Классификация современных фотоаппаратов их технические характеристики. Виды фотоаппаратов их классификация и категории. Какая бывает оптика для фотоаппаратов

Мировая промышленность выпускает огромное количество фотосъемочной техники. Но на самом деле кажущееся разнообразие не так уж велико, камеры отлично укладываются в рамки неофициальной, но уже устоявшейся классификации.

Цифровые фотоаппараты, как совсем недавно фотоаппараты пленочные, по своему назначению подразделяются на несколько групп. В самом "низу" - дешевые и простые автоматические "компакты" или "мыльницы" (их назвали так потому, что корпуса этих камер и в самом деле напоминают пластмассовые мыльницы). Однако, параллель с пленочными автоматическими камерами здесь довольно условная.

Любая простейшая пленочная "мыльница" и цифровой фотоаппарат начального уровня это далеко не одно и то же. Начнем с того, что цифровой фотоаппарат устроен намного сложней пленочного "аналога". Его светочувствительным элементом, заменившим пленку, является сенсор - светочувствительный датчик, состоящий из сотен тысяч и миллионов (количество зависит от класса камеры) микроскопических элементов, собранных в прямоугольную плоскую матрицу. Каждый элемент можно сравнить с крупинкой галогенида серебра фотопленки. Только изображение здесь строится по совершенно иным физическим принципам.
Далее - в цифровой камере работает мощный компьютер, который устанавливает экспозицию (выдержку и диафрагму), преобразует электрические сигналы, получаемые с матрицы, в цифровой код, управляет всеми узлами фотоаппарата.

Наконец, оптика. В дешевых пленочных "мыльницах" очень часто устанавливали простой объектив, линзы которого были изготовлены из пластмассы. Пластиковая оптика встречается и в цифровых камерах начального уровня. Но совсем примитивных оптических схем, как и оптики невысокого качества, здесь не встретишь. Какой смысл устанавливать за примитивной пластиковой линзой дорогой высокотехнологичный сенсор?

Еще 4-5 лет назад классификация цифровых камер начиналась с недорогих (до 100 долларов) цифровых фотоаппаратов с сенсорами CMOS, имеющими разрешение VGA - 350 000 элементов (пикселей). Но этот класс аппаратуры сошел со сцены прямо на наших глазах. Сегодня он полностью вытеснен недорогими сотовыми телефонами с такими же сенсорами VGA и такой же простой оптикой.

Эти камеры - первая жертва развития цифровых фототехнологий. Но дело они свое сделали, став стартовой площадкой для камерофонов и задав начальный уровень цифровых фотоаппаратов. Дело в том, что эти дешевые камеры (вспомним марки - Aiptek, Agfa, Volkano и так далее) воспринимались, скорее, как игрушки, нежели серьезная замена пленочному фотоаппарату. Так оно, в принципе, и было. Сделать технически совершенный снимок простой камерой было невозможно (как невозможно сделать его сотовым телефоном с сенсором VGA).

Но сегодняшние простые камеры вовсе не так просты, как кажутся (особенно, если судить об их оснащенности по ценникам). Это полноценные фотоаппараты, которыми можно делать очень неплохие снимки. Даже в руках не самого умелого фотолюбителя цифровая камера начального уровня будет уже не игрушкой, а самым что ни на есть фотоинструментом. И технический уровень современных цифровых фотоаппаратов можно смело сравнить с уровнем дальномерных и автофокусных пленочных фотоаппаратов недавнего прошлого, относящихся к средней ценовой категории.

Об особенностях устройства цифровых "мыльниц" поговорим чуть ниже. Пока же об отличиях внутри этой группы. Зайдя в магазин цифровой техники, легко заметить, что компактные цифровые фотоаппараты очень по-разному стоят. Среди них есть демократичные модели, продающиеся за 120 долларов и есть миниатюрные камеры за 400-500 и более долларов. Откуда эта разница в цене? В чем тут дело?

Может показаться, что главная причина - разрешение сенсора. Это и так, и не так одновременно. Дело в том, что камеры всех ценовых групп стремятся (не сами камеры, конечно, а их конструкторы и производители) к увеличению разрешения. И сегодня 120-долларовая "мыльница" может иметь сенсор разрешением в 4 или 5 мегапикселей, а камера за 500 долларов - сенсор 6-ти или 7-мегапиксельного разрешения. Разница совсем невелика. И можно надеяться, что в ближайшем будущем эта разница станет либо еще меньше, либо вовсе исчезнет.

На самом деле цена камеры зависит от множества факторов. Помимо сенсора - а в дешевые камеры встраивают обычно сенсоры предыдущего поколения, в то время, как дорогие компакты оснащают сенсорами новейших разработок (а это и разрешение, и светочувствительность, и динамический диапазон и множество других характеристик, о которых обязательно поговорим) - фотоаппарат еще содержит в себе высококачественную светосильную оптику, быстродействующий процессор обработки изображений (тот самый компьютер, который мы уже упоминали), электромеханический затвор (простейшие камеры VGA, которых уже не встретишь в магазинах, и фототелефоны затвора не имеют вовсе). Плюс материал корпуса, аккумулятор, плюс яркий цветной дисплей. Вот и набегают немалые деньги. Не будем забывать и о том, что в стоимость новейших моделей входят расходы на перспективные разработки и научные изыскания. Цифровая фотография - одна из наиболее наукоемких отраслей, требующая постоянных финансовых вливаний и интенсивных научных исследований.

Вот и получается, что в группу цифровых "компактов" можно включить и недорогие фотоаппараты, и камеры уровнем повыше... В чем отличия? Их множество. Одно из основных - размеры камеры. Фотоаппараты начального уровня компактны, но не миниатюрны. Это обусловлено и конструкцией объектива, и спецификой автономного питания. В этих фотоаппаратах в качестве источника питания используются стандартные никель-металлгидридные аккумуляторы формата АА (так называемые "пальчиковые"). В комплект самых дешевых камер они не входят - фотоаппараты комплектуются "пробными" щелочными элементами, которые мы называем "алкалиновыми батарейками". С этими элементами камера работает плохо. Щелочной элемент не способен долгое время отдавать большой ток, а энергопотребление фотоаппарата таково, что в некоторые моменты он потребляет ток силой в 1 и даже в 2 ампера (и больше, не будем забывать про энергоемкий конденсатор встроенной вспышки, яркий дисплей с лампой подсветки и сам сенсор). В результате элементы разряжаются быстро и в самый неподходящий момент. Предсказать время разряда невозможно. Но после короткого "голодного обморока" алкалиновые элементы восстанавливают свою энергоемкость и могут служить некоторое время источником питания - до следующего непредсказуемого быстрого разряда.

В более дорогих камерах используются литиевые (литий-ионные или литий-полимерные) аккумуляторы. И это, между прочим, один из плюсов недорогих камер, помимо повсеместно распространенного формата аккумуляторов. А плюсом более "продвинутых цифромыльниц" является то, что их аккумуляторы более компактны и обладают высокой емкостью. То, что они имеют нестандартный, не универсальный формат недостатком считать вряд ли все-таки следует, ибо внутри модельной линейки каждой компании-производителя аккумуляторы жестко стандартизированы. То есть к своей камере, которой уже не первый год от роду, аккумулятор можно подобрать без большого труда - если камера эта носит имя известного производителя (Canon, Nikon, Sony и так далее).

Следующая причина повышения стоимости компактных камер - уменьшение размеров корпуса до рекордных величин при одновременном увеличении размера матрицы ЖК экрана и применении в конструкции фотоаппарата высокопрочного легкого металла (обычно это магниевый сплав). Посмотрите сами - крошечные камеры от Sony, Olympus, Canon сделаны сплошь из металла. Дисплеи покрывают практически всю тыльную часть корпуса фотоаппарата. А оптического видоискателя здесь не найти... Еще один плюс бюджетных фотоаппаратов? Да, наверное. Но в ультракомпактный корпус телескопический видоискатель, такой, чтобы с ним можно было реально работать, встроить невозможно в принципе. Поэтому во всех ультракомпактных камерах в качестве видоискателя используется только жидкокристаллический дисплей.

О не столь явных отличиях поговорим ниже. А сейчас обратимся к следующему классу фотосъемочной аппаратуры - к камерам для энтузиастов. Их еще называют "просьюмерками" (от Professional Consumer, можно вольно перевести как "профессиональный потребитель"). Просьюмерки - это большие цифровые камеры с жестковстроенной (несменной) оптикой, сенсорами больших размеров, развитой автоматикой, наличием ручных режимов (в том числе и ручной фокусировки), но при полном отсутствии оптического видоискателя. Вместо телескопического или зеркального видоискателя в этих камерах используются большой внешний и маленький внутренний (встроенный в окуляр) дисплеи. По одному можно ориентироваться или строить кадр на некотором расстоянии от камеры, по другому - прильнув к окуляру, как в случае с зеркальным или классическим дальномерным фотоаппаратом.

Ярчайший пример отличной просьюмерки - камера Sony DSC-R1. Очень хороший фотоаппарат. Но... Это снова этакий цифровой бронтозавр, представитель вымирающего класса фотоаппаратуры. Да, да, едва появившись, прожив бурную жизнь, полную новаций, открытий, стремительного роста, просьюмерки уступают дорогу зеркальным камерам.

Это неизбежный процесс. Пленочная фототехника совершенствовалась почти двести лет и пришла к оптимальным формам - к зеркальной оптической схеме и тем пропорциям, которые мы прекрасно знаем по профессиональным фотоаппаратам Canon, Nikon, Minolta. И цифровая съемочная техника пройдя короткий путь эксперимента с формой корпуса, с эргономикой кнопок и дисков управления, возвращается к проверенным решениям. Все идет к тому, что на рынке останутся только компактные "мыльницы" (которые все же достаточно разнообразны и по форме корпуса и по техническим решениям) и близкие к классическим пропорциям зеркальные камеры.

Чем хорош зеркальный фотоаппарат и в чем его минусы? Для неискушенного фотолюбителя эти особенности могут быть неочевидными. Тем не менее то, что может зеркальная камера, компакту не по силам в принципе. Речь о магической аббревиатуре ГРИП - о глубине резко изображаемого пространства. А также о связанной с ним ручной фокусировке объектива...

Вспомните хороший портрет работы известного фотохудожника. Что отличает его в первую очередь? Выделение резкостью глаз и легкое "размытие" второстепенных деталей - волос, ушей и тем более фона. Это и есть эффект воздействия ГРИП. Использовать этот прием можно только отключив автофокус, полностью открыв диафрагму объектива и подбирая экспозицию установкой выдержки затвора. То есть камера работает если не в полностью ручном, то хотя бы в полуавтоматическом режиме, а автофокусировка отключается вовсе.

Но не ГРИПом единым жива творческая фотография. Зеркальный видоискатель позволяет очень точно строить кадр, поскольку наш глаз видит ровно то, что отображается на поверхности светочувствительного сенсора. Зеркальная камера работает очень быстро, досадные задержки между двумя нажатиями на спусковую кнопку затвора отсутствуют в принципе (на самом деле просто очень малы). Владельцы "цифромыльниц" знают, какая это неприятная штука - длительная задержка между кадрами. Задержками страдают даже дорогие просьюмерки. К примеру, у той же Sony DSC-R1 при сохранении кадров в RAW (особый некомпрессированный формат графического файла, который используется профессионалами для корректировки параметров изображения на компьютере) задержка может составлять до 10 с. Сенсоры зеркальных камер имеют самые большие физические размеры - они в 1,6-1,5 раза меньше стандартного кадрового окна пленочной камеры (24х36 мм). Чем больше физический размер сенсора, тем выше качество снимка.

Наконец, с зеркальной камерой можно использовать весь парк сменной оптики, что выпущен ведущими компаниями мира за десятилетия производства пленочных зеркальных фотоаппаратов.


А недостатки? Их тоже хватает. Первое - цена. Самая дешевая цифровая "зеркалка" стоит около 600 долларов. Второе - дисплей зеркальной камеры не работает в качестве видоискателя (примечание: информация устарела, в современных зеркальных фотоаппаратах есть такой режим). На ЖК экране можно только просмотреть уже отснятые кадры. Третье - зеркальная камера не умеет снимать видео (информация устарела, уже умеет). И четвертое, едва ли не самое главное... Сенсор зеркального фотоаппарата со сменной оптикой может быть засорен пылью. Удалить эту пыль самостоятельно очень сложно. Элементы светочувствительной матрицы имеют микронные размеры. Крошечная пылинка закрывает сразу несколько десятков ячеек, соответственно, выводя из строя несколько десятков пикселей.

В дорогих (и не очень) камерах используются схемы ультразвукового стряхивания пыли с поверхности сенсора (например, в зеркальных камерах Olympus). Все камеры имеют специальный режим очистки сенсора, когда зеркало поднимается и удерживается до выключения камеры. В этот момент с камеры снимают объектив и сдувают пыль специальной резиновой грушей или посредством баллона со сжатым воздухом. Но, как показывает практика, полное обеспыливание сенсора возможно только в условиях хорошо оснащенной мастерской...

Помимо описанных групп цифровой фототехники особняком стоят фотоаппараты профессиональные. Они классифицируются по собственным правилам, рассматривать которые мы здесь не будем... Проще всего ориентироваться по стоимости. Любительская аппаратура - зеркальный фотоаппарат с "китовым" объективом (с самым простым объективом-трансфокатором) - стоит от 600 до 1200 долларов. Профессиональные камеры - от 1500 и до 30 и более тысяч долларов. Но тут же заметим, что оснащенность современных любительских "зеркалок" равна оснащенности профессиональных цифровых фотоаппаратов 6-7-летней давности. То есть совершенствуется профессиональная аппаратура, а вместе с ней совершенствуется и аппаратура любительская, перенимая у профессиональной все ее недавние достижения и технологии.

Детально говорить о профессиональной технике смысла нет, поскольку это отдельная и совершенно самостоятельная тема. Здесь же отметим лишь наиболее характерные особенности подобных камер.

Профессиональные фотоаппараты оснащаются сенсорами с большими физическими размерами - до 24х36 мм, то есть полностью совпадающих с размерами малоформатного пленочного кадра. Это позволяет использовать весь парк сменной оптики без учета кроп-фактора (увеличения фокусного расстояния объектива из-за уменьшения физических размеров сенсора). В любительских камерах стандартный 50-мм объектив имеет фокусное расстояние либо 75, либо 80 мм для сенсоров с кроп-фактором 1,5 и 1,6 соответственно. То есть вместо хорошего нормального объектива получается "портретник" и даже "телевик". Наибольшие проблемы в связи с этим вызывает применение широкоугольной оптики - профессиональные камеры этих трудностей лишены.

Есть в профессиональном фотообиходе такое понятие, как ресурс камеры. Эта весьма субъективная и приблизительная характеристика пришла из области пленочной аппаратуры. Ранее считалось, что зеркальная пленочная камера любительского уровня (с пластмассовым фильмовым каналом, электромотором, ламельным металлическим затвором, автофокусом) имела ресурс примерно в 20-30 тысяч кадров. То есть жизнь камеры до ее износа ограничивалась съемкой от 600, до 1000 36-кадровых пленок... Скажете, мало? Но многие ли из нас, у кого были (и есть) пленочные Nikon, Canon, Olympus или Minolta сталкивались с тем, что камера рассыпалась от старости? Думается, очень немногие.
Так вот, профессиональные пленочные камеры имеют ресурс на порядок выше - до 100 тысяч кадров. К подобным камерам можно отнести в полном смысле великий механический фотоаппарат Nikon FM2. Ну а камеры Nikon F3 и дальномерные фотоаппараты Leica имели фантастическую долговечность в несколько сотен тысяч кадров.

Каков ресурс современных цифровых профессиональных "зеркалок", сказать трудно. Износ пленочной камеры определялся больше изнашиванием затвора и механизма транспортировки пленки, того самого узла, который испытывал нешуточные перегрузки (на морозе пленка становилась твердой, в жару прилипала к направляющим и прижимному столику). В цифровой камере пленки нет. Есть затвор, оптика и сенсор. Ресурс затвора очень велик - никак не меньше 100 000 срабатываний. В этом смысле любительские камеры от профессиональных отличаются не столь сильно, как может показаться. А вот сенсор... Его долговечность пока никто не проверял. Цифровые камеры Kodak, выпущенные в начале 90-х годов на основе топовых моделей пленочных камер Nikon, работают до сих пор. Хотя светочувствительность сенсора должна за эти годы (около 14 лет!) снизиться.

Как бы там ни было, но в профессиональной аппаратуре используются металлические корпуса, высокоточные и высоконадежные ламельные затворы. И случаи поломок у этих сложнейших камер крайне редки. Профессиональная техника должна быть безупречной. Иначе - кому она будет нужна? Кому угодно, только не настоящим репортерам и художникам...

В индустрии цифровой съемочной аппаратуры сложилась собственная иерархия брендов. Увы, не все классические марки выжили. Вспыхнула и погасла Minolta, которая сегодня возрождается в образе потрясающей зеркальной камеры Sony Alpha DSLR-A100 (конструкция была куплена японским гигантом Sony у консорциума Konica Minolta). Некоторые могущественные в прошлом компании, вроде Polaroid, просто обанкротились. Но возникли и новые имена, которые раньше отношения к фототехнике не имели - например, Panasonic (торговая марка компании Matsushita).

Совершим краткий экскурс по модельному ряду цифровых фотоаппаратов известнейших мировых производителей. При этом будем иметь в виду, что этот обзор ни в коей мере не может считаться исчерпывающим. В области производства цифровой фототехники работает огромное количество электронных компаний...

Компания Canon. Модельный ряд фотоаппаратов этого крупнейшего мирового производителя прямо-таки поражает. Чего здесь только нет... Заметим, что ведущие компании в области фототехники обычно производят и светочувствительные сенсоры для своей аппаратуры. Они же продают эти сенсоры компаниям-конкурентам. К примеру, в фотоаппаратах Nikon (в зеркальных точно) используются сенсоры производства Sony.

Так вот, все цифровые камеры Canon (говорим только о фото, компания выпускает еще и великолепные видеокамеры) подразделяются на несколько групп. Открывает модельную линейку камеры PowerShot Axxx. Это любительские камеры начального и среднего уровня. Все они отличаются довольно крупными (по меркам компактных цифровых фотоаппаратов) корпусами из пластика, наличием телескопического видоискателя (есть, разумеется, и ЖК дисплей) и питанием от элементов (аккумуляторов) формата АА. Серия A4xx включает четыре модели - A420, А430, А450 и А460 - выполненные в едином конструктиве, имеющем вытянутую форму, и оснащенные 1/3-дюймовыми сенсорами. Отличия в разрешении сенсоров (от 4 мегапикселей у А420, до 5 мегапикселей у А460), в оптике (3-х и 4-х кратные зумы) и в размерах контрольных дисплеев (1,8 дюйма по диагонали у младших моделей и 2 дюйма по диагонали у старших). Это самые простые и самые доступные камеры в семействе Canon, которые, тем не менее, пригодны для занятия творческой фотографией, поскольку наделены полуавтоматическими режимами, и дают превосходные снимки.

Серия PowerShot A5xx, выполненная в более "ухватистом" корпусе, включает в себя три модели - А530, А540 и А550 (до 7 мегапикселей). Отличия примерно такие же, как и в серии А4хх. Серия PowerShot А6хх - это две модели А630 и А640 (разрешение сенсора до 10 мегапикселей). Серия PowerShot А7хх - две модели А700 и А710 (до 7,1 мегапикселей).
Особняком стоят камеры PowerShot S80, как компактное решение в бюджетной линейке. А также камеры G7 (сенсор 10 мегапикселей) и S3 IS (сенсор 6 мегапикселей). Последняя модель PowerShot S3 IS относится к классу просьюмерок.
Компактные камеры среднего класса представлены огромной модельной линейкой Digital IXUS, включающей ни много, ни мало 10 моделей фотоаппаратов. Их отличия - компактный металлический (комбинированный, с применением пластика) корпус, применение фирменных аккумуляторов (внутреннего корпоративного стандарта). При этом некоторые модели не обделены телескопическим видоискателем. Canon Digital IXUS первый ультракомпакт на рынке цифровой фотоаппаратуры. Правда, уже давно не единственный.

С недавних пор любительская цифровая зеркальная камера Canon EOS 400D сменила популярную модель EOS 350D. Помимо этого фотоаппарата компания выпускает еще 4 модели полупрофессиональных и профессиональных зеркальных камер, самая известная из которых EOS-1D Mark II N c 8,5-мегапиксельным сенсором и ресурсом в 200 тысяч кадров.

Компания Canon один из мировых лидеров производства цифровой фотоаппаратуры. В недорогие цифровые камеры она ставит сенсоры CCD собственного производства, а в зеркальные камеры уникальные сенсоры CMOS, также своего производства. И это весьма примечательный факт... Об устройстве сенсоров мы еще поговорим, а сейчас отметим одну характерную особенность этого типа светочувствительных датчиков - они очень стабильны и долговечны. Сенсоры CCD склонны к деградации. Со временем у них понижается чувствительность, снижаются характеристики, выходят из строя отдельные светочувствительные ячейки. Сенсоры CMOS этим порокам не подвержены, осторожно добавим - теоретически. Практика показывает, что зеркальные камеры с сенсорами CMOS и CCD в плане стабильности характеристик друг от друга не отличаются.

Модельный ряд ведущих мировых компаний постоянно меняется. Выходят новые камеры, снимаются с производства старые. Новые фотоаппараты Canon получают сенсоры более высокого разрешения, новые процессоры, новые контрастные, яркие дисплеи. Так что угнаться за всеми новинками очень и очень непросто...

То же самое - существенная коррекция модельного ряда цифровых фотоаппаратов - происходит и в другой великой компании мира, известной своими выдающимися во всех отношениями камерами. Речь о Nikon, имя которой давно стало символом надежности и качества.

Nikon, как и ее могущественный конкурент Canon, выпускает полный спектр моделей фотосъемочной аппаратуры, начиная с простых любительских камер, заканчивая сложнейшими моделями для профессионалов.

Модели, предназначенные для фотолюбителей, Nikon назвал Coolpix. Компактные камеры (цифровые "мыльницы") компания подразделяет на три группы - простую, в которую входят модели Coolpix Lxx, среднего уровня (так называемая "стильная" серия), в которую включены модели Sxx и премиум-класса, в которую входят модели Coolpix Pxxx. "Просьюмерок" Nikon больше не выпускает, сделав основной акцент на производстве зеркальных камер любительского уровня. Ну и само собой разумеется - камеры профессиональные. Здесь у Nikon конкурентов мало (помимо Canon).

Начальная серия Coolpix Lxx - это 7 моделей (на февраль-март 2007 года), начиная с самой дешевой L2 (с 6-мегапиксельным сенсором), заканчивая камерой L12 (с 7,1-мегапиксельным разрешением). Основные особенности серии Lxx - пластмассовый конструктив, применение в качестве носителей информации карт памяти формата SD (Secure Digital), трехкратный объектив-трансфокатор, отсутствие оптического видоискателя (в его роли выступает жидкокристаллический цветной дисплей), большой набор автоматических режимов отработки экспозиции и полное отсутствие ручных режимов. Камеры Nikon Coolpix Lxx - отличный выбор для начинающих фотолюбителей и для людей, стремящихся обладать техникой известнейшего производителя за относительно небольшие деньги.

Средняя группа любительских камер - Nikon Coolpix Sxxx. В этой серии выпускаются 8 компактных моделей, которые значительно отличаются друг от друга (отличий больше, чем в серии Lxx). Модельный ряд открывается камерой S5. Это ультракомпакт в тонком металлическом корпусе, с оптикой особого устройства (оправа объектива не выступает за пределы корпуса), с ЖК-дисплеем в качестве видоискателя.

Весьма любопытна 6-мегапиксельная модель S10, выполненная в поворотном конструктиве, некогда "любимом" компанией Nikon. Корпус камеры разделен на две части соединенных вертикальным шарниром. Объективная половинка может поворачиваться относительно основной, что позволяет снимать под разными углами и с разных ракурсов.

Старшая модель линейки S500 оснащена мощным трансфокатором, оправа которого выступает за пределы корпуса камеры, и 7,1-мегапиксельным сенсором.

Камеры модельного ряда Coolpix Sxxx годятся и для начинающего фотолюбителя, и для фотографа-любителя средней квалификации. А для поездок и путешествий эти камеры просто незаменимы, поскольку предельно компактны, прочны и позволяют добиться высокого качества карточек.

Модельная линейка Nikon Coolpix Pxxx - всего три камеры. Но какие камеры! Самая младшая P4 наделена сенсором с разрешением в 8,1-мегапикселя, мощной оптикой и традиционным (позаимствованным в части эргономики у пленочных камер) корпусом. Отличный инструмент для творчества, поскольку здесь есть и оптическая стабилизация объектива (защита от непроизвольных смещений и дрожания рук), и режим приоритета диафрагмы (можно вручную выбрать выдержку), и отличная оптика.

Еще интересней P3. Несмотря на младший индекс, она чуть совершенней модели P4, поскольку обладает встроенным беспроводным адаптером Wi-Fi (остальные характеристики те же). Что это дает фотографу? Возможность переписывать снимки на компьютер, печатать, обмениваться снимками с другими портативными устройствами без кабельного подключения. Уникальная функция, которую трудно переоценить.

Наконец, модель Coolpix P5000. Самый совершенный компакт от Nikon, оснащенный 10-мегапиксельным сенсором, 3,5-кратным зумом с оптической стабилизацией, набором автоматических и ручным режимами установки экспозиции, обладающий рекордным для компактных камер быстродействием. Камеру P5000 можно смело назвать наследницей просьюмерок Nikon, которая будет полезна и обычному, и "профессиональному" фотолюбителю (есть такой условный термин в области фотодела).

Зеркальные камеры Nikon - особая тема. Моделей истинно любительского класса всего три - D40, D50 и D70s (остальные модели полупрофессионального и профессионального уровня, их мы рассматривать не будем из-за высокой стоимости и их недвусмысленного назначения). Nikon D40 - самая доступная зеркальная камера для фотолюбителей, оснащенная полноразмерным сенсором формата APS (то есть уменьшенным в 1,5 раза по сравнению со стандартным кадровым окном пленочной камеры). По сравнению с камерой D50 у младшей модели нет целого ряда вспомогательных механизмов и упрощен сам фотоаппарат. К примеру, в этой камере нет кнопки закрытия диафрагмы для оценки ГРИП (глубины резкого изображения). В корпус камеры не встроен мотор привода автофокусировки - поэтому с камерой в режиме автофокуса работают только специальные объективы со встроенным мотором. Уменьшено количество датчиков (до 3-х) в сенсоре автофокуса. Nikon D40 оснащается 6-мегапиксельным CCD сенсором производства Sony, а новейшая модификация D40x - 10-мегапиксельной матрицей.

Камера D50 занимает в этом ряду среднее положение. От D40 ее отличают более крупные размеры и наличие второго монохромного дисплея на верхней панели фотоаппарата (плюс уже отмеченные отличия). А от D70s - применение карт памяти SD вместо Compact Flash и отсутствие защиты контрольного дисплея специальной крышкой. В D50 и D70s встраиваются 6-мегапиксельные сенсоры CCD (тоже производства Sony).

Из пятерки ведущих мировых производителей пленочной аппаратуры в цифровую эпоху на плаву остались четыре - Canon, Nikon, Pentax и Olympus. Для российских фотолюбителей особый интерес представляет Olympus, поскольку эта компания помимо великолепных цифровых компактов выпускает доступные по цене цифровые зеркальные фотоаппараты.

Эти камеры (самый яркий пример Olympus E-300 и E-400) отличаются от цифровых зеркальных камер других производителей тем, что компания Olympus отказалась от совместимости фотоаппаратов с оптикой для пленочных камер своего производства - в этих зеркалках используется "своя", ни с чем более несовместимая оптика. Причина такого решения - в применении сенсора формата 4/3 дюйма (то есть 22,5 мм по диагонали). Это вдвое меньше диагонали 35-мм узкопленочного кадра. Следовательно, применение оптики от пленочных камер Olympus возможно только с учетом двукратного увеличения фокусного расстояния объективов (кроп-фактор), что зачастую вряд ли приемлемо.

Марка камеры значение, конечно, имеет. Но не менее важны и характеристики конкретной модели.

Еще три легендарных Никона:
Nikon F4
Nikon F501 AF
Nikon F5

;
3. «Зеркалки» (Вы читаете данный раздел).

Nikon D3000


Зеркальные фотокамеры предназначены для профессиональной и творческой съемки. Высокий уровень камер подобного класса определяется несколькими факторами. Качество изображения "зеркалок" определяется количеством пикселей и размером матрицы. В зеркальных фотокамерах матрица намного больше и имеет большее количество пикселей, чем компактная. Никак нельзя обойти компанию Canon, которая оснащает свои зеркалки полноразмерной матрицей (размер такой же, как и у пленки - 24х36 мм), что позволяет снимать с меньшим уровнем шумов, даже при большом уровне ISO (светочувствительности).

Самый важный фактор, который влияет на четкость снимков, это оптика. Зеркальные камеры оснащаются первоклассными объективами, что является залогом успеха при фотосъемке. Кроме этого, вы можете купить сменный объектив, который соответствует именно вашим запросам и специфике снимаемых сюжетов (студийные, пейзажные, архитектурные, портретные, свадебные, каталожные, репортажные, технические, научные или же макросъемка), и наслаждаться великолепными фотоработами в высоком качестве.

На качество изображения также влияет соотношение ISO/Шум. Большинство компактных камер имеют диапазон светочувствительности от ISO 50 до ISO 400. Диапазон светочувствительности в цифровых зеркальных камерах составляет от ISO 100 до ISO 1600. Чем выше уровень светочувствительности, тем четче получится изображения даже в условиях плохой освещенности. Так что, даже при уровне до ISO 800 зеркальная камера позволит сделать четкий снимок.


Casio Exilim Pro EX-F1


Другим, не менее важным фактором зеркальной камеры является скорость работы. Зеркальная камера срабатывает почти одновременно с нажатием кнопки спуска, готовность к работе после включения молниеносна. Скорость работы во многом зависит от объема буфера памяти (своеобразного мозга камеры), в котором хранятся фотографии, пока процессор не начнет их обработку. Дорогие модели зеркальных камер имеют достаточный объем буфера памяти, что позволяет вести съемку до 1200 (Casio Exilim Pro EX-F1) кадров в секунду.

Одной из главных причин покупки цифровой зеркальной камеры является возможность использования целого ряда настроек по своему усмотрению, что позволяет подходить более творчески к процессу фотосъемки. В цифровых "зеркалках" существует большой ряд настроек для фокуса и экспозиции, который отсутствует в большинстве компактных камер. К стандартным функциям цифровых зеркальных камер относятся предикативный авто фокус, ручная фокусировка, глубина резкости, брекетинг авто экспозиции, режимы замера экспозиции и возможность беспроводного подключения вспышки через "Горячий башмак". Если Вы предпочитаете полностью контролировать процесс съемки, тогда цифровая зеркальная камера - это то, что Вам нужно.


Sony Alpha A350


При покупке камеры нужно обратить внимание на систему, с которой в дальнейшем вы будете работать - совместимые объективы, вспышки, фильтры, другие аксессуары, которые необходимы в процессе съемки. Убедитесь, что производитель, которого вы выбрали, широко представлен на рынке вспомогательными товарами. В противном случае - лучше присмотритесь к другой фирме. Согласитесь, будет странно, если вы купите дорогую камеру, и останетесь без совместимого объектива.

На сегодняшний день на рынке зеркальных фотокамер широко представлены такие бренды:

Canon , который использует в камерах стандартные матрицы формата APS-H, сенсоры размера 28,1×18,7 мм; предлагает скорость непрерывной съемки до 30 кадров в секунду, эффективную систему шумоподавления.

Nikon в своих профессиональных фотокамерах использует сенсоры формата APS-C с кроп-фактором 1,74 × -1,44 × , систему 3D цветового матричного замера, 11-зонную систему АФ. На нашем рынке также широко представлена профессиональная оптика Nikon - вы сможете без хлопот подобрать подходящий объектив.


Olympus оснащает профессиональные камеры сенсорами изображения Four Thirds (диагональ матрицы 4/3"). Главными чертами оптики Olympus являются небольшие размеры, хорошая скорость работы и широкий диапазон фокусных расстояний.

Интересный выбор зеркальных фотокамер предоставляет компания Pentax , в продукции которой сочетается разнообразие сюжетных программ, высокое качество оптики, улучшенная система оптической стабилизации, высокий уровень светочувствительности.

Особым классом фотокамер являются так называемые переходные фотоаппараты (которые имеют форм-фактор зеркальной камеры, но оснащены электронным видоискателем), относящиеся к компактным, но располагающие улучшенными возможностями. К этому классу можно отнести Canon PowerShot G7 и G9, предоставляющие широкие возможности съемки отдаленных объектов,

Разобравшись в распространенных видах фотокамер, Вы сможете выбрать тот вариант, который подойдет именно вам, и удовлетворит все ваши требования к фотосъемке.

Планируете в самое ближайшее время продать свою дорогущую зеркалку и наконец-то уже купить 3 комнатную квартиру (http://www.megapolisstroy.ru/tipy-kvartir/trehkomnatnaya-kvartira) в хорошем районе? В таком случае, Вам определенно точно следует заглянуть на сайт www.megapolisstroy.ru! Здесь Вы сможете подобрать себе отличную квартиру на самых выгодных для себя условиях!

Зеркальными они называются из-за того, что визирование в них осуществляется через оптический видоискатель, имеющий в своей конструкции зеркало. Такая конструкция обусловила относительно большие габариты и высокую стоимость камер данного типа. Однако у зеркалок есть и очевидные плюсы - это сменные объективы и большая матрица, как правило, сравнимая по размерам со стандартным пленочным кадром 24х36 мм, или вдвое меньше его в камерах формата APS-C. Большая матрица позволяет снимать с высокой чувствительностью (она измеряется в единицах ISO), поэтому зеркалка может стать оптимальным вариантом для съемки при недостаточном освещении. Кроме того, зеркальные камеры являются наиболее функционально насыщенными и чаще всего именно их называют «профессиональными».

Псевдозеркальные фотоаппараты

По размерам псевдозеркальные камеры похожи на зеркалки начального уровня, но сочетают в себе простоту обращения как у компактного фотоаппарата с довольно высоким техническим оснащением. Псевдозеркальные фотоаппараты, как правило, оснащаются объективом с большой кратностью зума и полностью ручными настройками. Многие псевдозеркальные камеры позволяют использовать дополнительное оборудование, например внешние фотовспышки, различные фильтры и насадки на объектив.

Гибридные фотоаппараты (беззеркальный фотоаппарат со сменным объективом)

Гибридные камеры появились в продаже совсем недавно и представляют собой нечто среднее между зеркалками и компактами. От первых они унаследовали большую матрицу, сменную оптику, а также богатый функционал, однако им не досталось главного - оптического видоискателя и зеркала. Как и в компактах, визирование в гибридных камерах осуществляется по дисплею или через электронный видоискатель. Как следствие, гибридные модели имеют сравнительно небольшие габариты и обеспечивают высокое качество изображения.

Компактные фотоаппараты

Компактные фотоаппараты ориентированы на не слишком опытных и придирчивых покупателей. Благодаря применению маленьких матриц, производителям удалось в разы снизить стоимость таких моделей по сравнению с зеркалками. Компакты всегда оснащены несменным объективом. Впрочем, сегодня можно найти модели с объективами на любой вкус - от широкоугольных светосильных фиксов до суперзумов с кратностью 26х. К сожалению, компакты значительно проигрывают зеркалкам в качестве изображения (особенно при съемке с высокой чувствительностью), что объясняется малыми размерами матриц и применением дешевой оптики.

Фотоаппараты можно классифицировать по самым различным признакам: по типу используемого светочувствительного материала и технологии получения фотоснимка; по способу фокусировки; по ширине используемой фотопленки; по формату кадра; по способу установки экспозиционных параметров; по уровню потребительских свойств; по конструкции объектива; по способу измерения яркости объекта и другим признакам.

По способу фокусировки все фотоаппараты подразделяются на фотоаппараты с фиксированной фокусировкой (фикс-фокусные); с ручной фокусировкой; с автоматизированной фокусировкой.

Фотоаппараты с фиксированной фокусировкой на передней панели корпуса имеют обозначения: «fix-focus» или «free focus». Это самые дешевые компактные камеры. При съемке таким фотоаппаратом не требуется наводка на резкость. Жестко встроенный объектив с небольшим относительным отверстием и большой глубиной резкости позволяет получать удовлетворительные по резкости изображения объекты, расположенные на расстоянии от 1-2 м и до «бесконечности».

К фотоаппаратам с ручной фокусировкой относят фотоаппараты, в которых наводка на резкость осуществляется вращением оправы объектива. Ручная фокусировка может производиться в зависимости от конструкции фотоаппарата следующими способами: по шкале расстояний; по дальномеру, совмещенному с оптическим видоискателем (в шкально-дальномерных фотоаппаратах); по матовому стеклу (в зеркальных фотоаппаратах).

Способ наводки на резкость по шкале расстояний применяется в фотоаппаратах, оснащенных объективами с большой глубиной резкости. Угол поворота оправы в этих фотоаппаратах согласован со шкалой расстояний, на которой указаны расстояния в метрах или футах. Расстояние до объекта съемки определяется фотографом приблизительно, «на глаз». Большая глубина резкости компенсирует ошибки при определении расстояния до объекта съемки. При этом снимки получаются лучшего качества, чем при использовании аппаратов с фиксированной фокусировкой.

Способ наводки на резкость по дальномеру применяется в фотоаппаратах, оснащенных видоискателем-дальномером, который кинематически связан с оправой объектива. Через окуляр видоискателя видно двойное изображение объекта. Фокусировка производится вращением оправы объектива до совмещения изображения в фокусировочном пятне с основным изображением.

Шкально-дальномерные фотоаппараты имеют компактную конструкцию. Они обеспечивают более высокую точность фокусировки, чем шкальные фотоаппараты. Система фокусировки по дальномеру используется как в пленочных классических фотоаппаратах, так и в некоторых цифровых фотоаппаратах.

Способ фокусировки по матовому стеклу применяется в фотоаппаратах с зеркальным видоискателем (зеркальных фотоаппаратах). Оптическая система зеркальных фотоаппаратов, включающая съемочный объектив, зеркало и призму, позволяет визуально контролировать компоновку кадра и фокусировку. Изображение, формируемое объективом, проецируется на матовую поверхность экрана фокусировки и наблюдается в окуляре видоискателя. В зеркальных фотоаппаратах используется либо зеркало, убирающееся из светового потока в момент съемки, либо полупрозрачная призма, расщепляющая световой поток и направляющая одну его часть на светочувствительный материал, а другую часть на матовое стекло видоискателя. Оптическая система зеркального фотоаппарата включает пятиугольную призму (пентапризму), которая оборачивает перевернутое оптическое изображение в прямое и обеспечивает параллельность оптических осей объектива и окуляра видоискателя. Такая конструкция оптической системы зеркального фотоаппарата позволяет полностью устранить параллакс, т.е. получить на матовом стекле видоискателя изображение, соответствующее тому, которое создается на поверхности светочувствительного материала.

Оптическая система с «убирающимся зеркалом» появилась раньше системы с полупрозрачной призмой. Впервые она была реализована в фотоаппаратах фирмы Asahi Optical и в настоящее время используется как в пленочных, так и в цифровых фотоаппаратах. Недостатками этой оптической системы является ее громоздкость, механическая сложность, ограничивающая скорость непрерывной съемки, наличие вибраций от «прыгающего» зеркала.

Оптическая система с полупрозрачной призмой, в связи с отсутствием каких-либо движущихся частей, является более надежной и компактной. Однако она не получила широкого распространения из-за низкой яркости изображения, формируемого как на матовой поверхности экрана фокусировки, так и на поверхности светочувствительного материала, а также возможной засветки светочувствительного материала через окуляр видоискателя.

Для более точной фокусировки в зеркальных фотоаппаратах применяются различные оптические устройства: «микрорастр» и «оптический клин» («клин Додена»). «Микрорастр», представляет собой систему микроскопических пирамидок, расположенных в форме кольца на матовой поверхности экрана фокусировки. «Оптический клин» - это две концентрические полупризмы, размещенные в центре матового стекла видоискателя.

В фотоаппаратах с автоматизированной фокусировкой наводка на резкость производится электронно-механическими системами, осуществляющими процесс поступательного перемещения линз объектива до тех пор, пока не будет обеспечена максимальная резкость изображения объекта в плоскости светочувствительного материала.

Наличие системы автофокуса обозначается с помощью аббревиатуры АF (от Аutо focus), которую наносят на корпус самого аппарата и на его упаковку.

Фотоаппараты с автоматизированной фокусировкой по принципу действия систем автофокусировки подразделяются на следующие группы: с активной системой автофокусировки (ультразвуковые, инфракрасные); с пассивной системой автофокусировки (измеряющие контраст изображения). Новыми разработками в области автофокусировки являются интеллектуальная система многозональной фокусировки по движущемуся объекту СSА (Continuous Servo Аutо focus), а также система управления глазом (Eye Control), используемые в зеркальных фотоаппаратах высокого класса.

По типу объектива различают фотоаппараты, оснащенные объективом с неизменяемым фокусным расстоянием, и фотоаппараты, оснащенные объективом с изменяемым фокусным расстоянием (вариообъективом). В фотоаппаратах первого типа фокусное расстояние объектива обозначается только одним числом, например, 38 мм или /38.

Вариообъективы (zoom-объективы) характеризуются диапазоном изменения фокусного расстояния и маркируются словом zoom и парой чисел, например 35-70 мм, обозначающих нижнюю и верхнюю границы диапазона фокусных расстояний. Производители фотоаппаратов с вариообъективами указывают кратность их увеличения, под которой понимается отношение максимального значения фокусного расстояния к минимальному, Кратность обычно выражают в виде коэффициента, например 2 х для объектива 35-70 мм.

В зависимости от степени автоматизации процессов выбора и установки экспозиционных параметров (выдержки и диафрагмы) фотоаппараты подразделяются на неавтоматические, полуавтоматические и автоматические.

К неавтоматическим относят модели фотоаппаратов без экспонометрических устройств или со встроенным автономным экспонометрическим устройством, не связанным с органами управления экспозицией (выдержками затвора и диафрагмой объектива).

Параметры экспозиции в таких фотоаппаратах выбираются самим фотографом на основе показаний экспонометра или имеющегося опыта и устанавливаются вручную.

К полуавтоматическим относят фотоаппараты, в которых экспонометрическое устройство функционально связано с органами ручного управления экспозицией, В полуавтоматических фотоаппаратах в поле зрения видоискателя размещен индикатор правильной экспозиции (стрелочный или светодиодный). Фотограф заранее устанавливает предпочтительную для данного вида съемки диафрагму (или выдержку), а затем, ориентируясь на показания индикатора, подбирает выдержку (или диафрагму). При правильном определении экспозиции в окне видоискателя наблюдается совпадение двух стрелок (стрелочный индикатор) или изменение цвета свечения светодиода с красного на зеленый (светодиодный индикатор).

В автоматических фотоаппаратах экспонометрическое устройство при нажатии спусковой кнопки автоматически определяет и устанавливает экспозиционные параметры.

Автоматические фотоаппараты бывают однопрограммными и многопрограммными.

Однопрограммными автоматическими фотоаппаратами называются фотоаппараты, экспонометрическое устройство которых автоматически устанавливает оба экспозиционных параметра. Они работают по одной программе, когда каждому значению яркости объекта и светочувствительности фотопленки соответствует лишь одно сочетание «выдержка-диафрагма». Это ограничивает творческие возможности фотографа; лишает его возможности учесть характер снимаемого сюжета. Такие фотоаппараты относятся к фотоаппаратам простого класса.

В многопрограммных автоматических фотоаппаратах выдержка и диафрагма устанавливаются автоматически по одной из программ, выбранных в соответствии с сюжетом съемки. Многопрограммные автоматические фотоаппараты обычно имеют следующие режимы управления экспозицией: автоматический режим; приоритет диафрагмы; приоритет выдержки; ручной режим; режим «Экспокоррекция».

В автоматическом режиме фотоаппаратом автоматически отрабатывается выдержка и диафрагма согласно одной из программ управления экспозицией: «Полный автомат», «Портрет», «Пейзаж», «Спорт», «Ночная съемка».

В моделях автоматических фотоаппаратов, в которых имеется режим «приоритет выдержки», фотограф самостоятельно задает необходимое значение выдержки, а диафрагма автоматически устанавливается в момент экспонирования на основании измерений экспонометра.

Режим «приоритет диафрагмы» дает возможность фотографу устанавливать необходимое значение диафрагмы; выдержка при этом устанавливается автоматически.

Режим «экспокоррекция» позволяет увеличивать или уменьшать экспозицию по сравнению со значением, задаваемым экспонометром.

Режим «экспопамять» дает возможность фиксировать определенное показание экспонометра и держать его в памяти автоматики, чтобы обеспечить эту экспозицию даже при изменившихся условиях освещения или иной композиции кадра.

По типу видоискателя (способу компоновки кадра) фотоаппараты подразделяются на камеры с телескопическим, зеркальным видоискателем или жидкокристаллическим дисплеем.

Телескопическими видоискателями оснащаются компактные (незеркальные) фотоаппараты. Видоискатель располагается несколько выше и (или) в стороне от съемочного объектива и дает прямое и уменьшенное изображение.

Зеркальным (перископическим) видоискателем оснащаются зеркальные фотоаппараты. Зеркальные видоискатели обеспечивают точный контроль границ снимаемого кадра, на их матовом стекле получается изображение объекта съемки в масштабе, близком к изображению на светочувствительном материале.

Жидкокристаллическими видоискателями оснащаются цифровые фотоаппараты. Некоторые модели цифровых фотоаппаратов наряду с жидкокристаллическим дисплеем имеют телескопический видоискатель.

По способу измерения яркости объекта различают фотоаппараты внешнего измерения и фотоаппараты внутреннего измерения по системе TTL.

В фотоаппаратах внешнего измерения яркости замер экспозиции осуществляется фотоприемником, расположенным на передней панели рядом с объективом. Этой системой замера экспозиции оснащаются фотоаппараты простого и среднего класса. Фотоприемником замеряется интегральная (суммарная) яркость разных объектов, входящих в зону его охвата.

В фотоаппаратах системы TTL (от англ. through the Lens - через объектив) замер экспозиции осуществляется фотоприемником, расположенным внутри камеры за объективом. Этой системой замера экспозиции оснащаются зеркальные фотоаппараты высокого класса. Такое расположение фотоприемника обеспечивает более высокую точность определения экспозиции, так как автоматически исключаются все погрешности, вызванные ошибками в установке диафрагмы, потерями света в объективе, изменением относительного отверстия при пользовании сменными объективами, учитывается влияние кратности светофильтров и других оптических насадок на объектив. К достоинствам системы TTL относится также и то, что измерение экспозиционных параметров производится только для тех частей объекта съемки, которые попадают в кадр.

По типу используемого светочувствительного материала и технологии получения фотоснимка фотоаппараты можно подразделить на пять групп: классические (пленочные); специальные (пленочные); усовершенствованные (пленочные системы АР5); системы Ро1агоid; цифровые.

Принцип получения фотоснимков с помощью классических пленочных фотоаппаратов состоит в том, что фотографируемый объект через объектив проецируется в уменьшенном виде на заряженную в аппарат фотопленку. В результате экспонирования (воздействия света) на пленке образуется скрытое изображение, которое после химической обработки становится видимым. В зависимости от типа используемой пленки полученное изображение может быть черно-белым или цветным, негативным или позитивным.

В зависимости от ширины используемой пленки классические пленочные фотоаппараты подразделяют на 16-, 35- и 60-миллиметровые. Самое широкое распространение получили фотоаппараты, в которых используется пленка шириной 35 мм. Длина фотопленки рассчитана на получение 12, 24, 36 кадров стандартного формата 24 х 36 мм. 35-мм фотоаппараты, имеющие формат кадрового окна 18 х 24 называются полуформатными. Они позволяют получить на фотопленке удвоенное количество кадров, соответственно: 24, 48 или 72.

Фотоаппараты, в которых используется пленка шириной 61,5 мм, распространены сравнительно мало. В основном они пользуются спросом у профессионалов, так как обеспечивают более высокое качество получаемой фотографии.

В зависимости от уровня основных функциональных свойств классические пленочные фотоаппараты подразделяются на три класса: простой, средний и высокий (профессиональный).

Фотоаппараты простого класса отвечают требованиям начинающих фотолюбителей и обеспечивают получение изображения удовлетворительного качества. Управление такими фотоаппаратами максимально автоматизировано. Выдержка и диафрагма при этом устанавливается автоматически. К ним относятся и одноразовые фотоаппараты, предназначенные как для обычной, так и ряда специализированных съемок: подводных, спортивных, панорамных. В них отсутствует электрический привод системы перевода кадров, они снабжаются жестко встроенными фикс-фокусными объективами, большинство их не оснащается встроенной вспышкой. Линзы объективов изготавливаются из пластмассы.

Фотоаппараты среднего класса отвечают требованиям фотолюбителей, уже имеющих определенную подготовку и опыт, и характеризуются более высоким уровнем потребительских свойств.

Фотоаппараты высокого класса отвечают требованиям фотографов-профессионалов. К ним относятся многофункциональные фотоаппараты, позволяющие проводить все виды фотосъемки. Они оснащаются съемными светосильными объективами, имеют широкий диапазон выдержек (от установки «вручную» до отрабатываемых автоматически 1/2000 с и менее). В этих фотоаппаратах устанавливается автоматическая (отключаемая) экспонометрическая система.

К специальным пленочным фотоаппаратам относятся панорамные и стереоскопические фотоаппараты.

Панорамные пленочные фотоаппараты позволяют получать удлиненный формат кадра, например, 24 х 58 мм. Предназначены они для пейзажей, интерьеров, архитектурных ансамблей.

Стереоскопические фотоаппараты оснащаются обычно двумя объективами и предназначены для получения объемных изображений.

Фотоаппараты APS (Advanced Photo System - усовершенствованная фотографическая система) предназначены для фотографирования на фотопленку шириной 24 мм с магнитным слоем, на который записывается информация об условиях съемки, номере кадра, диафрагме и выдержке, дате, времени. Это позволяет улучшить качество лабораторной обработки каждого кадра фотопленки. В фотоаппаратах APS применяются специальные компактные кассеты, полностью автоматизирующие процесс зарядки фотопленки и упрощающие ее хранение (в кассете) после обработки.

Фотоаппараты APS позволяют получать отпечатки трех форматов: Н (HDTV - High Definition Television) - широкоэкранный, стандартный формат телевидения высокой четкости: отпечатки форматом 9x15 или 10x17 см (9:16); С (Classic) - классический: отпечатки форматом 9x13 или 10 х 15 см (2:3); Р (Panoramic) - панорамный: отпечатки форматом 9 х 25 или 10 х 30 см (1:3).

При выборе форматов отпечатка (С или Р) в аппаратах APS видоискатель выполняет автоматическое маскирование кадра: при смене формата отпечатка рамка видоискателя изменяет свои пропорции в соответствии с выбранным форматом. Особенность изменения форматов такова, что полная рамка видоискателя соответствует формату Я, а остальные получаются путем ограничения этого формата: классический формат С образуется посредством «урезания» боковых сторон, а панорамный Р - ограничением сверху и снизу.

Фотоаппараты APS, оснащенные функцией (mid-roll change - MRC), позволяют в любой момент извлечь кассету с частично экспонированной пленкой, а впоследствии без проблем использовать ее снова для съемки в фотоаппарате, механизм которого считает информацию с магнитного слоя и прокрутит пленку до первого неэкспонированного кадра.

Фотоаппараты Polaroid по конструкции значительно отличаются от пленочных фотоаппаратов и позволяют получать цветные позитивные изображения через 2~3 мин после съемки на специальные многослойные фотоматериалы без их лабораторной обработки. Для фотоаппаратов Polaroid характерны громоздкость и небольшой размер получаемого изображения.

В настоящее время пленочные фотоаппараты практически полностью вытеснены с рынка цифровой фототехникой.

Цифровые фотоаппараты по внешнему виду аналогичны пленочным фотоаппаратам. В цифровых фотоаппаратах световое изображение преобразуется матрицей светочувствительных элементов в последовательность электрических импульсов. Для сохранения снимков в цифровых фотоаппаратах используются два различных типа запоминающих устройств: постоянная и сменная память (флэш-карты и мини-диски).

В моделях с постоянной памятью запоминающее устройство встроено в фотоаппарат. Сменная память служит для увеличения общего объема памяти, поскольку объем встроенной памяти цифровых фотоаппаратов обычно невелик. В моделях со сменной памятью фотоизображения сохраняются на флэш-картах: Compact Flash (CF), Smart Media (SM), Multi Media Card (MMC), Memory Stick (MS), Secure Digital (SD) Card, extreme digital (xD) - Picture Card, или на мини-дисках: IBM Microdrive, Data Play, CD-R, CD-RW. Каждый вид карт различается размерами, количеством контактов, напряжением питания, средней скоростью чтения / записи и выпускается различной емкости.

Визирование в большинстве цифровых фотоаппаратов осуществляется как через телескопический видоискатель, так и по цветному жидкокристаллическому дисплею, который может быть использован также в качестве устройства просмотра снимков и панели управления режимами фотоаппарата. Наличие в цифровых фотоаппаратах жидкокристаллического дисплея позволяет точно скомпоновать кадр не только при обычной съемке, но и при макросъемке.

Для цифровых фотоаппаратов характерна простота пользования, оперативность освещения событий, предсказуемость результатов, относительно низкие расходы на получение снимка, возможность оценки общей компоновки кадра и правильность экспозиции, в связи с чем они пользуются большим спросом у фотографов-репортеров.

Цифровые фотоаппараты позволяют с помощью специальной программы произвести загрузку фотоизображений в компьютер для их сохранения в виде цифровых файлов или последующих операций корректировки изображения с помощью специальных компьютерных программ. По уровню потребительских свойств различают цифровые фотоаппараты простого, среднего и высокого класса.

Цифровые фотоаппараты - один из самых бурно развивающихся видов электронной техники. В каталогах ведущих мировых производителей новые модели цифровых камер появляются едва ли не еженедельно. К тому же общепринятые каноны в области цифровой съемочной техники еще не устоялись.

Все это осложняет попытку классификации современных моделей цифровых фотоаппаратов. То, что сегодня является привилегией камер полупрофессионального уровня - например, брекетинг (автоматическая съемка серии кадров с небольшими отклонениями экспозиционных параметров для выбора в дальнейшем лучшего кадра), экспозиционная поправка (механизм экспокоррекции), многозонный автофокус - завтра появляется в бюджетных моделях, рассчитанных на массового потребителя. Быстро растет качество и разрешение светочувствительных сенсоров, совершенствуется конструкция камер, напрямую влияющая на потребительские характеристики фотоаппарата и его долговечность. И все же некоторые обобщения оказываются вполне обоснованными.

Цифровая съемочная техника стала тем самым полигоном высоких технологий, который привлекает лучшие инженерные силы всего мира. А потому большинство технических новаций в новых камерах разных производителей появляются практически синхронно и очень быстро становятся промышленным стандартом. Это позволяет говорить об устройстве цифровых фотоаппаратов более предметно.

Современные цифровые фотоаппараты делят на следующие типы.

Компактные фотоаппараты ориентированы на не слишком опытных и придирчивых покупателей. Характеризуется малыми размерами и весом; такой фотоаппарат легко носить с собой постоянно. Визирование по ЖК-экрану, это позволяет точно собрать кадр, зачастую доработка в графическом редакторе не нужна вообще. Иногда есть оптический видоискатель, синхронизированный с изменением фокусного расстояния объектива (удобно для съёмки людей, подвижных сцен). Малый физический размер матрицы означает низкую чувствительность или высокий уровень шумов. Также этот тип камер обычно отличает отсутствие или недостаточная гибкость ручных настроек экспозиции.

За исключением самых дешёвых моделей, характеризуются немалыми возможностями в макросъёмке. У многих моделей размер объекта съёмки 30 мм и даже меньше.

Зеркальные цифровые фотоаппараты получили свое название в связи с тем, что визирование в них осуществляется через оптический видоискатель, имеющий в своей конструкции зеркало. Такая конструкция обусловила относительно большие габариты и высокую стоимость камер данного типа. Однако у зеркальных фотоаппаратов есть и очевидные плюсы - это сменные объективы и большая матрица, как правило, сравнимая по размерам со стандартным пленочным кадром 24х36 мм, или вдвое меньше его в камерах формата APS-C. Большая матрица позволяет снимать с высокой чувствительностью (она измеряется в единицах ISO), поэтому зеркалка может стать оптимальным вариантом для съемки при недостаточном освещении. Кроме того, зеркальные камеры являются наиболее функционально насыщенными и чаще всего именно их называют «профессиональными».

Однообъективные зеркальные фотоаппараты с полупрозрачным зеркалом - класс аппаратов, в которых наведение на резкость проводится по фокусировочному экрану через съёмочный объектив, однако нет подъемного зеркала. В таких аппаратах оптическая схема содержит полупрозрачное зеркало или светоделительную призму, которая направляет от 10 до 50% светового потока на фокусировочный экран, а остальное передаётся на матрицу. Как правило, нет возможности менять объектив.

Отсутствие зеркального видоискателя с пентапризмой позволило значительно уменьшить рабочий отрезок камеры и её размеры. Функции TTL-экспонометра и датчика автофокуса переданы светочувствительной матрице. Беззеркальные фотоаппараты получили распространение в конце 2000-х годов, с распространением уменьшенных байонетов наподобие «Микро 4:3».

В свою очередь, беззеркальные цифровые фотоаппараты со сменными объективами делятся на камеры только с ЖК-дисплеем и на псевдозеркальные (с электронным видоискателем). Конструкция некоторых камер позволяет использовать внешний съёмный электронный видоискатель («Olympus PEN E-P2»).

Автофокус медленный контрастный, свойственный дешевым компактным фотоаппаратам. Затруднена ручная фокусировка. Объектив не убирается в корпус, так что малых габаритов удаётся добиться лишь с фикс-объективами. Но в целом большая матрица даёт приличное качество изображения. Иногда в погоне за компактностью основного блока производители уменьшают ёмкость аккумулятора до неприемлемых величин.

В 2011 году появились первые беззеркальные фотоаппараты, оснащённые матрицей, у которой часть пикселей выделено для автофокусировки методом измерения разности фаз, что существенно увеличило скорость автофокусировки. К таким моделям относятся Nikon 1 V1, Nikon 1 J1, Canon EOS M.

Псевдозеркальные цифровые фотоаппараты внешним видом напоминают однообъективную зеркальную камеру, а также, помимо цифрового дисплея, оснащены электронным видоискателем. Изображение в видоискателе такого аппарата формируется на отдельном цифровом экране, или на поворачивающемся основном экране. Как правило, имеют резьбу на объективе для присоединения насадок и светофильтров (пример - Konica Minolta серия моделей Z).

Кратность трансфокатора 6Ч и выше (отсюда название «ультразум»). Довольно высокое качество съёмки, благодаря неплохой диафрагме на «дальнем» конце (например, f/3,5 у Canon PowerShot S3 IS) и стабилизированному объективу. Размеры матрицы варьируются от 1/2,5 видиконных дюймов до Микро 4:3. Портретными возможностями псевдозеркальный цифровой фотоаппарат, даже с маленькой матрицей, не уступает компактным, в первую очередь из-за качественного объектива. Благодаря огромному количеству кнопок по всему корпусу, фотограф может быстро переключить фотоаппарат в нужный режим.

Недостатками большинства ультразумов являются скромные возможности в макросъёмке и высокое фокусное расстояние на «ближнем» конце (например, 36 мм в пересчёте на плёнку у того же «Canon S3 IS»). Современные (начало 2012) ультразумы в широкоугольной съёмке имеют сильную дисторсию, которая корректируется программно. На «дальнем» конце светосила, как правило, невысока. Да и любой фотоаппарат со сменным объективом превзойдёт ультразум по качеству изображения, в первую очередь за счёт большой матрицы.

Компактные цифровые фотоаппараты с несменным объективом с постоянным фокусным расстоянием в основном выполнены в стиле «ретро», имеют матрицу больших размеров, многие снабжены оптическим видоискателем, обладают высокими техническими характеристиками беззеркальных фотоаппаратов. Отличаются высокой ценой.

Сверхкомпактные цифровые фотоаппараты. За компактность приходится платить крошечной матрицей (обычно 1/2,5 видиконных дюймов). Для получения приемлемого качества снимков применяется агрессивное шумоподавление. Также урезают кратность трансфокатора (обычно 3Ч или 4Ч), фокусное расстояние на «коротком конце», штативное гнездо, ёмкость аккумулятора. Страдают и возможности макросъёмки. Как правило, нет оптического видоискателя. Самым же маленьким серийным фотоаппаратом является Nikon S01, размеры которого всего 77Ч52Ч17 мм, а вес 96 г. без элемента питания.

Фотоаппараты, встроенные в другие устройства удобны тем, что устройство всегда с собой. Миниатюрны, как правило, нет механики объектива и собственных органов управления. Служат большей частью для «протокольных» снимков и пересъёмки информации. Примеры: цифровые фотокамеры камерафонов, интернет-планшетов, автомобильных видеорегистраторов.

Цифровые дальномерные фотоаппараты - это немногочисленная группа цифровых фотоаппаратов, имеющих, кроме ЖК-дисплея, оптический видоискатель, совмещённый с дальномером. На 2012 год цифровые дальномерные фотоаппараты представлены тремя моделями: «Epson R-D1», «Leica M8» и «Leica M9». Крепление объективов - байонет Leica M. Отличаются высокой ценой, сочетают высокое качество изображения с непревзойдённой оперативностью съёмки (важно для уличной и репортажной фотографии).

Фотоаппараты можно классифицировать по типу видоискателя; по способу измерения яркости объекта, по конструкции объектива, по уровню потребительских свойств и другим признакам.

По типу видоискателя фотоаппараты подразделяются на компактные (портативные), псевдозеркальные и зеркальные.

Компактные фотоаппараты получили свое название в связи с компактностью своих размеров и малой массой. Оснащаются они миниатюрными объективами с большой глубиной резкости, позволяющей компенсировать возможные ошибки системы автофокусировки. Компактные цифровые фотоаппараты, для контроля за компоновкой кадра оснащаются жидкокристаллическим дисплеем и (или) телескопическим видоискателем.

Псевдозеркальные фотоаппараты оснащаются электронооптическим видоискателем и по габаритам и массе занимают промежуточное положение между компактными и зеркальными фотоаппаратами. Данный тип видоискателя может использоваться при ярком солнечном свете, когда пользоваться обычным ЖК-экраном становится затруднительно.

Зеркальные фотоаппараты получили свое название от применяемого в них зеркального видоискателя. Они отличаются большими габаритными размерами, оснащаются соответствующими объективами.

Оптическая система зеркального фотоаппарата позволяет визуально контролировать компоновку кадра и фокусировку через окуляр видоискателя.

По конструкции объектива фотоаппараты классифицируются на фотоаппараты, оснащенные объективом с неизменяемым фокусным расстоянием, и фотоаппараты с изменяемым фокусным расстоянием (Zoom-объективом). В свою очередь фотоаппараты, оснащенные Zoom-объективом, в зависимости от его кратности, подразделяются на фотоаппараты, оснащенные компактным, стандартным и мощным Zoom-объективом.

По способу измерения яркости объекта фотоаппараты подразделяются на фотоаппараты внешнего измерения и фотоаппараты внутреннего измерения по системе TTL.

В фотоаппаратах внешнего измерения яркости замер экспозиции осуществляется фотоприемником, расположенным на передней панели рядом с объективом. Этой системой замера экспозиции оснащаются фотоаппараты простого и среднего классов. Фотоприемником замеряется интегральная (суммарная) яркость разных объектов, входящих в зону его охвата.

В фотоаппаратах системы TTL (от англ, through the lens - через объектив) замер экспозиции осуществляется фотоприемником, расположенным внутри камеры за объективом. Этой системой замера экспозиции оснащаются зеркальные фотоаппараты высокого класса. Такое расположение фотоприемника обеспечивает более высокую точность измерения экспозиционных параметров.

По уровню потребительских свойств фотоаппараты можно подразделить на фотоаппараты простого, среднего и высокого классов.

К фотоаппаратам простого класса относятся компактные автоматические многопрограммные фотоаппараты массой до 200 г, оснащенные миниатюрным широкоугольным Zoom-объективом (как правило, до 3 х), светочувствительной матрицей CCD, размером 1/2,7", 1/2,5"или 1/2,3"и сохраняющие фотографическое изображение со сжатием в формате JPEG. Максимальная светочувствительность матрицы, как правило, ограничена 1600 единицами ISO. Они позволяют получать фотографическое изображение удовлетворительного качества.

К фотоаппаратам среднего класса относятся компактные автоматические многопрограммные фотоаппараты массой от 200 г до 500 г, оснащенные Zoom-объективом (не менее чем 3 х), в том числе псевдозеркальные фотоаппараты со сменной оптикой, светочувствительной матрицей, размером от 1/1,8" до 2/3", и сохраняющие фотографическое изображение в форматах JPEG, TIFF или RAW. Максимальная светочувствительность матрицы, как правило, ограничена 3200 единицами ISO. Они позволяют осуществлять съемку разнообразных сюжетов и получать снимки хорошего качества.

К фотоаппаратам высокого класса относятся зеркальные автоматические многопрограммные фотоаппараты массой от 500 г и выше, с точечной и многозональной системой автофокусировки и экспозамера. Они позволяют использовать сменные объективы, электронные импульсные осветительные лампы, в необходимых случаях отключать автоматику камеры и переходить на ручную фокусировку и установку экспозиционных параметров. Фотоаппараты высокого класса оснащаются светочувствительной матрицей CMOS, размером от 20 х 13 мм до 49 х 37 мм, и сохраняют фотографическое изображение в основном на карты памяти Compact flash и SD (SDHC), в формате RAW, JPEG, TIFF. Они имеют широкий диапазон изменения светочувствительности матрицы (до 6400 единиц ISO и выше), выдержек (до 1/8000 с) и позволяют, вести оперативную съемку самых разнообразных сюжетов и получать снимки высокого качества.

В многопрограммных автоматических фотоаппаратах выдержка и диафрагма устанавливаются автоматически по одной из программ (“Полный автомат”, “Портрет”, “Пейзаж”, “Спорт”, “Ночной портрет”, “Ночной пейзаж”, “Макросъемка”), выбранной в соответствии с сюжетом съемки. Фотоаппараты среднего и высокого класса дополнительно имеют творческие режимы съемки: “Программная автоэкспозиция”, “Автоэкспозиция с приоритетом выдержки”, “Автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы”, “Ручная установка экспозиции”, “Автоматическая установка глубины резкости”.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы