. На деле может произойти следующее. Работники бюджетной сферы, имеющие 30–35 лет страхового стажа, но низкий заработок, будут получать гораздо меньший размер пенсии, чем те, кто имеет стаж 5 лет, но за них (или они сами) вносили максимальный фиксированный платеж. Насколько это справедливо в социальном аспекте? На наш взгляд, подобные нововведения свидетельствуют о воплощении в российское пенсионное обеспечение принципа либеральной экономики – свободы выбора труда и будущего пенсионного обеспечения. Насколько это сочетается с основными функциями и принципами России как социального государства, записанными в Конституции 1993 г.? Не есть ли в этом противоречие? Следовательно, государство должно всесторонне и взвешенно подходить к принятию правовых решений, касающихся сферы социального обеспечения.

Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Она призвана целенаправленно влиять на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений, осуществляется через меры социальной защиты и главным образом через социальное обеспечение. Так, в 1999 г. Федеральным законом «О государственной социальной помощи» введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи – бедность. Хотя законодатель называет граждан, находящихся в бедности, малоимущими. Появился новый субъект социального обеспечения – граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Таковых в России, по разным оценкам, насчитывается от 2/3 до 3/25 от общей численности населения. Число же обращающихся за такой помощью лиц составляет не более 1/4 нуждающихся. Это свидетельствует о неэффективности данного способа борьбы с бедностью. Причин множество. Главная из них, на наш взгляд, – отсутствие государственной системы эффективного обеспечения дохода независимо от статуса граждан.

От степени эффективности выполнения политической функции, социального обеспечения зависит социальная стабильность в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения пока еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы – на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов. Отсутствие эффективной государственной системы социальной помощи семьям с детьми, игнорирование позитивного прошлого опыта влечет за собой существенное снижение рождаемости в стране. Как это происходит на практике? Рассмотрим на примере трудового стажа. Ранее действовавший Федеральный закон от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривал включение в общий трудовой стаж периода ухода неработающей матери (или другого родственника) за каждым ребенком в возрасте до трех лет (и 70 дней – для матери), но не более девяти лет в общей сложности.

При закреплении такого правила руководствовались следующим. Непосредственная биологическая связь между ребенком и матерью наиболее тесно сохраняется первые два-три года жизни ребенка; физическое и нравственное здоровье ребенка закладывается именно в эти годы. Пребывание ребенка в семье не требует затрат на строительство новых и содержание имеющихся детских дошкольных учреждений и т. д. Этим самым государство, включая период ухода за ребенком в общий трудовой стаж, признавало особую роль такого подхода в решении проблемы простого воспроизводства населения в России. Наличие в семье трех детей поощрялось через правовые институты трудового стажа и трудовых пенсий. Период ухода за детьми в возрасте до трех лет (но не более девяти лет в общей сложности) включался в трудовой стаж при назначении трудовой пенсии. Это подкреплялось и существовавшими тогда более высокими размерами пособий, связанных с материнством, отцовством и детством.

Иное дело сейчас. С 1 января 2002 г. при назначении трудовых пенсий учитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Последствия такого решения государства очевидны. Эффективность действия данной пенсионной нормы сомнительна, учитывая складывающуюся демографическую ситуацию в России. Кроме того, очевидно, что действующая государственная система социальной помощи семьям с детьми недостаточно развита и не отвечает современным требованиям. В то же время в стране вводится такой проект материнского капитала, который можно рассматривать как временную меру государства. Такая социальная программа направлена на решение острой проблемы текущего момента. С точки зрения устойчивого демографического роста, воспроизводства населения на фоне неблагополучной экологической обстановки и состояния отечественной медицины она не может признаваться эффективным методом. Налицо снижение роли демографической функции социального обеспечения и недооценка возможных последствий в будущем.

Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. На практике она должна выражаться, например, в следующем. Как известно, инвалидам трудно устроиться на работу в силу различных ограничений. Следовательно, государство обязано создать всевозможные условия для реализации их ограниченной трудоспособности. Такими мерами могут быть не только законодательно установленные квоты рабочих мест для инвалидов и пожилых, но и создание для них специальных рабочих мест и пр.

Посредством данной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полное либо частичное) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.

Наряду с указанными выше функциями социального обеспечения выделяют защитную функцию. Она проявляется в том, что, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, общество ставит задачу защитить их в трудной жизненной ситуации, оказать помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.).

В последние годы стали выделять духовно-идеологическую функцию социального обеспечения с идеологической, моральной и социально-психологической подфункциями. На наш взгляд, к перечисленным функциям следует добавить морально-этическую функцию социального обеспечения. Ведь в основу существования социального государства заложены моральные (нравственные) начала. По своей сути они входят в содержание принципов, которые пронизывают все отношения в области социального обеспечения. Социальное обеспечение в социальном государстве осуществляет на практике его нравственные начала, воплощает его принципы. Это дает основание определить и выделить такую функцию социального обеспечения.

Полагаем, что имеет право на существование и такая функция социального обеспечения, как профилактическая (превентивная). Профилактика в обобщенном виде представляет собой систему мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека. В советский период придавалось особое значение индивидуальной и общественной профилактике. Индивидуальная профилактика развивала рациональный режим и гигиеническое поведение в быту и на производстве, общественная – как система государственных, общественных и медицинских мероприятий в рабочих коллективах – являлась основой охраны здоровья граждан. С конца 80-х гг. XX в. об этом важном направления социальной деятельности государства забыли.

В настоящее время она проявляется только в рамках трудовых отношений – через систему охраны труда, да и то в усеченном виде.

В сфере социального обеспечения слабый механизм действия данной функции очевиден в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и случаев временной нетрудоспособности. Некое проявление превентивной функции можно видеть и в предоставляемом единовременном пособии женщинам, вставшим в ранние сроки беременности на учет в медицинских учреждениях.

Признание существования превентивной функции социального обеспечения, методологическое ее обоснование и разработка в практических целях, ее законодательное закрепление будут в конечном счете вести к экономии финансовых средств и ресурсов, направляемых на социальное обеспечение.

На примере функций социального обеспечения видно, что чем больше государство будет учитывать их наличие и признавать их влияние на общество, тем эффективнее проводимые в стране социальные реформы и система социального обеспечения.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы