Технические характеристики морских судов. Характеристики судов: классификация, устройство, описание. Центр тяжести объемного водоизмещения W называется центром водоизмещения

Характеристика судна состоит из нескольких критериев или параметров. Это касается не только речных и морских плавсредств, но и воздушных аппаратов. Рассмотрим виды классификационных параметров подробнее.

Линейные критерии

Одна из важнейших характеристик судна - габариты. Максимальная длина замеряется от крайней носовой оконечности до кормовой аналогичной отметки (Lex). Также в эту категорию входят следующие размеры:

  • Длина объекта, фиксируемая на уровне ватерлинии от баллерной рулевой оси до фронтальной части форштевня (L).
  • Предельная ширина судна между внешними краями шпангоутов (BEX).
  • Аналогичный показатель, фиксируемый на мидель-шпангоуте в районе летней грузовой ватерлинии (В).
  • Показатель высоты бортов (D). Габарит измеряется на миделе от конечной кромки бимса верхней палубы до идентичной точки горизонтального киля. Также параметр может контролироваться до места пересечения теоретических очертаний борта и верхней палубы (на кораблях с закругленным соединением).
  • Осадка (d). Критерий фиксируется на миделе от ватерлинии до верхней части горизонтального киля.

Виды осадки

В общие характеристики судов также входит осадка носом (dh) или кормой (dk). Этот критерий замеряется по маркировке углубления, имеющейся на оконечности бортов. На правой части объекта она наносится арабскими цифрами (в дециметрах). На левом борту ставят метки в футах римскими числами. Высота знаков и дистанция между ними - один фут, на правом борту - 1 дециметр.

Полученные осадки по меткам углубления показывают вертикальные расстояния между ватерлинией и нижним краем горизонтального киля в тех точках, где нанесены марки. Мидельную (среднюю) осадку получают в виде полусуммы носового и кормового показателя. Разность между параметрами называется дифферентом суда. Например, если корма погружена в воду больше, чем нос, такой объект обладает дифферентом на корму, и наоборот.

Объемные параметры

Эта характеристика судна включает в себя объем всех помещений, ориентированных на транспортировку груза в кубических метрах (W). Вместимость может рассчитываться по нескольким критериям:

  1. Перевозка штучных грузов в кипах. Параметр охватывает объем всех грузовых отсеков между внутренними частями выступающих элементов (карлингсов, шпангоутов, защитных и прочих деталей).
  2. Грузовместимость насыпью. Сюда входит суммарный показатель всех свободных объемов транспортных помещений. Этот критерий всегда больше, чем киповая вместимость.
  3. Удельная характеристика приходится на одну тонну чистой грузоподъемности объекта.
  4. Валовая вместимость (измеряется в регистровых тонах). Она предназначена для исчисления сборов за пользование каналами, лоцманские услуги, заводы в доки и тому подобное.

В общие характеристики судна входит вместимость контейнеров. Показатель измеряется в ДЭФ (эквивалент двадцатифутовых контейнеров, которые могут поместиться на палубе и в трюмах). На место одного сорокафутового ящика можно установить два по двадцать футов, и наоборот. На моделях типа Ro-Ro вместимость груза указывается в тысячах куб. м. К примеру, обозначение Ro/50 указывает на параметр в 50 тысяч кубометров.

Грузовые показатели

К грузовым характеристикам судна относят такие данные:

  • Удельная вместимость груза.
  • Коэффициент на поправку конструктивных различий трюмов.
  • Число и габариты люков.
  • Предельные параметры нагрузок на палубы.
  • Грузоподъемность и количество специальных судовых средств.
  • Технические вентиляционные приспособления, включая корректировку микроклимата в транспортных отсеках.

Так как удельная вместимость груза плотно связана с чистым показателем, техническая характеристика судов в этом плане может считаться постоянной величиной только с учетом истинного параметра грузоподъемности. Сопоставление указанных показателей дает возможность рассчитать возможности объекта при его загрузке разного типа материалами. У наливных танкеров учитывается также параметр их удельной грузоподъемности.

Особенности

Удельный критерий грузоподъемности - это общая характеристика судов, показывающая количество тонн или килограмм, которое способен вместить объект в перерасчете на один кубический метр.

Как правило, удельная грузовместимость учитывается на стадии проектирования судна и, в зависимости от его назначения, распределяется следующим образом:

  • Ролкеры - от 2,5 до 4,0 м 3 /т.
  • Универсальные модификации - 1,5/1,7 м 3 /т.
  • Лесовозы (на фото ниже) - до 2,2 м 3 /т.
  • Контейнерные версии - 1,2-4,0 м 3 /т.
  • Танкеры - до 1,4 м 3 /т.
  • Рудовозы - 0,8-1,0 м 3 /т.

Ниже приведены положения Международной конвенции по общей характеристике судов в плане обмера (от 1969 года):

  • Учитывать итоговые параметры в метрах кубических.
  • Минимизировать преимущества шельтердечных и подобных им версий.
  • Обозначение валовой вместимости - GT (Gross Tonnage).

Согласно указанным правилам, валовая вместимость GT и NT характеризуют общий и коммерческий полезный объем соответственно.

Виды флота

Суда в зависимости от предназначения и особенностей эксплуатации классифицируются на несколько видов:

  • Промысловый флот - для добычи рыбы и других океанических или морских обитателей, перегрузки и доставки товара в место назначения.
  • Добычные суда - сейнеры, траулеры, краболовные, кальмарные, водороследобывающие корабли и их аналоги.
  • Обрабатывающий флот - плавательные средства, ориентированные на прием, обработку и хранение морепродуктов, рыбы и морского зверя, обеспечивая одновременно медицинское и культурное обслуживание членов команды. В эту же категорию входят рефрижераторы и плавбазы.
  • Транспортные суда - обслуживают добывающий и обрабатывающий флот. Основная особенность - наличие в оснащении специально оборудованных трюмов для хранения продукции (приемотранспортные, холодильные и подобные им корабли).
  • Вспомогательный флот - сухогрузы, грузопассажирские, наливные плавсредства, буксиры, санитарные и пожарные модификации.
  • Специальные суда - техника, предназначенная для проведения перспективной, учебной, оперативной разведки, научных исследований.
  • Технический флот - плавающие мастерские, дноуглубительные снаряды и прочие портовые средства.

Регистровый тоннаж

Этот условный показатель также входит в общие характеристики судна. Измеряется он в регистровых тоннах, одна единица равняется 2,83 кубометра или 100 футам. Указанный параметр ориентирован на сравнение величин объектов и фиксации размера различных портовых сборов, включая статистику учета массы груза.

Разновидности регистрового тоннажа:

  • Брутто - объем всех отсеков судна в надстройках и под палубой, предназначенных для оснащения балластными танками, рулевой рубкой, вспомогательных устройств, камбуза, световых лючков и прочего.
  • Тоннаж нетто-регистра. Сюда входит полезный объем, служащий для транспортировки основных грузов и пассажиров. Регистровый обмен подтверждается специальным документом (мерительным свидетельством).

Коэффициент конструктивного различия трюмов

Значение этой технической характеристики судов варьируется в пределах 0,6-0,9 единицы. Чем критерий ниже, тем выше стояночная норма при выполнении грузовых операций. Число и габариты люков - один из определяющих критериев для выполнения грузовых операций. От количества этих элементов зависит качество и скорость погрузочно-разгрузочных манипуляций, а также степень комфорта при выполнении операций.

Уровень удобства и общие характеристики судов РФ во многом определяет коэффициент лючности, представляющий собой отношение общего объема транспортных перемещений к средней грузовместимости объекта.

Палубы и их площадь

Среди допустимых нагрузок на палубу определяющую роль играет глубина трюма, особенно на однопалубных плавательных средствах. От этого параметра зависит транспортировка тарно-штучных грузов в несколько ярусов и ограничение перевозки высоких объектов. Обычно большая часть материалов транспортируется с учетом ограничения по высоте монтажа, с целью предотвращения смятия и раздавливания нижних слоев.

В связи с этим на универсальных приспособлениях дополнительно монтируют промежуточную (твиндечную) палубу, позволяющую защитить нагрузку на трюм. Также она дает возможность увеличения общего пространства для транспортировки крупногабаритных и объемных вещей. Технические характеристики Ro-Ro в плане грузоподъемности - одни из самых важных параметров. Для увеличения рабочей площади подобные конструкции оснащаются съемными и промежуточными палубами.

Оснащение техническими средствами

На Ro-Ro каждая рабочая площадка должна рассчитываться на выдерживание двойной нагрузки ДЭФ весом 25 тонн. У остальных типов плавсредств этот показатель рассчитывается в таких пределах:

  • Рудовозы - 18-22 т/м 2 .
  • Универсальные модификации - на верхней палубе до 2,5 тонны, твиндеке - 3,5-4,5 тонны, крышке грузовых люков - 1,5-2,0 тонн.
  • Лесовозы - 4,0-4,5 т/м 2 .
  • Контейнеровозы (фото ниже) - минимальная нагрузка ДЭФ составляет 25 тонн на шесть ярусов.

В плане оснащения техническим оборудованием для вентиляции и обеспечения микроклимата суда подразделяются на три категории:

  1. Модели с естественно-принудительной вентиляцией. Здесь воздушный поток в твиндеки и трюмы подается через воздуховоды и дефлекторы. Подобная схема неэффективна для сохранения грузов в сложных гидрометеорологических условиях, особенно в походах на дальние дистанции.
  2. Версии с механической системой. Они оснащаются воздушными распределителями и электрическими вентиляторами. Производительность механизмов зависит от указанной кратности обмена воздушного потока. Для стандартных универсальных судов этого показателя хватает в пределах 5-7 циклов. На кораблях, транспортирующих овощи, фрукты или другие скоропортящиеся грузы, данный параметр должен составлять не менее 15-20 единиц кратности обмена воздуха в час.
  3. Варианты с кондиционированием в грузовых отсеках.

Скорость и дальность плавания

Скорость судна - определяющий параметр, указывающий на провозную способность и период доставки грузов. Критерий во многом зависит от мощности силовой установки и корпусных обводов. Выбор скорости при создании проекта однозначно решается с учетом вместимости, подъемности и мощности основного мотора плавсредства.

Рассматриваемая основная характеристика судна определяется по нескольким разновидностям:

  1. Скорость сдаточная. Параметр фиксируется по мерной черте, когда двигатель включен на предельную мощность.
  2. Паспортное (техническое) ускорение. Этот показатель контролируется при работе силовой установки в пределах 90 процентов от своих возможностей.
  3. Скорость экономичная. Здесь учитывается расход горючего по минимуму, требуемый на преодоление одной единицы (мили) пути. Как правило, показатель составляет порядка 65-70 процентов от технической скорости. Подобное измерение уместно, если характеристики судна по проекту включают в себя запас времени для доставки в пункт назначения либо недостатка топлива в силу определенных обстоятельств.
  4. Автономность и дальность похода. Указанный критерий зависит от объема топливных резервуаров, доля расхода составляет от 40 до 65 процентов при эксплуатации с максимальной нагрузкой.

Главный двигатель и тип горючего

Характеристика судов РФ по таким параметрам подразделяется следующим образом:

  • Пароходы с моторными установками поршневого типа.
  • Теплоходы с дизельным двигателем.
  • Паровые и газовые турбоходы.
  • Объекты-атомоходы.
  • Дизель-электрические версии и подобные аналоги.

Последние варианты наиболее популярны в комплектации с малооборотной трансмиссией и небольшим удельным расходом горючего. Такие силовые установки максимально приближены к оптимальному сочетанию потребления, качества, цены и эффективности.

На современных судах преимущественно монтируются малые и облегченные основные моторы, эксплуатируемые при помощи понижающего редуктора. По своему ресурсу и надежности они приблизились максимально к низкооборотным аналогам, которые отличаются меньшими габаритами и высоким показателем продуктивности.

В соответствии с позициями Международной авиационной федерации, летательные аппараты делятся на несколько категорий:

  • Класс «А» - свободные аэростаты.
  • Версия «В» - дирижабли.
  • Категория «С» - гидропланы, вертолеты и прочие воздушные суда.
  • «S» - космические модификации.

С учетом краткой характеристики судов, версия под индексом «С» подразделяется еще на ряд категорий (в зависимости от типа и мощности двигателя), а именно:

  • Первая категория - 75 и более тонн.
  • Вторая - 30-75 т.
  • Третья - 10-30 т.
  • Четвертая - до 10 т.

Классификация

Характеристики воздушного судна объединяют в себе типовые параметры, обусловленные техническими и экономическими показателями. По сути, рассматриваемые агрегаты представляют собой летательный агрегат, который поддерживается устойчиво в атмосфере благодаря взаимодействию с воздухом, отражаемым от поверхности Земли.

Самолет - аппарат, который тяжелее воздуха, предназначенный для полетов с помощью силовых двигателей, создающих тягу. Также в этом процессе участвует неподвижное крыло, которое при движении в атмосфере получает аэродинамическое подъемное усилие. Признаки, по которым классифицируются самолеты, разнообразны, связаны между собой и образуют единую систему, в которой также предусмотрено множество рыночных критериев.

В зависимости от технических характеристик судна и типа эксплуатации гражданские летательные аппараты подразделяются по таким категориям: АОН (авиация общего назначения) и коммерческие модификации. Техника, находящаяся в регулярной эксплуатации компаниями для транспортировки грузов и пассажиров, относится к коммерческому направлению. Применение самолетов и вертолетов в личных либо деловых целях относит их к классу АОН.

В последнее время намечается рост популярности воздушных судов общего назначения. Это связано с тем, что аппараты способны выполнять задачи, не характерные для коммерческих единиц. Сюда входят:

  • Аграрные работы.
  • Перевозка небольших грузов.
  • Обучающие полеты.
  • Патрулирование.
  • Туристическая и спортивная авиация.

При этом АОН существенно экономят время пользователей, что достигается благодаря возможности перемещения, не привязываясь к графику. Для взлета и посадки большинства подобных агрегатов достаточно небольших аэродромов. Кроме того, потребителю не нужно оформлять и регистрировать билет, выбирая прямой маршрут до требуемого пункта назначения.

За небольшим исключением, самолеты общего назначения имеют взлетный вес до 8,5 тонны. В зависимости от предназначения выделяют две категории, независимо от эксплуатационных условий: многоцелевые и специализированные модификации. Первая группа ориентирована на выполнение широкого круга задач. Такая возможность обусловлена переоснащением и модернизацией определенного воздушного судна при минимальных конструктивных преобразованиях для решения конкретного задания. Многоцелевые аналоги подразделяются на варианты с наземным и водным (амфибийным) базированием. Специализированные агрегаты нацелены на выполнение одной специфической задачи.

Аэродинамические схемы

Под типом аэродинамики подразумевают некоторую систему несущих частей летательного аппарата. К таким элементам относятся крылья (участвующие в создании основной аэродинамической тяги) и добавочное оперение. Оно ориентировано на стабилизацию техники в атмосфере и управление ею.

Ниже представлена краткая характеристика судна в плане существующих аэродинамических схем:

  • "Бесхвостка".
  • Нормально-стандартная схема.
  • "Утка".
  • Интегральная и конвертируемая конструкция.
  • С передним или хвостовым горизонтальным оперением.

Воздушные агрегаты по некоторым признакам аэродинамики классифицируются по конструктивным параметрам крыла (информацию см. в таблице).

Конфигурация крыла и его размещение

Разновидность силовых элементов

Форма в плане

Расчалочный моноплан или биплан

Комбинированная схема

Парабола

Биплан свободнонесущий

Моноблочный вариант

Кессонная система

Парасоль

Лонжеронная версия

Трапеция

Подкосный моноплан

Ферменный тип

Треугольник с наплывом или без него

Полутораплан

Стреловидная конструкция

Прямоугольник

Моноплан

Оживальная форма

Кольцевой вид

Обратная или переменная стреловидность

Кроме того, воздушные суда классифицируются по конструкции фюзеляжа, параметрам шасси, типам силовых установок и их размещению.

Важное значение для гражданской авиации имеет подразделение летательных аппаратов в зависимости от дальности их полета:

  • Ближние магистральные агрегаты основных авиалиний (1-2,5 тысячи километров).
  • Средние воздушные суда (2,5-6,0 тыс. км).
  • Дальние агрегаты (свыше 6 тыс. км).
Общее устройство судов Чайников К. Н.

§ 10. Тактико-технические (или боевые) качества кораблей ВМС

Тактико-технические (или боевые) качества кораблей обеспечивают выполнение поставленных перед нами задач, подобно тому как эксплуатационные качества обеспечивают соответствие назначению гражданских судов. Этими качествами являются:

боеспособность корабля – способность наносить удары по противнику с целью его уничтожения, сохраняя или поддерживая при этом свое оружие и технические средства;

живучесть корабля – способность его противостоять боевым и навигационным повреждениям, воздействию пожаров, атомному и химическому оружию. Борьба за живучесть корабля означает также борьбу за непотопляемость, тушение пожаров, исправление повреждений корпуса и боевых установок и переключение энергетических средств и их магистралей.

Остальными боевыми (или тактико-техническими) качествами кораблей являются уже знакомые нам: скорость хода, маневренность, дальность плавания, автономность и обитаемость.

Из книги Малая скоростная автоматизированная подводная лодка-истребитель пр. 705(705К) автора Автор неизвестен

Тактико-технические элементы ПЛА пр.705 Водоизмещение, т:– надводное 2300– подводное 3 100Главные размерения, м:– длина наиб 81,4– ширина корпуса наиб 10,0– осадка по КВЛ 7,6Энергетическая установка:– тип атомнаяПаропроизводящая установка:– тип. . ОК-550– состав 1 АР

Из книги Броненосец " ПЕТР ВЕЛИКИЙ" автора Арбузов Владимир Васильевич

Тактико-технические элементы ПЛА пр.705К Водоизмещение, т:– надводное 2300– подводное 3100Главные размерения, м:– длина наиб 81,4– ширина корпуса наиб 10,0– ширина по стабилизаторам 13,5– осадка по КВЛ 7,6Глубина погружения, м:– рабочая 350– предельная 420Энергетическая

Из книги Ракеты и полеты в космос автора Лей Вилли

Тактико-технические данные учебного корабля „Петр Великий" Еще в начале августа 1907 года Морской министр, ознакомившись с ходом работ и степенью готовности нового учебного судна*, приказал в первых числах сентября ввести его в полуторамесячную кампанию для испытания

Из книги Тяжёлый танк Т-10 автора Машкин А.

Из книги История русского автомата автора Монетчиков С. Б.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ РАКЕТ И РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ.

Из книги Назад в будущее автора Шайдуров Илья

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ РАКЕТ И РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ.

Из книги автора

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ РАКЕТ И РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ О разработках ракет и реактивных снарядов в Великобритании почти нет опубликованных данных. Однако нужно признать, что сделано не многое. Официально сообщается, что все разработки

Из книги автора

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ РАКЕТ И РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ.

Из книги автора

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ТАБЛИЦЫ ЗАПУСКОВ РАКЕТЫ

Из книги автора

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЁЛЫХ ТАНКОВ Самоходная пусковая установка СМ-СП21 ракеты РТ-20П на базе шасси тяжёлого танка Т-10 Самоходная пусковая установка СМ-СП21 ракеты «Гном» на базе шасси тяжёлого танка Т-10 Т-10 в Музее боевой славы, г. Саратов Т-10А на военном

Из книги автора

Таблица 1 Тактико-технические характеристики автоматов, карабинов и ручных пулеметов под «промежуточный» патрон Наименование Автомат Федорова обр. 1916 г. АК АКС СКС АКМ АКМС РПК РПКС Калибр(мм) 6,5 7,62 7.62 7.62 7,62 7,62 7,62 7,62 Масса (кг) 4.4 4,86 4.86 3,9 3,6 3,8 5,6 5,9 Длина общая

Из книги автора

Таблица 2 Тактико-технические характеристики автоматов и ручных пулеметов под «малоимпульсный» патрон Наименование АК-74 АКС-74 АКС-74У РПК-74 РПКС-74 АК-74М РПК-74М Калибр, мм 5.45 5,45 5,45 5.45 5.45 5,45 5,45 Масса, кг 3.6 3,67 3.0 5.46 5,61 3,6 5,46 Длина общая, мм 940 940 730 1060 1060 940 1065 Длина со слож.

Из книги автора

Таблица 3 Тактико-технические характеристики автоматов под «малоимпульсный» патрон Наименование АК101 АК102 АК103 АК-104 АК-105 АКК-971 АН-94 А-91 А-91 А-91 Калибр, мм 5.56 5.56 7.62 7,62 5,45 5,45 5,45 5,45 5,56 7,62 Масса, кг 3.8 3.6 3.8 3,6 3,5 3,3 4,3 1,75 1.75 1*75 Длина общая, мм 943 824 943 824 824 965 943 604 604 604 Длина со слож.

Из книги автора

Таблица 4 Тактико-технические характеристики автоматов под специальные патроны Наименование АПС 9 А-91 ВСК-94 ВСС АС СР-3 «Вихрь» Калибр, мм 5.66 9 9 9 9 9 Масса, кг 2.46 2,55 3.34 3,41 2,96 2,0 Длина общая, мм 823 604 900 894 875 640 Длина со слож. прикладом, мм 615 384 - - 615 396 Длина ствола,

Из книги автора

Таблица 5 Тактико-технические характеристики оружия Барышева АБ -5,45 АВ-7,62 АВК КПБ АР ГБ Масса, кг 3.4 3,6 4.7 13,2 15,3 Длина общая, мм 865 960 1000 1455 950 Длина со сложенным прикладом, мм 645 710 750 1215 700 Длина ствола, мм 415 415 500 750 300 Начальная скорость пули, м/с 900 715 800 840 185 Темп стрельбы,

Из книги автора

Тактико-технические характеристики ножа KM2K Общая длина – 305 ммОбщая длина вместе с ножнами – 327 ммДлина клинка – 172 ммШирина клинка – 30 ммТолщина клинка – 4,6 ммРазмеры ножен: длина х ширина – 196 х 30 ммВес ножа – 303 гВес ножа вместе с ножнами – 516 гМатериал клинка –


1. Линейные характеристики судна:
К линейным характеристикам в 1 ю очередь относятся габаритные размерения судна:

Lex- максимальная или наибольшая длина судна (м), замеренная между крайними точками носовой и кормовой оконечностей судна;
- L - длина судна (м) или расстояние, измеренное на уровне летней грузовой ватерлинии от передней кромки форштевня до оси баллера руля, или 96% длины судна, измеренной на уровне этой ватерлинии от передней кромки форштевня до крайней кромки кормовой оконечности судна, смотря по тому, что больше;
- Вех - наибольшая ширина судна (м), измеренная на мидельшпангоуте между наружными кромками шпангоутов;
- В - ширина судна по ватерлинии (м), измеренная на мидель-шпангоуте, в плоскости летней грузовой ватерлинии, между наружными кромками шпангоутов;
- D - высота борта (м). Вертикальное расстояние, измеренное на миделе от верхней кромки горизонтального киля до верхней кромки бимса верхней палубы у борта.

На судах, имеющих закругленное соединение верх­ней палубы с бортом, высота борта судна измеряется до точки пересечения продолженных теоретических линий верхней палубы и борта, как если бы это соединение было угловым; d- осадка судна (м). Расстояние, измеренное по вертикали на миделе от верхней кромки горизонтального киля до соответствующей ватерлинии.
Помимо указанной выше осадки судна на миделе, различают осадку судна но­сом d н и кормой d к, которые обычно замеряют по маркам углубления, нанесенным на бортах судна в его оконечностях.
Марки углубления наносят на правом борту в дециметрах и обозначают арабскими цифрами, на левом борту - в футах и обозначают римскими цифрами.
Высота цифр на левом борту и расстояние между ними по вертикали равно, 1 фут.
Высота цифр на правом борту и расстояние между ними равно 1 дм.
Замерен­ные осадки судна по маркам углубления дают расстояния по вертикали между нижней кромкой горизонтального киля и линией ватерлинии, по которую плавает судно, в тех местах по его длине, где нанесены марки.
Осадку на миделе или среднюю осадку рассчитывают как полусумму носовой и кормовой осадок.
Разность осадок носом и кормой называется дифферентом судна. Если нос суд­на погружен в воду больше, чем корма, то говорят, что судно имеет дифферент на нос, и наоборот.

2. Объемные характеристики судна:
- грузовместимость судна W (м 3) объем всех судовых помещений, предназна­ченных для перевозки груза. Различают грузовместимость при перевозке штучных грузов - в кипах и груза - насыпью (в зерне);
- киповая грузовместимость судна Wк (м 3), или объем всех грузовых помеще­ний между внутренними кромками выступающих конструкций (шпангоутов, бимсов, карлингсов и т. п.) и защищающих их деталей;
- грузовместимость судна насыпью Wз (м 3) - суммарный объем всех имею­щихся в грузовых помещениях свободных объемов. Грузовместимость суд­на насыпью всегда больше грузовместимости в кипах;
- удельная грузовместимость судна (м 3 /т), или грузовместимость судна, при­ходящаяся на1 тонну его чистой грузоподъемности;
w = W/∆ч.

Для исчисления взимаемых с судов сборов за пользование каналами, лоцманские услуги, постановку в доки и т. п., а также для статистического учета флота, устанавли­вают так называемую валовую вместимость судна и чистую вместимость судна, кото­рые измеряются в регистровых тоннах (1 peг. т. = 100 куб. фут или 2,83 м 3).
Контейнеровместимость - измеряется в ДФЭ (TEU"S). ДФЭ - двадцатифу­товый эквивалент (TEU"S - twenty feet equivalent unit"s), т. е. указывается какое ко­личество 20-футовых контейнеров может разместить судно в трюмах и на па­лубе. СКН/700 - судно контейнеровоз-навалочник, контейнеровместимостью 700 двадцатифутовых контейнеров. На место 2 двадцатифутовых контейнеров, как правило, возможно, поставить 1 сорокафутовый контейнер и наоборот.
На судах типа Ro-Ro грузовместимость указывается в тысячах м 3 , например, Ro/60 означает вместимость в 60000 м 3 .

3.Грузовые характеристики судна.

К грузовым характеристикам судна относятся следующие данные о нем:
- удельная грузовместимость,
- коэффициент конструктивной неравномерности трюмов,
- количество и размер люков, коэффициент лючности,
- количество палуб и их площадь, допустимые нагрузки на палубы,
- количество и грузоподъемность судовых грузоподъемных средств,
- технические средства вентиляции и регулирования микроклимата в грузовых помещениях.

Поскольку удельная грузовместимость судна связана с его чистой грузоподъ­емностью, она может считаться величиной постоянной лишь при данной чистой грузоподъемности судна.
Однако для практических целей чистую грузоподъемность можно рассчитать при условии наличия 50% запасов на судне: ∆ = ∆w -0,5Σ .
Таким образом, ус­ловная чистая грузоподъемность будет величиной постоянной, что позволяет с дос­таточной точностью использовать удельную грузовместимость.
Сопоставление удельной грузовместимости с удельно-погрузочным объемом грузов позволяет судить о возможности использования грузоподъемности и грузо­вместимости судна при загрузке его тем или иным грузом.

Для нефтеналивных танкеров важнее другая качественная характеристика судна - удельная грузоподъемность танкера.
Удельная грузоподъемность танкера - показывает, какое количество тонн (кг) приходится на 1 м 3 вместимости.
В принципе, удельная грузовместимость предусматривается при проектировании судна и, в зависимости от назначения судна (для какого груза), распределяется следующим образом:
Рудовозы 0,8-1,0 м /т, балкеры 1,2-1,3 м 3 /т, контейнеровозы 1,2-4,0 м 3 /т, танкеры 1,3-1,4 м 3 /т, универсальные суда 1,5-1,7 м 3 /т, лесовозы 2,0-2,2 м 3 /т, ролкеры 2,5-4,0 м 3 /т.
Международная конвенция по обмеру судов 1969 г.
Цель Конвенции:
- результаты обмера выражать в м 3 ;
- свести до минимума преимущества шельтердечных и тому подобных судов.
В Конвенции введены следующие новые термины и их обозначения:
- валовая вместимость (gross tonnage) - GT в м 3 (вместо BRT в регистровых тоннах);
- чистая вместимость (Netto gross tonnage) - NT в м 3 (вместо NRT в регистровых тоннах).
По новым правилам Конвенции 1969 г., так же как и по действующим правилам обмера, валовая вместимость GT характеризует размеры судна и общий объем его помещений, а чистая вместимость NT - объем помещений, предназначенных для получения коммерческих доходов.

Однако, поскольку Конвенция 1969 г. затрагивает и ущемляет коммерческие интересы многих стран, вступление ее в силу затягивается.
Регистровая вместимость, условный показатель объема помещений судна, защищенных от морской стихии. Единицей измерения является, как указывалось выше, регистровая тонна, равная 100 куб. футам (2,83 м 3), т. е. регистровая тон­на - это объемная величина. Регистровый тоннаж служит для сравнения величин судов и определения величины различных портовых сборов, а также для статиче­ского учета тоннажа.
Регистровый тоннаж подразделяется:
Брутто-регистровый тоннаж - это объем всех помещений судна под палубой и в надстройках за вычетом объема: балластных танков, рулевой рубки, помещений на палубе для вспомогательных механизмов, камбуза, световых люков и др.
Нетто-регистровый тоннаж - это объем помещений, служащий для перевозки грузов и пассажиров, т. е. используемый в коммерческих целях, и применяется в ос­новном для исчисления портовых сборов и налогов. Он получается в результате исключения из брутто-регистрового тоннажа объема помещений жилых и служебных
помещений, румпельной и цепного ящика, штурманской рубки, водяного балласта вне междудонного пространства, помещений для котлов и вспомогательных механизмов вне машинного отделения.
На основании обмера Регистром судну выдается документ, именуемый мери­тельным свидетельством.
Количество и грузоподъемность судовых грузовых средств. Грузоподъем­ность судовых стрел и кранов, обычно составляет 3-10 т. Грузоподъемность грузовых стрел и кранов имеет большое значение, так как определяет вес подъемов, что, в свою очередь, оказывает влияние на интенсивность грузовых работ. Современные многоцелевые суда оснащаются кранами грузоподъемностью до 35-40 т, что позволяет са­мостоятельно осуществлять перегрузку контейнеров. Помимо обычных стрел, суда вооружаются тяжеловесными стрелами грузоподъемностью до 60-120 т для погрузки тяжеловесных грузов в портах и в рейдовых пунктах.
В комплекс грузового снаряжения судов типа Ro-Ro должны входить: 2 автопогрузчика г/п 40 т и 2 тягача для буксировки накатных грузов.
Рудовозы, балкеры и контейнеровозы (за исключением фидерных) не имеют судовых перегрузочных средств, так как обрабатываются, в основном, на специализированных перегрузочных комплексах (терминалах).
Наливные суда имеют, как минимум, два грузовых насоса, производительностью не менее 10% от дедвейта в час. Грузовые насосы предназначены только для слива груза из грузовых танков. Погрузка танкеров осуществляется береговыми насосами.
Неравномерность трюмов - вместимость отдельных трюмов морских судов неодинакова, что приводит к неравномерному распределению груза по трюмам, при одновременной их обработке наибольший трюм лимитирует время окончания грузовых операций, снижая уровень интенсивности грузообработки судна в целом.

Коэффициент конструктивной неравномерности трюмов
Значение коэффициента колеблется для большинства судов в пределах 0,6-0,9, чем меньше коэффициент, тем ниже норма грузовых работ, следовательно, увеличивается стоянка судна под грузовыми операциями.
Количество и размер люков являются важнейшим фактором, определяющим продолжительность грузовых операций.
От количества люков зависит, на какое количество рабочих ходов можно вести погрузку-разгрузку судна, что имеет решающее влияние на скорость его обработки.
Размеры люков определяют степень удобства, а следовательно быстроту погрузки-выгрузки, при широком раскрытии палубы судна они значительно снижают горизонтальное перемещение груза в трюмах наи­более трудоемкий процесс, лимитирующий погрузочный процесс.
Степень удобства и приспособленности судна к выполнению грузовых операций характеризует коэффициент лючности, который представляет собой отношение суммарного объема грузовых помещений, находящегося под просветом люков, к общей грузовместимости судна.

Количество палуб и их площадь.

Допустимые нагрузки на палубу.-Глубина трюма имеет важное значение на однопалубных судах, так как позволяет перевозить тарно-штучные грузы в несколько ярусов и в тоже время лимитирует перевозку грузов, состоящих из высоких грузовых мест.
Однако большая часть генеральных грузов имеет ограничения по высоте укладки (количеству ярусов) с целью предохранения нижних ярусов от раздавливания.
Поэтому на универсаль­ных судах устанавливают промежуточную палубу - твиндечную палубу, с по­мощью которой предохраняется груз от раздавливания и снижается давление гру­за на палубу трюма.
Помимо этого, твиндечная палуба увеличивает общую пло­щадь грузовых палуб, что позволяет разместить на судне большее количество объемных грузовых мест (крупногабаритных), которые перевозятся в 1, мак­симум в 2 яруса.
Для судов типа Ro-Ro площадь палуб является важнейшей грузовой характеристикой.
С целью увеличения площади палуб они, в дополне­ние к стационарным палубам, оборудуются съемными или подвесными промежу­точными палубами.
Допустимые нагрузки на палубу - количество тонн на один кв. метр (т/м 2), в основном, должен соответствовать высоте грузового помещения:
σдоп g 0,9H (т/м 2),
где Н - высота трюма.
На судах типа Ro-Ro каждая палуба должна выдерживать, как минимум, двой­ную нагрузку ДФЭ, массой 25 т. У рудовозов допустимая нагрузка составляет 18-22 т/м 2 . Универсальные суда: палуба трюма, в зависимости от высоты трюма, со­ставляет 6-12 т/м, твиндек 3,5-4,5 т/м, верхняя палуба 2-2,5 т/м 2 , крышки грузовых люков 1,5-2,0 т/м 2 . Лесовозы: верхняя палуба и крышки грузовых люков 4,0-4,5 т/м 2 . Контейнеровозы: палуба трюмов как минимум ДФЭ массой 25 тонн в 6 ярусов.
Технические средства вентиляции и регулирования микроклимата грузовых помещений
По степени оборудования техническими средствами вентиляции суда делятся на три группы:
- имеющие естественно-принудительную вентиляцию;
- оборудованные механической системой вентиляции;
- оборудованные системой кондиционирования воздуха в грузовых помещениях.
На судах, оборудованных естественно-принудительной вентиляцией, воздух в трюмы и твиндеки подается через систему дефлекторов и воздуховодов.
Производительность естественно-принудительной вентиляции зачастую может быть недостаточна для обеспечения сохранной перевозки грузов в сложных гидрометеорологических условиях, особенно на дальних расстояниях. Для повышения воздухообмена грузовых помещений и подачи в них наружного воздуха на судах применяют систему механической вентиляции.
Суда с механической вентиляцией оборудуют системой воздухораспределения и электровентиляторами.
Подача воздуха в трюм судна обеспечивается вентиляторами, производитель­ность которых зависит от заданной кратности обмена воздуха. Для обычных уни­версальных судов достаточно 5-7-кратного обмена воздуха в час, а на судах, кото­рые перевозят фрукты, овощи и другие специфические грузы, необходимо обеспечить 15-20-кратный обмен воздуха в час.

4. Скорость судна и дальность плавания:

Скорость судна - важнейшая эксплуатационная характеристика судна, опре­деляющая его провозную способность и сроки доставки грузов.
Скорость зависит от мощности главного двигателя и обводов корпуса. Выбор скорости при проектирова­нии судна может быть решен только с учетом расхода топлива главным двигателем, грузоподъемности и грузовместимости судна. Сдаточная скорость определяется на мерной линии при работе двигателя на полную мощность (максимальная).
Техническая или паспортная скорость устанавливается при работе главного двигателя с мощностью, составляющей 90% от максимальной мощности.
Экономичная скорость - скорость судна, при которой минимальный расход топлива на единицу пути (одну милю).
Обычно, эта скорость составляет 60-70% от технической скорости. Используется в том случае, если судно имеет резерв времени для прибытия в порт назначения или в силу каких-либо обстоятельств не располага­ет достаточным запасом топлива.
Дальность и автономность плавания - зависит от вместимости топливных танков, т. е. 100% запаса топлива при экономичной скорости:
qтопл
Lмили =100%(qтопл / Vэконом)
Доля расходов на топливо в составе общих эксплуатационных расходов судна по данным зарубежной печати составляет свыше 65%. В настоящее время скорости многих быстроходных судов снижены до 40-50%, в связи с резким подорожанием нефтепродуктов

5. Тип и мощность главного двигателя, род топлива:

По роду двигателя суда подразделяются на пароходы с поршневыми двигателя­ми, теплоходы с дизельными двигателями, паро- и газотурбоходы, дизель-электроходы и турбоэлектроходы, суда - атомоходы и др.
Наибольшее распростра­нение имеют суда с дизельными малооборотными двигателями большой мощности, с малым удельным расходом топлива, однако, имеющими довольно значительные габариты и вес.
В настоящее время на судах устанавливался сравнительно малогабаритные и легкие среднеоборотные главные двигатели с работой двух или более таких двига­телей на гребной вал через понижающий редуктор.
В результате усовершенствова­ний двигатели этого класса приблизились по моторесурсу и надежности к малообо­ротным, но в то же время они намного легче и занимают на судне меньше места.

Тактико-технические данные судна

Характеристики судна

Название судна Спасательно-буксирное судно (СБ-921);

Тип судна Спасательный буксир;

Судовладелец Военная часть 10692;

Порт приписки Россия, Калининград;

Год постройки 1985;

Экипаж 43 человек;

Тип ГД 6 ЧН 40/46 2577 кВт, 520 об/мин.

Основные размерения судна

Таблица 1.1 - Размерения судна

Таблица 1.2 - Вместимость нетто цистерн основных судовых запасов

Анализ условий эксплуатации судна

Эксплуатация судна, использование судна в соответствии с его назначением. Принципами рациональной эксплуатации судна являются:

1. Быстрый ход,

2. отсутствие непроизводительных простоев,.

Организационной основой этого процесса является рейс, основанный задачам ВМФ и быстрому реагированию.

Из-за ряда особенностей спасательного флота, существует огромное множество проблем на продолжительный срок. К примеру:

1. плохие погодные условия,

2. незапланированные ремонтные работы,

Все это ведёт к простою судна и снижению эффективности использования судна.

Ниже представлена таблица фактические завершенные рейсы судна за последний год:

Таблица 2.1--Результаты сбора статистической информации

Технические характеристики оборудования, не входящие в состав СЭУ

Система пожаротушения углекислым газом

Судно оборудовано углекислотной системой пожаротушения. Баллоны находятся в отдельном помещении над главной палубой. Для тушения машинного отделения предусмотрено 64 баллона, емкостью 45 кг; 4 баллона для сепараторной; 74 баллона. Время разгрузки баллона- 2 минуты.

Систему можно активировать как дистанционно, так и с местного поста управления. У центрального поста управления располагается ящик, при открытии которого срабатывает сигнализация и автоматически отключается вентиляция машинного отделения. Далее происходит открытие разгрузочного клапана, который активирует клапан, работающий от давления CO 2 и происходит выпуск газа в машинное отделение. При пожаре в трюме следует открыть шаровой клапан. Если количество подорванных баллонов оказывается недостаточным для тушения трюма, оставшиеся баллоны необходимо подрывать вручную. Также следует поступать, если произошел сбой автоматики и баллоны не были подорваны. После тушения пожара, помещение необходимо тщательно проветрить.

Автоматическая водораспыливающая система.

Спринклерная система тушения предназначена для тушения пожаров или уменьшения интенсивности горения путем вытеснения кислорода водяным паром. Спринклер представляет собой обыкновенный распылитель воды без кварцоидной колбы. Система находится под высоким давлением и должна быть заполнена пресной водой во избежание засорения и коррозии распыливающей головки.

Основными объектами тушения являются:

Главный двигатель и топливные трубопроводы высокого давления;

Вспомогательные двигатели;

Топочная часть котла;

Топочная часть инсенератора;

Помещение сепараторов.

На каждом из участков тушения установлено по два датчика (дыма и пламени), которые работают в паре друг с другом.

При возникновении пожара, дым попадает на чувствительный элемент индикатора дыма и включается общая тревога (световая и звуковая сигнализация).

При срабатывании детектора пламени, срабатывает пожарная сигнализация, запускается система и включается насос водораспыливающей системы.

Систему также можно включить вручную с распределительной коробки (находится в помещении рулевого устройства) или ЦПУ.

Судном называют инженерное сооружение, способное плавать на воде и перемещаться по ней, неся на себе грузы, людей, оборудование, обусловленные назначением этого сооружения.

Современный флот плавучих средств представляет собою сложное хозяйство, наделенное различными, зачастую противоположными специфическими особенностями эксплуатации. Однако все многообразие плавающих средств поддается классификации.

Суда подразделяются на группы в зависимости от их назначения, района плавания, материала постройки, рода движителя и двигателя и т.п.

По назначению суда делятся на военные, торговые, пассажирские, грузопассажирские и грузовые, служебные (буксиры, ледоколы, лихтеры, паромы, плавкраны и так далее), промысловые, спортивные.

По районам плавания суда делятся на океанские, морские дальнего и малого плавания, прибрежного плавания, река-море, речные и озерные.

По материалу, из которого построен корпус, суда бывают деревянные, железные, стальные, смешанные или композитные, а также на железобетонные, иногда алюминиевые или медные.

По роду движителя судно может быть парусным, колесным и винтовым.

По роду двигателя суда подразделяются на ветровые, паровые (с угольным отоплением, нефтяным и смешанным), тепловые, электрические, атомные.

По направлению совершаемых рейсов торговые суда могут подразделяться на линейные и трамповые.

Линейными судами считаются суда, совершающие определенные регулярные рейсы и обслуживающие определенные порты. Трамповые суда не работают на постоянных линиях, а осуществляют коммерческие рейсы в любых направлениях в зависимости от наличия груза и необходимости его перевозки. Трамповые суда сами ищут фрахт.

Торговые суда подразделяются также на пассажирские, грузопассажирские и грузовые.

Грузовые суда в зависимости от характера перевозимых ими грузов делятся:

  • а) на сухогрузные, предназначенные для перевозки сухих грузов в таре или без тары. При этом значительная часть этой группы судов приспособлена для перевозки определенного вида грузов и, соответственно, подразделяются на лесовозы, угольщики, зерновозы, рефрижераторы, контейнеровозы, суда с горизонтальной погрузкой для габаритных грузов, пакетовозы и т.д.;
  • б) на наливные (танкеры), предназначенные для транспортировки жидких грузов наливом - нефтепродуктов, жиров, масел, вин.

Все суда различаются также по своему объему, вместимости, способности брать на борт определенное количество груза.

Существует два общепризнанных вида измерения судов весовое и объемное.

Вес плавающего судна равен весу вытесненной им воды. Установленный таким образом вес судна со всеми находящимися на нем грузами называется водоизмещением судна. Если из величины, определяющей водоизмещение судна с полным грузом при его предельной осадке, вычесть собственный вес судна, то получим дедвейт, то есть величина его полной грузоподъемности - предельное количество груза, включая запасы воды, топлива, провианта для команды и т.д., которое судно может принять.

Объемное измерение судна производится на основании специальных правил и с весьма приблизительной точностью. Объемная вместимость судна называется регистровой вместимостью. За единицу регистровой вместимости принимается регистровая тонна, равная 100 куб. футам или 2,83 куб. метрам. Различают регистровую вместимость полную (брутто и чистую нетто).

Регистровая вместимость брутто представляет собой полный внутренний объем судна под главной палубой и находящихся над палубой надстроек, используемых для перевозки груза или пассажиров.

Регистровая вместимость нетто представляет собой реальный объем помещений, используемых для перевозки груза.

Регистровый обмер судов производится специальными классификационными учреждениями, которые выдают соответствующие свидетельства.

Грузовая вместимость судна не является постоянной величиной для всех грузов, а зависит от их характера, объема, конфигурации, их соотношения к рельефу грузовых помещений судна. Соответственно этому различается грузовместимость судна для насыпных и для штучных грузов. Грузовместимость для насыпных грузов обычно выше на 8-10%.

Наибольшее количество груза, которое может принять судно без ущерба для безопасности плавания, зависит от предельной осадки судна, которая устанавливается для каждого судна на основании специальных правил. Для определения предельной осадки на борту каждого судна наносится грузовая марка (отметка). За правильностью нанесения грузовой марки и ее соблюдением при погрузке следит портовый надзор.

Суда держатся на плаву благодаря давлению воды на корпус судна. Способность судна держаться на воде называется плавучестью судна. Плавучесть судна при данной его осадке измеряется весом вытесненной воды.

Большое значение для безопасности плавания имеет остойчивость судна. Так называется способность судна, выведенного из вертикального положения воздействием каких-либо внешних сил (ветра, волн), снова возвращаться в прежнее положение по прекращению действия этих сил. Если судно выпрямляется очень медленно, значит, оно имеет малую остойчивость и судну грозит опасность опрокинуться. Если судно выпрямляется чересчур быстро, то это означает, что его остойчивость чрезмерна и оно, следовательно, больше подвержено качке, что в свою очередь вредно отражается на состоянии его корпуса и механизмов.

Большинство судов строится в соответствии с правилами и под надзором специальных классификационных учреждений. Главная задача этих учреждений - следить за тем, чтобы суда были мореходные и подходили для перевозки тех грузов, для которых они предназначаются. В этих целях классификационные учреждения устанавливают определенные правила для постройки и ухода для различных типов судов.

Всем судам, построенным под надзором классификационных учреждений или представленным им для - осмотра, присваивается определенный класс, и выдаются мерительные свидетельства. Списки торговых судов с указанием их класса ежегодно публикуются. Первые списки появились в Англии еще в 1730 году. А в 1834 году там было учреждено действующее и поныне классификационное общество "Ллойдовский Регистр британских и иностранных судов". Учредителями этого общества являются представители судовладельцев, коммерсантов и страховщиков, то есть основных заинтересованных в судоходстве групп. "Регистр Ллойда" устанавливает следующие правила классификации и осмотра судов. Судно сохраняет класс, присвоенный "Регистром", в течение 12 лет при условии, что каждые 4 года подвергается детальному осмотру представителями "Регистра". За не предъявление судна к осмотру оно может быть лишено класса. "Регистр Ллойда" пользуется широкой известностью во всем мире и послужил прототипом для создания национальных регистров в других странах.

"Российский морской регистр судоходства" учрежден в 1913 году. Устав возлагает на "Регистр" классификационное и техническое наблюдение за судами, строящимися в России и за границей, издание особых правил и норм. Суда, имеющие класс "Российского морского регистра судоходства", подвергаются классификационным освидетельствованиям каждые 4 года и очередным - ежегодно.

Вышеперечисленные характеристики судов, их класс и возраст, флаг и страна регистра имеют существенное значение для страховщика, так как важны при заключении договора страхования и определения ставки премии.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы