Проблемы оао минский тракторный завод. Векторы перспективного развития МТЗ: инновационные идеи и способы их воплощения. ЕлАЗ укатил от тракторов

МТЗ. ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ
Каждый десятый колёсный трактор в мире сделан в Белоруссии

На вопросы журнала «Союзное государство» отвечает генеральный директор ПО «МТЗ» - генеральный директор РУП «МТЗ» Александр Пуховой

- Александр Алексеевич, сразу после 20 марта 2002 года, когда Указом Президента Республики Беларусь вы были назначены генеральным директором ПО «МТЗ», вы заявили, что Минский тракторный завод должен остаться центром мирового тракторостроения. Более чем смелое заявление, ведь к тому времени на складах завода накопилось свыше 3,2 тысячи нереализованных тракторов - больше трехмесячного объема производства, а бартерные сделки составляли свыше 90 % от объемов реализации. Однако прошло всего несколько лет, и ситуация изменилась в корне: объемы производства, равно как и продаж, стремительно выросли, а в последние годы в мире каждый десятый выпускаемый колесный трактор - белорусский. Минский тракторный завод в условиях все более жесткой конкуренции не просто не уступает своего сегмента мирового рынка, но и достаточно уверенно расширяет объемы и направления экспорта.
Каким образом возглавленному вами коллективу удалось совершить такое чудо?

- Никакого чуда не было - была напряженная работа. Прежде всего, мы сразу определили основные приоритеты и выработали программу на 2002–2010 годы по выходу завода из кризисной ситуации. Ориентируясь на мировые тенденции в тракторостроении, мы поставили целью наращивать долю производства дорогостоящих, но эффективных и быстроокупаемых в сельском хозяйстве энергонасыщенных тракторов, не собираясь при этом снимать с производства старые, но проверенные модели, если на них будет спрос. Перед маркетингом была поставлена задача научиться продавать свою продукцию, выстраивая четкую схему продвижения товара на внешних рынках и ликвидируя лишние звенья посреднических услуг. В итоге уже в ближайшее время наметилась устойчивая тенденция к снижению запасов готовой продукции на складах, заметно снизился процент бартерных сделок.

Подписывая указ о мерах поддержки МТЗ, призванный дать предприятию «второе дыхание», Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отметил, что «сельскохозяйственное машиностроение - это один из государственных приоритетов, который способствует обеспечению продовольственной, а значит, и государственной безопасности». Поддерживая своё крупнейшее предприятие, руководство республики ориентировалось не только на финансовую помощь, выражавшуюся в реструктуризации задолженностей завода. Во главу угла сразу, изначально была поставлена необходимость сделать самое крупное производство Беларуси эффективным, передовым с точки зрения организации труда и применения новейших технологий.

В результате уже в 2004 году мы на два года опережали прогнозы своей же антикризисной программы, а в декабре следующего года Глава белорусского государства поздравил коллектив работников ПО «Минский тракторный завод» с настоящей трудовой победой - выпуском в 2005 году сорокатысячного трактора «Беларус» и отметил, что продукция производственного объединения по праву пользуется заслуженным спросом на мировом рынке, и это результат высокого профессионализма, ответственного, творческого, инициативного труда всего коллектива.

Последние два года объем товарной продукции МТЗ превышает миллиард долларов США. С конвейера завода ежесуточно сходит около 250 тракторов, одновременно находится на сборке более 60 моделей и модификаций машин.

Производственное объединение «Минский тракторный завод» сегодня - это промышленный гигант, который включает в себя одиннадцать предприятий республики. На головном заводе работает более 24 тысяч человек, по сравнению с 18 тысячами в 2002 году, при этом выработка на одного работающего по сравнению с тем периодом практически удвоилась. МТЗ является одним из крупнейших производителей тракторной техники в мире и абсолютным лидером в производстве тракторов среди стран СНГ, единственным предприятием на постсоветском пространстве, сохранившим свой производственный потенциал. Удельный вес тракторов «Беларус» в общем выпуске колесных тракторов заводами СНГ в 2007 году составил 87 %.

Согласно нашим планам, кардинальная модернизация производства на 2005–2011 годы предусматривает объем инвестиций на уровне 680 млн. долларов, из них только 70 млн. - заемных. При этом мы отказались от точечной реконструкции: серьезный эффект может дать лишь полное обновление технологии. В прошлом году мы заключили контракт на 65 млн. евро на поставку комплекта оборудования для выпуска валов и шестерен - оснащенное им производство будет по всем показателям не хуже, чем, скажем, на «Джон Дир».

Минский тракторный завод всерьез намерен конкурировать и даже бороться за лидерство с ведущими мировыми производителями тракторной техники?
- Огромный производственный и экспортный потенциал позволяет предприятию на равных конкурировать со всеми известными грандами мирового тракторостроения - АГКО, «Джон Дир», «Клаас», «Нью Холланд». Скептики могут воспринимать это с улыбкой, тем не менее, мы успешно догоняем «Джон Дир» не только по объемам продаж, но и по техническому уровню машин. Уже сегодня есть модели трактора «Беларус», цены на которые практически равны аналогам «Джон Дир», хотя, если брать в среднем по линейке энергонасыщенных тракторов, наши цены пока на 10–15 % ниже.

Если говорить о конструктивной составляющей, то одним из наиболее перспективных направлений в мировом тракторостроении стал переход на бесступенчатые трансмиссии. Здесь пока лидирует «Джон Дир», но уже в ближайшее время мы намерены представить модель трактора, которая может стать неприятным сюрпризом для наших конкурентов. Не буду пока говорить о деталях, скажу одно: в своей разработке мы полностью ушли как от механики, так и от гидравлики.

Особое значение в новых разработках принадлежит научному обеспечению. Вместе с Национальной академией наук Беларуси МТЗ реализует Государственную программу «Белавтотракторостроение». На предприятии работают четыре кафедры университетов, где готовят молодых специалистов.

Что ж, перспективы заманчивые. А какую продукцию мирового уровня МТЗ может предложить покупателю уже сегодня?
- В производственной программе ПО «МТЗ» - мотоблоки, малогабаритные тракторы мощностью до 60 л. с. для обеспечения механизации работ в малых и индивидуальных хозяйствах, универсально-пропашные тракторы и тракторы специального назначения мощностью 60–130 л. с., тракторы общего назначения высокой мощности от 150 до 300 л. с., лесные, коммунальные машины, погрузчики.

Широкая универсальность тракторов «Беларус» позволяет эффективно использовать их круглый год в различных климатических зонах. Основной удельный вес в объеме производства занимают тракторы, предназначенные для выполнения всего комплекса работ в сельскохозяйственном производстве: пахота, культивация, предпосевная обработка, посев, внесение удобрений, междурядная обработка, кошение трав, уборочные работы и так далее.

Пользуются устойчивым спросом модели тракторов мощностью 80 л. с. «Беларус-80.1 / 82.1», сотни тысяч их разошлось по всему миру. Они модернизированы с установкой переднего ведущего моста повышенной несущей способности, гидрообъемного рулевого управления, обновлен их дизайн с применением стеклопластиковых капота, крыльев и крыши кабины.
Для стран Африки и Юго-Восточной Азии предлагается конструкция упрощенного и удешевленного трактора мощностью 50–90 л. с. На европейском рынке значительно повысились требования к дизайну и эргономике тракторов. Покупатели запрашивают улучшенную отделку интерьера кабины, кондиционер, дистанционные приводы, наличие реверсивного поста управления. Все это обусловило разработку и внедрение в производство в кратчайшие сроки тракторов нового поколения «Беларус-923 / 922 / 1222». Наращивается и производство трактора-труженика «Беларус-1221» мощностью 130 л. с. Эта модель заслужила популярность благодаря своей мощности и простоте. По экономичности при выполнении сельхозработ она не имеет аналогов в своем классе.

Наши главные приоритеты на сегодня в разработке и производстве колесных тракторов - производ­ство продукции повышенного технического уровня с обновленным интерьером и внешней облицовкой, с мощностью двигателя 65–105 л. с. Еще одна важная задача - установка на тракторы двигателей, соответствующих экологическим требованиям TIER-2 и TIER-3А.
Уже сертифицированы тракторы «Беларус» с двигателями, соответствующими требованиям TIER-3A
мощностью свыше 130 л. с., - «Беларус-1221.4 / 1222.4 / 1523.4 / 2022.4», и тракторы мощностью 30 л. с. - «Беларус-320.3», а в июне нынешнего года планируется сертифицировать тракторы в мощностном диапазоне 80–105 л. с., соответствующие требованиям TIER-3A.

Насколько уверенно удерживает МТЗ свой самый емкий рынок - российский? Нет ли в перспективе опасности, что на рынке России «Беларуса» могут потеснить импортные, в том числе подержанные, тракторы?
- Сегодня поставки нашей продукции осуществляются по трем основным направлениям: в Российскую Федерацию, в другие страны СНГ и в страны дальнего зарубежья. Для Минского тракторного завода Российская Федерация была и остается главным стратегическим партнером. Удельный вес России в экспорте тракторов МТЗ за 2007 год составил порядка 38 % при увеличении объема поставок по сравнению с прошлым годом более чем на 30 %.

Для стабилизации рынка, увеличения объемов реализации и продвижения продукции предприятия в Москве открыто и работает Представительство Минского тракторного завода в Российской Федерации. В России в каждом федеральном округе созданы Торговые дома - совместные предприятия с контрольными долями уставного капитала, принадлежащими МТЗ, и сегодня поставка его продукции на российский рынок производится исключительно через них. Каждый Торговый дом, реализующий тракторы, обеспечивает их гарантийное и послегарантийное обслуживание. Дилерская сеть Торговых домов в Российской Федерации насчитывает около ста организаций практически во всех регионах.

На территории России функционируют два сборочных производства - ОАО «ПО ЕлАЗ» (г. Елабуга) и ОАО «Сарэкс» (г. Саранск).
Чтобы выработать единый механизм обеспечения запасными частями российских потребителей, Минский тракторный завод создал в Подмосковье ЗАО «ЦАСК МТЗ-Запчасть-Сервис» по поставкам запасных частей в Российскую Федерацию.

Что касается перспектив, то, согласно нашим аналитическим исследованиям, рынок России характеризуется положительной динамикой таких показателей, как «производство», «емкость», и в то же время - отрицательной динамикой по показателю «парк». Если в 1990 году парк тракторов в России составлял более миллиона штук, то сегодня - полмиллиона, притом что срок службы двух третей парка составляет более 20 лет при норме 10 лет. Обеспеченность посевных работ исправными тракторами составляет 5–6 машин на 1000 га пашни - это 65 % от нормы. Представьте, какими темпами нам необходимо наращивать производство, чтобы удовлетворить потребности только российского рынка. А в Украине и в других странах СНГ ситуация еще хуже. И мы никому не собираемся уступать эти рынки. Кстати, все западные производители реализовали за прошлый год в России порядка 1,5 тысячи тракторов (включая подержанные), мы - более 16 тысяч.

Минские тракторы производятся при участии российских смежников. Расскажите, пожалуйста, как и насколько эффективно сотрудничаете с российскими коллегами?
- Доля российской продукции в составе серийных тракторов «Беларус» составляет около 10 %. С российскими заводами РУП «МТЗ» связывают давние партнерские отношения. Начавшийся в последние годы общий подъем российской промышленности позволяет нам плодотворно сотрудничать как экономически, так и технически.

Основными российскими поставщиками РУП «МТЗ» являются оренбургское ОАО «Радиатор» (годовой объем 258,1 млн. российских рублей), елецкое ОАО «Елецгидроагрегат» (101,9 млн.), волгоградский ВЗТДиН (88,8 млн.).

Тесно сотрудничаем по кооперации, получая высокотехнологичные сборочные узлы для наших тракторов, с Елабужским автомобильным заводом и СААЗ АМО ЗИЛ в Смоленске. В 2007 году объем поставок комплектующих с этими предприятиями составил более 290 млн. российских рублей, а в 2008 году мы планируем довести его до 1,2 млрд. российских рублей.

Видимо, нелегко руководить более чем двадцатитысячным коллективом. Притом что на любом производстве человеческий фактор был и остается главным. Каковы основные критерии вашей кадровой политики? И насколько престижно и денежно работать на Минском тракторном заводе?
- Учитывая современную реальность нашего предприятия - постоянное наращивание объемов производства, освоение и выпуск нового модельного ряда машин, совершенствование технологических процессов производства, высокие темпы компьютеризации - вопрос подготовки, сохранения высококвалифицированных работников и привлечение молодых кадров является не просто основой кадровой политики на РУП «МТЗ», это одна из главнейших составляющих всей нашей работы.
Только на головном предприятии сегодня работает порядка 24,6 тысячи человек, из них более 19 тысяч - рабочие, около 5,5 тысячи - служащие (из них, в свою очередь, 2 тысячи руководителей всех уровней). На РУП «МТЗ» высшее образование имеют 15,7 % от общего числа работающих, среднее специальное - 19,8 %, среднее и профессионально-техническое - 58,6 %. На заводе работают 10 кандидатов и 2 доктора наук.

На предприятии постоянно проводится обновление кадров, замена работников пенсионного возраста молодыми кадрами с более высоким уровнем квалификации. За счет приема молодых рабочих и специалистов число молодежи в возрасте 16–30 лет только в истекшем 2007 году увеличилось на 6,2 %, а средний возраст тракторозаводцев составил 38,7 года (в 2000 году - 44,5 года).

Каков, образно говоря, наш «социальный пакет» по закреплению высококвалифицированных кадров? Это, прежде всего, подбор рабочих, специалистов, руководителей и других служащих с учетом их профессиональных качеств методом профессионального тестирования, рациональное использование кадров и достойная мотивация их труда, моральное и материальное стимулирование кадров и четкая система их карьерного роста и, конечно, постоянное совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Успешная и стабильная работа позволила МТЗ выйти на ведущее место по оплате труда среди промышленных предприятий Беларуси. Сегодня на минском рынке труда считается престижным получить работу на МТЗ, так что у нас есть реальная возможность отбора лучших рабочих и специалистов.

- Для многих крупных предприятий, завоевавших нелегким трудом высокий авторитет своей продукции, достаточно болезненна проблема контрафакта, когда мелкие, не обладающие необходимой производственной базой фирмы «штампуют» заведомо некачественные запчасти и без зазрения совести ставят на них известную марку. А в итоге предприятие не только терпит убытки - у потребителей совершенно незаслуженно падает авторитет его товарной марки.
Насколько актуальна такая проблема для МТЗ, насколько быстро можно обнаружить подмену оригинальных запчастей контрафактными, и как руководство завода намерено бороться с этой напастью?

- Действительно, проблема такая есть. Между тем распознать контрафакт, причем практически сразу, нашим специалистам, как и торговым представителям, не составит большого труда. На РУП «МТЗ» разработана и действует инструкция «Маркировка деталей и сборочных единиц тракторов «Беларус» - по маркировке деталей и узлов комбинацией цифр, выполненных спецшрифтом и на спецоборудовании собственного изготовления. Информация по маркировке заносится в заводскую базу, а номера всех крупных узлов и наиболее ценных покупных комплектующих вносятся в паспорт сборки трактора, что позволяет прямо на месте безошибочно установить факт подмены. К примеру, в МЦ-5 изготавливаются валы для ПВМ (передний ведущий мост), которые пользуются повышенным спросом. Когда возникли проблемы с качеством данной продукции, выяснилось, что изделия были изготовлены не на РУП «МТЗ», - это показала спецмаркировка. Аналогично обстоит дело и с другими деталями и узлами.

Конечно, оставлять без реагирования любой подобный факт руководство завода не собирается. И все-таки наиболее результативное противодействие этому видится, с одной стороны, в своевременном насыщении рынка оригинальными запчастями, а с другой - в профилактической работе, проводимой нашей службой маркетинга и нашими торговыми представителями. Покупателю можно доходчиво объяснить, что, приобретая контрафактную деталь и, допустим, где-то выигрывая по цене и по времени, он теряет намного больше, ведь некачественная запчасть ускоряет износ всего трактора. То есть здесь для потребителя гоняться за дешевизной - в итоге будет себе дороже.

Александр Алексеевич, насколько амбициозны, в хорошем смысле, ближайшие планы Минского тракторного завода? Иначе говоря, каким образом намерены производить лучше и продавать больше?
- Несмотря на усиление конкуренции, ПО «Минский тракторный завод» в качестве своих приоритетных задач на 2008 год определил дальнейшее увеличение доли тракторов «Беларус» в продажах на мировом рынке и совершенствование товаропроводящей сети. При этом главным направлением нашего экспорта остается Россия.
Мы намерены выпустить в 2008 году порядка 66 тысяч тракторов и машин, в том числе на экспорт - более 59 тысяч штук, или 89,5 % от общего количества. Изменится в 2008 году по сравнению с 2007 годом и структура поставляемых тракторов и машин - в сторону увеличения доли энергона­сыщенных тракторов (серии 1200, 1500, 2000, 3000, их планируется произвести более 9 тысяч), тракторов, соответствующих экологическим стандартам Евро-3А, а также новых моделей и тракторов, производимых с использованием новых технологий.

Необходимо больше использовать возможности сборочного производства тракторов «Беларус» за рубежом, увеличивать поставки тракторокомплектов в страны СНГ и дальнего зарубежья. В странах, где существует собственная товаропроводящая сеть ПО «МТЗ», особенно актуально, наряду с увеличением продаж, совершенствование гарантийного и послегарантийного обслуживания реализованной техники - аттестация технических центров, занимающихся реализацией и сервисным обслуживанием тракторов «Беларус», и создание на их базе фирменной сервисной сети.

Но главным залогом новых достижений, безусловно, должно стать качество наших тракторов, их соответствие самым высоким мировым требованиям. МТЗ не может отставать ни на день в развитии новейших производственных технологий.

ОАО «Минский тракторный завод» разрабатывает и изготавливает колёсные и гусеничные тракторы, мотоблоки, прицепные и навесные орудия для сельскохозяйственных, строительных, лесных и коммунальных работ, запасные части, товары народного потребления, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса.

Дата основания и основатель МТЗ:
29 мая 1946 г. для растущих потребностей сельского хозяйства в тракторах создается Минский тракторный завод (МТЗ), первой продукцией которого был трактор КД-35.


В 1949 г. главным конструктором Минского тракторного завода назначается Дронг Иван Иосифович .

И.Й. Дронг - выдающийся организатор тракторостроения, который 23 года проработал на Минском тракторном заводе, в том числе 7 лет - генеральным директором.

История и развитие МТЗ:

1946 - возводятся поселок мотовелозавода, поселок тракторного завода.
1953 - началось производство тракторов МТЗ-2.
1966 - за внедрение передовой технологии предприятие награждено Орденом Ленина.
1971 - за большие успехи в производстве тракторов и создании высокопроизводительных конструкций предприятие награждено Орденом Октябрьской революции.
1972 - с конвейера сходит миллионный трактор.
1975 - создается производственное объединение Минский тракторный завод.
1984 - начало производства стосильного трактора (МТЗ-102).
1995 - с конвейера сходит трехмиллионный трактор.


2000 - спроектирован и создан гусеничный трактор (Беларус-1802).
2003 - изготовлены опытные образцы трактора Беларус МТЗ-2822 (280 л.с.), создан ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» в г. Елабуга.
2006 - за особые достижения в хозяйственном развитии предприятию присуждено Почетное государственное знамя Республики Беларусь.
2008 - открыто сборочное производство в г. Бишкеке.
2009 - состоялась презентация модели трактора «Беларус-3023» с бесступенчатой электромеханической трансмиссией. Трактор «Беларус-3023» на крупнейшей сельскохозяйственном показе в Европе «AGRITECHNICA-2009» завоевал серебряную медаль.
2010 - открыто сборочное производство «Беларус-3022 ДЦ.1» в г. Татарстане
начат выпуск лесных машин МЛПТ 354 М1, открыта сборочная линия «Белорусов» в г. Регин, Румыния.
2011 - разработана конструкция колесного трактора общего назначения тягового класса 4 мощностью 212 л.с. «Беларус-2422».
2014, январь - преобразование РУП «МТЗ» в Открытое акционерное общество «Минский тракторный завод».
2014, сентябрь - создание «МТЗ-ХОЛДИНГ».


За более чем шестидесятилетнюю историю своего существования завод превратился в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на котором работает более 22 000 человек.

На сегодняшний день Belarus 3522.5, на который установлен 6-цилиндровый двигатель объемом 7,2 литра и мощностью 355 л. с., - самая мощная модель, выпускаемая на МТЗ. Одно колесо этого полноприводного трактора весит более 700 кг.


В настоящее время ОАО «Минский тракторный завод» ведет активную деятельность на рынках более чем 60 государств и имеет сборочные производства в различных уголках планеты.

Открытое акционерное общество «Минский тракторный завод» (ОАО «МТЗ») входит в восьмёрку крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире (около 8-10 % от мирового рынка колёсных тракторов).

В последнее время ОАО «Минский тракторный завод» вплотную работает над диверсификацией поставок своей техники и организации сборочных производств в других странах. В обзоре AGRONEWS — география внешнеэкономической деятельности предприятия.

Так, во время Красноярского экономического форума МТЗ заключил договор об отгрузке 140 тракторов BELARUS стоимостью 3,5 млн долларов. Ими обновят местный парк коммунальной техники. В течение месяца в Красноярский край поставят широкий модельный ряд: от среднемощных моделей BELARUS-622 до энергонасыщенных BELARUS-2022. Планируется, что еще 300 единиц белорусской техники пополнят машинный парк нового аэропорта в Красноярске, рассказал генеральный директор торгового дома «МТЗ-Сибирь» Дмитрий Белайц.

Ранее стало известно, что МТЗ рассматривает возможность создания сборки белорусско-азербайджанских тракторов в Турции. Об этом в эфире СТВ сообщил генеральный директор предприятия Федор Домотенко . Предполагается, что проектная мощность нового завода на первом этапе составит до 2,5 тыс. единиц, в перспективе — до 5 тыс. единиц.

Беларусь вообще считает Турцию надежным другом и партнером и намерена увеличить товарооборот с этой страной до 1 млрд долларов. Данный факт подтвердили вчера на встрече председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Валерий Воронецкий и председатель Комиссии по иностранным делам Великого национального собрания Турции Волкан Бозкыр .

Продукция МТЗ вызвала интерес и у посетителей проходящей сейчас в Киеве . Минский производитель тракторов принимает в ней участие наряду с 50 другими компаниями, представляющими отечественные машиностроение, туризм, медицину, химию, нефтехимию, финансы и инновации.

Контракты на поставку белорусской техники заключили во время международной сельскохозяйственной выставки TECHAGRO-2018, которая завершила свою работу вчера в чешском городе Брно. Это крупнейшая в Центральной Европе эспозиционная площадка, где собираются бренды сельхозмашиностроения из более 40 стран мира. Помимо МТЗ там участвовали ОАО «Гомсельмаш», ОАО «Бобруйскагромаш», ОАО «Сморгонский агрегатный завод», ПООО «Техмаш». И отечественные тракторы и прицепы пользовались повышенным спросом у чешских фермеров.

Собирают тракторную технику и на Гянджинском автомобильном заводе, где выпускают также МАЗы и планируют начать производство техники ОАО «Гомсельмаш». В товарообороте Беларуси и Азербайджана, который в 2017 году превысил 160 млн долларов, тракторы и седельные тягачи занимают основные позиции наряду с продовольствием, продукцией деревообработки, лекарствами и нефтепродуктами. В апреле с конвейера Гянджинского завода сошел десятитысячный трактор МТЗ, в чем лично убедился вице-премьер Владимир Семашко .

Азербайджан сейчас развивает аграрный сектор и машиностроение, и белорусский опыт будет очень кстати, так как поможет создать рабочие места, а совместной продукции — выйти на рынки третьих стран.


Ранее AGRONEWS сообщал о создании сборки тракторов BELARUS . Меморандум о взаимопонимании МТЗ подписал с нигерийской компанией Capital Equipment Limited в Белорусской торгово-промышленной палате.

Увеличение поставок отечественных тракторов и запчастей к ним наблюдается в последний год и в Исламскую Республику Пакистан. Беларусь собирается организовать с этой страной промышленную кооперацию, что обсудили 12 апреля в белорусском посольстве в Исламабаде Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Пакистане Андрей Ермолович и федеральный министр промышленности и производств Пакистана Хан Жатой .

Нелишним будет вспомнить и то, как во время недавнего визита в Грузию Александр Лукашенко Гиоргию Маргвелашвили малогабаритный трактор BELARUS-152.

Поэтому неслучайно ОАО «Минский тракторный завод» второй год подряд сработало с прибылью. Если в 2014-2015 годах оно было полностью убыточным, то в 2017-м выручка предприятия выросла на 25,5% до 1,27 млрд рублей. Экспорт тракторов сельскохозяйственного и общего назначения увеличился на 11,5% до 32,7 тыс. единиц, или до 511,28 млн долларов в стоимостном выражении. Прибыль от реализации составила 199,2 млн рублей, что на 19,5% больше, чем в 2016 году. Чистая прибыль завода выросла на 30,3% до 67,58 млн рублей, приводит данные Единого портала финансового рынка belmarket.by.

В то же время у завода остается большая задолженность: на 31 декабря 2017 года долгосрочные обязательства по кредитам и займам составили 511 млн рублей.

Не трактором единым


На выставке в Брно

Надо сказать, что на текущих выставках в Брно и Киеве оживленный интерес вызвала также техника ОАО «Гомсельмаш» и ОАО «Бобруйскагромаш». Например, компания Belarus-traktor.cz s.r.o. готова нарастить экспорт гомельских комбайнов в Чехию и сопредельные страны. И на 35 тысяч евро заключила договоров на продажу бобруйских пресс-сборщиков, прицепов и полуприцепов. Больше машин «Гомсельмаша» хочет закупать и Украина: в 2018 году она намерена приобрести 150 зерноуборочных комбайнов ПАЛЕССЕ GS16 вместо нынешних 100. Свои технические характеристики они продемонстрировали в полях Киевской, Кировоградской и Черниговской областей, и, по словам начальника маркетинг-центра предприятия Дмитрия Муляра , хорошо себя зарекомендовали.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История создания РУП "Минский тракторный завод". Задачи планово-экономического и маркетингового отделов. Специфика закупочной и распределительной логистики. Пути повышения конкурентоспособности завода и стимулирования сбыта, оптимизация ценовой политики.

    отчет по практике , добавлен 03.11.2013

    Ассортимент продукции и структура основных фондов предприятия. Расчет показателей материально-технического обеспечения и затрат. Оценка финансовых результатов деятельности. Функции отдела маркетинга. Изучение товарной, ценовой и коммуникационной политики.

    отчет по практике , добавлен 16.11.2013

    Оценка внешней макросреды, условий конкуренции и проведение SWOT-анализ деятельности предприятия с целью разработки маркетинговой (конкурентной) и инструментальной (товарной, ценовой, распределительной, коммуникационной) стратегий развития организации.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2010

    Характеристика хозяйственной деятельности. Исследование товарной политики организации. Показатели рентабельности товарной номенклатуры. Исследование ценовой, коммуникационной и сбытовой политики. Анализ клиентурного рынка и потребительских предпочтений.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Теоретические основы формирования товарной политики, примеры реализации стратегии ее проведения в зарубежных компаниях. Анализ эффективности товарной политики в ОАО "Минский завод игристых вин", ее проблемы, внешние и внутренние условия формирования.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2011

    Анализ технико-экономических показателей деятельности ОАО "Гомельдрев". Анализ товарной политики предприятия. SWOT–анализ хозяйственной и маркетинговой деятельности организации. Совершенствование линий производства и формирования ассортимента товаров.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2016

    Характеристика организационной структуры и управления ОАО "Минский лакокрасочный завод", изучение его видов деятельности, основных покупателей и конкурентов. Маркетинговые коммуникации предприятия. Методы совершенствования маркетинговой деятельности.

    отчет по практике , добавлен 03.09.2010

    Состояние рынка мебели и конкуренции на нем. Анализ хозяйственной деятельности, товарной, ценовой и сбытовой политики предприятия, его сильных и слабых сторон. Разработка стратегии маркетинга и совершенствования системы маркетинговых исследований.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2014

15.05.2015 - 20:20

Новости Беларуси. Президент требует от правительства принять все необходимые меры, чтобы защитить внутренний рынок от необоснованного импорта. Об этом Александр Лукашенко заявил 15 мая во время посещения Минского тракторного завода. Главе государства доложили о финансово-хозяйственной деятельности и перспективах развития предприятия, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Более 20 лет за работой. Свой завод иначе как родным Александр Жаврид не называет. Буквально на глазах мастера цеха по сборке тракторов собираться начали маломощные машины, а теперь уже и те модели, которые разработчики называют «эксклюзивными». Говорит, собирать такую продукцию помогают и модернизированные линии. И, конечно, грамотные специалисты. Именно в этом секрет конкурентоспособной продукции.

Анастасия Иванникова, СТВ:
Каждый десятый трактор в мире – из Беларуси. Сегодня МТЗ без преувеличения – лицо страны. За почти 70 лет существования продукция завода продукция предприятия была поставлена в 125 стран мира.

МТЗ производит тракторы мощностью от 20 лошадиных сил. В нынешнем году в массовое производство выпустили современного «Беларуса». Заменит он два трактора на 200 лошадиных сил. Такая «премьера» отправлена будет в Юго-Восточную Азию. И не только она.

Андрей Стасилевич, главный конструктор ОАО «Минский тракторный завод»:
Мы работаем над новой линейкой тракторов для Африки, Юго-Восточной Азии. На тракторах мощностью до 200 лошадиных сил практически всё отечественное. А вот 300-350 и выше – двигатель пока импортный.

Сейчас на предприятии есть проблемы. Несколько упали поставки на основные рынки. «Слабые места» есть и у других гигантов машиностроения. Тем не менее, государство делает всё, чтобы производства сохранились, созданы были приемлемые условия работы. Это под постоянным контролем.

Ещё в конце апреля Александр Лукашенко анонсировал свой визит на крупные промышленные предприятия.

В должности гендиректора Фёдор Домотенко с августа прошлого года. Предприятие старается развивать, увеличивать экономические показатели. Ведь среди главных задач - объёмы, рентабельность и эффективность.

Особое внимание - заработным платам. Этот вопрос всегда актуален. Александр Лукашенко отмечает: надо сохранить тот уровень, который остался с прошлого года. При этом государство со своей стороны гарантирует - контроль над ценообразованием сохранится.


Главная сейчас задача по стране, для всех, до выборов – мы ни в коем случае не должны заниматься популизмом. Я уже это говорил. И нагонять зарплату, чтобы потом подавиться, после выборов, чтобы люди нас долбали. Нам надо сохранить тот уровень, который нам достался с прошлого года. Сохранить уровень. По ценообразованию мы тут проконтролируем, цены все зависят практически от нас. Мы видим, где падают цены, где чуть-чуть поднимаются. Если растут цены на импорт, господь с ними. Главное, чтобы на товары белорусского производства цены не росли. Мы это контролируем, мы видим, помогаем предприятиям. Где-то да, действительно, цены должны быть подвинуты. Они двигаются. Но главное – удержать заработную плату на уровне прошлого года. Будешь в хорошем плюсе – доплати, но людям надо объяснять, что нам сегодня надо деньги вложить в модернизацию, чтобы к 2020 году эти планы реализовать.

По результатам прошлого года продукция предприятия была поставлена почти в 60 стран мира. Более 40% техники экспортировано в Россию, около четверти - в страны дальнего зарубежья, чуть меньше - в СНГ, 9% поставлено было на внутренний рынок. По прогнозам руководства завода, к 2020 году карта экспорта несколько изменится в процентном соотношении. Тем не менее, президент отмечает: к продаже продукции за пределы страны походить нужно по-экономически выверено.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Мне же правительство Кобякова подкидывает вопрос: Александр Григорьевич, разрешите за пределы страны реализовать ниже себестоимости. Слушайте, реализуйте, если вы такие смелые. А потом, если директора видят, что надо ниже стоимости продать, то давайте продадим внутри страны. Потому что, продав за пределы страны, трудно потом проконтролировать. И, самое главное, - у нас сегодня проблема с качеством. Есть проблемы. И проколы есть. И по МТЗ, но тут меньше, по МАЗу, по другим предприятиям. Если даже мы этот трактор отдали внутри, и там что-то случиться, так мы его обслужим мгновенно.

В большинстве случаев промышленные предприятия ориентированы на Россию. Найти новые рынки – дело непростое и небыстрое.

Федор Домотенко, генеральный директор ОАО «Минский тракторный завод»:
Недавно мы провели переговоры с представителями Зимбабве, Замбии, ЮАР, получили официальное приглашение. В Пакистане мы создаем сборочное производство. Подписаны контракты. Работа там идет успешно.

Мало кто помнит, что к выпуску известных во всём мире тракторов, завод шел поэтапно. В итоге теперь белорусская техника может работать в самых разных условиях. Конечно, конкуренция есть. Взять, к примеру, знаменитые немецкие аналоги. Обогнать конкурентов помочь может и постепенная модернизация, и новые подходы. Для начала – в дизайне.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Внешне посмотришь – красиво, а внутри эти детали надо как-то смотреть. Обшивка нежнее чтобы уже, ближе к иностранцам. Но это уже на порядок выше.

Минский тракторный завод стал в 1994 году одним из первых предприятий, где побывал Александр Лукашенко после избрания президентом. Тогда, в середине 90-х, высказывались настойчивые предложения о закрытии промышленных гигантов Беларуси. Ставку предлагали делать на небольшие мобильные производства. Наша страна пошла другим путем, и, как показала практика, решение было правильным. И сегодня отечественная техника может полностью заменить импортные аналоги.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Мне говорят: «Качество, качество». Да, за это будем спрашивать, но надо понимать, что у нас этого не было. Мы за последние годы это все создали и создавали под жестоким давлением: «Давай, давай». Естественно, надо годы для того, чтобы довести технику. Так же? Поэтому если и есть где-то минусы… Минчане, я знаю, закупили импортные трактора для коммуналки – зачем? Завод рядом. Вышел из строя какой-то узел – так он мгновенно подъедет и отремонтирует его. Я постоянно предупреждаю правительство: мы не члены ВТО, мы никому ничего не обязаны, не должны. Давайте защитим свой внутренний рынок, не отдадим никому. От утюга до трактора и автомобиля.
В ближайшее время (надо наметить, я уже вчера говорил) мы проведем специальное совещание у президента, где правительство доложит. Посмотрим за девять месяцев, допустим, как выполнено, что ввезли по импорту, почему ввезли и что правительство предприняло в этом году, чтобы защитить собственного товаропроизводителя, как это делается во всем мире.

Кстати, в настоящее время у МТЗ появилась возможность сотрудничать с китайскими партнерами. На днях завершился визит в Беларусь председателя КНР Си Цзиньпина. Интерес Поднебесной к продукции Синеокой есть.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Это наш друг. И он прямо там, что очень редко бывает во время визита, собирал своих людей, давал им конкретные указания. Цель была одна: белорусам надо подставить плечо, им надо помочь, потому что они нас никогда не подводили. Губернаторы напрямую договорились с губерниями. 50% ВВП стран – а это же громадное ВВП! – дают эти восемь провинций. Мы для них капля в море. Нам одной провинции бы хватило. Он восемь привез. Надо сейчас это развивать.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы