Малые социальные группы презентация. Презентация на тему: "Психология малой группы". разного уровня развития

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Семья как малая группа». 1. Особенности семьи как малой группы. 2. Психология семейных отношений. 3. Тендерное поведение. 4. Воспитание в семье.

C емья - это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.

Особенности семьи как малой группы Семья - это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга

ВИДЫ СЕМЕЙ

ФУНКЦИИ СЕМЬИ.

Психология семейных отношений «Нет ничего проще семьи, нет ничего сложнее семьи». Спектр семейных взаимоотношений муж - жена; родители - дети; дети - дети; дети - бабушка (дедушка); супружеская семья - родительская семья и т. д.

Гендерное поведение Гендерные роли -нормативные предписания и ожидания «правильному мужскому или женскому поведению ». Выполнение соответствующей тендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Г ендерные различия

Воспитание в семье Семейное воспитание - осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи.

Задание для группы «Родители» Составьте портрет идеального ребенка, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в детях. Задание для группы «Молодежь» Составьте портрет идеального родителя, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в родителях. Оформите свою работу на плакате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая работа направлена на проверку знаний по теме "Семья как малая группа" в 10 классе профильного уровня. Содержит два задания (текст в формате ЕГЭ)...

Слайд 2

С малыми группами человек связан с момента своего рождения. В малых группах он получает информацию о мире, строит отношения с другими людьми и организует свою деятельность. В малых группах проявляются общие закономерности каждой из трех сторон общения: обмен информацией, понимание, взаимодействие. Через такую группу личность познает ценности и нормы, которые формируются в обществе.

Слайд 3

МАЛАЯ ГРУППА - немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении. ЧТО ТАКОЕ МАЛАЯ ГРУППА Психологическая общность Поведенческая общность люди осознают свою принадлежность к опреде-ленной группе - группе, имеющей свои особые групповые интересы, нормы, ценности и цели. Мы- чувства – хар-ка группы ГРУППОВЫЕ НОРМЫ - это определенные правила, которые выработаны или приняты группой и которым должно подчиняться поведение ее членов.

Слайд 4

Численность малой группы:

Начинается малая группа с объединения 2-3 человек. По вопросу же верхней границы численности малой группы высказываются разные точки зрения - от 8-10 до 30-40 человек. Чаще всего группы с численностью более 20 человек не определяются как малые. Причина этого в том, что непосредственное взаимодействие членов группы и личное воздействие друг на друга, которые являются отличительными чертами такой группы, проявляются менее выражено.

Слайд 5

Характеристика малой группы:

  • Слайд 6

    Виды групп:

    Условными (или номинальными) называются группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Из жителей того или иного субъекта РФ статистически выделяют группу людей, имеющих определенный уровень образования, или определенное заболевание, или нуждающихся в отдельном жилье) В условные группы людей объединяют также по таким признакам, как характер деятельности, пол, возраст, национальность и др. Условные Реальные Реальные группы - это действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему (семья, бригада рабочих, студенческая группа, школьный класс, дворовая компания).

    Слайд 7

    Реальные группы

    Лабораторные группы создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий в связи с целями своих исследований (для проведения социологического исследования). Лабораторные Естественные возникают в ходе развития общества Большие Малые Этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы (в частности, молодежь, пенсионеры и т. д.). Школьные классы, спортивные команды, дворовые компании друзей.

    Слайд 8

    Лабораторные Естественные Наличие или отсутствие непосредственных контактов между членами Первичные Вторичные (семья, группа друзей, команда и т. п.) между людьми существуют непосредственные контакты. Является малой группой. это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники». Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то все студенты курса и факультета составляют вторичное объединение.

    Слайд 9

    Малые группы

    (организованные, официальные) Формальные группы создаются определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. В ней изначально определены статусы ее членов, строго распределены роли, система лидерства и подчинения (футбольная команда) Формальные Неформальные (неофициальными, спонтанными) Неформальные группы - это добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Ни статусы, ни роли в таких группах не предписаны, в них нет заданной системы взаимоотношений, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей (приятели в школьном классе).

    Слайд 10

    Слайд 11

    Референтные группы

    Основанием для выделения референтных групп служит степень значимости группы для формирования установок индивида, его ориентации на групповые нормы и ценности в своем поведении, оценке поведения других людей и самооценке. Группы членства рассматриваются индивидом только как место его пребывания и не влияют на систему его ценностей, социальных установок (покупка ваучера, ценной бумаги, туристической путевки).

    Слайд 12

    группы, реальные или условные, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды и поступки.

    Слайд 13

    компания во дворе или близкие друзья Реальная Условная Герои книг, писатели или ученые прошлых времен… Человек строит свои предположения о возможном мнении этой группы о себе. Для подростка условную референтную группу нередко составляют отец, близкий друг, кумир, литературный герой, музыкант-исполнитель и т. п.

    Слайд 14

    Функции референтной группы

    Сравнительная функция проявляется в том, что система ценностей, норм и правил группы выступает дли индивида своеобразным эталоном поведения, с помощью которого он может оценить себя и других. Нормативная функция состоит во влиянии группы на нормы поведения, социальные установки и ценностные ориентации индивида.

    Слайд 15

    Межличностные отношения в группах

    Психологически группа складывается из разного рода межличностных отношений людей к общему делу и друг к другу. Межличностные отношения в группе - это сложная система связей личности с группой и каждым ее членом.

    Слайд 16

    Виды межличностных отношений:

    Отношения, возникающие на должностной основе, принято называть официальными. Они устанавливаются утвержденными нормами и правилами (законом, инструкциями, положениями, уставами и т. п.). На базе личного отношения человека к человеку в группе складываются неофициальныеотношения. Для них не существует общепринятых норм, правил, требований и положений. В связи с основной для группы совместной деятельности возникают деловыемежличностные отношения. Они обусловлены должностным положением членов группы и выполнением ими своих функциональных обязанностей. Независимо от основной деятельности группы возникаютличные отношения. Они обусловлены прежде всего симпатиями и антипатиями. Выделяют отношения по вертикали(межличностные связи, образующиеся между людьми, занимающими в официальной или неофициальной структуре группы разное положение) и отношения по горизонтали (межличностные связи людей, занимающих в официальной или неофициальной структуре группы одинаковое положение). Различают отношения рациональные, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге и их объективные характеристики, и эмоциональные, которые основаны на индивидуальном восприятии человека человеком.

    Слайд 17

    Социометрия

    Социометрия - это измерение отношений внутри группы по критериям (вопросам), охватывающим наиболее значимые для данной группы ситуации общения. Метод социометрии основан на том, что определение отношений в группе связано с поведением людей в ситуации выбора. Социометрический метод заключается в анализе выборов, осуществляемых всеми входящими в группу людьми. При этом возможны один выбор (например, по вопросу требуется указать одного человека) или несколько выборов по степени значимости («Кого вы выбираете в первую очередь, вторую, третью и т. д.»).

    Слайд 18

    Интеграция в группах разного уровня развития

    Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer - целый) - состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.

    Слайд 19

    Развитой малой группой считается:

    сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений эти отношения являются нравственными, соответствующими социальным нормам и отвечают требованиям, предъявляемым обществом к личности и социальному объединению.

    Слайд 20

    Слайд 21

    Проблемы интеграции

    У групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я». Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.

    Посмотреть все слайды



    Подготовка к эссе

    Работа с высказываниями

    1. Сформулируйте проблемы исходя из смысла высказывания

    Без меня народ неполный

    А Платонов.

    Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей, очень ошибается, но тот, кто воображает, что без него не могут обойтись люди, ошибается еще больше.

    Ф. Ларошфуко

    2. Сравните такие понятия как “ общение” и “общество”. Что между ними общего?


    Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах.

    По количественному составу: от 2 до 40 человек.

    Малую группу характеризуют:

    • наличие общей цели,
    • совместная деятельность,
    • личное (прямое) взаимодействие членов группы,
    • определенный эмоциональный фон,
    • длительность существования,
    • добровольный характер,
    • наличие взаимных ожиданий.

    Сколько связей возможны в группе из 3,

    4, 7 человек. Какой следует вывод.


    Группу можно определить как объединение людей по определенному признаку.

    Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности , отклонение от которых карается санкциями (от осуждения до бойкота и исключения из группы).


    Типология групп

    Реальные

    Условные

    Лабораторные

    Вторичные

    Формальные



    Естественные группы делятся на:

    • неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций (дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей)
    • формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

    Группы могут быть первичными и вторичными .

    • Первичные группы - каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компания). Здесь обычно формируется личность, каждый находит интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов.
    • Вторичные группы - социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер - бригада, тренер - команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.

    Малая группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непо­средственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются каче­ственными признаками, основными из которых являются контактность и целост­ность.

    Контактность - это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.

    Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая восприни­мать их как единое целое.

    За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принима­ет три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-пси­хологические феномены протекают особым образом.

    Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек . Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек . В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами.

    Структура малой группы - это совокуп­ность связей, складывающихся в ней меж­ду индивидами.

    Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной де­ятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (ком­муникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру).

    Принято выделять формальную и неформальную структуру группы.

    Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.).

    Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний. Отличительный признак организованных групп – наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения целей совместной деятельности.

    Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики : положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).

    Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. В общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решение задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.

    Спасибо за внимание!

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Структура малой группы Выполнила: Шеломенцева М.А.

    Малая группа это небольшое по размеру объединение людей, связанных непо­средственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются каче­ственными признаками, основными из которых являются контактность и целост­ность.

    Контактность это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.

    Целостность Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая восприни­мать их как единое целое.

    Нижняя и верхняя граница За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принима­ет три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-пси­хологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами.

    Структура малой группы Структура малой группы - это совокуп­ность связей, складывающихся в ней меж­ду индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной де­ятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (ком­муникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру).

    Формальная и Неформальная Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.). Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний. Отличительный признак организованных групп – наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения целей совместной деятельности.

    Коммуникативная Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).

    Ролевая Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. В общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решение задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.

    Спасибо за внимание!





    По размеру или численности выделяют группы большие и малые. Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи между всеми членами большой группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает опосредованное взаимодействие, поэтому в большой группе обязательно возникает необходимость в институционализированной (организованной) регламентации деятельности её членов.



    В зависимости от характера отношений и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные. Термин « первичные группы » был введен в социологию Ч. Кули. Группа первичная - разновидность малой группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.


    Вторичная группа - это целевая группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается на институционализированную и иерархизированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами. Вторичная группа - это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов.


    В зависимости от структуры и внутренней организации выделяют группы формальные и неформальные. Формальная группа (официальная) - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную нормативно закрепленную структуру, руководство, права и обязанности ее членов, деятельность которых регулируется специальными правилами и распоряжениями. Примером формальной группы является производственный коллектив, студенческая группа и т. д.


    Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе санкций, готовность к содействию и взаимопомощи. Чем меньше деятельность группы регламентирована нормами, санкционированными государством, тем больше она тяготеет к неформальной.


    Типы стихийных групп. Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому - либо определенному поводу и демонстрирующих какие - то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т. д. Такая может быть в определенной степени кем - то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.



    Это можно проследить более конкретно на примере формирования различных типов стихийных групп. Толпа - образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно - транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован.


    Масса - обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой - либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В действиях массы поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.


    Публика - представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. Публика - это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким - то зрелищем - на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого - либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т. п. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией.


    Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов >.(семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, п.), .(семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, п.),">


    Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким - либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах.





    Условные, или номинальные, – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.


    Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования.


    Нереферентной - считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и анти референтные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.




    Естественными - называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название – официальные и неофициальные) высокоразвитые и слаборазвитые.


    Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы.. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).


    Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т. п.


    Формальные - (другое название – официальные) отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена






    Нормы группы это совокупность правил и требований, « стандартов » поведения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между ее участниками. Групповые нормы определяют, что допустимо и недопустимо в группе, желательно и нежелательно, правильно и неправильно. Нормы в ходе развития группы могут претерпевать изменения, особенно при возникновении новых сложных групповых ситуаций, но без их согласования не может быть организованной активности.


    Структура группы - является одновременно формальной и неформальной. Неформальная структура складывается гораздо медленней формальной, поскольку определяется интерперсональным выбором. Разные члены группы занимают различные позиции в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, осознают и исполняют различные роли. Шиндлер (Schindler R., 1957) описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли.


    Альфа лидер, который импонирует группе, побуждает ее к активности, составляет программу, направляет, придает ей уверенность и решительность. Бета эксперт, имеющий специальные знания, навыки, способности, которые требуются группе или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно.


    Гамма преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляется с альфой. Омега самый « крайний » член группы, который отстает от коллектива по причине неспособности, отличия от остальных или страха. В психотерапевтической группе встречаются также и другие роли: противник, оппозиционер, монополист, монопольный оратор, моралист, мученик, квазипсихотерапевт, любимчик, шут, « козел отпущения », агрессор, провокатор, защитник, нытик, правдолюбец, блюститель демократии.


    Групповая сплоченность понимается как привлекательность группы для ее членов, потребность участия в группе и сотрудничество при решении общих задач, как взаимное тяготение индивидов друг к другу. Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и эффективности групповой психотерапии. Формирование сплоченности группы имеет важное значение для психотерапевтического процесса.


    Члены таких групп более восприимчивы, способны к искреннему проявлению собственных чувств в конструктивной форме (в том числе и негативных). Они готовы к обсуждению групповых конфликтов, несмотря на возникающие напряжение и неприятные переживания, проявляют неподдельную заинтересованность друг в друге и желание помочь.


    Прежде всего идея развития группы была обозначена в психо - аналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда (Групповая психология и анализ Эго). В рамках психоаналитической ориентации возникла теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шеппарда (Андреева, Богомолова, Петровская, С. 161). Она построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т - группах, или группах тренинга.


    В ее существовании выделяются две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Отмечается, что каждая конкретная группа может по - разному реализовать общую модель развития: демонстрировать какие - то отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели.


    В самые последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели особое понятие (социализация группы), при помощи которого по аналогии с процессом социализации индивида рассматривается процесс группового развития. Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы, следующие: оценивание (целей группы, ее положения среди других


    Широкое значение этого понятия, распространенное в нашем обществе, относится практически к любым группам в рамках отдельного предприятия, учреждения, отрасли промышленности, географического района и т. д. Давно завоевали право на существование такие выражения, как,.


    Общий признак всех перечисленных групп заключается именно в том, что это специфические образования социалистического общества, и, таким образом термин употреблялся в обыденной речи и в официальной политической и идеологической литературе. Социальная психология, исследуя проблемы группы, в определенном смысле слова тоже вписалась в указанный контекст: развитие группы было интерпретировано как достижение ею высшей стадии, каковая и была названа коллективом.


    Сегодня можно считать, что большинство исследователей согласны в определении основных признаков коллектива. Прежде всего это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может называться сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа правонарушителей).


    Во - вторых, это наличие добровольного характера объединения, причем под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности.


    Существенным признаком коллектива является его целостность, что выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.


    Доказать достаточную степень ее развития можно при помощи трех выделенных критериев: 1) оценка выполнения группой основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда); 2) оценка соответствия группы социальным нормам; 3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности. Диагностика уровня развития группы предполагает качественно - количественную оценку каждого из этих параметров.


    Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как, то этим лишь отдается дань социально - психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой.


    Проблема лидерства в коллективе ТМ - требования к методу ТО - требования к обязательствам ИЛ - информационность лидера СП - структурированность проблемы ВП - вероятность подчинения ОЦ - общность целей ВК - вероятность конфликтов ИП - информируемость подчиненных А 1- автократический первый А 2- автократический второй К 1- консультативный первый К 2- консультативный второй Г - групповой или совместный


    Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации



    Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс неявляется стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;



    Виды лидеров: лидер - организатор, лидер - инициатор, лидер - эрудит, лидер - генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер - умелец. Многие из этих характеристик могут быть с успехом отнесены и к руководителю. Однако суть проблемы заключается в том, что сам феномен лидерства еще не описан достаточно полно, прежде всего не выяснены до конца различия в позиции лидера и руководителя. В вопросе о стиле лидерства эта недоработка чувствуется особенно сильно.


    Теории происхождения лидерства. Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.


    На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в. Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком - то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.


    Третий вариант был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования.


    Авторитарный стиль Деловые, краткие распоряжения, Запреты без снисхождения, с угрозой Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны Четкий язык, неприветливый тон Голос руководится - решающий Похвала и порицания субъективны Эмоции не принимаются в расчет Показ приемов - не система Позиция лидера - вне группы


    Демократический стиль Инструкции в форме предложений Мероприятия планируются не заранее, а в группе Не сухая речь, а товарищеский тон За реализацию предложений отвечают все Похвала и порицание - с советами Все разделы работы не только предлатаются, но и обсуждаются Распоряжения и запреты с дискуссиями Позиция лидера - внутри группы



  • Популярные статьи

    © 2024 sistemalaki.ru
    Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы