ОРГАНИЗАЦИЙ
ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ СЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И
1) АЗС предназначены для обеспечения владельцев автомобилей топливом, смазочными материалами и техническими жидкостями.
2) АЗК - это предприятие, оказывающее, кроме заправки, дополнительные услуги:
Мойка автомобиля:
Предоставление охраняемой стоянки;
Замена масла и мелкий ремонт;
Предоставление постов для самообслуживания;
Техническая помощь;
Питание и отдых водителей и пассажиров и др.
3) АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции), осуществляющие заправку сжатым природным газом и АГЗС (автомобильные газозаправочные станции), осуществляющие
заправку сжиженным углеводородным газом.
2. СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (СТО).
СТО - основной вид сервисного предприятия, на котором могут выполняться следующие услуги и работы:
Продажа и предпродажная подготовка автомобилей;
Мойка и уборка;
Диагностика, техническое обслуживание и ремонт;
Продажа запасных частей и материалов;
Дооборудование и тюнинг;
Временное хранение автомобилей;
Техническая помощь;
Сопутствующие услуги.
СТО классифицируются:
По назначению и расположению на: городские и дорожные;
По размеру (числу рабочих постов) на:
Малые - до 5 постов;
Средние - 6-15 постов;
Большие-16 и более постов;
По объектам и перечням выполняемых работ и услуг на:
Комплексные;
Специализированные по работам и услугам;
Специализированные по маркам и типам автомобилей.
3. ДИЛЕРСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (ДИЛЕРЫ).
Это торгово-обслуживающие предприятия, осуществляющие продажу, гарантийное и послегарантийное обслуживание автомобилей определённого производителя, с которым заключён договор.
В зависимости от содержания договора с производителем дилеры могут получить право на:
Товарный знак (франчайзинг или коммерческая концессия) и марку производителя - «фирменные сервисные предприятия»);
Торговлю и/или обслуживание автомобилей данного производителя.
Предприятия, выполняющие ТО, текущий и капитальный ремонт агрегатов, узлов и систем автомобилей.
Наибольшее распространение получили специализированные АРМы по ремонту:
Электронного и электрооборудования;
Радиооборудования и средств защиты;
Шин и колёс;
Кузовов и кабин (ремонт, правка, окраска);
Систем вентиляции, кондиционирования и климат-систем;
Двигателей и агрегатов трансмиссии;
Подвески и ходовой части.
5. ТЮНИНГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Производят дооборудование или конструктивные изменения автомобилей и агрегатов.
Наиболее характерными работами являются:
Внешняя модернизация кузова (изменение геометрии, установка подкрылок, обтекателей и др.);
Внутренняя модернизация кузова (перепланировка, замена кресел, установка перегородок и др.);
Установка дополнительного оборудования и устройств (аудио-видеотехника, подушки безопасности, электрические стеклоподъёмники, противоугонные устройства и др.);
Замена агрегатов и систем (установка более мощного двигателя, автоматической коробки передач, замена или усиление подвески и др.);
Модернизация или изменение конструкции агрегатов (форсирование или дефорсирование двигателя, установка нейтрализаторов и фильтров и др.).
6. МАГАЗИНЫ И САЛОНЫ ПО ПРОДАЖЕ АВТОМОБИЛЕЙ.
7. АВТОМОБИЛЬНЫЕ МОЙКИ.
Автомобильные мойки подразделяются:
Автоматизированные;
Механизированные;
Немеханизированные (ручная мойка и уборка).
8. СТОЯНКИ АВТОМОБИЛЕЙ.
Подразделяются: - по режиму использования на:
Постоянные (стационарные);
Временные;
По обустройству и конструкции на:
Открытые и закрытые;
Манежные и с изолированными боксами;
Отапливаемые и не отапливаемые;
Наземные, подземные и многоэтажные;
По составу предлагаемых услуг на:
Одноцелевые (только хранение);
Многоцелевые (хранение, мойка, мелкий ремонт и др.).
9 МОТЕЛИ И КЕМПИНГИ.
Мотели предназначены для кратковременного отдыха и проживания водителей и пассажиров, находящихся в пути и хранения автомобилей.
Кемпинги предназначены для продолжительного проживания и отдыха автотуристов. Представляют собой обустроенную и охраняемую территорию с участками для размещения автомобилей, жилых домиков или палаток, бытовых помещений общего пользования.
10. ТОРГОВО-СНАБЖЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Предназначены для обеспечения сервисных предприятий автомобилями, запасными частями, технологическим оборудованием и материалами.
11. СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
Предназначены для оказания технической помощи на месте возникновения отказа автомобиля и транспортирования автомобиля при невозможности устранения отказа на сервисное предприятие или место хранения.
12. ПРОЧИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ.
1) Банки, осуществляющие автокредитование.
2) Страховые компании, работающие с сервисными предприятиями, производящими ремонт автомобилей по «страховым случаям».
3) Компании и бюро автотехнической экспертизы. Бюро технической экспертизы осуществляют:
Определение фактических затрат при ремонте автомобилей в результате страховых случаев;
Проверка соответствия фактически произведенного ремонта оформленной сервисным предприятием платежной документации;
Проверка соответствия материалов и запасных частей действующим требованиям и др.
Введение
Экономические преобразования, произошедшие в последние годы в России, привели к кардинальным переменам на товарном рынке. На фоне бурного роста парка автомобилей в несколько раз возросло число АЗС, а также полностью изменилось их качество. Все большее количество наших автозаправочных станций стало соответствовать мировым стандартам. Пропускная способность сегодняшней сети АЗС в несколько раз выше уровня начала 90-х годов. Выросло количество высокопроизводительных топливораздаточных колонок (ТРК) и увеличилась скорость заправки автотранспорта. Кроме того, на современных АЗС и автозаправочных комплексах (АЗК) можно получить целый набор услуг (смена масла, мелкий ремонт, мойка, магазин, кафе и пр.).
Все более жесткие требования сейчас предъявляются и к эксплуатационным материалам (бензинам, дизельным топливам, смазочным маслам) в плане повышения качества и экономичного использования. Поэтому знание состава, свойств, областей применения и эксплуатационных характеристик нефтепродуктов является необходимым всем, кто связан с их производством, транспортировкой, хранением, потреблением, маркетингом.
Номенклатура нефтепродуктов, которые выпускают нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), за последние годы значительно изменилась. Появились новые марки нефтяных топлив с улучшенными экологическими свойствами. Это достигается за счет расширения процессов деструктивной переработки нефти, особенно гидрокаталитических, и применения эффективных присадок, повышающих функциональные свойства нефтепродуктов.
История АЗС
Впервые бензин и другие виды топлива, такие как бытовой газ, начали продавать в аптеках, для хозяина аптеки это был дополнительный источник заработка и считался побочным бизнесом. Первой газобензиновой станцией была аптека в городе Вислох (Германия), где Берта Бенц жена Карла Бенца наполнила бак первого автомобиля на котором она совершила первое путешествие из Мангейма в Пфорцгейм и обратно в 1888 году. В 2008 году Берте Бенц установили мемориальную табличку в память об этом событии.
АЗС - комплекс зданий с оборудованием, предназначенный для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов транспортным средствам, продажи масел, консистентных смазок, запасных частей, принадлежностей к транспортным средствам и оказания услуг владельцам индивидуальных транспортных средств.
В нашей стране бурными темпами осуществляется автомобилизация всех отраслей народного хозяйства. Интенсивному развитию автомобильного транспорта должно сопутствовать и развитие связанных с ним объектов, призванных обслуживать автомобили. Это, прежде всего, относится к автозаправочным станциям. Очевидно, что без создания достаточной, целесообразно размещенной хорошо спланированной сети высокопроизводительных АЗС трудно обеспечить эффективную, экономичную работу государственного автомобильного транспорта и удовлетворить потребности быстрорастущего индивидуального автотранспорта.
Начало интенсивного развития сети АЗС у нас следует отнести к 1960 г., т. е. к тому времени, когда АЗС были переданы в систему нефтеснабжения.
За прошедшие годы произошли серьезные качественные изменения в системе работы автозаправочных станций, резко повысился уровень обслуживания, коренным образом изменилась техническая оснащенность автозаправочных станций.
Созданы и широко внедряются отечественные топливораздаточные колонки, характеризующиеся большой надежностью и долговечностью.
Разработаны и внедряются сборные конструкции зданий и помещений АЗС, а также технологических узлов.
Сборные автозаправочные станции характеризуются большой эстетичностью.
Однако еще имеется необходимость в форсировании развития сети автозаправочных станций и в дальнейшем их совершенствовании.
Назначение АЗС
Общие представления о АЗС
Главным назначением АЗС является заправка топливом автомототранспорта. Место расположения АЗС и ее производственной мощности с учетом интенсивности транспортных потоков и соблюдения требуемых норм безопастности-пожарной, экологической и т.д.
Площадки АЗС должны быть с асфальтовым или бетонным покрытием и обеспечивать свободный подъезд автомашин к колонкам и сливным устройством. В местах возможного пролива нефтепродуктов вблизи заправочных островков покрытие должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов.
НА АЗС должны быть установлены знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки на АЗС, имеющие навесы. Территория в темное время должна быть освещена в соответствии с существующими нормами. Особое освещение должно быть уделено освещению мест заправки и слива нефтепродуктов. АЗС должна иметь городской телефон.
Хранение нефтепродуктов на АЗС осуществляется в металлических горизонтальных надземных или заглубленных резервуарах.
Резервуары и их оборудование
Рис. 1 общая схема установки резервуара
Конструкция резервуара и технология его эксплуатации должны обеспечивать его герметичность в течении 10 лет и более. Для контроля герметичности резервуар оборудуется соответствующими системами, позволяющими своевременно обнаружить утечку и принять меры. Оборудование резервуара и его размещение должно обеспечить выполнение всех необходимых технологических операций:
Прием (слив) нефтепродуктов обеспечивается сливным устройством;
Отпуск нефтепродуктов обеспечивается раздаточным устройством;
зачистка внутри резервуара производится через
специальный лаз, который может быть выполнен на крышке технологической
горловины или отдельно.
Обычные АЗС имеют в своем наборе 3-4 вида бензина и дизельное топливо. При этом вариантов заправок на бензоколонках несколько: по принципу одна колонка - один вид топлива, одна точка - все виды бензина и солярки, смешанный вариант (особенно при наличии АГЗС). Первый вариант предполагает подъезд автомобиля к строго определенной колонке, что не очень удобно, т.к. заставляет. Поэтому на современных АЗС идет тенденция ко второму типу.
АГЗС - это газовые заправочные станции. Обычно они входят в состав АЗС, но учитывая особые требования к процессу заправки, находятся в стороне от бензоколонок. Сегодня с ростом цен на бензин растет и востребованность АГЗС.
КАЗС - контейнерная АЗС или АЗС модульного (контейнерного) типа. Такая мини-АЗС предназначена для приёма, хранения и отпуска одного - двух видов топлива на территории населённых пунктов. КАЗС имеют надземный резервуар для хранения топлива. Его технологическая система характеризуется размещением бензоколонок (топливораздаточных колонок) в едином блоке с контейнером хранения топлива. Удобен для быстрого развертывания АЗС
МТАЗС - многотопливная автозаправочная станция. Позволяет одновременно реализовывать два вида топлива (жидкое моторное топливо и сжиженный углеводородный газ). Таких заправок пока мало, но мода на газовое оборудование должна сделать свое дело - МТАЗС станут обычным типом заправок.
Дизельное топливо - жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания, а также - и в газодизелях. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.
Бензи́н - горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 30 до 200 °C.
Пропа́н, C3H8 - органическое вещество класса алканов. Содержится в природном газе, образуется при крекинге нефтепродуктов.
Бута́н (C4H10) - органическое соединение класса алканов. В химии название используется в основном для обозначения н-бутана. Такое же название имеет смесь н-бутана и его изомера изобутана CH(CH3)3. Ядовит, вдыхание бутана вызывает дисфункцию лёгочно-дыхательного аппарата.
Топливо раздаточные колонки
На АЗС применяются топливо-, масло - и смесераздаточные колонки, предназначенные для заправки автотранспортных средств с одновременным замером количества выданного горючего, масла или смеси. Колонки как аппараты строгого учета оборудуются измерительными устройствами, погрешность показаний которых в условиях эксплуатации при температуре окружающей среды и топлива +-40С не должна выходить за пределы: +-0,25% топливораздаточных колонок общего пользования.
ПО конструкции различают следующие типы колонок:
· КР- переносные с ручным приводом;
· КЭР- стационарные с электроприводом;
· КЭМ- стационарные с электроприводом и управлением от местного задающего устройства;
· КА- стационарные с электроприводом, автоматизированные.
Топливораздаточные колонки независимо от
конструкции и изготовителя имеют насос, счетчик жидкости, счетное устройство,
газоотделитель с поплавковой камерой, фильтр, индикатор, раздаточный кран,
обратный клапан и корпус.
Рис. 2 Типовая гидравлическая схема
топливораздаточной колонки
Топливо из резервуара 1, через приемный клапан
2, пройдя через фильтр 3, поступает в насос 4.
Эксплуатация АЗС
Охрана окружающей среды
Источником загрязнения окружающей среды на АЗС является испарение нефтепродуктов, розливы нефтепродуктов, а также выхлопы отработанных газов автотранспорта.
На территории АЗС необходимо периодически проверять загазованность окружающего воздуха.
Сброс неочищенных стоков в водоемы категорически запрещается.
Смену фильтрующих материалов, а также удаление уловленных нефтепродуктов и осадка из очистных сооружений необходимо производить по мере необходимости.
Необходимо систематически следить за чистотой
канализационных колодцев, не допускать заливания их выходов, не реже 2 раза в
год очищать и проводить внутренний осмотр действующего оборудования
канализационной сети, колодцев и необходимый ремонт.
Противопожарные мероприятия и
техника безопасности
При эксплуатации АЗС необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности.
В помещениях АЗС запрещается использовать временную электропроводку, электроплиты, рефлекторы и другие электроприборы с открытыми нагревательными элементами.
На территории АЗС запрещается:
· - курить и пользоваться открытым огнем;
· -мыть руки, стирать одежду и протирать полы помещения легковоспламеняющимися жидкостями;
· - присутствовать посторонним лицам, не связанным с заправкой.
· - заправлять транспорт, водители которого находятся в нетрезвом состоянии;
· - заправлять тракторы на резиновом ходу, у которых отсутствуют искрогасители.
· - заправлять автомобили, кроме легковых, в которых находятся пассажиры.
При заправке транспорта на АЗС должны соблюдаться следующие правила:
· -Мотоциклы, мотороллеры, мопеды, необходимо перемешать к топливо - и смесераздаточным колонкам и от них вручную с заглушенным двигателем, пуск и остановка которого должны производиться на расстоянии не менее 15 метров от колонок;
· -Все операции при заправке автотранспорта должны производиться только в присутствии водителя и при заглушенном двигателе;
· -Пролитые при заправке автотранспорта нефтепродукты должны быть засыпаны песком, а песок собран в металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой;
· -Песок вывозят с территории автозаправочной станции в специально отведенные места;
· -После заправки автотранспорта горючим водитель обязан установить раздаточный кран в колонку;
Расстояние между автомобилем, стоящим под
заправкой, и следующим за ним должно быть не менее 3 метров, а между
последующими автомобилями, находящимися в очереди, - не менее 1 метра.
Защита от молнии
Сооружения предприятий нефтепродуктов обеспечения должны быть защищены от прямых ударов молний, её вторичных проявлений в соответствии с требованиями Инструкции по устройству защиты от молнии зданий и сооружений РД 34.21.122-87.
При защите стальных резервуаров отдельно стоящими молниеотводами корпуса резервуаров должны быть присоединены к заземлениям. К этим заземлениям допускается присоединение токоотводов отдельно стоящих молниеотводов.
Присоединение резервуаров к заземлению должно быть осуществлено не более, чем через 50 м по периметру основания резервуара, при этом число присоединений должно быть не менее двух.
Для резервуаров II категории защита от электромагнитной индукции должна быть выполнена через каждые 25-30 м в виде металлических перемычек между подведёнными к резервуару трубопроводами, кабелями в металлическом корпусе и другими протяжёнными металлическими конструкциями, расположенными друг от друга на расстоянии 10 м и менее.
Установка перемычек в местах соединений (стыки) металлических трубопроводов или других протяженных конструкции не требуется.
Автомобильные Бензины
Бензины являются топливом для карбюраторных
двигателей с принудительным воспламенением от искрового разряда. Для
обеспечения надежной работы двигателей на всех режимах бензины должны обладать
следующими свойствами: полной испаряемостью для достижения максимально
возможной полноты сгорания; высокой детонационной стойкостью; высокой
химической стабильностью, предопределяющей отсутствие склонности к образованию
отложения в топливной системе двигателя; хорошей совместимостью с материалами;
низкой коррозионной агрессивностью по отношению к металлам и отсутствием
воздействия на резинотехнические изделия.
Таблица. Технические
характеристики типовых АЗС
Типы
автозаправочных станций Количество
заправок в сутки Номера
типовых проектов Типовые
автозаправочные станции с пунктами технического обслуживания автомобилей Площадь
земельного участка,
га Количество
заправочных постов,
шт. 3-8 (топливо) 4
(масло) 10-12
(топливо) 4 (масло) Количество
резервуаров: Для
топлива (25м) Для
масла (5м) Для
отработанных масел (5м) Потребляемая
электрическая мощность, кВт: Освещение Отопление Нагрев
воды Номера
типовых проектов Химические свойства
бензина
Бензины относятся к легкоиспаряющимся и
легковоспламеняющимся жидкостям. В них содержится по массе около 85% углерода (C),
водорода (H) и незначительное
количество кислорода (O),
азота (N) и серы S.
Поэтому при полном сгорании бензина выхлопные газы главным образом состоят из
воды и углекислого газа.
Физические свойства
бензина
К физическим свойствам относится: плотность,
вязкость, поверхностное натяжение, теплота сгорания, показатель преломления,
испоряемость, окисляемость, электропроводность, теплопроводность. коррозийная
активность, химическая стабильность, склонность к образованию отложений в виде
нагара, токсичность.
Современная АЗС
Автопроизводитель MAZDA
получил разрешение японских властей на эксплуатацию первой водородной АЗС. Новая станция предназначена для заправки любых
типов автомобилей с водородными двигателями, где водород хранится в
газообразном сжатом состоянии. Разработанные современные технологии дают
возможность производить экологически безвредную, благоприятную для окружающей
среды заправку топлива на воде, которая соответствует требованиям ЕС и РОССИИ.
Заключение
автомобильный
заправочный станция бензин
Современная АЗС - это не просто система
«емкость-насос-дозатор», созданная для заправки бензобака. Это целый комплекс
по предоставлению всех необходимых в дороге услуг. Будем надеяться, что
дальнейшее развитие АЗС будет идти в том же направлении: современный дизайн, современные
технологии, современные услуги и главное - высокое качество топлива. В процессе выполнения курсовой работы я
усовершенствовала свои навыки работы в текстовом редакторе Word,
графическом редакторе Paint
и табличном процессоре Excel.
Также я освоила химический редактор CS
ChemDraw
Pro и научилась
создавать презентации в Power
Point.
Список используемой литературы
В.Г.
Веревкин- Справочное Информационное пособие. Е.
И. Зоря- Операции с Нефтепродуктами. Травень
В.Ф. Органическая химия: Учебник для вузов: В 2 т. / В.Ф. Травень. - М.: ИКЦ
«Академкнига», 2004.
Увеличение численности автомобилей различного назначения на дорогах страны приводит к развитию сетей автозаправочных станций и совершенствованию оборудования на них. Выросла пропускная способность АЗС, скорость заправки автомобилей, номенклатура нефтяного топлива с высокими функциональными и экологическими свойствами.
Автозаправочные станции можно разделить на группы в соответствии с нормами пожарной безопасности НПБ 111-98.
Традиционные стационарные АЗС - это капитальные сооружения с которые находятся в отдалении от топливораздаточных колонок. Размещают их, проектируют, строят и эксплуатируют в строгом соответствии со строительными нормами и правилами, нормами и инструкциями по пожарной безопасности.
Стационарными являются и блочные АЗС, в которых колонки расположены над подземным резервуаром, и модульные, в которых контейнеры для хранения топлива разнесены с колонками.
Многие предприятия с большим количеством собственного автотранспорта размещают на своей территории для своих нужд топливозаправочный пункт.
В заправочном отсеке расположены топливораздаточные колонки. В отдельных отсеках находятся резервуар хранения топлива и взрывобезопасный перекачивающий насос для заполнения его топливом.
Технологическое оборудование может устанавливаться на люке резервуара, и тогда по верху контейнера располагается огражденная площадка для обслуживания этого оборудования. Есть варианты конструкций КАЗС, в которых оборудование располагается сбоку в специальном технологическом отсеке.
Общим для всех конструкций АЗС является наземное расположение резервуара и размещение колонок в контейнере.
Контейнерная АЗС состоит из двух или больше хранения топлива (одного или нескольких) и контейнера управления или диспетчерского пункта, который еще называется операторной.
Контейнер управления может быть рассчитан не только на размещение рабочего места оператора, но и на помещение для отдыха или склада. Операторная снабжена освещением и внутренней электропроводкой, в ней размещаются устройства управления колонками. В комплект поставки могут входить силовой шкаф, лабораторное или метрологическое оборудование, система громкоговорящей связи.
Контейнерная АЗС может быть рассчитана на топливо от одного до четырех видов.
Одностенных или двухстенных, может быть от трех до сорока кубических метров. Нефтяная компания «Лукойл» АЗС контейнерного типа заказывает емкостью 40 куб. метров с возможностью эксплуатации в климатических условиях Заполярья и Крайнего Севера.
Казалось бы, гигантам нефтяного бизнеса не нужны мини-заправки, но цели бывают разные. Маленькую четырехкубовую контейнерную АЗС «Газпромнефть», не менее известная российская компания, использует для собственных нужд.
Не остался в стороне и еще один нефтяной гигант. ОАО «Газпром» АЗС для собственного автотранспорта заказывал с возможностью GSM-связи колонки с оператором.
Контейнеры хранения топлива комплектуются резервуарами различной вместимости и разных типов: одно-, двух-, трех- или четырехсекционными. Топливораздаточные колонки тоже могут различаться по типам.
На АЗС используются двустенные резервуары, в которых межстенное пространство по требованиям пожарной безопасности заполняется тосолом или газом, и обязательно должен быть установлен датчик контроля утечки.
Технологическое оборудование включает в себя не только трубы, по которым резервуар заполняется топливом, и трубы выдачи топлива, замерные патрубки и люки, датчики верхнего уровня, но и огнеоградители, отсечные и дыхательные клапаны. Резервуар и трубы изготавливаются из высококачественных сталей, при необходимости морозостойких или нержавеющей, толщиной от 2 мм.
Одностенный резервуар с поддоном для сбора пролитого топлива можно использовать, если контейнерная АЗС расположена за пределами населенного пункта.
Топливораздаточные колонки могут быть как однорукавные, например «Топаз-511», так и двухпистолетные, и даже трехрукавные.
Например, для ОАО «Газпром» АЗС комплектовалась дополнительной колонкой для двух видов топлива в случае отказа основной трехрукавной.
В качестве в контейнерных АЗС могут устанавливаться автономные системы разного назначения.
Без участия оператора и наличия внешних систем управления в АЗС устанавливается система автономного налива топлива. Микрокомпьютер, считыватель proxy-карт (персональных магнитных карт с информацией о лимите отпускаемого топлива) и клавиатура устанавливаются на каждой топливораздаточной колонке, и она работает автономно. При этом колонка может быть как однорукавная, так и рассчитанная на несколько видов топлива.
Центральный компьютер в головном офисе обрабатывает информацию, поступающую с отдельных колонок с помощью GSM-связи.
Топливо может отпускаться автономно через терминалы, которые должны устанавливаться на расстоянии не менее трех метров от КАЗС. Терминалы могут быть как обычные для банковских пластиковых карт, так и для лимитных карт для собственного пользования, например, предприятием.
Дополнительно на контейнерные АЗС по желанию заказчика устанавливаются системы пожаротушения и системы контроля уровня в резервуарах. Например, контейнерная АЗС «Газпромнефть» укомплектована системой пожаротушения «Буран» и уровнемером типа ПМП компании «Сенсор». Уровнемер позволяет измерять уровень жидкости в емкости, ее температуру, плотность и объем.
АЗС для одной из крупнейших отечественных нефтяных компаний изготавливали примерно по одному проекту несколько производителей. Целая сеть КАЗС предназначена для использования в качестве полноценных мобильных автозаправочных станций в условиях Крайнего Севера и Западной Сибири.
Топливораздаточные колонки и резервуары позволяют хранить и выдавать три вида топлива: дизельное топливо, бензин АИ-80 и АИ-92 при перепадах температур от -60 до +40 °C .
Современные автоматические системы отслеживают наполнение резервуара, состояние хранимых видов топлива и их отпуск.
КАЗС укомплектованы двумя двухрукавными топливораздаточными колонками, соединенными с пультом дистанционного управления через интерфейс RS-485.
Производитель не может заранее составить калькуляцию стоимости каждой отдельной АЗС. На контейнерные АЗС цены зависят многих факторов, и сегодня на рынке колеблются от 160 тысяч до 4,5 млн рублей.
Главным фактором является количество резервуаров и их объем. Резервуар объемом один кубический метр рассчитан на один вид топлива, а объемом 40 куб. м - на три.
Следующий фактор - точность системы учета топлива и ее автоматизация. Кассовый аппарат, компьютер, специальное программное обеспечение, современные средства связи с центральным офисом могут устанавливаться на АЗС по желанию заказчика и, естественно, влияют на цену.
Не все заказчики комплектуют свои АЗС отдельным пунктом управления (операторной). А это отдельный контейнер, и влияет он на цену очень заметно.
Отличается цена КАЗС разных Мало того, что для изготовления резервуара используются специальные морозостойкие стали, часто устанавливаются системы подогрева топлива в трубопроводах.
Комплектация тоже влияет на цену АЗС. Топливораздаточные колонки могут различаться по конструкции, типу, способу монтажа и производителю.
Даже примерно одинаковые колонки производства Германии, Италии, России или Китая ощутимо различаются по цене.
Мощность насоса, наличие уровнемера той или иной конструкции, комплектующие - эти моменты тоже важны и оказывают свое влияние на цену.
Цена, бесспорно, является важным аргументом в выборе АЗС. Но выбирать ее нужно все-таки по качеству комплектующих и материалов. Эти факторы намного важнее для безопасной и длительной эксплуатации контейнерной АЗС.
Автомобильная заправочная станция (АЗС) -- комплекс оборудования на придорожной территории, предназначенный для заправки топливом транспортных средств.
Наиболее распространены АЗС, заправляющие автотранспорт традиционными сортами углеводородного топлива -- бензином и дизельным топливом (бензозаправочные станции).
Менее распространёнными являются Автомобильная Газонаполнительная Компрессорная Станция (АГНКС) -- заправка сжатым природным газом (CNG) и Автомобильная Газозаправочная Станция (АГЗС) -- заправка сжиженным нефтяным газом (LPG). Есть также несколько типов водородной заправочной станции.
Автозаправочные станции (АЗС), являющиеся важнейшим звеном системы нефтепродуктообеспечения, представляют собой сложные инженерные сооружения, оборудованные комплексом автоматизированных систем обеспечения технологического процесса приема, хранения топлив и заправки автотранспортной техники. Эффективность и безопасность работы АЗС во многом зависит от уровня подготовки операторов -- основного обслуживающего персонала.
Автозаправочные станции являются объектами повышенной пожарной и экологической опасности.
На современных автозаправочных станциях зачастую сервис не ограничивается продажей топлива. Часто на таких станциях имеется небольшой магазин, реже -- закусочная, а также банкомат, мойка и т. п.
Стационарные АЗС оснащаются системами освещения и молниезащиты.
По расположению различают дорожные и городские АЗС. К городским АЗС предъявляют более строгие требования по безопасности, в частности допускаемые расстояния до жилых домов, школ, больниц, общественных зданий строго регламентированы.
автомобильный заправочный станция газ
Автомобильные заправочные станции классифицируют по различным признакам.
По функциональному назначению:
общего пользования;
ведомственные.
По способу размещения резервуаров:
с подземным расположением;
с наземным расположением;
с расположением на транспортном средстве.
По конструктивному исполнению:
Традиционная АЗС - АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с ТРК.
Блочная АЗС -- АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива. Выполнена как единое заводское изделие.
Модульная АЗС - АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и резервуаров.
Контейнерная АЗС - АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
Передвижная АЗС -- АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая схема которой установлена на автомобильном шасси, прицепе, полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.
Многотопливная АЗС -- АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлив. Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств сжиженным углеводородным газом (СУГ).
Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств сжатым природным газом.
Топливозаправочный пункт -- АЗС, которая размещается на территории предприятия и предназначенная для заправки транспортных средств этого предприятия.
Основная техническая характеристика АЗС -- это ее мощность, которая определяется числом заправок в сутки (250, 500, 750, 1000 и более заправок в сутки) или числом заправок в час пик (57, 100, 135,170 автомобилей).
Режим работы АЗС, в основном, 3-х сменный, топливозаправочного пункта - по режиму работы предприятия.
Территория АЗС должна соответствовать согласованному в установленном порядке проекту. Место расположения автозаправочной станции обозначается дорожным знаком «АЗС». Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии. На въезде и выезде с территории АЗС должны быть предусмотрены возвышенные участки, высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные Стоки в очистные сооружения, обеспечивающие сбор и отвод ливневых и талых вод. На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств под зданиями и сооружениями запрещается. Приямки для ТРК, кабельные колодцы засыпаются негорючим материалом. Не допускается озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород, кустарниками и травами, дающими волокнистые или опушенные семена.
Здания и сооружения на АЗС должны располагаться в строгом соответствии с проектом и периодически осматриваться. Результаты осмотра с описанием всех замечаний повреждений и выполненных ремонтных работ, результаты измерений осадки фундамента заносятся в специальный журнал осмотра и ремонта зданий и сооружений.
Технологическое оборудование АЗС по своему функциональному назначению подразделяется на следующие группы:
Оборудование для хранения топлива и масел на АЗС;
Оборудование для выдачи топлива и масел потребителям (топливораздаточные, смесераздаточные и маслораздаточные колонки);
Оборудование для управления колонками и автоматизации технологических процессов на станции;
Оборудование для количественного учета нефтепродуктов;
Оборудование для технического обслуживания и ремонта автомобилей;
Оборудование для мойки автомобилей;
Оборудование для очистки ливневых и бытовых стоков;
Оборудование для решения экологических проблем;
Оборудование противопожарное;
Молниезащита.
Рис. 1. Типовые проекты автозаправочных станций: а - АЗС на 500 заправок в сутки; б - АЗС, на 1000 заправок в сутки; 1 - здание для персонала станции и выполнения торговых функций; 2 - островки с раздаточными колонками; 3 - подземные резервуары для хранения топлив и масел
Рис. 2. Схема технологического оборудования АЗС: 1 -- сливной колодец; 2 - сливное устройство; 3 -- указатель уровня УДУ-10; 4 -- резервуар объемом 25 м 3 ; 5 -- дыхательное устройство; 6 -- технологический колодец; 7 --патрубок замерного люка; 8 -- крышка колодца; 9 -- вентиль; 10 -- топливо-заправочная колонна
Рис. 3.
В пламенегасителях 1 и 3 внутри установлены латунные сетки соответственно 2 и 4 с большим количеством ячеек (144-220 на 1 см 2), имеющие высокую теплоемкость. В случае воспламенения выходящих паров бензина пламя от горения воздушно-бензиновой смеси, стремясь проникнуть внутрь трубы и в резервуар, рассекается сеткой на множество мелких струй и, отдавая свое тепло сетке, гаснет. Всасывающий трубопровод 11 также имеет угловой пламенегаситель 10, сетка которого является фильтром топлива и в то же время теплоемкость ее достаточна, чтобы погасить пламя, которое возникает в трубопроводе. В случае прекращения выдачи топлива через раздаточный пистолет со шлангом 13 постоянный уровень столба топлива в трубопроводе и топливо-раздаточной колонке 12 поддерживается всасывающим (обратным) клапаном 5, который закрывается под собственным весом тарелок 6 и давлением столба жидкости, превышающим уровень ее в резервуаре.
Рис. 4. Топливораздаточная колонка с двойным приводом и мерными баллонами: 1 - воздушный клапан; 2 - отсечный клапан; 3 - мерный баллон; 4 - тарировочные кольца; 5 - корпус распределительного крана, 6 - пробка крана; 7 и 14 - обратные клапаны; 8 - нагнетательный клапан; 9 - впускной клапан; 10 и 15 - перепускные клапаны; 11 - ротор лопастного насоса; 12 - всасывающий клапан; 13 - фильтр; 16 - поршень ручного насоса; 17 - смотровое устройство; 18 - рукоятка механизма переключения; 19 - счетчик; 20 - кнопка сброса стрелки; 21 - раздаточный шланг; 22 - рукоятка запорного клапана крана; 23 - запорный клапан; 24 - раздаточный кран
Введение………………………………………………………………..стр 2.
Общее положение…………………………………...............................стр 3.
Виды АЗС………………………………………………………………стр 4.
Схема генерального плана АЗС……………………………………....стр 6.
Территория АЗС……………………………………………………….стр 7.
Назначение АЗС……………………………………………………….стр 10.
Подземные резервуары для хранения нефтепродуктов…………….стр 11.
Эксплуатация АЗС…………………………………………………….стр 15.
Автозаправочные комплексы и станции…………………………….стр 16.
Оказание сопутствующих услуг на АЗС ……………………………стр 24.
Заключение…………………………………………………………….стр 25.
Список литературы……………………………………………………стр 26.
ВВЕДЕНИЕ
Еще несколько лет тому назад торговля горюче-смазочными материалами (ГСМ) была распространена в сфере довольно узкого круга предприятий и организаций. Однако в настоящее время в силу своей практически 100-процентной ликвидности и высокой рентабельности данный вид предпринимательской деятельности превратился в один из самых популярных. Множество предприятий и организаций, никогда ранее не занимавшихся торговлей ГСМ, оказались вовлеченными в этот процесс. Поэтому у многих организаций возникают вопросы, связанные с особенностями правового регулирования и налогообложения деятельности по производству и реализации ГСМ.
Общее положение
1.1. Автозаправочные станции (АЗС) предназначены для заправки транспортных средств (кроме гусеничного транспорта) нефтепродуктами.
На отдельных АЗС организуется продажа масел,консистентных смазок, запасных частей, принадлежностей к автомобилям и другим транспортным средствам, прием от владельцев индивидуального транспорта отработанных масел и мелкой тары из-поднефтепродуктов, а также техническое обслуживание и мойка автомобилей.
1.2. АЗС делятся на стационарные, передвижные (ПАЗС), контейнерные (КАЗС и блок-пункты).
Стационарные АЗС располагаются в городах и населенных пунктах, атакже на автодорогах.
Модульные АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуарови разнесением ТРК и контейнера хранения топлива.
Передвижные АЗС (ПАЗС) размещают в местах сосредоточения автотранспорта, моторных лодок и катеров, сельскохозяйственной техники, в полевых условиях, натуристических автомаршрутах, территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров. Их монтируют на шасси автомобилей и прицепов.
Блочные АЗС, технологическая система которойпредназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива.
Контейнерные АЗС располагаются наавтомагистралях, туристических автомаршрутах, в автохозяйствах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, платных автостоянках, в гаражных кооперативах, а также в местах сосредоточенияавтотранспорта.
Виды АЗС
Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.
Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом (далее - СУГ).
Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.
Передвижная автомобильная газозаправочная станция (ПАГЗС) - АЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.
Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.
Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ
Доставка нефтепродуктов на АЗС может осуществляться автомобильным, железнодорожным, трубопроводным или водным транспортом.
Нерасфасованные нефтепродукты отпускаются в баки автотранспортных средств и тару потребителей исключительно через топливо- и маслораздаточные колонки.
№ по ген. плану |
Наименование |
Здание операторной |
|
Навес над топливораздаточными колонками |
|
Резервуарный парк |
|
Аварийные резервуар топлива |
|
Площадка слива топлива |
|
Резервуар загрязненных и очищенных стоков |
|
Резервуары противопожарного запаса воды |
|
Площадка для стоянки автотранспорта |
|
Флагштоки |
|
Информационная стела |
Территория АЗС
Место расположения автозаправочной станции обозначается дорожным знаком "АЗС". Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии, обеспечивать свободный подъезд автотранспорта к каждой топливо-раздаточной колонке, сливным устройствам, пожарным водоемам, местам выгрузки тарных грузов.
Территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов.
На территории АЗС выделяются и оборудуются места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также выделяются места для установки мусоросборников.
В зимнее время проходы и проезды на территории АЗС регулярно очищаются от снега и льда.
При производстве ремонтных работ на территории АЗС котлованы, ямы, траншеи, должны быть надежно ограждены. По окончании ремонтных работ покрытие территории должно быть восстановлено.
При выполнении ремонтных работ на территории АЗС в котлованах, ямах, траншеях осуществляется контроль за состоянием воздушной среды в них.
В случае обнаружения паров нефтепродуктов, работы необходимо прекратить до полной дегазации котлована и анализа состояния воздушной среды в нем.
В случае ограждения территории АЗС ограждающие конструкции должны быть продуваемые и выполнены из негорючих материалов.
Не допускается озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород, деревьями, кустарниками и травами, выделяющими волокнистые вещества или опушенные семена. На территории АЗС должно быть обеспечено постоянное скашивание и удаление высохшей травы, вырубка поросли деревьев и кустарников, сбор и удаление опавшей листвы.
Территория АЗС в темное время суток должна иметь среднюю горизонтальную освещенность в соответствии со строительными нормами и правилами.
Выполнение любого рода ремонтных работ транспортных средств на территории АЗС запрещается, если это не предусмотрено проектом.
На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств под зданиями и сооружениями, а также подземных сооружений (туннели, каналы и т.п.) запрещается. Приямки для ТРК, кабельные колодцы, технологические колодцы должны быть засыпаны негорючим материалом.
Стоянка транспортных средств на территории АЗС запрещена, кроме парковок и стоянок, определенных проектом.
Данный комплекс, как и другие объекты сети, напоминает нечто среднее между самолетом и аэропортом. АЗК расположен на 33 км Средневыборгского шоссе, на пересечении с дорогой на деревню Елизаветинку, и эксплуатируется ООО «Фаэтон топливная сеть номер 1».
На станции установлена автомойка. Высокоскоростное оборудование немецкой фирмы Christ работает в нескольких режимах и позволяет мыть и полировать до блеска не только корпус, но и колесные диски автомобиля, что является уникальной услугой в Санкт-Петербурге. И что особенно ценно при минимуме времени на приведение автомобиля в порядок. Буквально несколько минут, и машина сияет чистотой, отмечают в компании.
На данной автоматической мойке установлены порталы фирмы Christ (серии 166) это новейшее оборудование для бесконтактной мойки, обладающее высоким давлением, благодаря которому в значительной мере снижаются расходы воды и моющих реагентов. В работе мойки используется 90% оборотной воды и высококлассные системы локальных очистных сооружений, что позволяет не наносить вред окружающей среде и заботиться об экологии.
Назначение АЗС
Общие представления о АЗС
Главным назначением АЗС является заправка топливом автомототранспорта. Место расположения АЗС и ее производственной мощности с учетом интенсивности транспортных потоков и соблюдения требуемых норм безопастности-пожарной, экологической и т.д.
Площадки АЗС должны быть с асфальтовым или бетонным покрытием и обеспечивать свободный подъезд автомашин к колонкам и сливным устройством. В местах возможного пролива нефтепродуктов вблизи заправочных островков покрытие должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов.
НА АЗС должны быть установлены знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки на АЗС, имеющие навесы. Территория в темное время должна быть освещена в соответствии с существующими нормами. Особое освещение должно быть уделено освещению мест заправки и слива нефтепродуктов. АЗС должна иметь городской телефон.
Хранение нефтепродуктов на АЗС осуществляется в металлических горизонтальных надземных или заглубленных резервуарах.
Конструкция резервуара и технология его эксплуатации должны обеспечивать его герметичность в течении 10 лет и более. Для контроля герметичности резервуар оборудуется соответствующими системами, позволяющими своевременно обнаружить утечку и принять меры.
Подземные резервуары для хранения нефтепродуктов;
1 - сливное устройство; 2 - резервуар для топлива; 3 - клапан приемный; 4 - противовзрывник угловой; 5 - замерное устройство; 6 - клапан дыхательный; 7 - топливораздаточная колонка
1 - ствол; 2 - оголовок; 3 - погружной насос; 4 - дыхательный клапан с огневым предохранителем; 5 - термоизоляционная засыпка; 6 - ледяная облицовка
Принципиальная схема стационарной АЗС приведена на рис. 14.16. Нефтепродукт, доставляемый на АЗС с помощью автоцистерн, сливается через устройство 1 в резервуар для топлива 2. Здесь он отстаивается, производится замер его количества через устройство 5. Отпуск нефтепродукта потребителям производится с помощью топливораздаточной колонки 7, связанной с резервуаром трубопроводом, на котором смонтированы приемный клапан 3, и углового предохранителя 4. «Дыхания» резервуаров осуществляются через клапан 6.
Сливное устройство 1 предназначено для слива нефтепродуктов в резервуар закрытым способом, т. е. под уровень находящегося в нем продукта. Сливное устройство состоит из ниппеля, к которому при-,„ соединяется" рукав автоцистерны, фильтра и сливного трубопровода. |
Быстрое и герметичное соединение ниппеля с рукавом автоцистерны обеспечивается специальной быстроразъемной муфтой. |
|
Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются горизонтальные и вертикальные стальные резервуары емкостью от 5 до 50 м3 и с толщиной стенки 3...4 мм. Резервуары на АЗС, как правило, распределяются следующим образом: 75 % - под бензины, 15 % - под дизельное топливо и до 10 % - под масла.
Резервуары АЗС рассчитаны на избыточное давление 700000 и вакуум - 1000 Па.
Замерное устройство 5 служит для замеров уровня взлива нефтепродукта в резервуаре. Оно обеспечивает вертикальное направление замерной рейки (метрштока). Конструктивно замерное устройство представляет собой перфорированную трубу диаметром 40 мм с крышкой.
Быстрое и герметичное соединение ниппеля с рукавом автоцистерны обеспечивается специальной быстроразъемной муфтой.
Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются горизонтальные и вертикальные стальные резервуары емкостью от 5 до 50 м3 и с толщиной стенки 3...4 мм. Резервуары на АЗС, как правило, распределяются следующим образом: 75 % - под бензины, 15 % - под дизельное топливо и до 10 % - под масла.
Резервуары АЗС рассчитаны на избыточное давление 700000 и вакуум - 1000 Па.
Замерное устройство 5 служит для замеров уровня взлива нефтепродукта в резервуаре. Оно обеспечивает вертикальное направление замерной рейки (метрштока). Конструктивно замерное устройство представляет собой перфорированную трубу диаметром 40 мм с крышкой.
Для соединения раздаточных колонок с резервуарами служит всасывающее устройство, состоящее из приемного клапана 3, углового предохранителя 4 и всасывающего трубопровода.
Назначение приемного клапана 3 - предотвращение слива нефтепродукта из всасывающего трубопровода в резервуар после отключения раздаточной колонки. При прекращении работы насоса давление в трубопроводе и в резервуаре выравнивается и тарелка клапана под действием собственного веса садится на седло, перекрывая сечение.
Угловой предохранитель 4 предотвращает распространение пламени по всасывающему трубопроводу. Для этого внутри металлического корпуса установлена латунная сетка, выполняющая одновременно роль фильтра для нефтепродукта, откачиваемого из резервуара
Топливо - раздаточные колонкипредназначены для заправки машин с одновременным замером количества выданного горючегоили масла.
Несмотря на различия в конструкциях колонок, все они имеют в своем составенасос, счетчик жидкости, фильтр, раздаточный рукав и раздаточный кран.
Насос топливораздаточной колонки предназначается для перекачки топлива из резервуара АЗС в баки автомашин. Так как резервуар находится ниже колонки, то насос является самовсасывающим. Производительность насосов топливораздаточных колонок находится в пределах от 20 до 70 л/мин.
Счетчик жидкости служит для измерения расхода отпускаемого потребителям топлива или масла. Результаты мгновенных измерений суммируются и фиксируются на счетном устройстве как общее количество отпущенной жидкости.
Фильтр служит для очистки от механических примесей жидкости, поступающей в колонку.
Раздаточный рукав предназначается для перекачки жидкости и соединения колонки с раздаточным краном. В раздаточных колонках используются резино - тканевые бензостойкие рукава диаметром 25 мм на давление 0,4 МПа.
Раздаточный кран служит для быстрого отсечения струи горючего при достижении предельного уровня его в баке автомашины, чтобы тем самым предотвратить перелив и связанные с этим потери.
Оборудование резервуара и его размещение должно обеспечить выполнение всех необходимых технологических операций:
Прием (слив) нефтепродуктов обеспечивается сливным устройством;
Отпуск нефтепродуктов обеспечивается раздаточным устройством;
зачистка внутри резервуара производится через специальный лаз, который может быть выполнен на крышке технологической горловины или отдельно.
Обычные АЗС имеют в своем наборе 3-4 вида бензина и дизельное топливо. При этом вариантов заправок на бензоколонках несколько: по принципу одна колонка - один вид топлива, одна точка - все виды бензина и солярки, смешанный вариант (особенно при наличии АГЗС). Первый вариант предполагает подъезд автомобиля к строго определенной колонке, что не очень удобно, т.к. заставляет. Поэтому на современных АЗС идет тенденция ко второму типу.
АГЗС - это газовые заправочные станции. Обычно они входят в состав АЗС, но учитывая особые требования к процессу заправки, находятся в стороне от бензоколонок. Сегодня с ростом цен на бензин растет и востребованность АГЗС.
КАЗС - контейнерная АЗС или АЗС модульного (контейнерного) типа. Такая мини-АЗС предназначена для приёма, хранения и отпуска одного - двух видов топлива на территории населённых пунктов. КАЗС имеют надземный резервуар для хранения топлива. Его технологическая система характеризуется размещением бензоколонок (топливораздаточных колонок) в едином блоке с контейнером хранения топлива. Удобен для быстрого развертывания АЗС
МТАЗС - многотопливная автозаправочная станция. Позволяет одновременно реализовывать два вида топлива (жидкое моторное топливо и сжиженный углеводородный газ). Таких заправок пока мало, но мода на газовое оборудование должна сделать свое дело - МТАЗС станут обычным типом заправок.
Дизельное топливо - жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания, а также - и в газодизелях. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.
Бензи?н - горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 30 до 200 °C.
Пропан, C3H8 - органическое вещество класса алканов. Содержится в природном газе, образуется при крекинге нефтепродуктов.
Бутан (C4H10) - органическое соединение класса алканов. В химии название используется в основном для обозначения бутана. Такое же название имеет смесь бутана и его изомера изобутана CH(CH3)3. Ядовит, вдыхание бутана вызывает дисфункцию лёгочно-дыхательного аппарата.
Топливо раздаточные колонки
На АЗС применяются топливо-, масло - и смесераздаточные колонки, предназначенные для заправки автотранспортных средств с одновременным замером количества выданного горючего, масла или смеси. Колонки как аппараты строгого учета оборудуются измерительными устройствами, погрешность показаний которых в условиях эксплуатации при температуре окружающей среды и топлива +-40С не должна выходить за пределы: +-0,25% топливораздаточных колонок общего пользования.
ПО конструкции различают следующие типы колонок:
·КР- переносные с ручным приводом;
·КЭР- стационарные с электроприводом;
·КЭМ- стационарные с электроприводом и управлением от местного задающего устройства;
·КА- стационарные с электроприводом, автоматизированные.
Топливораздаточные колонки независимо от конструкции и изготовителя имеют насос, счетчик жидкости, счетное устройство, газоотделитель с поплавковой камерой, фильтр, индикатор, раздаточный кран, обратный клапан и корпус.
Эксплуатация АЗС
Охрана окружающей среды
Источником загрязнения окружающей среды на АЗС является испарение нефтепродуктов, розливы нефтепродуктов, а также выхлопы отработанных газов автотранспорта.
На территории АЗС необходимо периодически проверять загазованность окружающего воздуха.
Сброс неочищенных стоков в водоемы категорически запрещается.
Смену фильтрующих материалов, а также удаление уловленных нефтепродуктов и осадка из очистных сооружений необходимо производить по мере необходимости.
Необходимо систематически следить за чистотой канализационных колодцев, не допускать заливания их выходов, не реже 2 раза в год очищать и проводить внутренний осмотр действующего оборудования канализационной сети, колодцев и необходимый ремонт.
Автозаправочные комплексы и станции
2. ОКАЗАНИЕ СОПУТСТВУЮЩИХ УСЛУГ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ
На территории АЗС могут располагаться на отдельных площадях здания и сооружения производственного назначения для сервисного обслуживания транспортных средств (посты технического обслуживания и мойки автомобилей). В состав объектов, обеспечивающих техническое обслуживание транспортных средств, входят:
Пункты технического обслуживания (предназначенные для выполнения текущего ремонта транспортных средств);
Помещения для аккумуляторных работ;
Блоки для мойки транспортных средств;
Топливораздаточная площадка;
Маслосклад;
Помещения (площадки) для стоянки транспортных средств, находящихся в ежедневной эксплуатации;
Помещения (площадки) для стоянки передвижных средств обслуживания;
Пункт накачки шин;
Объекты водо-, тепло- и электроснабжения;
Бытовые помещения.
Отношения, возникающие между АЗС и клиентом при оказании услуг по техническому обслуживанию автомобилей, регулируются Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. N 290 (далее - Правила оказания услуг по техобслуживанию).
Оказание сопутствующих услуг осуществляется АЗС (исполнителем) на основании договора, заключенного с клиентом (потребителем).
Заключение
В завершение хотелось бы указать, что в наше время горюче-смазочные материалы используются практически во всех отраслях народного хозяйства, предприятиями всех форм собственности. Бухгалтерский учет и налогообложение покупки и использования бензина и иных горюче-смазочных материалов вызывают определенные трудности на предприятии, связанные, в первую очередь, со значительным количеством первичной документации.
Однако, для того чтобы при возможной налоговой проверке в организации не было проблем с налоговыми органами в части правильного отражения реализации ГСМ или же их покупки и использовании в своей деятельности, автор рекомендует особое внимание обращать на правильность и четкость оформления именно первичных документов, связанных с производством (использованием) нефтепродуктов.
Список литературы.
В. А. Бондарь- Операции с Нефтепродуктами.
В.Г. Веревкин- Справочное Информационное пособие.
Е. И. Зоря- Операции с Нефтепродуктами.