Как госкомпании переходят на отечественное по. Покушение на брэнд. Возможно ли построить бизнес на копировании торговой марки. Компании занятые импортозамещением будут стимулироваться субсидиями

, Роскомнадзора , Министерства по делам Северного Кавказа .

В числе ранее опубликовавших свои планы - Федеральное казначейство , Росимущество , Федеральная служба судебных приставов , Роспотребнадзор , Федеральная служба исполнения наказаний , Федеральное агентство по государственным резервам , Роструд и другие.

Согласно рекомендуемой Минкомсвязи форме плана-графика и рекомендуемым индикаторам, уже в 2017 году доля отечественных ОС в центральных аппаратах госорганов должна составлять не менее 30% и не менее 20% - в их территориальных органах, а в 2018 году – не менее 50% и 40% соответственно.

Для базового набора приложений по работе с текстом, таблицами, презентациями и т.д. аналогичные показатели на 2017 год установлены для операционных систем - не менее 50% и 20%, на 2018 год – не менее 80% и 50% соответственно.

Источник, близкий к одному из ведомств, называет опубликованные планы-графики, скорее, «отпиской для Минкомсвязи» и считает, что к реальным планам они зачастую имеют мало отношения.

Российские разработчики ПО, однако, отмечают реальное повышения спроса на свои продукты. Гендиректор разработчика ОС «Базальт СПО» Алексей Смирнов в разговоре с TAdviser отметил, что ситуация с переходом на отечественные ОС заметно поменялась со второй половины 2017 года: если ранее госзаказчики зачастую старались найти различные причины не использовать отечественные продукты, то теперь они осмысленно ищут, где можно без потерь заместить импортные ОС.

Проводится очень много тестирований, демонстраций работы ОС на стенде, рассказывает он. Эта тенденция отразилась и на реальных продажах «Базальт СПО», утверждает Смирнов.

В качестве примеров проектов гендиректор «Базальт СПО» привел использование ОС ФНС для ФГИС «Ресстр ЗАГС» - на серверах в ЦОДе и рабочих местах в ЗАГСах, на серверах системы паспортов нового поколения , в Госдуме . В большом объеме ОС приобретает Московская область, есть проекты в Тюмени и других регионах.

Алексей Смирнов отметил, что поставки были и до этого, но теперь они приобрели систематический характер. Этому, по мнению Смирнова, способствуют и изменения в закон о запрете на допуск импортного ПО, который с января стал распространяться не только на покупку лицензий, но и на аренду софта, облачные подписки, покупку оборудования с предустановленным ПО и др. Благоприятствует более активному переходу и тот факт, что уже складываются целые комплексы прикладных программ для ОС на базе Linux, позволяющие решать различные задачи.

Гендиректор «Базальт СПО» полагает, что тормозят более активный переход госорганов на отечественные ОС на базе Linux особенности государственных информационных систем. Многие из них изначально разрабатывались под пользователей с ОС Windows и браузером Internet Explorer , и, получается, заменив ОС и офисное ПО на отечественные, чиновники не могут полноценно работать с такими госинформресурсами. Такая проблема, например, существовала с системой госзакупок .

Медведев утвердил требования к российскому офисному ПО

В марте 2017 года председатель правительства Дмитрий Медведев подписал , устанавливающее дополнительные требования к отечественному офисному программному обеспечению, включенному в реестр российского ПО . К офисному ПО, в частности, относятся: операционная система , коммуникационное ПО, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, файловые менеджеры, справочно-правовая система, системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты .

Требования устанавливаются к составу, функциональным характеристикам и сопровождению программного обеспечения. В проекте постановления прописаны требования к офисному ПО в целом и к отдельным его составляющим, а также к форматам входных/выходных данных.

В числе общих требований к офисному ПО:

  • русскоязычный интерфейс;
  • возможность аутентификации и идентификации пользователей в ЕСИА (если программа имеет функцию идентификации);
  • отсутствие требования установки дополнительного ПО (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего ограничения на его свободное распространение на территории РФ, за исключением операционных систем;
  • для веб-доступа пользователя к офисному ПО должна обеспечиваться возможность использования интернет-браузеров не менее чем 3 различных правообладателей, при этом сведения об одном из которых включены в реестр российского ПО.

На АРМ пользователя офисные программы должны иметь возможность работать под управлением не менее 2 различных ОС, включенных в реестр российского ПО, и ОС Microsoft Windows (версии 7 и выше). Для серверного оборудования - под управлением не менее 2 ОС, сведения о которых включены в реестр, и ОС Microsoft Windows Server (версии 2008 и выше).

Из требований к офисному пакету в части текстового редактора, табличного редактора и редактора презентаций – возможность совместной работы над электронным документом группы пользователей, в том числе записи изменений в электронном документе в режиме реального времени.

Средства просмотра электронных документов должны поддерживать форматы bmp, jpg, jpeg, png, gif, tif, tiff, OOXML, docx, doc, pptx, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, odt, ods, odp, avi, mpeg, mp3. Для создания новых электронных текстовых документов, презентаций, таблиц офисное ПО должно поддерживать, в том числе, форматы Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), Office Open XML (OOXML, PPTX) и PDF .

В 3-месячный срок со дня выпуска постановления Минкомсвязи должно утвердить порядок и методику подтверждения соответствия ПО установленным требованиям, а в 6-месячный срок - обеспечить подтверждение, что им соответствует уже включенное в реестр офисное ПО.

Помимо требований к офисному ПО, реестровая запись дополнена сведениями о соответствии или несоответствии включенного в указанный реестр программного обеспечения установленным дополнительным требованиям, которые определяют состав, архитектуру, функции отечественного офисного программного обеспечения, необходимого для замены импортных аналогов.

2016

В Минкомсвязи попытались разработать требования к российскому офисному ПО. Получилось слабо

В требованиях к составу ПО говорится, что оно должно включать в себя редактор текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, ПО электронной почты, почтовые приложения, коммуникационное ПО, файловый менеджер, органайзеры, средства просмотра и операционные системы.

В числе общих требований к офисному ПО - оно должно обеспечивать совместную работу над электронным документом группой пользователей с возможностью записи изменений в режиме реального времени, говорится в документе.

В случае доступа пользователя к офисному ПО с использованием средств интернет-браузера , оно должно обеспечивать возможность использования интернет-браузеров не менее чем трех различных правообладателей.

Офисное ПО должно поддерживать работу с СУБД , включенными в реестр российского программного обеспечения.

В требованиях к операционным системам указывается, что для автоматизированного рабочего места офисное ПО должно поддерживать работу не менее чем на двух различных ОС семейства Linux и ОС Microsoft Windows (версии 7 и выше). Для серверного оборудования требуется поддержка не менее чем на двух ОС семейства Linux, а для абонентских устройств – поддержка ОС Android , Apple iOS и Tizen .

Коммуникационное программное обеспечение должно обеспечивать создание, просмотр, редактирование, копирование, вывод на печать информации и передачу с использованием каналов связи и локальных вычислительных сетей электронных документов, электронных сообщений, включая текстовые сообщения, изображения, звуковые и видео- файлы. К нему установлены требования о поддержке доставки сообщений, возможности отключения уведомлений о сообщениях, поиска по сообщениям и др.

Большой список требований содержится к почтовым приложениям. В нем прописаны особенности взаимодействия между серверным и клиентским ПО и функциональные возможности. В числе требований также – реализация средств антивирусной проверки электронных сообщений и электронных документов и механизмы шифрования информации и электронной подписи.

В требованиях к средствам просмотра указывается, что они должны обеспечивать возможность просмотра электронных документов, в том числе сохраненных в форматах bmp, jpg, jpeg, png, gif, tif, tiff, OOXML, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, odf, avi, mpeg. Редактор презентаций должен поддерживать форматы электронных документов Open Document Format и формат электронных презентаций Microsoft (pptx), а создание новых табличных электронных документов должно быть возможно, в том числе, в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), Office Open XML (OOXML, XLSX).

Стоит отметить, что в документе авторы путают форматы как таковые и файловые расширения форматов: противопоставляют OOXML и xlsx, хотя, первое включает в себя второе. В документе упоминается стандарт ISO 29500 в качестве проекта, хотя он был утвержден еще в 2008 году.

В Ассоциации «Отечественный софт» сообщили TAdviser, что у организации пока нет позиции по этому документу. Его разослали членам АРПП и собирают отклики, исходя из которых, ассоциация позднее сформирует свою позицию.

Советник генерального директора СПО-разработчика «Базальт СПО» Алексей Смирнов рассказал TAdviser, что отправлял свои замечания на предварительную версию документа. Некоторые из них были учтены полностью или частично. Например, были исправлены формулировки требований к форматам поддерживаемых документов, но по этому списку надо еще поработать, он явно сырой и многократно дублируется в документе, полагает эксперт.

В числе неучтенных – замечание к требованию возможности совместного редактирования электронного документа в реальном времени. Алексей Смирнов не уверен, что это требование будет соответствовать требованиям по безопасности и уверен, что оно точно не применимо ко всему ПО сразу, как оно выставлено в текущей версии документа.

Также у эксперта вызывает недоумение требование для вновь закупаемого офисного ПО обязательно обеспечить работу и под ОС Windows: «Сейчас оправданием покупки Windows является только совместимость с прикладным ПО, но в требования уже заложена совместимость прикладного ПО с Linux», аргументирует Смирнов. Кроме того, «две версии Linux», поддержку которых устанавливает проект, – это например RedHat и SuSE , поэтому должна быть совместимость именно с ОС из реестра, уверен он. Смирнов предлагает в данном пункте ограничиться требованием совместимости с какой-либо ОС из реестра отечественного ПО.

Из требований к ОС для рабочих станций следует, что от ОС Windows 7 требуется, чтобы она позволяла запускать все программы, собранные для работы под ОС Windows 10 , указывает на еще одну недоработку в документе Смирнов. Он считает, что вряд ли это реализуемо.

В числе других замечаний Алексея Смирнова - почему «выпали» многие важные для офисной работы классы ПО, например ВКС и ERP . Возражение, что они имеют серверную основу, он считает неактуальным, поскольку почта и месенджер тоже не ограничивается клиентским ПО.

Алексей Смирнов также поднимал вопрос относительно порядка применения этих требований: кем и когда будет осуществляться проверка их выполнения для конкретных программ? Кроме того, некоторые пункты документа, по его мнению, могут быть поняты как дополнительные требования ко всем программам соответствующих классов при их занесении в реестр. Однако реестром пользуются не только федералы, и возникает вопрос, что тогда делать регионам, муниципалам и госкорпорациям.

Непонятен и юридический статус документа, указывает в своих замечаниях советник генерального директора «Базальт СПО». В нем фактически заложено дополнительное ограничение по госзакупкам. Это значит, что он должен быть привязан к 44-ФЗ, иначе у госзаказчика возникнут проблемы с законом, полагает он.

Ранее, в июле 2016 года, вышло распоряжение правительства, согласно которому до конца 2018 года федеральные госорганы должны перейти на российское офисное программное обеспечение. Разработка требований к его составу и функциональным характеристикам была возложена на Минкомсвязи, а срок исполнения обозначен октябрем 2016 года.

В конце сентября 2016 года состоялось заседание рабочей группы Совета по региональной информатизации - рабочего органа Минкомсвязи, на котором участники обсуждали функциональные требования к отечественному офисному ПО для госорганов. К этому моменту ведомство направляло в федеральные органы исполнительной власти запрос об используемом ПО и предъявляемых к нему требованиях. Также представители отрасли направляли Минкомсвязи свои предложения по функциональным требованиям к офисному ПО. В Минкомсвязи отмечали, что проект постановления правительства о дополнительных требованиях к офисному ПО разрабатывался с учетом проведенного анализа полученной информации от госорганов и представителей отрасли.

Стартовала подготовка к зачистке импортного офисного ПО и операционных систем в госорганах

29 августа 2016 года Минкомсвязи разослало в федеральные госорганы и внебюджетные фонды письмо (копия есть в распоряжении TAdviser) с просьбой предоставить данные об использовании офисного программного обеспечения в их деятельности.

Анализ этой информации необходимо провести в рамках исполнения плана перехода федеральных госорганов и внебюджетных фондов на использование отечественного офисного ПО в 2016-2018 гг.

Данное письмо Минкомсвязи направило госорганам взамен аналогичного документа, которое ранее, в конце июля, разослал замминистра связи Алексей Соколов . В новом письме расширен список классов офисного иностранного ПО, о котором госорганам требуется предоставить сведения: теперь к нему отнесли также операционные системы, антивирусное ПО и ПО обеспечения информационной безопасности , справочно-правовые системы.

Полный список используемого офисного ПО, о котором требуется предоставить сведения, теперь выглядит так:

  • Редакторы презентаций
  • Табличные редакторы
  • Текстовые редакторы
  • Редакторы диаграмм, блок-схем
  • Справочно-правовые системы
  • Коммуникаторы/меесенджеры (включая мобильные)
  • Серверное и клиентское ПО электронной почты
  • Органайзеры/планировщики
  • Средства просмотра документов
  • Редакторы мультимедиа
  • Антивирусное ПО и ПО обеспечения информационной безопасности

В более ранней версии письма список включал:

  • Файловые менеджеры
  • Коммуникационное программное обеспечение
  • Офисные пакеты
  • Почтовые приложения
  • Органайзеры
  • Средства просмотра документов
  • Браузеры
  • Редакторы мультимедиа
  • Редакторы презентаций
  • Табличные редакторы
  • Текстовые редакторы

Как и ранее, Минкомсвязи также интересуют 20 самых часто запускаемых иностранных продуктов за период с начала 2011 по конец 2015 года.

Отдельно ведомство просит перечислить требования к офисному ПО со стороны ведомственных автоматизированных информационных систем. Судя по всему, это заменило вопрос о том, «имеется ли «жесткая» привязка к использованию определенных офисных приложений» со стороны ведомственных информационных систем, который содержался в июльском письме госорганам.

Чиновников просят предоставить информацию об использовании ПО не только в своих центральных аппаратах, но и в территориальных подразделениях, подведомственных агентствах, ФГУПах и т.п. Также требуется предоставить сведения о фактических и прогнозных затратах на указанные продукты в федеральных госорганах и подведомственных им учреждениях.

Дополнительно Минкомсвязи просит федеральные госорганы и внебюджетные фонды сообщить о готовности участия в реализации пилотного проекта по переходу на использование отечественного офисного ПО, который планируется провести в 2016-2017 гг.

Информацию необходимо направить в Минкомсвязи до 1 октября 2016 года. На основании анализа должна быть определена потребность в офисном программном обеспечении на период 2016-2018 годов.

Утверждение плана перехода госорганов на российское офисное ПО

26 июля 2016 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил план перехода федеральных госорганов и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения в 2017-2018 гг. Обеспечивать его реализацию будет Минкомсвязи совместно с заинтересованными госорганами.

Согласно соответствующему распоряжению правительства, до 1 октября 2016 года госорганы должны предоставить Минкомсвязи сведения об использовании офисного ПО, а до 1 марта 2017 года - утвердить планы-графики перехода на использование отечественного офисного ПО в 2017-2018 гг.

Переход необходимо осуществлять с использованием ПО, включенного в единый реестр отечественного программного обеспечения .

С января по май 2017 года, в соответствии с планом, должен быть реализован пилотный проект по переводу на отечественное офисное ПО, в том числе - предоставляемое по облачной модели, не менее двух федеральных органов исполнительной власти, не менее трех территориальных органов ФНС и одного подведомственного ей казенного учреждения, а также не менее одного государственного внебюджетного фонда.

После этого, с мая 2017 года по декабрь 2018 года, госорганы и внебюджетные фонды должны перейти на отечественное офисное ПО.

План также включает разработку Минкомсвязи предложений по реализации механизмов, предусматривающих до 2020 года переход органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, госкомпаний и акционерных обществ с госучастием, государственных казенных и бюджетных учреждений, на использование отечественного офисного ПО.

Полный текст распоряжения

1. Утвердить прилагаемый план перехода в 2016 - 2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения.

2. Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами обеспечить реализацию плана, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.

3. Федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам:

  • до 1 октября 2016 г. представить в Минкомсвязь России сведения об использовании офисного программного обеспечения в порядке и объеме, которые определяются Минкомсвязью России;
  • до 1 марта 2017 г. утвердить планы-графики перехода в 2017 - 2018 годах на использование отечественного офисного программного обеспечения;
  • обеспечить переход на использование отечественного офисного программного обеспечения в соответствии с утвержденными планамиграфиками.

4. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам осуществлять переход на использование отечественного офисного программного обеспечения:

  • с использованием программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
  • в случае предоставления отечественного офисного программного обеспечения по "облачной" технологии - с применением инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственным корпорациям и компаниям, акционерным обществам с государственным участием предусмотреть реализацию мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения.

Полный текст плана

Мероприятие Вид документа, подтверждающего исполнение мероприятия Ответственный исполнитель Срок реализации Ожидаемые результаты
1 Проведение анализа отечественного программного обеспечения, внесенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также использования офисного программного обеспечения в деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, включая их территориальные подразделения, а также в деятельности подведомственных федеральным органам исполнительной власти федеральных государственных унитарных предприятий, государственных казенных и бюджетных учреждений, в том числе с учетом требований к офисному программному обеспечению со стороны ведомственных автоматизированных информационных систем Минкомсвязь России , федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды октябрь 2016 г. проведен анализ отечественного программного обеспечения, внесенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также использования офисного программного обеспечения, в том числе с учетом требований со стороны ведомственных автоматизированных информационных систем. Определена потребность в офисном программном обеспечении на период 2016-2018 годов
2 Разработка требований, предъявляемых к составу и функциональным характеристикам офисного программного обеспечения, в том числе предоставляемого по "облачной" технологии, для использования федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Минкомсвязь России,заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды октябрь 2016 г. утверждены требования, предъявляемые к составу и функциональным характеристикам офисного программного обеспечения
3 Подготовка финансово-экономического обоснования перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения на 2016-2018 годы доклад в Правительство Российской Федерации Минкомсвязь России ноябрь 2016 г. подготовлено финансово-экономическое обоснование перехода на отечественное офисное программное обеспечение
4 Разработка правил предоставления офисного программного обеспечения, в том числе по "облачной" технологии акт Правительства Российской Федерации декабрь 2016 г. определены правила предоставления офисного программного обеспечения, в том числе предоставляемого по "облачной" технологии
5 Подготовка предложений по организации и порядку реализации в 2016-2017 годах пилотного проекта по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения доклад в Правительство Российской Федерации Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные государственные внебюджетные фонды октябрь 2016 г. определен порядок и сроки реализации пилотного проекта; определены федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды, участвующие в реализации пилотного проекта
6 Определение порядка и методики подтверждения соответствия отечественного офисного программного обеспечения установленным требованиям к функциональным характеристикам офисного программного обеспечения Минкомсвязь России ноябрь 2016 г. утвержден порядок и методика подтверждения соответствия отечественного офисного программного обеспечения установленным требованиям к функциональным характеристикам офисного программного обеспечения
7 Создание программно-аппаратного стенда в целях подтверждения соответствия отечественного офисного программного обеспечения установленным требованиям к функциональным характеристикам офисного программного обеспечения доклад в Правительство Российской Федерации Минкомсвязь России декабрь 2016 г. создан стенд для подтверждения соответствия отечественного офисного программного обеспечения установленным требованиям к функциональным характеристикам офисного программного обеспечения
8 Разработка методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения ведомственный нормативный правовой акт Минкомсвязь России декабрь 2016 г. утверждены методические рекомендации
9 Подготовка инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, и системы федеральных и региональных центров обработки данных, для предоставления федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам отечественного офисного программного обеспечения, в том числе по "облачной" технологии доклад в Правительство Российской Федерации Минкомсвязь России декабрь 2016 г. подготовлена необходимая инфраструктура; отработана технология предоставления отечественного офисного программного обеспечения с применением "облачной" технологии
10 Реализация пилотного проекта по переводу не менее 2 федеральных органов исполнительной власти, не менее 3 территориальных органов Федеральной налоговой службы и одного подведомственного ей казенного учреждения, и не менее одного государственного внебюджетного фонда на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе предоставляемого по "облачной" технологии, с учетом требований к офисному программному обеспечению со стороны ведомственных автоматизированных информационных систем доклад в Правительство Российской Федерации Минкомсвязь России, ФНС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и государственный внебюджетный фонд январь - май 2017 г. реализован пилотный проект по использованию отечественного офисного программного обеспечения, в том числе предоставляемого по "облачной" технологии
11 Разработка предложений по реализации механизмов, предусматривающих переход до конца 2020 года органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций и компаний, государственных казенных и бюджетных учреждений, акционерных обществ с государственным участием на использование отечественного офисного программного обеспечения доклад в Правительство Российской Федерации Минкомсвязь России май 2017 г. разработаны предложения по реализации механизмов, предусматривающих переход до конца 2020 года указанных органов власти и организаций на использование отечественного офисного программного обеспечения; определены этапность перехода и перечень нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для перехода указанных органов власти и организаций на использование отечественного офисного программного обеспечения
12 Переход федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения доклад в Минкомсвязь России федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды май 2017 г. - декабрь 2018 г. реализован механизм перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения
13 Разработка нормативных правовых актов и методических рекомендаций, формирующих правовую и методологическую основу перехода до конца 2020 года органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций и компаний, государственных казенных и бюджетных учреждений, акционерных обществ с государственным участием на использование отечественного офисного программного обеспечения нормативные правовые акты, методические рекомендации Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти август 2017 г. приняты нормативные правовые акты и утверждены методические рекомендации
14 Подготовка ежегодного доклада о ходе перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения доклад в Правительство Российской Федерации Минкомсвязь России, федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды ежегодно, до 30 декабря текущего года обеспечен мониторинг и контроль перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения
15 Проведение методологических семинаров по переходу на использование отечественного программного обеспечения

Приоритет российских цифровых продуктов над зарубежными для государственных органов закреплен законом №188-ФЗ, принятым в прошлом году. С 1 января 2016 года в России заработал реестр отечественного ПО, с помощью которого и происходит выбор нужных властям сервисов. В настоящее время перечень содержит 1962 продукта по таким классификациям, как базы данных, операционные системы, офисные приложения, серверное ПО и другие.

В том случае, если разработка российских программистов не подходит, заказчик обязан опубликовать обоснование отказа от закупки.

Документ распространяется на представителей власти, однако с весны 2016 года правительство заговорило о переносе этих норм на государственные корпорации и компании с госучастием. В июле СМИ и вовсе сообщили, что первый вице-премьер Игорь Шувалов разослал предприятиям директиву, в которой говорится о необходимости выбора в пользу российского ПО.

В беседе с пресс-службой «Ростелекома» «Газете.Ru» рассказали, что оператор заинтересован в увеличении доли отечественного софта в своих IT-системах и отдает предпочтение российскому производителю при прочих равных — цене, качестве, надежности, сервисной поддержке.

«Но для нас важно, чтобы импортозамещение не снижало качество ПО и не увеличивало затраты компании», — отметила руководитель направления по продвижению сегмента B2B/B2G Ирина Жаброва.

По словам представителя «Ростелекома», оператор уже активно пользуется отечественным ПО. «Часть локальных разработок для BSS-систем пробуем производить на альтернативных решениях, в том числе поддерживаемых сообществами. Самый критичный для нашего бизнеса вид ПО — OSS/BSS-системы. Большинство из этих систем в «Ростелекоме» построены на российских платформах (биллинг, системы линейного учета), и часто нашими партнерами по этим внедрениям выступают малые предприятия», — рассказала Жаброва.

В РЖД «Газете.Ru» сообщили, что «значительная часть IT-ландшафта компании сформирована отечественными решениями». «Технологии и алгоритмы, используемые в автоматизированных системах управления основными технологическими процессами РЖД, являются российскими разработками.

Даже в тех случаях, когда используются базовые технологические платформы иностранного производства, например SAP, все разработки, которые осуществляются на их основе, являются отечественными», — заявили в компании.

В целях реализации политики импортозамещения компания рассматривает возможность увеличения доли отечественного ПО, в частности внедрения систем управления предприятием (ERP-систем) отечественного производства.

«Для оценки перспектив сотрудничества с крупнейшими отечественными поставщиками данного класса систем — компаниями «Галактика» и 1С — созданы исследовательские лаборатории. Решение об использовании нового программного обеспечения будет приниматься с учетом оценки производительности и масштабируемости ПО, функционального наполнения и совокупной стоимости владения», — рассказали в пресс-службе РЖД.

«Аэрофлот» и Сбербанк от комментариев отказались.

Ужесточение и наказание

Весной сообщалось, что такие ведомства, как Минэкономразвития, Минкомсвязь и Минпромторг, предлагают ввести штрафы за отказ со стороны госструктур закупать российский софт. Но от этой идеи позже отказались. Пока что закон носит рекомендательный характер.

В конце марта министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров в ходе совещания правительства у президента России говорил, что Минкомсвязь вместе с ФАС будет ловить за руку госзаказчиков, которые «по старинке предпочитают закупать иностранное ПО, несмотря на то что появились аналогичные российские решения».

Позиция министра, судя по всему, не изменилась. Так, на совместной с «Ростелекомом» и департаментом информационных технологий (ДИТ) Москвы конференции, состоявшейся во вторник, 27 сентября, Никифоров обратил внимание, что 2016 год прошел относительно спокойно, но следующий год таким уже не будет.

По словам главы Минкомсвязи, в рамках политики импортозамещения в 2017 году будет инициировано больше проверок со стороны регуляторов. Никифоров назвал это закручиванием гаек и добавил, что ФАС, Генпрокуратура и Счетная палата будут тщательно проверять исполнение законодательства о закупках российского ПО.

«Мы за то, чтобы на деньги российских налогоплательщиков и госкомпаний приобретались преимущественно отечественные программные продукты», — заявил министр связи.

Никифоров отметил, что переход на отечественный софт — это комплексная работа. Под этим подразумеваются закон о госзакупках, проекты министерства, снижение налогов для российских разработчиков и строительство технопарков.

Глава Минкомсвязи полагает, что госорганам и компаниям долгое время было удобно закупать программы и сервисы у зарубежных организаций, так как благодаря большим средствам, выделенным на маркетинг, заказчики получали дополнительные бонусы. Среди них министр назвал зарубежные поездки и особое внимание.

«Сейчас есть только общие документы, которые говорят о необходимости перехода на отечественные технологии, а планы должны быть адресными для отдельно взятого министерства и госкомпании. Это позволит учесть специфику каждого ведомства и предприятия», — считает руководитель отдела отраслевых решений департамента инфраструктурных решений группы компаний Softline Алексей Стрельников.

По мнению эксперта, переходу на отечественный софт мешает тот факт, что потребители привыкли к иностранным технологиям и очень тяжело отказываются от инвестиций, которые были сделаны в эти проекты.

«Механизм штрафов не всегда является рабочим. Лучше, если есть показатели, которые должны быть достигнуты, а ответственный человек за выполнение данных показателей сможет самостоятельно решать внутренние вопросы», — отметил Стрельников.

Первая жертва ФАС

Пока что ФАС удалось схватить за руку Минстрой, который в июле подвел итоги одного из своих электронных аукционов. Его победителем стала «Геокэпитал», что не устроило компанию «Новые облачные технологии», которой принадлежит пакет программ «Мой офис». Предприятие, чьи продукты зафиксированы в реестре отечественного ПО, пожаловалось в ФАС.

Регулятор посчитал, что обоснование Минстроя о невозможности соблюдения запрета на иностранное ПО составлено с нарушениями. Среди них — отсутствие указания характеристики программных продуктов из реестра отечественного софта, аналогичных объекту закупки.

Также ФАС отметила, что заказчик включил в одну закупку российские и зарубежные решения, указав при этом на невозможность соблюдения запрета закупать иностранные программные продукты. Это, по мнению ведомства, вводит участников тендера в заблуждение.

В связи с тем что по результатам аукциона был заключен контракт, ФАС приняла решение не выдавать предписание об устранении нарушений. Однако решила передать материалы дела Управлению контроля размещения государственного заказа для возбуждения дел об административных правонарушениях.

«ФАС уже была не вправе отменять торги, так как на момент рассмотрения дела контракт Минстроя уже был заключен.

Отмена торгов теперь возможна только в судебном порядке. Именно по этой причине нами было принято решение создать прецедент и попытаться отстоять свои интересы как отечественного разработчика в суде», — рассказали «Газете.Ru» в юридическом департаменте «Новых облачных технологий».

Компания оценивает свои шансы на победу как средние. «Здесь важнее создать прецедент, так как пока что по подобным вопросам сложились условия ограниченной судебной практики», — заключили в предприятии.

ФАС не смогла оперативно ответить на запрос «Газеты.Ru».

Уже этим летом правительство может принять критерии отнесения продукции к российской. Товарам, которые будут удовлетворять всем требованиям, дадут приоритет при госзакупках

Покупайте российское

Доказать, что твой товар сделан в России, легко, «симулируя» процентную долю уровня локализации, говорит высокопоставленный чиновник правительства, участвующий в обсуждении вопросов импортозамещения: ​«Считается все по таможенной стоимости, она занижается, завышаются накладные расходы и расходы, которые совершаются на закупках комплектующих в стране. Получается, что мы создаем российский продукт, который на самом деле таковым не является. Мы бы хотели другие условия».

Чтобы решить проблему, Минпромторг разработал проект постановления, который должен четко регулировать критерии отнесения продукции к российской, и расписывает, что отнести к продукции, аналоги которой не производятся в стране (такое оборудование при ввозе не облагается НДС). На этой неделе должна завершиться оценка регулирующего воздействия документа, постановление может быть выпущено до конца июня, говорит источник РБК. В Минэкономразвития проект пока не поступал, сообщил РБК представитель министерства.

Критериев российской продукции несколько. В документе (проект размещен на regulation.gov.ru) оговаривается перечень условий и операций в России, процентная доля стоимости материалов и компонентов из-за рубежа в цене конечной продукции. Она должна рассчитываться по таможенной стоимости при их ввозе или по документально подтвержденной цене их первой продажи в России, стоимость промышленной продукции определяется с учетом затрат на доставку с завода.

Также оговаривается обязательное условие, что производитель должен выполнять научно-исследовательские работы, привлекать к работе граждан России и проч.

Для каждой отрасли устанавливаются отдельные показатели. В документе они есть по восьми отраслям — медицинское оборудование, фармацевтика, электроника и микроэлектроника, станкостроение, автомобилестроение, специальное машиностроение, фотоника и светотехника, электротехника и электроэнергетика. В приложениях несколько десятков наименований продукции, для которых предлагаются отдельные условия (см. примеры во врезе).

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил в интервью в тематическом приложении к «Коммерсанту» в мае этого года, что по мере проработки критериев по другим товарам «постановление будет расширяться и дополняться новыми позициями». Источник РБК в правительстве говорит, что работа ведется над 13 отраслевыми положениями.

Критериев отнесения промышленной продукции, не имеющей аналогов в России, два. Продукция не должна иметь такие же технические и эксплуатационные характеристики, физические, химические и другие свойства, не относящиеся исключительно к ее внешнему виду, которые более чем на 20% влияют на ее работу. Второй критерий — цена и стоимость эксплуатации. Для товара, который производится в России, учитывается разница более 20% в стоимости или затратах на эксплуатацию.

Перечень такой продукции будет корректироваться, говорит источник в правительстве. Предполагается, что экспертизой того, к какой категории можно отнести продукт, будут заниматься ТПП и Российский фонд технологического развития, следует из документа.


Бизнес ждет уточнений

«Пока призывы к локализации по лекарственным препаратам и субстанциям остаются лишь политическими призывами, но только критериями эту проблему не решить. Сейчас нет не только критериев, но и внятной процедуры подтверждения. Например, чтобы назвать свою компанию производителем локальной продукции, достаточно при оформлении заявки на сайте госзакупок просто поставить галочку — и вы сразу получите 15-процентные преференции», — сетует руководитель отраслевого отделения по фармацевтике и биотехнологиям «Деловой России» Захар Голант.

В фармацевтике есть совершенно неочевидные критерии, которые нужно учесть, добавляет он: «Есть много лекарственных препаратов, критерии локальности в которых неодинаковые даже в отдельной категории — например, таблетки или жидкость: стоимость лекарственных субстанций для препаратов в ампулах может достигать 80%, а в таблетках она на порядок меньше. Как рассчитывать?»

Для продукции, которую предприятие производит и поставляет, например в Минобороны, уже сейчас требуются на 100% отечественные компоненты, говорит сотрудник одной из компаний, производящих фотоприемники. По его словам, в некоторых устройствах для гражданского сектора содержатся зарубежные комплектующие, от которых придется отказываться, чтобы соответствовать новым нормам (согласно критериям, разработанным Минпромторгом, доля зарубежных компонентов в производимых товарах этого сегмента к 2019 году не должна превышать 30%). Но из-за высокого курса доллара отечественные компоненты сейчас использовать выгоднее, отметил собеседник РБК.

Для представителей автопрома критерии прописаны в уже действующем постановлении правительства №166, напоминает представитель Ford Sollers. Также там прописаны и обязательства автопроизводителей, в том числе по уровню локализации, обязательства по организации центра исследований и разработок на территории России и создание производства двигателей.

Кнут или пряник

Опрошенные РБК представители бизнес-сообщества говорят, что теперь с учетом повышенного внимания государства к программам импортозамещения компании, которые будут соответствовать критериям производителя «российского продукта», могли бы рассчитывать на преференции. «Но здесь глобальный вопрос — это будет в формате кнута или в формате пряника. Что это — бонус для тех, кто критериям соответствует, или же ограничение для тех, кто под эти критерии не подпадает», — рассуждает источник, близкий к бюро правления РСПП.

«Мы будем привязывать к постановлению реализацию специнвестконтрактов», — говорит правительственный чиновник. Он добавляет, что также предполагается возможность размещения заказа у единственного поставщика, если исполнителем такого заказа является участник специнвестконтракта.

Минпромторг начал прием заявок на участие в специнвестпроектах в апреле этого года, значится в сообщении на сайте ведомства. В рамках проектов государство предоставляет субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках в 2014-2016 годах на проекты в области гражданской промышленности по госпрограмме «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В отборе могут участвовать компании с проектами стоимостью до 5 млрд руб. Субсидии предоставляются по кредитам на срок не менее трех лет, субсидируется 0,7 ключевой ставки ЦБ по кредитному договору.

Предполагается, что для компаний, которые соответствуют критериям, будут предложены и другие преференции, говорит первый зампред общественного совета при Минпромторге Антон Данилов-Данильян. «Если вы действительно являетесь полноценной российской компанией и производите продукт по этим критериям, то гораздо легче получить помощь в государственных институтах развития, — говорит он. — Компании смогут рассчитывать на помощь в расширении производства и в страховании для выхода на экспортные рынки».

Отдельно обсуждается и допуск компаний к госзакупкам. Планируется разработка проектов постановлений, в соответствии с которыми условием допуска товаров к госзакупкам будет являться их производство в странах, входящих в Евразийский экономический союз, следует из документов Минпромторга. «Чтобы быть российским продуктом, нужно чтобы комплектующие были из стран ЕАЭС, в том числе России. Это обязательно», — говорит РБК правительственный чиновник.

Идея обязать иностранные компании, желающие участвовать в госзакупках, в течение нескольких лет локализовать производство в России, обсуждается в правительстве несколько лет. Но критерии, согласно которым компании или их товары признаются локализованными, описаны недостаточно подробно, это может привести к злоупотреблениям, выражали опасения в начале этого года в Ассоциации европейского бизнеса, следует из презентации организации.

Истинное отношение россиян к отечественному производителю

Отечественный производитель жив. Отечественный производитель будет жить.

Результаты опроса ИОМ «Анкетолог» показывают, что 45% россиян отдают предпочтение отечественным товарам по сравнению с иностранными при покупке, а 17%, наоборот, более лояльны к зарубежным производителям. Отметим довольно интересную особенность: конкретная страна-производитель того или иного товара значима при его покупке для 56% респондентов, и только 15% не уделяют данному факту внимания. Импортные производители не только постепенно вытесняются с товарных рынков, но и из сознания россиян.

В целом российские производители получили положительные оценки от 86% респондентов (22% относятся абсолютно положительно, еще 64% - скорее положительно). Еще один значимый и весьма позитивный показатель: 29% опрошенных полностью уверены, что отечественный производитель сможет обеспечить в ближайшем будущем страну всем необходимым, ещё 44% уверены в этом в достаточной степени.

Доверяй, но проверяй!

А вот уровень доверия к продукции в зависимости от её производителя колеблется весьма значительно. Российским товарам выказали свое доверие 77% опрошенных (12% доверяют полностью, ещё 65% - имеют частичный уровень доверия). Товары иностранного производства получили 66% доверительных отзывов россиян, что уже говорит об изменении основных потребительских предпочтений населения страны.

Наибольший процент респондентов (79%) показал своё доверие товарам, произведённым российскими компаниями совместно с иностранными партнерами, как эталону качества. Меньше всего россияне доверяют товарам, изготовленным отечественными компаниями, но под некой иностранной маркой, своего рода мимикрирующим брендам.

Предпочтения и пожелания

Как показали результаты опроса, наиболее часто отечественные товары россияне стараются покупать в таких категориях, как продукты питания (84%), лекарства (51%), безалкогольные напитки (50%), ювелирные изделия (42%) и предметы гигиены (39%). Однако объем спроса на российские товары продолжает увеличиваться. Поэтому респонденты хотели бы видеть больше отечественной продукции в таких категориях, как одежда (57%), лекарства (56%), обувь (54%), продукты питания (52%) и бытовая техника (48%).

И вывод напрашивается сам собой: российские потребители предпочитают приобретать именно товары отечественных производителей и положительно к ним относятся.

Медовый пряник и ложка дегтя...

Причины подобного позитивного отношения, как показал опрос, заключаются в следующем: подходящая цена товаров для кошелька среднестатистического россиянина (75%), использование натурального сырья и материалов (71%), а также достаточно приемлемое качество изготовления (50%).

Однако, стоит признать и тот факт, что до идеала отечественным производителям ещё далеко.

14% опрошенных отметили, что негативно относятся к российским компаниям. В качестве обоснования своей позиции респонденты отметили следующие минусы: довольно низкое качество изготовления (90%), низкая надежность продукции (82%), ее недолговечность (70%), завышенная цена (67%) и плохой дизайн (55%). Исправить ситуацию отечественные производители могут по средствам повышения качества продукции (85%), использования качественного сырья и материалов (63%), расширения ассортимента (60%) и снижения цен на готовую продукцию (57%).

Основными ассоциациями, возникающими у респондентов при упоминании словосочетания «отечественный производитель», являются «своё, родное», «натуральное, экологически чистое», «недорогое». Однако с подобными позитивными ассоциации соседствуют и негативные: «низкокачественное», «отсталое», «некрасивое». Выделена одна знаковая тенденция: в сознании россиян «отечественный производитель» прочно ассоциируется с сельским хозяйством и производством именно пищевой продукции, но также живым является и негативный образ, связанный с низким качеством изделий нашего автомобилестроения.

Изготовлено в России

Ровно половина респондентов (50%) выразила готовность покупать продукцию отечественных производителей по более высокой цене, но при условии, что она не будет уступать по качеству и другим важным параметрам иностранным аналогам. Россияне готовы заплатить несколько более высокую цену за товар, если будут уверены, что он произведен в России, в следующих категориях: продукты питания (55%), лекарства (44%), одежда (33%), обувь (32%) и бытовая техника (27%).

При этом почти треть всех опрошенных (30%) вообще не готова платить более высокую цену за товар, какая бы страна его не произвела.

Следует отметить, что респонденты считают российские товары весьма распространёнными по наличию на разнообразных точках продажи. Данный показатель позволяет оценить: куда именно будут двигаться потребители за необходимым товаром. Так 53% опрошенных уверены, что большая часть отечественной продукции реализуется через рынки. Еще 40% респондентов видит в этом качестве обычные розничные магазины. А 39% считает, что продукцию российских производителей можно приобрести в любой торговой точке в независимости от её статуса.

В целом российские товары заслуживают положительные отзывы. 39% респондентов отмечают, что качество российских товаров весьма хорошее, однако все-таки до иностранных аналогов оно не дотягивает. 34% опрошенных считают, что качество осталось на том же, довольно среднем, уровне, но в условиях отсутствия иностранного товара-заменителя на подобный факт можно не обращать внимания. Наиболее позитивно настроенная группа (14%) уверена, что отечественные производители научились изготовлять товары более высокого качества, чем иностранные аналоги, поступающие на наш рынок. А вот негативно настроенная группа респондентов (12%) считает, что качество продукции российских компаний осталось либо на довольно низком уровне, или, как наиболее депрессивный сценарий, стало еще хуже.

Упаковка - лицо товара

Стимулировать спрос потребителей на российские товары можно разными способами. Одним из вариантов является использование размещенной на упаковке информации о том, что данный товар был изготовлен отечественным производителем на современным заводе и по последним технологиям. Согласно результатам опроса подобная информация значительно повысила бы вероятность покупки у 58% респондентов, еще у 27% - в средней степени. Также отметим тот факт, что у потребителей развилась идентификация отечественных товаров, и повысился общий уровень доверия к ним. Так 71% респондентов ответили, что, скорее всего, поверят в то, что товар произведен в России, если на его упаковке будет присутствовать подобная крупная надпись. Еще 20% заявили, что абсолютно точно поверят в подобную предоставленную информацию. В качестве уточнения отметим, что 22% респондентов приобрели бы товары с пометкой «Произведено в России» с вероятностью в 50%, 16% опрошенных сделали бы это с вероятностью в 90%, еще 16% - со значением в 100%.

Изображение на упаковке, несомненно, повышает желание у потребителя приобрести товар. По мнению респондентов наиболее подходящими изображениями для отечественных товаров являются знак ГОСТ (57%), флаг страны или иная государственная символика (47%), а также изображение русской тройки (14%). Остальные примеры изображений, являющихся неофициальными символами России, набрали относительно небольшой процент голосов: московский Кремль набрал 13%, медведь как символ страны и ее животного мира – 13%, береза как символ русской души и природы набрала 11% голосов, матрешка – 10%. Самовар как дома и уюта получил 6%, изображение девушки в народном костюме – 5%, церковь или храм, балет как символ культуры и хоккеист, олицетворяющий спортивные достижения, набрали по 4% голосов, а народный музыкальный инструмент балалайка - всего 3%.

Также размещение на этикетке товара некой дополнительной информации согласно результатам исследования усилит доверие к отечественной продукции в значительной степени у 41% респондентов, в средней степени – 35% опрошенных, незначительно – у 18%. Для того, чтобы повысить уровень доверия на упаковке, по мнению респондентов, необходимо указывать срок годности продукции (74%), как неотъемлемый атрибут, знак качества или сертификации товара (74%), страну-поставщика сырья и материалов (68%), а также – заключение о безвредности сырья, необходимого для изготовления товара (63%).

В нынешнем состоянии этикетка отечественных товаров заслуживает следующие оценки: по критерию четкости изображения и информации 47% респондентов выставили балл 3, а 31% дает оценку «хорошо»; полнота о продукте оценивается в большей части как удовлетворительно (49% выборов) или хорошо (30%). А вот читабельность информации на упаковке получает 3 балла (41%) и 4 балла (31%) соответственно.

Отечественный патриотичный потребитель

Повышению покупательского спроса на отечественные товары может способствовать и общий подъем патриотизма среди населения. Так, 41% респондентов указали, что стали бы покупать больше российской продукции на волне усилившегося патриотизма, еще почти пятая часть опрошенных (22%) абсолютно точно бы стали делать подобное.

Примерный уровень патриотично настроенных в разной степени граждан, согласно опросу, равняется 89% (64% абсолютно согласны с утверждением о том, что «необходимо любить свою страну, несмотря на трудности и тяжелые условия, в которых она находится»; еще 25% частично согласны с данным утверждением). В ходе опроса была выделена весьма интересная особенность: уровень патриотизма среди россиян весьма ощутимо зависит от дохода, который имеют граждане. Так, наибольшее число респондентов (56%), абсолютно согласных с вышеуказанным утверждением, оценивают свой доход на умеренном уровне, достаточном для приобретения продуктов питания и некоторых дорогостоящих покупок. Однако и группа антипатриотически настроенных граждан состоит в основной части из людей с умеренным (43%), а также средним (37%) доходом, достаточным для приобретения товаров длительного пользования. Отметим, что ни возраст, ни сфера деятельности, а именно, доход является показателем не только отношения к отечественному производителю и его товарам, но и уровня патриотизма в целом.

Онлайн опрос проведен с 24 сентября по 8 октября среди 514 участников из 9 Федеральных округов Российской Федерации.

В 1961 году художник-сюрреалист Сальвадор Дали нарисовал для испанской компании, принадлежащей семье Бернат, логотип леденца на палочке. Леденец назывался Chupa Chups . Дали был признанным мастером эпатажа, но он и представить себе не мог, что в 2001 году в России будет налажено производство леденца с вызывающим названием «Лизун-Сосун», чье оформление в точности повторяло дизайн Chupa Chups . Своим появлением этот продукт обязан Илье Аверьянову, владельцу кондитерской фабрики «Меньшевик».

Как утверждает сам Аверьянов, римейк Chupa Chups получился вполне удачным: за первые же три месяца производства «Лизун-Сосун» безо всякой рекламы отъел у своего испанского близнеца 30% российского рынка (компания Chupa Chups предоставляет другие данные). Есть только одна закавыка – прямое копирование всемирно известного брэнда кажется уж очень сомнительным приемом. Но на этот счет у Аверьянова имеется теория, объясняющая, почему прав он, а не испанцы.

Товары-близнецы

В Советском Союзе вошло в обиход слово «фирменный», то есть произведенный за границей. Такой товар противопоставлялся безликой ненадежной отечественной «штамповке». В начале 90-х это понятие девальвировалось почти также стремительно, как национальная валюта – оказалось, что не все духи Chanel сделаны во Франции и не каждая пара джинсов Levi s имеет отношение к одноименной американской компании. Страну заполонили низкого качества подделки двух видов: выглядевшие точно как оригинал или же сильно на него похожие (вроде плейеров Pavasonic и кроссовок Reebuk ). Говорить о размерах ущерба легальной экономике тогда просто не имело смысла – слишком велика была доля подделок.

Позже смысл появился. Например, два года назад ущерб, нанесенный пиратами только лишь иностранным компаниям, работающим в России, оценивался в $1 млрд. Сумма немаленькая, но при этом никто уже не спорил, что сам рынок стал куда более цивилизованным. К тому времени российские компании создали торговые марки, сопоставимые по стоимости с западными (взять ту же «Балтику» или «Вимм-Билль-Данн»). В каждой мало-мальски серьезной фирме появился отдел маркетинга, а недобросовестных конкурентов, ворующих интеллектуальную собственность, стали таскать по судам.

Однако чем строже рыночные правила, тем экзотичнее исключения из них. Даже сейчас, когда время разгула пиратства миновало, некоторые компании творчески используют чужие марки. «Меньшевик», выпускающий помимо конфет «Лизун-Сосун» также жвачку «Турбо Надув» (очень напоминает Turbo производства турецкой компании Kent ) и Life is Life (вариация на тему турецкой же Love is …), – только один из примеров.

Великий плагиатор

Илье Аверьянову 34 года, он выпускник физфака МГУ. В бизнес пошел еще в 1988-ом – вместе с однокурсниками строил поселки на берегу Ледовитого океана. Месяц тяжелой работы приносил до 10 тыс. рублей, на эти деньги можно было купить «Волгу». Когда Аверьянов рассказывает, чем он занимался последующие десять лет, уследить за его мыслью почти невозможно: кажется, что тебе показывают нарезку из программы Парфенова «Намедни. 1991 – 1999». Фондовая биржа, обменный пункт, временная работа в Германии на конвейере Daimler -Chrysler , растворимый напиток Yupi , пошив штор, тушенка и стиральный порошок «7/Я», строительство коттеджей на Рублевке. Однако красной нитью через трудовую биографию Аверьянова проходят жевательная резинка и леденцы на палочке, тот самый Chupa Chups . Этими товарами он торгует с 1993 года, а к 1997-му оборот его компании достиг максимума – $170 млн.

Потом, как известно, был кризис. А еще потом Аверьянов решил делать жвачку сам. «Поехал в Страсбург, где прошел производственные курсы (в России перенимать опыт было не у кого), и в 1999 году на выставке в Дюссельдорфе купил все оборудование для своей фабрики», – рассказывает предприниматель. Он очень любит ссылаться на классиков марксизма-ленинизма: «Мы взяли самое новое оборудование, потому что я прекрасно помню из трудов, так сказать, Ульянова (Ленина), что конкурентным преимуществом при капитализме является высокая производительность труда». Всего в кондитерскую фабрику «Меньшевик» уже вложено $17 млн.

По оценке Аверьянова, российский рынок жвачки bubble gum составляет 10,8 тыс. тонн, а «Меньшевику», чей оборот в этом году составит $30 млн, на этом рынке принадлежит 60%. Независимые эксперты называют иные цифры. По данным агентства «Бизнес Аналитика», на «Меньшевика» приходится 8,7% рынка детской жевательной резинки в десяти крупнейших городах. При этом жвачка Life is ... Life занимает 2,7% рынка (Love is... – 4,2%), а «Турбо Надув» – 2,7% (у турецкой Turbo – только 1,3%).

Аверьянов не скрывает, что копировал чужие торговые марки намеренно: «Мы не должны были делать собственную марку, пока не было уверенности в качестве продукта». Более того, предприниматель говорит, что компания Chupa Chups отчасти обязана ему своим успехом на российском рынке. «В создании этой марки я сыграл не последнюю роль. Занимаясь импортом, я вкладывал свою интеллектуальную и прочую собственность, – говорит Аверьянов. – Сначала я бесплатно завозил этот товар во все города и веси, а потом товар, став достаточно распространенным, получал рекламную поддержку, которая дала возможность позиционировать его в более высокой ценовой нише, а производителю – получать сверхприбыль. В тот момент мои функции по отношению к этой марке были исчерпаны. И мне дали это понять. Сначала я получал скидку в 15 – 20%, потом мои доходы опустили до 10%, а со временем они оказались на уровне 3%. На открытый вопрос: «Почему вы это делаете – ведь мне нужно развиваться и дальше?» был ответ: «Если ты будешь развиваться, у тебя появятся деньги, и с этими деньгами ты сможешь с нами конкурировать, а нам этого не нужно».

Правда, в самой Chupa Chups не склонны переоценивать роль Аверьянова. «Его компания была дистрибутором турецкой компании Kent , карамель Chupa Chups компания Ильи Аверьянова продавала недолго и в незначительных объемах», – говорится в ответе «Чупа Чупс Рус» на вопросы «Ко». Однако и подавать в суд на «Меньшевика» испанцы не стали. Но об этом ниже.

«Классический стиль»

Можно ли просто взять и скопировать известную торговую марку? На таким образом сформулированный вопрос ответ будет однозначно отрицательным, если вы не собираетесь начинать свой бизнес с нарушения закона. Но ведь проблему можно поставить иначе: как далеко можно зайти в копировании? А вот на этот вопрос уже нет однозначного ответа, поскольку здесь мы погружаемся в зыбкую материю субъективности. Конечно, любая крупная корпорация, чья финансовая мощь опирается на качественные, стоящие миллионы долларов брэнды, вежливо заметит, что неэтично даже задумываться об использовании чужих идей. Но как быть небольшой фирме, у которой нет денег на общенациональную рекламную кампанию?

Примеров, когда известные западные компании уличают локальных производителей в плагиате, масса. Другое дело, что не всегда им удается пресечь выпуск подозрительной с их точки зрения продукции.

Например, в Ереване выпускаются сигареты с мундштуком Cigaronne . Внешне они напоминают Davidoff : скошенные углы упаковки, похожий шрифт с завитушками, приблизительно та же расцветка. Справедливости ради стоит заметить, что Cigaronne чуть больше по размеру (как раз из-за мундштука) и значительно дороже (в России они продаются по 60 руб. за пачку). Карен Адонц, гендиректор зарегистрированной в Швейцарии фирмы Cigaronne , говорит, что его компанию сложно обвинить в воровстве идей: «Мы хотели создать премиум-сигареты. Учитывая стремление респектабельных курильщиков к комфорту, мы снабдили сигареты мундштуком, а при выборе оформления стремились сделать дизайн в классическом стиле».

«Классический стиль» Cigaronne не остался незамеченным представителями немецкой компании Reemstma , производящей Davidoff . В апреле в Амстердаме рассматривался иск немцев к швейцарской компании. Однако суд возражения Reemstma не принял. «Я не считаю, что наши сигареты похожи на Davidoff , – говорит Адонц. – А обвинения Reemstma были для нас неожиданностью. Они сводились к трем пунктам: дизайн упаковки, введение потребителя в заблуждение, возможность получения дополнительной прибыли за счет рекламы Davidoff . Все эти обвинения несостоятельны. Например, восьмигранную упаковку, которую мы используем, имеет также Dunhill и другие сигареты». Получила ли Cigaronne дополнительную прибыль от чужой рекламы, выяснить не удалось: Адонц не раскрывает финансовых показателей компании. Он лишь отметил, что за два месяца 2002 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи Cigaronne выросли на 50%.

Или другой случай, где тоже пересеклись интересы крупной западной компании и местного производителя. Полтора года назад англо-голландский концерн Unilever направил жалобу в МАП, потребовав от московской фирмы «Метелица» прекратить производство торта «Венеция», который внешне напоминает торт-мороженое Vienetta , продукцию Unilever. В концерне посчитали, что конкурент неправомерно использует элементы дизайна упаковки, а также «характерный внешний вид торта-мороженого» (точнее, волнистые узоры по бокам и в верхней части торта). Эксперты «Роспатента» признали, что потребитель действительно может смешать товарные знаки двух этих тортов. Однако «Венеция» (как написано на сайте «Метелицы», «о ригинальный торт-мороженое в традиционном итальянском стиле») производится до сих пор. Дело в том, что апелляционная палата «Роспатента», куда обратилась российская компания, не согласилась с тем, что две торговые марки похожи до степени смешения. «Они похожи, но не тождественны. Так что мы одержали победу в том споре», – говорит юрист «Метелицы» Иван Звягинцев. Что же касается внешнего вида самого торта, то снять эту претензию концерна Unilever оказалось еще легче: все производители подобной продукции пользуются примерно одинаковым оборудованием, вот и выходят у них одинаковые на вид торты.

Есть, конечно, и примеры с крупными фирмами. На фармацевтическом рынке никто больше Владимира Брынцалова не выслушивал в свой адрес обвинений в копировании известных препаратов. Так, в декабре прошлого года коммерческий директор венгерской компании Gedeon Richter Бела Беде заявил, что фирма Брынцалова «Ферейн» «занимается клонированием лекарств, разработанных и производимых [нами]». Как рассказал Беде агентству «Интерфакс», «Ферейн» закупал реагенты в разных странах и начал выпускать свое лекарство, скопировав при этом оригинальную упаковку «Кавинтона». Таким же образом, по словам представителя фирмы, Брынцалов наладил выпуск лекарств, копирующих венгерский препарат но-шпа и инсулин. Беде отметил, что «от действий «Ферейна» страдает не только Gedeon Richter, но и ряд других зарубежных фармацевтических компаний». Однако ЗАО «Брынцалов А», которому принадлежит торговый знак «Ферейн», наотрез отрицает, что из стен его фабрики выходит «Кавинтон» или другое «клонированное» лекарство. Российская компания отмечает, что она выпускает только препараты, уже утратившие силу патентной защиты (которая составляет 20 лет), да и то под своими именами. То есть не но-шпу и «Кавинтон», а «Нош-бру» и «Бравинтон» – законно зарегистрированные марки.

Закон есть закон

Закон «О товарных знаках» гласит: «Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца. Нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, …, продажа… товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров». Уже сама эта формулировка открывает первую возможность для использования чужих марок: если следовать букве закона, то получается, что можно зарегистрировать товарный знак BMW , например, для туалетной бумаги, поскольку автомобили и средства гигиены – неоднородные товары.

Конечно, на деле никто этого не допустит. «Любой эксперт «Роспатента» вам откажет в регистрации, так как BMW можно считать общеизвестным товарным знаком», – говорит патентный поверенный Валерий Калиновский. В законе понятие «общеизвестный товарный знак» не приводится, однако оно установлено международными соглашениями, в которых участвует Россия. Существует даже официальная процедура признания товарного знака общеизвестным – для этого необходимо подать заявление в Высшую патентную палату «Роспатента». Она, в свою очередь, может потребовать провести опрос общественного мнения, предоставить данные об объемах продаж и т.д. Но официально эту процедуру в России прошли не больше пяти знаков, поэтому экспертам «Роспатента» приходится в основном руководствоваться собственными оценками: поставить логотип BMW на туалетную бумагу они не разрешат, но, например, зарегистрировать знак «ЛОМО» по классу мясных продуктов могут (такую регистрацию сделал себе мясокомбинат «КампоМос»). А кто сказал, что фотоаппараты «ЛОМО» менее известны, чем BMW ?

Что же касается товарных знаков, не прямо повторяющих зарегистрированные, а только напоминающих их, то здесь пространства для творчества еще больше. Калиновский признает, что непросто найти грань, когда «наступает смешение в обороте», то есть когда потребитель сбивается с толку из-за схожести марок. «Существует целая теория, как маркировать товар, использовать или нет элементы оформления чужих товаров», – рассуждает патентный поверенный.

Иногда к Калиновскому приходят клиенты, желающие зарегистрировать товарный знак, сходный до степени смешения с уже известным: «Такие люди хотят снять сливки с рынка, а потом могут попросту уйти в тень. Они могут даже не дожидаться окончательной регистрации товарного знака, довольствуясь получением первичной документации. Как правило, мы не работаем с такими заказчиками, поскольку это связано с недобросовестной конкуренцией». В начале 1990-х годов Калиновскому, например, пришлось отказать предпринимателям, желавшим зарегистрировать товарный знак Yves Roche (именно так, без r на конце) по классу алкогольных напитков, точнее для газированного вина. Патентный поверенный руководствовался тогда тем, что на рынке уже была марка парфюмерии Yves Rocher , и производство «шампанского», оформленного по образцу этой известной марки, ввело бы потребителей в заблуждение относительно происхождения товара. Впрочем, вино все равно поступило в продажу. Причем вообще без регистрации товарного знака.

Торговая марка типа Yves Roche может пройти регистрацию и просто по недосмотру сотрудников «Роспатента» – они же не роботы и не в состоянии держать в памяти все зарегистрированные знаки. К тому же известно, что сотрудники патентного ведомства получают низкую зарплату, а это открывает дорогу коррупции.

Но если подделка уже попала на рынок, то бороться с этим приходится тем, чьи права оказались нарушены. Компании могут обратиться в «Роспатент», в суд или в МАП, добиваясь отмены регистрации, запрета на производство или продажу подделки. И это не всегда пустое занятие. Довольно часто компаниям удается приостановить (или не допустить) производство товаров, вводящих в заблуждение потребителей. Например, недавно пивоваренная компания Bravo International (пиво «Бочкарев») добилась признания недействительной регистрации торговой марки «Бокарев». А месяц назад Министерство по антимонопольной политике предписало компании «Меньшевик» прекратить производство и продажу жевательной резинки Life is Life . С соответствующим требованием в МАП обратилась турецкая фирма «Данди Сакыз», производитель Love is … Антимонопольное ведомство опиралось на экспертное заключение «Роспатента», который установил, что продукция «Меньшевика» похожа до степени смешения на Love is … (Правда, «Меньшевик» тут же подал в арбитражный суд иск, оспаривающий решение МАП, что автоматически приостанавливает действие предписания антимонопольного ведомства.)

А вот «Чупа Чупс Рус» не предпринимает никаких юридических действий против «Меньшевика», так как считает, что «компания, избравшая тактику копирования чужого широко известного продукта, не сможет долго существовать на рынке».

Кстати, «Меньшевик» действительно не собирается долго придерживаться нынешней тактики. Отработав на чужих марках производство и сбыт, кондитерская фабрика намерена запустить свой оригинальный продукт, в рекламу которого будет вложено до конца года $1,4 млн. Название собственной торговой марки компания держит в секрете до презентации, намеченной на конец июня.

Тогда же, а точнее с 1 июля, вступит в силу новый вариант Административного кодекса, который впервые затронет вопрос пиратства. Кодекс предусматривает, например, конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. До сих пор нарушитель закона обязан был лишь устранить с товара или его упаковки незаконно использованный знак, на сам товар никто не покушался. Как отмечают специалисты юридической фирмы Baker & McKenzie , «предоставление товарному знаку защиты в рамках законодательства об административной ответственности означает появление возможности быстрого, эффективного, не требующего значительных затрат способа обеспечения прав на товарные знаки». Но они же отмечают, что действенность нового механизма станет понятна только из практики применения его госорганами.

Максим Кашулинский, Влад Коваленко

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы