Соотношение зарплаты руководителей замов и главных бухгалтеров. Соотношение заработной платы руководителя и работников. Когда к руководителям в бюджетной сфере не применяются показатели предельного соотношения

Что нового появилось в оплате труда руководителей, их заместителей и бухгалтеров с 1 января 2017 года? Как сейчас устанавливается предельный уровень заработной платы этих лиц? На какие организации этот порядок распространяется? Установлена ли максимальная величина предельного уровня соотношения зарплат этих лиц и работников организации? В каком порядке данные о зарплате руководителей, их заместителей и бухгалтеров размещаются в Интернете?

02.03.2017

С 1 января 2017 года вступили в силу новые положения Трудового кодекса относительно заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров. (А не очень давно Минтруд ответил на ряд вопросов, уже поступивших по этому поводу.) Новшества, в частности, коснулись предельного уровня зарплат данных категорий работников в некоторых организациях. В статье расскажем, к кому имеют отношение новые правила, в чем они заключаются и какую информацию по вопросам, связанным с этими нововведениями, предоставил Минтруд.

ДО…

Согласно ст. 145 ТК РФ в прежней редакции условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений и унитарных предприятий, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, и учредительными документами юридического лица (организации).

Это правило распространялось и на руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, а также членов коллегиальных исполнительных органов, работающих по трудовому договору государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

ПОСЛЕ…

Федеральным законом от 03.07.2016 № 347‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 347‑ФЗ) были внесены изменения, в том числе в ст. 145 ТК РФ.

В частности, был расширен круг организаций, для которых условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров устанавливаются трудовым договором на основании соответствующих нормативных актов. Так, к внебюджетным фондам и государственным и муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям прибавился территориальный ФОМС.

Были уточнены нормативные акты, в соответствии с которыми устанавливается оплата труда, в первую очередь Трудовой кодекс. А среди иных нормативных актов были отмечены постановления Правительства РФ:

  • от 02.01.2015 № 2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»;
  • от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее - Постановление № 583).

Основное же изменение, вступившее в силу 1 января 2017 года, касается порядка установления предельного уровня соотношения зарплат руководящего состава и зарплат других работников.

К сведению

Предельные уровни соотношения средней заработной платы руководителей и работников были установлены еще раньше. В частности, уровень соотношения средней зарплаты руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений и работников этих учреждений - Приказом Минтруда РФ от 18.02.2013 № 71н.

Так, в новой ч. 2 ст. 145 ТК РФ названы организации, в которых должен устанавливаться предельный уровень соотношения зарплат, и указано, кто этот уровень устанавливает. Давайте по порядку.

КОМУ И КЕМ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПРЕДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ?

Итак, согласно той же ч. 2 ст. 145 ТК РФ предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров отдельных организаций и среднемесячной зарплаты работников устанавливается:

  • в государственных внебюджетных фондах РФ;
  • в территориальных ФОМС;
  • в государственных и муниципальных учреждениях;
  • в государственных и муниципальных унитарных предприятиях, финансируемых из различных источников финансового обеспечения (в том числе казенных).

Предельный уровень указанного соотношения устанавливается государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий.

При этом размер предельного уровня соотношения не должен превышать размер, предусмотренный соответствующими нормативными актами. Для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров:

  • государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • территориальных ФОМС, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий субъектов РФ - нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Обратите внимание

Предельный уровень соотношения не учитывается, если учреждение включено в специальный перечень, утвержденный Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 145 ТК РФ). На федеральном уровне соответствующие перечни утверждены распоряжениями Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627‑р и от 12.12.2015 № 2555‑р. В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.

Согласно ч. 4 ст. 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Вопрос

Действуют ли нормы об установлении предельного уровня соотношений зарплат применительно к органам местного самоуправления (мэрии, муниципалитеты)?

Минтруд по данному вопросу разъяснил, что для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством (федеральными законами от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами (для федеральных служащих - указами Президента РФ, служащих органов власти субъектов РФ - актами субъектов РФ, муниципальных служащих - актами органов местного самоуправления).

КАКОЙ РАЗМЕР ПРЕДЕЛЬНОЙ РАЗНИЦЫ ДОПУСКАЕТСЯ?

Величина предельного соотношения в Законе № 347‑ФЗ не указана. Как было сказано выше, введена только обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются по федеральным организациям Правительством РФ, а по организациям субъектов РФ и муниципальным организациям нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно.

Какие предельные размеры действуют в настоящее время - представим в таблице.

Для кого установлены предельные размеры

Предельный уровень соотношения

Нормативный акт

Руководители, их заместители и главные бухгалтеры федеральных государственных учреждений и предприятий

Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339, вносящее изменения в постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 и от 02.01.2015 № 2

Председатели государственных внебюджетных фондов

Заместители председателей, главные бухгалтеры государственных внебюджетных фондов

Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1259

Предельное соотношение средней зарплаты (8:1) рекомендовано к применению для организаций, финансируемых как из федерального бюджета, так и из бюджета субъекта РФ или местного бюджета (п. 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015, протокол № 12). В этом же документе также рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней зарплаты руководителей учреждений и средней зарплаты работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

И если раньше в некоторых регионах предельный уровень от рекомендуемого отличался, то сейчас цифры приводятся в соответствие. Например, предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей, их замов и главбухов государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым (п. 6 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым, утвержденного Постановлением Совмина Республики Крым от 26.12.2014 № 622 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий Республики Крым») ранее был установлен в кратности от 1 до 6. Но в редакции Постановления Совмина Республики Крым от 20.10.2016 № 499 кратность стала от 1 до 8.

КАК РАССЧИТЫВАЕТСЯ ПРЕДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ?

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339 внесены дополнения в Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее - Положение), устанавливающие порядок расчета соотношения среднемесячных зарплат руководителей и работников.

Согласно этому порядку, чтобы определить соотношение зарплат, необходимо рассчитать среднемесячную зарплату руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и зарплату работников, а затем зарплату руководителей разделить на зарплату работников.

С 01.01.2017 для расчета предельного уровня соотношения зарплат вместо показателя «средняя заработная плата» используется показатель «среднемесячная заработная плата» (ч. 2 ст. 145 ТК РФ).

Среднемесячная заработная плата сотрудников определяется путем деления суммы фактически начисленной зарплаты по списочному составу (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) на среднесписочную численность сотрудников (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) за соответствующий календарный год и деления на 12 (количество месяцев в году).

Обратите внимание

При расчете среднемесячной заработной платы сотрудников не учитывается зарплата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера.

Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера определяется путем деления суммы фактически начисленной зарплаты за календарный год на 12 (количество месяцев в году).

Если руководитель (заместитель, главный бухгалтер) отработал неполный календарный год, то среднемесячная зарплата определяется исходя из фактически отработанных полных календарных месяцев.

Расчет среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей, главного бухгалтера осуществляется отдельно по каждой должности.

Если руководитель, заместитель, главный бухгалтер совмещает должности (профессии), то учитывается и заработок по основной работе, и доплата за совмещение, а если по совместительству - только зарплата по основной должности.

Обратите внимание

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат (зарплата, надбавки и компенсации, премии и другие выплаты, установленные п. 2 Положения). При этом не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.), а также компенсации, выплачиваемые при расторжении трудового договора, в том числе за неиспользованный отпуск.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Законом № 347‑ФЗ также установлена ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций.

В связи с этим в ст. 278 ТК РФ, предусматривающей дополнительные основания расторжения трудового договора с руководителем организации, появились два новых основания:

  • несоблюдение установленного в силу ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера;
  • иные основания, предусмотренные трудовым договором.

ИНФОРМАЦИЯ О ЗАРПЛАТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ.

С 1 января 2017 года руководители, их заместители и главные бухгалтеры организаций, перечисленных в ч. 2 ст. 145 ТК РФ, согласно ст. 349.5 ТК РФ обязаны размещать информацию о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий. При этом запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или носящие конфиденциальный характер.

Правила размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521.

По правилам информация о зарплате сначала представляется руководителями, их заместителями и главными бухгалтерами учреждений и предприятий для размещения в Интернете на официальном сайте учредителя в соответствии с нормативными актами учредителя. При этом по решению учредителя она может размещаться в Интернете на официальных сайтах учреждений и предприятий.

Информация размещается в Сети не позднее 15 мая года, следующего за отчетным. В составе информации указываются полное наименование государственного внебюджетного фонда РФ, учреждения или предприятия, занимаемая должность, а также фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого размещается информация.

Что нужно? устроится по блату в Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКУ «ГБ МСЭ по г. Москве» Минтруда России.

Сластихина Елена Евгеньевна - главный бухгалтер.

Государственные внебюджетные фонды РФ

Территориальные ФОМС

Государственные учреждения

Федеральные государственные учреждения

Государственные учреждения субъектов РФ

Муниципальные учреждения

Коммерческие организации

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Федеральные государственные (ФГУП)

Государственные унитарные предприятия (ГУП) субъектов РФ

Муниципальные унитарные предприятия (МУП)

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Федеральные казенные предприятия

Казенные предприятия субъекта РФ

Муниципальные казенные предприятия


Если вы не нашли свою компанию в перечне, значит, ограничений для определения размеров зарплат нет. Устанавливайте оплату труда всех сотрудников, в т. ч. руководителя, его замов, главбуха по соглашению сторон (ч. 4 ст. 145 ТК РФ, п. 2 ст. 1 Закона).

Также без учета ограничений зарплата руководителю, его замам и главбуху устанавливается, если учреждение включено в специальный перечень по решению Правительства, властей субъектов РФ или (ч. 3 ст. 145 ТК РФ).

Предельный уровень соотношения среднемесячных зарплат

Кто установит соотношение зарплат

Отдельные компании должны установить предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты сотрудников (ч. 2 ст. 145 ТК РФ, п. 2 ст. 1 Закона). Соотношение среднемесячных зарплат определит учредитель. При этом он должен ориентироваться на уровень, который установят Правительство РФ, региональные власти или органы местного самоуправления.

Как рассчитать среднемесячные зарплаты

Чтобы определить соотношение зарплат, среднемесячную зарплату руководителя разделите на среднемесячную зарплату работников учреждения.

Шаг 1. Рассчитайте среднемесячную зарплату руководителя, его замов и главбуха.

Для этого поделите фактически начисленную за календарный год зарплату на 12. При расчете зарплат учитывайте все .

Если сотрудники отработали неполный календарный год, расчет производите исходя из фактически отработанных полных календарных месяцев.

Если сотрудники совмещают должности (профессии), то учитывайте заработок в целом: и оплату по основной работе, и доплату за совмещение.

Если же заместитель руководителя или главный бухгалтер работают по совместительству, то в расчете учитывайте зарплату только должности зама или главбуха.

Шаг 2. Рассчитайте среднемесячную зарплату работников.

В расчет включите:

    зарплату, начисленную за отработанное время, в т. ч. стимулирующие выплаты по итогам работы; выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, например районные надбавки; суммы, рассчитанные из среднего заработка, например отпускные.

Затем заработную плату, фактически начисленную штатным сотрудникам, разделите на их среднюю численность за календарный год и на 12.

Не включайте руководителя, его замов, главного бухгалтера в списочный состав работников. Также не учитывайте среднемесячную зарплату этих работников при определении зарплаты, фактически начисленной работникам организации.

Как установить предельный уровень соотношения зарплат

В действующей редакции Положения от 01.01.2001 предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и казенного учреждения и средней зарплаты работников этого учреждения установлен в кратности от 1 до 8. Этот предел менять не планируют.

В настоящее время предельное соотношение зарплат соблюдают федеральные бюджетные и казенные учреждения, ФГУП.

Предельный уровень соотношения средних заработных плат в кратности

Кто может увеличить предельный уровень соотношения

Норма закона

Федеральный государственный орган, в ведении которого находится учреждение, в отношении руководителя учреждения, которое включено в Перечень от 01.01.2001 Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции и полномочия учредителя, по своему решению устанавливают размер предельного соотношения

Руководители федеральных бюджетных и казенных учреждений

Абзац 6 п. 9 Положения от 01.01.2001

Учредитель в отношении предприятий, включенных в Перечень от 01.01.2001

Руководители, их замы, главбухи ФГУП

Пункт 6 Положения от 01.01.2001


На региональном и местном уровнях предельное соотношение заработной платы руководителей и работников учреждений определяют субъектов РФ и . Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендовала всем организациям определять максимальное соотношение зарплат руководства и работников в кратности от 1 до 8 (п. 25 Единых рекомендаций). Минтруд России намерен привести в соответствие с новыми требованиями ТК РФ условия оплаты труда руководителей, их замов, главных бухгалтеров федеральных учреждений. Расчет соотношения среднемесячных зарплат нужно будет осуществлять в порядке, который утвердит Правительство РФ.

Минтруд предлагает устанавливать предельный уровень соотношения зарплат, если руководитель обеспечивает достижение федеральным учреждением всех показателей эффективности и получает премию по итогам работы в максимальном размере. Такое же условие планируется внести в Положение от 01.01.2001 в отношении руководителей ФГУП.

Требование ставить оплату труда руководителей государственных и муниципальных учреждений в зависимость от показателей работы не новое. Чиновники увязывают выплаты стимулирующего характера с результатами деятельности учреждения и руководителя за соответствующий период.


НАША СПРАВКА

Для расчета предельного уровня соотношения зарплат вместо показателя «средняя заработная плата» используется «среднемесячная заработная плата» (ч. 2 ст. 145 ТК РФ).

Минтруд разработал Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Текст проекта размещен для общественного обсуждения на федеральном портале нормативных . В частности, изменения планируется внести в постановление Правительства РФ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

В целях применения ст. 145 ТК РФ Минтруд России предлагает утвердить порядок расчета соотношения среднемесячных заработных плат. Такой расчет нужно производить:

По итогам календарного года;

Отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера.

Размещение информации о зарплате в Интернете

С 2016 г. руководители, их замы и главбухи компаний, устанавливающих предельное соотношение среднемесячных зарплат, обязаны размещать в Интернете сведения о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате. При этом они не могут указывать:

    данные, позволяющие определить место жительства; почтовый адрес; телефон; индивидуальные средства коммуникации; сведения, отнесенные к государственной тайне или информации конфиденциального характера (ч. 3 ст. 349.5 ТК РФ).

Сведения о среднемесячной зарплате сотрудники публикуют на официальном сайте учредителя, либо – по его решению – на сайте организации.

Порядок размещения данных о среднемесячной зарплате будет установлен Правительством РФ, региональными властями и органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 349.5 ТК РФ).

Минтруд России разработал для этого проект постановления Правительства РФ «О Порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий». Текст проекта размещен для общественного обсуждения на портале.

Ведомство предлагает публиковать информацию о среднемесячной зарплате:

1. Не позднее первого квартала года, следующего за отчетным.

2. В режиме, доступном для всех пользователей Интернета.

3. С указанием полного наименования фонда, учреждения или предприятия, занимаемой должности, фамилии, имени и отчества руководителя, его замов и главбуха.

Личная ответственность руководителя

В статье 278 ТК РФ появились новые основания для расторжения трудового договора с руководителем компании:

    нарушение предельного уровня соотношения среднемесячных зарплат при установлении оплаты труда заместителю руководителя организации и главному бухгалтеру (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ); иные основания, предусмотренные трудовым договором (п. 2 ч. 2 ст. 278 ТК РФ).

Итак, если ваша организация указана в ч. 2 ст. 145 ТК РФ, с 1 января 2017 года вы должны устанавливать предельный уровень соотношения среднемесячных зарплат. Освободить вас от этой обязанности могут только Правительство, региональные и местные власти, включив компанию в специальный перечень.

Среднемесячную зарплату работников соотносите с зарплатой не только руководителя, но и его заместителей, а также главбуха. Информация об их заработке должна быть размещена на сайте учредителя или организации. Помните, что превышение предельного уровня соотношения зарплат может привести к увольнению руководителя организации.

Перечень условных обозначений в статье

Условное обозначение

Нормативный акт

Федеральный закон -ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 01.01.2001, протокол № 12

Положение от 01.01.2001

Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства РФ

Положение от 01.01.2001

Положение об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденное постановлением Правительства РФ «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»

Перечень от 01.01.2001

Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в которых предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров предприятий и средней заработной платы работников списочного состава предприятий может быть увеличен, утвержденный распоряжением Правительства РФ -р

Перечень от 01.01.2001

Перечень федеральных бюджетных и казенных учреждений, в которых предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен, утвержденный распоряжением Правительства РФ -р

Положение от 01.01.2001

Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий ( , казенных предприятий) Республики Крым, утвержденное постановлением Совета министров Республики Крым «Об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий Республики Крым»

Типовое положение от 01.01.2001

Типовое положение об оплате труда работников государственных учреждений населения города Севастополя, утвержденное постановлением правительства Севастополя -ПП «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения города Севастополя»

Примерное положение от 01.01.2001

Примерное положение об оплате труда работников государственных организаций (учреждений) в сфере образования города, утвержденное постановлением Правительства Севастополя -ПП «Об установлении системы оплаты труда работников , автономных, казенных учреждений (организаций) в сфере образования города Севастополя»

Положение от 01.01.2001

Положение об оплате труда работников , автономных и казенных учреждений физической культуры и спорта , утвержденное постановлением правительства Нижегородской области

Положение от 01.01.2001

Положение о системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Республики , утвержденное постановлением Правительства Республики Тыва

Положение от 01.01.2001

Положение об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений культуры Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области


Минтрудом России разъяснены отдельные вопросы, касающиеся установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников в Информации Минтруда России от 30 января 2017 года «Ответы на вопросы по применению Федерального закона от 03.07.2016 № 347 ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Сообщается о принятии Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:

  • государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казенных);

Даны ответы, в том числе, на следующие вопросы:

  • в Федеральном законе N 347-ФЗ речь идет только об окладах работников и руководителей или должен будет учитываться общий доход тех и других (премии, бонусы и т.п.)?
  • какие организации не попадают под действие Федерального закона N 347-ФЗ?
  • какова должна быть предельная разница между среднемесячной заработной платой руководителя и среднемесячной заработной платой работников соответствующих организаций?
  • кто осуществляет контроль за исполнением Федерального закона N 347-ФЗ в части соблюдения установленного предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников?

Информация Минтруда России от 30 января 2017 г.

«Ответы на вопросы по применению Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»»

1.Какие государственные учреждения и предприятия попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников? Муниципалитеты, мэрии городов и т.п. подпадают под действие этого закона?

Принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (далее – руководители) и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:

  • государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Данный закон не регулирует соотношения в оплате служащих и руководителей органов государственного управления и местного самоуправления (в т.ч. мэрий и т.п.).

Для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством (Федеральными законами от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и от 2.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами (для федеральных служащих – указами Президента РФ, служащих органов власти субъектов РФ – актами субъектов РФ, муниципальных служащих – актами органов местного самоуправления).

2.Речь идет только об окладах работников и руководителей или должен будет учитываться общий доход тех и других (премии, бонусы и т.п)?

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ говорит об обязательном установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, и среднемесячной заработной платы работников таких организаций (без учета зарплаты соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).

Что такое «заработная плата» определено статьей 129 Трудового кодекса. Заработная плата включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, оплату по окладам, тарифным ставкам, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (премии и иные).

Для того, чтобы единообразно рассчитывались соотношения в оплате работников учреждений и предприятий как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, порядок расчета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. № 1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Соответствующие дополнения внесены в известный всем кадровикам порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922.

3.Какие организации не попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ?

Действие Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ распространяется на руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров:

  • государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (втом числе казенных);
  • государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 3 ст. 145 ТК РФ без учета предельного соотношения могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров фондов, учреждений, предприятий включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На федеральном уровне соответствующие перечни, утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2627-р и от 12 декабря 2015 г. № 2555-р.

В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.

4.Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ какова должна быть предельная разница между среднемесячной заработной платой руководителя и среднемесячной заработной платой работников соответствующих организаций?

Закон не устанавливает величину предельного соотношения, он ввел обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются:

  • по федеральным организациям – Правительством Российской Федерации;
  • по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям – нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В настоящее время такие предельные размеры установлены:

  • для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и предприятий в кратности от 1 до 8 (постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016г. № 1339, изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 и от 2 января 2015 г. № 2);
  • для председателей государственных внебюджетных фондов в кратности до 10, для их заместителей, главных бухгалтеров в кратности до 8 (постановление Правительства Российской Федерации 29 ноября 2016 г. №1259).

До принятия данного закона сложилась практика ограничения соотношений зарплат руководителей и работников в учреждениях социальной сферы. Так, по данным регионов в 94% учреждений социальной сферы соотношение не превысило 4 раза.

Кроме того, принято постановление Правительства Российской Федерации 28 декабря 2016 г. № 1521 «Об утверждении Правил размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий». Согласно данному постановления Информация о среднемесячной заработной платы руководителя должна размещаться в сети «Интернет» не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

5.Кто осуществляет контроль за исполнением Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ в части соблюдения установленного предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников?

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ предусматривается ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций. Данное нарушение включено в основания прекращения трудового договора с руководителем организации.

Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя и работников несет учредитель в порядке, установленном действующим законодательством (дисциплинарная ответственность — замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение (ст. 192 ТК РФ, ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе в части соблюдения Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ осуществляется соответствующими государственными органами осуществляющими надзор и контроль законодательства Российской Федерации (например, Прокуратура, Счетная палата), а также государственными и муниципальными органами в отношении подведомственных организаций.

С 1 января 2017 года учреждения всех уровней бюджета и всех типов должны соблюдать предельные соотношения зарплаты руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников. О том, как бухгалтеру учреждения рассчитать предельное соотношение - в статье.

Установление предельного уровня соотношения заработной платы

С 1 января 2017 года учреждения всех уровней бюджета и всех типов долажны соблюдать предельные соотношения заработной платы сотрудников с:

  • зарплатами руководителя;
  • зарплатами заместителя руководителя;
  • зарплатами главного бухгалтера.

К 2017 году учредители в субъектах РФ и муниципальных образованиях обязаны определить предельные соотношения для подведомственных организаций не выше федерального (8: 1).

Учреждения будут применять ограничение к заработной плате не только руководителей, но и их заместителей, а также главбухов.

Ваш учредитель имеет право составить перечень подведомственных организаций, в которых зарплаты руководству могут выходить за рамки предельного соотношения.

Как определить соотношение среднемесячных зарплат

Рассчитайте соотношение среднемесячной заработной платы руководителя (его заместителей, главного бухгалтера) и сотрудников учреждения по итогам 2017 года. Если оно выше того, что установил ваш учредитель, нужно будет скорректировать систему оплаты труда.

Определите соотношение отдельно по каждой из руководящих должностей. В расчете среднемесячных заработных плат сотрудников учитывайте все источники финансового обеспечения, за счет которых бухгалтерия начисляет выплаты.

Подсчет можно разделить на три этапа.

1. Расчет среднемесячной зарплаты сотрудников

Рассчитайте среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот) по формуле:

СЗсот = ФЗсот: СчР: 12 ,

где ФЗсот – фактически начисленная за 2016 год зарплата работников списочного состава;

СЧР средняя численность работников учреждения; 12 – количество месяцев в году.

Не включайте в показатель ФЗсот заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера. А их самих не учитывайте в показателе СЧР.

В среднемесячную заработную плату работников учреждения включите:

  • начисленную заработную плату за отработанное время вместе со стимулирующими выплатами по итогам работы с учетом районного коэффициента;
  • выплаты, которые вы начислили исходя из среднего заработка за периоды, когда работник выполнял трудовые обязанности (например, в командировке), а также был в отпуске.

2. Расчет среднемесячной заработной платы руководителя учреждения

Рассчитайте отдельно среднемесячную заработную плату руководителя учреждения (СЗрук), заместителей и главного бухгалтера по формуле:

сЗрук = фЗрук: 12 ,

где ФЗрук – фактически начисленная заработная плата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) за календарный год; 12 – количество календарных месяцев.

С 1 мая зарплата не может быть меньше 11 163 руб. В рекомендации читайте, как установить должностные оклады, компенсационные и стимулирующие выплаты. Также узнаете, как изменить размер оклада, не допустить зарплату ниже МРОТ и какая ответственность за это нарушение...

3. Расчет предельного соотношения зарплат в учреждении

3. Рассчитайте предельное соотношение зарплат в учреждении. Для этого каждый показатель СЗрук разделите на СЗсот.

Рассмотрим примеры расчета.

Пример 1.Расчет предельного соотношения зарплат

Учредитель установил ректору ФУ «Институт» уровень кратности заработной платы, равный 4.

Бухгалтер должен проверить, как среднемесячные зарплаты ректора, проректора, главбуха соотносятся со среднемесячной заработной платой остальных сотрудников.

Берем показатели фактически начисленной зарплаты из всех источников финансирования по итогам 2017 года:

– 33 720 000 руб. – работники списочного состава. Это показатель по кредиту счета 0 302 11 730;

– 1 200 000 руб. – ректору;

– 960 000 руб. – проректору;

– 900 000 руб. – главному бухгалтеру.

Среднесписочная численность работников в 2017 году – 80 человек. Без учета руководства – 77 человек.

Весь руководящий состав отработал 2017 год полностью.

Вычитаем из зарплаты всех работников выплаты руководству. Получаем 30 660 000 руб. (33 720 000 – 1 200 000 – 960 000 – 900 000).

Посчитаем показатель СЗсот:

30 660 000 руб. : 77 чел. : 12 мес. = 33 181,82 руб.

2. Определим среднемесячную зарплату тех, кто занимает руководящие должности. Показатель СЗрук равен:

– 100 000 руб. (1 200 000 руб. : 12 мес.) – для ректора;

– 80 000 руб. (960 000 руб. : 12 мес.) – для проректора;

– 75 000 руб. (900 000 руб. : 12 мес.) – для главного бухгалтера.

3. Уровень кратности заработных плат составляет:

– 3 (100 000 руб. : 33 181,82 руб.) – для ректора;

– 2,41 (80 000 руб. : 33 181,82 руб.) – для проректора;

– 2,26 (75 000 руб. : 33 181,82 руб.) – для главного бухгалтера.

По всем трем должностям кратность не превышает ту, что установил учредитель. Значит, пересматривать систему оплаты труда в институте не нужно.

Если руководитель (заместитель руководителя, главный бухгалтер) работает в учреждении не с начала 2016 года, разделите ФЗрук на число фактически отработанных полных календарных месяцев.

Пример 2. Расчет предельного соотношения зарплат

Главный бухгалтер к декабрю 2017 года отработал в учреждении девять месяцев.

За это время ему фактически начислили заработную плату 850 000 руб. Остальные условия возьмем из примера 1.

1. Рассчитаем среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот).

Вычитаем из зарплаты всех работников выплаты руководству. Получаем 30 710 000 руб. (33 720 000 – 1 200 000 – 960 000 – 850 000).

Посчитаем показатель СЗсот:

30 710 000 руб. : 77 чел. : 12 мес. = 33 235,93 руб.

2. Определим среднемесячную заработную плату главного бухгалтера. Она равна 94 444,44 руб.

(850 000 руб. : 9 мес.).

3. Уровень кратности заработной платы для главного бухгалтера – 2,84

(94 444,44 руб. : 33 235,93 руб.).

Как и в примере 1, учреждение соблюдает предельное соотношение.

Если учреждение превысило предельное соотношение, придется внести коррективы в систему оплаты труда. Все зависит от того, по какой должности возникла проблема. Если по заработной плате руководителя, меры примет учредитель. Он пересмотрит зарплату руководителя или заставит повысить зарплаты сотрудникам. Если за рамки вышли зарплаты заместителей и главбуха, руководитель может принять решение самостоятельно.

Как раскрыть информацию о зарплатах руководителя и главного бухгалтера

До 2017 года обнародовать данные о своих доходах должны были только руководители государственных и муниципальных учреждений.

Минтруд уточнил: впервые разместить в Интернете данные о среднемесячных зарплатах руководителя учреждения, его замов и главбуха придется в 2018 году.

Ведомство напомнило, что теперь среднемесячная заработная плата руководителей, их замов и главбухов зависит от оплаты труда рядовых работников. Связано это с поправками в статью 145 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ). А в середине декабря Правительство РФ определило порядок расчета среднего заработка (постановление Правительства РФ от 10 декабря 2016 г. № 1339).

Среднемесячную зарплату руководителя, его замов и главбуха теперь надо разделить на среднемесячную зарплату остальных сотрудников учреждения. Результат не должен превысить соотношение 1: 8. Данные поправки также вступили в силу 1 января. Кроме того, с 2017 года в Трудовом кодексе РФ появилось требование о размещении в Интернете информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров учреждений. Эти данные нужно публиковать на официальных сайтах госорганов, органов местного самоуправления, учредителей.

Так Минтруд пришел к выводу: среднемесячную заработную плату следует рассчитывать по итогам года, то есть за 2017 год. Это значит, что начиная с 2018 года нужно размещать в Интернете сведения о зарплатах этих лиц.

Руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений и предприятий больше не смогут "самовольничать", назначая себе заработную плату.

Министерство труда и социальной защиты России подготовило поправки в Трудовой кодекс, а также проект постановления правительства, которыми регулируется образование заработной платы руководителей таких организаций. С момента принятия документов она должна быть четко привязана к зарплате рядовых работников и не превышать установленные документами рамки.

В законопроекте, корректирующем Трудовой кодекс, говорится, что предельный уровень средней зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий должен определяться в кратном отношении к средней зарплате работников тем органом, который является учредителем. То есть, если речь идет о федеральном унитарном предприятии, то максимальную разницу в зарплате устанавливает правительство, если о региональном предприятии, то администрация субъекта РФ, на муниципальном уровне - органы местного самоуправления.

В проекте постановления правительства уточняются требования к заработной плате руководителей государственных предприятий. Как пояснил "РГ" заместитель директора департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства минтруда Сергей Горбарец, согласно проекту постановления правительства размер зарплаты руководителя госпредприятия определяется учредителем в зависимости от сложности труда, масштаба управления, особенностей деятельности и значимости предприятия. При этом предельное соотношение его зарплаты к средней зарплате работников без учета его замов и главного бухгалтера должно быть в кратности от 1 до 8.

"Важный момент - эта кратность должна уже включать в себя премии, компенсационные и стимулирующие выплаты, которые получает руководитель дополнительно к окладу", - сказал Горбарец. Он также уточнил: пока зарплата руководителей госпредприятий регулируется постановлением правительства, подписанным в 1994 году, когда была введена единая тарифная сетка, и сегодня она состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности и прибыли за прошедший год. Кратность устанавливается между окладом начальника и величиной тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии на предприятии.

Но сейчас уже нет единой тарифной сетки. Изменилась экономическая ситуация, вместе с этим возникла необходимость поменять и принцип установления зарплаты руководителя госпредприятия.

"Кратность установлена от одного до восьми. Это значит, что на конкретном предприятии по решению учредителя она может быть любой в этих пределах. Стоит отметить, что в большинстве госучреждений она сейчас составляет 4-5 раз", - продолжает Сергей Горбарец.

Но есть и единичные случаи, когда заработная плата руководителя госпредприятия превышает заработную плату работников значительно больше, чем в восемь раз. И вот как раз для них ситуация должна поменяться, дифференциация в оплате труда между руководством и рядовыми работниками уменьшится.

Пока в проекте постановления правительства не идет речи о соотношении зарплат заместителей руководителя, главных бухгалтеров и основного персонала, но в минтруде признаются, что и эти пропорции в перспективе скорее всего будут прописаны в нормативных документах.

Как напомнил "РГ" проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, в 2008 году постановлением правительства была прописана кратность в зарплатах руководителей бюджетных учреждений и рядовых сотрудников: максимум один к восьми.

"Цель этой кратности заключалась в том, чтобы при переходе на новую систему оплаты труда, которая предполагала увеличение полномочий руководителей бюджетных учреждений при распределении средств и назначении заработной платы работникам в зависимости от эффективности их труда и нагрузки, не происходили искажения", - рассказывает он.

Тогда же были установлены параметры зарплат для заместителей руководителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений - в пределах 70 процентов от уровня зарплаты руководителя. Это тоже должно было выровнять ситуацию, чтобы не получилось, что зам, который не нравится, получает 30 процентов от зарплаты начальников, а приближенный - 90 процентов. Сейчас подобные схемы распространяются и на государственные предприятия.

"Но практика показала: несмотря на четко определенные в 2008 году правила соотношения в зарплатах, часто не учитывались стимулирующие выплаты и в результате пропорции в оплате труда "главенствующих" и "рядовых" нередко оказывались куда выше восьмикратности", - говорит проректор Александр Сафонов. Это было ярко видно на примерах вузов: вскрывались ситуации, когда зарплата преподавателя составляла 15 тысяч рублей, а ректора 200, а то и в несколько раз больше. Сейчас власти предпринимают усилия, чтобы распределение фонда оплаты труда в госучреждениях и на госпредприятиях происходило более рационально.

По мнению генерального директора Всероссийского центра уровня жизни Вячеслава Бобкова, кратность в средних зарплатах начальника и подчиненных один к восьми не решит принципиально вопрос несправедливой оплаты труда. "Средняя зарплата на предприятии - расплывчатный показатель. Зачастую в нем "сидит" и средняя зарплата руководителей", - говорит он.

С его точки зрения, было бы гораздо правильнее устанавливать кратность в зарплатах 10 процентов самых высокооплачиваемых работников на предприятии и 10 процентов наименее оплачиваемых. Соотношение в доходах самых бедных и самых богатых называется "коэффициент фондов". В Японии разница составляет в среднем по стране 5-6 раз. В России превышает 20 раз. На отдельных предприятиях может достигать и 40 раз. Причем самая большая дифференциация в зарплатах в нашей стране не между отраслями экономики, а внутри отдельных предприятий, уточняет Вячеслав Бобков.

Он убежден: если установить такую "вилку" (кратность между самыми бедными и богатыми), она будет более эффективно побуждать руководителей поднимать зарплату низкооплачиваемым работникам.

Кстати, по его словам, 8 процентов наемных работников в России имеют зарплату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Среди них есть работники и госучреждений, и госпредприятий, получающих зарплату на уровне МРОТ или чуть выше.

Также поправками в Трудовой кодекс устанавливается, что люди, поступающие на должность руководителя государственного или муниципального учреждения или предприятия, а также те, кто уже работает в такой должности, должны предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера собственных, своих супругов и несовершеннолетних детей.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы