Что нужно для шелкографии. Сущность трафаретной печати и сферы её применения. Шелкография на изделия из пластика, дерева, картона, искусственной кожи(код нанесения SH)

"Арт-Империя" одна из старейших фирм в России, занимающаяся шелкографией на ткани, одежде, футболках, пакетах, трафаретной печатью и нанесением логотипов с 2001 года!

Шелкография в России - это о Нас!

История шелкографии

Происхождение

Термин "шелкография" (serigrafia) этимологически состоит из двух корней: seri (с греческого: шелк) и grafia (с греческого: писание, изображение). Это означает, что происхождение названия относится к работе, связанной с декорированием шелка или с помощью него, на нём. Согласно традиции, шелкография возникла в Китае, как и все вещи, о которых не знают и поэтому относят их происхождение в далекие туманные страны.

Существующие гипотезы о китайском происхождении шелкографии, основываются на том факте, что шелк начали производить в этой стране за целых 1200 лет до новой эры. Нет, однако, свидетельств, которые могут с достоверностью это подтвердить. Более вероятно, что шелкография в этой стране не родилась, хотя бы потому, что шелк был вовлечен непосредственно в развитие шелкографии по крайней мере 2400 лет спустя.

Развитие в древности

Современная трафаретная печать не имеет практически ничего похожего на первоначальную технику шелкографии.
Согласно дошедших до нас исторических фактов шелкография, возможно, возникла недалеко от Средиземного моря, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией. Многие совпадения указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы.
Этот небольшой семитский народ, обитавший на узкой полосе земли, в Финикии, расположенной примерно на территории современного Ливана в восточной части Средиземного моря, жил между XIII и III веками до новой эры и был одним из великих мореплавателей античности. Финикийцы ходили за Гибралтарский пролив до Канарских островов, а на север до Великобритании. Кроме того, они плавали по всему бассейну Средиземного моря. Финикийцы занимались торговлей и использовали свои прибрежные города как порты для экспорта того, что они могли получить не только в результате собственного производства, а также и товаров, привезенных из достаточно далеких земель.
Финикийцы добывали из секрета железы одного моллюска пурпур - красное вещество для крашения тканей. Такое вещество сравнимо с пигментом, который впервые стали использовать финикийцы для окраски своих одежд. Шаг от окраски тканей к получению повторяющейся набивки был, с большой вероятностью, тем, что они смогли использовать его для получения дешевых промышленных изделий, продаваемых в широком масштабе.
Окраска таких тканей была не ручной, а ускоренно повторяющейся. Но как могли воспроизводить финикийцы повторяющуюся окраску тканей, когда в то время не было сведений об оборудовании, которое могло это позволить? Не будет рискованным предположить, что финикийцы на их торговых путях вступали в контакт с более далекими цивилизациями, обладавшими тогда более разнообразным производством и более сложными технологиями.
Тем самым, можно сделать предположение, что финикийцы или какой-то соседний им народ нашли способ воспроизводить рисунки на ткани, с помощью технологий, которые, конечно, ничего общего не имеют с современными, но представляют рождение "множительной системы", системы "повторения изображения".
Исходя из вышеизложенного, нужно рассматривать рождение шелкографии не как искусства, происходящего от печати по тканям - шелку или другим, а как технологию, базирующуюся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц, "штампов", на которые накатывалась краска с помощью тампонов, изготовленных из различных материалов.
Нельзя думать, что шелкография сразу же сделала шаг к раме, но можно предположить значительное упрощение процесса через примитивную печать с помощью "штампа".
Печать штампом, которая имела множество недостатков в первую очередь из-за недостаточного слоя пигмента, прежде всего при использовании на толстых и впитывающих тканях, претерпела значительные и интересные усовершенствования в последующие столетия.

Средневековье

Очень значительное улучшение метода произошло целых 18 столетий спустя - примерно в 1185-1333 г.г. в городе Камакура, бывшего тогда столицей Японии. В этом городе в указанный период процветали все виды искусства, включая печать: декорировались доспехи самураев и украшения для коней. Сначала для этого применялся обычный трафаретный метод. Затем было изобретено гениальное новшество: поскольку резерв изображения полученный только путем вырезания материала, не держал вместе весь рисунок, изображение вырезалось и наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку. Таким образом, изображение держалось вместе во всех его частях, а присутствие тонких волос становилось незаметным, когда тампон, смоченный пигментом, прижимался к декорируемой ткани.
Многочисленные примеры японских трафаретов, сделанных из волос или тонких шелковых тканей, свидетельствуют, как шелкография стала все больше и больше принимать характерные черты, свойственные этому типу печати.
В Европе распространение метода, происходило главным образом в Англии и Франции, где примерно в 1750 году Жан Патильон начал выпускать обои.
Во второй половине XVIII века эта технология распространяется по всему миру. И особенно в Америке, где с помощью метода шелкографии декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия.
Ткань для "печатной рамы", изготовлявшаяся ранее из волос, стали делать из шелковых нитей и из кисеи, но это были ткани, с которыми было очень трудно работать.
Большой шаг вперед произошел в 1907 г., когда некий Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шелковую ткань, которая гарантировала более высокую устойчивость к натяжению, большую стабильность размеров и использование резиновых валиков (в дальнейшем резиновых ракелей) для нанесения краски. Изобретение было каталогизировано под названием SILK SCREEN PRINTING (англ. = печатание шелковым ситом).
Поэтому название "шелкография" совсем недавнее. Современный вид трафаретная печать приобрела в 30-50-х годах XX века. С того времени методом шелкографии стали печатать подложки любого вида, от тканей до плакатов, от открыток до этикеток, вплоть до номерных знаков для автомобилей. Однако на практике чисто коммерческое использование процесса печатания привело к тому, что шелкография не рассматривалась как новое воплощение графики, как настоящий процесс печати, а имела по сути подчиненное положение, что заставляло предвзято считать ее второстепенным методом, специальным видом печати.
В настоящее время спектр применения этого способа печати очень широк, что связано со специфическими возможностями шелкографии. Сейчас трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и в других отраслях промышленности.

Что же такое Трафаретная печать (шелкография)?

Трафаретная печать. Классификация различных областей и способов применения

Включает в себя все, что является плоской печатью на различных подложках, особенно на полиэтиленовых пакетах , а также на бумаге (бумажных пакетах) и картоне, формат печати не превышает 100x140см. Характеризуется обычно печатью на заказ изделий самого различного назначения, но всегда требуется очень высокое качество воспроизведения.


Аналогична предыдущей, но с плоской печатью больших форматов, превышающих 100x140см.

3) Печать на мелких предметах

Возможна печать на ручках, зажигалках, брелоках и других сувенирах. Для печати по круглым предметам используются ротационные полуавтоматы. Здесь ощутима конкуренция тампопечати, хотя изображение, сделанное шелкографией, более устойчиво к истиранию.


Это печать на ткани в бобинах, на отрезах техникой настольного печатания, механотекстильными, ковровыми станками, машинами с вращающимися цилиндрами. Речь идет об обширной отрасли, связанной с текстильной промышленностью. Текстильная печать представляет собой одну из разнообразных и важных отраслей экономики многих стран.

Печать на готовых изделиях, шелкография: печать на футболках , логотипах , на мелкие вещи и т.д., осуществляется с помощью машин, называемых "карусельными станками".


Связана с производством и обработкой металлов, анодированием, листовой штамповкой, травлением, обжигом и т. д.

Применяется в автомобильной отрасли и в производстве электробытовых приборов. Есть и особые случаи применения, например, печать на стеклянных изделиях, таких как бутылки.


Широко применяется в косметической, фармацевтической и в некоторых других отраслях промышленности.

Включает все, что сегодня может быть сделано трафаретной печатью в обработке электронных схем как общего пользования, так и профессиональных, многослойных, проводящих и т. д.


Охватывает все те применения, особые, дополнительные и специфические, которые не вошли в перечисленные выше группы.

Система технологий нанесения

Шелкография - это система технологий, которые позволяют наносить краску или пасту значительной толщины на множество подложек различной природы и теоретически безграничного размера.

Шелкография - это не одна технология, а совокупность нескольких применяемых технологий: технологии натяжения формных рам, технологии выбора наиболее подходящей ситовой ткани, эмульгирования печатных форм, использования многих возможностей печати, выбора краски, просушки специальным методом и много другого.
Действительно, толщина слоя краски, наносимой в трафаретной печати, не может быть сравнимой с толщиной слоя краски в других способах печатания. Офсетное клише наносит на мелованную бумагу слой краски от 1 до 2 микрон. В трафаретной печати идет от нормальных 10/12 микрон до 500 и более при многих нанесениях. Что касается многообразия подложек различной природы, мы можем назвать список из тысяч наименований материалов из пластика, стекла, металла, которые ежедневно появляются на рынке и ради которых шелкографы каждый день проявляют изобретательность, чтобы найти краску, подходящую для печати.
Форма запечатываемого материала также не слишком останавливает эволюцию трафаретной печати. Если не считать подложки сферические и вогнутые, запечатываемые с помощью тампона (хотя с помощью трансферной технологии можно было бы декорировать предметы плоские, цилиндрические, конические, воронкообразные, усеченной формы), любой необычный тип предмета ежедневно запечатывается шелкографами. Достаточно подумать, что кроме плоских листов печать наносится на авторучки, стаканы, тарелки, панели приборов, обои, часы, каминные полки, лобовые и задние стекла автомобилей, подносы, зонты и множество других предметов.
Наконец, что касается размеров: определить их как "безграничные", наверное, было бы преувеличением, но теоретический предел трафаретной печати очень высокий. Достаточно взять большую раму и натянуть на нее ситовую ткань. Есть шелкографы, которые ежедневно печатают форматы 9x4 м, а некоторые и того больше. Все это должно заставить размышлять о многогранности шелкографии и о тех трудностях, которые могут возникнуть при таком ее применении.
От этого лучше понимаешь, что шелкография - это слишком обширное ремесло, которое имеет разнообразные преимущества:
- простота процесса;
- оборудование, доступное по низкой цене;
- возможность печатать на материалах различного типа;
- значительная толщина наносимой краски и специфически шелкографическая яркость красок;
- долговечность запечатанных материалов;
- экономия при печатании маленьких и средних тиражей;
- особые решения, невозможные с помощью других способов печати, и, при равной стоимости, лучшее покрытие, яркость и устойчивость запечатанных материалов.

Преимущества и слабые стороны трафаретной печати

Основные правила и понятия шелкографии

Система методов трафаретной печати обладает некоторыми особенностями, которые ускользают при поверхностном анализе. Обычно думают о шелкографии как о процессе с незначительными характерными особенностями, простом, в котором достаточно использовать ситовую ткань и пропустить через нее краску.
Если бы был только вопрос прохождения через ситовую ткань краски, как через фильтр, шелкографией можно было бы считать также и прохождение чая через ситечко, фильтрование песка или же фильтрацию нечистот. В действительности же в шелкографическом процессе есть специфика, которая делает его уникальным. Принцип, по которому ракель выдавливает краску через ситовую ткань, достигая однородного и контролируемого прохождения, базируется на основном законе шелкографии: "Прохождение краски через отверстие ячейки ситовой ткани происходит контролируемым образом только тогда, когда возможно добиться тиксотропного эффекта посредством подходящего ракеля при корректном надавливании".
Это означает, что только при наличии фактора изменчивости вязкости мы сможем осуществить шелкографический процесс. Достаточно просто проверить прохождение через трафаретную форму других материалов, которые не являются шелкографическими. Сразу обратит на себя внимание, что прохождение не происходит правильным образом, что наблюдается тенденция к забиванию ячеек и материал не намазывается после прохождения.
Отдельный специфический разговор касается печати по текстилю, при которой не всегда достигается изменяемость тиксотропии, а только в отдельных случаях, поскольку не требуется выполнять печать с высокой степенью четкости изображения. Ткань ведет себя как промокательная бумага, поэтому шелкографический процесс получается частичным, без варьирования вязкости. Трафаретная печать остается привязанной к относительно простым правилам, однако это всегда правила. И ошибочно думать, что шелкография - это искусство.
Художественным является все то, что связано с уникальностью воплощения, оригинальностью и гением того, кто создает произведение искусства. Шелкография - это совершенно не искусство, а только и попросту, как и любая технология печати, это метод, или, лучше сказать, совокупность методов, определенных и точных, которые нужно знать и выполнять.
Итак, что же такое тиксотропия? "Тиксотропией называется способность жидкости менять свою вязкость при перемешивании или нагревании и возвращаться к первоначальной вязкости в состоянии покоя, когда заканчивается перемешивание, и к температуре, предшествущей перемешиванию". Тиксотропия - это тот процесс вынужденного изменения шелкографической краски, который позволяет ей проходить корректным образом с одной стороны ситовой ткани на другую в печатном клише и точно воспроизводить печатаемое изображение.
Давайте посмотрим, что же такое вязкость: "Вязкость - это количество внутреннего трения или сопротивления, которое встречают соседние слои жидкости при скольжении относительно друг друга". Также вязкость неправильно называют плотностью жидкости или же противоположностью текучести. Вязкость находится под непосредственным воздействием температуры, которая в шелкографическом процессе приобретает большое значение. Вязкость измеряется с помощью вискозиметров, среди которых упомянем вискозиметр Энглера, называемый некоторыми "бокалом форда", и вискозиметр Брукфильда, наиболее используемый в области красок.
Контролируемая изменяемость вязкости, которую мы определим как тиксотропию, позволяет краске легче проходить через ячейки ситовой ткани трафаретной формы, или клише, а также действует таким образом, что краска не склеивает вместе подложку и трафаретную форму и они отлично отделяются друг от друга со значительной скоростью. Когда процесс протекает некорректно, наблюдается явление, когда подложка не отделяется от трафаретной формы и остается приклеенной к ней краской.
"Явление, из-за которого краска при прохождении через ячейки ситовой ткани не может полностью отделиться от трафаретной формы и выступает в роли клеящего вещества между трафаретной формой и подложкой, склеивая их вместе, называется эффектом залипания".
"Эффект залипания" обнаруживается довольно часто и зависит от многих факторов. Эффект залипания может проявиться, когда:
- краска слишком вязкая или некорректно разбавлена;
- изображение расплывчатое и краска выходит за края желатина, из-за чего, оставаясь на нем, не удаляется полностью и склеивает трафаретную форму и подложку;
- краска слишком холодная, и тиксотропного эффекта не происходит;
- скорость печатания некорректна, возможно, слишком высокая, в зависимости от случая;
- разбавитель краски неподходящий и делает ее слишком липкой;
- подложка плохо сцеплена с плоскостью печати или разряжение вытяжной системы для листов имеет слабый напор;
- ситовая ткань плохо натянута, слишком мало ньютонов и очень маленькая возвратная сила;
- ракель слишком закруглен, из-за чего теоретическая линия смыкания слишком широкая;
- факторы среды, такие как статическое электричество, усиливают дефект.

Другое важное понятие присутствует каждый день в жаргоне шелкографов и представляет собой покрываемость краски: "Покрываемость краски - это ее способность препятствовать видимости на свету тона цвета, по которому произведена печать этой краской". Если, например, печатается белым по черному, то отличная покрываемость будет препятствовать видимости черного и будет виден только белый цвет. Если черный цвет останется частично видимым, то краска не будет плотно покрывающей. Понятие покрываемости, связанное с шелкографическими красками, в действительности напрямую связано с понятием матовости: "Матовость краски - это ее свойство не пропускать через себя световые лучи, и оно противоположно прозрачности". Очевидно, что понятия "матовость" и "покрываемость" по сущности одно и то же понятие. Они различаются только непосредственной ссылкой, которая в случае покрываемости относится к краске, тогда как матовость - понятие более общее. Очень важно знать те немногие законы, которые управляют методом шелкографической печати. В любой ситуации может быть очень полезным мысленно вернуться к основополагающим понятиям этого процесса, чтобы суметь вмешаться даже в те ситуации, которые могут показаться необъяснимыми.

Шелкография

Шелкографией называют способ трафаретной печати, в котором в качестве формного материала используются специальные нейлоновые или металлические сетки частотой 4-200 нитей/см и толщиной примерно 18-200 мкм . Обычно пробельные элементы формируют непосредственно на сетке фотохимическим способом. Для изготовления печатной формы может быть использован как сухой плёночный фотослой (капиллярная плёнка), так и жидкая фотоэмульсия, высушиваемая на сетке после нанесения. В обычном состоянии фотослой смывается водой. В подавляющем большинстве случаев экспонирование проводится контактным способом. После экспонирования УФ-излучением фотослой полимеризуется и перестаёт смываться водой, за исключением участков, не подвергшихся облучению (закрытые изображением позитива). Смытые участки сетки становятся печатающими элементами.

Печать может проводиться практически по всем материалам - бумага, пластик, ПВХ, стекло, керамика, металл, ткань, кожа и т. д. соответствующими красками. Краски могут различаться по типу связующего - водные, сольвентные (на основе растворителей), ультрафиолетового отверждения, пластизоли (требующие температурную фиксацию).

Также шелкография используется для печати деколей (переводных картинок) с последующем обжигом или без.
И для нанесения «Скретч» (стираемого) слоя для лотерейных билетов и карточек оплаты.

Своё название «шелкография» этот способ получил из-за патента процесса трафаретной печати, выданный в году под названием англ. Silk screen printing - печать шелковым ситом. Считается, что этот способ печати возник в глубокой древности, но современный вид трафаретная печать приобрела в середине прошлого века. Благодаря особенностям технологии шелкография позволяет печатать как на плоских, так и на цилиндрических поверхностях. Сейчас трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности.

Одной из особенностей шелкографии является возможность получать толстый красочный слой от нормальных 8 - 10 мкм до 500 и более (для офсета красочный слой составляет 1-2 мкм) с впечатляющей укрывистостью и яркостью цвета. Также можно широко использовать спецэффекты - глиттеры (блёстки), объёмную печать, имитацию бархата или резины.

Ризография

Одной из разновидностей трафаретной печати является ризография, которую относят к способам оперативной полиграфии. Ризография - печать с использованием печатной формы, изготовленной прожиганием термоголовкой микроотверстий в формном материале (мастер-плёнке) для образования печатающих элементов. Ризографию используют для оперативного размножения на бумаге одноцветной или многоцветной (полноцветная печать невозможна). Этот способ экономически эффективен при печати продукции небольшими тиражами (от 20 до 1.000 экз.). При сильном увеличении можно увидеть, что штрихи на оттиске состоят из точек и напоминают пунктирные линии. В качестве оригиналов могут быть использованы бумажные документы или файлы. Печать на ризографе производится с разрешением до 600

Области применения

Трафаретная печать является одним из технологичных способов печати. Она охватывает самые различные области применения: от ручных работ до высокотехнологичных промышленных решений, от самых малых форматов при изготовлении печатных плат до самых крупных плакатов порядка 3х6 м и от единичных экземпляров до больших тиражей. Способом трафаретной печати запечатываются бумага, текстиль, керамика и синтетические материалы в виде полотна, отдельных листов, а также такие изделия различного предназначения и формы, как банки, бокалы и панели.

Палитры красок характеризуются большим разнообразием. Находят широкое применение специальные краски для самых разнообразных областей. В трафаретном способе для печати иллюстраций находит широкое применение четырёхкрасочная печать. Применяемые для трафаретной печати аппараты, машины и устройства охватывают как обычные приспособления и установки, используемые в кустарном производстве, так и большие машины для работ в промышленных масштабах.

Ссылки

  • Статьи о процессе шелкографии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Книги

  • Утраченный музей. Шедевры живописи из Музея нового западного искусства. Альбом (шелкография) , Громова Екатерина Владимировна. Музей нового западного искусства был создан в Москве в 1928 году на основе частных коллекций двух московских промышленников Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова. Обладая…

Сейчас весь этот процесс автоматизирован и доработан. Теперь замена трафаретов занимает от силы секунду. Просушка между слоями также занимает от одной до нескольких секунд, благодаря ультрафиолетовым лампам и закрепителям. Если раньше главным красителем являлся белок, то сейчас это самые современные водостойкие эмульсионные краски, которые не теряют свой цвет ни от солнечных лучей, ни после стирки.

Современное использование трафаретной печати

Печать на футболке происходит немного своеобразным способом, для чего нужны специальные краски. Им дают свободно пройти через ткань для печати рисунка и закрепиться на ней. В результате получаются яркие картинки, даже при больших тиражах. Но и времени процесс занимает больше. Даже просушка может занимать около получаса, в зависимости от толщины нанесённой краски.

Но в основном на футболки не наносят краски большими слоями, насыщенность картинки тут зависит от качества краски и как хорошо она закрепилась на ткани. И сейчас такие футболки пользуются большим спросом.

Сейчас, шёлк заменяют ситами. Что позволяет наносить краски на поверхность различными слоями, и полностью пропитывать ими ткань. При изменении расстояния между ситами, можно добиться даже того, что картинка будет чувствоваться при прикасании к ткани. Ярким таким примером являются визитные карточки, где содержимое порой можно прочитать на ощупь.

Оборудование


Оборудование для шелкографии очень компактное и сейчас находится в свободной продаже, как и все необходимые составляющие для печати. Всё это можно приобрести за небольшую цену. Главное то, что весь процесс автоматизирован. И от вас потребуется всего немного: заправить краску, выбрать нужный рисунок и его цвета, а так же правильно расположить вещь, на которую будет наноситься печать.

Оборудование бывает разным, в зависимости от того, на что наносится печать, как наносится печать, и самое главное, – какого качества. Конечно же, это влияет на цену. Компактное оборудование можно с лёгкостью расположить у себя дома и заниматься шелкографией на дому.

Так же можно приобрести оборудование для шелкографии в больших или средних тиражах. Но это оборудование дорогостоящее и занимает много место, к тому же оно очень трудно поддаётся настройкам, поэтому используется в основном в цехах.

При печати шелкографией стоит отчётливо понимать, какие расходные материалы необходимы для той или иной печати на той или иной поверхности. Для нанесения печати на ткани, к примеру на футболки, применяются краски, которые совершенно не подходят для печати на твёрдых поверхностях. Иначе краски расплывутся и получится не качественная картинка.

Вконтакте

Одноклассники

Из этой статьи вы узнаете

  • Кто придумал трафаретную печать
  • Какие есть виды трафаретной печати
  • Какие еще используются материалы в трафаретной печати
  • Что влияет на срок и стоимость трафаретной печати

Одним из самых простых и экономичных видов печати на сегодняшний день признаётся трафаретная печать. Технология её работы в большом производстве схожа с технологией работы принтера трафаретной печати. Несомненное преимущество данного способа печати заключается в том, что он подходит для многих материалов: картон, бумага, синтетические полотна, текстиль, керамика, стекло, дерево. Габариты здесь не играют никакой роли, ведь работа идёт как с огромными листами и панелями, так и с предметами, например, домашней утвари.

Что такое трафаретная печать и шелкография

Чтобы никого не ввести в заблуждение и избежать тавтологии, первым делом отметим, что сам способ печати один, а названия у него два: трафаретная печать и шелкография.

Шелкография - это метод печати, который позволяет перенести изображение посредствам продавливания краски сквозь форму, называемую трафаретом.

Он используется в виде тонкой сетки из натуральных (шёлковых) либо синтетических и металлических нитей с уже готовым изображением. Чтобы сэкономить на производстве, чаще используют сети из искусственных материалов. Сквозь их открытые ниши, переносящие рисунок, запечатываемый материал окрашивается. Получается, что формой данного способа печати именуется сочетание шаблона и сетки.

Качественные и технические характеристики сетки (ткани) - это комбинация материала; числа её нитей на сантиметр её длины (линиатура); толщины формы; процентное отношение общей площади всех ниш к площади сетки (уровень открытости сети).

Оттиск определяется установленным шаблоном. Его помещают так, чтобы он находился со стороны сетки, противоположной движению ракеля. Это делается для того, чтобы материал не испортился и не износился. Шаблоны могут изготавливаться вручную (предназначены для изнаночной стороны сетки) или механически в зависимости от степени сложности производимой работы.

В процессе создания шаблона используются только диазотипные светочувствительные копировальные слои. Этого требует прогрессирующее качество печатной продукции. Изготовление шаблона проходит несколько этапов:

  • Нанесение слоя;
  • Сушка;
  • Обработка материала УФ-излучением (трафаретная уф-печать);
  • Затвердевание копировальной формы;
  • Удаление контурных излишек струями воды;
  • Повторная сушка;
  • Исправление дефектов лаковой обработкой.

Шаблон готов к эксплуатации.

История возникновения трафаретной печати

Название «шелкография» (с греч.: «письмо по шёлку») пришло к нам ещё из Древней Греции, где этим термином обозначали ремесленные работы, заключающиеся в украшении шёлковых тканей рисунком или надписями. До сих пор доподлинно неизвестно, где зародилась шелкография, но современные историки относят её появление к Древнему Китаю, ведь именно эта страна именуется «Родиной шёлка» вот уже около 2500 лет. Однако многие учёные утверждают, что к моменту расцвета этого искусства, практически все существовавшие страны имели возможность обрабатывать шёлк.

Нынешние методы шелкографии не имеют почти ничего общего с древними способами печати.

Если заглянуть в доподлинные источники, это ремесло, вероятно, зародилось на берегах Средиземного моря, где располагались такие государства, как Финикия и Месопотамия. Однако предпочтение в вопросе появления и развития шелкографии всё же отдают финикийцам.

Финикийцы - это немногочисленный народ Финикии, предками которого являются семитские племена. В период с IX по III века до нашей эры это государство переживало расцвет и было хозяином Средиземного моря. Финикийские мореплаватели славились своей стойкостью и походами. Основав первые города-порты, финикийцы активно занимались торговлей, продавая как произведённые своими руками, так и завоёванные товары. Если посмотреть на современную карту мира, то можно сказать, что эти моряки добирались до территории современной Дании. Представьте, какое мощное было государство!

Именно финикийцы научились добывать пурпур - первый, можно сказать, краситель, получаемый из пурпурных желёз некоторых брюхоногих моллюсков. Он использовался в качестве косметических средств, вещества для обработки и окраски тканей, а также в качестве материала для произведений живописи. В Финикии так впервые и зародилось искусство письма по одежде.

Стоит отметить, что покраска одеяний осуществлялась «штамповочным» методом, не вручную. Но как? Есть предположение, что Финикия, как самое продвинутое государство того периода, «сотрудничала» с далёкими цивилизациями, которые на тот момент уже имели подходящее для такого дела оборудование. Факт остаётся фактом – вручную сделать это было невозможно. Так и появилась шелкография. С современными способами печати то искусство никак не связано, однако название всё же сохранилось, как и процесс «копирования» изображения путём нанесения нескольких слоёв краски.

Как уже стало понятно, мы пользуемся не достижением шелкографии как ремесла и искусства, мы пользуемся её технологическим прогрессом, который и тогда, и сейчас основывается на переносе разных рисунков и надписей посредством различных «отпечатков», шаблонов и трафаретов. Краска на них наносилась похожими на современные губки и валики материалами. Конечно, люди не сразу научились «штамповать» производство. В древности «штамповка» была чуть ли не самым накладным способом нанесения рисунка: пигментный слой был ненасыщенный, что позволяло мастерам использовать лишь толстые ткани, способные хорошо впитывать влагу. Со временем процесс значительно упростился, пройдя долгий путь совершенствования.


Лишь через 1800 лет (где-то в 1190 – 13337 годах) процесс трафаретной печати резким скачком перешёл на совершенно новую ступень развития. В городе Камакура, который на тот момент являлся столицей Японии, шёл небывалый расцвет японской культуры. Несомненно, процветала вся страна, но Камакура считалась культурной столицей мира. Средневековая японская культура охватила все виды искусства, не исключая печать. Сначала метод трафаретной печати применялся для украшения доспехов и снаряжения самураев, но после сделанного открытия технология распространилась на очень многие сферы производства. Чтобы материал не искажался, что впоследствии деформировало рисунок, под шаблон стали наклеивать что-то вроде сетки, волокна которой изготовлялись из человеческого волоса. Изображение на такой сетке не соскальзывало, не мялось, не разрывалось, а тонкий волос не был заметен после нанесения пигмента.

Именно с того момента шелкография стала больше походить на современную технологию печати. Позже сетки станут изготавливать из натуральных и искусственных тонких волокон, а также синтетических металлических нитей.

В Европе появление трафаретной печати было связано с изобретением обоев (1750 год, Жан Патильон). Ведущими европейскими державами на тот момент были Англия и Франция. С них и началось распространение шелкографии на этом материке.

Таким образом, ко второй половине XVIII века этот способ печати распространяется по всему миру. И здесь уже ведущую роль играет Америка, где шелкографию стали использовать как элемент любого предмета декорирования: посуды, ткани, мебели, стен, потолков, металлических изделий. С «волосяной» сетки перешли на шёлковую и кисейную, однако с ними нужно было повозиться.

Второй скачок в усовершенствовании этого метода печати произошёл в 1907 году в Англии, когда был впервые запатентован процесс трафаретной печати сквозь натянутую шёлковую ткань, которая была более устойчива, предоставляла расширенный диапазон размеров печати и удобно взаимодействовала в работе с резиновыми валиками (ракелями). Таким образом, появился сам печатник трафаретной печати. Изобретение получило название «печатание шёлковым ситом», его создателем был некий Симон из Манчестера.

Можно сказать, что термин «шелкография» появился именно с момента патента этого изобретения. Той, какой мы привыкли видеть трафаретную печать, она стала в середине XX века, когда этим методом печаталось практически всё: визитки, брошюры, плакаты, ткани, открытки и даже автомобильные номера. Трафаретная печать совсем перестала восприниматься как искусство, как особый вид переноса рисунка из-за своей коммерческой направленности. Рутинная «штамповка» превратила её в незначительное среднее производство, подчиняющееся корпорациям.

На сегодняшний день этот метод широко применяется в разных сферах производства. У шелкографии есть преимущества перед другими видами печати. А главное – то, что она универсальна: текстиль, электроника, автомобилестроение, строительство. Все перечисленные отрасли не обходятся без трафаретной печати.

Какие сегодня есть виды трафаретной печати

Малоформатная трафаретная печать

В этот вид печати входит всё, что можно назвать плоской печатью (подложки, полиэтиленовые пакеты, бумажные пакеты, бумага, картон). Название говорит само за себя – формат не должен превышать 70x100 сантиметров. Печать подходит для больших оптовых заказов, которым требуется высокое качество рисунка.

Печать на мелких предметах

Изображение может наноситься на ручки, зажигалки, рюмки, брелоки и другие безделушки. Чтобы наносить рисунок на предметы круглой формы, здесь используются ротационные полуавтоматы. Несмотря на то, что изображение, сделанное, шелкографией, более долговечно, конкурентом этого вида печати всё же является тампонная печать.

Текстильная печать (набивка тканей)

Современная отрасль текстильной промышленности необъятна. Здесь всегда востребован метод трафаретной печати, ведь это универсальное производство, которое является основой экономики многих стран мира. Трафаретная печать на ткани в бобинах, ковровыми, текстильными станками и машинами, предназначенными работать без устали.

Трафаретная печать на готовых изделиях

Собственно, шелкография. Машины, называемые «карусельными станками» печатают рисунок на майках, пазлах, кружках, логотипах и так далее. Однако особой популярностью пользуется трафаретная печать на футболках, так как существует огромный выбор принтов на любой вкус. Кроме того, можно заказать любой рисунок на своё усмотрение.

Трафаретная печать на табличках и металлах

Очень широкое направление, имеющее дело с листовой печатью, обжигом, травлением, анодированием, обработкой металлов.

Трафаретная печать по стеклу

Главными отраслями применения являются электротехника и автомобилестроение. Бывают и «эксклюзивные» случаи применения (печать на бутылках, окнах, банках).

Трафаретная печать на флаконах

В основном используется в производстве косметики, выпуске фармацевтических средств и чего-то незначительного из других отраслей промышленности.

Отрасль печатных плат

Полное обслуживание электронных многослойных проводящих, а также профессиональных схем внутри всей отрасли.

Дополнительная трафаретная печать

Сюда относится всё, что не было включено в предыдущие девять пунктов.

Какие имеет преимущества трафаретный способ печати

Разнообразие цветов и фактур

Для рекламной продукции шелкография (трафаретная печать) предоставляет клиентам огромный выбор красок со свойствами и цветовыми решениями на любой вкус. Качество изображения зависит во многом от краски, поэтому на сегодняшний день можно выбрать для себя оптимальный вариант: нанесение рисунка люминесцентными, флуоресцентными, металлизированными красками. Кроме того, существует ещё и всепенная печать, позволяющая придать рисунку объём и реалистичность.

Цвета модели Pantone, которые являются плашечными, придадут любому изделию колоритность, яркость и красоту. Чтобы максимально приблизить печать к достижению такой насыщенной цветовой гаммы, какой обладают цвета Pantone, рисунок наносят на подложку.

Стойкое нанесение

Стоит ещё раз отметить такой плюс трафаретной печати, как долговечность: рисунок со временем не тускнеет, выдерживает оптимальные стирки, устойчив к перепаду температур и т.д. Это преимущество завоевало огромную популярность у заказчиков. Конечно, всё относительно, и для каждого изделия и каждой краски есть свой срок годности. При аккуратном использовании и стандартной стирке изображение, например, на футболке, может прослужить Вам примерно год без каких-либо проблем!

Здесь ещё стоит сказать о таком виде нанесения, как шелкотрансфер. Оно менее выносливо, чем шелкография, и при небрежном использовании или частой стирке может потрескаться. Таким вещам необходим более тщательный уход.

Большая площадь нанесения

Для трафаретной печати футболок, курток, маек, жилетов и толстовок наиболее оптимальный формат нанесения изображения - А3.

Технологически нанести рисунок трафаретной печатью на какой-либо пластиковый, деревянный или стеклянный предмет иногда не представляется возможным. Нужно обращать внимание на карточку с информацией о конкретном товаре, где обычно указывается, возможна ли печать шелкографией или нет.

Низкая стоимость единицы изделия при больших тиражах

Если требуется напечатать небольшой тираж, оптимальным будет выбор от 50 до 100 экземпляров. Здесь играет соотношение доступность-выгода. Всё, что выше 50 - доступно; всё, что выше 100 - выгодно!

На стоимость влияет тираж и число наносимых цветов.

Если производится цветная печать, то подложка здесь идёт как дополнительный оплачиваемый цвет.

Какие используют краски для трафаретной печати

  • Цветные краски. Толщина красочных слоёв, наносимых на запечатываемый материал при печати шелкографией, зависит от типа сетки, задействованной в печати. Толщина имеет свой небольшой диапазон, которым можно управлять в офсете. Преимуществом шелкографии является то, что толщина слоя краски здесь в разы больше, чем в офсете, и потому насыщенность изображения будет намного выше. Этот метод трафаретной печати позволяет печатать, например, жёлтой краской на синем листе, ведь здесь используются «покрывающие краски», которые остаются такими, какими их изначально наносили: синий останется синим, а не станет превращаться в зелёный, как это происходит в офсетной печати.
  • Золото, серебро, металлизированные краски. В общем-то, серебряный и золотой оттенки можно напечатать и в офсете, но эффект металлического блеска в шелкографии, безусловно, выше за счёт большой толщины прокрасочного пласта. Если необходимо сделать всё в темпе, то трафаретная металлизация - это настоящая находка!
  • Флуоресцентные краски. Толщина покрасочного слоя и здесь сыграла свою роль. Существует множество флуоресцентных красок, которые при помощи шелкографии получаются колоритными, полными, придавая рисунки яркий вид. Снова заметим, что всё вышеупомянутое используется для различных запечатываемых материалов, среди которых есть немного непривычные в этой сфере пластик, дерево, металл, стекло и т.д. Каждому материалу подходит его индивидуальный диапазон красок. Следовательно, возможность комбинировать любые краски, входящие в тот или иной промежуток, действительно несоизмерима.

Какие еще используются материалы для трафаретной печати

Ткани, используемые при трафаретной печати

Они имеют несколько критериев отбора. Какая-то ткань подходит под определённое изделие, какая-то - нет. Материал подразделяется по следующим признакам:

  • Вид нити, из которого состоит ткань. Существуют два основных вида нити: многонитевая и многоволоконная. Второй из них более качественный в отличие от первого, изображения на основе которого имеют более небрежные края. От того и цена на многоволокно обычно выше.
  • Сеточная плотность, которая определяется количеством нитей на дюйм. Чем плотнее они расположены, тем отчётливее просматриваются мелкие элементы, что повышает качество результата.
  • Прочность, которая зависит от диаметра нити. Чем он больше, тем прочнее материал, но тем ниже качество готовой продукции.
  • Рисунок для ткани в трафаретной печати делится на три категории: ровный, можно сказать, стандартный, так как применяется в большинстве случаев; сетчатый, который благодаря своей прочности подходит для печати крупных тиражей; саржевый (диагональный), можно сказать, «бюджетный», не обладает высоким качеством, но имеет доступную цену.

Материалы, из которых изготавливаются практически весь текстиль для трафаретной печати на ткани:

  • Шелк - самый стойкий, надёжный и долговечный материал. Однако постепенно он теряет свой высокий статус, и на его место встают другие ткани с похожими характеристиками, но более дешёвые. Самыми дорогостоящими из них на сегодняшний день считаются синтетические волокна.
  • Ткань органди, подходящая для маленьких и средних заказов. Преимущество здесь в цене.
  • Натуральный или синтетический нейлон, являющийся «вечной» тканью. Если поверхность неровная (выпуклая или вогнутая), то нейлон – это лучший выбор для такой печати.
  • Полиэстер является универсальной, прочной, крепкой тканью. Универсальность – основной плюс.
  • Сделанная из металла (меди, стали, латуни, бронзы, нержавеющей стали) сетка, применяется в процессе нанесения нагретых чернил на основание из пластика.

Типы трафаретов

Существует три типа созданных вручную трафаретов: бумажные, водорастворимые и лакорастворимые. Их вырезают скальпелем.

  1. Для простых рисунков и незначительных тиражей предназначены бумажные трафареты, вырезаемые из соответствующего материала.
  2. Водорастворимые: с пластиковой основы трафарета снимается желатин, который имеет способность растворяться в воде. После он вычищается там, где должны накладываться красящие вещества. Пластиковая основа кладётся на трафарет, а в качестве «клея» здесь выступает вода, которая скрепляет желатин и трафаретный материал. В завершении процесса удаляют желатин, оставшийся на ткани.
  3. Лакорастворимые: процесс печати на таких трафаретах очень схож с предыдущим, однако главное отличие заключается в том, что покрытие подложки осуществляется лаком, а в ходе работы используются разные лаковые растворители.

Трафареты, изготовленные автоматически, называются фототрафаретами. В процессе их производства применяются необходимые диапозитивы. Материалы, на основе которых они сделаны, фоточувствительны. Фототрафареты также делятся на виды по способу изготовления:

    . Косвенный способ. Изготавливаются независимо от сетки и крепятся к сеточной ткани только в конце процесса. Прямой способ. Здесь фоточувствительное красящее вещество, наносящееся на сетку трафарета, подвергается воздействию ультрафиолета, после чего материал неотделим от ткани. Данный способ применяется только при изготовлении больших тиражей, так как является очень долгим. Прямой/косвенный способ. «Тандем» двух предыдущих способов создания трафарета. Благодаря этому, данный материал более стойкий, а качество печати более высокое.

Чернила

На сегодняшний день выбор чернил для трафаретной печати огромен. Они бывают стойкие к ультрафиолету и к истиранию (зависит от химического состава вещества), а бывают, наоборот, стирающимися и тускнеющими. Однако все эти показатели зависят от типа печатной продукции. Чернила наносятся толстым слоем, и поэтому им необходимо сохнуть довольно долгое время. Этот процесс протекает естественно только в том случае, когда область печати мала или стандартна. Но в большинстве случаев в этом деле используют воздействие высоких температур для более быстрой сушки. В основном это необходимо для продукции, производимой на станках и требующей высокой скорости и большого тиража.

Какие используют машины для трафаретной печати

Если объём печати велик, то процесс изготовления проходит на машинном оборудовании, что повышает скорость печати и понижает материальную стоимость товара. Вручную производится какая-либо эксклюзивная печать или же продукция малых тиражей. Существует несколько видов автоматизированных станков трафаретной печати:

  • Планшетные. Применяются при плоской печати.
  • Планшетно –цилиндровые. Тип применения похож на планшетные, однако здесь печатаются довольно крупные тиражи, благодаря более высокой скорости изготовления.
  • Цилиндровые. Применяются при печати на выпуклых и вогнутых поверхностях.
  • Текстильные. Задействованы в трафаретной печати на футболках, кепках, майках, куртках, толстовках и прочей одежды.
  • Планшеты высокой точности. Применяются в сфере электрооборудования при изготовлении печатных плат.
  • Ротационные. Чернила находятся в печатной форме (цилиндре) и распределяются специальным валиком, который находится внутри данной формы, что значительно повышает производительность.

Особенности трафаретной печати, влияющие на сроки и стоимость

Тираж продукции в трафаретной печати, как и у других типов печати, имеет огромный диапазон. Однако критериями печати также являются её стоимость и время изготовления. Здесь стоит отметить некоторые особенности трафаретной печати.

  • Из-за технологии самого процесса шелкография не является быстрым способом печати. Ракель, вдавливающий красящее вещество, проходит по каждой ячейке сетки, замедляя процесс. Существует несколько причин медлительности производства, но основная из них – степень густоты красящего вещества или высокая вязкость, как называют это профессионалы. На данный момент скорость офсетного оборудования превышает скорость оборудования для трафаретной печати, даже если оно самого современного образца. Существует, правда, ротационный трафарет, скорость производительности которого значительно выше остальных, но он пригоден лишь для печати больших тиражей этикеток и в других сферах процесса не задействован. Следовательно, становится понятно, что трафаретная печать не обладает способностью скоростной печати, и крупные тиражи всё же придётся подождать какое-то время.
  • На сегодняшний день в процессах трафаретной печати в основном задействовано полуавтоматическое оборудование, где подача материала производится вручную. Из-за этого возникает проблема печати больших тиражей.
  • Сушка также требует времени, так как просушить необходимо каждый лист продукции. Чтобы выполнить этот процесс, нужно расстелить материал на предназначенных для того стеллажах и вешалках. Это не только увеличивает время на изготовление, но и ставит крупные тиражи в определённые рамки.
  • Однако неизменным преимуществом этого оборудования является возможность печати крупных форматов, что позволяет наносить красящее вещество сразу на несколько единиц продукции.
  • Время также уходит на производство самой формы трафаретной печати. Офсетные формы изготавливаются быстрее и стоят значительно дешевле, что даёт им преимущество в печати малых тиражей.

Чтобы правильно определить, стоит ли отдавать тираж на трафаретную печать, необходимо принять во внимание все вышеупомянутые её особенности. Вывод напрашивается сам собой: оптимальный тираж для шелкографии варьируется от пары сотен до пяти тысяч экземпляров.

Трафаретная печать, цена которой устроит каждого

Естественно, каждая типография устанавливает свою стоимость на трафаретную печать. Более детально изучить диапазон цен Вам помогут сотрудники каждой из выбранных Вами компаний.

Существует два фактора, влияющих на цену продукции: цвет (один цвет – отдельный трафарет) и стоимость самого материала для печати.

Шелкография прекрасно подходит для печати на выпуклых и вогнутых поверхностях, а также для печати на самых разных материалах: стекло, дерево, кожа, ткань, металл, керамика. В этом вопросе трафаретная печать выигрывает по двум критериям: качество и материальная выгода. Оптимальным количеством экземпляров для заказа будет 50-100 единиц.

Однако, как уже было сказано, трафаретная печать – процесс довольно долгий, и Вам придётся запастись терпением и подождать своего заказа. Не стоит забывать, что при шелкографии наносится большой слой красящего вещества. Минусом является и то, что разрешение отпечатка невелико. Возможность нанести полноцветный рисунок отсутствует. Все эти детали Вам должен пояснить сотрудник типографии, в которую Вы обращаетесь.

Трафаретная печать позволяет наносить контрастные, колоритные, объемные изображения. Она также используется для печати с эффектом бархата или резины. По желанию заказчика на рисунок наносятся глиттеры (блёстки), стразы и прочие украшения.

Не надо думать, что трафаретная печать – это лёгкий процесс, которым может управлять даже новичок. Если Вы хотите получить качественную продукцию, обращаться за этим нужно только к профессионалам своего дела, в типографию высшего уровня. Одной из таких является компания «СловоДело».

«СловоДело» - крупнейшая московская компания офсетной печати, оснащенная также самыми современными станками трафаретной печати, имеющими возможность производить абсолютно любую полиграфическую продукцию. Оборудование изготовлено в Германии и обладает производительностью высочайшего уровня. С его помощью выполняют любые заказы полноцветной печати форматов А1-А4, а также выбранных Вами нестандартных форматов.

Станки для постпечатной обработки, также имеющиеся в компании «СловоДело», играют огромную роль в изготовлении продукции. Таким образом, компания берёт на себя полный цикл производства полиграфии рекламного и офисного типов, гарантируя высокое качество конечной продукции. Работа с клиентами направлена на минимизацию их расходов и сроков выполнения заказов. Любой заказ рассматривают как индивидуальную задачу, что позволяет выполнить все требования клиента без задержек и изъянов.

Вконтакте

Вконтакте

Одноклассники

Из этой статьи вы узнаете

  • Кто придумал трафаретную печать
  • Какие есть виды трафаретной печати
  • Какие еще используются материалы в трафаретной печати
  • Что влияет на срок и стоимость трафаретной печати

Одним из самых простых и экономичных видов печати на сегодняшний день признаётся трафаретная печать. Технология её работы в большом производстве схожа с технологией работы принтера трафаретной печати. Несомненное преимущество данного способа печати заключается в том, что он подходит для многих материалов: картон, бумага, синтетические полотна, текстиль, керамика, стекло, дерево. Габариты здесь не играют никакой роли, ведь работа идёт как с огромными листами и панелями, так и с предметами, например, домашней утвари.

Что такое трафаретная печать и шелкография

Чтобы никого не ввести в заблуждение и избежать тавтологии, первым делом отметим, что сам способ печати один, а названия у него два: трафаретная печать и шелкография.

Шелкография - это метод печати, который позволяет перенести изображение посредствам продавливания краски сквозь форму, называемую трафаретом.

Он используется в виде тонкой сетки из натуральных (шёлковых) либо синтетических и металлических нитей с уже готовым изображением. Чтобы сэкономить на производстве, чаще используют сети из искусственных материалов. Сквозь их открытые ниши, переносящие рисунок, запечатываемый материал окрашивается. Получается, что формой данного способа печати именуется сочетание шаблона и сетки.

Качественные и технические характеристики сетки (ткани) - это комбинация материала; числа её нитей на сантиметр её длины (линиатура); толщины формы; процентное отношение общей площади всех ниш к площади сетки (уровень открытости сети).

Оттиск определяется установленным шаблоном. Его помещают так, чтобы он находился со стороны сетки, противоположной движению ракеля. Это делается для того, чтобы материал не испортился и не износился. Шаблоны могут изготавливаться вручную (предназначены для изнаночной стороны сетки) или механически в зависимости от степени сложности производимой работы.

В процессе создания шаблона используются только диазотипные светочувствительные копировальные слои. Этого требует прогрессирующее качество печатной продукции. Изготовление шаблона проходит несколько этапов:

  • Нанесение слоя;
  • Сушка;
  • Обработка материала УФ-излучением (трафаретная уф-печать);
  • Затвердевание копировальной формы;
  • Удаление контурных излишек струями воды;
  • Повторная сушка;
  • Исправление дефектов лаковой обработкой.

Шаблон готов к эксплуатации.

История возникновения трафаретной печати

Название «шелкография» (с греч.: «письмо по шёлку») пришло к нам ещё из Древней Греции, где этим термином обозначали ремесленные работы, заключающиеся в украшении шёлковых тканей рисунком или надписями. До сих пор доподлинно неизвестно, где зародилась шелкография, но современные историки относят её появление к Древнему Китаю, ведь именно эта страна именуется «Родиной шёлка» вот уже около 2500 лет. Однако многие учёные утверждают, что к моменту расцвета этого искусства, практически все существовавшие страны имели возможность обрабатывать шёлк.

Нынешние методы шелкографии не имеют почти ничего общего с древними способами печати.

Если заглянуть в доподлинные источники, это ремесло, вероятно, зародилось на берегах Средиземного моря, где располагались такие государства, как Финикия и Месопотамия. Однако предпочтение в вопросе появления и развития шелкографии всё же отдают финикийцам.

Финикийцы - это немногочисленный народ Финикии, предками которого являются семитские племена. В период с IX по III века до нашей эры это государство переживало расцвет и было хозяином Средиземного моря. Финикийские мореплаватели славились своей стойкостью и походами. Основав первые города-порты, финикийцы активно занимались торговлей, продавая как произведённые своими руками, так и завоёванные товары. Если посмотреть на современную карту мира, то можно сказать, что эти моряки добирались до территории современной Дании. Представьте, какое мощное было государство!

Именно финикийцы научились добывать пурпур - первый, можно сказать, краситель, получаемый из пурпурных желёз некоторых брюхоногих моллюсков. Он использовался в качестве косметических средств, вещества для обработки и окраски тканей, а также в качестве материала для произведений живописи. В Финикии так впервые и зародилось искусство письма по одежде.

Стоит отметить, что покраска одеяний осуществлялась «штамповочным» методом, не вручную. Но как? Есть предположение, что Финикия, как самое продвинутое государство того периода, «сотрудничала» с далёкими цивилизациями, которые на тот момент уже имели подходящее для такого дела оборудование. Факт остаётся фактом – вручную сделать это было невозможно. Так и появилась шелкография. С современными способами печати то искусство никак не связано, однако название всё же сохранилось, как и процесс «копирования» изображения путём нанесения нескольких слоёв краски.

Как уже стало понятно, мы пользуемся не достижением шелкографии как ремесла и искусства, мы пользуемся её технологическим прогрессом, который и тогда, и сейчас основывается на переносе разных рисунков и надписей посредством различных «отпечатков», шаблонов и трафаретов. Краска на них наносилась похожими на современные губки и валики материалами. Конечно, люди не сразу научились «штамповать» производство. В древности «штамповка» была чуть ли не самым накладным способом нанесения рисунка: пигментный слой был ненасыщенный, что позволяло мастерам использовать лишь толстые ткани, способные хорошо впитывать влагу. Со временем процесс значительно упростился, пройдя долгий путь совершенствования.


Лишь через 1800 лет (где-то в 1190 – 13337 годах) процесс трафаретной печати резким скачком перешёл на совершенно новую ступень развития. В городе Камакура, который на тот момент являлся столицей Японии, шёл небывалый расцвет японской культуры. Несомненно, процветала вся страна, но Камакура считалась культурной столицей мира. Средневековая японская культура охватила все виды искусства, не исключая печать. Сначала метод трафаретной печати применялся для украшения доспехов и снаряжения самураев, но после сделанного открытия технология распространилась на очень многие сферы производства. Чтобы материал не искажался, что впоследствии деформировало рисунок, под шаблон стали наклеивать что-то вроде сетки, волокна которой изготовлялись из человеческого волоса. Изображение на такой сетке не соскальзывало, не мялось, не разрывалось, а тонкий волос не был заметен после нанесения пигмента.

Именно с того момента шелкография стала больше походить на современную технологию печати. Позже сетки станут изготавливать из натуральных и искусственных тонких волокон, а также синтетических металлических нитей.

В Европе появление трафаретной печати было связано с изобретением обоев (1750 год, Жан Патильон). Ведущими европейскими державами на тот момент были Англия и Франция. С них и началось распространение шелкографии на этом материке.

Таким образом, ко второй половине XVIII века этот способ печати распространяется по всему миру. И здесь уже ведущую роль играет Америка, где шелкографию стали использовать как элемент любого предмета декорирования: посуды, ткани, мебели, стен, потолков, металлических изделий. С «волосяной» сетки перешли на шёлковую и кисейную, однако с ними нужно было повозиться.

Второй скачок в усовершенствовании этого метода печати произошёл в 1907 году в Англии, когда был впервые запатентован процесс трафаретной печати сквозь натянутую шёлковую ткань, которая была более устойчива, предоставляла расширенный диапазон размеров печати и удобно взаимодействовала в работе с резиновыми валиками (ракелями). Таким образом, появился сам печатник трафаретной печати. Изобретение получило название «печатание шёлковым ситом», его создателем был некий Симон из Манчестера.

Можно сказать, что термин «шелкография» появился именно с момента патента этого изобретения. Той, какой мы привыкли видеть трафаретную печать, она стала в середине XX века, когда этим методом печаталось практически всё: визитки, брошюры, плакаты, ткани, открытки и даже автомобильные номера. Трафаретная печать совсем перестала восприниматься как искусство, как особый вид переноса рисунка из-за своей коммерческой направленности. Рутинная «штамповка» превратила её в незначительное среднее производство, подчиняющееся корпорациям.

На сегодняшний день этот метод широко применяется в разных сферах производства. У шелкографии есть преимущества перед другими видами печати. А главное – то, что она универсальна: текстиль, электроника, автомобилестроение, строительство. Все перечисленные отрасли не обходятся без трафаретной печати.

Какие сегодня есть виды трафаретной печати

Малоформатная трафаретная печать

В этот вид печати входит всё, что можно назвать плоской печатью (подложки, полиэтиленовые пакеты, бумажные пакеты, бумага, картон). Название говорит само за себя – формат не должен превышать 70x100 сантиметров. Печать подходит для больших оптовых заказов, которым требуется высокое качество рисунка.

Печать на мелких предметах

Изображение может наноситься на ручки, зажигалки, рюмки, брелоки и другие безделушки. Чтобы наносить рисунок на предметы круглой формы, здесь используются ротационные полуавтоматы. Несмотря на то, что изображение, сделанное, шелкографией, более долговечно, конкурентом этого вида печати всё же является тампонная печать.

Текстильная печать (набивка тканей)

Современная отрасль текстильной промышленности необъятна. Здесь всегда востребован метод трафаретной печати, ведь это универсальное производство, которое является основой экономики многих стран мира. Трафаретная печать на ткани в бобинах, ковровыми, текстильными станками и машинами, предназначенными работать без устали.

Трафаретная печать на готовых изделиях

Собственно, шелкография. Машины, называемые «карусельными станками» печатают рисунок на майках, пазлах, кружках, логотипах и так далее. Однако особой популярностью пользуется трафаретная печать на футболках, так как существует огромный выбор принтов на любой вкус. Кроме того, можно заказать любой рисунок на своё усмотрение.

Трафаретная печать на табличках и металлах

Очень широкое направление, имеющее дело с листовой печатью, обжигом, травлением, анодированием, обработкой металлов.

Трафаретная печать по стеклу

Главными отраслями применения являются электротехника и автомобилестроение. Бывают и «эксклюзивные» случаи применения (печать на бутылках, окнах, банках).

Трафаретная печать на флаконах

В основном используется в производстве косметики, выпуске фармацевтических средств и чего-то незначительного из других отраслей промышленности.

Отрасль печатных плат

Полное обслуживание электронных многослойных проводящих, а также профессиональных схем внутри всей отрасли.

Дополнительная трафаретная печать

Сюда относится всё, что не было включено в предыдущие девять пунктов.

Какие имеет преимущества трафаретный способ печати

Разнообразие цветов и фактур

Для рекламной продукции шелкография (трафаретная печать) предоставляет клиентам огромный выбор красок со свойствами и цветовыми решениями на любой вкус. Качество изображения зависит во многом от краски, поэтому на сегодняшний день можно выбрать для себя оптимальный вариант: нанесение рисунка люминесцентными, флуоресцентными, металлизированными красками. Кроме того, существует ещё и всепенная печать, позволяющая придать рисунку объём и реалистичность.

Цвета модели Pantone, которые являются плашечными, придадут любому изделию колоритность, яркость и красоту. Чтобы максимально приблизить печать к достижению такой насыщенной цветовой гаммы, какой обладают цвета Pantone, рисунок наносят на подложку.

Стойкое нанесение

Стоит ещё раз отметить такой плюс трафаретной печати, как долговечность: рисунок со временем не тускнеет, выдерживает оптимальные стирки, устойчив к перепаду температур и т.д. Это преимущество завоевало огромную популярность у заказчиков. Конечно, всё относительно, и для каждого изделия и каждой краски есть свой срок годности. При аккуратном использовании и стандартной стирке изображение, например, на футболке, может прослужить Вам примерно год без каких-либо проблем!

Здесь ещё стоит сказать о таком виде нанесения, как шелкотрансфер. Оно менее выносливо, чем шелкография, и при небрежном использовании или частой стирке может потрескаться. Таким вещам необходим более тщательный уход.

Большая площадь нанесения

Для трафаретной печати футболок, курток, маек, жилетов и толстовок наиболее оптимальный формат нанесения изображения - А3.

Технологически нанести рисунок трафаретной печатью на какой-либо пластиковый, деревянный или стеклянный предмет иногда не представляется возможным. Нужно обращать внимание на карточку с информацией о конкретном товаре, где обычно указывается, возможна ли печать шелкографией или нет.

Низкая стоимость единицы изделия при больших тиражах

Если требуется напечатать небольшой тираж, оптимальным будет выбор от 50 до 100 экземпляров. Здесь играет соотношение доступность-выгода. Всё, что выше 50 - доступно; всё, что выше 100 - выгодно!

На стоимость влияет тираж и число наносимых цветов.

Если производится цветная печать, то подложка здесь идёт как дополнительный оплачиваемый цвет.

Какие используют краски для трафаретной печати

  • Цветные краски. Толщина красочных слоёв, наносимых на запечатываемый материал при печати шелкографией, зависит от типа сетки, задействованной в печати. Толщина имеет свой небольшой диапазон, которым можно управлять в офсете. Преимуществом шелкографии является то, что толщина слоя краски здесь в разы больше, чем в офсете, и потому насыщенность изображения будет намного выше. Этот метод трафаретной печати позволяет печатать, например, жёлтой краской на синем листе, ведь здесь используются «покрывающие краски», которые остаются такими, какими их изначально наносили: синий останется синим, а не станет превращаться в зелёный, как это происходит в офсетной печати.
  • Золото, серебро, металлизированные краски. В общем-то, серебряный и золотой оттенки можно напечатать и в офсете, но эффект металлического блеска в шелкографии, безусловно, выше за счёт большой толщины прокрасочного пласта. Если необходимо сделать всё в темпе, то трафаретная металлизация - это настоящая находка!
  • Флуоресцентные краски. Толщина покрасочного слоя и здесь сыграла свою роль. Существует множество флуоресцентных красок, которые при помощи шелкографии получаются колоритными, полными, придавая рисунки яркий вид. Снова заметим, что всё вышеупомянутое используется для различных запечатываемых материалов, среди которых есть немного непривычные в этой сфере пластик, дерево, металл, стекло и т.д. Каждому материалу подходит его индивидуальный диапазон красок. Следовательно, возможность комбинировать любые краски, входящие в тот или иной промежуток, действительно несоизмерима.

Какие еще используются материалы для трафаретной печати

Ткани, используемые при трафаретной печати

Они имеют несколько критериев отбора. Какая-то ткань подходит под определённое изделие, какая-то - нет. Материал подразделяется по следующим признакам:

  • Вид нити, из которого состоит ткань. Существуют два основных вида нити: многонитевая и многоволоконная. Второй из них более качественный в отличие от первого, изображения на основе которого имеют более небрежные края. От того и цена на многоволокно обычно выше.
  • Сеточная плотность, которая определяется количеством нитей на дюйм. Чем плотнее они расположены, тем отчётливее просматриваются мелкие элементы, что повышает качество результата.
  • Прочность, которая зависит от диаметра нити. Чем он больше, тем прочнее материал, но тем ниже качество готовой продукции.
  • Рисунок для ткани в трафаретной печати делится на три категории: ровный, можно сказать, стандартный, так как применяется в большинстве случаев; сетчатый, который благодаря своей прочности подходит для печати крупных тиражей; саржевый (диагональный), можно сказать, «бюджетный», не обладает высоким качеством, но имеет доступную цену.

Материалы, из которых изготавливаются практически весь текстиль для трафаретной печати на ткани:

  • Шелк - самый стойкий, надёжный и долговечный материал. Однако постепенно он теряет свой высокий статус, и на его место встают другие ткани с похожими характеристиками, но более дешёвые. Самыми дорогостоящими из них на сегодняшний день считаются синтетические волокна.
  • Ткань органди, подходящая для маленьких и средних заказов. Преимущество здесь в цене.
  • Натуральный или синтетический нейлон, являющийся «вечной» тканью. Если поверхность неровная (выпуклая или вогнутая), то нейлон – это лучший выбор для такой печати.
  • Полиэстер является универсальной, прочной, крепкой тканью. Универсальность – основной плюс.
  • Сделанная из металла (меди, стали, латуни, бронзы, нержавеющей стали) сетка, применяется в процессе нанесения нагретых чернил на основание из пластика.

Типы трафаретов

Существует три типа созданных вручную трафаретов: бумажные, водорастворимые и лакорастворимые. Их вырезают скальпелем.

  1. Для простых рисунков и незначительных тиражей предназначены бумажные трафареты, вырезаемые из соответствующего материала.
  2. Водорастворимые: с пластиковой основы трафарета снимается желатин, который имеет способность растворяться в воде. После он вычищается там, где должны накладываться красящие вещества. Пластиковая основа кладётся на трафарет, а в качестве «клея» здесь выступает вода, которая скрепляет желатин и трафаретный материал. В завершении процесса удаляют желатин, оставшийся на ткани.
  3. Лакорастворимые: процесс печати на таких трафаретах очень схож с предыдущим, однако главное отличие заключается в том, что покрытие подложки осуществляется лаком, а в ходе работы используются разные лаковые растворители.

Трафареты, изготовленные автоматически, называются фототрафаретами. В процессе их производства применяются необходимые диапозитивы. Материалы, на основе которых они сделаны, фоточувствительны. Фототрафареты также делятся на виды по способу изготовления:

    . Косвенный способ. Изготавливаются независимо от сетки и крепятся к сеточной ткани только в конце процесса. Прямой способ. Здесь фоточувствительное красящее вещество, наносящееся на сетку трафарета, подвергается воздействию ультрафиолета, после чего материал неотделим от ткани. Данный способ применяется только при изготовлении больших тиражей, так как является очень долгим. Прямой/косвенный способ. «Тандем» двух предыдущих способов создания трафарета. Благодаря этому, данный материал более стойкий, а качество печати более высокое.

Чернила

На сегодняшний день выбор чернил для трафаретной печати огромен. Они бывают стойкие к ультрафиолету и к истиранию (зависит от химического состава вещества), а бывают, наоборот, стирающимися и тускнеющими. Однако все эти показатели зависят от типа печатной продукции. Чернила наносятся толстым слоем, и поэтому им необходимо сохнуть довольно долгое время. Этот процесс протекает естественно только в том случае, когда область печати мала или стандартна. Но в большинстве случаев в этом деле используют воздействие высоких температур для более быстрой сушки. В основном это необходимо для продукции, производимой на станках и требующей высокой скорости и большого тиража.

Какие используют машины для трафаретной печати

Если объём печати велик, то процесс изготовления проходит на машинном оборудовании, что повышает скорость печати и понижает материальную стоимость товара. Вручную производится какая-либо эксклюзивная печать или же продукция малых тиражей. Существует несколько видов автоматизированных станков трафаретной печати:

  • Планшетные. Применяются при плоской печати.
  • Планшетно –цилиндровые. Тип применения похож на планшетные, однако здесь печатаются довольно крупные тиражи, благодаря более высокой скорости изготовления.
  • Цилиндровые. Применяются при печати на выпуклых и вогнутых поверхностях.
  • Текстильные. Задействованы в трафаретной печати на футболках, кепках, майках, куртках, толстовках и прочей одежды.
  • Планшеты высокой точности. Применяются в сфере электрооборудования при изготовлении печатных плат.
  • Ротационные. Чернила находятся в печатной форме (цилиндре) и распределяются специальным валиком, который находится внутри данной формы, что значительно повышает производительность.

Особенности трафаретной печати, влияющие на сроки и стоимость

Тираж продукции в трафаретной печати, как и у других типов печати, имеет огромный диапазон. Однако критериями печати также являются её стоимость и время изготовления. Здесь стоит отметить некоторые особенности трафаретной печати.

  • Из-за технологии самого процесса шелкография не является быстрым способом печати. Ракель, вдавливающий красящее вещество, проходит по каждой ячейке сетки, замедляя процесс. Существует несколько причин медлительности производства, но основная из них – степень густоты красящего вещества или высокая вязкость, как называют это профессионалы. На данный момент скорость офсетного оборудования превышает скорость оборудования для трафаретной печати, даже если оно самого современного образца. Существует, правда, ротационный трафарет, скорость производительности которого значительно выше остальных, но он пригоден лишь для печати больших тиражей этикеток и в других сферах процесса не задействован. Следовательно, становится понятно, что трафаретная печать не обладает способностью скоростной печати, и крупные тиражи всё же придётся подождать какое-то время.
  • На сегодняшний день в процессах трафаретной печати в основном задействовано полуавтоматическое оборудование, где подача материала производится вручную. Из-за этого возникает проблема печати больших тиражей.
  • Сушка также требует времени, так как просушить необходимо каждый лист продукции. Чтобы выполнить этот процесс, нужно расстелить материал на предназначенных для того стеллажах и вешалках. Это не только увеличивает время на изготовление, но и ставит крупные тиражи в определённые рамки.
  • Однако неизменным преимуществом этого оборудования является возможность печати крупных форматов, что позволяет наносить красящее вещество сразу на несколько единиц продукции.
  • Время также уходит на производство самой формы трафаретной печати. Офсетные формы изготавливаются быстрее и стоят значительно дешевле, что даёт им преимущество в печати малых тиражей.

Чтобы правильно определить, стоит ли отдавать тираж на трафаретную печать, необходимо принять во внимание все вышеупомянутые её особенности. Вывод напрашивается сам собой: оптимальный тираж для шелкографии варьируется от пары сотен до пяти тысяч экземпляров.

Трафаретная печать, цена которой устроит каждого

Естественно, каждая типография устанавливает свою стоимость на трафаретную печать. Более детально изучить диапазон цен Вам помогут сотрудники каждой из выбранных Вами компаний.

Существует два фактора, влияющих на цену продукции: цвет (один цвет – отдельный трафарет) и стоимость самого материала для печати.

Шелкография прекрасно подходит для печати на выпуклых и вогнутых поверхностях, а также для печати на самых разных материалах: стекло, дерево, кожа, ткань, металл, керамика. В этом вопросе трафаретная печать выигрывает по двум критериям: качество и материальная выгода. Оптимальным количеством экземпляров для заказа будет 50-100 единиц.

Однако, как уже было сказано, трафаретная печать – процесс довольно долгий, и Вам придётся запастись терпением и подождать своего заказа. Не стоит забывать, что при шелкографии наносится большой слой красящего вещества. Минусом является и то, что разрешение отпечатка невелико. Возможность нанести полноцветный рисунок отсутствует. Все эти детали Вам должен пояснить сотрудник типографии, в которую Вы обращаетесь.

Трафаретная печать позволяет наносить контрастные, колоритные, объемные изображения. Она также используется для печати с эффектом бархата или резины. По желанию заказчика на рисунок наносятся глиттеры (блёстки), стразы и прочие украшения.

Не надо думать, что трафаретная печать – это лёгкий процесс, которым может управлять даже новичок. Если Вы хотите получить качественную продукцию, обращаться за этим нужно только к профессионалам своего дела, в типографию высшего уровня. Одной из таких является компания «СловоДело».

«СловоДело» - крупнейшая московская компания офсетной печати, оснащенная также самыми современными станками трафаретной печати, имеющими возможность производить абсолютно любую полиграфическую продукцию. Оборудование изготовлено в Германии и обладает производительностью высочайшего уровня. С его помощью выполняют любые заказы полноцветной печати форматов А1-А4, а также выбранных Вами нестандартных форматов.

Станки для постпечатной обработки, также имеющиеся в компании «СловоДело», играют огромную роль в изготовлении продукции. Таким образом, компания берёт на себя полный цикл производства полиграфии рекламного и офисного типов, гарантируя высокое качество конечной продукции. Работа с клиентами направлена на минимизацию их расходов и сроков выполнения заказов. Любой заказ рассматривают как индивидуальную задачу, что позволяет выполнить все требования клиента без задержек и изъянов.

Вконтакте

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы