«Золотая рыбка», она же «Серебряный кит», она же «Папа. Титановая «Золотая рыбка Подводная лодка 162 золотая рыбка

Подводные лодки сегодня относятся к классу боевых кораблей, в военное время являясь частью вооруженных сил мировых держав. И это неудивительно, ведь главное их предназначение – это проведение скрытых операций, направленных на уничтожение вражеских судов. Однако на практике подлодки применяют и в поисково-разведочных целях. В зависимости от предназначения они различаются своими параметрами по скорости, размерам и прочим характеристикам.

Подводная лодка "Акула"

Например, самая большая подлодка в мире – это «Акула» проекта 941, принадлежащая военно-морскому флоту России. Длина судна – 172 м, ширина – 23,3 м, а высота – 25 м. Если же говорить о скоростных моделях, то ниже вашему вниманию представлен рейтинг самых быстрых подводных лодок.

Неоспоримым рекордсменом по скорости считается советская модель проекта «Анчар» – К-162 (позднее получившая название К-222 и «Золотая рыбка»). Решение о строительстве скоростного судна было принято в 1959 году. Специально для этого была разработана новая атомная энергетическая установка, включающая в себя 2 реактора, в которых содержалось столько горючего, что его бы хватило на 4 кругосветных плаванья без подзарядки. Но главное – это примененный материал для изготовления корпуса, титан, преимуществом которого считается повышенная прочность.


В итоге была получена новая модель атомной субмарины, которая в 1969 году разгонялась до скорости в 42 узла (77 км/ч), а уже в 1971 году установила актуальный на сегодня мировой рекорд по скорости движения под водой – 44,7 узла (чуть меньше 83 км/ч). В том же году мощь «Золотой рыбки» была продемонстрирована Соединенным Штатам Америки, когда К-162 преследовала американский авианосец «Саратога» в открытом океане, периодически обгоняя его, поскольку корабль шел со скоростью 30 узлов.


Однако, несмотря на столь видимые преимущества, «Анчар» не вошел в число проектов серийного производства. Вероятно, причиной этому послужила стоимость К-162. Например, только титановый корпус стоил в 6 раз дороже аналога из маломагнитной стали. Еще одна причина – шум. Когда лодка разгонялась до скорости 35 узлов и выше, появлялся сильный шум, достигавший 100 дБ, что сравнимо с гулом вагона метро, проходящего рядом с человеком.

Это, конечно, вызывало сложности для экипажа, но в первую очередь по шуму такой силы легко определялось местонахождение судна под водой, что сводило к нулю секретность проводимых операций. Таким образом, проект не получил распространения, и в 1984 году К-222 была выведена из состава ВМФ СССР, а в 2008 году начался процесс ее утилизации. С 2010 года подводная лодка К-222 утилизирована.

Топ-6 самых быстрых современных подводных лодок в мире

Детально история судна «Анчар» К-162 описана в документальном фильме «К-162. Убийца авианосцев». А далее представлен рейтинг самых скоростных подводных лодок планеты.

6. Подводные лодки «Шань», Китай

Максимальная скорость под водой – 30 узлов (55,56 км/ч).

«Шань» - это современные китайские субмарины, строительство их проходило в период с 2005 по 2010 год. В первую очередь новый проект разрабатывался для укрепления ВМФ Китая, поскольку преобладающие на тот момент подлодки «Хань» не составляли конкуренцию лодкам противников.


Поэтому главной целью конструкторов стало устранение недостатков устаревшей модели: снижение шумности и усиление вооружения на судне. Первая модель проекта «Шань» была принята в ряды ВМФ Китая в 2007 году, а к 2017 году в составе вооруженных сил насчитывается 3 субмарины. Суммарно проект включает в себя 10 подлодок.

5. Подводные лодки «Трафальгар», Великобритания

Максимальная скорость под водой – 32 узла (59,26 км/ч).

«Трафальгар» - это современные ракетно-торпедные подлодки Великобритании. В период с 1979 по 1991 год было спроектировано и построено 7 современных судов. К 2015 году 4 подводные лодки «Трафальгар» входили в состав ВМС Великобритании, а три судна были уже списаны.


Полная замена и модернизация субмарин была запланирована на 2023 год. Однако в 2017 году появилась информация о неисправности в реакторе одной модели «Трафальгара», и было решено вывести временно из эксплуатации все 4 лодки для проведения модернизации.

4. Подводные лодки «Щука-Б», СССР (РФ)

Максимальная скорость под водой – 33 узла (61,12 км/ч).

«Щука-Б» - это советские субмарины, спроектированные аналогично «титановым» подлодкам «Барракуда» (Топ-1 рейтинга), но только с корпусом из стали. Строительство лодок завершилось в 2001 году, и сразу они заняли лидирующие позиции на военном флоте России, заменив устаревших представителей проекта «Щука».


С 2014 года 4 субмарины «Щука-Б» отправлены на модернизацию. Изначально планировалось построить 25 единиц проекта «Щука-Б». В период с 1983 по 1993 год было спроектировано 20 субмарин, 14 из которых достроили, а 10 из них и сегодня входят в ряды ВМФ России.

3. Подводные лодки «Вирджиния», США

Максимальная скорость под водой – 34 узла (62,97 км/ч).

«Вирджиния» - это современные подводные суда Соединенных Штатов. Они нацелены главным образом на борьбу с противником на глубине, поэтому, помимо стандартного оборудования, для этого проекта разработаны специальные подводные аппараты и шлюзовые камеры.


Строительство атомных субмарин началось в 1980-х годах, а в 2004 году первая «Вирджиния» пополнила ряды ВМФ США. К 2024 планируется строительство 30 аналогичных моделей, которые заменят субмарины «Лос-Анджелес» (Топ-2 рейтинга).

В 2014 году состоялась сделка на строительство 10 атомных субмарин модернизированной модели «Вирджиния» стоимостью $17,6 млрд.

2.1. Подводные лодки «Сивулф», США

«Сивулф» - это современные субмарины США. Строительство их проходило в период с 1989 по 1998 год, в ходе которого впервые применялись технологии, повышающие уровень модульности подводной лодки.


Корпус модели «Сивулф» выполнили из стали и изменили его стандартные размеры, повысив маневренность судна на воде.

Изначально планировалось строительство 30 субмарин «Сивулф», затем количество единиц сократилось до 12, а после распада Советского Союза даже возник план отказа от строительства. В итоге было решено ограничиться 3 моделями, ставшими наиболее модернизированными и дорогими подлодками ВМФ США: «Сивулф», «Коннектикут» и «Джимми Картер».

2.2. Подводные лодки «Лос-Анджелес», США

Максимальная скорость под водой – 35 узлов (64,82 км/ч).

«Лос-Анджелес» - это современные субмарины США. Суммарно их было построено в количестве 62 единиц, первая вступила в ряды ВМФ Соединенных Штатов в 1976 году, последняя - в 1996 году. Главная цель субмарин «Лос-Анджелес» – это борьба с вражескими подлодками и надводными судами, а также ведение поисково-разведочных операций.


Средний срок эксплуатации подлодок «Лос-Анджелес» – 30 лет, но этот показатель доходит и до 42 лет при условии перезагрузки топлива.

По состоянию на 2017 год в составе военно-морского флота США числится 35 субмарин «Лос-Анджелес».

2.3. Подводные лодки «Кондор», СССР (РФ)

Максимальная скорость под водой – 35 узлов (64,82 км/ч).

«Кондор» - это суда, построенные еще в Советском Союзе и входящие сегодня в состав ВМФ России. Главная цель - слежение за вражескими субмаринами и авианосцами, а также их устранение при наступлении военных действий.


Субмарины «Кондор» – это модернизированные подлодки класса «Барракуда». Главным материалом при строительстве также остался титан, и, благодаря модернизированному корпусу, подлодки «Кондор» стали наиболее бесшумными на ВМФ СССР. С 1982 до 1993 года были введены в эксплуатацию 2 подлодки «Кондор»: «Псков» и «Нижний Новгород». В 2017 году они также числятся в рядах ВМС Северного флота России.

В 2015 году субмарина «Псков» находилась на ремонте, в результате которого удалось продлить срок ее эксплуатации.

1. Подводная лодка "Барракуда", СССР (РФ)

Максимальная скорость под водой, 35,15 узла (65,1 км/ч).

«Барракуда» - это тип советских подлодок, построенных в период с 1979 по 1986 год. «Барракуды» послужили прототипом для подлодок «Щука» и «Щука-Б», последние из которых сегодня считаются основой подводных вооруженных сил России.


Подводная лодка "Барракуда", СССР

Корпус «Барракуды» изготовлен из титана и разделен на 6 отсеков, оснащенных защитой от воды. Также на субмарине предусмотрена спасательная капсула, которая при необходимости вместит в себя весь экипаж.

Всего в серии «Барракуда» было построено две подводные лодки: Б-239 «Карп» и Б-276 «Краб». До 2020 года запланировано усовершенствование этих моделей по новому проекту. В 2014 году был подписан контракт на модернизацию, после которой подводные лодки «Барракуда» останутся в составе военно-морского флота РФ минимум на 10 лет.

Сравнительная характеристика «Барракуды» и «Лос-Анджелеса»

Для сравнения и детального изучения параметров подводных лодок ниже приведены характеристики 2-х самых скоростных субмарин ВМФ России и США. Для удобства сравнение приведено в форме таблицы.

  • Скорость надводная - 12,1 узла
  • Скорость подводная - 35.15 узла
  • Глубина погружения - 480 м
  • Автономность судна - 100 суток
  • Экипаж - 61 человек
  • Длина судна - 107,16 м
  • Ширина судна - 12,28 м
  • Вооружение - торпедно- минное, ПВО
  • Скорость надводная - до 17 узлов
  • Скорость подводная - 30-35 узлов
  • Глубина погружения - 250-280 м
  • Автономность судна - 80 суток
  • Экипаж - 141 человек
  • Длина судна - 109,7 м
  • Ширина судна - 10,1 м
  • Вооружение - торпедно- минное, ракетное

Изучив таблицу, можно сделать вывод, что для проведения оценки и сравнения подлодок требуется комплексное изучение их параметров и характеристик. Рекордная скорость судна не гарантирует лидирующих позиций «на воде», зачастую это наоборот приводит к проблемам и дополнительной модернизации.

Самой быстрой подводной лодкой всех времен и народов, считается лодка К-162 проекта 661. Она могла развивать скорость в подводном положении 44,7 узла, что эквивалентно 80,4 км/час. Для справки нужно сказать, что средняя скорость атомных подводных лодок составляет 30 узлов в подводном положении, это примерно эквивалентно 55,5 км/час. Так, например, подводные лодки проекта 955 «Борей» имеют подводную скорость 29 узлов или 53,7 км/час. Для сравнения, атомный авианосец "Нимец” США имеет максимальную скорость хода 30 узлов или 56 км/час

Атомная подводная лодка К-162 проекта 661 "Анчар” была заложена 28.12.1963 года, спущена на воду 12.12.1968. Через год 31.12.1969 года она завершила государственные испытания. С января 1970 года, по декабрь 1971 года лодка находилась в опытной эксплуатации. В строю, она находилась с 1971 года.

Атомная подводная лодка К-162 проекта 661 предназначалась для борьбы с кораблями противника на больших расстояниях. В частности для борьбы с авианосцами. Для этого она была вооружена крылатыми ракетами с твердотопливным стартовым двигателем, ракета получила наименование ПРК "Аметист”. Это первая подводная лодка СССР, оснащенная первой ракетой в мире подводного старта, которая могла осуществлять пуск ракет из-под воды. Недостатком этой ракеты была сравнительно малая дальность полета, по сравнению, например с уже использующимися ракетами П-6, которые имели дальность до 400 км, в то время как у "Аметиста” всего 100 км. Однако фактор внезапности, а именно возможность пуска из-под воды - играл определяющую роль.

Новшеством было так же двухкорпусная схема лодки. Легкий корпус придавал ей правильную гидродинамическую форму, в корме были установлены 2 винта. В передней части был прочный внутренний корпус, расположенный в виде восьмерки. Корпус был выполнен из титана.

Силовая установка состояла из двух ядерных реакторов с водо-водяным теплоносителем мощностью 2х177,4 МВт.

Подробно о скорости лодки

При проведении испытаний на скорости 35 узлов на центральном посту лодки возникал шум за счет турбулентных потоков, который достигал 100 Дб. Сам шум шел извне лодки. При испытаниях в 1971 году лодка развила скорость 44,7 узлов (80,4 км/час). Этот рекорд скорости до сих пор не побит и на сегодняшний день.

Лодка при эксплуатации давала определенные отказы оборудования, можно сказать она была первой в своем роде и экспериментальной. Была попытка создать на основе ее - новую скоростную лодку проекта 661М. Однако мировая тенденция развития подводных лодок пошла в сторону бесшумности и малозаметности. Проект 661М не был реализован, однако лодка дала большой опыт строительства и эксплуатации подводных лодок.

В августе 1971 года, произошел интересный случай, который удивил весь "Пентагон”. На новейшем авианосце "Саратога", акустики обнаружили неизвестный объект, который двигался с огромной скоростью на обгон. Лодка под водой обогнала авианосец. Для Америки загадочный объект оставался мистическим до конца 80-х годов, когда выяснилось, что на обгон пошла лодка К-162 проекта 661.

Адмирал ВМС США Роберт Карс в своей статье, опубликованной в 1990 году в The Washington Post, впервые применил термин "убийца авианосцев" применительно именно к этой уникальной советской подлодке.

Технические характеристики подводной лодки К-162 проекта 661:

Характеристики Параметры
Водоизмещение
Надводное нормальное: 5200 тонн
Подводное: 8770 тонн
Скорость хода
Полная подводная под ГТЗА: 37-38 узлов (44,7 - максимальная)
Полная надводная под ГТЗА: 19 узлов
Глубина погружения
Предельная: 400 метров
Кораблестроительные элементы
Длина: 106,4 метра
Ширина: 11,5 метра
Осадка средняя: 7,8 метра
Конструктивный тип: Двухкорпусная
Вооружение
Крылатые ракеты: 10 х "Аметист"
533-мм носовые торпедные аппараты: 4
Общее число торпед: 12
Энергоустановка
Тип: Атомная
тип ППУ: В-5Р
Количество реакторов: 2
Тип ПТУ: ГТЗА-618
Количество х мощность (на валу) ПТУ, л.с.: 2 х 40000 л.с.
Количество х мощность ТГ, кВт.: 2 х 3000 (типа ОК-3)
Количество валов: 2
Тип АБ, число групп АБ х число элементов: Серебряно-цинковая СЦМ (СЦ-55), 2 х 152
Обитаемость
Автономность: 70 суток
Экипаж: 75(80?) человек (в т.ч. 25 офицеров)

Видео обзор подводной лодки К-162 проекта 661

«К-162 быстрее всех!» - говорили моряки о сверхскоростной атомной подводной лодке. Конструкторам, работавшим над созданием военной техники в СССР, нередко удавалось создавать образцы, опережавшие мировой уровень. Однако по причинам тотальной секретности о военно-технических рекордах тогда мало кто знал.
7 рекордов подводной лодки К-162

Скорость

18 декабря 1970 года советская атомная многоцелевая подводная лодка проекта 661 «Анчар» К-162 достигла под водой скорости 44,7 узла, что соответствует по сухопутным меркам 82,78 км/час. Ни до, ни после такой огромной скорости подводные крейсера не показывали.
Решение о проектировании этой субмарины было принято в 1959 году. В западноевропейской части страны были убраны еще не все руины прошедшей войны, даже в крупных городах гужевой транспорт был делом обычным, а на стапелях закладывалась титановая атомная подводная лодка - первая титановая в мире. Для этой лодки создавались специальные противокорабельные ракеты «Аметист» с подводным стартом, строились особо мощные ядерные реакторы. Многое в новой субмарине было реализовано не только впервые в СССР, но и впервые в мире. Введение в строй К-162, без преувеличения, можно сравнить с запуском первого человека в Космос.
Стоимость
Не так уж и давно была озвучена стоимость проектирования и строительства проекта 661 - 240 миллионов рублей. По тогдашнему официальному курсу чуть больше 200 миллионов долларов. Сущие копейки, если учесть, что сейчас атомные субмарины обходятся в миллиард… долларов. Пятьдесят лет назад и 200 миллионов было дорого. И «Анчар» назвали «золотой рыбкой». Хотя можно сказать, сказочное имя означало: «золотая рыбка» способна выполнить любое желание своей команды.
Возможности
Для этой субмарины задач невыполнимых поистине не существовало. Она могла догнать и преследовать любой военный корабль, а при необходимости его уничтожить.
С 25 сентября по 4 декабря 1971 года К-162 совершила дальний поход в Атлантику. Во время этого похода советская субмарина буквально приклеилась к авианосцу США «Саратога». Несмотря на то, что американский корабль развивал и долгое время удерживал скорость 30 узлов, оторваться он так и не смог. Как вспоминал тогдашний командир АПЛ Юрий Голубков, он ощутил реальную возможность занять любую нужную позицию относительно авианосца и уничтожить его первым залпом.
Был случай, когда К-162 отрабатывала учебные задачи в Баренцевом море, почти там же, где десятилетия спустя погиб «Курск». Экипаж лодки зафиксировал, что ее преследует чужая субмарина. Благодаря высокой скорости и маневренным характеристикам, К-162 сама вышла в хвост вражеской подлодки и держала ее под прицелом, пока та не скрылась в нейтральных водах.
Характеристики
Основные характеристики К-162: наибольшая длина - 106,9 м, наибольшая ширина по стабилизаторам - 16,7 м, нормальное водоизмещение - 5200 тонн, скорость длительного полного подводного хода - 37-38 узлов, глубина погружения (предельная/рабочая) - 550/400 м, автономность - 70 суток, экипаж - 82 человека, вооружение - 10 ПУ ракет П-120 «Аметист» (размещены в носовой части подводной лодки побортно вне прочного корпуса наклонно к горизонту), 4 торпедных аппарата калибра 533 мм при общем количестве принимаемых торпед 12 (из них 8 запасных). Торпедные аппараты обеспечивали беспузырную стрельбу торпедами с глубин погружения подводной лодки до 200 м.
Уникальность
«Золотая рыбка» так и осталась единственной в своем роде. И не только потому, что была слишком дорогой - многие ее тактико-технические характеристики перестали отвечать требованиям времени. Но на ней отработали очень многие ноу-хау, которые потом в значительно улучшенном виде удалось реализовать на других проектах атомных субмарин - многоцелевых и стратегических.
В конце 1970-х годов в строй ВМФ вошли, наверное, самые уникальные из серийных атомных подлодок в мире. Это многоцелевые субмарины проекта 705 «Лира», по классификации НАТО - «Альфа». Лодки отличались малыми размерами, очень высокой степенью автоматизации, были сверхманевренными и сверхскоростными.
Подводная скорость равнялась 41 узлу, что ненамного уступало рекордной, показанной лодкой проекта «Анчар». По мнению западных специалистов-подводников, увернуться от атаки «Лиры» было практически невозможно, а ее саму поразить было чрезвычайно трудно даже управляемыми торпедами - маневренность «Лир» была выше, и лодка легко уходила от выпущенных по ней торпед. К сожалению, и эти прекрасные лодки развития не получили и в 1990-е годы были полностью списаны из состава подводных сил ВМФ.
В мае 1983 года в Северодвинске спустили на воду глубоководную атомную подводную лодку проекта 685 «Плавник» К-278. Она вошла в историю под именем «Комсомолец» как лодка, погибшая из-за пожара на борту.
К-162 тоже осталась единственной в своем роде. На ней так и не удалось толком отработать технические новинки, многие из которых были революционными. Она слишком мало находилась в строю, а в 1990-е годы подводный флот России едва не прекратил свое существование. Тем не менее, два рекорда К-162 остались непревзойденными.
Глубина 4 августа 1985 года «Комсомолец» погрузился на глубину 1027 метров. Это абсолютный рекорд для подводных лодок. При всплытии на глубине 800 метров был произведен торпедный залп. Никогда еще с такой глубины торпедами не стреляли. Была подтверждена неуязвимость проекта К-162. На глубине 800 метров эту субмарину можно поразить только ядерным зарядом, а она могла ударить торпедой по любому надводному и подводному кораблю. Увы, как казалось, непотопляемая титановая подводная лодка затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море после пожара, случившегося на борту по так и не выясненной причине.
Неповторимая «Акула»
В конце 1970-х в состав ВМФ СССР стали вводить атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула». Это были самые большие подводные лодки в мире. Подводное водоизмещение равнялось 48 тысяч тонн. Для сравнения, американская «Огайо» имела подводное водоизмещение 18,7 тысячи тонн. «Акулы» оказались также единственными в мире лодками катамаранного типа - они имели два независимых друг от друга прочных корпуса, между которыми находились пусковые установки. Такая конструкция значительно повышала живучесть подводного крейсера. Однако это не спасло проект 941. После развала СССР, по требованию США все крейсера были разоружены, их стратегические ракеты физически уничтожены, технология производства и технологические линии были также ликвидированы. В настоящее время идет утилизация корпусов еще оставшихся на плаву гигантских субмарин - очень ярких символов мощи стратегического подводного флота СССР.


История службы
27 января 1965 года. Вторично зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-162.
Осень 1965 года. Сформирован первый экипаж.
31 декабря 1969 года. Вступила в строй.
9 января 1970 года. Вошла в состав Краснознаменного Северного флота.
14 декабря 1970 года. Прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу.
18 декабря 1970 года. Состоялись испытания, в ходе которых был установлен мировой рекорд скорости под водой. Председатель комиссии государственной приемки контр-адмирал Владимир Петрович Маслов, главный конструктор Николай Федосеевич Шульженко и ответственный сдатчик Кузьма Михайлович Палкин согласовали маневр - развитие максимально возможного хода. Но для этого пришлось заблокировать аварийную защиту турбин и перейти на ручное управление главным турбозубчатым агрегатом (ГТЗА). На пост управления турбинами заступил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов. При мощности реакторов 97 % была достигнута скорость 44,7 узла (82,78 км/час) на глубине погружения 100 м.
29 декабря 1970 года. Зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на Западную Лицу.
30 марта 1971 года. Кораблю была поставлена задача - выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать максимальную скорость не только по собственным (корабельным) приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. Это событие должно было состояться в день и час открытия XXIV съезда КПСС, в адрес которого предполагалось отправить с моря донесение о мировом рекорде скорости. К сожалению, из-за штормовой погоды гидрографические суда не смогли выйти в море. А когда шторм утих, решение о донесении в адрес съезда было отменено. Старший на борту - председатель комиссии опытной эксплуатации заместитель командира 11-й ДиПЛ ПЛ капитан 1 ранга Эрнест Бульон разрешил развить ход при 100 % мощности реакторов. Был сделаны 2 галса, достигнута скорость 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания - 44,7 узла.
25 сентября - 4 декабря 1971 года. Совершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), где продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.
24 октября 1972 года - 6 января 1975 года. Находилась в среднем ремонте на заводе «Севмаш» в Северодвинске.
15 января 1978 года. Присвоен новый тактический номер - К-222.
Июнь 1984 года. Перечислена в состав 50-й ДиПЛ 9-й ЭПЛ с базированием на Ура-губу, посёлок Видяево.
Декабрь 1984 года. Выведена из эксплуатации. Поставлена на прикол в Северодвинске.
14 марта 1989 года. Исключена из состава ВМФ.
7 ноября 1999 года. Спущен флаг ВМФ. Корабль передан гражданскому экипажу предприятия «Севмаш».
Последние 20 лет
С 1988 года лодка находится в резерве, на хранении на морской базе в Северодвинске. В 2008 году начат демонтаж К-222 на «Севмаше». 23 июля 2008 года лодка переведена с ПО «Севмаш» к причалу центра судоремонта «Звёздочка» для дальнейшей утилизации. 2010 год сентябрь - октябрь: утилизирована на ОАО «ЦС „Звездочка“», трехотсечный блок находится на плаву неподалеку от причала № 27 (г. Северодвинск).


История уникальной «Золотой рыбки» началась в декабре 1959 года с постановления партии и правительства «О создании скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и НИОКР для подводных лодок».

В Северодвинске впервые создавался гигантский боевой подводный корабль массой 5200 тонн. Это была колоссальная работа, проходившая в условиях особой секретности. В результате подводная лодка, получившая тактический номер К-162, была спущена на воду лишь 21 декабря 1968 г., а 13 декабря 1969 г. она вышла на заводские ходовые испытания. Интересен такой исторический факт: в 1971 году в Белом море на мерной миле АПЛ обновила свой рекорд скорости до 44,7 узлов, что до настоящего времени является абсолютным рекордом скорости в подводном положении.

К-162 находилась в строю Северного флота до 1988г., после чего была выведена в резерв, а в дальнейшем передана на утилизацию к причалу предприятия, со стапелей которого была спущена в далеком декабре 1968 года. 23 июля 2009 года, легендарную АПЛ с соблюдением Военно-морских традиций гражданский экипаж «ПО «Севмаш» передал экипажу «ЦС «Звездочка» для последующей утилизации.

Вместе с тем, длительное нахождение АПЛ на плаву без ремонта отрицательно сказывалось на её техническом состоянии. За период отстоя практически не осталось исправных штатных систем, обеспечивающих её непотопляемость и взрывопожаробезопасность. Системы обеспечения плавучести АПЛ со временем деградировали, что могло привести к несанкционированному затоплению АПЛ, при котором, в результате химических процессов, обусловленных активностью титана, будет происходить интенсивное разрушение оборудования и трубопроводов в том числе и паропроизводящей устанковки, изготовленных из стали и меди, что в свою очередь могло подвергнуть разрушению конструктивных барьеров и распространению радиоактивности.

Находясь в неудовлетворительном техническом состоянии на акватории г. Северодвинска и в непосредственной близости к городу с населением около 250 тысяч человек, АПЛ являлась потенциальным источником ядерной и радиационной опасности загрязнения окружающей среды, что вызывало беспокойство у населения региона.

Принимая во внимание техническое состояние АПЛ, в 2010 году за счет средств Федерального бюджета, по Государственному контракту между Государственной корпорацией «Росатом» и «Центром Судоремонта «Звездочка» специалистами предприятия выполнены работы по утилизации носовой и кормовой оконечностей корабля, формированию трехотсечного блока реакторного отсека для его дальнейшего безопасного хранения на плаву. И снова уникальность АПЛ сыграла с корабелами злую шутку. По причине «золотой» стоимости работ по выгрузки ОЯТ, обусловленной пресловутой уникальностью как энергетической установки так и комплекта перегрузочного оборудования к ней. На изыскание источников финансирования работ по выгрузке ОЯТ у предприятия и ГК «Росатом» просто не было времени. Учитывая данные обстоятельства, работы по утилизации АПЛ пришлось выполнять с невыгруженным из реакторов ядерным топливом.

Выгрузка ОЯТ из реакторов АПЛ пр. 661 также в своем роде уникальна. Реактор – уникален, комплект перегрузочного оборудования – уникален; они были созданы в единственном экземпляре, предназначенными исключительно для «Золотой рыбки».

Срок службы перегрузочного оборудования истёк более 15 лет назад. После перезарядки реакторов в 1979-80-х годах, длительное хранение перегрузочного оборудования и оснастки надлежащим образом организовано не было. В итоге часть оборудования и оснастки пришла в негодность, а часть была безвозвратно утеряна. Сохранившаяся часть оборудования и оснастки доставлена на территорию ОАО «ЦС «Звездочка», требовала ремонта и изготовления недостающей оснастки с проверкой его на испытательных стендах.

Восстановление работоспособности оборудования и оснастки, разработка комплекта проектно-технологической документации, выгрузка ОЯТ и утилизация АПЛ требовали больших ассигнований, которых в обозримом будущем в Российском бюджете запланировать не представлялось возможным.

Тем не менее, благодаря усилиям Государственной корпорации «Росатом» и АО «Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности» удалось договориться включить проект по выгрузке ОЯТ из реакторов АПЛ класса «Папа» в перечень проектов Фонда поддержки Экологического партнерства Северного измерения, созданного под эгидой Европейского Банка Реконструкции и Развития.

В мае 2012 года Акционерное общество «Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности» в рамках Рамочного Соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации и на средства Фонда поддержки Экологического партнерства Северного измерения, был объявлен двухэтапный конкурс на право заключения Контрактного соглашения на выполнение работ, обозначенных как «Выгрузка отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из реакторов атомной подводной лодки класса «Папа» зав. №501».

На этапе подготовки конкурсной заявки на участие в конкурсе, предприятие пригласило к участию в проекте научные и проектные организации, расположенные по всей стране. Ниже представлен перечень данных организаций:

  1. Акционерное общество «Научно-исследовательский институт энерготехники им. Доллежаля» – технический проектант реакторов АПЛ класса «Папа»;
  2. Акционерное общество «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова», ведущая организация по проектированию, эксплуатации ядерных реакторов и имеющая лицензированный учебный центр по подготовке специалистов;
  3. АНО «Аспект-Конверсия» – организатор и координатор разработки комплектов проектно-организационной и технологической документации;
  4. Акционерное общество "Восточно-Европейский головной научно-исследовательский и проектный институт энергетических технологий" – разработчика технологической документации (транспортно-технологические схемы, технологические регламенты, технические обоснования безопасности, сертификаты разрешения на перевозку ОЯТ, по обращению с ОЯТ утилизируемых АПЛ с использованием защитных контейнеров ТК-18, ТУК-108/1);
  5. Акционерное общество «Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега» – проектант технологической оснастки и разработчик технологического процесса выгрузки ОЯТ;
  6. Акционерное общество «Центр технологии судостроения и судоремонта» – проектант берегового комплекса выгрузки ОЯТ;
  7. Федеральное государственное унитарное предприятие «Крыловский государственный научный центр». Выдача заключения о готовности предприятия, трехотсечного блока с ЯЭУ, берегового комплекса и персонала ОАО «ЦС «Звездочка» к выгрузке ОЯТ.

На основании итогов конкурса в адрес предприятия поступило Извещение о принятии предложения со стороны Заказчика (АО «ФЦЯРБ») и проект Контракта, который был подписан со стороны «ЦС «Звездочка» 22 мая 2013 года.

Основными этапами работ по данному контракту являются:

  • Постановка блока реакторного отсека в плавучий док. Впервые за все время существования Берегового комплекса выгрузки ОЯТ «ЦС «Звездочка» выгрузка топлива будет происходить из корабля находящегося на «твердом» основании (см. рисунок 4);
  • Доработка оборудования для выгрузки ОЯТ, включая межведомственные испытания;
  • Разработка документации на подготовку к выгрузке и выгрузку ОЯТ;
  • Подготовка инфраструктуры;
  • Выгрузка ОЯТ;
  • Обращение с РАО и подготовка 3 реакторных блоков к хранению на плаву.

В завершении проекта за счет средств Российской Федерации, подготовленный к длительному хранению блок реакторный отсек утилизированной АПЛ зав. №501 с выгруженными реакторами будет доставлен к месту своего последнего пристанища – пункт длительного хранения блоков РО в Сайде-Губе Мурманской области.

Указанные выше работы должны производиться в полном соответствии требованиям российского законодательства, нормативной документации, международных и государственных стандартов.

Перед началом работ предприятие могло столкнуться с рядом проблем и рисков, которые обусловлены уникальностью реакторов, неизвестным фактическим состоянием ОЯТ в следствие длительного нахождения ОЯТ в реакторах. Кроме того, реакторы АПЛ 501 и перегрузочное оборудование являются несерийными изделиями, вследствие чего могут возникать нештатные ситуации в ходе как испытаний оборудования, так и выгрузки ОЯТ, что потребует дополнительных ресурсов на доработку и ремонт оборудования и (или) внесение изменений в документацию. Данные обстоятельства могли вызвать увеличение сроков выгрузки ОЯТ.

Вместе с тем, благодаря качественной проработке проекта на подготовительном этапе, а также четкой координации работ субподрядчиков, разработки и согласования документации, предприятие успешно прошло межведомственные испытания комплекта перегрузочного оборудования и в сентябре 2014 года приступило к выгрузке ОЯТ из первого реактора, а уже в декабре территорию ОАО «ЦС «Звездочка» покинул первый спецэшелон, в вагонах которого в транспортных контейнерах размещалось отработавшее ядерное топливо.

18 марта 2015 года из своего штатного места была извлечена последняя кассета с отработавшим ядерным топливом, поставив тем самым точку на самом опасном этапе проекта.

Конечно, о полном завершении работ по проекту говорить пока еще рано, но уже сейчас можно подвести промежуточные итоги, самым главным из которых является завершение выгрузки ОЯТ. В большой степени именно реализация этого беспрецедентного этапа работ по проекту снимает существовавшие ядерные и радиационные угрозы для населения и окружающей среды г. Северодвинска и Архангельской области и других соседних регионов, а также бассейнов Белого и Баренцево морей.

Уже в мае этого года вторая партия транспортных контейнеров с ОЯТ будет передана на ПО «Маяк». Радиоактивные отходы будут переработаны и размещены на безопасное хранение, а реакторный блок с выгруженным ОЯТ будет подготовлен к буксировке в пункт длительного хранения трехотсечных блоков в Мурманскую область. Непосредственно операцию по буксировке реакторного блока планируется осуществить в навигацию текущего года.

Таким образом в тесной кооперации с ведущими проектными организациями страны, при поддержке координатора работ по утилизации Государственной корпорации «Росатом» и финансовом обеспечении со стороны Заказчика работ в лице АО «ФЦЯРБ», предприятие выполнило свою роль в улучшении экологической ситуации в Северо-Западном регионе, судьбе легендарной АПЛ и ликвидации исходящих от нее угроз.

Авторы

  • Баранов Евгений Васильевич, руководитель проектной группы по выводу из эксплуатации АПЛ класса "ПАПА" ОАО "ЦС "Звездочка"
  • Шептухин Максим Николаевич, руководитель по международным проектам ОАО "ЦС "Звездочка"

К-222

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

К-222 (К-162) - атомная подводная лодка (АПЛ) СССР второго поколения, на счету которой абсолютный рекорд скорости в подводном положении в 44,85 узла (83,06 км/ч). Единственная лодка, построенная по проекту 661 «Анчар», вооруженная первыми крылатыми ракетами подводного пуска «Аметист». За свои уникальные качества и дороговизну получила прозвище среди моряков «Золотая рыбка».

Общие сведения

Первая атомная подводная лодка СССР второго поколения, единственная лодка проекта 661 «Анчар». По кодификации НАТО получила название Papa (рус. «Папа»). Такое название было выбрано случайно, но субмарина проекта 661 стала своего рода прародителем атомных подводных лодок современности. К-222 - первая подводная лодка, построенная из титана, который в 60-ые годы стоил баснословных денег, из-за чего стоимость лодки была колоссальной и составляла 2 млрд. рублей по курсу 1968 года, за что и получила прозвище «Золотая рыбка».

Субмарина представляла из себя квинтэссенцию всех передовых технологий того времени: автоматика, телеметрия, гидродинамика. В отличие от своих предшественниц, которые имели заостренный нос, лодка была похожа на гигантскую торпеду. Именно с К-222 началась знакомая нам «китообразная» форма современных АПЛ.

Предпосылки к созданию

Создание данной подводной лодки было ответом СССР на новую военную доктрину США, в которой основная наступательная мощь армии переносилась на флот, где основной боевой единицей являлась авианосная ударная группа . СССР не мог строить свои авианосцы из-за большой стоимости и трудоемкости производства, поэтому было решено сделать ставку на подводный флот.

Существенным недостатком подводных лодок в конце 50-ых - начале 60-ых годов было то, что для пуска ракет по кораблям противника лодке необходимо было всплыть на поверхность, тем самым демаскировав себя и лишить атаку элемента внезапности. Для решения этой проблемы академиком Владимиром Челомеем была разработана ракета подводного старта П-70 «Аметист». Однако для возможности пуска ракеты из подводного положения пришлось принести в жертву дальность её полета, которая составила 80 км. Конструкторским бюро было дано задание создать новую лодку с высокими скоростными характеристиками, которая могла бы за короткое время сблизится с авианосной группой для пуска ракет и быстро уйти от ответного удара.

Проектирование

Проектировка подлодки началась в декабре 1959 года в ЦКБ-16 под руководством Николая Исанина. Позже его сменил Н. Шульженко. По приказу ЦК КПСС при проектировании новой субмарины было запрещено применять уже использовавшиеся ранее технологии, приборы и инженерные решения. С одной стороны, это позволило получить лодку с уникальными на то время возможностями, но, в свою очередь, на разработку новых технологий требовалось время, что приводило к увеличению срока проектировки новой субмарины. Конструкторы субмарины обратились к новой для того времени науке - эргономике: на суше собирались макеты постов управления в натуральную величину.

Для постройки К-222 был впервые использован титан. В 60-ых годах в СССР не было достаточных мощностей для производства необходимого количества металлического титана, а также отсутствовали способы его обработки, поэтому постройка лодки сильно затягивалась. Многие промышленные технологии использовались впервые, что нередко приводило к трагедиям. Например, во время сварки двух титановых деталей в атмосфере аргона по неопытности задохнулось несколько сварщиков.

Постройка и испытания

  • В 1961 году был утвержден проект подлодки, после чего приступили к выпуску рабочих чертежей;
  • В 1962 году 3 мая была зачислена в списки кораблей ВМФ СССР как КрПЛ К-18;
  • В 1963 году 28 декабря в цехе № 42 на Северном машиностроительном предприятии в г. Северодвинск была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка проекта 661;
  • В 1965 году 27 января была вторично зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-162;
  • В 1965 году осенью сформирован экипаж ;
  • В 1968 году 21 декабря была спущена на воду и зачислена в состав 339-й отдельной бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок БелВМБ;
  • В 1969 году 13 декабря в 2:30 утра лодка вышла на ходовые испытания, в ходе которых при мощности реакторов в 80 % была достигнута скорость в 42 узла в подводном положении. Во время этих испытаний была обнаружена интересная особенность: при скорости лодки свыше 35 узлов появлялся сильный гул до 100 децибел, сравнимый с ревом реактивного самолета. Как позже установили, гул появлялся из-за турбулентного характера обтекания лодки. По воспоминаниям очевидцев, когда лодка вернулась к причалу, с нее слетела вся краска, была оторвана входная дверь ограждения рубки, было сорвано три лючка в надстройке и даже загладились сварочные швы на корпусе.
  • В 1969 году 31 декабря подписан приемный акт;
  • В 1970 году 9 января лодка официально вошла в состав Краснознаменного Северного флота.

Описание конструкции

Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, делился на девять отсеков: 1-й (верхний) и 2-й (нижний) отсеки, имеющие в сечении форму восьмерки, образованной двумя пересекающимися окружностями диаметром 5,9 м каждая (в них размещались торпедные аппараты с запасным боекомплектом и устройством быстрого заряжания); 3-й - жилые помещения, пищеблок, кают-компания, аккумуляторы; 4-й - ЦП, пост управления энергетикой, жилой блок; 5-й - реакторный; 6-й - турбинный; 7-й - турбогенераторный; 8-й - отсек вспомогательных механизмов (рефрижераторы, компрессорные машины, водоопреснительная установка); 9-й - рулевые приводы и трюмный пост.

Корпус

Носовое забортное расположение ракетных шахт для подводного старта в сочетании с торпедными аппаратами предопределили совершенно новую форму носовой оконечности - шаровую вместо привычной остроносой. Это логично привело к каплевидной форме корпуса до кормы. Кормовая оконечность лодки была выполнена раздвоенной в виде двух осесимметричных конических обтекателей валов с расстоянием между ними порядка 5 м (в обиходе такое решение получило название «штаны»). Гидродинамическая оптимизация формы кормовой оконечности была достигнута за счет ее удлинения с малыми углами схода ватерлинии в диаметральной плоскости и применения удлиненных гребных валов с обтекателями, допускающими установку гребных винтов оптимального диаметра для заданной частоты вращения.

Энергетическая установка и ходовые качества

Основной силовой установкой лодки были два атомных реактора на тепловых нейтронах водо-водяного типа мощностью 2 × 177,4 МВт. Реакторы состояли из паропроизводящей установки В-5Р паропроизводительностью в 250 т пара в час и турбозубчатого агрегата ГТЗА-618. Дополнительно на лодке было 2 автономных турбогенератора переменного трехфазного тока ОК-3 мощностью 3000 кВт каждый.

Экипаж и обитаемость

По утверждениям команды внутри лодки были созданы отличные условия: сияющие чистотой кают-компания, комната отдыха, душевая, сауна, титановые унитазы. Главный конструктор по корпусу Н. И. Антонов очень гордился тем, что на подлодке созданы условия для экипажа не хуже, чем на надводном корабле. Управлять субмариной помогали новые системы автоматизации и телеметрии. В местах наблюдения, опасных для здоровья человека, матросов заменили камеры.

Вооружение

Схема движения ракеты «Аметист» к цели

Основным вооружением К-222 являлось 10 противокорабельных ракет подводного пуска П-70 «Аметист». Наклонные пусковые установки (ПУ) располагались побортно в носовой части субмарины по 5 штук между прочным и легким корпусом субмарины. П-70 являлась первой в мире крылатой ракетой с подводным стартом, которая позволяла поражать надводные корабли противника в радиусе 80 км. Боевая часть могла быть как кумулятивно-фугасной (массой 1000 кг), так и ядерной (200 кг). Именно возможность подводного старта позволяла рассматривать К-222 и подлодки проекта 670 «Скат» как первые противоавианосные субмарины.

Дополнительным вооружением являлись 4 носовых торпедных аппарата калибра 533 мм, расположенных по схеме 2×2 с боекомплектом в 12 торпед . Стандартная загрузка - восемь противокорабельных (53-65) или противолодочных (СЭТ-65) торпед в обычном снаряжении и четыре противокорабельных торпед с ядерным зарядом (Т-5/53-58).

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На борту корабля имелся всеширотный навигационный комплекс «Сигма-661», обеспечивающий подводное и подледное плавание. Автоматическое управление кораблем осуществлялось посредством системы управления по курсу и глубине «Шпат», система предотвращения аварийных дифферентов и провалов «Турмалин», а также система управления общекорабельными устройствами и забортными отверстиями «Сигнал-661». Гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин» обеспечивал обнаружение шумящих целей при одновременном автоматическом сопровождении двух из них с выдачей данных в системы управления ракетным и торпедным вооружением. Обеспечивалось круговое обнаружение сигналов ГАС противника, работающих в активном режиме, а также их опознавание с определением пеленга и дистанции. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС «Радиан-1». Для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой ПЛ была оснащена зенитным светосильным перископом ПЗНС-9 с оптическим вычислителем координат. Подъемное устройство позволяло поднимать перископ с глубины до 30 м при скорости до 10 узлов и волнении до 5 баллов. Имелись РЛС РЛК-101 и МТП-10, а также система определения государственной принадлежности «Нихром». Для двусторонней сверхбыстродействующей засекреченной радиосвязи с береговыми командными пунктами, другими кораблями и взаимодействующими с подводной лодкой самолетами имелась современная (по меркам 1960-х гг.) радиосвязная аппаратура. Корабль был оснащен системой радиоразведки, обеспечивающей поиск, обнаружение и пеленгование работающих радиостанций противника.

История службы

  • В 1970 году 14 декабря лодка прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу. К тому моменту за время опытной эксплуатации лодкой уже было пройдено около 40000 миль, из них около 30000 под водой.
  • В 1970 году 18 декабря лодка вышла на испытания, в ходе которых был установлен новый рекорд скорости под водой. При заблокированной аварийной защите турбин и мощности реактора в 97 % была достигнута скорость в 44,7 узла (82,88 км/час) на глубине 100 м. Во время испытаний на лодке присутствовал главный конструктор Шульженко, а на посту управления турбинами дежурил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов.
  • В 1970 году 29 декабря субмарина зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием в Западной Лице.
  • В 1971 году в марте команде была поставлена задача - выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать скорость лодки на максимальной мощности не только по своим приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. К сожалению, из-за шторма суда не смогли выйти в море. Тем не менее, старший на борту - председатель комиссии опытной эксплуатации Э. Бульон разрешил развить ход при 100 % мощности реакторов. Были сделаны 2 галса , достигнута скорость в 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания - 44,7 узла.
  • В 1971 году осенью был совершен дальний поход при полной автономности через Атлантический океан. Во время этого походу случился знаменитый курьез с 6-ой американской ударной авианосной группой. К-222 стала преследовать авианосец США «Саратога» (USS Saratoga CV-60 ). Попытка авианосца уйти от преследования на полном ходу (30 узлов) не принесла результатов. Более того, подлодка показательно пошла на опережение авианосца и его группы сопровождения, тем самым продемонстрировав свои ходовые качества.
  • В 1972 году по 1975 год находилась на среднем ремонте в г. Северодвинск.
  • В 1974 году на ходовых испытаниях вновь показала скорость около 45 узлов .
  • В 1975 году в январе вернулась к месту постоянного базирования в Западную Лицу. После захода в пункт базирования было обнаружено нарушение герметичности одного из ТВЭЛов. В течении трех суток проводились дезактивационные мероприятия.
  • В 1975 году в апреле приняла участие в учении «Океан-75».
  • В 1977 году 25 июля переклассифицирована в большую подводную лодку.
  • В 1978 году 15 января присвоен новый тактический номер К-222 .
  • В 1980 году 30 ноября, находясь на ремонте в г. Северодвинск, из-за ошибки в монтаже системы управления и защиты реактора произошло резкое повышение температуры и давления в реакторе и системе первого контура с разгерметизацией последнего, личный состав не пострадал. Из-за невозможности замены контура всерьез встал вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации субмарины, однако брешь в контуре удалось устранить.
  • В 1984 году расформирован 327-й экипаж ПЛ проекта 661. В этом же году в июне причислена к составу 50-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (г. Видяево), а в декабре выведена из эксплуатации.
  • В 1988 году поставлена на прикол в г. Северодвинск. Перечислена в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ.
  • В 1989 году 14 марта исключена из состава ВМФ.
  • В 1999 году 7 ноября спущен флаг ВМФ. Корабль передан гражданскому экипажу предприятия Севмаш.
  • В 2008 году 23 июня переведена с ФГУП ПО «Севмаш» на ФГУП МП «Звездочка» для дальнейшей утилизации.
  • В 2015 году в марте официально закончена утилизация единственной подлодки проекта 661.

Командиры

Все командиры подлодки входили в состав воинской части 81251.

Фото Командир Срок службы
Капитан 1-го ранга Ю.Ф. Голубков 1965-1975
Капитан 1-го ранга В.С. Лищинский 1975-1985
Капитан 1-го ранга В.П. Филатов 1985-1989

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы